Основным видом воздействия промышленных объектов на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ, тепла, водяного пара, аэрозолей, а также их влияние на микроклимат прилегающей территории.
В данном разделе приводится краткая характеристика физико-географических и климатических условий района и площадки строительства.
Расположение площадки предприятия должно содержать:
- — название района (юрода);
- — площадь отвода для строительства предприятия;
- — взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов-жилых массивов и участков перспективной застройки, промышленных зон, рек, возвышенностей, транспортных магистралей, различных предприятий и т.п.;
- — наличие ограничений (объектов), осложняющих условия строительства и эксплуатации проектируемого предприятия;
- — выкопировку из карты-схемы района (как правило, выносится в Приложения, но может быть приведена и непосредственно в тексте раздела, как рисунок);
- — сведения о рельефе: рельеф площадки — наличие уступов, перепады их высот, размещение производств по уступам с оценкой возможности заірязнения вышерасположенных участков; перепады высот площадки относительно отметок местности жилых кварталов; рельеф местности — наличие холмистости, котловин, возможность их влияния па распространение дымовых факелов в сторону жилых массивов;
- — возможность задымления площадки;
- — уклон местности в радиусе пя тидесяти высот труб;
- — поправочный коэффициент па рельеф для расчета распространения загрязняющих веществ в атмосфере.
Для защиты атмосферного воздуха от загрязнения должны быть определены климатические и аэроклиматические характеристики воздушного бассейна района строительства, уровень существующего загрязнения атмосферы (фон) различными веществами (взвешенными и химическими), а также другие формы техногенного воздействия на атмосферу рассматриваемой территории.
Объекты негативного воздействия 3 категории
Источниками исходной информации являются климатические справочники, данные наблюдений местных метеостанций, фондовые материалы научных организаций, данные территориальных органов по охране окружающей среды и результаты экологического мониторинга.
Для характеристики уровня загрязнения атмосферы в районе расположения проектируемого объекта приводят:
- — наличие и перечень промышленных предприятий, расположенных в районе места размещения рассматриваемого предприятия, краткую характеристику их производственной деятельности, а также перечень веществ, выбрасываемых в атмосферу, идентичных веществам, которые будут поступать в атмосферу от проектируемого (реконструируемого) объекта (данная информация может быть получена путём анализа архивных данных либо запрошена у надзорных органов);
- — перечень контролируемых веществ, регулярность отбора проб; наличие автоматических систем контроля (по данным органов Росгидромета и Минздрава России);
- — размещение пунктов отбора проб;
- — данные натурных замеров уровня загрязнения атмосферы со ссылкой па источник информации (с учётом направлений и скорости ветров в период замеров) и сравнение их с предельно допустимыми концентрациями (ПДК);
- — характер изменения загрязнения атмосферы в районе расположения предприятия (по данным органов Росгидромета) с учётом кратности превышения ПДК, с обоснованием причин повышения (понижения) заірязнения атмосферы;
- — значения фонового загрязнения атмосферного воздуха, т.с. загрязнения, которое создается всеми предприятиями, кроме рассматриваемого в проекте (по данным органов Росгидромета, в Нижегородской области — ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС»), в населённом пункте в период строительства (реконструкции, расширения) предприятия (копии заключений органов Росгидромета о фоновом загрязнении в виде приложения входят в состав проекта).
Вышеперечисленные данные дополняют сведениями о гигиенических условиях проживания населения в зоне влияния выбросов рассматриваемого предприятия и о воздействии существующего загрязнения атмосферы на здоровье людей, а также о влиянии загрязнения атмосферы на растительный и животный мир, исторические и культурные памятники и т.п.
Охрана окружающей среды при строительстве. Выполнение мероприятий по уменьшению пылеобразования
Показатели загрязнения атмосферы дополняют сведениями о химизме осадков и выпадении на рассматриваемой территории вредных веществ, в том числе кислотных и радиационных осадков, а также о результатах их воздействия на компоненты окружающей среды.
В разделе отдельным подразделом приводятся данные о процессах, в результате которых на этапах проектирования и эксплуатации происходит заірязнение атмосферного воздуха.
