Перевод в электронный вид обязательных процедур в сфере строительства

Цифровизация строительства – это процесс перевода всех строительных процессов в цифровой формат, а также использование современных технологий для сокращения сроков и повышения качества строительства. Строительные компании, желающие получить конкурентные преимущества и оптимизировать бизнес-процессы, уже сейчас активно внедряют автоматизацию. Государство также заинтересовано в цифровой трансформации отрасли, являющейся системообразующей для экономики, и выступает инициатором в законодательной сфере.

Онлайн-практика активно применяется в рамках программы «Цифровая экономика». Основная цель внедрения новых сервисов заключается в том, чтобы ускорить этапы взаимодействия государственных органов и строительных компаний путем перехода на электронный формат.

Внедрение BIM-технологий

С 2022 года в российской строительной отрасли начинается обязательное внедрение BIM-технологий (компьютерное моделирование объектов строительства). Для проектов с привлечением государственного финансирования использование BIM считается обязательным требованием. Это необходимое условие для организаций, которые участвуют в возведении объектов, финансируемых за счет использования бюджетных средств (больницы, школы, детские сады и др.).

Методика преобразования документации по инвестиционно-строительному проекту в цифровой формат

BIM-технологии направлены на усовершенствование всех процедур реализации проекта и эффективное взаимодействие его участников. Макетное изображение зданий с помощью программ позволит увидеть более подробную картину об объекте, включая процесс проектирования, оснащения и обслуживания. Это современный подход разработки конструкций, позволяющий моделировать здания в виртуально-цифровом формате.

Так, внедрение отечественного программного продукта Renga предоставит возможность строительным компаниям участвовать в реализации проектов с государственным участием после 1 января 2022 года. Доступна интеграция Renga с комплексным решением БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО, которое обеспечивает автоматизацию таких ключевых процессов, как учет, планирование, контроль и управление строительными проектами.

Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года

В целях повышения объема ввода жилья Минстрой РФ разработал Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Благодаря планируемому преобразованию строительная отрасль выйдет на новый уровень, а производительность труда вырастет на 10% за счет внедрения новых технологий.

В частности, планируется цифровая трансформация строительства, в которую войдут:

  • унификация и перевод в электронный вид обязательных мероприятий в сфере строительства;
  • использование технологий информационного моделирования;
  • создание суперсервиса «Цифровое строительство»;
  • взаимодействие в единой цифровой среде органов экспертизы и участников строительного рынка, в т.ч. проведение экспертизы проектной документации в рамках «одного окна»;
  • создание системы управления проектами государственных заказчиков;
  • формирование вертикали управления цифровой трансформацией отрасли.

Итогом реализации стратегии должно стать сокращение финансовых затрат на создание объектов капитального строительства на 20%, а сроков возведения – на 30%. Для компаний отрасли станет важным своевременный перевод своих бизнес-процессов в электронный формат, чтобы эффективно взаимодействовать с органами власти в рамках цифровых инициатив.

Код-ревью и требования к коду джуна, мидла и сеньора

Электронный сервис «Строим в один клик»

В целях улучшения условий и прорыва в сфере строительства внедряются различные государственные программы, направленные на рациональное использование средств и сокращение времени реализации проектов.

Так, для ускорения процесса получения необходимых документов на строительство внедряется сервис «Строим в один клик». Эта программа позволит запустить процесс «Клиентоориентированная стройка» и обеспечит прямое взаимодействие строителей с государственными органами.

Указанный сервис направлен на:

  • оптимизацию процессов получения разрешительной документации;
  • переход на электронный формат работы;
  • сокращение процедур согласования документов;
  • ускорение проведения государственной экспертизы проектов;
  • сокращение цикла инвестирования проекта.

Электронный документооборот для строительной компании

Внедрим СЭД под ваши бизнес-процессы

  • Создание электронного архива документов;
  • Оперативное согласование и заполнение договоров и актов;
  • Поддержка электронной подписи;
  • Электронное взаимодействие с госорганами.

Ипотечное обеспечение в цифровом формате

Для реализации любых проектов, в том числе в строительной отрасли, необходимо финансовое обеспечение на проведение этапов строительства. В ходе внедрения и продвижения проекта «Цифровая экономика» проводится работа по переводу государственных услуг в цифровой формат. Таким образом станет доступной цифровая ипотека.

Это государственная программа, представляющая возможность одобрения и получения денежных средств через онлайн-платформу, которая обеспечит прозрачность и учет прав на закладные. Предлагаемые новшества направлены не только на минимизацию бумажного документооборота, но и на снижение ставок по ипотеке.

Нужна помощь с внедрением электронного документооборота и цифровизацией бизнес-процессов? Оставьте заявку, и специалисты нашей компании проконсультируют по всем вопросам и подберут подходящее решение.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Источник: kostanai.1cbit.kz

Минстрой России работает над переводом строительных процедур в цифровой формат

В целях решения проблем строительной сферы Минстрой с участием АО «ДОМ.РФ», МЭР и Минсвязи РФ подготовил проект федерального закона.

О деталях этой работы статс-секретарь — заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Наталья Антипина рассказала в интервью ИА «Строительство».

По словам Натальи Антипиной (на фото) экономически активным регионам важно обеспечить условия, привлекательные для инвесторов, которые обращают внимание на скорость прохождения разрешительных процедур и сроки выхода на строительную площадку. Среди таких регионов чиновник назвала Москву, Санкт-Петербург, Тюменскую и Московскую области.

«На подходе Новгородская, Липецкая, Вологодская области, ряд других регионов, — сообщила замминистра, — и мы планируем, что уже через год ситуация с переходом процедур в сфере строительства в цифровой формат кардинально изменится, нами подготовлен ряд решений, которые позволят этот прорыв совершить».

В то же время до сих пор в некоторых регионах и крупных городах застройщику необходимо лично подавать заявление для получения процедуры, что Антипина расценивает, как парадокс. Она напомнила, что в рейтинге Всемирного Банка Doing Business по показателю разрешения на строительство Россия находится на 115-м месте, однако не со всеми расчетами авторов рейтинга согласны в Минстрое.

