Как вы знаете, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. После оформления первичного документа данные, содержащиеся в нем, регистрируются в регистрах бухгалтерского учета. Таковы требования законодательства о бухгалтерском учете. В статье мы расскажем об акте выполненных работ в строительстве, о том, что отражает этот документ, и о правилах его оформления.
Акт о приемке выполненных работ в строительстве
Акт об оценке подлежащих сносу зданий, сооружений и насаждений
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией
Ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта осуществляется при условии, что объект отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам. Приемка объекта производится заказчиком и членами приемочной комиссии. В статье мы рассмотрим документ, которым оформляется приемка законченного строительством объекта приемочной комиссией.
Вкратце о первичных документах: договор, счет-фактура, товарная накладная, акт, платежный документ
Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную договором цену.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Согласно ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами договора строительного подряда.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) утвержден Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, содержащимся в Приложении к указанному Постановлению, акт формы N КС-14 является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачислению его в состав основных средств всех форм собственности, включая государственную (федеральную). Акт применяется также для приемки ввода в эксплуатацию объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).
Акт приемки объекта приемочной комиссией формы N КС-14 является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором подряда (контрактом).
Акт составляется в необходимом количестве экземпляров.
Перед составлением акта заказчиком и членами приемочной комиссии осуществляется приемка объекта. Приемка производится на основании результатов проведенных комиссией обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также на основании заключений органов надзора.
Акт сдачи-приемки работ и штрафные санкции
При оформлении акта указывается наименование организации, от имени которой составлен этот первичный документ, в обязательном порядке указываются номер акта, дата его составления. Если в организации разработана система кодирования информации, то в заголовочной части акта проставляются коды строительной организации, участка, объекта. Если же кодирование информации не предусмотрено, в этих графах следует проставить прочерки.
Заполнение п. 8 акта предусмотрено в двух вариантах — для всех объектов, кроме жилых домов, и для жилых домов. В зависимости от того, приемка какого именно объекта осуществляется приемочной комиссией, в акте следует оставить необходимый вариант.
Стоимость выполненных работ указывается в акте в фактически действующих ценах текущего года.
Акт подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, уполномоченным на это инвестором, соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика. Помимо названных лиц акт подписывается членами приемочной комиссии заказчика (застройщика), в состав которой включаются представители:
— органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
— органов экологического надзора;
— органов государственного пожарного надзора;
— органов государственного архитектурно-строительного надзора;
— генерального проектировщика;
— других заинтересованных органов и организаций.
Акт утверждается должностным лицом органа, назначившего приемочную комиссию.
Вся документация по приемке объекта впоследствии передается заказчиком пользователю объекта.
Исполнитель работ на основании акта формы N КС-14 представляет документы статистической отчетности о выполнении договорных обязательств. В статистическую отчетность введенный в действие объект включается в тот отчетный период, в котором зарегистрирован факт ввода объекта.
Факт ввода принятого комиссией объекта регистрируется заказчиком (пользователем) объекта в местных органах исполнительной власти в установленном этими органами порядке.
Законченный строительством и принятый приемочной комиссией объект подлежит включению в состав основных средств организации и, соответственно, подлежит обложению налогом на имущество организаций.
Между организациями и налоговыми органами, осуществляющими проверки налогоплательщиков, возникает немало споров по поводу того, с какого именно момента объект должен быть отражен на счете 01 «Основные средства» — с даты подписания акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11, с даты подписания акта по форме N КС-14 или с даты подачи документов на государственную регистрацию объекта? Такие споры в большинстве случаев приходится решать в судебном порядке.
Приведем несколько примеров из судебной практики.
Организация обратилась в суд с кассационной жалобой на решение налоговой инспекции о доначислении налога на имущество организаций. По мнению заявителя, отражение в бухгалтерском учете организации здания в качестве объекта основного средства возможно только после подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 4 сентября 2006 г. по делу N Ф08-3930/2006-1681А рассмотрел спор между налоговым органом и организацией. Как следует из материалов дела, согласно Акту приема законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) в декабре 2004 г. здание принято в эксплуатацию. С января 2005 г. здание используется организацией. 29 апреля 2005 г. организацией подписан Акт приема-передачи здания (сооружения) (форма N ОС-1а) и поданы документы на государственную регистрацию права собственности на здание.
Полагая, что обязанность по уплате налога на имущество возникает с момента подачи документов на государственную регистрацию, организация стала учитывать объект при исчислении налога на имущество с 29 апреля 2005 г.
Налоговая инспекция, проведя камеральную проверку, произвела доначисление организации налога на имущество. Суд, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, пришел к выводу о правомерности позиции налогового органа, мотивировав свое решение следующим.
Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом бухгалтерского учета является, в частности, имущество организаций. Следовательно, любое имущество, приобретаемое организацией, независимо от времени его регистрации подлежит документальному учету на счетах бухгалтерского учета и должно быть учтено при исчислении налогов. Такое толкование следует также из разъяснения, данного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 6 апреля 1999 г. N 7486/98.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств определяется следующими документами:
— Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (далее — Положение N 34н);
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее — ПБУ 6/01);
— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее — Методические указания N 91н).
Согласно п. 46 Положения N 34н к основным средствам относятся, в частности, здания и сооружения.
В соответствии с п. п. 4, 5 ПБУ 6/01 к бухгалтерскому учету в качестве основных средств принимаются активы, в отношении которых одновременно выполняются следующие четыре условия:
1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, для предоставления в аренду;
2) объект предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организация не предполагает последующую перепродажу объекта;
4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для обобщения информации о наличии и движении основных средств предназначен счет 01 «Основные средства».
Пунктом 38 Методических указаний N 91н установлено, что принятие основных средств к учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый инвентарный объект.
Надлежащими документами, свидетельствующими о вводе объекта в эксплуатацию и принятии его на учет в качестве основного средства, будут являться как акт формы N КС-14, так и акт формы N ОС-1а.
Судом указано, что из толкования данных норм следует, что бухгалтерским законодательством не установлено в качестве обязательного условия для отражения имущества в учете в качестве основного средства наличие государственной регистрации права собственности на введенное в эксплуатацию и фактически используемое налогоплательщиком в производственной деятельности недвижимое имущество.
Судом установлено, что спорное здание введено в эксплуатацию в декабре 2004 г. и с января 2005 г. фактически использовалось в предпринимательских целях. Поскольку появление объекта налогообложения налогом на имущество связано с учетом спорного недвижимого имущества на балансе организации в качестве основного средства, то обязанность учитывать стоимость имущества при исчислении налога возникла у организации в первом полугодии 2005 г., а не в момент подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект.
