Отступ от газопровода высокого давления при строительстве

Строительство вблизи газопроводов сегодня строго регламентировано. И в этом нет ничего удивительного: подобные коммуникации довольно опасны, особенно если по неосторожности их повредить. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Чтобы такого не произошло, на территориях, где проходят газопроводы, размечены специальные охранные зоны. Без четкого понимания их сущности, а также знания связанных с этими участками земли нормативов о возведении построек вблизи газопроводов можно даже не задумываться.

Риски строительства вблизи газопровода

Какие риски следует учитывать, планируя строительство вблизи газопровода? Есть много разных факторов, которые можно классифицировать по двум основным видам. Это эксплуатационные риски (вероятность возгораний и взрывов на газопроводе) и нарушение охранных зон. При этом во втором случае следует различать собственные охранные территории, обеспечивающие защиту газовых труб от повреждений при проведении строительных, ремонтных или других работ, а также ЗМР (зоны минимальных расстояний), которые предусматриваются, чтобы защитить людей и здания при аварийных ситуациях на газопроводах.

Что делать, если уличный газопровод мешает.

К производственным рискам на газовых трубопроводах относят разрушение труб с потенциальным разлетом металлических осколков, частиц земли и камней, горение газа, высокие температуры при пожаре, детонацию газа, смешанного с воздухом, разрушение взрывом построек, выгорание кислорода, токсичные продукты горения и т.д.

Риски строительства вблизи газопровода

Аварии на газовых магистралях происходят несколько раз в год. Но и эта ситуация не заставляет покупателей загородной недвижимости быть более бдительными, даже если участок расположен совсем не далеко от газопровода. Многие считают, что эксплуатационные риски – это всего лишь надуманные «страшилки».

Следует помнить, что запрет на строительство жилья в охранных зонах газопровода не может нарушаться ни при каких условиях, а вот в отношении зон минимальных расстояний встречаются разные мнения.

Разновидности газопроводов

Для нужд населения используется газ, отличающийся наиболее высокой калорийностью. Именно такой продукт максимально удовлетворяет всем требованиям для применения в быту. Степень риска при транспортировке газа по трубопроводам выше, чем при доставке этого вещества в специальных баллонах. В зависимости от характеристик местности и эксплуатационных требований существует 3 варианта прокладки газовых магистралей:

Разновидности газопроводов

  1. Сети внутреннего типа прокладываются в зданиях и должны всегда быть в свободном доступе. Для прокладки таких сетей используются медные и стальные трубы. Нормативы по обустройству внутренних сетей обусловлены видом объекта, особенностями монтажа и другими факторами, несущими риски взрыва или возгорания. Эти требования регламентируют все конструкцию внутренних сетей, включая и дымоходы.
  2. Надземные газовые сети считаются наиболее проблемным вариантом прокладки. Этот вариант часто встречается даже на дачных участках, что обусловлено менее высокой стоимостью сборки и более простым доступом при необходимости проведения ремонтных работ. Такие сети, в соответствии с нормами СНиПа, делают из стальных труб. Стоит отметить, что нет строгих требований по расстояниям от надземного газопровода до здания, но вокруг магистрали должна выдерживаться двухсторонняя охранная территория минимум в 2 метра.
  3. Наиболее безопасными считаются подземные газопроводы. Для таких сетей характерны минимальные риски повреждения из-за воздействия внешних факторов. Для их прокладки могут использовать трубы из стали или полимерных материалов. Охранные зоны для поземных газовых магистралей определяются несколькими моментами, которые мы рассмотрим далее.

Охранные зоны в зависимости от категории газопровода

Логично предположить, что газопроводная сеть является местом повышенной опасности. Имеется вероятность таких чрезвычайных ситуаций, как утечка газа, повреждение трубопровода, возгорание и т.п. Для поддержания безопасной и стабильной ситуации необходимо установить охранную территорию.

Охранная зона газа на кадастровый учет

Участок земли, который отводится под охранную зону, чаще всего представляет собой две линии, проходящие параллельно сети газопровода. В зависимости от присвоенной трубопроводной системе категории величина охранного участка может различаться. Рассмотрим, какие группы участков бывают на сегодняшний день.

  • Зона охраны для газопроводной сети низкого давления

Безусловно, трубы с невысоким напряжением представляют собой меньше опасности во время ежедневной эксплуатации и при аварийных ситуациях. Однако газопроводы низкого давления могут также оказаться проблемными, поскольку определить утечку или неполадку в итоге гораздо сложнее. Этот аспект важно учитывать при работе.