Так, согласно исследованию, для строительства склада канцелярских принадлежностей площадью 1 300 кв. м в Москве и Санкт-Петербурге в среднем застройщику необходимо пройти 13 процедур в течение 239 дней, сообщила она. При этом срок прохождения процедур по получению топографического плана и геодезических исследований для исследуемого объекта эксперты Всемирного Банка оценивают в 75 дней.

«Я могу с уверенностью сказать, что у нас нет таких сроков для склада площадью 1300 кв. м, — подчеркнула Наталья Антипина, добавив: — Для таких объектов срок прохождения подобных процедур не превышает 25 дней. Поэтому мы находимся в стадии доказывания этой позиции».

Замминистра напомнила, что с 2017 года в трех субъектах РФ — Москве, Санкт-Петербурге и Московской области проводится эксперимент по переводу процедур подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в электронный вид.

Его цель — оптимизация (унификация) состава документов в отношении всех видов сетей и перевод услуг по подключению исключительно в электронную форму на основе подачи единой заявки через региональные порталы предоставления государственных и муниципальных услуг.

«Тем самым, мы существенно облегчаем прохождение таких услуг застройщиком, экономя его время и нервы», — резюмировала Наталья Антипина, уточнив, что по итогам этой работы Правительство РФ приняло 5 постановлений, позволивших оптимизировать и сократить 105 процедур подключения к различным видам сетей в сферах жилищного строительства, объектов нежилого назначения, теплоснабжения и водоснабжения.

По ее словам, опыт, наработанный в результате эксперимента, ляжет в основу новых законодательных инициатив, которые планируется разработать в 2019 году.

Рассказала заместитель министра и о работе созданного по поручению Президента России координационного штаба по обеспечению контроля соблюдений требований принятого исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства. В него вошли представители Генпрокуратуры, аппаратов полпредов Президента, органов ФАС, АСИ, представители таких профессиональных общественных объединений, как ТПП, НОСТРОЙ, НОЗА.

Мониторинг ситуации в регионах в рамках работы штаба позволил выявить следующие проблемы на региональном и муниципальном уровне:

  • низкий уровень контроля деятельности органов местного самоуправления со стороны органов власти субъектов РФ;
  • низкий профессиональный уровень муниципальных служащих;
  • произвольное толкование ими федерального законодательства;
  • несоблюдение органами местного самоуправления федерального законодательства при принятии административных регламентов в сфере строительства;
  • низкий уровень «цифровизации» услуг в градостроительной сфере и электронного межведомственного взаимодействия.

Для кардинального изменения исправления ситуации Минстрой с участием АО «ДОМ.РФ», МЭР и Минсвязи РФ подготовил проект федерального закона, предусматривающий переход к единому стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. «Такой единый стандарт позволит исключить ситуацию, при которой одна и та же федеральная процедура оказывается по разным правилам, например, во Владивостоке и в Калининграде», — пояснила Наталья Антипина.

Кроме того, по словам замминистра, на рассмотрении в Госдуме находится проект Федерального закона №302180-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории».

Документ предусматривает создание региональных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, которые позволят регионам и муниципалитетам перевести всю свою работу в этой сфере в цифровой формат и снизить административную нагрузку на застройщиков. Принять этот закон планируется в нынешнюю сессию работу Госдумы.

Источник: iecp.ru

Перевод в электронный вид обязательных процедур в сфере строительства

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 декабря 2021 г. N 3883-р

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации региональных программ и иных документов стратегического планирования.

от 27 декабря 2021 г. N 3883-р

В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ,

ГОРОДСКОГО И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года (далее соответственно — цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»;

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;

национальный проект «Жилье и городская среда» (паспорт утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16);

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. N 549 «О государственной поддержке компаний-лидеров по разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на базе «сквозных» цифровых технологий»;

национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (паспорт утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 3143-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;

план мероприятий цифровой трансформации системы управления отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на базе интегрированной информационной системы управления в целях реализации стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры», утвержденный протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 21 мая 2021 г. N МХ-П49-79пр.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

технологии информационного моделирования;

технологии обработки больших данных;

технологии систем распределенного реестра;

технологии виртуальной и дополненной реальностей;

технологии быстродействующих систем обработки информации;

технологии пространственного анализа и моделирования;

технологии в области искусственного интеллекта;

технологии интернета вещей;

технологии проводной и беспроводной передачи данных;

технологии микроэлектроники и радиоэлектроники.

Указанные технологии будут применены:

при формировании графика строительства;

при оказании государственных и муниципальных услуг;

при формировании реестра нормативно-технических документов в машинопонимаемом и человекочитаемом виде;

при реализации строительного надзора и строительного контроля;

при реализации концепции «умный дом».

Использование программно-аппаратных средств и программного обеспечения отечественного происхождения является главным приоритетом при обеспечении цифровой трансформации на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.

Стратегическое направление определяет основные направления развития цифровой системы управления жизненным циклом строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства для достижения следующих ключевых показателей эффективности по национальным целям, национальным проектам и государственным программам:

Читайте также:  Коэффициент к текущему ремонту и капитальному строительству

увеличение объема жилищного строительства в целях достижения целевого показателя улучшения жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и не менее чем 120 млн. кв. метров в год;

кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в 2 раза;

доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;

применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;

обеспечение учета в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

достижение «цифровой зрелости» строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства;

внедрение сквозных цифровых технологий на всем жизненном цикле объектов вне функционального назначения и источника финансирования;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

Результаты и эффекты от реализации решений стратегического направления целевым образом направлены на 4 группы получателей — физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Стратегическое направление утверждается до 2030 года с ежегодной актуализацией по мере необходимости.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение программного и аппаратного обеспечения российского происхождения.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации

Целью цифровой трансформации является достижение «цифровой зрелости» строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства.

