В статье дадим краткий анализ двадцатилетней трансформации нормативных требований, регламентирующих порядок проведения аттестации работников в области промышленной безопасности. В статье временной промежуток охвачен с 2002 года по настоящее время. Проведен обзор изменений требований к категориям лиц, для которых было обязательным прохождение аттестации. Проанализированы изменения областей аттестации и оценочных средств. Даны практические советы по подбору нужных областей аттестации.
Эволюция нормативных требований: исторический экскурс
В этом материале мы постараемся совершить исторический экскурс в вопросах аттестации в области промышленной безопасности и посмотреть, как было раньше и как происходит организация процедуры аттестации сейчас с использованием информационной системы Единого Портала Тестирования Ростехнадзора (далее — ИС ЕПТ). Попробуем рассмотреть динамику изменений в «революционно-инновационных» подходах к аттестации. В материале мы сравним несколько редакций приказов Ростехнадзора (далее — РТН), отвечающих за организацию этого увлекательного процесса.
Профстандарт «Специалист в сфере закупок»
Изучив интернет, мы увидели, что такой труд еще никто не делал, вернее нам не удалось найти сравнительного анализа этих документов с выводами и отзывами практического применения. Постараемся показать, как развивается система аттестации, что меняется, что добавляется, а что неизменно остается. И самое главное — выяснить, есть ли вопросы, на которые пока еще нет ответов. Мы не будем уходить в далекие петровские времена, как это рекомендовал делать РТН в своих типовых проектах программ обучения, не будем рассказывать и про стрелецкие казни. Возьмем временной отрезок этого века и нормативные документы, которые касаются непосредственно аттестации в РТН, чтобы отследить их развитие и изменения.
Рассмотрим три документа:
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 30 апреля 2002 г. № 21 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России»[1]. Этот документ просуществовал 5 лет и был отменен на основании Приказа Ростехнадзора от 6 апреля 2007 г. № 208.
- Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»[2]. Этот документ правил балом 12 лет и утратил силу на основании Приказа Ростехнадзора от 8 ноября 2019 года № 430.
- Постановление Правительства РФ от 25 октября 2019 г. № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», действующее сейчас[3].
Кого аттестовывать?
Начнем сравнение с самых интересных вопросов: кому нужна вообще аттестация в РТН, каким категориям специалистов необходимо ее проходить и как формулировка, которая обводила черту вокруг этого направления, меняет свои границы.
Подъемные сооружения. Часть №1.
Раньше под аттестацию попадали четыре категории работников:
- руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств, ОПО;
- разработчики проектной, конструкторской и иной документации, связанной с эксплуатацией ОПО;
- эксперты, проводящие ЭПБ;
- лица, осуществляющие подготовку в области промышленной безопасности.
Приказ Ростехнадзора № 37 не сильно изменил картину, добавив пятую категорию аттестующихся — специалистов строительного контроля. Также немного уточнены формулировки утратившего силу документа.
В действующем Постановлении РФ № 1365 не обошлось без уточнений и нововведений. Формулировки стали яснее: сразу понятно, кто из должностных лиц попадает под обязательность прохождения аттестации по промышленной безопасности, а кто нет.
Удивило, что в новом положении в числе лиц, подлежащих аттестации, отсутствуют эксперты и преподаватели учебных центров, проводящие предаттестационную подготовку. С экспертами логика понятна, их аттестация с 2015 г. регламентируется специальным набором нормативных актов. А вот почему преподавателей освободили от необходимости аттестовываться — не понятно.
В каком объеме аттестовывать?
С тем, кого мы должны аттестовать, казалось бы, все ясно, но вот следующий вопрос очень интересный: в каком объеме нужно это делать? Этот момент у новичка в промышленной безопасности вызывает затруднения: по каким из 89 областей аттестации назначать сотрудникам экзамен, кто должен сделать этот выбор и по каким критериям? Как тут не паниковать?
Определяем области
Мы видим, как постепенно РТН проводит упорядочение областей аттестации. В начале 2000 г. их было всего две категории: А и Б. Это соответственно общие вопросы и специальные вопросы по отраслям или компетенциям. Но кто формирует эти компетенции и где они закреплены — никто не знает. Вернее знают, но об этом чуть позже.