По установленному нормативу ширина охранной зоны для внешних газопроводных сетей данного типа составляет всего 2 метра от каждой из осей. Совсем небольшое расстояние определено именно таким образом, поскольку при ЧС утечка будет малоинтенсивной.

Что касается напряжения в трубах, оно крайне низкое – всего 0,005 МПа. При возникновении аварийной ситуации газ начнет сравнительно быстро вырываться. Медлить ни в коем случае нельзя, устранение проблемы становится первоочередным вопросом. Опасность состоит в том, что утечка газа в системе с низким напором не может быть оценена адекватно. Сколько времени прошло, как много газа успело вытечь?

  • Зона охраны для газопроводной сети среднего давления

Характеризуется заметным увеличением напряжения. Нормативное расстояние, которое должно быть минимально сохранено для сетей среднего давления, увеличивается в два раза и достигает 4 метров в обе стороны. Оно значительно меньше по сравнению с газопроводами высокого напора. Важно понимать, что сеть хотя и не содержит высокоинтенсивного топлива внутри, все равно не менее опасна. Если возникает непредвиденная авария, включающая утечку, заметить опасное положение получится не сразу.

Виды малоэтажного строительства: разбираемся в классификации

В нормативных актах и сводах правил установлены категории, определяющие возможное давление в сети газопровода данного типа. Оно может достигать 0,3 МПа. Специалисты высказывают мнение, что для такого напряжения охранная зона должна быть увеличена. Согласно статистическим данным, расчетам и реальным возможностям соответствующие органы оставили значение показателя без изменений.

  • Зона охраны для газопроводной сети высокого давления

Строительство вблизи газопровода высокого давления должно четко соответствовать нормативам, поскольку безопасность окружающей среды и объектов имеют приоритетное значение. Также для газопроводных сетей этого типа требуется удобный и быстрый доступ в случае ремонта или аварии.

Охранные зоны в зависимости от категории газопровода

Сеть относится к высокорискованной, поскольку внутреннее давление здесь намного превышает значение предыдущих категорий. При появлении утечки в трубопроводе топливо начнет резко выходить наружу с высокой скоростью (показатель зависит также от внешних факторов).

Газопроводы высокого давления разделяют на две категории. В первую группу входят сети, напор в которых максимально высокий и достигает от 0,6 МПа до 1,2 МПа. Зона охраны увеличивается до 10 метров в каждую сторону от труб. Во вторую группу входят сети с давлением до 0,6 МПа. Участок охраны в таком случае расширяется до 7 метров.

Как показывает практика, установленные нормативы охранных зон полностью соответствуют технике безопасности. Не похоже, что в скором времени будет рассматриваться возможность уменьшения или увеличения расстояния санитарной территории.

Порядок организации охранных зон газопроводов

Предприятие, планирующее эксплуатацию газопроводной сети высокого давления, занимается и организацией охранной территории вокруг объекта. Требуется проект газопровода, проектная и рабочая документация, разрешения, съемка готовой сети. Процедура организационных мероприятий:

Порядок организации охранных зон газопроводов

  • Для разметки охранной зоны и территориального определения положения на всем участке размещают столбики. Дистанция между ними не должна превышать 0,5 км. Их также устанавливают на каждом повороте или углах сети.
  • Необходимо ежегодно проводить уточнение газопровода и в соответствии с изменениями корректировать документы. В список также входит охранный участок – подтверждаются внесенные дополнения.
  • Для разметки мест, в которых сеть пересекается с инженерными коммуникациями или транспортными путями, используют специальные таблички. Их назначение – уведомить лицо об участке отчуждения газопроводной системы. При этом устанавливать транспортную остановку на данной территории категорически запрещено.
  • Ежегодно ответственное за эксплуатацию газопроводной сети предприятие напоминает пользователям (организациям, физическим лицам) об особенностях и правилах безопасности на охраняемой территории.
  • На маркировочных столбиках располагают таблички с общими сведениями о направлении газопроводной сети и глубине ее установки. Первое объявление с данными о расстоянии размещают под небольшим углом (в 30°). Второй плакат ставят в вертикальном положении.

Если говорить об особенностях организации охранных участков для сетей среднего напряжения, то порядок аналогичный. Щиты с необходимыми данными можно ставить на линиях связи, опорных конструкциях сетей электропередач, КИК. На столбиках с информацией устанавливают плакаты с полным названием сети, дистанцией до труб, величиной охранного участка, контактными данными для связи с обслуживающим газопроводную трассу предприятием.

