Ответственность за преступления в строительстве

Аннотация: Действующее градостроительное законодательство Российской Федерации предусматривает систему требований безопасности, которым должно соответствовать архитектурно-строительное проектирование на всех его стадиях. Нарушение данных требований, в результате которого наступили общественно опасные последствия, перечисленные в уголовном законе, влечет уголовную ответственность по ст.

216 Уголовного кодекса Российской Федерации. Рассмотрению порядка осуществления архитектурно-строительного проектирования, составляющего основу требований правил безопасности, общественно опасных последствий, влекущих уголовную ответственность, а также особенностей уголовной ответственности и порядка взыскания заявленного в уголовном судопроизводстве гражданского иска посвящена настоящая статья. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В статье исследуются и анализируются важнейшие аспекты применения диспозиций норм закона о правилах осуществления архитектурно-строительного проектирования и ответственности за их нарушение. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам при расследовании дел соответствующей категории, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.

Уголовная ответственность за экономические преступления

Ключевые слова:

Диспозиции норм закона, архитектурно-строительное проектирование, правовые основы, правила, нарушения правил, устранение нарушений, акты проверок, гражданская ответственность, возмещение вреда, уголовная ответственность

Abstract: The Russian urban planning legislation at large involves a system of safety requirements which must be observed during all stages of architectural and construction planning. Failure to comply which brought on the consequences listed in criminal Law results in criminal liability, as per article 216 of Russian Criminal Code. This article is dedicated to the study of procedure for construction planning, as basic safety requirement, the harm that results in criminal liability and the defining traits of the said liability, as well as the procedure for repaying damages as part of a civil suit within a criminal case.

The methodological basis of this article is the multitude of general scientific and specific methods for studying the objective social and legal reality, within the scope of the study: the methods of analysis, synthesis, systematization and generalization, formal and logic methods. This article examines and analyzes the major aspects of construction planning liability legal norm application. The conclusions in this article may be found useful by public authorities which deal with such cases, as well as students, post-graduates, and anyone interested in Jurisprudence.

Law dispositions, Construction planning, legal basis, rules, violation of rules, elimination of violations, revision acts, civil liability, damages, criminal liability

146 Луняков М.А. Ответственность участников градостроительной деятельности

Действующее уголовное законодательство России (ст. 216 УК РФ) предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при осуществлении архитектурно-строительного проектирования.

Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность, в качестве предмета выступают строительные конструкции и материалы, нарушение правил безопасности в отношении которых привело к названным общественно опасным последствиям (обвал, разрушение и т.д.)

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, характеризуется общественно опасными действиями (бездействием) в форме неисполнения (ненадлежащего исполнения) правил безопасности, установленного порядка осуществления архитектурно-строительного проектирования, а также наступлением общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, крупного ущерба или смерти.

Состав данного преступления по конструкции объективной стороны является материальным: уголовная ответственность наступает в случае причинения указанного ущерба.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации правила безопасности архитектурно-строительного проектирования включают требования по строгому соблюдению порядка осуществления последнего. Именно нарушение данного порядка, повлекшее перечисленные в уголовном законе последствия, влечёт уголовную ответственность по ст. 216 УК РФ. Рассмотрим требования, нарушение которых подпадает под признаки объективной стороны преступления, более подробно.

Итак, согласно градостроительному законодательству Российской Федерации, подготовка проектной документации должна осуществляться с учётом градостроительного плана земельного участка, проекта планировки, межевания территории, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка должен проводиться строительный контроль. Данный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, либо застройщиком, техническим заказчиком, а также привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

В процессе архитектурно-строительного проектирования должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта строительства, а также контроль за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. Должны также проводиться испытания строительных конструкций. По результатам проведения контроля составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных выше работ застройщик или технический заказчик должен потребовать проведения повторного контроля после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

Замечания о недостатках должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков также составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

В случаях архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе, должен проводиться государственный строительный надзор. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполненных работ, применяемых строительных материалов, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; проверка наличия разрешения на строительство.

По результатам проведенной проверки в случае выявления нарушений правил безопасности органом государственного строительного надзора должен быть составлен акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения и срок устранения выявленных нарушений.

