Период в течение которого осуществляются инженерные изыскания для строительства

Согласно данным, которые в октябре опубликовал Росгидромет, уже в ближайшие годы нашу страну ждут серьезные проблемы, связанные с повышением температуры окружающей среды. Это приведет к таянию многолетнемерзлых грунтов и потере несущей способности оснований сооружений, увеличению числа катастрофических событий, таких как ураганы, смерчи, обильные осадки, наводнения и засухи. Это также станет причиной увеличения числа проявлений опасных геологических процессов. На самом деле, все это происходит уже сейчас.

Начинать бороться с этим, чтобы предотвратить массовые масштабные аварии, а не ликвидировать их последствия, необходимо уже сейчас.

В октябре Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) выпустила общее резюме « Третьего оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации ». В документе проанализированы происходящие и ожидаемые изменения климата и последствия этих изменений для крупных городов РФ, а также российской Арктики. И, конечно, самые серьезные вызовы будут стоять именно перед строительной отраслью. Потому что в относительно короткой перспективе из-за таяния вечной мерзлоты северные российские города могут разрушиться. Та же участь ждет и многие инфраструктурные объекты, в том числе нефте- и газопроводы, автомобильные и железные дороги. При этом авторы особо подчеркивают, что к росту ущербов будет приводить не повышение температуры как таковое, а возрастающая уязвимость инфраструктуры, связанная с ее износом, несоблюдением строительных норм и правил, а также с освоением территорий, находящихся в сложных природно-климатических условиях.

Состав работ. Инженерно-геологические изыскания

Попробуем выделить из представленного документа самые интересные и важные факторы, которые будут оказывать влияние на развитие строительного комплекса страны, а также показать значение ожидаемых изменений.

Что происходит с климатом

Как отмечается в докладе со ссылкой на Всемирную метеорологическую организацию, период 2015-2020 гг. был самым теплым шестилетием, а 2011-2020 гг. – самым теплым десятилетием за всю историю наблюдений. Современная средняя глобальная температура приземного воздуха составила примерно 14,9°C, что на 1,2°C выше, чем в доиндустриальную эпоху (рис. 1). Средние темпы потепления приземного воздуха в течение 1976-2020 гг. составили 0,18°C/10 лет в глобальном масштабе, и только за этот период глобальная температура выросла на 0,8°C. Особенно быстро температура повышалась в Северной полярной области, где за 30 лет (1991-2020 гг.) линейный рост среднегодовой температуры составил около 2,64°C.

Рис. 1. Отклонение среднеглобальной температуры приземного воздуха (°C) от среднеглобальной в доиндустриальный период (1850-1900 гг.) по данным пяти архивов: HadCRUT (Великобритания), NOAAGlobalTemp (NOAA, США), GISTEMP (NASA, США), ERA5 (ECMWF, Европейский Союз), JRA-55 (Япония) (ВМО, 2021). Разброс между пятью комплектами данных в 2021 году равен 0,15°C, при этом самое низкое (1,05°C) и самое высокое (1,20°C) значения превысили на 1°C показатели доиндустриального базового периода

Инженерные изыскания

Рис. 1. Отклонение среднеглобальной температуры приземного воздуха (°C) от среднеглобальной в доиндустриальный период (1850-1900 гг.) по данным пяти архивов: HadCRUT (Великобритания), NOAAGlobalTemp (NOAA, США), GISTEMP (NASA, США), ERA5 (ECMWF, Европейский Союз), JRA-55 (Япония) (ВМО, 2021). Разброс между пятью комплектами данных в 2021 году равен 0,15°C, при этом самое низкое (1,05°C) и самое высокое (1,20°C) значения превысили на 1°C показатели доиндустриального базового периода

Самое важное, что во всех сценариях повышения температуры, которые рассматриваются учеными, присутствует заметное уменьшение снежного покрова в Северном полушарии и, соответственно, связанное с этим сокращение площадей, покрытых многолетней мерзлотой. Ее деградация будет происходить достаточно быстро и прямо зависеть от того, какой сценарий повышения температуры будет реализовываться. Уже в течение ближайших 20-30 лет площадь приповерхностной ММП в России может сократиться на 30%.