Загрязнение воздушного бассейна происходит в результате поступления в него:
- — продуктов сгорания топлива;
- — выбросов газообразных и взвешенных веществ от различных производств промышленных объектов;
- — выхлопных газов автомобильного, авиационного, водного и железнодорожного транспорта;
- — испарений из ёмкостей для хранения химических веществ и топлива;
- — газообразных выделений свалок и полигонов захоронения промышленных отходов;
- — пыли с поверхности карьеров, отвалов, хвосто- и шламохранилищ, терриконов, из узлов погрузки, разгрузки и сортировки сыпучих строительных материалов, топлива, зерна и т.п.
В крупных городах и на некоторых промышленных объектах основное количество загрязняющих веществ поступает в атмосферу с выхлопными газами от работы транспорта.
Промышленные и транспортные выбросы в атмосферу, содержащие взвешенные и газообразные заірязняющие вещества, характеризуются объёмом, интенсивностью выброса, температурой, классом опасности и концентрацией загрязняющих веществ. Их негативное воздействие обычно рассматривается в зоне влияния проектируемого объекта.
Зоной влияния проектируемого объекта на атмосферный воздух считается территория, на которой суммарное загрязнение атмосферы от всей совокупности источников выбросов данного предприятия (объекта), в том числе низких и неорганизованных, превышает 0,05 ПДК.
Зоны влияния объектов и предприятий определяются по каждому вредному веществу или комбинации веществ с суммирующимся вредным воздействием отдельно на основании расчётов выбросов и расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Расчёты выбросов загрязняющих веществ проводятся на основании утвержденных методик (их перечень ежегодно утверждается ОАО НИИ Атмосфера) вручную или при помощи специальных программ, разработанных фирмой «Интеграл» «Логус», «ЭКО-Центр Воронеж» и др. Также для определения количества вредных выбросов промышленного предприятия могут использоваться отраслевые нормы технологического проектирования или отраслевые методические указания и рекомендации по определению выбросов вредных веществ в атмосферу (при отсутствии утверждённых методик).
В расчёты по определению выбросов в атмосферу необходимо закладывать реально достигнутые и обоснованные значения степени очистки, учитывать ситуацию, когда газоочистное оборудование находится в ремонте, среднюю продолжительность его ремонта.
Для источников выброса, не обеспеченных резервными газоочистными устройствами, в проектных решениях необходимо предусматривать блокировку технологического и газоочистного оборудования таким образом, чтобы при выходе из строя газоочистных устройств или вспомогательного оборудования останавливались соответствующие технологические агрегаты.
Для новых типов технологического и газоочистного оборудования способы и методы расчетов выбросов должны быть обоснованы: по исследованиям на опытнопромышленных установках, по лабораторным экспериментам, по балансовым расчетам, по аналогичному производству.
При обосновании данных о выбросах вредных веществ в атмосферу должны быть приведены:
- — использованные формулы для расчета выбрасываемых веществ;
- — наименования применённых (отраслевых) нормативных документов по определению валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- — описание основных химических превращений выбрасываемых веществ в атмосферу;
- — схемы балансов потерь вредных веществ при определении выбросов производств;
- — принятая степень очистки выбросов (КПД) и коэффициенты обеспеченности газоочисткой (по возможности подтверждённые данными от производителя оборудования);
- — использованные материалы обследования рассматриваемого и аналогичных производств;
- — оценка возможности возникновения залповых и аварийных выбросов.
Для источников выбросов, не обеспеченных резервными газоочистными устройствами, в проектных решениях необходимо предусматривать блокировку технологического и газоочистного оборудования таким образом, чтобы при выходе из строя газоочистных устройств или вспомогательного оборудования останавливались соответствующие технологические агрегаты.
К источникам воздействия на атмосферный воздух относят точечные, линейные или площадные объекты выброса взвешенных и химических загрязняющих веществ, тепла. По функциональному назначению источники воздействия связаны с деятельностью различных производств проектируемого предприятия, в отдельных случаях — различных объектов инфраструктуры селитебных территорий.
Каждый источник выброса характеризуется размерами, высотой, конфигурацией, интенсивностью выброса (выделения) заірязняющих веществ в атмосферу, ориентацией и расположением на местности.
При разработке подраздела проекта по охране атмосферного воздуха виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу проектируемым объектом, определяются на основе анализа технологических процессов проектируемых производств. Для этого составляют перечень производств и объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, с указанием видов загрязняющих веществ в выбросах, их класса опасности и параметров выбросов.