В случае, если хотя бы одно из данных правил было нарушено, и это повлекло предусмотренные в уголовном законе общественно опасные последствия, виновное лицо, как уже отмечалось, подлежит привлечению к уголовной ответственности. При этом в ходе уголовного судопроизводства потерпевшей стороной может быть заявлен гражданский иск.

В соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения собственник такого здания, сооружения обязан возместить вред и выплатить компенсацию сверх возмещения вреда:

1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего — в сумме три миллиона рублей;

2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью — в сумме два миллиона рублей;

3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью — в сумме один миллион рублей.

В случае причинения названного вреда в период действия концессионного соглашения, предметом которого являются строительство, реконструкция или эксплуатация здания, сооружения, возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда осуществляются концессионером.

В случае причинения указанного вреда в процессе строительства объекта возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда осуществляются застройщиком или техническим заказчиком.

Обстоятельствами, исключающими вину и ответственность названных лиц, являются факты разрушения, повреждения, нарушения, наступившие вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы). В случае, если наличие данных обстоятельств будет доказано лицами, осуществляющими архитектурно-строительное проектирование, последние не будут подлежать уголовной и, соответственно, гражданской ответственности.

Собственник здания, сооружения, концессионер, застройщик, технический заказчик, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством указанный вред и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации к лицу, непосредственно выполнившему строительные работы, если будет установлено, что вред был причинён в результате нарушения этим лицом правил безопасности при ненадлежащем исполнении обязанностей; саморегулируемой организации в пределах средств её компенсационного фонда в случае, если лицо, выполнившее указанные работы на момент их выполнения имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой саморегулируемой организацией [1] ; соответствующему Национальному объединению саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах средств компенсационного фонда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счет такого Национального объединения [2] ; организации, которая провела экспертизу результатов инженерных изысканий, проектной документации и выдала положительное заключение на них, если вред был причинен в результате несоответствия данных результатов и проектной документации требованиям технических регламентов [4] ; организации, которая выдала заключение, подтверждающее, что модификация проектной документации не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, если вред был причинен в результате несоответствия модифицированной проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий [3] .

Вышеуказанные лица в случае доказанности их вины несут солидарную ответственность перед собственником здания, сооружения, концессионером, застройщиком, техническим заказчиком, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред и выплатили компенсацию [5] .

В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение десяти дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение.

По итогам установления причин нарушения законодательства утверждается заключение, содержащее выводы о причинах нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц и его размерах; об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц; о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данное заключение подлежит опубликованию.

В качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинен вред, могут принимать участие заинтересованные лица (застройщик, технический заказчик, лицо, выполняющее инженерные изыскания, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, лицо, осуществляющее строительство, либо их представители, представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства), а также представители граждан и их объединений. Заключение может быть оспорено в судебном порядке.

Лисица В.Н. О саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства // Жилищное право. – 2009.-№ 1. – С. 76-82.

Макаров О.В. Организационно-правовое положение саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства // Правовые вопросы строительства. – 2010.-№ 2. – С. 3-7.

Паливода А.Ю. Саморегулируемые организации в сфере архитектурно-строительного проектирования // Транспортное дело России.-2013.-№ 3. – С. 16-18. 4 Четверик Н.П. Добровольная оценка соответствия в строительстве и архитектурно-строительном проектировании // Технология и организация строительного производства. – 2011.-№ 7. – С. 28-30. 5. Шаккум М.Л.

Итоги введения института саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства и основные направления совершенствования его правового регулирования // Инженерные изыскания. – 2009.-№ 9. – С. 8-9.

Дырда С.Г. К вопросу о предмете муниципального права // Административное и муниципальное право. — 2012. — 7. — C. 9 — 12.

Лагутин И.Б. Организационная основа российского бюджетного контроля: административно-правовое обеспечение // Административное и муниципальное право. — 2012. — 9. — C. 49 — 53.

Lisitsa V.N. O samoreguliruemykh organizatsiyakh v oblasti inzhenernykh izyskanii, arkhitekturno-stroitel’nogo proektirovaniya i stroitel’stva // Zhilishchnoe pravo. – 2009.-№ 1. – S. 76-82.