Негативное влияние изменений на российскую промышленность

Как отмечается в отчете, в большинстве районов добычи углеводородов более половины аварий так или иначе связаны с метеорологическими факторами. В первую очередь это связано с уменьшением несущей способности многолетнемерзлых грунтов из-за их таяния. Разрушаются или деформируются скважины и трубопроводы, транспортная инфраструктура. Учащаются оползневые и селевые процессы. Среди других проблем исследователи называют также коррозионные повреждения из-за роста коррозионной агрессивности атмосферы, увеличение ветровых нагрузок и образование смерчей, повышение числа лесных пожаров, резкие перепады температур, абразию берегов.

Если говорить о горнодобывающей промышленности, в частности, о добыче полезных ископаемых в карьерах и шахтах, то здесь наибольшую угрозу представляют потеря устойчивости склонов карьеров из-за увеличения числа и обильности дождей и затопление шахт из-за неспособности запроектированных десятилетия назад дренажных систем вывести обильно поступающую из атмосферных осадков воду.

Отдельно исследователи выделяют повышение рисков, связанных с обильными осадками, для устойчивости дамб хвостохранилищ.

Все это необходимо учитывать при эксплуатации имеющихся и проектировании новых промышленных объектов.

Задачи, стоящие перед строительным комплексом

В отчете отмечается множество вызовов, которые встают перед строительной отраслью в связи с потеплением. Это, например, предотвращение ускоренного старения ограждающих конструкций зданий из-за резких перепадов температур и повышения влажности, обеспечение соответствия зданий и сооружений новым экстремальным условиям (ураганам, наводнениям и пр.), предотвращение разрушения инфраструктуры, построенной на ММП и пр.

« Трубопроводы и большинство точечных жилых и промышленных объектов в криолитозоне построены на свайных фундаментах и опорах. Несущая способность свайных фундаментов уже уменьшилась повсеместно на 20-40%, притом что запас прочности по СНиП должен быть не менее 40%. В ближайшее десятилетие на большей части криолитозоны он будет превышен, а к середине XXI века этот показатель будет превышен повсеместно.

Перспективные оценки рисков для инфраструктуры показывают, что к середине XXI века в зону высокого риска попадают экономически важные объекты, в том числе 1590 км трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»; 1260 км магистральных трубопроводов в ЯНАО; 280 км железной дороги Обская – Бованенково. В зону наибольшего риска попадают города Воркута и Новый Уренгой », — отмечено в документе.

Уменьшить ущерб, как считают специалисты, можно за счет инженерных мер адаптации существующей инфраструктуры и изменения норм строительства новых объектов с учетом ослабления несущей способности мерзлоты.

Заключение

Подводя некоторый итог вышесказанному, хочется еще раз остановиться на грядущих проблемах. Их появление неизбежно, поэтому начинать бороться с ними необходимо уже сейчас, а не через 10 или 20 лет, когда борьба превратится в ликвидацию последствий аварий, а не их предотвращение. Важно озаботиться повышением несущей способности ММП там, где ее оттаивание приведет к разрушению многоквартирных домов или критической инфраструктуры. Возможно, уже сейчас необходимо начинать массовую реконструкцию трубопроводов, аварии на которых наносят непоправимый ущерб экологии и экономике государства, укреплять фундаменты там, где это возможно. И уж конечно учитывать в новых проектах меняющиеся условия.

Особенно хочется привлечь внимание владельцев и эксплуатантов карьеров. Аварии будут случаться все чаще, поэтому стоит уделить пристальное внимание на существующие решения по инженерной защите откосов карьеров. Если оползень произойдет, вернее, когда оползень произойдет, ликвидация последствий обойдется в разы дороже.