При этом определяют:
- — объекты и производства — источники загрязнения атмосферы;
- — характеристики источников выброса (размеры, высота, расположение на местности);
- — перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, класс их опасности, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК);
- — перечень комбинаций вредных веществ с суммирующим вредным воздействием, класс их опасности;
- — количество заірязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу проектируемым объектом, интенсивность и параметры выбросов;
- — приземные концентрации заірязняющих веществ на территории объекта, в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и на прилегающей селитебной территории;
- — величину валовых выбросов заірязняющих веществ от организованных и неорганизованных источников по отдельным производствам и в целом по предприятию;
- — параметры возможных залповых и аварийных выбросов.
Данные, характеризующие параметры выбросов от источников предприятия, следует представлять по ГОСТ 17.2.3.02-2014 [2]. Форма таблицы может быть изменена с учетом специфики отрасли промышленности или вида строительства.
Для удобства критического просмотра и анализа тенденции выбросов, загрязняющих веществ допускается строить объединённые таблицы с данными на существующее положение, первую очередь строительства и на полное развитие предприятия.
При наличии на предприятии залповых выбросов или возможности возникновения аварийных выбросов, их характеристика также представляется в табличной форме.
Сведения, приводимые в данной таблице, группируют по организованным и неорганизованным источникам выброса, всем источникам присваивается соответствующая нумерация па схеме размещения объекта.
Также в табличном виде приводятся данные, характеризующие валовые выбросы загрязняющих веществ от различных производств и суммарно по предприятию (без учёта воздухоохранных мероприятий и с учетом их внедрения).
Наряду с абсолютными значениями выбросов в атмосферу необходимо рассчитать удельные показатели выбросов на единицу сырья продукции (тонну и др.), провести сопоставление их с нормативными значениями и значениями, характерными для передовых (по охране атмосферы) предприятий с аналогичным оборудованием, а также для наиболее совершенных зарубежных предприятий. Расчёты удельных показателей выбросов и их сопоставление с нормативами также приводятся в таблице.
При определении количества выбросов в атмосферу должна быть выявлена доля вклада выбросов от неорганизованных и передвижных источников выбросов в их общем количестве.
Общую характеристику выбросов вредных веществ в атмосферу в целом по предприятию следует составлять в табличной форме.
В материалах подраздела должны быть приведены сведения о принятых в проекте основных направлениях воздухоохранных мероприятий для действующих и новых производств объекта. К ним относятся: планировочные, технологические и специальные мероприятия, направленные на сокращение объемов выбросов и снижение их приземных концентраций. Также должен быть проведен расчёт стоимости проведения данных мероприятий (он может быть представлен в Приложениях, а в разделе в табличном виде показана стоимость каждого мероприятия).
Планировочные мероприятия влияют на уменьшение воздействия выбросов предприятия на жилые районы и предусматривают:
- — расположение предприятия и жилых массивов с учётом господствующих направлений ветра;
- — размещение объектов и предприятия на площадке таким образом, чтобы исключалось попадание дымовых факелов на селитебную зону;
- — рациональное расположение заслона между жилым районом и предприятием в виде горной гряды, леса и т.д.;
- — устройство санитарно-защитной зоны.
Технологические мероприятия включают:
- — кооперацию проектируемого объекта с другими предприятиями с целью уменьшения количества «грязных производств» на предприятии;
- — использование более прогрессивной технологии по сравнению с применяющейся на других предприятиях для получения той же продукции;
- — увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности;
- — применение в производстве более «чистого» вида топлива;
- — применение рециркуляции дымовых газов;
- — внедрение наиболее совершенной структуры газового баланса предприятия, обеспечивающей оптимизацию распределения топлива между технологическими агрегатами с целью уменьшения заірязнения атмосферного воздуха продуктами сгорания и т.п.
К специальным мероприятиям, направленным на сокращение объёмов и токсичности выбросов объекта и снижение приземных концентраций загрязняющих веществ, относятся:
- — сокращение неорганизованных выбросов;
- — очистка и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов;
- — улучшение условий рассеивания выбросов.
На практике мероприятия разрабатываются в случае, если предварительный расчет показал превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны, жилой или охранной зоны.
Характеристику установок по очистке и обезвреживанию газовых выбросов от существующих и проектируемых источников выделения вредных веществ и наименование мероприятий по снижению выбросов в атмосферу приводят по ГОСТ 17.23.02-2014 [21 (приложение 3).