Задачами цифровой трансформации являются:

сокращение количества процедур, в том числе путем закрепления закрытого перечня строительных процедур;

переход на исключительно электронный обмен информацией между участниками строительной отрасли;

исключение административных барьеров для обеспечения срока не более 7 дней от идеи до выхода на строительную площадку;

унификация процедур на уровне субъектов Российской Федерации;

повышение «цифровой зрелости» отрасли строительства, включая работы по изменению нормативно-правовой базы и переводу нормативно-технической документации в машиночитаемый формат, формированию базовых классификаторов, информационных реестров, форматов машиночитаемого обмена информацией, а также по формированию цифровых данных в форме, обеспечивающей их автоматическую и интеллектуальную обработку в информационных системах. Достижение «цифровой зрелости» в отрасли жилищно-коммунального хозяйства за счет стандартизации применения интеллектуальных систем, технологии интернета вещей, применения принципа сквозных технологий на основе отечественных решений;

поддержка граждан в части повышения доступности и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения вовлеченности в вопросы управления жилищно-коммунального хозяйства.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Проблемами текущего состояния строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, решаемыми при цифровизации, являются:

наличие избыточных требований и процедур в инвестиционно-строительном цикле;

наличие инвестиционно-строительного проекта со 103 контрагентами и 136 процедурами;

осуществление 95 процентов взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства на бумаге либо в электронном нередактируемом формате;

длительность процедуры получения исходно-разрешительной документации от 20 до 50 процентов времени инвестиционно-строительного цикла;

отсутствие возможности идентификации и мониторинга объектов капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла данных объектов;

низкая степень вовлеченности физических лиц в систему управления объектами собственности (многоквартирные дома, индивидуальное жилищное строительство, арендное строительство);

неунифицированные процедуры в муниципальных образованиях как препятствие масштабированию строительного бизнеса;

длительность процедур получения финансовых средств по результатам выполнения работ ввиду сложности оформления бумажной документации;

недостаточный уровень импортозамещения систем информационной безопасности, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве и городском хозяйстве;

отсутствие стандарта оснащения жилищного фонда интеллектуальными системами и невозможность их интеграции со связанными системами, в том числе в проектах «Безопасный город» и «Умный город».

Решение указанных проблем за счет развития цифровых решений окажет позитивное воздействие на строительную отрасль, городское и жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации, при этом выделяются следующие задачи цифровой трансформации:

разработка отраслевых цифровых систем поддержки принятия управленческих решений, отвечающих современным запросам по эффективному планированию, проектированию, эксплуатации и текущему управлению объектами, направленным на достижение национальных целей и решение стратегических задач;

минимизация «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

формирование ресурсной базы для перехода к интенсивным методам реализации государственной политики и обеспечения безбарьерной цифровой среды;

создание системы непрерывного отраслевого образования и повышения квалификации по новым специальностям и инновационным технологиям, отвечающим вызовам времени;

формирование единой системы сбалансированного пространственного развития территории в единстве жилищного, промышленного строительства и строительства линейных объектов;

повышение уровня цифровизации цепочки поставщиков коммунальных услуг (производство, сбыт, транспортировка, потребление);

обеспечение перехода на современные (риск-ориентированные) подходы эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и городского хозяйства, основанные на предиктивной аналитике, технологиях искусственного интеллекта.

Реализация указанных задач цифровой трансформации подвержена ряду стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:

риск повышения стоимости информационного обмена вследствие отсутствия единых стандартов данных;

риск получения недостоверных данных для принятия управленческого решения вследствие высокой доли ручного ввода данных и человеческого фактора, отсутствия достоверных данных (источников) в реальном масштабе времени;

риск существенного увеличения трудозатрат в связи с потенциальным ростом объемов обрабатываемой информации;

риск снижения качества реализации цифровых инициатив ввиду отсутствия центров ответственности в части методологии;

риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив в связи с низким уровнем «цифровой зрелости» участников;

риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив ввиду жесткой иерархической структуры управления и слабых горизонтальных связей.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.

IV. Участники реализации стратегического направления

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации стратегического направления, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно со следующими соисполнителями:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство энергетики Российской Федерации;

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Федеральная антимонопольная служба;

Федеральная служба по труду и занятости;

Федеральная служба государственной статистики;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральное дорожное агентство;

Другими участниками реализации Стратегического направления являются:

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления;

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

Государственная компания «Российские автомобильные дороги»;

Государственная корпорация «Росатом»;

открытое акционерное общество «Российские железные дороги»;

акционерное общество «ДОМ.РФ»;

публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства»;

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы»;

федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве»;

акционерное общество «Почта России»;

автономная некоммерческая организация «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»;

образовательные учреждения высшего и среднего специального образования отрасли;

юридические лица строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства.

к стратегическому направлению

в области цифровой трансформации

строительной отрасли, городского

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации до 2030 года

ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ, ГОРОДСКОГО

И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

Срок реализации проекта

Краткое описание проекта

I. Инициатива «Управляем вместе»

Развитие аналитическо-прогнозной вертикали управления

2021 — 2022 годы

развитие государственной автоматизированной информационной системы «Управление»;

обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в сфере государственного управления и местного самоуправления, а также планирования деятельности этих органов;

осуществление мониторинга, анализа и контроля за исполнением принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией государственных программ Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и выполнения приоритетных национальных проектов;

осуществление мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, обеспечение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

подключение участников строительной отрасли в том числе к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в целях осуществления информационного обмена данными на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства;

обеспечение оперативного получения данных из единой информационной системы в сфере закупок, увязанных с уникальным идентификационным номером капитальных вложений объекта капитального строительства, для контроля контрактации государственным заказчиком;

получение информации о прохождении этапов жизненного цикла объекта капитального строительства, включая заключение экспертизы, разрешение на строительство, извещение о начале строительства, заключение о соответствии, разрешение на ввод, регистрацию прав путем создания единого государственного реестра в строительстве и эксплуатации и уникального идентификационного номера капитального строительства и интеграцией с государственной информационной системой обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, единым порталом государственных и муниципальных услуг, региональным порталом государственных и муниципальных услуг, единым государственным реестром заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости, государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», государственной автоматизированной информационной системы «Управление», информационными системами органов государственного строительного надзора;