Makarov O.V. Organizatsionno-pravovoe polozhenie samoreguliruemykh organizatsii v oblasti inzhenernykh izyskanii, arkhitekturno-stroitel’nogo proektirovaniya, stroitel’stva, rekonstruktsii, kapital’nogo remonta ob»ektov kapital’nogo stroitel’stva // Pravovye voprosy stroitel’stva. – 2010.-№ 2. – S. 3-7.

Palivoda A.Yu. Samoreguliruemye organizatsii v sfere arkhitekturno-stroitel’nogo proektirovaniya // Transportnoe delo Rossii.-2013.-№ 3. – S. 16-18. 4 Chetverik N.P. Dobrovol’naya otsenka sootvetstviya v stroitel’stve i arkhitekturno-stroitel’nom proektirovanii // Tekhnologiya i organizatsiya stroitel’nogo proizvodstva. – 2011.-№ 7. – S. 28-30. 5. Shakkum M.L.

Itogi vvedeniya instituta samoregulirovaniya v oblasti inzhenernykh izyskanii, arkhitekturno-stroitel’nogo proektirovaniya i stroitel’stva i osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya ego pravovogo regulirovaniya // Inzhenernye izyskaniya. – 2009.-№ 9. – S. 8-9.

Dyrda S.G. K voprosu o predmete munitsipal’nogo prava // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. — 2012. — 7. — C. 9 — 12.

Lagutin I.B. Organizatsionnaya osnova rossiiskogo byudzhetnogo kontrolya: administrativno-pravovoe
obespechenie // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. — 2012. — 9. — C. 49 — 53.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Источник: e-notabene.ru

Уголовная ответственность по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Читайте также:  Положения о департаменте архитектуры и строительства администрации города то

Антикризисное предложение до 21 октября

Уголовная ответственность по 44-ФЗ: обзор нарушений

Уголовная ответственность по 44-ФЗ: обзор нарушений

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • За какие нарушения 44-ФЗ не предусмотрена уголовная ответственность
  • На кого распространяется уголовная ответственность по 44-ФЗ
  • Уголовная ответственность заказчика по 44-ФЗ
  • Предусмотрена ли уголовная ответственность за попытку повлиять на заказчика
  • Существует ли уголовная ответственность исполнителя по 44-ФЗ

До середины 2018 года в сфере госзакупок отсутствовала уголовная ответственность по 44-ФЗ. Но государство стремится урегулировать сферу закупок, поэтому в Уголовный кодекс РФ были введены две статьи, которые вводят меру ответственности за некоторые нарушения в данной сфере.

При этом под действие этих статей попадает не только заказчик, но и поставщик. Не всегда уголовная ответственность – это тюремный срок, суд может назначить принудительные работы, штрафы и запретить занимать должности в этой сфере на определенный период. В нашей статье мы расскажем, за какие нарушения предусмотрена уголовная ответственность и какие до сих пор остались под действием Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За какие нарушения 44-ФЗ не предусмотрена уголовная ответственность

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях несоблюдение сроков при размещении в Единой информационной системе сведений и документации по закупке влечет штрафные санкции для контрактного управляющего. При просрочке не более 2 дней штраф составляет 5 000 руб., свыше 2 дней – 30 000 руб. Для юридических лиц размер неустойки – 15 000 и 100 000 руб. соответственно.

В случае проведения закупки у одного участника, процедуры запроса предложений или запроса котировок величина штрафа составит 3 000 руб. для должностного лица заказчика и 10 000 руб. для юридического лица при нарушении сроков не более одного дня.

Нарушения 44-ФЗ

Просрочка свыше одного дня увеличивает штраф до 15 000 и 50 000 рублей соответственно, но уголовная ответственность по 44-ФЗ за такое нарушение не предусмотрена. Штрафные санкции налагаются на контрактного управляющего или юридическое лицо при направлении и размещении некорректной документации и сведений в ЕИС или на торговой площадке, а также нарушениях при предоставлении документов о закупке, запросов о разъяснениях, приеме заявок от участников.