Если число источников выделения, оборудованных газоочистными установками, меньше общего числа источников, необходимо приводить дополнительные данные по газоочистным установкам (например, сведения по уровню апробации газоочистных установок, этапность их внедрения и др.).
В разделе проекта по охране атмосферы от загрязнения следует проводить сравнение воздухоохранных мероприятий, предусмотренных в рассматриваемом проекте, с тенденциями и решениями, принимаемыми в отечественной практике и за рубежом (например, сопоставляются и приводятся примеры решений по централизации выбросов и систем очистки, по применению агрегатов укрупнённой единичной мощности, применению определенных технологических решений, способствующих уменьшению загрязнения атмосферы, преимущественному применению определенного вида газоочистных агрегатов), а также провести анализ затрат (или удельных затрат) на мероприятия по защите атмосферы.
В результате сопоставления должен быть сделан вывод о соответствии (или отставании, опережении) предусмотренных в проекте мероприятий отечественной и зарубежной практике.
Также в проекте необходимо учитывать воздействие на атмосферный воздух в период строительства и/или реконструкции объекта. Для этой цели разрабатывается отдельный подраздел, где учитываются источники выбросов загрязняющих веществ, которые будут работать на территории проектирования в период проведения строительных работ: автотранспорт для доставки материалов и вывоза строительных отходов; строительная техника; сварочное оборудовании; работы по окраске; дизельные электрогенераторы; пересыпка строительных материалов (песок, щебень, цемент. ) и т.д.
На практике вес эти работы привязываются к одному площадному источнику выбросов, которым на период строительства принимается вся площадка проведения работ. Однако, в зависимости от одновременности проведения работ, а также от объёмов, может быть выделено несколько источников выбросов. Расчёт выбросов от них также проводится на основании утвержденных методик и приводится в Приложениях к Разделу и в тексте в виде таблиц и текстовых пояснений.
Источник: bstudy.net
V. Мероприятия по снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду
Для сокращения объемов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на период строительства, предусматриваются следующие мероприятия:
1. соблюдение технологического регламента, обеспечивающего равномерный ритм работы дорожно-строительной техники;
2. постоянный профилактический осмотр и регулировка топливной аппаратуры дизельной техники;
3. контроль токсичности отработанных газов;
4. недопущение длительной работы без нагрузки двигателей внутреннего сгорания;
5. сокращение времени производства работ связанных со значительными выделениями пыли (погрузочно-разгрузочные, автотранспортные и бульдозерные работы) во время наступления неэффективной рассеивающей способности атмосферы (штили).
Мероприятия по рациональному использованию и охране вод и водных биоресурсов
Для предотвращения негативного воздействия на состояние поверхностных вод предусматриваются следующие мероприятия:
1. своевременный вывоз производственных и бытовых отходов;
2. использование при проведении работ исправных механизмов, исключающих загрязнение окружающей среды отработанными газами двигателей горюче — смазочными материалами;
3. создание организованного отвода поверхностных вод;
Поверхностный сток при эксплуатации объекта не загрязнен, благодаря благоустройству территории, отсутствию каких-либо ремонтных работ.
Мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова
В период проведения работ по строительству все работы должны производиться в соответствии с принятой технологической схемой организации работ на строго установленных отведенных площадях.
На этом этапе следует экономить и оберегать от повреждения отведенные
земли. Важнейшим условием является соблюдение установленных границ отвода.
Почвенно-растительный грунт на отведенной территории не сохранен.
В целях охраны земельных ресурсов в процессе производства ремонтных работ необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
1. обеспечение исправности дорожно-строительной техники: все машины должны эксплуатироваться в строгом соответствии с техническими инструкциями и технологией работ, чтобы предотвратить утечку горюче-смазочных материалов;
2. заправка строительных машин и механизмов должна производиться на АЗС;
3. во избежание захламления территории строительства предусматривается своевременный вывоз строительных отходов и бытового мусора на полигон ТБО.
Мероприятия по охране растительного и животного мира
Территория, предназначена для размещения объекта и характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия. Животный мир представлен обычными для сельских поселений видами птиц (ласточка, воробей и др). В связи с достаточной освоенностью района расположения объекта, места гнездования и пути миграции животных на данной территории отсутствуют. Предполагаемая деятельность не окажет влияния на состав животного мира, его популяции и миграции.