Ссылка заявителя на п. 52 Методических указаний N 91н не может быть принята во внимание, поскольку в этой норме регулируются положения о начислении амортизационных отчислений, когда еще не проведена государственная регистрация объекта, притом что оформлены первичные документы и ведется эксплуатация.
Доводы заявителя жалобы о том, что отражение в бухгалтерском учете здания в качестве объекта основного средства возможно только после подачи документов на государственную регистрацию права собственности, отклонены судом как необоснованные.
ФАС Московского округа рассматривалась кассационная жалоба налогового органа. По мнению инспекции, судам при определении даты ввода объектов в эксплуатацию и, соответственно, периода, в котором возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций, следовало руководствоваться актами приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11, так как они составлены ранее актов по форме N КС-14, аналогичных по своему значению и правовым последствиям.
Суд в Постановлении от 28 августа 2008 г. N КА-А40/7979-08 по делу N А40-58067/07-129-345 отклонил доводы налогового органа по следующим основаниям.
Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 «Основные средства» и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, что порождает обязанность организации исчислять и уплачивать этот налог согласно нормам гл. 30 НК РФ.
Суд со ссылкой на действовавший в то время Закон N 129-ФЗ указал, что первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации.
В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» именно акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачислению их в состав основных средств всех форм собственности.
Вместе с тем, как указал суд, акт по форме N КС-11 исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в названном нормативном акте, основанием для зачисления объектов в состав основных средств не является.
Кроме того, Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утверждены форма N ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» и Указания по ее применению и заполнению. Согласно этим Указаниям форма N ОС-1а применяется для включения в состав основных средств и учета ввода их в эксплуатацию в отношении тех объектов, которые являются зданиями и сооружениями, а форма N ОС-1 — в отношении всех прочих объектов.
По мнению суда, доводы налоговой инспекции о том, что документом, подтверждающим ввод основных средств в эксплуатацию, является акт по форме N КС-11 как равнозначный по правовым последствиям акту по форме N КС-14, не соответствуют положениям приведенных выше нормативных актов.
Также судом установлено, что начисление амортизации для целей налогообложения на стоимость объектов основных средств ранее подачи документов для государственной регистрации (то есть после подписания актов по форме N КС-14) не производилось, спорные объекты были приняты на учет в качестве основных средств с составлением актов по форме N ОС-1а после подписания актов по форме N КС-14.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев дело, счел, что судебными инстанциями был сделан правильный вывод о неправомерности начисления налоговым органом заявителю налога на имущество с даты подписания акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11.
Акт о приостановлении строительства
В нынешней экономической ситуации многие строительные организации сталкиваются с необходимостью приостанавливать строительные работы и консервировать недостроенные объекты. К консервации строительных объектов приводит не только нехватка или полное прекращение финансирования в связи с банкротством инвестора, но и другие причины, в частности несоответствие строящегося объекта современным требованиям.
Все факты хозяйственной жизни экономического субъекта, возникающие в ходе осуществления им деятельности, в том числе и операции по консервации объектов незавершенного строительства, должны оформляться первичными документами. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) установлено, что первичные учетные документы составляются при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания.
Как вы помните, ранее, до вступления в силу Закона N 402-ФЗ, а именно до 1 января 2013 г., существовало требование об обязательном применении унифицированных форм первичных учетных документов для документального подтверждения совершаемых хозяйственных операций.
С указанной даты унифицированные формы первичной учетной документации могут применяться хозяйствующими субъектами по усмотрению, поскольку согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и только формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. То есть требования о применении унифицированных форм Закон не содержит, как не содержит и запрета на их применение. Как показывает практика, многие организации, в том числе и строительные, продолжают применять привычные и хорошо знакомые всем унифицированные формы первичных учетных документов, разработанных Госкомстатом России, так как разработка собственных форм первичных документов довольно объемный и кропотливый труд.
Итак, обратимся к унифицированным формам первичных учетных документов, предположив, что именно их использование закреплено организацией в приказе по учетной политике.
Для оформления приостановления строительства (консервации или прекращения строительства) Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» (далее — Постановление N 100) утвержден Акт о приостановлении строительства (форма N КС-17).
Решение о приостановлении строительства и консервации строящегося объекта принимает заказчик. Такое решение должно быть оформлено соответствующим документом (приказом, распоряжением), в котором должны быть указаны сроки разработки документации по консервации строящегося объекта, а также сроки проведения инвентаризации.
Работам по консервации объекта строительства должно предшествовать проведение инвентаризации. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в которых подробно изложен порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов, утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее — Методические указания N 49).
Напомним, что основными целями инвентаризации согласно п. 1.4 Методических указаний N 49 являются:
— выявление фактического наличия имущества;
— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
— проверка полноты отражения в учете обязательств.
Для проведения инвентаризации создается комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель организации. В состав комиссии включаются представители генерального подрядчика, субподрядчиков, проектной организации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Комиссия составляет инвентаризационные описи, унифицированные формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Согласно п. 3.32 Методических указаний N 49 по незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и тому подобному. Комиссия должна проверить, не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом.
Акт о приостановлении строительства (форма N КС-17) составляется в двух экземплярах, один из которых передается подрядчику, а второй — заказчику (застройщику). Третий экземпляр акта представляется только по требованию инвестора.
В заголовочной части акта в соответствующие строки вписываются наименования организаций инвестора, заказчика (генподрядчика), подрядчика (субподрядчика) с указанием их адресов, телефонов и факсов. Указываются также коды этих организаций по ОКПО.
Далее следует указать дату и номер договора подряда, наименования, номера и даты документов, явившихся основанием для разрешения на строительство, для приостановления строительства.
В табличной форме акта указываются, в частности, следующие данные:
— наименование и назначение объектов, работ и затрат, приостановленных строительством (графа 2);
— дата начала строительства (графа 4);
— полная сметная (договорная) стоимость (графы 5, 6);
— сметная (договорная) стоимость выполненных работ на дату приостановления (графы 7, 8);
— фактические затраты на дату приостановления строительства по балансу застройщика (графа 9);
— средства, необходимые для расчетов с подрядной организацией, включая незавершенное производство (графа 10), в том числе убытки и неустойки подрядной организации, связанные с расторжением договоров на поставку материалов, конструкций (графа 11);
— стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию (графа 12).