При разметке газопроводной сети низкого давления порядок организации аналогичен описанному выше. Различие имеется в цвете рамок табличек. Плакат, выполненный в желтых цветах, означает, что сеть сделана из полиэтилена, а если в зеленых – трубы стальные. Например, у трассы высокого давления окантовка таблички имеет яркий красный цвет.

Ответственность за нарушение охранной зоны

Осуществляя строительство около газопровода, важно помнить о наличии охранной территории. Халатное отношение и нарушение зоны может спровоцировать аварию техногенного характера, взрыв или крупный пожар. Причиной является начало строительных работ без официального разрешения соответствующих служб, повреждение транспортного средства и т.п.

При положительном развитии событий будет нарушена только изоляция трубы, а при отрицательном – образуются крупные деформации. Сначала трещины не сильно проявляются, однако именно они станут в последующем главной причиной утечки газа.

Чтобы максимально обезопасить охраняемую зону, были введены правила, запрещающие проводить в обычном режиме строительные и другие земляные работы. Также нельзя возводить складские помещения или другие объекты, загромождающие охранную зону. Помимо перечисленного, на территории санитарного участка категорически запрещено проводить сварку, обустраивать подвалы, устанавливать лестницы для труб газопроводной сети или заборы, ограничивающие быстрый доступ к системе.

Если на территории охранной зоны уже находились постройки, то для проведения ремонта или реконструкции сначала необходимо получить разрешение. Оно выдается предприятием, занимающимся эксплуатацией газопроводной сети.

Доступность газопровода должна быть обеспечена постоянно, даже в тех случаях, когда система исправно работает. Безусловно, если проводятся несанкционированные земляные работы на охраняемом участке, то оперативность аварийной службы будет снижена. Не стоит забывать, что устранение проблем на газопроводе сопряжено с риском.

Читайте также:  Размер выплат при долевом строительстве

Разработка рабочей документации на строительство

Если было совершено незаконное действие на охраняемой территории, то ответственность будет определяться КоАП РФ. В дальнейшем суд выносит решение о назначении штрафной санкции. Ее размер зависит от степени тяжести совершенного правонарушения.

Стоит понимать, что наказание может быть увеличено. Все зависит от последствий деяния на охраняемом участке газопровода. Если после совершения действия пострадали объекты, крупное имущество или физические лица, то дело может из административного перейти в разряд уголовного. Нарушителю грозит лишение свободы.

Ответственность за нарушение охранной зоны

В каждой ситуации уровень ответственности зависит от обстоятельств, при которых было совершено незаконное действие. Во внимание принимаются как смягчающие наказание условия, так и отягчающие. Законодательство в этой области относится и к физическим лицам, и к юридическим.

В конце хотелось бы добавить, что созданные правила безопасности введены для защиты самих людей. Помните, что пренебрежение установленными нормами может грозить большим, чем просто штрафом или судебным разбирательством. Задумайтесь, стоит ли временное неудобство такого риска.

Источник dorians.ru

Охранные зоны газораспределительных сетей

Наша компания планирует вести строительство объекта, который будет включен в общую газораспределительную сеть. Потребуется установить охранную зону для данного объекта. Необходимо понять, какую площадь займет охранная зона? Объект линейный – будет пересекать несколько земельных участков.

Какие ограничения ждут землепользователей в связи с установлением охранной зоны?

Охранные зоны газораспределительных сетей (ГРС).

Хозяйственная деятельность и использование земельных участков, на территории которых или вблизи них находятся газопроводы, происходит на особых условиях. Связано это с тем, что в соответствии с законодательством РФ газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов.

  • В состав газораспределительных сетей (далее ГРС) могут входить:
  • Наземные и надземные распределительные газопроводы;
  • Межпоселковые газопроводы;
  • Газопроводы — вводы с установленной на них запорной арматурой;
  • Внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий;
  • Переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки, железные и автомобильные дороги;
  • Отдельно стоящие регуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населённых пунктов, промышленных и иных предприятий;
  • Газорегуляторные пункты, размещённые в зданиях, шкафах или блоках;
  • Устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии и средства телемеханизации ГРС, объекты их электропривода и энергоснабжения.

Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, права и обязанности эксплуатационных организаций изложены в Правилах охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ № 878 от 20.11.2000 г. (в редакции от 17.05.2016 г.)