Ухудшения условий обитания этих видов при строительстве и эксплуатации объекта не прогнозируется. Технологические процессы при строительстве жилого дома сопровождаются незначительным и кратковременным выделением загрязняющих веществ атмосферу.
Благоустройство территории
После окончания строительно-монтажных работ необходимо выполнить устройство проездов, тротуаров с твердыми покрытиями, расстилку растительного грунта, посев газонов.
Проектом предусматривается устройство подъездов из асфальтобетона. Тротуары — из бетонной тротуарной плитки. Покрытие игровых, спортивных площадок выполнено из резиновых плиток компании «Экостеп» размерами 05x05x0.04 (м), площадка перед главным входом в здание из бетонной тротуарной плитки, толщиной 0,06м.
Принятые конструкции дорожных одежд проездов, площадок и тротуаров выдерживают нагрузку от движения специального автотранспорта.
Газоны отделены от проезжей части, площадок и тротуаров бортовым камнем.
Работы по озеленению выполняются после устройства проездов, тротуаров и уборки остатков строительного мусора после строительства.
5.6.Экологический мониторинг.
Экологический мониторинг включает в себя мониторинг хозяйственной деятельности и мониторинг состояния окружающей среды.
Мониторинг хозяйственной деятельности заключается в наблюдении за функционированием эксплуатируемого объекта и включает в себя:
1. контроль соблюдения технологических положений проекта;
2. контроль технического состояния оборудования;
3. контроль образования и утилизации отходов расчетными и аналитическими методами;
4. контроль соблюдения правил обращения с отходами;
Мониторинг хозяйственной деятельности осуществляется работниками предприятия и специализированными организациями.
Мониторинг состояния окружающей среды заключается в наблюдении за состоянием отдельных компонентов окружающей среды в зоне влияния объекта и включает в себя:
5. контроль соблюдения природоохранного законодательства;
6. контроль выполнения проектных решений в части воздействия на окружающую среду.
Мониторинг состояния окружающей среды осуществляется специализированными организациями и территориальными службами государственного экологического контроля.
Заключение
Реализация намечаемого вида деятельности не окажет существенного отрицательного воздействия на состояние атмосферного воздуха за пределами площадки объекта. Расчет величин приземных концентраций загрязняющих веществ показал допустимость строительство и эксплуатации данного объекта. Загрязнение атмосферного воздуха происходит от автотранспорта на площадках парковки. Постоянный вклад в уровень загрязнения атмосферы происходит при въезде/выезде с площадок и прогреве двигателей. Технологические процессы при строительстве жилого дома сопровождаются незначительным и кратковременным выделением загрязняющих веществ в атмосферу в пределах нормы.
Внешние источники шума при эксплуатации проектируемого объекта не дадут уровня звука в жилой застройке выше допустимого.
Учитывая расположение площадки строительства жилого дома в п. Хатассы на данной территории, почвенно-растительный слой находится в условиях незначительного негативного воздействия. После приведения строительных работ запланировано благоустройство и озеленение нарушенной территории. Также предусмотрено озеленение участка кустарниками и деревьями местных пород. Свободные пространства планируется засеять газонной травой, состоящей из смеси трав, устойчивых к вытаптыванию.
При соблюдении правил обращения с отходами и мероприятий их хранению и утилизации, загрязнения воздуха, почв и подземных вод не прогнозируется. Бытовые сточные воды проектируемого объекта увозятся на специализируемом автотранспорте в соответствии с техническими условиями, что исключает загрязнение подземных вод и почв.
На основании проведённых мероприятий по охране окружающей природной среды можно сделать вывод о возможности строительства жилого дома и парковок и о минимальном вкладе этого объекта в изменение сложившейся экологической среды в данном районе. При соблюдении технологического регламента работ строящийся объект окажет весьма незначительную экологическую нагрузку, практически не представляет опасности загрязнения окружающей природной среды и угрозы для здоровья населения.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник: cyberpedia.su
Общие направления природоохранных мероприятий. Методы снижения негативного воздействия на окружающую среду
Природоохранная деятельность, а также деятельность, направленная на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, занимает первоочередные позиции в хозяйственной деятельности АО «УК «Кузбассразрезуголь».
Основные направления реализации экологической политики:
• Разработка, обоснование и согласование с контролирующими органами нормативов допустимого негативного воздействия объектов Компании на окружающую среду.
• Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений для доведения сбрасываемых сточных вод до нормативного качества и иных природоохранных объектов (в том числе с учетом требований законодательства в области наилучших доступных технологий).
• Утилизация и обезвреживание опасных (I-IV класс опасности) отходов. Подготовка персонала в части вопросов экологической безопасности.
• Проведение мониторинга компонентов окружающей среды средствами собственных и сторонних лабораторий.
• Инженерные и научные изыскания в сфере охраны окружающей среды.
• Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
• Рекультивация нарушенных земель (горно-техническая и биологическая).
Финансирование природоохранных мероприятий
Одна из стратегических задач развития Компании сегодня заключается в последовательной проработке и реализации экологической политики, определении перспектив модернизации каждого предприятия с учетом оценки и снижения степени их воздействия на окружающую среду. Стремясь минимизировать экологические риски, новая экологическая политика, в первую очередь, предусматривает наращивание инвестиций в природоохранные программы. На реализацию мероприятий по охране окружающей среды АО «УК «Кузбассразрезуголь» ежегодно выделяет более 200 млн. рублей. Финансирование природоохранных инвестиций в период 2016-2019 годы выросло почти в 2,5 раза (со 180,4 млн.руб. в 2016 году, до 412,1 млн.руб. в 2019 г.). Приоритетными стратегическими направлениями экологической деятельности до 2025-2035 гг. являются:
• Снижение массы выбросов загрязняющих веществ;
• Увеличение степени очистки сточных вод;
• Снижение площадей, занимаемых объектами размещения отходов, наращивание объемов рекультивации нарушенных земель.
Структура финансирования природоохранных мероприятий АО «УК «Кузбассразрезуголь»
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях в целях его функционирования.
В случае несогласия с обработкой персональных данных просим покинуть сайт
ОАО «УГМК»
Материалы сайта доступны по лицензии
Creative Commons «Attribution-ShareAlike» 4.0 International
если не указан иной источник
Источник: www.kru.ru
Мероприятия по снижению выбросов при НМУ: разработка, согласование, реализация
Ключевые вопросы
Разработка мероприятий при НМУ: нормативные требования, выбор источников и веществ, оценка эффективности, особенности для II категории, различия РД и Требований
Согласование мероприятий при НМУ
Реализация мероприятий при НМУ: назначение ответственных, порядок действий при НМУ, получение прогнозов НМУ, выполнение мероприятий и контроль
Ответственность за невыполнение требований в области НМУ
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух[1].
Эта обязанность подразумевает необходимость:
• разработки хозяйствующим субъектом мероприятий;
• согласования их с госорганом;
• получения информации о наступлении НМУ;
• выполнения согласованных мероприятий, а в некоторых случаях — также других действий (например, представления отчета о выполнении таких мероприятий в госорган).
Набор действий, составляющих обязанность «проводить мероприятия», колеблется в зависимости от субъекта РФ, в котором расположен природопользователь, т.к. регулирование в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ (см. ст. 19 Закона № 96-ФЗ). За субъектами РФ — организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и согласование мероприятий при НМУ.
Разработка мероприятий при НМУ
Нормативные требования
Долгое время разработка мероприятий при НМУ велась в соответствии с руководящим документом еще советских времен — РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85).
Причем само требование о необходимости разработки мероприятий было конкретизировано региональным законодательством: например, где-то требование распространялось на тех хозяйствующих субъектов, выбросы которых по каким-либо загрязняющим веществам превышали на границе с жилой застройкой 0,2 ПДК, где-то — 0,1 ПДК, а где-то все владельцы источников выбросов несли в госорган материалы по НМУ — либо для согласования мероприятий, либо для получения ответа, что мероприятия не нужны.
Были и такие, кто не разрабатывал мероприятия, ссылаясь на отсутствие сети наблюдений за наступлением НМУ в районе расположения предприятия, такая позиция была основана на соответствующих положениях РД 52.04.52-85.
С 01.11.2019 ст. 19 Закона № 96-ФЗ претерпела изменения: была добавлена необходимость установления на федеральном уровне требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; такие требования были утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее — Требования) и начали действовать с 27.06.2020.
На сегодняшний день при разработке мероприятий при НМУ руководствоваться необходимо нормами Требований. Нормы РД 52.04.52-85 допускается применять в случае, если они не противоречат Требованиям.