В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20, в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) организация может вносить дополнения (например, увеличить количество строк или вкладных листов, изменить размер граф и так далее). При этом все реквизиты, утвержденные Госкомстатом России, должны оставаться без изменения, удаление отдельных реквизитов не допускается.
Внесение изменений в унифицированную форму документа должно быть оформлено организационно-распорядительным документом организации.
Обратимся к ст. 752 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ней сказано, что, если по независящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме работы, выполненные до момента консервации. Также заказчик должен возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.
В силу указанной нормы закона при консервации строительства ее последствия несет заказчик, который должен возместить расходы подрядчика, вызванные консервацией.
Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 августа 2010 г. по делу N А19-18153/09 исковые требования о расторжении договора подряда и взыскании убытков удовлетворены правомерно, поскольку истец принял все меры для осуществления предусмотренных договором работ в установленные сроки и рассчитывал получить за их выполнение денежное вознаграждение, но вследствие приостановления работ ответчиком в одностороннем порядке в значительной мере лишился того, на что по праву рассчитывал при заключении договора.
Обратите внимание! Заказчик должен уведомить подрядчика о приостановлении строительства и согласовать с ним смету на работы по консервации объекта и его охране. Смету консервации и охраны строительного объекта разрабатывает проектная организация.
Строительно-монтажные работы по консервации объекта должны быть оговорены в дополнительном соглашении к договору подряда на капитальное строительство. Этим же соглашением устанавливаются сроки проведения работ по консервации объекта, сроки сдачи заказчику оборудования, материалов, законсервированного объекта, сроки, в которые будут возмещены убытки подрядной организации.
Акт приемки законченного строительством объекта в строительстве
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник lexandbusiness.ruДокументооборот по списанию материалов на производство СМР
Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.
П остроение системы документооборота на предприятии зависит от многих факторов. Если мы говорим о документообороте по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР), то он в первую очередь зависит от взаимоотношений с поставщиками материалов (соблюдения ими договорной дисциплины), наличия норм расхода материалов на все виды производимых СМР, оптимальной организации труда на участках производства работ. В зависимости от вышеуказанных факторов возможно несколько вариантов построения документооборота. Рассмотрим их.
Основными задачами построения оптимальной схемы документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ являются:
- обеспечение достоверных данных по приобретению и отпуску материалов;
- контроль за сохранностью материалов на складах и участках производства работ;
- контроль за соблюдением установленных организацией норм расхода материалов на производство строительно-монтажных работ;
- проведение анализа эффективности использования материалов.
С 01.01.2013 формы первичных учетных документов (в том числе по поступлению и отпуску материалов) каждая организация может разрабатывать самостоятельно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ). Унифицированные формы первичных учетных документов с этой даты обязательному применению не подлежат.
Теперь обратимся к конкретным вариантам построения документооборота по списанию материалов на производство СМР.
Вариант 1. Потребность в материалах известна с точностью до нескольких дней
Организация ведет СМР на нескольких объектах. На каждый объект разработана детальная проектно-сметная документация. Известна потребность в материалах на производство работ по каждому объекту с точностью до нескольких дней. По заключенным с поставщиками договорам материалы поставляются непосредственно на строительные площадки (участки производства работ) в размере одно-, двух-, трехдневной потребности. Нарушения сроков поставки материалов практически не выявляется.
Поступление материалов от поставщиков непосредственно на участок должно быть оформлено первичным документом, которым материально ответственное лицо покупателя – начальник участка, прораб, мастер, бригадир и пр. – подтверждает количество и качество принятых им материалов. Таким документом может служить один из следующих:
- приходный ордер по форме № М-4 (утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», далее – Постановление № 71а);
- подписанная данным материально ответственным лицом накладная поставщика по форме № М-15 (утвержденной Постановлением № 71а);
- товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций») и др.
Также покупатель (строительная организация) или поставщик с 2013 г. имеют право разработать свою форму документа, содержащую все семь обязательных реквизитов первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Операции бухгалтерия подрядчика должна отразить следующими записями:
Материалы в соответствии с договором поставки поступили в количестве, потребном для производства СМР в течение ближайших нескольких дней. Следовательно, они все могут быть списаны на затраты:
По окончании отчетного периода (обычно месяца, хотя никто не может запретить организации проводить эту процедуру ежедекадно или еженедельно) необходимо будет провести инвентаризацию незавершенного производства и материалов на участке. Оформить ее результат можно в виде инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации») либо документом, разработанным самостоятельно и позволяющим определить действительный остаток материалов, еще не затраченных на производство СМР.
Что же касается неизрасходованных материалов, то здесь бухгалтеру нужно отразить следующую запись:
Имейте в виду, что в ближайшие дни после проведения инвентаризации неизрасходованные материалы все-таки должны быть вложены в производство, поэтому на следующий день после проведения инвентаризации они опять списываются на затраты:
Такая схема учета материалов на производство позволяет упростить ведение учета (кстати, она довольно широко распространена во многих странах и отражена в МСФО – п. 31 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 11 «Договоры на строительство», введенного в действие на территории РФ приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н). Однако при этом основная тяжесть оформления документов перекладывается на плечи инженерно-технических работников строительной организации – производственно-технического отдела, администрации участка. Это нарушает старую, еще советскую традицию, согласно которой все бумаги должна составлять бухгалтерия. Кроме того, соблюдение поставщиками установленных договорами графиков поставок с точностью плюс-минус один-два дня для нас сродни фантастике.
Вариант 2. Потребность в материалах известна с точностью до нескольких недель
Организация ведет СМР на нескольких объектах. На каждый объект разработана детальная проектно-сметная документация. Известна потребность в материалах на производство работ по каждому объекту с точностью до нескольких недель. По заключенным с поставщиками договорам материалы поставляются на центральный склад организации. Участок снабжается материалами в размере, потребном для выполнения работ на три-четыре недели.
Поступление материалов на склад организации (на основании документов, составленных по формам № М-4, М-15, ТОРГ-12, или другого приходного документа) подлежит отражению записями, указанными в ранее рассмотренном варианте 1:
Дебет 10 Кредит 60;
Дебет 19 Кредит 60;
Дебет 68 (субсчет «Расчеты по НДС») Кредит 19.
Передача материалов со склада на участок в количестве, необходимом для выполнения 75–80% планируемого объема строительных работ, оформляется подписанием накладной по форме № М-11 (утвержденной Постановлением № 71а) или самостоятельно разработанным первичным документом.