Охранные зоны ГРС

  • Вдоль трасс наружных газопроводов — 2 м. с каждой стороны газопровода (в виде территории, ограниченной условными линиями);
  • Вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода — 3 м. от газопровода со стороны провода и 2 м. — с противоположной стороны;
  • Вдоль трасс наружных газопроводов на вечномёрзлых грунтах независимо от материала труб — 10 м. с каждой стороны газопровода (в виде территории, ограниченной условными линиями);
  • Вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов — 10 м. (в виде территории, ограниченной замкнутой линией от границ этих объектов);
  • Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется;
  • Вдоль подводных переходов газопроводов через судоходные и сплавные реки, озёра, водохранилища, каналы — 100 м. с каждой стороны газопровода (в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключённого между параллельными плоскостями);
  • Вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности — 3 м. с каждой стороны газопровода (в виде просек шириной 6 м.);
  • Для надземных участков газопроводов — расстояние от газопровода до деревьев должно быть не менее высоты деревьев (в течение всего срока эксплуатации газопровода);

Нормативные расстояния устанавливаются как с учётом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других условий, так и с учётом строительных норм и правил, утверждённых уполномоченным органом исполнительной власти в области строительства.

Ограничения, накладываемые на земельные участки, входящие в охранные зоны ГРС:

Для предупреждения повреждений или нарушения условий нормальной эксплуатации ГРС на земельные участки, входящие в охранные зоны сетей, налагаются ограничения (обременения). В соответствии с этими обременениями на земельных участках запрещено:

  1. Строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;
  2. Сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;
  3. Разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;
  4. Перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства ГРС;
  5. Устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, щелочей и других химически активных веществ;
  6. Огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к ГРС для поведения обслуживания и устранения повреждений;
  7. Разводить огонь и размещать источники огня;
  8. Рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;
  9. Открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
  10. Набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям ГРС посторонние предметы, лестницы. Влезать на них;
  11. Самовольно подключаться к ГРС;
  12. Другие виды работ (лесохозяйственные, сельскохозяйственные), не попадающие под перечень ограничений, приведённый выше, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0.3 метра, проводятся собственниками. владельцами, пользователями земельных участков в охранной зоне ГРС только при условии письменного уведомления эксплуатационной организации;

Порядок утверждения охранных зон ГРС и наложения ограничений (обременений) на земельные участки в пределах охранных зон

Границы охранных зон ГРС и наложение обременений (ограничений) на земельные участки, входящие в охранные зоны, производится на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков только при проектируемых (новых) ГРС.

Наложение обременений (ограничений) на земельные участки, входящие в охранные зоны, производится на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти без согласований с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков для существующих ГРС.

Решение органа исполнительной власти об утверждении границы охранной зоны ГРС и наложения обременений (ограничений) на входящие в неё земельные участки служит основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, государственному кадастровому учёту с присвоением учётных кадастровых номеров в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Кадастровые работы выполняются организацией-собственником ГРС в соответствии с заявкой и решением органа исполнительной власти об установлении охранных зон.

После установления зоны с особыми условиями использования территорий собственнику ГРС или эксплуатационной организации выдаются выписки из Единого государственного реестра недвижимости с указанием границ и учётных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону.

Источник rkc56.ru

Приложение В (рекомендуемое). Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий и сооружений

1 Вышеуказанные расстояния следует принимать от границ отведенных предприятиям территорий с учетом их развития; для отдельно стоящих зданий и сооружений — от ближайших выступающих их частей; для всех мостов — от подошвы конусов.

2 Знак «-» означает, что прокладка газопроводов в данных случаях запрещена.

3 При прокладке полиэтиленовых газопроводов вдоль трубопроводов, складов, резервуаров и т.д., содержащих агрессивные по отношению к полиэтилену вещества (среды), расстояния от них устанавливаются не менее 20 м.

4 Знак «*» означает, что полиэтиленовые газопроводы от места пересечения следует заключать в футляр, выходящий на 10 м в обе стороны.

5 Расстояния от газопроводов СУГ до зданий и сооружений, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения, следует устанавливать как для природного газа.

6 При прокладке газопроводов категорий I — IV на расстоянии 15 м, а на участках с особыми условиями на расстоянии 50 м от зданий всех назначений рекомендуется предусматривать герметизацию подземных вводов и выпусков сетей инженерно-технического обеспечения.