Если конкурс или аукцион не внесен в ЕИС либо приглашение для участия размещено ранее десяти дней с момента, когда были внесены изменения в план-график, а также в случае наличия предписания, нарушения по которому не были устранены, на должностное лицо налагают штраф величиной 30 000 руб.

При отклонении заявки, нарушениях при допуске заявки, нарушении порядка вскрытия конверта, предоставления доступа и рассмотрения предложений участников величина штрафа по ФЗ № 44 устанавливается на уровне 1 % от начальной (максимальной) цены контракта, но в пределах 5 000–30 000 руб. При нарушениях, связанных с протоколом, предусмотрены штрафные санкции величиной 10 000 руб.

При неразмещении сведений и документации в ЕИС согласно ФЗ № 44 размер неустойка составляет 50 тыс. руб. для контрактного управляющего и 500 тыс. руб. для юридического лица. Штрафные санкции в размере 1 % от НМЦК, но в пределах 5 000–30 000 руб. устанавливаются в случае нарушений при рассмотрении предложений участников, несоответствии требований, величины обеспечения заявки и выполнения договора нормам ФЗ № 44. Это касается и закупочных процедур с одним участником.

Штрафные санкции в размере 1 % от НМЦК, но в пределах 10 000–50 000 руб. устанавливаются в случае если в документах о закупке установлены требования к предмету закупки, которые ограничивают количество участников, либо несвязанные товары, услуги и работы включены в один лот.

Если документация утверждается с нарушением норм ФЗ № 44, предусмотрена неустойка величиной 3 000 руб.

Штрафные санкции в размере от 5 % от НМЦК, но не больше 30 000 руб. устанавливаются, если заявка была отклонена либо незаконно допущена к участию в процедуре запроса предложений или запроса котировок, а также при нарушениях при рассмотрении предложений участников.

Неустойка величиной 50 000 руб. предусмотрена в случае нарушения требований при определении победителя закупки.

Штрафные санкции

Штраф в размере 30 000 рублей налагается при сокращении сроков подачи предложений, нарушении порядка либо срока отмены закупочной процедуры.

Также предусмотрена административная ответственность за проведение процедуры закупки у субъектов малого или среднего бизнеса либо социально ориентированных НКО на сумму меньше, чем требуют нормативные акты. В данном случае размер штрафа составит 50 000 руб. При нарушении сроков подписания протоколов до 2 дней предусмотрены штрафные санкции величиной 3 000 руб., свыше 2 дней – 30 000 рублей.

На кого распространяется уголовная ответственность по 44-ФЗ

Законодательством устанавливается ответственность и для сотрудников заказчика, которые руководствуются при проведении закупочных процедур ФЗ № 44, и для лиц, осуществляющих подкуп этих сотрудников для получения выгоды.

К работникам заказчика, в отношении которых действует уголовная ответственность за закупки по 44-ФЗ, относятся:

  • сотрудники службы исполнения контрактов;
  • контрактный управляющий;
  • члены комитета по закупкам;
  • сотрудники, которые принимают товары, услуги или работы;
  • другие лица, которые уполномочены представлять интересы заказчика.

Уголовная ответственность заказчика по 44-ФЗ

Применение норм уголовного законодательства в отношении лиц, нарушивших правовые нормы в области закупочной деятельности, сравнительно новая практика. Целью назначения данных мер является, прежде всего, минимизация нарушений, направленных на получение определенного итога при проведении закупочных процедур.

Наиболее распространенными фактами отклонения от норм закона в сфере закупок для нужд государства и органов местного самоуправления являются:

  • нарушения, связанные с нецелевым использованием средств бюджета в случаях, когда средства расходуются в ходе закупки (к примеру, когда устанавливается необоснованно высокая НМЦК, которая при проведении закупочной процедуры снижается, однако остается больше, чем предлагают иные потенциальные участники);
  • нарушения, связанные с применением не имеющих должного обоснования льгот и преференций, целью которых является нецелевое и противоправное использование бюджетных средств;
  • нарушения, направленные на получение заранее заданного итога закупки в случае, когда данные действия спровоцированы собственными интересами лиц, влияющих на итоги проведения закупочной процедуры.