предоставление данных в государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» для синхронизации уникального идентификационного номера объекта капитального строительства и уникального идентификационного номера капитальных вложений в объект капитального строительства, получение информации о прохождении этапов жизненного цикла объекта капитального строительства с учетом движения денежных средств (касса), финансируемых за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, на базе реестра капитальных вложений в объект капитального строительства и ведением уникального идентификационного номера капитальных вложений в объект капитального строительства с интеграцией с единым государственным реестром заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости, государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», государственной автоматизированной информационной системы «Управление», информационными системами органов государственного строительного надзора;

синхронизация уникального идентификационного номера объекта капитального строительства и уникального идентификационного номера капитальных вложений в объект капитального строительства на базе государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

развитие систем мониторинга национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» на базе информационной системы Минтранса России;

развитие системы мониторинга федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017 — 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации»;

развитие системы мониторинга национального проекта «Жилье и городская среда» на базе единой информационной системы жилищного строительства;

развитие системы мониторинга реализации федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление реки Волга»;

развитие системы мониторинга сферы жилищно-коммунального хозяйства на базе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства

иные федеральные органы исполнительной власти,

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

органы государственного строительного надзора,

Развитие применения технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства и инфраструктуры

2021 — 2030 годы

применение технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла, включая эффективное управление объектами

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

Создание цифровой вертикали градостроительных решений (пространственного развития)

2021 — 2024 годы

комплексное пространственное развитие территорий на базе создания и развития государственной информационной системы обеспечения градостроительной отрасли Российской Федерации;

получение информации о кадастровой и рыночной стоимости объектов, сведений о правах (актуальные, исторические), кадастровые сведения о земельных участках (включая информацию о градостроительных регламентах), объектах, сооружениях, о материалах территориального планирования и землеустройства, цифрового ортофотоплана, цифровой топографической карты на базе развития единой электронной картографической основы, федерального портала пространственных данных, единого информационного ресурса о земле и недвижимости, единого государственного реестра недвижимости;

интеграция с государственной информационной системой обеспечения градостроительной отрасли субъектов Российской Федерации, единым информационным ресурсом о земле и недвижимости и геоинформационными системами федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц для формирования обязательных слоев пространственного развития;

развитие и внедрение в регионах государственной информационной системы обеспечения градостроительной отрасли в целях обеспечения субъекта решением, обеспечивающим формирование, накопление, хранение, предоставление данных в градостроительной сфере согласно нормам, регламентированным Градостроительным кодексом Российской Федерации;

перевод в электронный формат услуг, связанных с реализацией мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

II. Инициатива «Планируем вместе»

Создание единого реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

2021 — 2023 года

создание единого реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

обеспечение прозрачности деятельности в области обеспечения доступным и комфортным жильем очередников

субъекты Российской Федерации,

Формирование и развитие цифровой зрелости трудовых ресурсов отрасли

2021 — 2024 годы,

далее на постоянной основе

повышение эффективности экономики и производительности труда на всех этапах жизненного цикла за счет «цифровой зрелости» трудовых ресурсов по использованию цифровых технологий;

качественный рост производительности труда;

повышение качества проектирования, строительства и оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

создание системы мониторинга, планирования и обеспечения трудовыми ресурсами строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, расчет требуемых квот по ввозу мигрантов и обучения;

повышение миграционной привлекательности для зарубежных специалистов;

привлечение 5 млн. специалистов из-за рубежа разного уровня квалификации, в том числе из стран Евразийского экономического союза;

увеличение возможности для маятниковой миграции в агломерациях более чем для 10 млн. человек;

Читайте также:  Функции муниципального управления строительством

легализация трудовых отношений;

расширение практики заключения срочных трудовых договоров

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

III. Инициатива «Проектируем вместе»

Развитие применения технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства и инфраструктуры

2021 — 2030 годы

применение технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла, включая проектирование и прохождение экспертизы;

формирование базовых элементов цифровой экосистемы для использования технологий информационного моделирования единого для стран Евразийского экономического союза классификатора строительной информации, единых форматов обмена информационными моделями, реестра машиночитаемых нормативных правовых актов и нормативно-технических документов;

обучение государственных и муниципальных служащих, работников подведомственных учреждений, специалистов проектных, экспертных, строительных организаций, студентов образовательных организаций высшего образования, колледжей и учащихся старших классов общеобразовательных организаций вопросам использования технологий информационного моделирования;

развитие отечественных программных продуктов для технологии информационного моделирования;

сокращение сроков проведения экспертизы;

обеспечение проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с применением предиктивной аналитики, основанной на алгоритмах искусственного интеллекта;

сокращение сроков и стоимости строительства и значительное снижение числа просрочек и неконтролируемого роста стоимости;

перевод в электронный формат услуг, связанных с реализацией мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

Цифровые сервисы ценообразования

2021 — 2022 годы

обеспечение возможности перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства;

повышение достоверности определения сметной стоимости проектирования и объекта капитального строительства;

формирование актуальной базы данных строительных ресурсов, подлежащих государственному мониторингу текущей стоимости;

расширение перечня источников информации о стоимости строительных ресурсов;

повышение квалификации специалистов, непосредственно осуществляющих деятельность в области ценообразования и сметного нормирования;

обеспечение определения максимально точной сметной стоимости объектов капитального строительства;

сокращение ошибок при подготовке сметной документации;

сокращение сроков проведения экспертизы и снижение сопутствующих издержек;

предоставление полной достоверной информации о ценах на строительные ресурсы и себестоимости строительства государственным организациям;

перевод в электронный формат услуг, связанных с реализацией мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве»

Развитие цифровой вертикали экспертизы

2021 — 2025 годы

развитие вертикали экспертизы на базе Единого цифрового пространства экспертизы на уровне государственных экспертиз субъектов Российской Федерации, ведомственных и негосударственных экспертиз;

работы экспертов и экспертных организаций государственных экспертиз субъектов Российской Федерации, ведомственных и негосударственных экспертиз в единой цифровой экосистеме, поддерживающей технологии информационного моделирования, либо интегрированы в нее;

интеграция единого цифрового пространства экспертизы и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в целях возможности подачи заявления на оказание услуг государственных экспертиз проектно-сметной документации, получения статусов в личный кабинет заявителя, получения результатов оказания услуги в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