7 Знак «**» означает, что глубина заложения газопровода на расстояниях 50 м от железных дорог общей сети и внешних подъездных железнодорожных путей предприятий от края откоса подошвы насыпи или верха выемки (крайнего рельса на нулевых отметках) рекомендуется принимать не менее 2,0 м в соответствии с 5.1.1.

8 Минимальные расстояния в свету по вертикали на пересечениях с магистральными трубопроводами (газопроводом, нефтепроводом и др.) рекомендуется принимать не менее 0,35 м.

При параллельной прокладке газопровод рекомендуется прокладывать за пределами охранной зоны магистральных газопроводов.

Источник zavod-gs.ru

Дом у газовой магистрали: снести нельзя оставить

Дом у газовой магистрали: снести нельзя оставить

Рассмотрим риски приобретения застроенного или незастроенного земельного участка, находящегося вблизи магистрального газопровода.

Риски и последствия

Можно выделить два вида рисков соседства с магистральным газопроводом: эксплуатационные, — связанные с возможностью взрыва и пожара на трубопроводе, и — нарушения охранных зон. Последние, в свою очередь, следует разделить на собственно охранные зоны (ОЗ), которые призваны защитить трубопровод от несанкционированного воздействия при земляных, строительных и иных работах, и зоны минимальных расстояний (ЗМР), устанавливаемые для защиты жизни и здоровья людей, а также сохранности строений при авариях на газопроводах.

Опасными производственными факторами трубопроводов являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта, возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий или сооружений, пониженная концентрация кислорода, дым, токсичность газов и продуктов их горения.

Авариии и катастрофы на магистральных газопроводах случаются регулярно, по несколько случаев ежегодно (2014 — 6, 2015 — 7, 2016 — 7, 2017 — 4 , 2018 — 8, /1/). Тем не менее, среди покупателей загородной недвижимости можно встретить таких, которые и при известной близости трубы рядом с участком считают эксплуатационные риски чьими-то страшилками. Про таких людей, перефразируя мысль известного писателя, можно сказать, что у них стремление к знанию и личной безопасности не превышает естественных дефектов психики. При этом верным будет лишь то, что угроза жизни и здоровью от соседства магистрального трубопровода — на три порядка меньше (по количеству случаев), чем риски нарушения ОЗ и/или ЗМР газопровода, сопряженные с возможным последующим сносом незаконного строения.

Читайте также:  Сколько стоят кирпичи для строительства печи

Охранная зона для всех магистральных газопроводов равняется 25 м от оси трубы в каждую сторону. ЗМР же в зависимости от диаметра трубы магистрального газопровода и давления газа в нем (не считая зоны вечной мерзлоты) для всех типов прокладки составляет от 100 м до 350 м от оси трубы в каждую сторону.

Как аксиому следует принять, что всякое жилищное строительство в ОЗ газопровода (любого) запрещено. Относительно ЗМР мнения разделились.

Честно говоря, не интересно вникать в аргументы тех заинтересованных лиц со стороны собственников участков в ЗМР, которые считают, что в ЗМР можно что-то строить, поскольку: это «новый термин», «неопределенное понятие», «не установлены правила принятия ЗМР» и т.п. Поражающие факторы взрыва и пожара не возможно отменить поисками огрехов в законодательном регулировании.

Пока оставим вопрос «справедливости наказания» для собственников земельных участков в ЗМР в виде сноса всех строений, находящихся в них, а также возможностей избежать его. По нашему мнению, никакой вариативности подходов к ЗМР быть не может на протяжении уже примерно 40 лет. В ЗМР ничего строить нельзя, хотя и не запрещается иметь участки в собственности или на другом праве. В скучной Врезке (можно пропустить) показано, с каких позиций активизировавшиеся в последние годы региональные дочки ПАО «Газпром» выигрывали судебные процессы о сносе домов и других строений в ЗМР магистральных газопроводов.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов определяются нормами Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которые направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 № 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к упомянутому закону.

Согласно пункту «в» Приложения № 1 № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно п. 1 ст. 3 № 116-ФЗ, требования промышленной безопасности — это условия, запреты, ограничения, содержащиеся в упомянутом законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В целях обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, безопасности людей и имущества от поражающих факторов при возникновении аварий на магистральных трубопроводах, при проектировании и строительстве магистральных газопроводов законодателем установлены минимальные безопасные расстояния от оси газопроводов до зданий, строений, сооружений в соответствии с таблицей 4 п. 7.15 Свода правил СП 36.13330.2012 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные газопроводы», таблицей 4 п. 3.16 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы».