Переданные на участок материалы в обязательном порядке будут полностью израсходованы на производство СМР в этом же отчетном периоде. Следовательно, передачу материалов на участок в рассматриваемой ситуации можно признать их отпуском в производство и отразить записью Дебет 20 Кредит 10.
Примерно за несколько дней до конца месяца мастер (прораб, бригадир) запрашивает со склада необходимые ему для продолжения работы материалы. Если затребованные материалы укладываются в норму (скажем, на месяц требовалось 100 единиц материала, было выдано 80 единиц и выполнено 80% СМР, необходимо еще 20 единиц), то выполнение работ и расходование материалов идет согласно установленному графику. Ежели производитель работ требует еще 25 или более единиц материала, то производственный отдел начинает интересоваться, почему расход материалов оказался выше нормы.
По окончании отчетного периода (обычно месяца) проводится инвентаризация незавершенного строительства и переданных на участок материалов. Оставшиеся материалы восстанавливаются в учете записью Дебет 10 Кредит 20.
Если в следующем отчетном периоде имеющиеся на участке материалы необходимы для производства работ, то в первый день нового отчетного периода они списываются на затраты записью Дебет 20 Кредит 10.
Вариант 3. Потребность в материалах точно не определена
Организация ведет СМР на нескольких объектах. На каждый объект имеется проектно-сметная документация, но предстоящие объемы работ и потребность в материалах на производство СМР с достаточной степенью точности не определены. Материалы от поставщиков поступают как на центральный склад организации, так и непосредственно на участки производства работ. Четкого графика поставок материалов поставщики обеспечить не могут.
Поступление материалов как на центральный склад, так и непосредственно на строительные площадки, сопровождается приходными документами, оформленными материально ответственными лицами (документы, составленные по формам № М-4, М-15, ТОРГ-12, и др.), и отражается записями:
Дебет 10 Кредит 60;
Дебет 19 Кредит 60 (при наличии счета-фактуры поставщика);
Дебет 68 (субсчет «Расчеты по НДС») Кредит 19.
Передача материалов со склада на участок (или обратно), равно как и передача с одного участка на другой (согласно накладным по форме № М-11 или другим аналогичным документам), оформляется как внутреннее перемещение.
В регистрах бухгалтерского учета внутреннее перемещение материалов подлежит отражению записью Дебет 10 Кредит 10 – по соответствующим субсчетам.
По окончании отчетного периода производители работ (мастера, бригадиры) представляют в организацию два документа – отчет об остатках материалов (часто его еще называют материальным отчетом либо отчетом по форме № М-19, хотя нам не удалось найти нормативно-правового акта, утверждающего такую форму) и отчет о расходе основных материалов в строительстве.
Материальный отчет дает бухгалтерии информацию о движении материалов данного материально ответственного лица (остатках на начало месяца, их поступлении и выбытии, в том числе на производство СМР, остатках на конец месяца). Бухгалтерская служба, получив этот документ (в количественном выражении), расценивает все позиции, получая информацию о движении материалов внутри организации и расходах на производство СМР в стоимостном выражении.
Подтверждением списания материалов на производство СМР должен служить отчет о расходовании материалов. Руководство организации на основании этого отчета должно подтвердить, что списанные материально ответственным лицом на производство строительно-монтажных работ материалы израсходованы согласно установленным нормам и в соответствии с объемом фактически выполненных СМР.
Еще 24.11.1982 ЦСУ СССР (Центральное статистическое управление Союза Советских Социалистических Республик) исх. № 613 утвердило Инструкцию о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам, по форме № М-29 (далее – Инструкция).
Документ этот не является первичным учетным документом, поэтому у организации есть право выбора:
- использовать утвержденную форму отчета;
- разработать форму самостоятельно, взяв за основу официальный документ;
- разработать свою уникальную форму отчета о расходе материалов на производство.
Отчет по форме № М-29 служит основанием для списания материалов на себестоимость СМР и сопоставления фактического расхода материалов на выполненные работы с расходом, определенным по производственным нормам.
Отчет состоит из двух разделов:
- раздел I «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ»;
- раздел II «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам».
В разделе I приводятся данные об объемах СМР и нормативной потребности основных строительных материалов. В разделе II производится сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам.
Перечень основных материалов (конструкций и изделий), по которым показывается расход по нормам, разрабатывается строительной организацией и утверждается ее руководителем.
Данные раздела I о нормативной потребности в материалах заполняются производственно-техническим отделом (ПТО) строительной организации перед началом строительства объекта, данные раздела I о выполненных объемах работ и раздела II о расходе материалов заполняются материально ответственным лицом (прорабом, мастером).
Если в отчетном месяце допущен перерасход материалов, то вместе с отчетом в ПТО должна быть представлена объяснительная записка о причинах перерасхода по установленной форме. Сам же отчет представляется ежемесячно в ПТО и бухгалтерию в установленные руководством организации сроки.
При этом ПТО следует иметь дубликат отчета по форме № М-29 по каждому объекту, куда ежемесячно должны переноситься данные из отчетов прорабов о фактическом расходе основных материалов и расходе, определенном по производственным нормам.
После проверки отчета за соответствующий месяц он утверждается руководителем организации и не позднее чем через 3-4 дня возвращается прорабу для последующего заполнения.
Отчет по форме № М-29 составляется на основании:
- данных о выполненных объемах строительно-монтажных работ в натуральном выражении, взятых из форм первичного учета по капитальному строительству (журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а, акта о приемке выполненных работ по форме № КС-2 (обе утверждены постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100) и др.);
- утвержденных производственных норм расхода материалов на единицу измерения объема конструктивного элемента или вида работ;
- первичных документов по учету материалов (лимитно-заборных карт, товарно-транспортных накладных, требований и т.п.).
Заполняем отчет
Рассмотрим порядок составления документа по форме № М-29, утвержденной Инструкцией.
В разделе I отчета «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ» графы 2, 4, 5, 6, 8 заполняются ПТО строительной организации перед началом строительства объекта, а графа 9 – только по переходящим объектам в начале года.
Графа 2 «Наименование видов работ, конструктивных элементов и материалов» заполняется следующим образом. Сначала записывается вид СМР (земляные работы, каменные работы, устройство полов и т.п.), затем – наименование конструктивного элемента с перечнем материалов, необходимых для его выполнения.