Следующим шагом РТН становится поистине грандиозный по размаху поступок — это дифференциация областей аттестации. В дополнение к областям А и Б появились направления В, Г, Д, Е. Также есть внутренние разветвления, например, Б.8.1–Б.8.26 и т. д. После такого решения следом идет укрупнение и объединение целых тем –— подобластей — в одно целое. Это сильно сбивает в работе.
Например, до 2014 г. сотрудник был аттестован по одной области, а после ее включили в другую, изменился и шифр. Что делать? Переаттестовывать?
В 2021 г. мы наблюдаем точно такую же картину, когда области объединяются внутри темы, например:
Как быть в этой ситуации человеку, аттестованному только по области Б.7.6 и зачем ему нужно знать требования надзора за объектами нефтегазовой промышленности, если он проектировщик? Вопрос открыт.
РЕЗЮМЕ
На примере временного промежутка в 20 лет и трех нормативных документов, которые задавали правила в организации и проведении аттестации в РТН, мы разобрали основные проблемные моменты.
- Рассмотрели, как менялся подход к выбору категорий работников, которым необходимо проходить аттестацию.
- Проследили изменения в перечне областей аттестации.
- Подняли проблему выбора необходимых областей аттестации и привели свое видение способа ее решения.
- Дали алгоритм, чтобы вам было проще определить куда именно направить на аттестацию ваших коллег или подрядчиков.
- Подняли проблему выбора оценочных средств и определения критериев оценки знаний аттестующхся.
- Выявили ряд проблем связанных с прохождением аттестации.
Надеемся, что специалисты Ростехнадзора прочтут статью и предпримут меры по усовершенствованию процедуры аттестации, чтобы сделать ее более прозрачной и понятной.
[1] Далее — Постановление Госгортехнадзора № 21.
[2] Далее — Приказ Ростехнадзора № 37.
[3] Далее — Постановление Правительства РФ № 1365.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 6, 2021.
Источник: www.profiz.ru
С 03.10.2021 изменили правила аттестации юрлиц и ИП в строительстве
Минстройархитектуры приняло постановление N 81, которое вносит изменения в Квалификационные требования, предъявляемые к юрлицам и ИП, для получения аттестатов соответствия 1 — 4-й категории, утвержденные постановлением Минстройархитектуры от 02.05.2014 N 25 (далее — Квалификационные требования). Вступило в силу 03.10.2021. Рассмотрим внесенные изменения.
Уточнено значение «руководитель организации» применительно к Квалификационным требованиям. Как и ранее, к нему относятся генеральный директор (директор), его заместители, индивидуальный предприниматель. При этом должность «технический директор (главный инженер)» заменена на «заместитель директора — главный инженер» (подстрочное примечание к приложению постановления N 25).
1. Аттестат соответствия на инженерные изыскания для объектов строительства 1 — 4-го классов сложности
Перечень Квалификационных требований при получении аттестата соответствия 3-й категории дополнен следующим требованием: заявитель должен иметь в наличии опыт выполнения работ (оказания услуг) в области инженерных изысканий по объектам строительства не ниже 4-го класса сложности. До 03.10.2021 такой опыт не требовался (абз. 3 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81, подп. 1.3 п. 1 Квалификационных требований).
Примечание
Аналогичные изменения планировались в проекте данного постановления (подп. 1.1 п. 1).
2. Аттестат соответствия на выполнение функций генпроектировщика при проектировании объектов 1 — 4-го классов сложности
В Квалификационных требованиях при получении аттестата соответствия:
— 1-й категории скорректировано требование по наличию необходимого оборудования: вместо наличия 100% рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов проектной документации (далее — ПД), оборудованных программным обеспечением для информационного моделирования объектов строительства, теперь требуется наличие 100% рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов ПД, оборудованных программным обеспечением для проектирования (абз. 5 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81, подп. 2.1.7 п. 2 Квалификационных требований);
— 2-й категории скорректировано требование по наличию необходимого оборудования, а также увеличен процент рабочих мест: вместо наличия 50% рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов ПД, оборудованных программным обеспечением для информационного моделирования объектов строительства, теперь требуется наличие не менее 100% рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов ПД, оборудованных программным обеспечением для проектирования (абз. 7 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81, подп. 2.2.7 п. 2 Квалификационных требований);
— 3-й категории исключено требование о наличии рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов ПД, оборудованных программным обеспечением для информационного моделирования объектов строительства (абз. 8 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81, подп. 2.3.6 п. 2 Квалификационных требований).
