Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации ОПО при ведении горных работ
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи с поступлением в центральный аппарат Ростехнадзора обращения президента Российского союза промышленников и предпринимателей направляет разъяснения по вопросу предоставления организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (далее — ОПО), в территориальные органы Ростехнадзора документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании карьеров, в целях их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — Реестр).
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (далее — Закон РФ «О недрах») лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим права ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с частью 5 статьи 9, пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона РФ «О недрах» и пунктом 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, пользователь недр вправе самостоятельно выбирать формы предпринимательской деятельности или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии на пользование недрами, в том числе привлекать на подрядных условиях исполнителей отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, которые принимают на себя ответственность за соблюдение стандартов (норм, правил) в области охраны недр и окружающей природной среды в процессе ведения указанных работ.
Условия взаимодействия, взаимные права и обязанности, а также ответственность недропользователя и подрядных организаций определяются соответствующими договорами подряда, регулируемыми гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации ОПО в Реестре являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию ОПО на праве собственности или ином законном основании.
Согласно подпункту 2 пункта 20 Административного регламента для регистрации ОПО в Реестре заявитель прилагает к заявлению в том числе копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений).
Одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661, является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах.
В качестве иного законного основания, подтверждающего наличие у соответствующего лица ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается ОПО, могут выступать документы, подтверждающие законную передачу такого объекта, а также земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых он размещается, данному лицу его собственником, в том числе договор подряда, договор аренды, договор доверительного управления или иной договор.
Таким образом, передача ОПО в эксплуатацию третьим лицам может осуществляться на основе соответствующей гражданско-правовой сделки при условии соблюдения такими лицами требований промышленной безопасности.
Исходя из вышеизложенного предоставление договоров подряда, договоров аренды лесных (земельных) участков, на которых располагаются ОПО, в качестве документов, подтверждающих иное законное основание владения ОПО, является достаточным основанием для регистрации ОПО в Реестре при условии соблюдения требований промышленной безопасности со стороны эксплуатирующих организаций.
Прошу довести до работников, ответственных за предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в Реестре, указанную информацию и обеспечить предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в Реестре в строгом соответствии с требованиями Административного регламента.
А.В.ДЕМИН
Вопрос от 01.09.2021:
Согласно Приложению № 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2020 года № 471, границы опасного производственный объект «карьер» определяются границами горного отвода. В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, является ли внешний отвал, формируемый при разработке данного карьера, частью опасного производственного «карьер», а также относится ли деятельность по формированию данного отвала к ведению горных работ согласно п. 5 Приложения № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Ответ: Письмо Ростехнадзора от 10.09.2021 N 07-00-05/1323 «По обращению граждан»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 10 сентября 2021 г. N 07-00-05/1323
ПО ОБРАЩЕНИЮ ГРАЖДАН
Управление горного надзора рассмотрело обращение, поступившее в Общественную приемную Ростехнадзора, и сообщает.
Отвалы вскрышных пород, расположенные за границами горного отвода, не идентифицируются в составе опасного производственного объекта ведения горных работ. В случае если оборудование и технические устройства постоянно находятся на отвалах, в сведения, характеризующие опасный производственный объект, они не вносятся.
При наличии признаков опасности, установленных приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отвалы подлежат идентификации в качестве самостоятельных опасных производственных объектов с присвоением соответствующего класса опасности и регистрацией в государственном реестре опасных производственных объектов.
Начальник Управления горного надзора В.М.ТКАЧЕНКО
Вопрос от 18.01.2021:
В случае, когда на месторождении горные работы полностью выполняются подрядными организациями (взрывание, экскавация, транспортирование), кто является эксплуатирующей ОПО организацией: недропользователь, имеющий лицензию на пользование недрами, или какая-либо из подрядных организаций?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
Согласно п. 2 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
В качестве иного законного основания может учитываться договор подряда или иной договор между недропользователем и подрядчиком, положения которого устанавливают правовую ответственность подрядчика при ведении горных работ на земельном участке недропользователя. Вопросы права владения или пользования опасным производственным объектом на период проведения горных работ регулируются в рамках договорных отношений между подрядными организациями с недропользователем.
Таким образом, организация, осуществляющая работы на опасном производственном объекте, может выступать заявителем по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов в случае наличия законного основания на его эксплуатацию.
Вопрос от 03.11.2020:
При определении класса опасности при ведении открытых горных работ объемы горной массы определяются в плотном теле или в разрыхленном состоянии?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
При этом следует учитывать, что согласно пункту 5 приложения 1 ФЗ-116 объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ, не относятся к опасным производственным объектам.