Иными словами, чиновникам и предпринимателям пора начинать думать не только в масштабах 1-5 лет, пока они находятся у власти или у руля бизнеса, а на десятилетия вперед. Да, многим это непривычно, это не принесет сиюминутного дохода, но это необходимо для того, чтобы следующее поколение могло двигаться вперед, а не разбирать завалы.

Читайте также:  Получить разрешение на строительство во дворе

Источник: geoinfo.ru

ГОСТ Р 54483-2021 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Общие требования (ИСО 19900:2013).

1 ПОДГОТОВЛЕН филиалом Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ВолгоградНИПИморнефть» (ООО «ВолгоградНИПИморнефть») на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 стандарта, который выполнен Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «РСТ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность»

3 УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2021 г. N 1623-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 19900:2013* «Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Общие требования» (ISO 19900:2013 «Petroleum and natural gas industries — General requirements for offshore structures», MOD) путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 54483-2011 (ИСО 19900:2002)

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Основополагающий национальный стандарт ГОСТ Р 54483-2011 (ИСО 19900:2002) «Нефтяная и газовая промышленность. Платформы морские для нефтегазодобычи. Общие требования», введенный в действие в 2012 г., разработанный филиалом ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ВолгоградНИПИморнефть» на основе международного стандарта ИСО 19900:2002 «Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Общие требования» (ISO 19900:2002 «Petroleum and natural gas industries — General requirements for offshore structures», MOD), в редакции 2002 г. потребовал пересмотра и актуализации в соответствии со значительно измененной в 2013 г. редакцией ИСО 19900:2013.

При разработке настоящего стандарта также использована модифицированная форма применения международного стандарта, которая определена необходимостью внесения технических отклонений, изменения структуры и их идентификации.

Настоящий стандарт модифицирован в целях обеспечения безопасности при выполнении работ по освоению морских месторождений, расположенных на континентальном шельфе (в том числе на акваториях с ледовым режимом), в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, в российском секторе Каспийского моря.

Положения, учитывающие особенности национальной стандартизации и специфику национальной практики в области проектирования и строительства МНГС, проведения морских операций по строительству, приведены в дополнительных структурных элементах 6.7 «Анализ риска», 6.13.4 «Защита от коррозии» и терминологических статьях: 3.3 «авария», 3.11 «вред», 3.15 «грунтовое основание», 3.26 «нагрузка», 3.34 «опорная часть», 3.36 «отказ», 3.41 «придонный газ».

Эти дополнительные положения заключены в рамки из тонких линий. Пункт 6.7 добавлен в целях учета требований национальной экономики в части решения задач предупреждения и уменьшения опасности аварий для жизни людей и их здоровья, ущерба имуществу и окружающей среде, пункт 6.13.4 добавлен для учета при проектировании актуальных вопросов защиты конструкций МНГС от коррозии. Терминологические статьи добавлены, поскольку определяемые термины находят применение в настоящем стандарте.

В целях улучшения понимания пользователями некоторых положений настоящего стандарта, а также для учета требований российских нормативных правовых актов, нормативно-технических документов и отечественной специфики проектирования, строительства и эксплуатации МНГС в текст внесены изменения и дополнения, выделенные курсивом.

Также отмечается, что исключен пункт 9.5 оригинального ИСО, его описание приведено в приложении А, пункт 11.5 оригинального ИСО преобразован в пункт 12.4.5.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на морские нефтегазопромысловые сооружения (МНГС) всех типов и классов, устанавливаемых на континентальном шельфе (в том числе на акваториях с ледовым режимом), в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, в российском секторе Каспийского моря.

Стандарт устанавливает общие принципы проектирования и оценки состояния МНГС, подверженных воздействию известных или предполагаемых нагрузок. Данные общие принципы действуют по всему миру по отношению ко всем типам и классам МНГС и ко всем материалам, используемым при строительстве данных сооружений (сталь, бетон и алюминий).

В настоящем стандарте содержатся принципы проектирования, учитывающие последовательные этапы строительства (изготовление, транспортировование и установку), эксплуатации МНГС на протяжении его расчетного срока службы и вывод из эксплуатации. В целом эти принципы также применимы к проведению обследования или модернизации действующих МНГС.