В графе 4 «Единица измерения» указываются единицы измерения конструктивного элемента и материалов, необходимых для его выполнения.
В графе 5 «Обоснование производственных норм расхода материалов» записываются номера таблиц, параграфов и сокращенное наименование сборников производственных норм, которые использует в работе данная строительная организация.
В графе 6 «Норма расхода материалов на единицу измерения работ (конструктивного элемента)» на основании соответствующих сборников производственных норм указываются нормы расхода материалов на единицу измерения строительных и монтажных работ.
Графа 8 «Объем работ и нормативная потребность материалов на весь объект» заполняется следующим образом. По каждому виду работ (конструктивному элементу) показывается физический объем строительно-монтажных работ, предусмотренный рабочими чертежами на весь строящийся объект, а по каждому виду материалов – его нормативная потребность (лимит) на соответствующий вид работ (конструктивный элемент), которая исчисляется путем умножения нормы расхода материала (графа 6) на соответствующий объем строительно-монтажных работ (конструктивный элемент), приведенный в графе 8.
Если строительство объекта ведется более одного года, то в графе 9 «В том числе объем фактически выполненных работ на начало отчетного года» по каждому незаконченному виду работ (конструктивному элементу) из общего объема работ на весь строящийся объект (графа 8) выделяется объем строительно-монтажных работ, фактически выполненный в предыдущие годы.
Графы с 10 по 21 заполняются производителем работ непосредственно во время строительства объекта. В них отражаются объемы выполненных работ по каждому виду (конструктивному элементу) за соответствующий отчетный месяц и нормативный расход каждого вида материалов, рассчитанный как произведение нормы расхода материалов (графа 6) на объем выполненных работ за месяц.
Как было отмечено выше, данные об объемах фактически выполненных работ определяются на основании журнала учета выполненных работ, составляемого по форме № КС-6а.
После окончания отчетного месяца по каждому виду материалов определяется общий нормативный расход на все работы по производственным нормам и записывается по соответствующим итоговым строкам раздела I, который затем переносится в графы 5, 9 и т.д. раздела II.
При выявлении завышений объемов выполненных работ в форме № М-29 должен быть исправлен объем выполненных работ за тот период, в котором обнаружены завышения и, соответственно, уточнен расход материалов на выполненный объем работ. Ранее списанные на производство работ материалы должны быть отнесены под отчет материально ответственных лиц.
В разделе II отчета «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам» указывается количество материалов, израсходованных за каждый отчетный месяц по производственным нормам, и фактически экономия или перерасход материалов и количество материалов, разрешенных к списанию на себестоимость строительно-монтажных работ.
Если строительство объекта ведется более одного года, то в разделе II в графы «Итого на начало года» переносятся данные из граф «Всего с начала строительства» раздела II отчета за предыдущий год.
Если объект строится первый год, то в отчете по графам «Итого на начало года» ставятся прочерки.
Расход материалов за отчетный месяц, рассчитанный по производственным нормам (для заполнения граф 5, 9, 13 и т.д.), берется из итоговых данных раздела I отчета по соответствующим материалам.
Фактический расход каждого вида материалов за месяц показывается в разделе II отчета по форме № М-29 в целом по объекту на основании первичных расходных документов.
Количество израсходованных материалов, указанных в отчете по форме № М-29, должно соответствовать количеству материалов, приведенных в материальном отчете.
Экономия или перерасход материалов за каждый месяц определяются как разность между фактическим расходом и расходом, рассчитанным по производственным нормам, и записывается в графах 7, 11 и т.д. При этом экономия показывается со знаком минус (–), а перерасход – со знаком плюс (+).
По каждому случаю перерасхода материалов прораб представляет письменное объяснение по установленной форме (приложение № 3 к Инструкции), которое прилагается к отчету.
Отчет по форме № М-29 подтверждается подписью начальника участка (прораба), после чего представляется в ПТО и бухгалтерию строительной организации для проверки.
ПТО проверяет в отчете правильность определения прорабом расхода основных материалов по нормам на выполненный объем работ и объяснение прораба о причинах перерасхода материалов, если перерасход имел место в отчетном периоде, а бухгалтерия – правильность данных о фактическом расходе материалов. Результаты проверки удостоверяются подписями лиц, производящих проверку.
После проверки ПТО и бухгалтерией отчета и объяснительной записки прораба о причинах перерасхода руководитель строительной организации утверждает отчет и указывает (в графах 8, 12 и т.д.) количество материалов, подлежащих списанию на себестоимость СМР.
В случаях, когда количество фактически израсходованных на производство СМР основных материалов меньше количества, исчисленного по нормам, к списанию на себестоимость строительных и монтажных работ утверждается количество фактически израсходованных материалов.
Если количество фактически израсходованных на производство СМР основных материалов больше количества, исчисленного по нормам, и перерасход материалов технически обоснован или вызван производственной необходимостью (например, перерасход металла при вынужденной замене арматуры на большие диаметры из-за отсутствия арматуры необходимых размеров), то на себестоимость строительных и монтажных работ списывается количество материалов, разрешенное руководителем строительной организации к списанию.
Не списывается на себестоимость СМР технически не обоснованный перерасход материалов (например, из-за нарушений трудовой или производственной дисциплины).
Если количество фактически израсходованных на производство СМР основных материалов превышает количество, разрешенное к списанию, то руководитель строительной организации на объяснительной записке прораба о причинах перерасхода указывает, на какие бухгалтерские счета следует отнести стоимость этих материалов: на счет 76 (субсчет «Расчеты по претензиям») или на счет 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей», если не принято решение о взыскании с виновных лиц.
На основании решения руководителя, указанного на объяснительной записке прораба, бухгалтерия вносит соответствующие исправления в данные о фактическом расходе материалов в материальном отчете.
Порядок документооборота
- В начале месяца производитель работ (материально ответственное лицо) получает на руки материальный отчет с выведенными остатками (в количественном и стоимостном выражении) материалов на начало месяца.
- В течение месяца (это теоретически, а практически – по окончании) производитель работ отражает движение материалов в своем материальном отчете в количественном выражении и выводит остаток материалов на конец месяца (так же в количественном выражении).
- В установленный руководителем организации срок материально ответственное лицо сдает в ПТО отчет по форме № М-29.
- Утвержденный начальником ПТО отчет по форме № М-29 и материальный отчет сдаются главному инженеру (либо лицу, им уполномоченному).
- Утвержденный главным инженером материальный отчет вместе с приходными и расходными документами, а также отчет по форме № М-29 сдаются в бухгалтерию.
