Россия – одна из богатейших по запасам природного газа стран в мире. 2/3 бюджета страны наполняется благодаря экспорту углеводородного сырья. Казалось бы, при таком изобилии жители страны не должны испытывать проблем с подключением и потреблением природного газа для собственных нужд. Однако, это не так.
В чем заключаются проблемы газификации земельного участка и что необходимо предпринять собственнику или группе собственников (членов СНТ , котеджного поселка), с какими бюрократическими препонами придется столкнуться – расскажем в статье.
Принцип газификации в России
Газа в России много, но распределен он не равномерно. Поэтому, его приходится транспортировать по газопроводам, которые по мере приближения к конечному потребителю становятся все тоньше и пропускная способность их критически падает. Полновластными хозяевами всей этой сложной системы является компания ООО «Газпром- Межрегионгаз », имеющая филиалы во всех субъектах Федерации.
С момента открытия и начала освоения газовых месторождений Сибири в начале 50-х годов прошлого века все, без исключения правительства, сменявшиеся у власти вместе с Генсеками, а в последствии — с Президентами, принимали программы «газификации». До 1991 года программы осуществлялись за счет бюджетных средств, после 1991 года – бюджетное финансирование предусмотрено в порядке очередности и только для населенных пунктов, включенных в госпрограмму . «Газификация» осуществляется только «до границы» земельного участка, в дальнейшем собственник участка самостоятельно оплачивает прокладку газовой линии и установку необходимого оборудования.
«Шоу 40+» #3.33. Демонтаж газопровода на чужом земельном участке»
Казалось бы, все просто. Однако, этот не сложный в техническом отношении процесс, сопровождается таким количеством документации, требующей согласования и утверждения, что не под силу рядовому потребителю, а стоимость может многократно превышать стоимость оборудования и зарплаты работников-монтажников за несколько лет вперед.
Алгоритм действий потребителя
Всякое большое дело начинается с планирования. Точно так же, прежде чем приступить к газификации земельного участка необходимо собрать необходимую информацию и предпринять ряд шагов:
Доступная информация, которую можно получить в Администрации местного органа власти – включен ли населенный пункт в государственную программу газификации? Если газификация планируется – следует уточнить, в течении какого срока планируется реализация проекта.
Если газификация уже осуществлена, следует направиться в местное отделение (филиал) « Межрегионгаза » и выяснить технические возможности подключения дома (улицы, поселка, СНТ ) к существующим газовым коммуникациям.
Зачастую потребители сталкиваются с распространенной отговоркой газовых чиновников: «пропускная способность существующих коммуникаций не позволяет подключить. Требуется установка нового оборудования или прокладка новой коммуникации». Ни в том, ни в другом случае, доказать обоснованность такого заявления невозможно, если зам заявитель не является инженерным работником « Межрегонгаза ».
зоуит газопроводов
Единоличная прокладка газовой магистрали и финансирование работ затратна. Гораздо проще осуществить затею в кооперации с другими собственниками земельной недвижимости, заинтересованных в газификации своих владений. Для этого целесообразно провести общее собрание, выбрать уполномоченного представителя, желательно двух-трех, которые могли бы замещать и дополнять деловые качества друг друга. По результатам выборов – оформить протокол собрания, решение и выдать уполномоченным доверенность от имени юридического лица – СНТ , или оформить нотариальную доверенность – если собрание не уполномочено правами юридического лица.
Действия уполномоченного лица
Основной задачей уполномоченного лица является взаимодействие с должностными лицами газотранспортной организации по проведению комплекса работ, связанных с прокладкой газопровода до границ населенного пункта (улицы, СНТ ).
Для этого ему потребуется решить вопросы, связанные с:
- Подачей официального заявления в местную газораспределительную организацию о возможности подключения к существующим сетям или необходимости строительства нового газопровода.
- После рассмотрения заявления, ответ на которое должен быть дан не позднее 14 суток, при положительном решении заявителю выдаются технические условия на строительство участка газопровода.
- После получения ТЗ целесообразно повторно собрать собрание собственников и обсудить стоимость работ, которые будут выполняться газотранспортной организацией:
- проведение топографической съемки;
- согласование земляных работ;
- согласование проекта газификации;
- стоимость земельных и строительно-монтажных работ;
- транспортные услуги;
- стоимость оборудования ГРС ;
- расходы на оплату деятельности уполномоченных лиц и накладные расходы.
Обсудив предстоящие расходы, собрание принимает решение о целесообразности заключения договора.
Заключение договора – заключается не только в подаче заявления, но и в сборе необходимых документов, разрешений, согласований, которые являются неотъемлемыми приложениями:
Документы, прилагаемые к заявлению
Помимо указанных документов, при прокладке подземной газовой коммуникации потребуется оформить согласование на проведение земельных работ. Для этого предоставляются документы:
Перечень документов, необходимых для получения согласования земляных работ
- Отделение « Межрегионгаза » подготавливает и предъявляет к оплате смету на выполнение комплекса работ. Обычно она предусматривает поэтапную оплату, по факту подписания акта выполненных работ, либо на условиях предоставления рассрочки (по графику).
- Непосредственное выполнение работ обеими сторонами – предоставление условий для прокладки коммуникации и ее техническому присоединению к действующему трубопроводу.
- Завершающий этап – подписание акта приема-передачи выполненных работ, подписание договора о разграничении балансовой принадлежности ГТС и эксплуатационной ответственности сторон.
На этом заканчивается этап прокладки общего газопровода до границы улицы, поселка, СНТ и начинается эпопея с подключением газа индивидуальными пользователями.
Индивидуальное подключение в пределах земельного участка
Индивидуальное подключение к существующему вдоль границы земельных участков газопроводу так же требует сбора и предоставления достаточно солидного пакета документов:
Перечень документов, необходимых для обращения физических лиц за выдачей технических условий газоснабжения (копии)
Стоимость выполнения работ по индивидуальному подключению может существенно отличаться, в зависимости от региона и аппетитов чиновников местного филиала. В целом она определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ №1021, и в 2019 году составляла от 20 000 до 50 000 рублей.
