Утверждение проектной документации заказчиком Образец приказа 2021 г
Проектная документация — комплекс документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости [1] ; документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и/или технического перевооружения объектов капитального строительства [2] и инженерных коммуникаций.
Содержание и объём проектной документации для отдельных объектов строительства определяются нормативными документами, инструкциями по разработке проектов и смет [3] .
Градостроительный кодекс РФ устанавливает обязательность разработки проектной и сметной документации для планируемого строительства, реконструкции, капитального ремонта (если при проведении ремонта изменяются конструктивные и несущие элементы, а также объемные характеристики и безопасность здания) объектов коммерческой и промышленной недвижимости, в границах земельного участка, на который должным образом оформлены имущественные права инвестора или застройщика. Для частных жилых домов разработки проектной документации не требуется (ст.48 ГСК РФ).
Текстовые проектные материалы должны содержать сведения об объекте строительства, перечень принятых инженерно-технических решений, пояснительную записку, ссылки на нормативно-технические документы, регламентирующие подготовку проектной документации, а также проектные расчеты, обосновывающие принятые решения. Графическая часть содержит чертежи, на которых отображаются принятые проектно-технические решения в виде схем, планов и других документов в графической форме.
Графический материал (чертежи) отражает архитектурно-планировочные, конструктивно-компоновочные и технологические решения. Расчётно-пояснительная записка содержит сведения, обосновывающие техническую возможность строительства, надёжность и безопасность работы в конкретных условиях. Сметно-экономическая часть определяет стоимость строительства, обосновывает целесообразность затрат финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов [4] .
Функции технического заказчика по нормативной базе
Согласно ст. 1 п. 22 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021), технический заказчик – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика осуществляет следующие функции
- заключение договоров о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства;
- подготовку задания на выполнение указанных видов работ;
- предоставление лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалов и документов, необходимых для выполнения указанных видов работ;
- утверждение проектной документации;
- подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
- иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
В случае если часть функционала технического заказчика Заказчик хочет взять на себя (выполнить самостоятельно, собственными силами), он должен иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 п. 22 ГрК РФ технические функции (выдачу техзаданий, утверждение проектной документации, передачу документации в производство работ и т.д.) могут выполняться только членом саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Только отдельные – административные – функции (заключение договоров на техприсоединение, передача строительной площадки генподрядчику, подготовка тендерной документации и т.д.) могут быть закреплены за Заказчиком по его желанию.
Недропользование практика применения
В Приказе Минстроя России от 2 июня 2020 года N 297/пр «Об утверждении Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика» дается более широкое определение задач и функций технического заказчика. Приложение №1 указывает, что функции технического заказчика (в количестве 34 позиций) включают все работы, начиная от взаимодействия со всеми согласующими органами, ведения бухгалтерского учета, проверки проектной документации, передачи исполнительной документации, геодезической основы и заканчивая «иными функциями, необходимыми для достижения техническим заказчиком поставленных перед ним задач в соответствии с законодательством Российской Федерации».
На практике диапазон функций технического заказчика может варьироваться от условно «документального сопровождения строительства» до «комплексного управления проектом – от эскиза до ввода объекта в эксплуатацию». Перечень услуг технического заказчика составляется индивидуально для каждого Заказчика и формулируется в виде требований в техническом задании.
Новые правила изменения контрактов
Изменять контракты на возведение объектов капстроительства «под ключ» в рамках нацпроектов будут в таких случаях:
- сметная стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капстроительства, которую определили по итогам проверки на достоверность ее определения в ходе госэкспертизы проектной документации, превышает цену контракта;
- цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, которую определили по итогам проверки на достоверность ее определения в ходе госэкспертизы проектной документации.
Цену контракта будут изменять после выполнения обязательств, которые связаны с подготовкой проектной документации или выполнением инженерных изысканий, и получения положительного заключения госэкспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости.
А оформлять поправки придется допсоглашением.
При изменении цены контракта придется применять:
- статинформацию об индексах цен Росстата на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство). Эти индексы публикует Росстат по периодам. Еще используют индексы фактической инфляции (если есть), которые установлены региональными властями, если закупают на деньги из регионального бюджета. Эти индексы фактической инфляции применяются, когда пересчитывают сметную стоимость строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень на дату определения НМЦК;
- индексы-дефляторы Минэкономразвития по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозные индексы инфляции (если есть), которые установлены региональными властями, если закупают за деньги из регионального бюджета. Эти индексы прогнозной инфляции применяют, когда пересчитывают сметную стоимость строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень соответствующего периода реализации проекта.