- Бухгалтерия расценивает материальный отчет – определяет стоимостное выражение прихода материалов, их использование и остаток на конец месяца.
- Материальный отчет с остатками материалов на начало нового месяца передается производителю работ.
- Данные из обработанных материальных отчетов переносятся в сводную ведомость по движению материальных ценностей.
Вариант 4. Отсутствует детальная проектно-сметная документация
Организация ведет строительно-монтажные работы на нескольких объектах. Детальной проектно-сметной документации в наличии нет. Разработанных организацией норм расхода материалов на выполнение СМР также не имеется.
Снабжение участков производства работ строительными материалами производится на основании запросов производителей работ.
Тут, кстати, хотелось бы отметить, что если руководство не озабочено контролем за рациональным расходом материалов на производство строительно-монтажных работ, то, по нашему мнению, какой-либо перспективы у такой организации не предвидится.
Источник delo-press.ruПервичная документация в строительстве
Правила оформления выполненных строительных работ между сторонами предусматривают необходимое соответствие форм первичных документов требованиям действующего законодательства. В настоящее время для учета работ в капитальном строительстве в качестве основных применяются следующие унифицированные формы первичных документов:
- * акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2);
- * справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3);
- * общий журнал работ (форма № КС-6);
- * журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а);
- * акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения (Форма № КС-8);
- * акт о разборке временных (нетитульных) сооружений (форма № КС-9);
- * акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, сооружений и насаждений (форма № КС-10);
- * акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11);
- * акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14);
- * акт о приостановлении строительства (форма № КС-17);
- * акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству (форма № КС-18).
Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11) применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их пусковых очередей, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).
Форма № КС-11, являющаяся основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ, составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается генеральным подрядчиком и заказчиком или другим лицом, на это уполномоченным. Оформление приемки законченного строительством объекта производится заказчиком на основе результатов проведенных им проверок, обследований, измерений и испытаний, а также документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие объекта утвержденному проекту, нормам, стандартам и СНиП, а также заключений органов надзора.
Подрядчик (субподрядчик) или исполнитель работ прилагает к вышеуказанному документу перечень необходимых документов и передает их заказчику, а тот, в свою очередь, — пользователю объекта. Одновременно подрядчик на основе акта приемки законченного строительством объекта представляет в установленном порядке документы статистической отчетности о выполнении договорных обязательств. Законченный строительством объект включается в отчетность за тот отчетный период, в котором зарегистрирован факт его ввода в действие. Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах власти.
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14) является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления его в состав основных средств всех форм собственности, включая федеральную, а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования. Вышеуказанный акт является основанием для окончательной оплаты всех выполненных подрядчиком (субподрядчиком) работ в соответствии с договором (контрактом). Оформление приемки законченного строительством объекта производится заказчиком и членами приемочной комиссии на основе проведенных ими обследований, испытаний, а также заключений органов надзора. Стоимость выполненных работ указывается в фактически действующих ценах текущего года. Вся документация по приемке объекта и перечень необходимых документов передаются заказчиком пользователю объекта для последующей регистрации в местных органах власти.
Если заказчик принимает работу от подрядчика без проверки (без приемочной комиссии), то он лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли бы быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки) и не может в судебном порядке требовать их устранения.
Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а) является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки выполнения и условия производства строительно-монтажных работ (далее — СМР) и ведется ответственным за строительство того или иного сооружения. Вышеуказанный журнал является накопительным документом, на основании которого составляются акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справка о стоимости выполненных работ (форма № КС-3). Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а) ведется по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому виду работ или конструктивному элементу. Затраты отражаются по строке «Накладные и прочие расходы» на основании смет расходов за отчетный период в размерах в соответствии с принятой в организации методикой.
Общий журнал работ (форма № КС-6) применяется для учета выполнения СМР. Это основной первичный учетный документ, который отражает технологическую последовательность, сроки, качество и условия производства СМР и ведется производителем работ, руководителем смены, ответственным за строительство здания или сооружения при реконструкции, расширении отдельных или группы однотипных одновременно строящихся объектов, расположенных в пределах строительной площадки.
Титульный лист вышеуказанного общего журнала заполняется до начала строительства генеральной подрядной организацией с участием проектной организации и заказчика.
Общий журнал работ должен быть прошнурован, пронумерован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью организации, его выдавшей.
Основанием для расчетов за выполненные работы является Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, которая подписывается заказчиком и генподрядчиком и скрепляется печатью.
Стоимость законченных строительством временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств оформляется актом о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения по форме № КС-8 и принимается организацией к учету по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» или 97 «Расходы будущих периодов» с последующим включением ее в инвентарную стоимость объекта.
Акт по форме № КС-8 составляется исполнителем СМР в необходимом количестве экземпляров и передается по принадлежности, как правило, в трех экземплярах — бухгалтерии, лицу, принявшему объект (эксплуатируемой организации); последний экземпляр находится на хранении у лица, сдавшего объект. Материалы, подлежащие возврату, указываются в таблице акта с учетом их количества и процента годности.
Ликвидация указанных объектов оформляется актами о разборке временных (нетитульных) сооружений (форма № КС-9), которые составляются комиссией, специально назначенной распоряжением руководителя строительной организации или уполномоченного лица с указанием всех необходимых данных по объекту (например, предполагаемый возврат материалов и т.д.).
Для ликвидации зданий и сооружений, строений и т.д. строительные организации должны составлять акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений (форма № КС-10). Данная форма применяется для определения размера материального ущерба, причиненного владельцу (собственнику) здания, строения, сооружения (как правило, физическому или юридическому лицу). Для составления и подписания данного акта назначается комиссия, в состав которой должны входить представители заказчика (застройщика) вновь строящегося объекта, представители БТИ.
Постановлением ГКС РФ № 7 введены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. Эти формы также необходимо иметь в виду при учете работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны храниться не менее пяти лет в соответствии с правилами архивного делопроизводства. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» (7) несет руководитель организации.
Источник studwood.netОформление первичных документов при выполнении строительно-монтажных работ
Документооборот
Унифицированные формы актов приемки выполненных строительно-монтажных работ (СМР), которые используются в настоящее время, появились еще в 1999 г. Эти формы и Порядок их заполнения были установлены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 «Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ».
