После того как исполнитель выполнил работы по государственному контракту или поставил необходимые товары, а заказчик оплатил их, то формально обязательства сторон по соглашению считаются исполненными. Но, с точки зрения 44-ФЗ, такой контракт нельзя считать закрытым.
Как закрыть выполненный контракт в ЕИС
В рамках 44-ФЗ предусматриваются две отчетные формы, после сдачи которых контракт считается официально закрытым. Заказчик обязан размещать на сайте ЕИС не только сведения о проведении закупки, выборе победителя и заключении с ним контракта, но и данные по результатам его исполнения.
В 44-ФЗ предусмотрены две формы отчетности, связанные с госконтрактом. Это:
- Реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ.
- Отчет об исполнении контракта, результатах выполнения отдельного этапа по ч. 9 ст. 94 44-ФЗ.
Контракт по нормам 44-ФЗ считается исполненным после того, как обе стороны выполнили все обязательства по нему.
Согласно гражданско-правовому законодательству, обязательство подрядчика или поставщика сводится к своевременной поставке качественного товара или оказанию услуги, а заказчика – их оплата на условиях договора. Так как оплата всегда производится после принятия результатов заказчиком, то именно это событие хронологически считается последним выполненным обязательством и после него заказчику предстоит закрыть контракт в установленном законодательством порядке.
Уведомление о завершении строительства. Заполнение заявления.
Отчетность по результатам исполнения контракта позволяет всем желающим ознакомиться в ЕИС:
- со сведениями относительно соответствия исполненных обязательств требованиям закупки и плану-графику;
- с соблюдением установленных контрактом сроков;
- со штрафными санкциями, которые были применены к сторонам;
- с изменением или расторжением договорных условий;
- с ненадлежащим исполнением или неисполнением контракта.
В обязанности заказчика входит закрытие контракта не только по результатам исполнения обязательств по нему, но и в следующих случаях:
- Контракт был расторгнут на основании решения одной из сторон.
- Контракт расторгнут по соглашению сторон.
- Контракт расторгнут в одностороннем порядке.
- Выполнен этап работ, поставки товаров и услуг в случае, если контракт предусматривает поэтапную оплату.
- Поставщик или исполнитель по госконтракту были ликвидированы.
Помимо 44-ФЗ, порядок подготовки и размещения в ЕИС отчетности об исполнении государственного контракта и его форма определяются в Постановлении Правительства РФ №1093, Постановлении Правительства №1094 от 2013 года.
Алгоритм действий
Заказчику по 44-ФЗ необходимо придерживаться следующего алгоритма закрытия контракта:
- Исполнитель (подрядчик, поставщик) исполняет свои обязательства по государственному контракту.
- Заказчик проводит внешнюю или внутреннюю экспертизу выполненных работ или услуг либо поставленных товаров.
- При обнаружении недостатков исполнителю даются разумные сроки для их устранения.
- В случае если результаты выполненных работ или поставленные товары удовлетворяют требованиям закупки, то заказчик подписывает итоговый документ о приемке.
- Поставщик выставляет заказчику счет на оплату его услуг.
- Заказчик оплачивает результаты исполнения контракта.
- Передает необходимую информацию в реестр контрактов по 44-ФЗ.
- Подписывает отчетность при помощи ЭЦП и направляет отчетность об исполнении контракта в ЕИС. Отчетность может формироваться в электронном и графическом виде.
Стоит отметить, что выше приведен алгоритм для закрытия контракта, который был своевременно исполнен и оплачен. На практике так бывает не всегда.
В случае расторжения контракта, по которому еще не было исполнено никаких обязательств, по нему нужно разместить в ЕИС соглашение о расторжении контракта в реестре контракта и отчета.
Если плановые объемы закупок товаров, услуг и работ не совпали с фактическими, то предпринимаемые заказчиком действия будут зависеть от специфики ситуации:
- В случае если объем услуг или поставленных товаров по государственному контракту не был полностью выбран, то контракт расторгается через подписание соглашения сторон. После чего заказчик отчитывается в ЕИС.
- В случае если заказчику нужна дополнительная поставка в размере не более 10% от объема по контракту, сторонам следует подписать дополнительное соглашение на увеличение объема госконтракта, после исполнения обязательств по которому формируется отчетность.
- В случае если объем товаров был фактически выбран, и до конца года потребность в товарах превышает 10%, контракт расторгается на сумму исполнения и заключается новый договор. В этом случае заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком и внести изменения в план-график не позднее, чем за 10 дней до размещения в ЕИС извещения о закупке. Отчетность заказчик размещает по отдельности по каждому из подписанных контрактов.
Для размещения отчетных сведений в ЕИС заказчику следует придерживаться такого алгоритма:
- Зайти в личный кабинет ЕИС.
- Во вкладке «Отчеты» выбрать пункт «Создать».
- Выбрать «Отчет об исполнении».
- Заполнить предложенные поля о заказчике, поставщике и итогах контракта, а также одно из полей с информацией о госконтракте, о ненадлежащем исполнении, об изменении или расторжении контракта.
- Прикрепить необходимые документы.
- Нажать кнопку «Сохранить и разместить».
Какие документы необходимо приложить
Перечень документов, которые заказчику необходимо приложить к отчетности, зависит от того, в чем заключался предмет контракта. Именно этим определяется вид подписываемых документов о приемке. Это могут быть:
- Товарная накладная при поставках товаров.
- Акт о приеме-передаче выполненных работ.
- Акт о приемке оказанных услуг.