Уголовная ответственность заказчика по 44-ФЗ

В случае выявления вышеуказанных нарушений уголовная ответственность за нарушение 44-ФЗ может применяться не только по отношению к должностным лицам заказчика, принимающим решения по закупке, а и к иным лицам, которые представляют интересы государства или органа местного самоуправления в закупочной процедуре, например:

  • члены комитетов по закупкам, включая лиц, рассматривающих заявки участников и иную предоставляемую ими документацию;
  • члены комиссий по приемке или лица, самостоятельно осуществляющие приемку результатов выполненных договоров;
  • должностные лица, не принимающие непосредственного участия в закупочной процедуре, однако имеющие полномочия, подтвержденные соответствующими документами, на представительство интересов заказчика при проведении закупочных процедур.

Привлечение к ответственности по Уголовному кодексу РФ предполагается при установлении наличия злого умысла у уполномоченного представителя заказчика. При этом не имеют значения обстоятельства, которые привели к возникновению такого умысла, будь то подкуп, угрозы или шантаж либо личная выгода. В соответствии со ст. 200.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении данного лица должны быть применены такие меры:

  • штрафные санкции до 1 млн руб., причем штраф от 200 тыс. до 1 млн руб. устанавливается при причинении убытка государству в особо крупных размерах или при совершении правонарушений группой лиц по предварительному сговору;
  • штрафные санкции в сумме дохода виновного за период до 3 лет, если взыскание неустойки определенной суммы невозможно;
  • принудительные работы сроком до 5 лет (по решению судебного органа как дополнительная мера может использоваться ограничение занимать конкретные должности либо заниматься конкретной деятельностью на период до 3 лет);
  • заключение на срок до 7 лет (также как дополнительная мера может использоваться запрет занимать определенные должности либо ограничение на возможность осуществлять конкретную деятельность на период до 3 лет).

Следует отметить, что уголовная ответственность по 44-ФЗ может применяться не только к должностным лицам заказчика, а и к возможным или действующим исполнителям по договору в случае выявления нарушений законодательства с их стороны.

Предусмотрена ли уголовная ответственность за попытку повлиять на заказчика

Уголовная ответственность за попытку повлиять на заказчика

В ч. 1–3 ст. 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации установлены меры ответственности в отношении лица, осуществившего подкуп заказчика. Размер штрафных санкций начинается от 300 тыс. руб. Максимально возможное наказание за данное правонарушение – до 8 лет лишения свободы плюс серьезный штраф. Более подробно последствия подкупа заказчика рассмотрим в таблице.

Таблица. Уголовная ответственность лица, осуществившего подкуп заказчика

Состав преступления

Варианты наказания

Взятка должностному лицу, уполномоченному представлять интересы заказчика при осуществлении закупочной деятельности

Штрафные санкции в размере 300–500 тыс. руб. или в размере дохода за период от полугода до двух лет;

исправительная работа до двух лет;

принудительная работа до трех лет (возможен дополнительный штраф в 10-кратном размере взятки или менее);

заключение на срок до трех лет (также возможен дополнительный штраф в 10-кратном размере взятки или менее).

Те же действия, но совершенные в крупном размере или группой лиц по предварительному сговору (150 тысяч – 1 миллион рублей)

Штрафные санкции в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 1 года до 3 лет;

исправительные работы до двух лет;

принудительные работы до пяти лет (возможен дополнительный штраф до 30-кратного размера взятки и запрет занимать конкретную должность или осуществлять конкретную деятельность на срок до двух лет);

заключение под стражу сроком до семи лет (возможен дополнительный штраф до 30-кратного размера взятки, а также запрет на срок до двух лет занимать конкретную должность или осуществлять конкретную деятельность).

Те же действия в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.)

Штрафные санкции в размере от 1 до 2,5 млн руб. или в размере дохода период от 1 года до 3 лет;

заключение под стражу сроком до восьми лет (возможен дополнительный штраф до 40-кратного размера взятки, а также запрет на срок до пяти лет занимать конкретную должность или осуществлять конкретную деятельность).