В соответствии со ст. 28ФЗ «О газоснабжении в РФ» (№ 69-ФЗ от 31.03.1999) наземельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Частью 4 ст. 32 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», являющейся императивной нормой, установлено, что здания, строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушение. (Примечание. До 1 января 2022 г. положения части 4 ст. 32 применяются с учетом положений, предусмотренных частями 38 — 43 статьи 26 N 342-ФЗ от 3 августа 2018 г., см. ниже Врезки).

В силу ст. 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Статьей 42 ЗК РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляется соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а также непрепятствие организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Конституционный суд РФ в определении от 06.10.2015 № 2318-О указал, что подобное регулирование правового режима ( с учетом п.6 ст. 90 ЗК РФ, ч.6 ст. 28 и ч.4 ст.32 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации») земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением, и что установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при её эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение безопасности.

В силу ст. 11 № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года № 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которые включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законам и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Притормозили

По имеющимся оценкам, в ЗМР газопроводов и других магистральных трубопроводов (нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) попадают около 1,5 млн строений /2/. Представляется, что эта цифра в 3-5 раз завышена, не подтверждается практикой (иначе примерно 3-4 застроенных участка из 100 «должны» находиться в ЗМР плюс незастроенные, чего нет даже в густонаселенных местностях), но тем не менее речь идет о сотнях тысяч собственников. Например, поиск в информационной системе судебных актов по ключевым словам » зоны минимальных расстояний» выдает более 30 тысяч соответствующих дел во всех регионах РФ. По большинству исков газотранстпортных организаций принимаются решения о сносе строений в ОЗ и ЗМР /3/.

Однако с июня 2019 г. не удается найти ни одного решения о сносе домов в ЗМР. По данным СМИ, часть исков была отозвана, по другим делам транспортирующие организации перестали являться в суд.

С момента поручения президента Путина, данного им в два с половиной года назад на Прямой линии — «отстать от собственников» ( не переваливать всю вину на застройщиков) — хорошего решения не найдено, не смотря на множественные обсуждения проблемы в Правительстве, Госдуме, Совете Федерации, Общественной палате. Ничего удивительного.

Если застройщики не виноваты, то ущерб им от сноса зданий и невозможности использовать участки по назначению должны компенсировать солидарно местные, региональные и федеральный бюджет, а также газотранспортные организации как не обеспечившие контроль за эксплуатацией опасных объектов трубопроводного транспорта. Средняя сумма компенсаций собственникам при сносе строений и изъятии участков составляет сегодня 2-3 млн. руб. Если отталкиваться от 1,5 млн. объектов в ЗМР, то на компенсации потребуется 3-4,5 триллиона рублей. Неподъемные суммы. Так, материальный ущерб от аварий на магистральных газопроводах составил в 2017 г. 79 млн. руб., в 2018 г. — 79,6 млн. руб. /1/, а чистая прибыль Газпрома в 2018 г. — 1,43 трл руб.

Читайте также:  1 уровень управления качеством строительства

Недавно внесенный в ЕГРН без решений органов исполнительной власти , т.е. с нарушенем закона, границы ЗМР магистральных газопроводов сегодня преимущественно исключены из ЕГРН. Но отражены ОЗ большой части таких трубопроводов.

У органов исполнительной власти появился мощный «аргумент» в противодействии газовому монополисту (муниципалитеты и пр. обычно не поддерживают иски дочек Газпрома о сносе домов). Как известно, к 1 января 2022 г. все зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), к которым относятся и ЗМР, должны быть внесены в ЕГРН. А кто не успел, тот опоздал.

Исполнительной власти осталось «продержаться» не так много, чтобы ЗМР теоретически никогда не были внесены в ЕГРН. Ведь «работа занимает все отведенное на нее время» (С). Например, Проект постановления Правительства «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов», разработанный еще в 2017 г., посвященный в том числе порядку установления и внесения в ЕГРН ЗМР, не утвержден до сих пор.

Что дает собственникам отсутствие ЗМР в ЕГРН?

С 4 августа 2018 г. нельзя сносить здания, строения, соружения, объекты незавершенного строительства (далее обобщенно — «строения») до внесения в ЕГРН границ ЗМР (подробнее см. ч.38 ст. 26 № 342-ФЗ от 03.08.2018).