сокращение сроков проведения процедуры экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий;

сокращение сроков проведения процедуры экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

значительное сокращение бюджетных расходов на разработку и интеграцию систем управления экспертизой за счет работы в едином облачном программном обеспечении;

повышение качества и безопасности реализованных проектов;

реализация внедрения в процедуру экспертизы технологий искусственного интеллекта и предиктивной аналитики;

перевод в электронный формат услуг, связанных с реализацией мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

государственные экспертизы субъектов Российской Федерации

IV. Инициатива «Строим вместе»

Создание цифровой вертикали государственного строительного надзора

2021 — 2030 годы

развитие информационных систем управления федеральных и региональных органов государственного строительного надзора, в том числе информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности»;

внесение органами государственного строительного надзора в единый государственный реестр в сфере строительства информации о начале строительства, выданных заключениях о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета энергетических ресурсов, и о других этапах строительно-монтажных работ;

подключение органов государственного строительного надзора к единому государственному реестру заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства для получения проектной документации в электронном виде (личные кабинеты или интеграция);

возможность перевода в электронный вид процедур взаимодействия всех участников строительно-инвестиционного цикла и органов государственного строительного надзора;

обеспечение возможности осуществления государственного надзора при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства с использованием информационной модели объекта капитального строительства

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

органы государственного строительного надзора,

Развитие применения технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства и инфраструктуры

2021 — 2030 годы

применение технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла, включая получение разрешения на строительство, направление извещения о начале строительства, получение заключения о соответствии, получение разрешения на ввод, внесение сведений в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости;

формирование базовых элементов цифровой экосистемы для использования технологий информационного моделирования единого для стран Евразийского экономического союза классификатора строительной информации, единых форматов обмена информационными моделями, реестра машиночитаемых нормативных правовых актов и нормативно-технических документов;

обучение государственных и муниципальных служащих, работников подведомственных учреждений, специалистов проектных, экспертных, строительных организаций, студентов организаций высшего образования, колледжей и учащихся старших классов по вопросам использования технологий информационного моделирования;

запуск пилотных проектов технологий информационного моделирования для различных видов строительства жилищных, социальных, промышленных, линейных объектов;

развитие отечественных программных продуктов для технологий информационного моделирования;

обеспечение поэтапного перехода застройщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», к обязательному использованию технологии информационного моделирования в жилищном строительстве с 2023 года;

сокращение сроков и стоимости строительства и значительное снижение числа просрочек и неконтролируемого роста стоимости;

сокращение сроков передачи на баланс и постановки на учет;

повышение качества строительства объектов

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

Создание суперсервиса «Цифровое строительство-стройка в 1 клик» и перевод перечня мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства в электронный вид, в том числе оказание указанных мероприятий проактивно с применением реестровой модели оказания государственных и муниципальных услуг

2021 — 2022 годы

цифровая экосистема строительной отрасли, клиентоориентированная стройка, сокращение времени;

все мероприятия, осуществляемые при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, переведены в электронный вид и реализуются посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или на региональном портале государственных и муниципальных услуг проактивно с применением реестровой модели оказания государственных и муниципальных услуг в 85 регионах Российской Федерации в соответствии с типовыми административными регламентами государственных и муниципальных услуг;

вывод «витрины суперсервиса «Цифровое строительство» на единый портал государственных и муниципальных услуг или региональный портал государственных и муниципальных услуг;

сокращение процедур на 30 процентов (с учетом подключения к сетям) и предоставления земельных участков в 2021 году;

сокращение инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 18 месяцев для 5-летних проектов в 2024 году;

возможность быстрой подачи и получения документов через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

обеспечение перевода в электронный формат услуг, связанных с реализацией мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства;

оптимизация процессов оказания государственных услуг и порядка осуществления мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, с учетом перевода в электронный вид, а также с учетом перехода на проактивную модель и реестровый принцип оказания услуг

Внедрение информационной системы управления проектами государственных заказчиков

2021 — 2023 годы

эффективное управление проектами строительства объектов капитального строительства публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» с применением технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла на базе информационной системы управления проектами госзаказчиков;

повышение скорости оборачиваемости денежных средств, сокращение кредитных обязательств и обязательств, связанных с обслуживанием кредитов;

сокращение стоимости внесения корректив в проектную документацию на стадии строительства за счет использования среды общих данных;

повышение уровня производительности труда за счет совершенствования и автоматизации внутренних процессов на уровне заказчика, совершенствования организации производства и системы оплаты труда на строительной площадке;

повышение привлекательности государственного заказа для подрядчиков за счет прозрачности операций и, соответственно, усиление конкуренции и качества в сфере строительства;

сокращение уровня травматизма и несчастных случаев со смертельным исходом за счет применения средств объективного контроля (камеры, носимые устройства) и искусственного интеллекта;

сквозной контроль целевого использования средств за счет применения юридически значимого финансового электронного документооборота;

создание интегрированной государственно-частной информационной системы управления жизненным циклом юридического (физического лица) и его ресурсного обеспечения для достижения его ключевых показателей эффективности на базе интегрированной цифровой облачной платформы управления жизненным циклом всех объектов капитального строительства, принадлежащих юридическим (физическим лицам)

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

органы государственного строительного надзора,

публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»

Формирование возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и сетям связи в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»

или регионального портала государственных и муниципальных услуг

2021 — 2024 годы

создание интерактивной формы на едином портале государственных и муниципальных услуг, предусматривающей возможность подачи опциональной заявки на техническое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения и сетям связи;

унификация процедур, связанных с технологическим присоединением объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

сокращение срока реализации технического присоединения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

обеспечение возможности подачи опциональной (единой) заявки на подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения и сетям связи посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в том числе предусматривающая возможность подписания договоров технологического присоединения, актов о технологическом присоединении в электронном виде

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления,

Цифровые финансовые активы в строительстве

2021 — 2023 годы

перевод унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, актов о приемке выполненных работ и финансовых документов о стоимости работ в электронный вид (xml) и выполнение их проверки в автоматизированном режиме;