Существуют категории потребителей газа, которым предоставляются льготы (скидки). На общефедеральном уровне к ним относятся:
- участники и вдовы участников ВОВ;
- инвалиды I и II групп;
- жители блокадного Ленинграда;
- труженики тыла во время ВОВ;
- многодетные семьи.
На местном уровне могут устанавливаться льготы для более многочисленной категории граждан, в зависимости от состояния местного (регионального) бюджета.
Пользуясь сложившейся ситуацией и бюрократической волокитой, требующей многочисленных согласований, вокруг отделений « Межрегионгаза » процветают многочисленные «посредники», предлагающие услуги по ускорению процесса газификации . Это – почти неприкрытая коррупционная схема вымогательства взяток, которые формально оформляются как плата за посреднические услуги третьим лицам, не находящимся в служебном или административном подчинении у работников, принимающих решения.
Решив воспользоваться услугами «посредников» надо быть готовым к многократному удорожанию стоимости услуги и вероятности мошенничества.
Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы.
Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.
Если у Вас не рядовая ситуация, и конкретный вопрос остался без ответа, то советуем Вам без промедления оставить заявку на консультацию специалиста (это бесплатно). Подробнее здесь .
Источник: jilishnik.ru
Перенос газопровода за чей счет должен быть? Обременения нет на участке
По земельному участку проходит газопровод, написали в данную компанию заявление о переносе газопровода, пришел ответ, где указано, что мы должны заключить договор о компенсации работ о переносе газопровода. В кадастровой выписке обременения на данном участке нет. Смоленск. Компания Смоленскмежрегионгаз. Кто должен оплачивать перенос?
Какте дальнейшие действия?
Если Вы не согласны с ответом Смоленскмежрегионгаз (местный филиал ПАО «Газпром»), то Вы вправе подать иск в суд об обязании перенести газопровод.
Согласно действующему законодательству, Смоленскмежрегионгаз должен соблюдать Федеральный закон РФ №69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральный закон РФ № 878 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.6 ст. 90 ЗК РФ, Градостроительного кодекса РФ, строительных Норм и Правил РФ (СП 62.13330.2011. Свод правил.
Газораспределительные системы. СНиП 42-01-2002. (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 780).
Более того, согласно Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878, от границ подземного газопровода высокого давления должна быть свободная зона не менее 7 метров по обе стороны прилегания, что явно препятствует собственнику использовать по назначению земельный участок.
За основу можете взять данное судебное решение: https://sudact.ru/regular/doc/eAKF1oiVpP1s
Добрый день. Получайте письменный отказ и в суд с иском об обязании ответчика демонтировать расположенный на земельном участке газопровод высокого/низкого давления и перенести его за пределы указанного участка на нормативное расстояние от земельного участка. Судебную практику по аналогичным делам — направляю.
В исковом заявление требование об устранении препятствия в пользовании вы так же можете указать.
Апелляционным определением Московского областного суда от 28.10.2013 по делу N 33-21048/2013 отменено решение суда первой инстанции от 07.06.2013 об отказе в удовлетворении требований А.К. к НП «КГС», Министерству имущественных отношений Московской области об обязании ответчиков устранить нарушение ее прав собственника земельного участка путем демонтажа газопровода, находящегося на указанном земельном участке, и переноса его с земельного участка. Принято новое решение, которым Министерство имущественных отношений обязано демонтировать часть газопровода, проходящего по земельному участку истца. В иске к НП «КГС» об обязании устранить нарушения прав собственника земельного участка отказано.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок. Согласно письму ГУП МО «Мособлгаз» НП «КГС» были выданы технические условия на газификацию 15 капитальных жилых домов. Распределительные сети газоснабжения жилых домов были построены без необходимых на то согласований, фактически газопровод пролегает через земельные участки, не обозначенные в согласованных проектах, в том числе непосредственно через земельный участок, принадлежащий истцу. Нахождение газопровода на принадлежащем истцу участке нарушает ее права как собственника, поскольку она лишена возможности пользоваться участком в соответствии с его целевым назначением, не имеет возможности возвести на нем жилой дом и другие постройки.
Отказывая в удовлетворении иска, суд, исходя из положений п. 3 ст. 209 ГК РФ, пришел к выводу о том, что защита прав истца на устранение препятствий в пользовании земельным участком без нанесения несоразмерного ущерба интересам ответчика и третьих лиц невозможна, поскольку демонтаж газопровода приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на пользование газом.
Отдавая приоритет интересам третьих лиц, являющихся пользователями газопровода, в противовес интересам истца, суд первой инстанции указал на то, что соотносимость частного и публичного интересов должна основываться на их законности и невозможности устранения нарушений права собственности иным, наряду со сносом, способом. Истец не лишен возможности на защиту нарушенного права в порядке, предусмотренном ст. 304 ГК РФ, иным способом, предусмотренным законом, соразмерным допущенному нарушению, в том числе на получение равноценного возмещения. Кроме того, пользование спорным газопроводом ответчиком и разрешение спорных правоотношений может быть достигнуто и другим путем — заключением сервитута части земельного участка истца на приемлемых для сторон условиях.
Судебная коллегия с данными выводами не согласилась, указав следующее.
В соответствии с подп. «е» п. 3 и п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей охранная зона газораспределительной сети (далее — ГРС) — территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов ГРС в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
На земельные участки, входящие в охранные зоны ГРС, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения): лицам, указанным в п. 2 настоящих Правил, запрещено строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Приведя в решении данные нормы, суд первой инстанции дал им неверное толкование.
В акте выбора земельного участка для строительства газопровода участок истца не был заявлен. Кроме того, фактическое расположение газопровода не соответствует акту выбора земельного участка — в соответствии с представленной схемой газопровод должен располагаться на другой улице, вдалеке от участка истца.