Объемы горной массы, приведенные в пункте 8 приложения 2 ФЗ-116, на основании количества которых осуществляется классификация опасных производственных объектов, определяются как разрыхленный массив горных пород. Горная масса включает в себя полезное ископаемое и вскрышные породы (покрывающие и вмещающие) и учитывается в общем объеме для определения класса опасности объекта ведения открытых горных работ.
Вопрос от 28.04.2020:
Является ли площадка, на которой расположена передвижная дробильно-сортировочная установка, опасным производственным объектом?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
На основании пункта 5 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
ИсточникМинстрой предлагает не считать карьеры объектами капстроительства
22 октября 2021 года, NEDRADV. Минстрой РФ подготовил проект постановления, который позволит упростить порядок ввода в эксплуатацию карьеров и прочих горных выработок. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на протокол совещания от 11 октября 2021 года.
Согласно поправкам, компании будут разрабатывать карьеры без подготовки технического плана для объектов недвижимости и оформления прав собственности на него по требованиям Ростехнадзора. Ведомство регламентирует свои действия Градостроительным кодексом. Вместе с тем в настоящее время при оформлении карьеров в качестве строительного объема учитываются гектары вырубленного леса, общая площадь земельного участка или объем добываемой горной массы.
Кроме того, 6 октября глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обратился в Минстрой с просьбой объяснить порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию карьеров по добыче полезных ископаемых, который введен Ростехнадзором. Как следует из письма РСПП, постановка карьера на кадастровый учет и оформление прав собственности противоречит ФЗ «О недрах».
В свою очередь, Минэкономразвития объясняло, что ни карьер, ни прочие горные выработки не являются объектами недвижимости из-за постоянно меняющихся размеров, и разработать технический план их освоения не представляется возможным.
В настоящее время поправки поддержали Минприроды, Минэнерго, Минпромторг, Росприроднадзор и Роснедра. Против выступает только Ростехнадзор.
ИсточникЯвляется ли карьер объектом капитального строительства?
Выбор способа отработки является ключевым при освоении месторождения. Принимая решение о том, каким способом будет отрабатываться месторождение, стоит учитывать всю совокупность обстоятельств и факторов, в том числе экономические, горнотехнические, экологические и другие, а также, безусловно, наличие соответствующих лицензионно-разрешительных процедур и требований по их исполнению.
В статье мы поговорим преимущественно о добыче полезных ископаемых с применением открытых горных работ, а также о проблемах в российском законодательстве в области проведения открытых горных работ, в частности о правовом регулировании «строительства» карьеров
Существуют открытый и подземный способы добычи полезных ископаемых. Рассмотрим открытый способ разработки. Используется данный способ с тех пор, как начали извлекать те полезные ископаемые, которые залегали на поверхности или наиболее близко к земной поверхности. По мере увеличения глубины работ открытый способ становился невыгодным, так как удаление увеличивающегося объема пустых пород посредством рабочего труда было слишком дорогим. В связи с этим открытый способ разработки на длительное время был вытеснен подземным, при котором не требовалась выемка пустых пород.
Открытые работы начали получать распространение позже, с конца позапрошлого века, в связи с внедрением горных машин, а в последние десятилетия развиваются все более интенсивно.
Таким образом, горные работы, производимые непосредственно с земной поверхности в открытых горных выработках, являются открытыми. Как правило, основной целью открытых горных работ является разработка месторождений полезных ископаемых. Горное предприятие, осуществляющее добычу полезного ископаемого открытым способом, называется карьером. В практике открытой разработки угольных и россыпных месторождений вместо термина «карьер» применяются также «разрез» и «прииск».
В процессе производства открытых горных работ земная поверхность месторождения нарушается, и образуется выработанное пространство, ограниченное искусственно созданной поверхностью. Это выработанное пространство, представляющее собой совокупность горных выработок, также носит название «карьер». Таким образом, понятие «карьер» может употребляться как в хозяйственном, так и в техническом значениях.
При значительных размерах выработанного пространства (современные карьеры имеют объем выработанного пространства сотни миллионов кубометров и достигают глубины нескольких сотен метров) нарушается естественное равновесие массива горных пород, окружающих карьер, что может привести к деформациям боковой поверхности карьера (оползни и обрушения) и, как следствие, к нарушению нормального ведения горных работ, а также к аварийным ситуациям и несчастным случаям. Для предупреждения последствий боковым поверхностям карьера придают определенный наклон, обеспечивающий их устойчивость.
К преимуществам открытых горных работ по сравнению с подземными можно отнести следующее:
1) на карьерах обеспечиваются более высокая безопасность труда и лучшие производственные условия;
2) производительность труда на карьерах, как правило, выше, а себестоимость в несколько раз ниже, чем в шахтах. При этом на карьерах обеспечиваются более высокие темпы роста производительности труда;
3) сроки строительства карьеров меньше сроков строительства шахт равной производственной мощности;
4) при открытой разработке меньше потери полезного ископаемого и легче производить раздельную добычу его различных сортов;
5) при открытой разработке месторождений легче увеличить производственную мощность предприятия в случае возникновения такой необходимости.