внедрение цифрового процесса осуществления сделки по инвестированию в строительство и привлечения средств физических и юридических лиц на основании договора участия в долевом строительстве, сокращение сроков регистрации прав на недвижимость по результату реализации такого договора, прозрачность сделок для государства, создание удобных и безопасных сервисов как для граждан, так и для юридических лиц;

внедрение xml-форматов договоров и онлайн заключение договоров с удаленной идентификацией;

сервис подбора недвижимости и электронной регистрации сделок с недвижимостью

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления, заказчики

V. Инициатива «Эксплуатируем вместе»

Развитие клиентоцентричной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на базе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства

2021 — 2025 годы

эффективное управление отраслью жилищно-коммунального хозяйства;

формирование института эффективного управления собственностью гражданами;

формирование цифрового паспорта объектов жилищно-коммунального хозяйства;

прозрачные и обоснованные тарифы;

цифровые услуги для граждан и рынка жилищно-коммунальных услуг;

энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства;

повышение эффективности и снижение издержек отрасли, в том числе за счет разработки стандарта оснащения строящихся домов интеллектуальными устройствами;

повышение эффективности жилищной политики и контрольно-надзорных функций в области жилищно-коммунального хозяйства;

развитие конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг;

снижение тревожности и обеспокоенности населения проблемами жилищно-коммунального хозяйства;

цифровые технологии для ведения бизнеса и как следствие, повышение экономической эффективности компаний отрасли за счет использования дополнительных сервисов государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;

достоверные данные для принятия управленческих решений;

раскрытие информации о ресурсоснабжающих организациях, деятельности управляющих компаний и домах, находящихся под ее управлением;

выставление всех платежных документов и заключение договоров управления и ресурсоснабжения в электронном виде;

прием и размещение 100 процентов показаний приборов учета к 2024 году с использованием информационных систем управления;

сбор общественного мнения, голосования, решение коллективных вопросов средствами государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;

канал получения заказов на дополнительные услуги и как следствие, рост выручки управляющих компаний;

оцифровка 100 процентов эксплуатационных данных для анализа и сравнения в формате открытой информации

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления, физические лица,

Развитие цифровой экосистемы формирования комфортной городской среды — быстрый качественный ритм для жизни здесь и сейчас

2021 — 2030 годы

при строительстве и эксплуатации объекта капитального строительства повышение безопасности, ресурсоэффективности среды, экономии времени и средств граждан, эффективное управление объектами, развитие рынка цифровых услуг и сервисов;

сбор общественного мнения, голосования, решение коллективных вопросов на базе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;

новые сервисы в жилищно-коммунальном хозяйстве и повышение качества жизни;

Читайте также:  Организация строительства второго пути

контроль и гарантии соблюдения условий по договорам с поставщиками и качество оказанных услуг;

обеспечение принципа однократного размещения информации в государственных системах и сохранение преемственности управления (передача эксплуатационной документации между управляющими компаниями);

проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в электронном виде, контроль стандартов качества коммунальных услуг — внедрение системы обратной связи;

ведение технического учета, учета инфраструктуры и планирования операций;

контроль состояния устройств и управление технической инфраструктурой

Развитие применения технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства и инфраструктуры

2021 — 2030 годы

применение технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла, включая эксплуатацию объекта капитального строительства (промышленные, гражданские) и инфраструктуры (линейные) — в целях эффективного оптимального экономически обоснованного прозрачного строительства и эксплуатации;

развитие отечественных программных продуктов для технологий информационного моделирования;

обеспечение возможности эксплуатации объекта с применением технологий информационного моделирования

иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления, заказчики,

Цифровые финансовые активы на этапе эксплуатации

2021 — 2023 годы

внедрение цифрового процесса осуществления сделки с недвижимостью, сокращение сроков регистрации прав на недвижимость, выпуск всех новых закладных по ипотеке в цифровом виде, прозрачность сделок для государства, создание удобных и безопасных сервисов как для граждан, так и для юридических лиц;

внедрение xml-форматов договоров и онлайн заключение договоров с удаленной идентификацией;

сервис подбора недвижимости и электронной регистрации сделок с недвижимостью;

предоставление услуг ипотечного и страхового брокеров — единая заявка для всех банков и страховых компаний;

сокращение сроков регистрации прав на жилую недвижимость до 1 рабочего дня;

увеличение доли сделок по приобретению жилой недвижимости полностью в цифровом формате до 50 процентов;

увеличение доли электронных закладных до 100 процентов;

увеличение доли электронных регистраций сделок с недвижимостью до 80 процентов

Источник: legalacts.ru

Направления цифровой трансформации строительной индустрии

Минстрой предложил регионам принять участие в семи «проектных инициативах цифровой трансформации» в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Напомним, главы субъектов РФ должны до 1 сентября 2021 года разработать и утвердить региональные стратегии цифровой трансформации – опираясь на предварительно разработанные ФОИВ стратегии цифровой трансформации различных отраслей экономики. На сегодняшний день, по информации Минцифры, отраслевые ФОИВ направили в министерство 144 проекта, из них семь – от Минстроя.

Общие принципы разработки региональных стратегий предполагают для регионов учёт федеральных приоритетов, а именно следующие направления: «государственное управление», «образование и наука», «здравоохранение», «транспорт и логистика», «развитие городской среды», «социальная сфера». Опционально – «промышленность», «сельское хозяйство», «экология и природопользование», «строительство», «энергетическая инфраструктура», «финансовые услуги».

Минстрой предлагает реализовать следующие инициативы:

  • «Новый умный дом» (формирование платформы цифрового ЖКХ на базе модернизированной ГИС ЖКХ);
  • платформа «Решаем вместе»;
  • «Цифровая инфраструктура ЖКХ»;
  • «Интеллектуальная городская среда»;
    «Строим в один клик»;
  • «Строим умные объекты» (использование технологий информационного моделирования);
  • «Формирование и развитие системы управления трудовыми ресурсами отрасли».