На момент оформления документации и строительства газопровода истец является собственником земельного участка.
Бремя доказывания невозможности демонтажа части газопровода и прокладки его вне участка, по мнению судебной коллегии, лежит на ответчике, собственнике газопровода, который соответствующих доказательств суду не представил.
Из материалов дела следует, что с 15.10.2012 газопровод высокого и низкого давления передан в собственность Московской области, в связи с чем на Министерстве имущественных отношений Московской области лежит обязанность устранить нарушение прав истца путем демонтажа части газопровода, проходящего по земельному участку истца, а в удовлетворении данного требования к НК «КГС» как ненадлежащему ответчику следует отказать.
Еще один пример. Как видно из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2016 по делу N А41-100432/2015, ООО «Лыткинские зори» обратилось в арбитражный суд с требованиями об обязании Министерства имущественных отношений Московской области, ГУП газового хозяйства вернуть истцу части земельного участка, самовольно занятые ответчиками для размещения объектов из состава ГРС, питающего ее отвода от МГ и отходящего от нее газопровода ГРС, находящихся в собственности и хозяйственном ведении ответчиков, путем демонтажа этих объектов, размещенных на земельном участке без согласия его собственника, и переноса данных объектов на земельный участок ответчиков, восстановив при этом земельный участок истца в границах, определенных ГКН, а также восстановить плодородие почвы в местах частей земельного участка истца, освобожденных от самовольно размещенных объектов ответчиков.
Решением суда от 26.02.2016, оставленным без изменения Постановлением апелляционного суда от 27.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Окружной суд оставил данные судебные акты без изменения.
Суды пришли к выводу, что объекты ГРС не являются самовольными постройками, поскольку имеют разрешительную документацию для их строительства, при этом строительство было произведено задолго до приобретения истцом прав на земельный участок.
Препятствия в пользовании земельным участком обяжут устранить с большей долей вероятности, если Истец докажет:
· наличие права собственности на земельный участок, по отношению к которому созданы препятствия в пользовании (выпиской из ЕГРН и т.п.)
· факт возведения Ответчиком на его земельном участке объектов или совершения иных действий, которые приводят к тому, что Истец не может полноценно использовать свой земельный участок (заключением экспертизы и т.п.)
Судебная практика в пользу Истца
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2020 по делу N 88-15/2020
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 03.10.2019 по делу N 33-5984/2019
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 10.09.2019 по делу N 33-6306/2019
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.07.2019 по делу N 33-29620/2019
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 18.04.2019 по делу N 33-2480/2019
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 18.02.2019 по делу N 33-1244/2019
Возможные причины отказа в устранении препятствий в пользовании земельным участком
· Истец не доказал, что в результате действий Ответчика нарушены его права
Судебная практика в пользу Ответчика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.03.2020 N 88-4275/2020
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 02.10.2019 по делу N 33-12870/2019
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 01.10.2019 по делу N 33-6705/2019
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.07.2019 N 33-35020/2019
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 25.07.2019 по делу N 33-3096/2019
· Истец не доказал, что препятствия в пользовании его земельным участком созданы Ответчиком
Судебная практика в пользу Ответчика
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 21.05.2019 по делу N 33-3566/2019
Источник: m.yurist-online.net
Проект отвода земель под строительство межпоселкового газопровода с. Поповка — с. Неволино Кунгурского района Пермского края
Цели и задачи межхозяйственного землеустройства при образовании землепользования несельскохозяйственного назначения. Порядок отвода земель. Подготовка технических условий снятия, складирования, хранения и использования ППС. Установление земельного налога.
Рубрика | Сельское, лесное хозяйство и землепользование |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.09.2017 |
Размер файла | 153,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Проект отвода земель под строительство межпоселкового газопровода с. Поповка — с. Неволино кунгурского района Пермского края
Земля является межотраслевым ресурсом, который необходим для размещения и деятельности всех отраслей народного хозяйства. На земле строятся промышленные предприятия, энергетические объекты, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и связи, трубопроводы, населенные пункты, объекты обороны, культуры, здравоохранения. Поэтому почти постоянно появляется потребность в выделении участков тем или иным предприятиям, организациям, учреждениям, не относящимся к сельскохозяйственным землепользователям. [18]
В России ежегодно предоставляются для различных нужд большие площади земель с изменением их целевого назначения, в том числе и сельскохозяйственные угодья.
Образование несельскохозяйственных землепользований, очень разнообразных по своему назначению, обычно сопровождается перераспределением земель между их категориями и отраслями народного хозяйства, а иногда и расходованием продуктивных земель.
Задача межхозяйственного землеустройства состоит не только в рациональном перераспределении земель между отраслями народного хозяйства и создании нормальных территориальных условий для функционирования размещаемого объекта, но и в недопущении необоснованных потерь продуктивных земель, охране земельных богатств и окружающей среды, а также в соблюдении всех правил, установленных законодательством. Проектное решение должно быть приемлемым для несельскохозяйственного землепользователя и вызывать минимальные потери сельскохозяйственного производства. [17]
Целью данного курсового проекта является составление и обоснование проекта отвода земель для строительства межпоселкового газопровода «с. Поповка — с. Неволино», протяженностью 6530 м, проходящего по землям города Кунгура и Неволинского сельского поселения и соединяющего с. Поповка и с. Неволино.