В этой статье рассмотрены общие правила заполнения форм N N КС-6, КС-6а, КС-2, КС-3 и КС-11
Журналы учета выполненных работ (формы N N КС-6 и КС-6а)
Цена договора строительного подряда складывается из фактических затрат подрядчика, формирующихся в процессе строительства объекта, и суммы причитающегося ему вознаграждения за выполнение работ по строительству (п. 2 ст. 709 ГК РФ). Цена работы может быть договорной или открытой.
Договорная цена определяется договорной стоимостью объекта строительства. Открытая цена складывается из суммы принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, и прибыли подрядчика, согласованной в договоре на строительство.
Все расходы, связанные со строительством объекта, заносятся в Журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а). Он ведется исполнителем работ отдельно по каждому объекту строительства на основании единых норм и расценок для каждого конструктивного элемента или вида работ.
Затем на его основе заполняется Общий журнал выполненных работ (форма N КС-6).
Общий журнал N КС-6 ведется в течение всего срока выполнения работ. Титульный лист Общего журнала выполненных работ заполняется до начала строительства генеральной подрядной строительной организацией с участием проектной организации и заказчика. При сдаче законченного строительством объекта в эксплуатацию Общий журнал выполненных работ предъявляется рабочей комиссии и после приемки объекта передается на постоянное хранение заказчику или эксплуатационной организации.
Общий журнал выполненных работ должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем и главным бухгалтером, а также скреплен печатью организации.
Журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а) — это основной первичный документ, в котором отражаются последовательность, сроки выполнения и условия производства СМР.
Учет выполненных работ ведется подрядчиком в накопительном порядке с самого начала строительства до полного завершения обязательств подрядчика по данному объекту строительства. При этом заказчик не только принимает выполненные работы, но и может контролировать процесс исполнения заказа. Применяется этот журнал для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляются Акт приемки выполненных работ по форме N КС-2 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
В Журнале учета выполненных работ (форма N КС-6а) все работы распределены по месяцам и приводится общая сумма по каждому виду работ за год, а также общая стоимость работ за год.
Акты приемки
Акты приемки выполненных работ применяются для оформления хозяйственных операций при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции и модернизации различных объектов. По ним ведутся бухгалтерский учет выручки, расходов на строительно-монтажные работы и их списание, определение стоимости основных средств и т.д.
Приемка-сдача выполненных работ оформляется следующими первичными документами:
— Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2;
— Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3;
— Акт приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11;
— Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14.
Все эти документы имеют различное назначение. Акты приемки выполненных работ составляются на основании данных журналов учета выполненных работ (формы N N КС-6 и КС-6а).
Унифицированные формы, утвержденные вышеназванным Постановлением Госкомстата России N 100, применяются юридическими лицами всех организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В эти унифицированные формы организация может вносить дополнительные реквизиты, но удалять какие-либо реквизиты из унифицированных форм не разрешается.
Все внесенные изменения в формах должны быть отражены в учетной политике организации.
Для удобства размещения и обработки информации разрешается включать в форму также дополнительные строки и вкладные листы.
Форма N КС-2
Форма N КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и другого назначения, когда подрядчик (субподрядчик) выполнил СМР и заказчик (генподрядчик) не имеет к ним претензий.
Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) и подписывается уполномоченными представителями сторон (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).
Количество экземпляров акта определяется потребностями заказчика, подрядчика и иных заинтересованных лиц.
Порядок, сроки приемки объектов и подписания актов выполненных работ устанавливаются в договоре по соглашению сторон, например ежемесячно, после завершения каждого этапа работ (если в договоре предусмотрено, что строительство ведется в несколько этапов) или после завершения всех СМР.
На основании актов по форме N КС-2 операции по реализации строительных работ в бухгалтерском и налоговом учете отражаются именно той датой, которая указана в акте.
Сдача заказчику (прием от субподрядчика) выполненных работ без составления формы N КС-2 недопустима.
Отсутствие акта, который необходим для учета доходов (расходов) организации, может рассматриваться как грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) и влечет за собой наложение штрафа в размере 5000 руб.
За отсутствие или неправильное хранение первичных учетных документов может наступить административная ответственность, предусмотренная ст. 15.11 КоАП РФ. Это нарушение влечет за собой наложение административного штрафа на виновных должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
В акте по форме N КС-2 отражаются перечень и объемы работ, выполненных подрядчиком за отчетный период как собственными силами, так и силами субподрядчиков. Отчетный период определяется в договоре. Например, в договоре может быть записано, что подрядчик ежемесячно направляет заказчику вместе со счетом на оплату Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2. Этот документ подтверждает приемку заказчиком тех работ и по той стоимости, которые были определены сметой. На основании сметы были установлены цены договора строительного подряда.
На практике форма N КС-2 применяется не только как документ, подтверждающий факт приемки работ заказчиком. Эта форма может применяться как расшифровка объемов выполненных подрядчиком работ в целях определения стоимости работ, выполненных в данном отчетном периоде. Тогда по ней будут производиться расчеты с подрядчиком в соответствии с договором.
Общая стоимость СМР по договору определяется на основании проектно-сметной документации. Система сметного ценообразования основана на определении базовой стоимости с учетом применяемых коэффициентов (индексов) пересчета сметной стоимости (утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти). Эти коэффициенты пересчета сметной стоимости могут изменяться каждый месяц (или квартал).
В таком случае заказчик и подрядчик будут ежемесячно вычислять стоимость объемов выполненных работ, исходя из действующих в данном месяце коэффициентов. Тогда форма N КС-2 составляется ежемесячно, даже если сдача выполненных работ не производится. В договоре необходимо определить именно такое предназначение ежемесячного подписания формы N КС-2 и указать, что факт ежемесячного подписания данного акта не свидетельствует о приемке работ заказчиком, а предназначен лишь для определения стоимости выполненных подрядчиком работ.
Кроме того, в договоре надо определить, каким документом будет оформлена фактическая приемка результатов работ заказчиком, например актом по форме N КС-11. При таких условиях акт по форме N КС-2 не будет документом, на основании которого бухгалтер подрядной организации обязан отразить в бухгалтерском учете выручку от реализации выполненных работ.
Если в договорах подряда предусмотрено, что обязанность по обеспечению строительства материалами возложена на подрядчика, то материалы, использованные подрядчиком, учитываются и вписываются в акт по фактической себестоимости.