Новый умный дом

Реализация проекта, по мнению авторов, должна решить проблемы с достоверностью и прозрачностью данных для потребителей и поставщиков ЖКУ; повысить цифровизацию цепочки поставщиков коммунальных услуг; увеличить вовлечённость жителей в вопросы управления своим домом, городом (селом); снизить энергопотребление при производстве, сбыте и потреблении коммунальных ресурсов.

Платформа «Новый умный дом» для связи жителей с управляющими организациями должна обеспечить автоматизацию процессов (в том числе позволить проводить онлайн-собрания собственников), изменение взаимодействия между сторонами (например, текущий и капитальный ремонт будет проводиться по фактическому состоянию жилья, а не по абстрактному плану), адаптацию трудовых мигрантов с помощью чат-ботов.

Предполагается, что в результате внедрения платформы в 2021 году 100% пользователей единого портала госуслуг (ЕПГУ) также смогут подать заявку на перепланировку жилья онлайн (а ещё будут получать уведомления о плановых отключениях горячей воды). В 2024 году 70% обращений граждан по проблемам ЖКХ станут производиться через платформу «Новый умный дом»; в систему техучёта жилфонда будет внесено 100% многоквартирных домов (МКД); граждане получат возможность подать и отслеживать онлайн свою заявку в систему ЖКХ. В 2030 году 80% общих собраний собственников будет проходить онлайн, и 80% оплат ЖКУ будет производиться тоже онлайн.

Платформа «Решаем вместе»

Необходимость в использовании платформы учёта общественного мнения при определении приоритетов развития территорий, строительства объектов, развития социальной, коммунальной, транспортной и иных видом инфраструктуры обусловлена нынешней непрозрачностью и неполнотой учёта общественного мнения, а также низкой активностью граждан в вопросах управления объектами городского хозяйства, полагают в Минстрое.

Предполагается разработать набор цифровых сервисов для жителей, администраций городов и субъектов РФ («платформ социального взаимодействия и систем обратной связи»).

Ожидается, что в 2021 году 100% населённых пунктов, проводящих «рейтинговое» голосование по отбору проектов благоустройства, будут проводить такое голосование онлайн. В 2024 100% жителей городов старше 14 лет получат возможность принять участие в решении по вопросам городского развития онлайн, в 2030 у 100% граждан появится возможность участия в «инициативном бюджетировании» (тоже онлайн).

Цифровая инфраструктура ЖКХ

Минстрой отмечает цифровое неравенство между регионами, ресурсоснабжающими организациями (РСО); недоступность цифровых технологий поставщикам коммунальных услуг; отсутствие информации о реальном состоянии инфраструктуры РСО; высокий уровень износа инфраструктуры и потерь в коммунальных сетях; низкий уровень обеспеченности интеллектуальными приборами учёта, системами диспетчеризации и управления режимами; низкий уровень или полное отсутствие диспетчеризации систем ЖКХ.

Для исполнения проекта следует, в частности, создавать типовые системы интеллектуального управления региональной инфраструктурой («умный» водоканал, «умное» теплоснабжение, «умное» городское освещение), расширять зоны покрытия публичного Wi-Fi, систем связи Интернета вещей (предусматривать такие зоны при планировании городского пространства, включать точки доступа в требования для вновь создаваемой или реконструируемой городской инфраструктуры).

Такие типовые системы предполагается создать к 2024 году, и 40% РСО должны внедрить системы управления снабжения ресурсами.

К 2030 году предполагается:

  • сокращение периода восстановления поставки коммунальных ресурсов после аварийных ситуаций в два раза за счёт цифровых процессов управления;
  • снижение удельного потребления единицы энергоносителя при производстве и транспортировке коммунальных ресурсов в среднем на 15%;
  • 100% единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов, подключенных к единой системе мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ;
  • 100% ресурсоснабжающих организаций внедрили системы управления снабжения ресурсами (диспетчеризация + автоматизированная система управления технологическим процессом);
  • подключить 100% РСО и управляющих организаций к беспроводной инфраструктуре связи для обеспечения работы систем диспетчеризации и автоматизированных систем управления технологическими процессами.

Интеллектуальная городская среда

Высокий текущий износ, а также необходимость не допустить дальнейшего износа городских систем жизнеобеспечения, дефицит бюджетных ресурсов для решения задач развития города, отсутствие культуры межведомственного общения, нерешённые этические проблемы использования новейших алгоритмов и технологий в социальной сфере – всё это предполагает индивидуальный подход к реализации мероприятий проекта «Умный город» в различных муниципальных образованиях.

Выбор приоритетных отраслевых направлений для развития, цифровизации и соответствующих им приоритетных технологических решений и проектов должен происходить в зависимости от типа муниципального образования и стартового уровня цифровизации, а также от ограничений и вызовов, стоящих перед городом, отмечают в Минстрое.

На 2024 год намечена реализация основных и дополнительных мероприятий стандарта «Умный город» Минстроя. Реестр объектов инфраструктуры работы с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) для каждого муниципального образования должен быть представлен в электронном виде. На объектах инфраструктуры работы с ТКО обязана быть установлена система видеонаблюдения, а 40% единиц дорожной и коммунальной техники города должны быть подключены к системе автоматизированного контроля за выполнением работ.

В 2030 системы автоматизированного контроля за выполнением работ дорожной и коммунальной техники должны быть введены в 85 субъектах РФ. Также во всех регионах должна быть внедрена интеллектуальная система обеспечения общественной безопасности. К системе автоматизированного контроля за выполнением работ должны быть подключены 75% единиц дорожной и коммунальной техники города.

«Строим в один клик»

В строительной сфере Минстрой выделяет следующие «вызовы»:

  • инвестиционно-строительный проект – лабиринт с 103 контрагентами и 136 процедурами;
  • 95% взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства (ОКС) происходит на бумаге, либо в «электронном нередактируемом формате»;
  • от 20% до 50% времени инвестиционно-строительного цикла занимают процедуры получения исходно-разрешительной документации;
  • неунифицированные процедуры в муниципальных образованиях мешают масштабированию строительного бизнеса;
  • малое количество массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде в сфере строительства;
  • [недостаточная] достоверность и прозрачность данных.