Проект изъятия и предоставления земель для несельскохозяйственных целей включает:
— обоснование размещения, размеров и границ предоставляемого земельного участка;
— определение состава и ценности изымаемых земель;
— разработку мероприятий по устранению отрицательных последствий отвода земель на производство, расселение, организацию территории, охрану земель и окружающей природной среды;
— расчет и обоснование размеров убытков, возмещаемых землевладельцам и землепользователям, потерь сельскохозяйственного, определение способов их возмещения;
— установление технических условий и требований рекультивации нарушенных земель, а также снятия, сохранения и использования плодородного слоя с изымаемого участка;
— установление охранных зон вновь создаваемых предприятий;
— разработку предложений по режиму и особым условиям пользования землей;
— подготовку исходных данных для установления размеров земельного налога. [15]
1. Порядок изъятия и предоставления земель для несельскохозяйственных нужд
1.1 Цели и задачи межхозяйственного землеустройства при отводе земель для несельскохозяйственных нужд
Развитие практики землеотводов в нашей стране, как правило, отражает политику государства в области земельных отношений. В связи с этим важное значение имеет совершенствование процесса предоставления земельных участков для строительства и прежде всего для объектов ключевых отраслей энергетической и транспортной инфраструктуры, без которых невозможно капитальное строительство, расширение и реконструкция объектов промышленности.
Новые земельные отношения, характеризуются наличием разных форм собственности, возможностью совершения сделок с землей, обеспечением прав на компенсацию причиненного ущерба в связи с изъятием земель для государственных и общественных нужд.
Образование землепользования несельскохозяйственного назначения тесно связано с понятием отвода земель, под которым понимается комплекс действий по установлению в натуре границ земельного участка, предоставленного в собственность, владение или пользование. [14]
Цели предоставления земельных участков для несельскохозяйственных нужд разнообразны: для строительства объектов промышленности, дорог, линий связи и электропередачи, нефтегазового комплекса, карьеров для разработки полезных ископаемых, для частного предпринимательства, для размещения объектов социальной сферы и др.
Таким образом, землепользования несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений разнообразны по своей площади, размещению, конфигурации, влиянию на окружающую территорию и природную среду. Это влияние нередко отрицательно и складывается, во-первых, из влияния размещаемого (проектируемого) землепользования на окружающую территорию и, во-вторых, из влияния самого объекта (промышленного предприятия и др.) на окружающую среду, что может выражаться в загрязнении земель, водоемов, воздушного бассейна, в нарушении земель, их подтоплении и т.п.
Ежегодно на территории России значительные площади земель предоставляют для несельскохозяйственных нужд с изменением их целевого назначения. Эти земельные участки предоставляют в собственность, бессрочное или временное пользование, долгосрочную или краткосрочную аренду в соответствии с законодательством нашей страны. [20]
Большие площади земель, предоставляемых для несельскохозяйственных целей, требуют соблюдения определенных землеустроительных принципов и требований, выполняя которые можно обеспечить рациональное использование земли и предотвратить негативные последствия изъятия земельных участков для несельскохозяйственных нужд.
При образовании землепользований несельскохозяйственного назначения необходимо соблюдать и осуществлять следующие принципы и оценки влияния несельскохозяйственных объектов землеустройства:
1. Обеспечение интересов народного хозяйства страны в целом.
2. Приоритет сельскохозяйственного использования земли.
3. Абсолютная экономия земли, минимальное расходование территории для несельскохозяйственных нужд.
4. Полный учет влияние несельскохозяйственного землепользования и размещаемого на нем объекта на территорию и окружающую природную среду.
При образовании землепользований несельскохозяйственного назначения необходимо соблюдать и осуществлять принцип приоритета сельскохозяйственного землепользования. Суть этого принципа состоит в предпочтении сельскохозяйственного использования земель всем другим. Именно поэтому площадь и состояние земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, не должны уменьшаться и ухудшаться.
Суть этого принципа состоит в предпочтении сельскохозяйственного использования земель всем другим. Именно поэтому площадь и состояние земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, не должны уменьшаться и ухудшаться.
Экономическая основа этого принципа выражается в том, что производство продуктов питания является первым условием жизни населения и всякого производства вообще. Выражается он в строгой экономии продуктивных земельных угодий.
Для соблюдения этого принципа учитывают следующие требования:
1. Земли, пригодные для сельского хозяйства, предоставляют в первую очередь для сельскохозяйственных целей;
2. Земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке предоставляют для несельскохозяйственных нужд;
3. Земельные участки предоставляются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами и землепользования;
4. На ценных сельскохозяйственных угодьях несельскохозяйственные объекты (изъятие земель) размещают только в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
5. Потери сельскохозяйственного производства, связанные с предоставлением сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей, возмещают предприятия, учреждения и организации, которым предоставляют эти земли или чья деятельность приводит к ухудшению качества сельскохозяйственных угодий;
6. Плодородный слой почвы при предоставлении сельскохозяйственных угодий для иных целей должен быть снят, сохранен и использован в последующем;
7. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные во временное пользование, необходимо привести в пригодное для использования состояние, т.е. рекультивировать.
При преобразовании землепользований несельскохозяйственного назначения задачи межхозяйственного землеустройства заключаются не только в рациональном перераспределении земель между отраслями народного хозяйства и создании нормальных территориальных условий для функционирования размещаемого объекта, но и в недопущении обоснованных потерь продуктивных земель, охране земельных богатств и окружающей среды, а также в соблюдении всех правил, установленных законодательством.
Во всех случаях при межхозяйственном землеустройстве надо соблюдать интересы народного хозяйства страны в целом, тоесть государственные интересы в области землепользования. Только на этой основе можно провести в жизнь антимонопольную политику, рационально распорядиться землей в интересах всех отраслей народного хозяйства, отдельных землевладельцев и землепользователей, а также граждан, проживающих на землеустраиваемой территории. [21]
Проектное решение должно быть приемлемым для несельскохозяйственного землепользователя, а потери сельскохозяйственного производства — минимальными.
Для защиты всех земель от нерационального использования принцип абсолютной экономии территории не только обязателен, но является одним из основных. В целях защиты окружающей природной среды и выполнения природоохранных требований при проектировании необходим более полный учет влияния несельскохозяйственного объекта землеустройства на последующее использование земли, оценка этого влияния и предотвращение негативных последствий образования и функционирования несельскохозяйственного землепользования.