Также к отчету прилагается заключение, которое было выдано по результатам внешней экспертизы. Такие заключения о соответствии принятой продукции требованиям контракта подрядчикам нужно получить у внешних экспертов в случае закупок технически сложных товаров и услуг, если провести экспертную оценку качества собственными силами заказчика не представляется возможным. Результаты внутренней экспертизы, проведенной собственными силами заказчика, прикладывать к отчетности по контракту не нужно.
Исходя из специфики закупки, к отчетности может прилагаться другая документация.
Перечень прилагаемых к отчету сведений перечислен в ч. 10 ст. 94 44-ФЗ и является исчерпывающим. Контролирующие инстанции не вправе требовать от заказчика предоставления платежных документов, которые бы подтвердили оплату им услуг подрядчика. При этом реквизиты платежных документов заказчику нужно прописать в форме отчета.
Что касается реестра отчета, то в него передаются ключевые положения заключенного контракта, включая источник финансирования, способ определения поставщика, дату подведения итогов закупки и подписания государственного контракта, объект закупки, цену победителя, цену единицы товара, наименование страны, сроки исполнения контракта.
Для подтверждения указанных сведений заказчику следует приложить к форме для реестра копию подписанного контракта, заверенную ЭЦП, либо дополнительного соглашения, которое изменяет его условия. Также от заказчика потребуются следующие документы:
- Документация о приемке результатов работ или поставке товара поставщиком (подрядчиком).
- Решение врачебной комиссии, если предполагалась закупка лекарств.
- Прочая информация и документация, которые прописаны в законах.
При формировании записи в реестре заказчику нужно прикладывать документацию о согласовании закупки у единственного поставщика по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Сроки закрытия
Согласно ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, заказчики должны в течение 3 рабочих дней направлять в ЕИС сведения о заключении, расторжении и исполнении контракта, а также о приемке товаров, услуг и работ со дня заключения, исполнения или расторжения контракта.
По Постановлению Правительства №632 от 2018 года были внесены изменения в порядок отчетности по 44-ФЗ и Постановление Правительства №1084 от 2013 года, которое его регламентирует сегодня.
С июля 2018 были увеличены сроки для передачи информации данных об исполнении контракта в реестре. Теперь они составляют не три, а пять рабочих дней. Помимо этого, с июля 2018 года не размещаются в ЕИС сведения и документы по госконтрактам, которые были подписаны по результатам закрытых закупочных процедур по п. 3-5 ст. 84 44-ФЗ.
Сведения об изменении контракта и его расторжении передаются в ЕИС в течение 1 рабочего дня по требованиям ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, хотя указанные здесь сроки противоречат положениям ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, где прописаны трехдневные сроки.
В ч. 26 ст. 95 44-ФЗ прямо не сказано о том, что информацию о данных событиях нужно размещать в реестре, но других норм законодательство о контрактной системе не содержит. Поэтому во избежание спорных ситуаций заказчику стоит ориентироваться на сроки в 1 день.
Отчетность по результатам исполнения контракта должна появиться в ЕИС при наступлении одного из событий, которые указаны ниже:
- Оплата обязательств заказчика перед поставщиком на основании подписанного приемочного документа по результатам исполнения контракта.
- Оплата отдельного этапа исполнения контракта на основании промежуточной приемочной документации, подписанной заказчиком или приемочной комиссией.
- Оплата заказчиком обязательств по государственному контракту и подписание им документа о приемке поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ.
- Расторжение контракта на основании соглашения сторон, судебного решения, решения поставщика или заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (сроки отсчитываются со дня принятия такого решения).
В случае если по решению суда заказчика обязали оплатить услуги подрядчика, то отчетность о контракте должна быть размещена в ЕИС по результатам оплаты по исполнительному листу в течение 3 дней. То есть отчетность формируется в стандартном порядке, как при закрытии исполненного контракта, но при оплате неустойки ее необходимо прописать отдельно.
Обязанность заказчика по закрытию контракта считается исполненной только после размещения информации о нем в ЕИС. То есть дата фактического формирования отчетности в этом случае не учитывается.
Если отчетность составляется в отношении контрактов, которые содержат государственную тайну, то дата ее подписания руководством заказчика и считается датой подготовки отчетности. Связано это с тем, что сведения об исполнении таких контрактов не подлежат размещению в открытом доступе.
К вопросу исполнения сроков по 44-ФЗ заказчику необходимо подойти максимально ответственно. Если по результатам плановой или внеплановой проверки ФАС обнаружит просрочку в размещении информации о закрытии контракта в ЕИС, то заказчику грозит административная ответственность. Она наступает по нормам ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП и установлена в размере 15 тыс. р. для должностных лиц заказчика в лице специалиста контрактной службы или управляющего либо 50 тыс. р. – для организации.
Если обязательные документы о закрытии не были размещены в ЕИС, то штраф установлен в размере 50 тыс. р. для должностных и 500 тыс. р. – для юридических лиц. Такие санкции установлены в ч. 3 ст. 7.30 КоАП.
Сроки давности для привлечения к административной ответственности за данное деяние составляют 1 год с момента наступления соответствующего события, нарушающего нормы закона.
Таким образом, под закрытием контракта по 44-ФЗ понимается передача сведений о нем в реестр контрактов и отчетности по результатам исполнения в ЕИС. На передачу информации в реестр заказчику отводится по новым правилам 5 дней с момента исполнения обязательства. Отчетность должна быть размещена в течение 7 дней после ее формирования. За нарушение сроков заказчику грозит административная ответственность.
Источник: zakonguru.com