Выбор источников и веществ
В соответствии с Требованиями мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов объектов НВОС[2] I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. В отношении «подлежащих нормированию» дана ссылка на ст. 22 «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов» Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).
Согласно ст. 22 Закона № 7-ФЗ нормированию подлежат загрязняющие вещества, включенные в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Таким образом, мероприятия при НМУ касаются только веществ, содержащихся в указанном Перечне.
Причем нормативы рассчитываются (ст. 22 Закона № 7-ФЗ):
• для строящихся объектов I и II категорий;
• действующих объектов II категории;
• объектов III категории (только по веществам I, II классов опасности).
При этом действующие объекты I категории в ст. 22 не упоминаются.
Обратите внимание: объекты III категории разрабатывают мероприятия при НМУ только для тех веществ, для которых рассчитывают нормативы выбросов (вещества I, II классов опасности).
Также любопытен п. 8 Требований:
8. При отсутствии для рассматриваемого ОНВ расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных источников и выбросов для ОНВ, указанных в пункте 6 настоящих Требований.
Пунктом 6 Требований определено, что мероприятия при НМУ разрабатываются в том числе на основании результатов расчетов рассеивания выбросов. Таким образом говорится о том, что при отсутствии для объекта НВОС расчетов нормативов допустимых выбросов (и расчетов рассеивания в рамках расчетов нормативов) разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания по данным инвентаризации стационарных источников.
Непонятно, зачем в Требованиях такой пункт, потому как мероприятия разрабатываются только для источников, подлежащих нормированию, а значит, в отношении таких источников нормирование и разработка НМУ проводятся в комплексе (Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Методика № 581), утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, предусматривает необходимость наличия в расчете нормативов выбросов расчетов выбросов в период НМУ).
Мероприятия разрабатываются по веществам, по которым расчетные приземные концентрации, создаваемые выбросами объекта НВОС в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории объекта (контрольные точки) при их увеличении на 20, 40 и 60 % соответственно при НМУ 1, 2 и 3 степени опасности могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом групп суммации).
Причем, с точки зрения Минприроды России[3], при определении перечня загрязняющих веществ для разработки мероприятий при НМУ целесообразно предусматривать увеличение в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона, если при таком увеличении концентрации превысят гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Если фон в районе расположения объекта велик, это может повлечь необходимость закладывания в мероприятия остановки всех источников, выбрасывающих данное вещество (большая вероятность таких мероприятий для веществ с высокими фоновыми концентрациями и входящих в одну группу суммации).
К сведению
Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников объекта НВОС приземных концентраций:
• на 15–20 % при НМУ 1 степени опасности;
• на 20–40 % при НМУ 2 степени опасности;
• на 40–60 % при НМУ 3 степени опасности.
Для объектов НВОС, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, установлены более низкие требования к снижению выбросов (уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества в периоды НМУ составляет: до 5–10 % при НМУ 1 степени опасности, до 10–20 % при НМУ 2 степени опасности, до 20–25 % при НМУ 3 степени опасности) из соображений недопущения ограничения потребителей в поставках электроэнергии и тепла и их качества. По мнению Минприроды России[4], эти требования будут распространяться на деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром класса 35 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014.
Подход Требований к определению источников, на которых необходимо снижать выбросы в периоды НМУ, как и ранее, основан на ранжировании источников по их вкладу в расчетные приземные концентрации в контрольных точках.
Оценка эффективности мероприятий
Эффективность мероприятий при НМУ оценивается в соответствии с разделом V Методики № 581.
[1] Пункт 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021; далее — Закон № 96-ФЗ).
[2] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
[3] См. письма Минприроды России от 07.09.2020 № 12-50/11538-ОГ «О разработке мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ», 08.04.2021 № 12-50/4498-ОГ «О мероприятиях при НМУ».
[4] См. письмо Минприроды России от 03.08.2020 № 12-50/9761-ОГ «О разъяснении».
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2021.
Источник: www.profiz.ru
Перечень мероприятий по охране окружающей среды
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и другие этапы жизненного цикла объектов капитального строительства, которые могут оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, должны осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в области охраны окружающей среды 1 .