Основные задачи межхозяйственного землеустройства:
создание равных организационно-территориальных условий для развития всех форм хозяйствования на земле;
формирование и совершенствование рациональной и устойчивой системы землевладений и землепользований;
обоснованность установления, точности и бесспорности обозначения на местности границ, установленных при землеустройстве;
создание территориальных условий для рациональной организации сельскохозяйственного производства;
разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, обременений и сервитутов на земельный участок;
подготовка данных для установления земельного налога и арендной платы, возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель;
разработка мероприятий, направленных на улучшение и восстановление земель, повышения их плодородия, защиту от эрозии, рекультивацию нарушенных земель, а также на консервацию земель, плодородие которых невозможно восстановить.
Само размещение и организация территории несельскохозяйственных объектов не является прямой задачей землеустройства. При землеустройстве определяют месторасположение, конфигурацию, площадь, границы земельных участков, предоставляемых для определенных целей, тоесть образуют землепользования.
Задача землеустройства при образовании землепользований несельскохозяйственных объектов та же, что и других случаях, — создание территориальных условий для нормального функционирования объекта и рационального использования земли.
1.2 Порядок отвода земель для несельскохозяйственных нужд
Предоставление земельных участков для нужд строительства — не одномоментный акт органа власти, правомочного совершать подобные юридические действия. Прежде чем этот государственный орган вынесет решение о предоставлении земельного участка, совершается ряд организационно-правовых действий, обеспечивающих оптимальный выбор участка и место расположения объекта строительства. Ведь свободных земель, как правило, не существует, особенно в районах интенсивной экономической жизни.
Поэтому до принятия решения о предоставлении участка приходится изучать вопросы: имеются ли достаточные основания изымать земельный участок у фактического пользователя и передавать его новому застройщику, насколько это выгодно государству, обществу, местному населению, как велики будут убытки при перепланировке земель, окупятся ли, и как скоро, затраты на новое строительство, каковы будут экологические последствия нового строительства и другое. [21]
Устанавливаются два порядка предоставления земельных участков.
Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется:
— в аренду — на торгах по продаже права на заключение договора аренды либо без проведения торгов;
— в собственность — исключительно на торгах. [2]
Установленная Земельным кодексом РФ процедура предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта довольно сложная, ресурсоемкая и сильно растянутая во времени.
Размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки осуществляется строго без предварительного согласования мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков:
1. Администрация района по собственной инициативе или по заявлению заинтересованного лица осуществляет проведение работ по формированию земельного участка.
Формирование земельного участка включает в себя следующие стадии:
— выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка
Для этого нужно, чтобы в администрации были запланированы бюджетные деньги на проведение землеустроительных работ на текущий финансовый год, кроме того понадобится проведение запроса котировок или проведение конкурса (аукциона) для определения подрядной организации (кадастрового инженера), которой будет подготовлено землеустроительное дело, соответственно само землеустройство и постановка на кадастровый учет занимает довольно много времени.
— определение разрешенного использования земельного участка (довольно спорное с практической точки зрения требование закона, которое влечет за собой внесение изменений в ГЗК).
— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»).
Орган местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
— принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов.
— публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
Но если администрацией не было принято решение о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов, или не была осуществлена публикация сообщения о проведении торгов или о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов земельный участок в соответствии с требованием Земельного кодекса является не сформированным.
2. Проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. На данном этапе деятельность администрации сводится к механическому констатированию фактов и проведению строго регламентированных процедур.
3. Подписание протокола о результатах торгов и заключение договора или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
4. газопровода определялось с учетом рельефа местности и других особенностей.
Грунты представлены глинами и суглинками. Глубина промерзания грунта — около 1,7 м (для данного района).
Проектируемая трасса газопровода пересекает пересыхающий ручей. Минимальный уровень залегания грунтовых вод — 3,7 м (под пересыхающим ручьем). Водозаборных сооружений хозяйственно-питьевого назначения в районе прохождения трассы нет.
Проектом предусматривается строительство стального и полиэтиленового газопровода высокого давления 2-ой категории. Подключение предусмотрено в существующий газопровод Ду 400 высокого давления 2-ой категории давлением 0,6 МПа. В качестве основного топлива предусматривается использование природного газа Кокуйского месторождения.
— подключение к существующему газопроводу;
— строительство участка стального газопровода от точки врезки до границы перспективной застройки города Кунгур (2550 метров) с использованием трубы диаметром 108 мм;
— строительство полиэтиленового газопровода от границы перспективной застройки города Кунгур до окраины с. Неволино (3980 метров) с использованием трубы диаметром 110 мм;
— установка газорегуляторного пункта на с. Неволино;
— пересечение автодорог закрытым способом;
— пересечение водных преград;
— защита стальных участков газопровода от коррозии.
Газопровод прокладывают на глубине, указанной в рабочих чертежах и зависящей от глубины промерзания грунтов (1,70 м). По всей ширине траншеи предусмотрено устройство основания под газопровод толщиной не менее 20 см и засыпка песком средней крупности — 20 см. На участках пересечения газопровода с существующими автодорогами траншею следует полностью засыпать песком или галькой с уплотнением. На участках пересечения с действующими подземными коммуникациями необходима подсыпка под действующие коммуникации песком, а также проложение газопровода в метре (выше или ниже) от инженерных коммуникаций.
При обнаружении действующих подземных коммуникаций и других сооружений, не обозначенных в проектной документации, земляные работы должны быть приостановлены и на место работы вызваны представители организаций, эксплуатирующей эти сооружения. Одновременно указанные места ограждаются и принимаются меры к предохранению обнаруженных подземных сооружений от повреждений.
Для монтажа газопровода используются стальные трубы диаметром 108 мм длиной 8 м с «весьма усиленной» изоляцией и полиэтиленовые трубы диаметром 110 мм длиной 100 м.