Необходим перевод взаимодействия между всеми участниками на всех этапах жизненного цикла ОКС в электронный вид за счёт внедрения ГИС обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД): сокращение времени получения исходно-разрешительной документации (ИРД) за счет развития Единого государственного реестра заключений (ЕГРЗ); унификация процедур и форм представления документов в градостроительной сфере путем создания Единого государственного реестра в сфере строительства (ЕГРС); повышение количества массово-значимых социальных услуг за счет внедрения суперсервиса «Цифровое строительство».

  • сокращение потерь времени за счёт оптимизации процессов получения исходно-разрешительной документации – на 30% (с учётом подключения к сетям на 50%);
  • создание прототипа витрины «Цифровое строительство» на основе оптимизированного списка процедур;
  • отказ от бумажной формы при выдаче основных разрешительных документов в крупных агломерациях с большим объёмом строительства;
  • развитие вертикали экспертизы на базе Единой цифровой платформы экспертиз (ЕЦПЭ) на уровне государственных экспертиз субъектов РФ;
  • эксперты и экспертные организации Госэкспертиз субъектов работают в единой цифровой экосистеме, поддерживающей технологии информационного моделирования (ТИМ), либо интегрированы в нее.
  • создана информационная система управления органов Госстройнадзора;
  • созданы реестры массовых процедур в сфере строительства (разрешение на строительство, заключение о соответствии, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию);
  • запуск суперсервиса «Цифровое строительство» («клиентоориентированная стройка»);
  • взаимодействие «застройщик государство» полностью в электронной форме;
  • сокращение инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 18 месяцев для пятилетних проектов;
  • запуск единой системы идентификации объектов строительства;
  • развитие вертикали экспертизы на базе ЕЦПЭ на уровне ведомственных экспертиз;
  • эксперты и ведомственные экспертные организации работают в единой цифровой экосистеме, поддерживающей ТИМ, либо интегрированы в неё;
  • перевод в электронный вид процедур взаимодействия всех участников и Госстройнадзора.
  • «от идеи до выхода на стройплощадку – не более 7 дней»;
  • развитие вертикали экспертизы на базе ЕЦПЭ на уровне негосударственных экспертиз;
  • эксперты и экспертные организации негосударственных экспертных организаций работают в единой цифровой экосистеме, поддерживающей ТИМ.

«Строим умные объекты»

В настоящий момент время от физического выполнения работ до получения финансовых средств может достигать нескольких месяцев из-за сложностей оформления бумажной документации. Существует необходимость предоставления в органы государственного строительного надзора бумажных журналов строительства. Велико количество коллизий в проектной документации, выявляемых на этапе строительства. При вводе объекта в эксплуатацию бумажная документация не доходит до эксплуатирующих организаций. Рабочая документация слишком долго идёт от проектировщика до строителя.

Необходим перевод строительной документации в электронный вид, создание единой системы электронного документооборота посредством создания облачного сервиса «Стройкомплекс». Требуется сокращение времени прохождения рабочей документации, сокращение количества коллизий в проектной документации, создание единой среды общих данных путём внедрения «умной» экосистемы строительной отрасли, а также перевод взаимодействия между всеми участниками на всех этапах жизненного цикла ОКС в электронный вид за счёт внедрения ГИСОГД.

По плану, в 2021 году должна быть произведена адаптация программ высшего и среднего профессионального образования архитектурно-строительных специальностей и специальностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Запланирована также первая очередь ГИСОГД.

На 2024 год намечено следующее:

  • формирование требований к современным объектам капитального строительства, актуализация ГОСТ и строительных правил;
  • автоматизирована работа крупных госзаказчиков (апробация в системе «Единый заказчик в сфере строительства»). Создание информационной системы управления проектами госзаказчиков с применением технологии информационного моделирования;
  • разработка требований к эксплуатационным регламентам;
  • развитие ГИСОГД;
  • обучение государственных и муниципальных служащих, работников подведомственных учреждений, специалистов проектных, экспертных, строительных организаций, студентов вузов, колледжей и учащихся старших классов использованию технологий информационного моделирования;
  • развитие отечественных программных продуктов для ТИМ;
  • применение технологии ТИМ в жилищном строительстве для обеспечения поэтапного перехода застройщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с №214-ФЗ, к обязательному использованию ТИМ с 2023.

В 2030 году 100% МКД должны быть оснащены общедомовыми приборами учёта, интегрированными в интеллектуальные системы, также должна быть создана «умная» экосистема строительной отрасли.

Формирование и развитие системы управления трудовыми ресурсами отрасли

Требуется решить проблемы нехватки компетенций соискателей на выбранные вакансии в строительстве и высокого травматизма на строительных площадках.

Планируется, в частности, реализовать систему мониторинга и управления качеством материалов и оборудования (техрегулирование, маркировка, контроль/надзор); создать национальный международный рейтинг подрядчиков; определить и сформировать градостроительный потенциал по агломерациям; внедрить отраслевую систему профессиональной мобильности.

Создание системы мониторинга, планирования и обеспечения трудовыми ресурсами строительной отрасли и ЖКХ, расчёт требуемых квот по ввозу мигрантов и обучения запланирован на 2021 год. В 2024 должна быть внедрена комплексная программа повышения цифровой зрелости трудовых ресурсов по использованию цифровых технологий краткосрочного обучения, подготовки ИТР по перечню образовательных дисциплин в вузах, ССУЗах, подготовки по перечню образовательных дисциплин в средних школах, всероссийская площадка по цифровой трансформации отрасли на базе WorldSkills. Намечена интеграция цифровых платформ поиска трудовых ресурсов в отрасли (отечественных или мигрантов) с информационными системами Минтруда и Минцифры.

Последние новости:

Санкт-Петербург подтвердил статус лидера цифровой повестки страны

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин прокомментировал итоги Всероссийских конкурсов проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT.Инновация» и «ПР .

Петербургские врачи представили новые возможности применения голосового ввода

На базе городской поликлиники 91 Красносельского района Санкт-Петербурга реализуется проектоснове заполнения медицинских документов с помощью голоса. Инициирова .

Источник: news.egov.itmo.ru

Рейтинг
Загрузка ...