Указанные требования предусматривают необходимость проведения мероприятий по охране окружающей среды, предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
С этой целью в составе проектной документации для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения разрабатывается раздел 8 «Перечень мероприятия по охране окружающей среды», для линейных объектов капитального строительства — раздел 7 «Мероприятия по охране окружаюгцей среды». При этом необходимо отметить, что мероприятия, предусмотренные в области охраны окружающей среды для объектов различного назначения, по своему основному содержанию отличаются друг от друга незначительно.
Перечень мероприятий по охране окружающей среды (шифр ООС) в составе проектной документации в общем случае должен содержать:
- • в текстовой части
- — результаты оценки воздействия проектируемого объекта капитального строительства на окружающую среду;
- — перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и в процессе эксплуатации объекта (табл. 7.4);
- — перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат, включая экологические платежи;
Мероприятия по предотвращению (снижению) возможного негативного воздействия на окружающую среду
Мероприятия по охране атмосферного воздуха
Мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе но рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова
1 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Окончание табл. 7.4
Мероприятия но сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов
Мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и сохранению среды их обитания
Программа производственного экологического мониторинга за характером изменения компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации производственного объекта, а также при авариях
Для объектов производственного и непроизводственного назначения
Результаты расчетов концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам
Обоснование решений но очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод
Мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте и последствий их воздействия на экосистему региона
Мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции
Мероприятия по оборотному водоснабжению
Мероприятия по охране недр
Для линейных объектов
Мероприятия по рациональному использованию и охране вод и водных биоресурсов на пересекаемых линейным объектом реках и других водных объектах
Мероприятия по рациональному использованию общераспространенных полезных ископаемых, используемых при строительстве (песок, щебень и др.)
Мероприятия по охране недр и континентального шельфа РФ
Сведения о местах отвалов растительного грунта, а также местонахождении карьеров, резервов грунта, кавальеров
Программа мониторинга линейного объекта на участках, подверженных опасным природным воздействиям
Конструктивные решения и защитные устройства, предотвращающие попадание животных на территорию электрических подстанций, иных зданий и сооружений линейного объекта, а также иод транспортные средства и в работающие механизмы
- • в графической частидля объектов производственного и непроизводственного назначения
- — ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и произрастания растений, занесенных в Красную книгу, а также расчетных точек;
- — ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта, расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и технических устройств по очистке недопустимых выбросов;
- — карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ, суммарные вредные воздействия (для производственных объектов);
- — ситуационный план (карту-схему) района с указанием границ земельного участка и контрольных пунктов, постов, скважин и иных объектов, обеспечивающих отбор проб воды из поверхностных водных объектов, а также подземных вод (для непроизводственных объектов);
- • в графической частидля линейных объектов
- — карту-схему с указанием размещения линейного объекта и границ зон с особыми условиями использования территории, мест обитаний животных и произрастания растений, занесенных в Красную книгу;
- — карту-схему границ зон экологического риска и возможного загрязнения окружающей природной среды вследствие возможной аварии на линейном объекте.
В целях обоснования мероприятий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов и установления размера платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании Федерального квалификационного каталога отходов [1] определяются наименование, код и класс опасности отходов.
Росприроднадзор России установил следующие классы опасности отходов
Важно запомнить!
Чем опаснее отходы, тем больше они негативно воздействуют на окружающую среду и тем выше норматив платы за такое воздействие. Плата за негативное воздействие рассчитывается только для тех отходов, которые размещаются на полигонах и подлежат обезвреживанию.
Технологические строительные отходы образуются в результате производства строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, в процессе сноса, разборки, демонтажа, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных коммуникаций. Строительные отходы включают отходы строительных и вспомогательных материалов и отходы от жизнедеятельности строителей.
Для Москвы и Санкт-Петербурга с целью упорядочения действий по обращению со значительными строительными отходами для каждого объекта капитального строительства разрабатывается проект технологического регламента по обращению со строительными отходами, который согласовывается до начала строительства в профильном комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Для расчета количества отходов используют технические разделы проектной документации и ведомости объемов работ, а также сведения о сроках строительства и численности персонала, содержащиеся в разделах НОС и ПОД.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается путем умножения фактической массы отходов производства и потребления на норматив платы за их размещение, установленный постановлением Правительства РФ 1 с учетом экологических факторов (состояния атмосферного воздуха и почвы) по территориям экономических районов России. При этом размер платы в текущем уровне цен устанавливается на основании Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
Источник: studme.org