Настоящий стандарт применим к проектированию МНГС в целом, включая конструкции опорных частей, верхних строений и фундаментов.

При проектировании, строительстве, эксплуатации МНГС под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства в дополнение к требованиям настоящего стандарта следует выполнять требования [1] — [3].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ ISO 10417 Нефтяная и газовая промышленность. Системы скважинных предохранительных клапанов. Проектирование, установка, эксплуатация и восстановление. Общие технические требования

ГОСТ Р 51901.1 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем

ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения

ГОСТ Р 55311 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Термины и определения

ГОСТ Р 57123 (ИСО 19901-2:2004) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Проектирование с учетом сейсмических условий

ГОСТ Р 57148 (ИСО 19901-1:2015) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Проектирование и эксплуатация с учетом гидрометеорологических условий

ГОСТ Р 57555 (ИСО 19901-3:2014) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Верхние строения

ГОСТ Р 58036 (ИСО 19901-5:2016) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Контроль нагрузки масс при проектировании и строительстве

ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Методы оценки риска

ГОСТ Р 58772 (ИСО 19901-6:2009) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

ГОСТ Р 58773 (ИСО 19901-7:2013) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Системы позиционирования плавучих сооружений

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 17776 Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Способы и методы идентификации опасностей и оценки риска. Основные положения

Читайте также:  Самый востребованный бизнес в строительстве

ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001 Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности

СП 11-114-20 04 Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений

СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений.

Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверять в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55311 , ГОСТ Р 55506 , ГОСТ Р 57148 , ГОСТ Р 57123 , ГОСТ Р 58036 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

аварийная ситуация (accidental situation): Эксплуатационная ситуация, во время которой реализовывается авария.

Пример — Падение вертолета, столкновение с судном, пожар, взрыв и т.д.

[ГОСТ Р 57555-2017, пункт 3.1]

3.2 аварийное событие (accidental event): Непредвиденное или случайное событие, рассматриваемое в аварийной расчетной ситуации.

1 Аварийные события в настоящем стандарте ассоциируются с существенным выбросом энергии, например навал судов, пожары, взрывы. Аварийные события могут возникнуть с обеспеченностью 1·10

2 Менее серьезные аварии можно ожидать на протяжении расчетного срока службы морских нефтегазопромысловых сооружений, например падающие грузы, навал судов малой энергии. Это кратковременные события и они рассматриваются в рамках эксплуатационных ситуаций.

3.3 авария (emergency): Опасное техногенное происшествие, приводящее к причинению вреда жизни и здоровью людей, разрушению конструкций, нарушению производственного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

3.4 анализ надежности морских нефтегазопромысловых сооружений (structural reliability analysis): Вероятностный метод определения возможности возникновения отказов.

аномальная ситуация (abnormal situation): Эксплуатационная ситуация, во время которой возникают воздействия с аномальными значениями.

Пример — Аномальная ситуация (в том числе сейсмические явления) может возникнуть в течение года с обеспеченностью 1·10

[ ГОСТ Р 57555-2017 , пункт 3.3]

аномальное значение (abnormal value): Расчетное значение параметра высокой интенсивности, используемое при проверках по особому (чрезвычайному) предельному состоянию.

в год. При проверке по предельному состоянию некоторые или все коэффициенты надежности устанавливаются равными 1,0.

[ ГОСТ Р 57148-2016 , пункт 3.1]

3.7 базовая переменная (basic variable): Физическая величина, характеризующая воздействия, влияния окружающей среды, свойства материалов, грунтов и геометрические параметры.

3.8 базовый период (reference period): Период времени, используемый как основа для определения номинальных значений базовых переменных и/или аварийных воздействий.

3.9 верхнее строение (topside): Конструкции и оборудование, установленные на опорную часть, обеспечивающие функционирование морского нефтегазопромыслового сооружения по его назначению.

1 Для плавучих сооружений палуба не является частью верхнего строения.