Материалы для строительства может приобретать и сам заказчик. Право собственности на материалы заказчика может переходить к подрядчику при передаче материалов на возмездной основе. В этом случае материалы включаются подрядчиком в стоимость выполненных работ и затрат. Передача материалов на возмездной основе осуществляется либо в соответствии с условиями договора строительного подряда, либо путем заключения отдельного договора на поставку материалов, в котором обязательно указывается порядок оплаты поставленных материалов.
Договор на выполнение работ может содержать условие, что стоимость поручаемых подрядчику СМР определяется по согласованной фиксированной цене и расчеты за выполненные работы и затраты производятся в пределах указанной твердой договорной цены.
Для таких случаев Росстат в Письме N 01-02-9/381 разъяснил, как заполнять форму N КС-2.
Для этого реквизиты, относящиеся к единичным расценкам в форме N КС-2 (графы 4 «Номер единичной расценки» и 7 «цена за единицу, руб.»), не указываются и в них ставится прочерк.
Все остальные графы: 3 «Наименование работ», 5 «Единица измерения», 6 «количество» и 8 «стоимость, руб.» — обязательно заполняются. При этом в графе 6 нельзя указывать процент выполненных работ.
Форма N КС-3
На основании формы N КС-2 заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3. Она составляется на выполненные в отчетном периоде СМР, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).
Справка составляется, как правило, в двух экземплярах. Один экземпляр — для подрядчика, второй — для заказчика (застройщика, генподрядчика).
В адрес финансирующего банка и инвестора Справка представляется только по их требованию.
Выполненные работы и затраты в Справке отражаются исходя из договорной стоимости.
В договорах строительного подряда может предусматриваться различный порядок расчетов между сторонами. Заказчик может осуществлять расчеты с подрядчиком либо в виде авансовых платежей, либо за этапы принятых работ, либо по договору в целом. Например, в договоре может быть указано, что оплата работ производится ежемесячно за фактически выполненные объемы на основании Акта сдачи-приемки выполненных работ по форме N КС-2 и Справки по форме N КС-3 с расшифровкой физических объемов, представляемых подрядчиком заказчику в течение, например, пяти рабочих дней после подписания заказчиком указанных документов, с зачетом аванса пропорционально выполненным работам.
Заполняя Справку по форме N КС-3, подрядчик переносит в нее итоговые данные из формы N КС-2.
В графе 4 формы N КС-3 стоимость работ и затрат указывается нарастающим итогом с начала выполнения работ, включая отчетный период.
В графе 5 стоимость работ и затрат указывается нарастающим итогом с начала года, включая отчетный период.
В графе 6 выделяются данные за отчетный период. Данные приводятся в целом по стройке с выделением данных по каждому входящему в ее состав объекту (пусковому комплексу, этапу).
В стоимость выполненных работ (формы N N КС-2, КС-3) включаются затраты, предусмотренные сметой, а также прочие затраты, которые не включены в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы, например рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.д.
В Справке по требованию заказчика или инвестора приводятся данные по видам оборудования, относящегося к стройке, к монтажу которого приступили в отчетном периоде.
В графе 2 указываются наименование и модель оборудования.
В графах 4 — 6 — данные о выполненных монтажных работах.
В строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС. Отдельной строкой указывается сумма НДС. В строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.
Оплата выполненных подрядчиком работ, согласно ст. 746 ГК РФ, производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Сметная (договорная) стоимость выполненных работ, их наименование и объем указываются в актах по формам N N КС-2 и КС-3. Поэтому при оплате заказчиком выполненных подрядчиком работ у него должны быть в наличии обе формы — N N КС-2 и КС-3.
Обычно сначала производится приемка работ заказчиком, оформляется Акт приемки выполненных работ по форме N КС-2, а затем на основании этого акта подписывается Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, подтверждающая задолженность заказчика за выполненные подрядчиком и принятые объемы работ.
Тогда заказчик обязан произвести расчеты с подрядчиком. Расчеты с заказчиком совпадут по времени с приемкой работ и с отражением подрядчиком выручки от реализации в учете.
Но на практике не всегда бывает именно так. Наличие только Справки по форме N КС-3 еще не означает, что состоялась приемка работ заказчиком и что выручка должна быть отражена в учете. Наличие Справки по форме N КС-3 вовсе не предполагает и безусловного расчета заказчика с подрядчиком на основании подписанной Справки, если это не предусмотрено условиями договора.
Если договором не предусмотрен помесячный расчет заказчика с подрядчиком, то подписанная сторонами Справка за календарный месяц на выполненный в этом месяце объем работ не является основанием для требования к заказчику оплатить их стоимость. В этом случае ежемесячно подписываемая Справка будет просто накопительным документом, который предъявляется к оплате заказчику за расчетный период, определенный в договоре.
Таким образом, заполненные согласно установленному порядку формы N N КС-2 и КС-3 будут основанием для отражения в бухгалтерском учете подрядчика доходов от реализации выполненных строительных работ только в том случае, когда в договоре строительного подряда записано, что эти документы подтверждают факт приемки заказчиком объемов выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ.
Форма N КС-11
Формы N N КС-11 и КС-14 безусловно свидетельствуют о том, что выполненные подрядчиком объемы работ по договору приняты заказчиком.
Данные акты предназначены для оформления приемки законченного строительством объекта в целом, а не отдельных его частей или этапов, кроме случаев, когда этапы сами являются отдельными объектами строительства.
Здесь мы будем в основном говорить о форме N КС-11.
Акт по форме N КС-11 применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом). Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).
Составляется этот акт, как правило, в двух экземплярах и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, по одному экземпляру соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика.
Оформление приемки производится заказчиком на основе результатов проведенных им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.
Форма N КС-11 была разработана в период действия Временного положения по приемке законченных строительством объектов, введенного Письмом Госстроя России от 09.07.1993 N БЕ-19-11/13, которое предусматривало приемку объектов на основании представления перечня специальной документации. Однако в настоящее время Временное положение отменено Письмом Госстроя России от 31.10.2001 N СК-5969/9.
Современный порядок применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов изложен в Письме Госстроя России от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9, а унифицированную форму N КС-11 Госкомстат России не отменил. Поэтому в форме N КС-11 после слов «руководствуясь Временным положением по приемке законченных строительством объектов» рекомендуется дописать слово «(отменено)». Кроме того, этот реквизит следует также дополнить ссылкой на территориальные строительные нормы (СНиП 10-01-94, 3.01.04-87 и др.), приведенные в Письме Госстроя России от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9, на основании которых производится приемка объекта (Письмо Росстата от 31.05.2005 N 01-02-9/381).
Источник docskey.ru