Сварочные работы рекомендуется производить при температуре от -15є С до +45є С. Выполнение сварочных работ при других температурах рекомендуется в специальных укрытиях, обеспечивающих соблюдение заданного интервала.
Работы по укладке газопровода производить при температуре не ниже -15є С и не выше +30є С.
Трубы должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность от повреждений. Не допускается использование сплющенных труб, труб с надрезами и царапинами глубиной более 0,7 мм.
Проектом принята комплексная защита газопровода от коррозии: пассивная (использование термоусаживающих манжет, лент, замена местного грунта на песок и нанесение антикоррозионного покрытия), активная (электрохимическая защита).
Для обозначения трассы газопровода предусмотрена установка ориентирных столбиков и опознавательных знаков (таблички-указатели), а также прокладка сигнальной ленты с изолированным медным проводом.
Опознавательные знаки устанавливаются на ориентирных столбиках: на прямолинейных участках через 200 м (500 м для участков из полиэтиленовых труб), на границах прокладки газопровода способом ННБ, в углах поворота трассы и местах врезки. Столбики устанавливаются в метре от оси газопровода справа по ходу газа.
На опознавательных знаках указывается расстояние от газопровода, глубина заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.
Проектом рассматривается прокладка газопровода вдоль автодороги «Пермь — Екатеринбург» и пересечение безкатегорийных автодорог и съездов к частным угодьям. Переход через безкатегорийные автодороги и съезды выполняются закрытым способом на глубине не менее 1,5 м из полиэтиленовой трубы в гидроизолированном футляре. На одном конце футляра предусмотрена установка вытяжной свечи.
Прокладка газопровода вдоль транспортной развязки предусмотрена на расстоянии не менее 8 метров от подошвы земляного полотна, параллельное следование вдоль дороги на с. Моховое — не ближе 5 метров, параллельное следование вдоль автодороги «Пермь — Екатеринбург» — не менее 80 метров.
При сближении и параллельном следовании с существующим газопроводом обеспечиваются необходимые расстояния согласно СНиП 2.07.01-89*.
При сближении и параллельном следовании газопровода с ЛЭП (ВЛ 10 кВ и 220 кВ) проектом обеспечиваются необходимые расстояния согласно ПУЭ.
В проекте присутствует пересечение и параллельное следование с кабелями связи. Параллельная прокладка выполнена на расстоянии не ближе 3 метров к кабелю связи КСПП и ВОЛС и ниже его не менее чем на 0,25 м. В охранной зоне кабеля связи запрещается срезка и выборка грунта с помощью землеройной техники, стоянка спецтехники, загромождение поваленными деревьями или кустами, устройство технологических проездов вдоль оси кабелей связи.
Переход через пересыхающий ручей выполняется из полиэтиленовых труб закрытым способом на глубине не менее 2 метров от профиля дна.
Для снижения и регулирования давления газа в газораспределительной сети предусматривается газорегуляторный пункт.
Он предназначен для снижения входного давления газа на требуемое выходное и его автоматического поддержания, отключения подачи газа при аварийном повышении давления и очистки газа от механических примесей.
В проекте имеются участки (всего 511 метров), прокладываемые закрытым способом наклонно-направленного бурения (ННБ) из полиэтиленовых и стальных труб.
Применение ННБ позволяет:
— повысить надежность газопровода;
— снизить сроки строительства и стоимость работ подземных переходов или при сложном рельефе местности;
— сохранить целостность дорог;
— прокладывать газопровод ниже прогнозируемого уровня размыва и разрушения грунта;
— пересекать водные преграды.
До начала строительства необходимо уточнить на местности проектное положение газопровода.
Работы по бурению следует выполнять при положительных температурах воздуха (не ниже +5єС). Сваренный газопровод перед протаскиванием и после испытывают на герметичность. Для контроля трассы бурения применяют систему локации.
Строительство газопровода производится в соответствии СНиП 42-01-2002 (контроль и приемка работ), СП 42-101-2003, СП 42-103-2003, ПБ-12-529-03.
3. Содержание и обоснование проекта образования землепользования несельскохозяйственного назначения
3.1 Размещение объекта несельскохозяйственного назначения
На основании изучения объекта землеустройства, размещения объекта строительства и с учетом норм отвода составляется вариант отвода земель. Для этого на план землепользования сельскохозяйственного предприятия наносятся границы земельных участков, предоставляемых для строящегося объекта.
Местоположение и размеры изымаемого участка земли устанавливаются на основании схемы размещения несельскохозяйственного объекта и его технических характеристик. Ширина полос постоянного и временного отводов при строительстве любых линейных объектов (в нашем случае газопровода) устанавливается в зависимости от технической характеристики объекта по установленным нормам.
При больших размерах несельскохозяйственного объекта границы постоянного и временного отводов показывают в масштабе плана красным цветом: границы постоянного отвода — сплошной линией, временного — пунктирной.
При невозможности отразить в масштабе плана ширину полосы отвода, расположение объекта показывается соответствующими условными знаками.
Источник: otherreferats.allbest.ru
Газпром требует снести дачные домики из-за нарушений зоны минимальных расстояний. Как выиграть дело у «национального достояния». Пример Владимирской области.
Регулярно встречаю в интеренете, да и при личном общении доводится слышать истории, как «великий и ужасный» Газпром, прокладывая свои трубопроводы и прочую инфраструктуру беспардонно и беззаконно изымает земельные участки и сносит дома, строения и дачные домики.
И вроде как, противостоять этому никак нельзя, т.к. «суды заведомо проигрышные», «это ж Газпром! какой суд пойдет против них?»
Как ни странно (а впрочем — ничего как раз странного нет), такие разговоры я слышал и слышу даже от юристов, прокуроров и сотрудников администраций. Вообщем, надоело слушать это и решил опубликовать историю одного дела, рассмотренного во Владимирской области по иску Газпрома о сносе дачного дома.
По данному делу мы занимались консультированием, выработкой правовой позиции и составлением документов.