Изменять будут по такой формуле:
Стоимость такого договора уменьшат по формуле для изменения контракта, если цена контракта, которую определили по итогам закупки после выполнения обязательств по контракту, связанных с подготовкой проектной документации или выполнением инженерных изысканий, получения положительного заключения госэкспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости, превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капстроительства, которая определена в ходе проверки на предмет достоверности ее определения.
-
29.01.2021 Проверено на практике
Несмотря на кажущуюся курьёзность названия статьи, вопрос вовсе не праздный и имеет непосредственное отношение к тематике Государственных закупок. В области закупок продуктов питания (как по №44-ФЗ, так и по №223-ФЗ), в частности плодов тропических растений, эта тема активно обсуждается и разбирается под разными углами в УФАС по всей стране. С вступлением в силу известного Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н интенсивность жалоб, связанных с данной проблемой, резко возросла. В представленной статье мы разберёмся, какие конкретно сложности возникают, и как следует вести себя заказчику и поставщику в рамках закупок на поставку фруктов и ягод из жарких стран (на примере бананов). Для начала вернёмся к исходному вопросу.
Растут ли бананы в России?
Всемирная паутина быстро подскажет ответ на этот вопрос. Например, Википедия утверждает, что «в России бананы растут в окрестностях Сочи, но плоды не вызревают до состояния пригодности в пищу, так как температура зимой бывает ниже нуля, а период созревания очень долог».
Следовательно, бананы, произведённые в России, не могут поставляться в качестве продуктов питания. При этом необходимо понимать, что информация из свободной энциклопедии может не быть учтена в доказательство вашей правоты в УФАС. Более того, речь идёт о произрастании бананов в естественных условиях, следовательно, нет никакой гарантии, что буквально завтра не возникнет производитель, который начнёт выращивать бананы в промышленных масштабах в теплицах. На данный момент нам о таких организациях неизвестно.
Дополнительно с мифами о бананах можно ознакомиться здесь. А мы, вооружившись полученной информацией, движемся дальше.
Должен ли заказчик установить в документации о закупке бананов условия допуска в соответствии с Приказом №126н?
Обязательно. Закон един для всех. Независимо от того, производится по факту товар в России или нет, условия допуска следует устанавливать в случае, если такой товар включён в Перечень Приказа №126н 1 .
В изначальной версии Перечня бананов не было, но присутствовали, например, виноград и яблоки. Однако с июля 2019 в Приказ внесли изменения и включили в Перечень все многолетние культуры, (код ОКПД2 — 01.2). Данная группа содержит более 170 наименований товаров, одним из которых являются наши бананы (код ОКПД2 — 01.22.12).
Удивительно, что в середине 2020 года Сахалинское УФАС всё ещё считало, что Приказ №126н к закупкам бананов не применяется 2 . Человеческий фактор — не иначе. Или Сахалин просто очень далеко, и новости до него доходят очень медленно.
Должен ли заказчик отклонить заявку за недостоверные сведения, если участник указал: «Страна происхождения бананов — Россия»?
Единства практики УФАС по данному вопросу не наблюдается, следовательно, здесь лучше подстраховаться. Поскольку вопрос с тепличным производством бананов, как мы обсудили, остаётся открытым, отклонять такую заявку следует, получив мнение компетентных органов по этому поводу.
Например, ещё в 2015 году заказчик из Омска обратился с вопросом в Управление Россельхознадзора и представил в УФАС официальное письмо с подтверждением, что за последние 10 лет бананы российского производства в Омскую область не поступали 3 .
В начале 2020 года заказчик из Вологды выяснил у торгово-промышленной палаты своего региона, что бананы в России не производятся 4 .
Если же отклонить заявку без каких-либо подтверждающих документов, есть вероятность повторить историю заказчика из Республики Коми, который проиграл жалобу отклонённого участника, несмотря на то, что участник со своей стороны также не ничем не подтвердил возможность поставить российские бананы 5 .
Должен ли заказчик применить понижающий коэффициент к цене контракта в соответствии с Приказом №126н при закупке бананов?
Если, получив заявку с российскими бананами, заказчик бездействовал и допустил её к участию в закупке, а победил при этом участник с бананами «из честного Эквадора», у заказчика не будет выбора, кроме как применить понижающий коэффициент при направлении контракта такому победителю. Можно, конечно, этого не сделать, но тогда есть риск, что это обнаружится при плановой или внеплановой проверке и обернётся штрафом.