Обратите внимание! Ст. 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена примечанием, согласно которому активное содействие в расследовании правонарушения освобождает лицо, осуществившее подкуп, от уголовной ответственности по 44-ФЗ. Это же касается и случаев, когда взятка была дана в результате вымогательства и когда виновный добровольно сообщил о правонарушении в контролирующие органы.

Существует ли уголовная ответственность исполнителя по 44-ФЗ

Потенциальные или действующие исполнители по договору с государством или органами местного самоуправления могут быть привлечены к уголовной ответственности по 44-ФЗ исключительно при установлении фактов передачи взятки либо осуществления другого вида влияния на должностное лицо, которое уполномочено представлять интересы заказчика в сфере закупок. В любом другом случае предусмотрена лишь финансовая ответственность исполнителя.

Штрафы для предприятий малого бизнеса, как и прежде, ниже, чем для других. Но 14.08.2019 были внесены изменения в порядок определения размера штрафных санкций. Ранее на величину штрафа влияла стоимость товаров, работ или услуг по договору. Данная норма была отменена, и сейчас штраф устанавливается в размере 1 процента от цены контракта. Также следует отметить, что величина штрафа должна находиться в пределах 1 000–5 000 рублей.

На размеры штрафных санкций для других исполнителей, как и ранее, влияет цена контракта:

  • менее 3 миллионов руб. — 10 % от цены;
  • от 3 до 50 миллионов руб. — 5 %;
  • от 50 до 100 миллионов руб. — 1 %;
  • от 100 до 500 миллионов руб. — 0,5 %;
  • от 500 миллионов до 1 миллиарда руб. — 0,4 %;
  • от 1 до 2 миллиардов руб. — 0,3 %;
  • от 2 до 5 миллиардов руб. — 0,25 %;
  • от 5 до 10 миллиардов руб. — 0,2 %;
  • свыше 10 миллиардов руб. — 0,1 %.

При отсутствии возможности оценить ущерб в денежном выражении величина штрафных санкций определяется по-другому:

  • при цене контракта до 3 миллионов руб. – 1 000 руб.;
  • от 3 до 50 миллионов руб. – 5 000 руб.;
  • от 50 до 100 миллионов руб. – 10 000 руб.;
  • свыше 100 миллионов руб. – 100 000 руб.

По договорам на выполнение подрядных строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства размер штрафных санкций составляет 5 % от стоимости работ.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Источник: cett.biz

Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель!

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов.

Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII). Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался).

Читайте также:  Как увеличить скорость строительства

Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Содержание земельных правонарушений

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше­ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен­ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нару­шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст­вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи­нение им вреда.

Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за­конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения – граждане или юри­дические лица, которые нарушили нормы земельного зако­нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу­дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше­ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных.

Состав субъектов земель­ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли­нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, админист­ративной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от­ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер­шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность.

Умышленным яв­ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са­монадеянность (легкомыслие) и небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, ко­гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед­ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Признаки и виды земельных правонарушений

В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законода­тельством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд; использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования; нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов; порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Земельные правонарушения могут классифицироваться как:

гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;

уголовные правонарушения, то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель закреплены в Гл. XIII ЗК РФ. Они различаются по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность и применяются на основании конкретного нормативно-правового акта. Особо оговорено возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Административная ответственность. Субъектами этого вида ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков.

Перечень земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к этому виду ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение.

Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях – не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения).

Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает:

  • за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях – КоАП РФ);
  • за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ);
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ).

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм.

Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников.

Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм.

В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий:

  • к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса – ТК РФ);
  • к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам).

Имущественная ответственность возникает вследствие совершения действий, не относящихся к категории сделок с землей.

Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя.

Приказ о взыскании выносится администрацией предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения.

В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность.

Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание,
  • выговор,
  • строгий выговор,
  • перевод на нижеоплачиваемую работу,
  • увольнение.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ).

Также УК РФ предусмотрены санкции за:

  • нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249);
  • нарушение правил охраны и использования недр (ст.255);
  • незаконная порубка деревьев (ст. 260);
  • уничтожение или повреждение лесов (ст.261);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго­ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств.

Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма).

Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении.Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествуют: возбуждение уголовного дела по факту преступления; сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств.

Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания. Согласно ранее действующему Уголовному кодексу (УК РФ) основным общественно опасным деянием признавался самовольный захват земли (ст. 199 УК РФ). Ныне это действие относится к административным правонарушениям.

В новом УК РФ выделена отдельная глава (Гл.26 «Экологические преступления», которая включает в себя 17 статей. Основная из них – ст. 254 («Порча земли»), предусматривающая за данное деяние:

  • штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда;
  • наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • исправительные работы на срок до двух лет.
  • те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда.

Читайте также:  Расчет нмцк на строительство 44 фз

Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке.

Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения. О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок. В случае неустранения правонарушения в указанный срок, орган, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием.

В тоже время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Источник: rshn-khv-eao.ru

Вопрос недели: Ответственность застройщика за нахождение (допуск) на строительной площадке постороннего лица?

За нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба либо смерть предусмотрена уголовная ответственность по ст. 216 УК РФ.

Направляем документы, а также материалы судебной практики по вопросу.

Документ 1.

  1. Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения или не занятых на работах на данной территории запрещается.

Документ 2.

6.1.7. Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии или не занятых на работах на данной территории запрещается.

Находясь на территории строительной или производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах, работники, а также представители других организаций обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Документ 3.

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

  1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ,если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либокрупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Документ 4.

Основной объект преступления — общественная безопасность в сфере производства отдельных видов работ.

Дополнительный объект — здоровье человека, отношения собственности.

Факультативный объект — жизнь человека.

Рассматриваемая норма является бланкетной, и для уяснения ее содержания необходимо обращение к законодательным и иным нормативным правовым актам других отраслей права.

Строительные работы — родовое понятие для группы специализированных работ, к которым относятся монтажные, земляные, буровые, бетонные, кровельные, каменные, отделочные, изоляционные, электромонтажные, проведение испытания оборудования и трубопроводов и некоторые другие разновидности. Общие требования к их безопасному проведению определяются Постановлениями Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июля 2001 г. и 17 сентября 2002 г. «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве…» .

БНА ФОИВ. 2001. N 38; 2002. N 48.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб.

При квалификации содеянного необходимо точно определить, какие пункт, параграф, статья соответствующих правил были нарушены виновным лицом.

По делам данной категории необходимо отграничивать преступления, предусмотренные ст. 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ, учитывая, что при решении указанного вопроса следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности. Если нарушение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РФ.

Во избежание ошибок при квалификации действий, повлекших вредные последствия при производстве горных, строительных и иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаватор, грейдер, скрепер и т.п.), судам следует иметь в виду, что, если лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, нарушило правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, содеянное надлежит квалифицировать по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за нарушение этих правил, а в соответствующих случаях — за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 23 апреля 1991 г. «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» (в ред. от 6 февраля 2007 г.)).

Состав преступления материальный. Для признания деяния оконченным необходимо наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека либо крупного ущерба (на сумму свыше пятисот тысяч рублей).

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 23 апреля 1991 г. «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» (в ред. от 6 февраля 2007 г.) субъективная сторона данного состава преступления характеризуется неосторожной виной.

Субъектом преступления является как лицо, на которое возложены обязанности по выполнению правил и норм охраны труда (например, главный инженер, начальник цеха, участка, мастер, прораб), так и другие работники, деятельность которых связана с данным предприятием (конкретный работник, нарушивший правила техники безопасности, лицо, командированное на предприятие, студент-практикант).

Частью 2 ст. 216 УК РФ предусмотрена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Деяние, предусмотренное ч. 1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, влечет ответственность по ч. 3 ст. 216 УК РФ.

Документ 5.

Чтобы определить пределы компетенции следователя и эксперта в ходе проведения следствия по данной категории дел, следует рассмотреть компоненты состава преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ.

Состав преступления в теории уголовного права включает: объект преступления, субъект преступления, объективную и субъективную стороны преступления. В целом указанные компоненты состава определяются обстоятельствами события, ставшего предметом уголовного расследования, и требуют в связи с этим своего рассмотрения. Учитывая, что деятельность лиц, осуществляющих расследование (дознаватель, следователь, судья), и эксперта имеет границы, обусловленные пределами их компетенции, определению подлежит объем правомочий каждого из них при расследовании и судебном разбирательстве несчастных случаев (аварий), происшедших в сфере строительного производства.