Обстоятельства дела и позиция Газпрома.
Газпром обратился в суд с иском к нашему Доверителю, в котором просил признать самовольной постройкой ее садовый дом; обязать Доверителя за счет собственных средств устранить допущенные нарушения зоны минимальных расстояний магистрального газопровода-отвода путем сноса садового дома, расположенного на расстоянии 55 метров от оси газопровода-отвода, а также сноса забора, которым огорожен земельный участок.
В обоснование иска указано, что в 1964 году введен в эксплуатацию линейный объект газотранспортной системы и зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. Газопровод принадлежит на праве собственности ОАО «Газпром».
Газопровод был построен на безопасном расстоянии от населенных пунктов с учетом их перспективного развития, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также других объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии со СНиП II-Д.10-62 «Магистральные трубопроводы.Нормы проектирования», что составляло 150 метров.
Спустя 14 лет после окончания строительства газопровода рабочим завода был выделен земельный участок площадью 2 га с разрешенным использованием «под огороды».
На указанном земельном участке были построены домики и хозпостройки в нарушение ст. 77 ЗК РСФСР от 01.07.1970. В нарушение нормативных актов РСФСР, строительных норм и правил на земельном участке, принадлежащем ответчику, возведен садовый дом на расстоянии 55 м от оси газопровода.
Начиная с 1979 года, Владимирский филиал Газпрома требовал устранить нарушение зоны минимальных расстояний и снести незаконно возведенные дома.
Принадлежащий нашему Доверителю садовый дом, по мнению «газовых юристов», является самовольной постройкой, поскольку возведен в отсутствие утвержденного проекта организации территории коллективного сада, с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, в том числе содержащихся в п. 1 Табл.4* СНиП II-45-75 «Магистральные трубопроводы», согласно которым минимальное расстояние от оси газопровода до садоводческих и дачных поселков должно быть не менее 150 м.
Возведенный самовольно садовый дом в зоне минимальных расстояний газопровода нарушает права и охраняемые законом интересы истца на соблюдение требований промышленной безопасности, на обеспечение безопасной и надежной эксплуатации объектов магистрального газопровода.
Также Газпром «давил» на то, что строительство газопровода осуществлялось на государственных землях в соответствии с действовавшими на момент строительства нормами и правилами.
Выделение работникам завода земельных участков с разрешенным использованием «под огороды» не нарушало прав истца. На сегодняшний день указанные земельные участки используются для целей «садоводство», застраиваются в отсутствии плана организации территории коллективного сада, без соблюдения зоны минимальных расстояний.
План застройки сада с истцом не согласован. Поскольку газопровод был принят в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, т.е. в соответствии с проектом, то место расположения трассы газопровода было известно администрации района.
Также трасса была отмечена соответствующими знаками, и через СМИ истец давал информацию о прохождении трубопровода. На истца не возложено обязанности по проведению мероприятий по землеустройству в целях установления ЗОУИТ и внесения сведений (предоставление сведений для внесения) в ГКН.
По мнению монополиста, садовый дом нашего Доверителя имеет признаки самовольной постройки, поскольку строительство осуществлялось на земельном участке, не отведенном для этих целей, дом построен на земельном участке до момента передачи земельного участка в собственность, в отсутствие утвержденного плана освоения территории, с нарушением зоны минимальных расстояний газопровода.
Наша правовая позиция.
Факт государственной регистрации за нашим Доверителем права собственности на объект недвижимости – садовый дом не оспорено в установленном законом порядке, что презюмирует законность возведения указанного объекта, тем более при наличии права собственности на земельный участок под садовым домиком.
Никаких ограничений, обременений не имеется. В силу положений п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство дачного домика не требуется. Никаких обозначений трассы трубопровода не имеется. Ссылка истца на положения Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» несостоятельна, поскольку садовый дом Доверителя построен в период с 1986 года.
На основании п. 6 ст. 90 ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона объектов системы газоснабжения — территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Статьей 32 указанного ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Согласно правовой позиции, отраженной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, по смыслу ст. 222 ГК РФ содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина лица в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ.
В связи с тем, что право собственности нашего Доверителя на данную постройку приобретено в соответствии с положениями ст. 222 ГК РФ, отсутствуют основания для применения механизма указанный нормы для сноса спорного объекта.
Поскольку согласно п. 23 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» наличие регистрации права собственности на строение не исключает возможности предъявления требования о его сносе, следует установить обстоятельства, на основании которых постройка, право на которую признано в установленном законом порядке, не может быть сохранена, а ранее признанное право подлежит прекращению.
Доказательства того, что истцом оспорены и признаны в установленном порядке недействительными акты, которыми земельный участок ответчика переведен в категорию земель населенные пункты с разрешенным использованием садоводство, не представлены. Сам по себе садовый дом и забор угрозу жизни и здоровью граждан не создают.
Также нельзя принять во внимание доводы истца о том, что садовый дом возведен нашим Доверителем с существенным нарушением строительных норм и правил.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ЗК РСФСР от 01.07.1970, действовавшего на момент строительства садового дома, права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей.
Согласно ч. 3 ст. 106 ЗК РСФСР в соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик порядок пользования землями промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения, установления зон с особыми условиями землепользования (округа санитарной охраны и т.п.) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
На основании п. 10 Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 08.01.1981 № 24, в охранных зонах транспорта запрещается производить без письменного согласия предприятий, учреждений и организаций транспорта всякого рода строительные, монтажные и горные работы постоянного и временного характера.
В целях обеспечения сохранности магистральных трубопроводов (в том числе промысловых и межпромысловых трубопроводов и коллекторов), транспортирующих нефть и нефтепродукты, естественный и искусственный углеводородные газы, конденсат, сжиженные углеводородные газы, жидкий аммиак, нестабильные бензин и конденсат, а также другие сжиженные углеводороды, создания нормальных условий эксплуатации этих трубопроводов и предотвращения несчастных случаев на них Постановлением Совмина СССР от 12.04.1979 № 341 «Об усилении охраны магистральных трубопроводов» утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов.