Применение понижающего коэффициента в свою очередь с большой вероятностью приведёт к жалобе от победителя, которому не захочется терять часть цены контракта. В жалобе он будет говорить о том, что заявка его конкурента с российскими бананами не должна была быть допущена, а, значит, понижающий коэффициент не должен применяться. Дальнейшее развитие событий зависит от подготовки победителя и вовлеченности УФАС. Голословное утверждение победителя, что в России бананы не растут, может привести к отсылке УФАС на норму о том, что жалоба должна содержать документы, подтверждающие её обоснованность, а поскольку таких документов нет, нарушения законодательства со стороны заказчика отсутствуют 6 .
Но возможна и ситуация, в которой УФАС со своей стороны выразит ничем не подкреплённые сомнения в том, что бананы производятся в России 7 , и отправит заказчика перерассматривать заявки с целью отклонения участника, предложившего такой товар 8 .
Идеально в аналогичной ситуации, на наш взгляд, отработал контролирующий орган из Воронежа. Во-первых, они направили запрос участнику, предложившему российские бананы, представить подтверждение возможности поставить такой товар. Во-вторых, УФАС внимательно изучил представленные от этого участника документы и пришёл к выводу о том, что они не подтверждают производство бананов в России.
Но и на этом контролёры не остановились, и для установления истины направили запросы в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронежской и Липецкой областям и союз торгово-промышленной палаты Воронежской области о присутствии на рынке продуктов питания бананов, апельсинов и лимонов страной происхождения которых является Российская Федерация. Только после получения ответов из названных организаций, Воронежское УФАС посчитало себя в праве заключить, что в России бананы действительно не производятся 9 .
При этом, УФАС не стал обязывать заказчика выполнять «бесполезные» действия по отклонению заявки не победившего участника с российскими бананами, а просто предписал направить контракт победителю с эквадорскими бананами без применения понижающего коэффициента 10 . Подателям жалоб рассчитывать на такую обстоятельную работу УФАС каждый раз, разумеется, не следует, лучше готовить доказательства самостоятельно.
Как действовать участнику закупки на поставку бананов?
Алгоритм действий участника закупки можно схематично представить следующим образом:
Подавая заявку на участие в любой закупке, добросовестный участник должен указать достоверные сведения. Нужно писать страну происхождения, в которой действительно выросли бананы, планируемые к поставке.
Если участник действительно нашёл российского или, скажем, белорусского производителя бананов, ему следует так и написать в заявку, но быть готовым доказать это в УФАС, когда будет оспаривать вероятный отказ в допуске к закупке.
Если участник собирается поставлять иностранные бананы, но указывает «Россия», чтобы конкуренты с «эквадорскими» бананами меньше снижали цену на аукционе, понимая, что в случае победы к ним применят понижающий коэффициент — это заведомо плохой для него самого сценарий.
Заявку такого участника могут либо сразу отклонить, либо отклонить по требованию УФАС в результате жалоб от тех самых конкурентов с «эквадорскими» бананами. В случае победы вероятны проблемы на приёмке, ведь победитель не сможет подтвердить страну происхождения своей продукции. Не трудно догадаться, что такое развитие событий может привести к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта и включению победителя закупки в РНП.
Честно указывая в заявке страну происхождения бананов — Эквадор, участник, всё делает правильно, но, в случае закупки по №44-ФЗ, безусловно, рискует получить понижающий коэффициент в соответствии с Приказом №126н к цене заключенного контракта. Однако о возможном применении Приказа станет известно из протокола первых частей, в котором будут указаны страны происхождения бананов всех участников закупки. Если кто-то другой предлагает российские бананы, можно либо торговаться с учётом понижающего коэффициента, либо сразу начинать готовить доказательства для УФАС.
Очень важно не тянуть до заключения контракта, надеясь, что заказчик не станет применять понижающий коэффициент. Если направить запрос в компетентные органы только в момент обнаружения невыгодной суммы в контракте, до окончания регламентного срока подписания можно просто не дождаться ответа, и к жалобе приложить будет нечего.
Лишний раз напомним, что сведения в заявке не должны противоречить друг другу, поскольку практика рассмотрения жалоб на закупки бананов знает и пример, когда участник совсем не смог определиться со страной происхождения своего товара, а заказчик этого даже не обнаружил 11 .