2 Для самоподъемной плавучей буровой установки корпус не является частью верхнего строения.

3 Отдельно изготовленная несущая палуба является частью верхнего строения.

3.10 воздействие (action): Явление, вызывающее внутренние силы в элементах конструкции.

3.11 вред (harm): Физический ущерб или урон здоровью, имуществу или окружающей среде.

3.12 вспомогательный элемент (appurtenance): Часть конструкции, которая устанавливается для облегчения монтажа, реализации доступа или обеспечения защиты.

3.13 вывод из эксплуатации (decommissioning): Мероприятия, направленные на прекращение использования морского нефтегазопромыслового сооружения в соответствии с его проектным назначением с целью его реконструкции или ликвидации, предусматривающей работы по прекращению добычи, ликвидации скважин, демонтажу всего технологического оборудования, трубопроводов, конструкций верхних строений и опорных частей, в зависимости от вида сооружения.

3.14 готовность к эксплуатации (fit-for-service): Выполнение требований конструктивной целостности и эксплуатационных требований.

3.15 грунтовое основание (foundation soil): Донные грунты в естественном состоянии или насыпные материалы, воспринимающие нагрузку от установленных морских нефтегазопромысловых сооружений.

3.16 долговечность (durability): Свойство морского нефтегазопромыслового сооружения или его конструктивного элемента, заключающееся в его способности выполнять требуемые функции на протяжении его расчетного срока службы и до достижения предельного состояния.

3.17 зона периодического смачивания (splash zone): Участок морского нефтегазопромыслового сооружения, который находится в зоне воздействия волн и колебаний уровня моря.

3. 18 калибровка коэффициентов надежности (calibration of partial factors): Процесс определения коэффициентов надежности с использованием анализа надежности конструкции и целевых показателей надежности.

3.19 категория сооружения по критерию обеспечения безопасности персонала (life-safety category): Система классификации, устанавливающая требования для сооружений, основанная на рассмотрении уровня обеспечения безопасности персонала.

3.20 категория сооружения по критерию тяжести возможных последствий опасных событий (consequence category): Система классификации, устанавливающая требования для сооружений, основанная на рассмотрении последствий аварии на окружающую среду, экономическую и производственную деятельность и безопасность.

3.21 класс сооружения по требованиям стойкости к внешним воздействиям (exposure level): Система классификации, устанавливающая требования для сооружений, основанная на совместном рассмотрении последствий аварий сооружений на окружающую среду, экономическую и производственную деятельность и уровне обеспечения безопасности персонала.

клиренс (clearance): Расстояние по вертикали между уровнем поверхности воды или льда в период экстремальных воздействий окружающей среды и самой нижней частью конструкции верхнего строения, которая не рассчитывается на воздействие волнения и ледяных образований.

[ ГОСТ Р 57555-2017 , пункт 3.9]

3.23 конструктивная целостность (structural integrity): Способность морского нефтегазопромыслового сооружения выполнять свое функциональное назначение в течение расчетного срока службы, обеспечивая безопасность и эксплуатационную надежность.

3.24 конструктивный элемент (structural component): Физически различимая часть конструкции.

Пример — Колонна, поперечина, упрочненная плита, узел соединения трубчатых элементов, швартовные канаты и натяжные связи, гравийные заполнители, фундаментные сваи и анкерные плиты, но не грунт, а также двигатели для удержания сооружений, их системы контроля и электропитания.

Примечание — В настоящем стандарте элемент может представлять собой сборочно-монтажную единицу.

3.25 конструкция (structure): Организованная комбинация соединенных между собой элементов, выполняющих несущие, оградительные либо совмещенные функции.

3.26 нагрузка (load): Механическое воздействие, мерой которого является сила, характеризующая величину и направление этого воздействия и вызывающая изменения напряженно-деформированного состояния конструкции морского нефтегазопромыслового сооружения и грунтового основания.

3.27 надежность (reliability): Способность конструкции сохранять в определенный период времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации, технического обслуживания, строительства и транспортирования.