Указанные Правила действовали на момент строительства ответчиком садового дома.
В соответствии с п. 3 Правил трассы трубопроводов обозначаются железобетонными или деревянными опознавательными знаками (со щитами с надписями-указателями) высотой 1,5 — 2 метра от поверхности земли.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), оформленные в установленном порядке строительно-монтажными организациями и заказчиком, должны быть переданы в исполнительные комитеты районных (городских) Советов народных депутатов для нанесения их на районные карты землепользований.
Исполнительные комитеты районных (городских) Советов народных депутатов выдают сведения о местонахождении трубопровода заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям.
Согласно п. 7 Правил для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; на землях сельскохозяйственного назначения охранная зона ограничивается условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Пп. «а» п. 11 Правил установлено, что в охранных зонах трубопроводов без письменного согласия предприятий (организаций), их эксплуатирующих, запрещается возводить любые постройки и сооружения.
В соответствии с п. 23 Правил строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.
При рассмотрении соответствующими органами ходатайств о предоставлении земельных участков для указанных целей места расположения объектов строительства должны предварительно согласовываться с предприятиями (организациями), эксплуатирующими трубопроводы.
Согласно СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», утвержденным постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30.03.1985 № 30, для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов, минимальное расстояние от оси газопровода диаметром свыше 300 мм до 600 мм до коллективных садов с дачными домиками определено 150 м.
Для признания факта нарушения ответчиком при строительстве садового дома требований п. 10 Положения о землях транспорта и п. 23 Правил охраны магистральных трубопроводов и признания постройки самовольной необходимо наличие документов, подтверждающих выделение в установленном порядке транспортной организации земельного участка с определением границ этого участка.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ документов, которыми определены границы охранной зоны газопровода либо которые свидетельствуют об отнесении земельного участка ответчика к землям транспорта, истец не представил.
Кроме того, доказательства того, что истец предоставлял в местные органы власти документы о фактическом положении трубопровода (исполнительная съемка), оформленные в установленном порядке строительно-монтажными организациями и заказчиком, для нанесения на районную карту землепользований, как того требовал п. 6 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 12.04.1979 № 341 «Об усилении охраны магистральных трубопроводов», истцом не представлены.
Из отзывов представителя администрации района на иск следует, что газопровод-отвод нанесен на дежурную карту Камешковского района лишь в 2004 году, в то время как садовый дом построен в 1986 году.
Доводы истца, о том, что существовал акт о нанесении трассы газопровода высокого давления на землеустроительные карты района от в 1992, не имеет правового значения, поскольку даже наличие приложенной к нему дежурной карты района не влияет на то, что садовый дом нашего Доверителя возведен на земельном участке до составления данного акта, то есть ответчик на момент строительства садового дома сведениями о прохождении газопровода вблизи принадлежащего ему земельного участка не обладал.
Указанное обстоятельство подтверждается и тем, что за период с момента возведения постройки и до направления нашему Доверителю претензии каких-либо предписаний, предупреждений, запретов со стороны собственника магистрального газопровода или эксплуатирующей организации по поводу нарушения зоны минимальных расстояний и незаконности строительства ни в адрес СНТ, ни в адрес ответчика не поступало.
Также в нарушение п. 3 Правил охраны магистральных трубопроводов линейная часть газопровода не была обозначена опознавательным знаком вплоть до 14.08.1996, то есть опознавательный знак установлен после завершения строительства принадлежащего ответчику садового дома, при этом из акта об установке знаков на трассе магистрального газопровода от 1996 г. точное расположение опознавательного знака установить невозможно.
Доводы истца о том, что согласно акту ввода газопровода в эксплуатацию трасса газопровода обозначена опознавательными знаками с 1962 года, являются несостоятельными, поскольку знаки к моменту строительства ответчиком садового дома ни разу не заменялись, доказательства, что население о местах прохождения трубопровода истцом информировалось, в материалы дела не представлены.
Таким образом, поскольку данные о границах земельного участка и охранной зоны трубопровода в исполкоме на момент строительства садового дома отсутствовали, ответчик не был осведомлен об особом статусе выделенного ему земельного участка, основания для признания ответчика обязанным получить соответствующее разрешение от транспортной организации на строительство садового дома отсутствовали.
Учитывая изложенное, вины ответчика в нарушении зоны минимальных расстояний от оси газопровода при строительстве садового дома отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения иска о сносе садового дома и забора нет .
Кроме того, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наличие нарушения прав и законных интересов истца является юридически значимым обстоятельством и подлежит доказыванию при разрешении споров о сносе самовольной постройки.
Материалами дела установлено, что принадлежащий Доверителю земельный участок расположен за пределами охранной зоны, а его нахождение в зоне минимальных расстояний от оси газопровода прав истца не нарушает, поскольку значение зоны минимальных расстояний от оси газопровода заключается в том, чтобы обеспечить безопасность граждан и их имущества от негативного воздействия возможных чрезвычайных ситуаций на самом источнике повышенной опасности – газопроводе.
Вместе с тем в силу ГПК РФ истец, будучи коммерческой организацией, не является органом прокуратуры РФ и не обладает правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, удовлетворение иска о сносе садового дома и забора не обеспечивает безопасность граждан, поскольку земельный участок, на котором расположено спорное строение, остается в собственности ответчика, и нахождение на нем граждан в непосредственной близости от оси газопровода неизбежно.
Также следует отметить, что предусмотренная ч. 4 ст. 32 ФЗ «О газоснабжении», на которую ссылается истец в обоснование исковых требований, санкция за нарушения правил безопасности объектов систем газоснабжения в виде сноса постройки без какой-либо компенсации владельцу не может быть применена в отношении ответчика, поскольку постройка ответчиком возведена задолго до введения в действие указанного закона.
Источник: pravorub.ru