Общим объектом преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, являются общественные отношения. Поскольку состав преступных нарушений правил строительства помещен законодателем в главу УК РФ о преступлениях против общественной безопасности, то их родовой объект будет характеризоваться общими для всех этих преступлений признаками, определяющими указанную безопасность достаточно широко — как систему мер, обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности общества.

Видовой объект отражен в названиях отдельных глав Особенной части УК РФ и конкретизирует родовой объект. Здесь речь идет об общественной безопасности в более узком значении — применительно к ведению опасных видов работ и обороту опасных предметов и материалов.

Опасность нарушения правил строительства в том, что в сферу его воздействия может быть вовлечен широкий круг лиц, как непосредственно занятых в строительстве, так и посторонних, находящихся на строительной площадке, возле нее либо на значительном отдалении (в местах, где производятся работы, функционально связанные со строительством). Следует сказать также о лицах, связанных с эксплуатацией строительных объектов: допущенные отступления от требований специальных правил могут в любое время обусловить возникновение и развитие процессов, приводящих к непригодности строительного объекта для нормальной эксплуатации, к обрушению, авариям, пожарам и пр., что в конечном итоге достаточно часто выражается в причинении вреда здоровью людей, угрозе их жизни либо материальном ущербе.

Под непосредственным объектом рассматриваемых преступлений следует понимать безопасность как собственно строительства в качестве технологического процесса, так и его продукта — возведенных строительных объектов.

Таким образом, объект преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ, — двухуровневый, основным (непосредственным) объектом является общественная безопасность при ведении строительных работ, а дополнительным — здоровье, в отдельных случаях жизнь людей, и собственность (290, с. 523 — 524).

Закон не раскрывает понятие «строительные работы». В юридической литературе содержатся различные его трактовки, формулируемые с учетом специфических особенностей конкретных строительных объектов и определенных сторон технологии строительства. Они не ставят целью обеспечить полноту содержания указанного понятия.

Технология строительного производства включает в себя производственные процессы, классифицируемые по:

— природе обрабатываемого либо изготовляемого материала (земляные, каменные, бетонные и иные работы);

— виду возводимых (монтируемых) конструктивных элементов (свайные, кровельные, изоляционные и иные работы);

— цели выполнения комплекса работ (новое строительство, реконструкция, демонтаж (разборка) строительных объектов и пр.);

Это позволяет несколько расширить толкование фрагмента текста ст. 216 УК РФ, содержащегося в комментарии к УК РФ под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. В нем понятие «строительные работы» трактуется как «работы по сооружению и реконструкции промышленных, жилых, административных зданий, промышленных и сельскохозяйственных объектов и т.п. » (290, с. 523 — 524).

С нашей точки зрения, строительные работы — это комплекс производственных процессов, направленных на возведение, ремонт, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий и сооружений; передвижение, демонтаж и утилизацию строительных объектов. К ним относятся также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей.

Подборка судебной практики по вопросу:

Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 13.02.2013 по делу N 2-341/2013(2-4242/2012;)~М-3029/2012 Требование: О признании недействительным акта о несчастном случае на производстве. Решение: Требование удовлетворено в части.

Апелляционное определение Магаданского областного суда от 21.12.2016 по делу N 33-976/2016 Требование: О взыскании компенсации морального вреда. Решение: Производство по делу прекращено.

Приговор Ново-Савиновского районного суда города Казани от 21.06.2016 по делу N 1-274/2016 (вступило в силу 02.07.2016) Приговор: Ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ).

Постановление Красносельского районного суда города Санкт-Петербурга от 05.10.2017 по делу N 1-725/2017 (вступило в силу 17.10.2017) О прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон.

Приговор Таганрогского городского суда Ростовской области от 11.08.2016 по делу N 1-472/2016 (вступило в силу 19.01.2017) Приговор: Ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ).

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Источник: ric480.newsmine.ru

Рейтинг
Загрузка ...