Читайте также:  Учет в строительстве у подрядчика на УСН

1 Функции в настоящем стандарте понимаются в соответствии с терминологической статьей 3.51.

2 Если применяется к предельным состояниям, надежность выражается в виде вероятности превышения значений предельных состояний.

3 Определенный период времени составляет чаще всего один год.

4 Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность или определенные сочетания этих свойств.

3.28 направление (conductor): Внешняя колонна обсадных труб, спускаемых в скважину для предупреждения размыва и обрушения горных пород вокруг устья при бурении под кондуктор.

3.29 номинальное значение (nominal value): Значение, присваиваемое (назначаемое) базовой переменной, определяемое на основе эксперимента или физических условий.

3.30 нормальные условия (normal conditions): Постоянные и временные воздействия, связанные с условиями эксплуатации морского нефтегазопромыслового сооружения.

Примечание — Нормальные условия иногда называют устойчивыми условиями.

3.31 нормативное значение (characteristic value): Значение, устанавливаемое нормативными документами или принятое по репрезентативному значению.

3.32 опасное событие (hazardous event): Ситуация, возникающая при реализации опасности.

Пример — Волны, воздействующие на морское нефтегазопромысловое сооружение, айсберг, воздействующий на морское нефтегазопромысловое сооружение, чрезмерный вес верхнего строения, добавленный к морскому нефтегазопромысловому сооружению, навал судов, оползень вблизи от якорей (свай).

3.33 опасность (hazard): Ситуация или событие, способные повлечь ущерб.

Примечание — Ущерб включает травмирование персонала, ущерб окружающей среде, имуществу и/или обществу.

Пример — Сильное волнение, ветер, ураганы, землетрясения, айсберги, неустойчивое основание, чрезмерный вес верхнего строения, движение судов, коррозия и повторяющиеся воздействия и т.д.

3.34 опорная часть (support structure): Опирающаяся на морское дно или плавучая конструкция, предназначенная для установки верхнего строения и обеспечивающая устойчивость против внешних воздействий.

3.35 ориентация конструкции (structure orientation): Положение конструкции в плане относительно фиксированного направления (истинного или географического севера).

3.36 отказ (failure): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния элементов или систем морского нефтегазопромыслового сооружения.

3.37 оценка пригодности к эксплуатации (fitness-for-service assessment): Технический анализ, выполняемый для подтверждения того, что морское нефтегазопромысловое сооружение в целом или его элемент после проведения монтажных работ либо в процессе эксплуатации, испытавшие отклонение от проекта, пригодны к эксплуатации.

Примечание — Отклонения могут включать ухудшение или повреждение, продление расчетного срока службы и иные изменения и модернизации конструкции или ее проекта.

3.38 период повторяемости (return period): Средний период времени между событиями или случаями превышения какого-либо значения.

Примечание — Как правило, для природных явлений, используется период повторяемости, измеряемый в годах. Период повторяемости в годах равен величине, обратной годовой обеспеченности события.

3.39 предельное состояние (limit state): Состояние, при котором сооружение в целом или его элементы перестают удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям (расчетным критериям), требованиям при производстве работ (строительстве) или находятся в состоянии, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Примечание — Превышение предельного состояния может рассматриваться как отказ в отношении выполнения заявленной функции, хотя в зависимости от расчетной ситуации отказ может быть локальным или глобальным, временным или постоянным.

3.40 пригодность к использованию (fit-for-purpose): Соответствие требованиям действующих нормативных документов с учетом обеспечения общей целостности, безопасности эксплуатации и охраны окружающей среды.

3.41 придонный газ (shallow gas): Газ, содержащийся в грунтах и локализующийся на разных гипсометрических уровнях вблизи донной поверхности.

3.42 размыв (scour): Перемещение грунтов морского дна от воздействия льда, волн, течений и работы движителей судов.

3.43 расчетная ситуация (design situation): Учитываемый в расчете комплекс возможных условий, определяющих расчетные требования к строительным конструкциям, системам инженерно-технического обеспечения и частям указанных конструкций и систем.