Строения в ЗМР, границы которых внесены в ЕГРН, подлежат сносу (ч. 39 ст. 26 № 342 -ФЗ от 03.08.2018), за исключением следующих случаев: 1) строения были созданы при наличии согласования с уполномоченной газотранспортной организацией, кроме случаев, если указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавшего на момент его выдачи; 2) строения возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию магистрального газопровода, и получено согласование уполномоченной газотранспортной организации, за исключением случаев, если указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи; 3) к строениям в ЗМР или к указанным трубопроводам реализованы технические и (или) технологические решения, в результате которых отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и (или) безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов; 4) применительно к трубопроводам, в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г., разработаны обоснования безопасности с реализацией технических и (или) технологических решений, в результате которых обеспечиваются достижение допустимого риска нахождения зданий и сооружений в ЗМР и безопасная эксплуатация самих трубопроводов.

С уверенностью можно предположить, что случаи-исключения сноса индивидуальных жилых и подобных домов в ЗМР, указанные в предыдущем абзаце, на существующих газопроводах будут встречаться на практике крайне редко. Например, о каких «согласованиях» (п.п.1),2)) с собственниками домов могла идти речь, если место расположения трубопровода десятилетиями зачастую было неизвестно даже органам муниципальной власти?

Компенсации за снос домов

В сответствии с ч. 40 ст. 26 342-ФЗ от 03.08.2018 г. снос строений в ЗМР, отраженным в ЕГРН (за исключением строений, в отношении которых принято решение о сносе/приведении в соответствие самовольной постройки), осуществляются на основании соглашений собственников этих трубопроводов, органов государственной власти или местного самоуправления с собственниками строений, а при отсутствии согласия собственников строений — исключительно на основании решения суда. Указанные соглашения заключаются по правилам, установленным в соответствии с Земельным кодексом, соответственно для заключения соглашений о возмещении убытков, причиненных в связи с установлением ЗОУИТ, соглашений о выкупе земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, возмещении за прекращение прав на земельные участки, использование которых в соответствии с их разрешенным использованием невозможно, в связи с установлением ЗОУИТ.

В данных случаях убытки собственников строений, связанных с их сносом/приведением в соответствие, определенные исходя из рыночной стоимости таких объектов и иных убытков, связанных со сносом или приведением их параметров или разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными ограничениями, в том числе упущенная выгода.

Убытки возмещаются (подробнее — в ч.41 ст.26 342-ФЗ от 03.08.2018 г.) собственниками магистральных газопроводов, в целях предупреждения негативного воздействия которых устанавливаются ЗМР, если земельные участки были приобретены или предоставлены и (или) строения возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода либо после дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода при выполнении хотя бы одного из следующих условий: а) непредставление сведений о месте нахождения трубопровода в уполномоченные орган государственной власти или орган местного самоуправления; б) наличие согласования с организацией — собственником (правообладателем) системы газоснабжения или уполномоченными ими организациями, если будет установлено, что указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи.

Убытки возмещаются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в случаях, если строения возведены, созданы на основании необходимых для этого согласования и (или) разрешения, выданных этими уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, и в соответствии с ними, за исключением случаев, упомянутых в предыдущем абзаце.

Убытки возмещаются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими земельный участок, вид разрешенного использования которого допускает строительство зданий, сооружений, или принявшими решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий такое строительство, в случаях, если для возведения, создания зданий, сооружений в соответствии с законодательством не требуется получения разрешения на строительство, за исключением случаев, упомянутых в двух предыдущих абзацах.

При расчете размера возмещения убытки определяются исходя из параметров зданий, сооружений, соответствующих установленным требованиям, требованиям разрешений на строительство (ч. 42 ст. 26 342-ФЗ от 03.08.2018 г., п. 5 ст. 57.1 ЗК РФ).

Подводя итоги

1. По нашему мнению, на сегодняшний день проблема ЗМР магистральных газопроводов решена удовлетворительным образом. Идеального решения быть не может, т.к. «совместными усилиями» властей, собственников участков и вдладельцев трубопроводов ситуация формировалась более 60 лет.

Участки для строительства предоставлялись в ЗМР, строения регистрировались в том числе по «дачной амнистии», газотранспортные организации не проявляли необходимой оперативности в оповещении собственников участков о их нахождении в ЗМР. В одночасье все привести в красивое состояние не возможно из-за цены вопроса в несколько триллионов рублей.