Недостатки открытых разработок:
1) производство открытых горных работ требует отчуждения больших земельных площадей и иногда приводит к понижению уровня грунтовых вод на больших площадях и т. д.;
2) открытые работы зависят от климатических условий.
Недостатки открытых горных работ в большинстве случаев перекрываются их преимуществами. В связи с этим увеличиваются не только объемы открытой разработки, но и удельный вес этого способа в общей добыче полезных ископаемых.
Ограничениями для эффективного применения открытого способа разработки являются большая мощность покрывающих пород и значительная глубина месторождения при относительно небольшой мощности залежи, также отсутствие в данной местности достаточного объема свободных земельных площадей для размещения отвалов, разноски бортов карьера и другие ограничения, вызываемые охраной окружающей среды.
Когда говорится о размещении карьера, речь идет о реализации совокупности технологических мероприятий — «строительстве» карьера, однако это не означает, что карьер можно отнести к объектам строительства.
Освещая вопрос правового регулирования ведения открытых горных работ, необходимо отметить, что отнесение отдельных объектов разработки месторождений полезных ископаемых, включая объекты открытых горных работ, к объектам капитального строительства должно осуществляться исходя из их технологических и конструктивных характеристик.
Градостроительное законодательство четко устанавливает следующие понятия: «строительство» и «объект капитального строительства».
Так, к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
При этом к строительству отнесено создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Здание — это результат строительства, представляю-щий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Согласно федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности, горные работы — это комплекс работ, связанных с выемкой горных пород из недр земли, проходкой, проведением и креплением горных выработок.
В соответствии с данными правилами объектами открытых горных работ являются карьеры, прииски, дражные полигоны, объекты кучного выщелачивания, породные, шлаковые отвалы и гидроотвалы.
Стоит отметить, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 849-р карьеры, создаваемые в рамках осуществления деятельности по геологическому изучению недр или разработки месторождений полезных ископаемых, отнесены к объектам, не яв-ляющимся объектами капитального строительства.
Таким образом, объекты ведения горных работ, а именно карьеры, относятся к объектам эксплуатации, деятельность которых связана с освоением месторождений и пользованием недрами.
В соответствии с законодательством, под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, в том числе карьеры.
В Градостроительном кодексе РФ карьеры отнесены к категории опасных производственных объектов, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ).
Согласно правилам промышленной безопасности, обязательным условием принятия решения о начале строительства (эксплуатации), консервации и ликвидации объекта открытых горных работ является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации. Технические проекты на разработку месторождений полезных ископаемых открытым способом подлежат согласованию с Госгортехнадзором России.
Однако если в составе разрабатываемого месторождения планируется строительство объектов капитального строительства, то и заключение государственной экспертизы рассматривается законодателем в качестве обязательного требования.
В случаях когда при разработке проектной документации на объект открытых горных работ проектирование объектов капитального строительства не предусматривалось, соответственно, сведения об объектах капитального строительства в разработанном проекте отсутствуют. Добыча полезных ископаемых в карьере запроектирована только открытым способом, без строительства и эксплуатации подземных или надземных сооружений, являющихся объектами капитального строительства, по-этому проектная документация не может являться объектом государственной экспертизы.
Кроме того, стоит отметить, что, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно Положению об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. При этом в Положении перечислены виды объектов капитального строительства, требующие проведения государственной экспертизы.
Таким образом, при отсутствии в карьере объектов капитального строительства не предусмотрено получение разрешения на строительство при добыче полезных ископаемых в карьере. Приведенными нормативными правовыми актами предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации именно объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
Судебная практика, принимая во внимание нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации по данному вопросу, отмечает, что к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Суды отмечают, что к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Поскольку в настоящее время карьеры регулируются одновременно законодательством о промышленной безопасности и Градостроительным кодексом РФ, возникают противоречия в определении статуса карьера, необходимости разработки дополнительной проектной документации в соответствии с нормами, регулирующими вопрос разработки и экспертизы проектной документации, и прохождения экспертизы не только промышленной безопасности, но и Главгосэкспертизы, что влечет за собой увеличение сроков ввода в эксплуатацию новых объектов и дополнительные затраты недропользователей.
ИсточникВ связи с этим предлагается внести уточнения в Градостроительный кодекс РФ, изложив подпункт «в» пункта 11 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ в следующей редакции: «опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом), работы по обогащению полезных ископаемых».