Кроме того, ужесточено требование о наличии опыта: вместо наличия опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства (его составляющим) за последние 5 лет (не менее двух реализованных объектов) теперь такой опыт требуется на объектах строительства не ниже 4-го класса сложности (абз. 9 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81, подп. 2.3.8 п. 2 Квалификационных требований).
Примечание
При обсуждении проекта данного постановления в отношении аттестата соответствия на выполнение функций генпроектировщика планировалось, наоборот, расширить применение программного обеспечения для информационного моделирования объектов строительства, ввести ограничения на получение аттестата соответствия 1-й категории не ранее чем через год, в случае если категория аттестата соответствия была понижена, а также внести иные изменения, которые не нашли своего отражения в постановлении N 81. Подробнее о проекте см. комментарий «Планируют ужесточить правила аттестации в строительстве: обсуждение проекта».
3. Аттестат соответствия на разработку разделов проектной документации для объектов строительства 1 — 4-го классов сложности
В Квалификационных требованиях при получении аттестата соответствия на разработку разделов ПД 1-й, 2-й, 3-й категорий так же, как и при получении аттестата соответствия на выполнение функций генпроектировщика 1-й, 2-й, 3-й категорий исключили требование о наличии рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов ПД, оборудованных программным обеспечением для информационного моделирования объектов строительства (абз. 11 подп.
1.2 п. 1 постановления N 81, подп. 3.1.7, 3.2.7, 3.3.6 п. 3 Квалификационных требований). При получении аттестата соответствия 4-й категории данное требование отсутствовало и ранее (подп. 3.4.6 п. 3 Квалификационных требований).
При получении аттестата соответствия 3-й категории ужесточено требование о наличии опыта: вместо наличия опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности в области строительства (его составляющим) за последние 5 лет (не менее двух объектов в качестве подрядчика) теперь такой опыт требуется на объектах строительства не ниже 4-го класса сложности (абз. 12 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81, подп. 3.3.8 п. 3 Квалификационных требований).
Примечание
При обсуждении проекта данного постановления в отношении аттестата соответствия на разработку разделов ПД планировалось, наоборот, расширить применение программного обеспечения для информационного моделирования объектов строительства, что не нашло своего отражения в постановлении N 81. Подробнее о проекте см. комментарий «Планируют ужесточить правила аттестации в строительстве: обсуждение проекта».
4. Изменения в отношении иных аттестатов соответствия
Внесен ряд изменений в Квалификационные требования, которые планировались еще в проекте и нашли свое отражение в постановлении N 81. Это относится к следующим аттестатам соответствия:
— на выполнение функций генподрядчика объектов 1 — 4-го классов сложности со стоимостью строительства свыше 5 тыс. БВ (абз. 13 — 30 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81, п. 6 Квалификационных требований). См. комментарий к проекту по данным изменениям;
— на строительство объектов 1 — 4-го классов сложности (абз. 31 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81, подп. 7.3.7 п. 7 Квалификационных требований). См. комментарий к проекту по данным изменениям;
— по обследованию зданий и сооружений (строительных конструкций зданий и сооружений, автомобильных дорог, мостовых сооружений) объектов 1 — 4-го классов сложности (абз. 32 — 35 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81, п. 8 Квалификационных требований). См. комментарий к проекту по данным изменениям.
С 03.09.2021 возвращено требование о наличии аттестата соответствия на выполнение функций заказчика при осуществлении деятельности по возведению, реконструкции, реставрации, благоустройству объектов строительства, относимых к 1 — 4-му классам сложности (п. 8 перечня к постановлению N 252). В связи с этим, Квалификационные требования дополнены п. 9, в котором перечислены все требования для получения соответствующего аттестата (абз. 36 подп. 1.2 п. 1 постановления N 81).
Источник: ilex.by