Надеемся, что статья была интересной и полезной. Если вы знаете другие интересные случаи, связанные с поставкой бананов (или других экзотических продуктов), не стесняйтесь написать нам о них. Если необходима консультация по этому или другому вопросу, обращайтесь. Благодарим за внимание!
ИсточникПорядок допуска подрядных организаций с 1 марта 2022 года
В 2022 году изменился порядок допуска персонала сторонних организаций к выполнению работ на территории другого работодателя. Речь идет о подрядчиках, арендаторах и агентствах, которые заключают договоры на предоставление труда работников согласно гл. 53.1 ТК РФ.
С 1 марта 2022 года прямой работодатель и принимающая сторона обязаны согласовать, а также закрепить в договоре перечень мероприятий по охране труда в соответствии со ст. 214 ТК РФ, приказом Минтруда № 656н от 22 сентября 2021 г. Организации, которые заключают более одного договора подряда в год, разрабатывают Положение о допуске подрядных организаций.
Подробнее читайте в нашем материале.
Положение о допуске подрядных организаций
С 1 марта действует Примерное положение о СУОТ в ред. приказа Минтруда № 776н от 29 октября 2021 г. Согласно п. 7 этого документа работодатель, при наличии более одного договора подряда в год, утверждает приказом Положение о допуске подрядных организаций к работам на своей территории.
При разработке Положения полезно руководствоваться приказами Минтруда № 776н и № 656н. Примерную структуру документа о допуске подрядных организаций смотрите в таблице.
Цель разработки — снижение рисков повреждения здоровья работников сторонних организаций на территории работодателя
Основание для разработки — п. 7 Примерного положения о СУОТ
Для кого обязательно — персонал структурных подразделений, которые работают с подрядчиками, и персонала подрядных организаций
ст. 214 ТК РФ; приказы № 656н и № 776н
Термины и определения. Сокращения
Расшифровка основных понятий из Положения
Распределение ответственности между структурными подразделениями:
- за безопасную организацию работ;
- за подготовку и согласование договора с подрядной организацией;
- за разработку перечня мероприятий по предупреждению возникновения вреда здоровью работников в договоре;
- за разработку плана мероприятий по эвакуации и спасению при аварии;
- за оформление акта-допуска;
- за ведение графиков и журналов совместных работ;
- за мониторинг и контроль над работами;
- за информирование заинтересованных сторон, обеспечение документацией;
- за подключение к электроснабжению;
- за инструктаж работников;
- за аудит требований охраны труда.
Раздел I примерного перечня в ред. приказа № 656н
Порядок составления планов и перечней мероприятий, согласования подрядного договора, инструктажа, допусков
Раздел II приказа № 656н
Мероприятия по обеспечению СИЗ
Раздел III приказа № 656н
Лечебно-профилактические и бытовые мероприятия
Раздел IV приказа № 656н
Списки ответственных подразделений (должностных лиц); примерная программа инструктажа; формы планов и перечней, акта-допуска; примерные договоры
Лист согласования и лист ознакомления работников
Обратите внимание, что приказ №776н не содержит требований о получении мотивированного мнения профсоюза на Положение о допуске подрядчиков в соответствии со ст. 372 ТК РФ. То есть принять документ можно без согласования с профсоюзной организацией.
Условия договора со сторонним работодателем
Статья 214 ТК РФ обязывает работодателей разрабатывать мероприятия по предотвращению вреда здоровью своих сотрудников, которые трудятся на территории другого работодателя. Перечень таких мер предусмотрен приказом Минтруда № 656н.
До начала выполнения работ или оказания услуг на чужой территории работодатель и принимающая сторона:
- составляют единый перечень вредных и опасных факторов, идентифицированных опасностей;
- утверждают список мероприятий по охране труда (инструктажи, совместное пользование санитарно-бытовыми помещениями, обеспечение СИЗ, разметка зон производства работ и др.);
- разрабатывают план по эвакуации при аварии;
- утверждают форму акта-допуска;
- определяют условия производства работ, мониторинга и контроля.
Перечисленные мероприятия должны быть закреплены в договоре между работодателем и принимающей стороной (п. 3 приложения к приказу № 656н).
То есть к составлению подрядных договоров, договоров аренды и договоров на предоставления труда персонала надо привлекать не только юристов, но и специалистов по охране труда.
Приказы № 656н и №776н относятся к государственным нормативным требованиям охраны труда. За нарушение их требований предпринимателя можно привлечь к ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Источник