Как нам кажется, принято правильное политическое решение. Во-первых, у газового монополиста отобрана дубина сноса домов: ЗМР в основном исключены из ЕРГН, а без этого решения о сносе в целом не возможны. Во-вторых, Правительство явно не спешит утверждать Положение о ЗМР магистральных газопроводов. Возможно, что это не будет сделано еще несколько лет.

В-третьих, теперь тем собственникам, которые ни в чем не виноваты, полагается компенсация за снос их домов в ЗМР. Остальным — нет, и дома будут сноситься.

2. Ключевым вопросом чтобы компенсация собственникам сносимых строений в ЗМР выплачивалась будет соблюдение ими «добросовестности, разумности и осмотрительности» при строительстве /5/. Абсолютно очевидно, что отсутствия ограничений на участок в ЕГРН, а также регистрация права на строение Росреестром — не достаточно, чтобы считать, что эти условия выплнены.

Собственно побудительным мотивом написания данного поста было наше участие в анализе загородного дома, который оказался на границе ЗМР, и споры с риэлтором продавца, который («не обыкновенный риэлтор, а юрист с 30-летним стажем») убеждал нас, что «все в поселке согласовано и все в порядке». — Флаг в руки. В данном поселке около 100 участков в ЗМР магистрального газопровода, на части участков есть построенные дома. При этом охранная зона этого магистрального газопровода — в ЕГРН. Следовательно: к сносу домов — приготовиться!

3. Чтобы ситуация с ЗМР совсем устаканилась, надо еще кое-что подкрутить. Например, надо «поставить на вид» трубопроводним монополистам. Прекратите казаться роялистами больше, чем сам король. Посмотрим на ущерб от аварий на газопроводах. 2018 год. «Рекордные» 8 аварий.

Ни одного пострадавшего, ущерб третьим лицам отсутствует. При этом как было, так и есть, предположим, — 1,5 млн строений в ЗМР плюс-минус 1%. Аналогично — предыдущие годы. 2009 год. Москва, rрупнейшая авария на ул. Озерной, факел огня высотой 200 м, 5 пострадавший, жертв нет, повреждено 70 машин.

Возможно, за 10 лет сосульками убило больше людей, чем при авариях на газопроводах.

Ни в коем случае не призываем снижать ЗМР или попустительствовать их нарушителям. Но и не надо собственников ставить на дыбы. Все хорошо в меру. Вполне достаточно «показательных процессов» по сносу домов в ЗМР с их широким освещением в СМИ, в том числе — для «юристов с 30-летним стажем » и их клиентов. «Охоту» устраивать на всех нарушителей не следует.

4. Все сказанное по отношению к магистральным газопроводам относится также и к нефтепроводам и нефтепродуктопроводам. Для нефтепроводов ЗМР несколько меньше. Акцент на магистральные газопроводы сделан по причине того, что их в стане 175 тыс. км, а прочих — 75 тыс. км.

5. Продавцы и покупатели, а также их риэлторы, не надейтесь друг на друга: тщательно проверяйте объекты загородной недвижимости.

Источники

1. Трубы горят — стареющие газопроводы в тени строек века «Газпрома»: https://www.interfax.ru/business/644278, 27.12.2018

2. «Дома на трубе»: игра в молчанку, «МК», 01.11.2019 г.

3. Справка ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБОБЩЕНИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О СНОСЕ ЖИЛЫХ, ДАЧНЫХ И САДОВЫХ ДОМОВ,А ТАКЖЕ ИНЫХ ПОСТРОЕК, НАХОДЯЩИХСЯ В ОХРАННОЙ ЗОНЕ И ЗОНЕ МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫХ РАССТОЯНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, утверждено Постановлением Президиума Пермского краевого суда 30 октября 2015 года.

4. Судья КС вступился за дачников в споре с «Газпромом» о сносе домов. Компенсации могут составить миллиарды рублей: https://tvrain.ru/teleshow/notes/ks_gazprom-490598/ , 01.08.2019.

5. Постановление Конституционного суда РФ от 03.07.2019 № 26-П с особым мнением судьи Гаджиева Г.А.

6. Решение №2-108/2019от 22.02.2019 Пестречинского районного суда Республики Татарстан.

7. Решение № 2-103/2019 от 25.06.2019 Кайтагского районного суда Дагестана.

8. Решение № 2-1044 от 15.04.2019 Сергиево-Посадского городского суда Московской области.

9. Решение № 2-1436/2019 от 20.02.2019 Щелковского городского суда Московской области.

Источник www.cian.ru
Рейтинг
Загрузка ...