3.44 расчетное значение (design value): Нормативное значение, умноженное (или поделенное) на соответствующий коэффициент надежности.

3.45 расчетное сопротивление (design resistance): Нормативное сопротивление, умноженное или поделенное на соответствующий коэффициент надежности (безопасности).

3.46 расчетные критерии (design criteria): Количественные определения, описывающие условия, которые должны выполняться для каждого предельного состояния.

3.47 расчетный срок службы (design service life): Принятый период времени, в течение которого морское нефтегазопромысловое сооружение будут использовать по назначению с предусмотренным техническим обслуживанием.

3.48 репрезентативное значение (representative value): Одно из множества значений, наиболее близко характеризующее необходимый параметр, используемый при расчетах по предельным состояниям.

3.49 руководство по эксплуатации (operations manual): Руководство, содержащее описание эксплуатационных характеристик, процедур и возможностей морского нефтегазопромыслового сооружения и сопутствующих основных систем.

3.50 система позиционирования (stationkeeping system): Система непрерывного удержания плавучего сооружения над заданной точкой, в том числе с заданным курсом, ограничением перемещений в заданных пределах и обеспечением условий для выполнения технологических процессов при помощи якорей, якорных линий, натяжных связей, работы средств активного управления или комбинацией указанных способов.

3.51 система управления конструктивной целостностью (structural integrity management system): Совокупность организационно-управленческой структуры, средств, процессов, ресурсов и персонала, обеспечивающих управление конструктивной целостностью в течение расчетного срока службы сооружения и его элементов.

3.52 сопротивление (resistance): Способность морского нефтегазопромыслового сооружения или его элемента выдерживать воздействия.

3.53 увеличенный срок службы (extended service life): Период, превышающий расчетный срок службы.

Примечание — Увеличенный срок службы включает этапы, когда морское нефтегазопромысловое сооружение продолжает эксплуатироваться после получения заключения экспертно-технической комиссии экспертной организации о возможном увеличении срока эксплуатации сооружения.

3.54 управление конструктивной целостностью (structural integrity management): Последовательный многоступенчатый процесс, целью которого является обеспечение целостности и функционирования морского нефтегазопромыслового сооружения на протяжении расчетного срока его службы.

Примечание — Как правило, ступени включают сбор данных, оценку данных, разработку стратегии инспекций, разработку и исполнение программы инспекций и последующие работы по устранению последствий.

3.55 ухудшение состояния (deterioration): Ухудшение технических и связанных с ними эксплуатационных показателей морского нефтегазопромыслового сооружения или его элементов, вызванное объективными причинами.

Примечание — Ухудшение состояния может быть вызвано естественными процессами химических, физических или биологических воздействий, включая коррозию, суровые природные воздействия, аварийные события, повторяемые воздействия, влекущими за собой усталостные повреждения, износ в результате эксплуатации, неправильную эксплуатацию и обслуживание морского нефтегазопромыслового сооружения.

3.56 функциональная характеристика (performance): Способность морского нефтегазопромыслового сооружения или его элемента выполнять определенные требования.

Примечание — Указанные требования включают требования к конструктивной целостности и функциональным возможностям.

эксплуатационная надежность (robustness): Способность конструкции выдерживать аварийные и аномальные ситуации без получения повреждений, которые непропорциональны их причине.

[ГОСТ Р 57555-2017, пункт 3.22]

3.58 эксплуатирующая организация (owner, operator): Организация (юридическое лицо), индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие эксплуатацию производственного объекта на правах собственности, аренды или ином законном праве (основании).

3.59 экстремальное событие (extreme environmental event): Природная опасность, рассматриваемая в экстремальной расчетной ситуации.

эффект воздействия (action effect): Реакция (внутренние усилия, напряжения, перемещения, деформации) строительных конструкций на внешние воздействия.

Источник: gostassistent.ru

Рейтинг
Загрузка ...