Петр I взошел на престол десятилетним мальчиком и через семь лет стал править самостоятельно. Россия конца XVII века – огромное развивающееся государство. Многое в ее устройстве архаично, и по темпам экономического и технологического развития она уступает европейским соседям. Нужны перемены, и молодой царь понимает это как никто другой.
Его реформы распространились на все сферы русской жизни. Своим характером и своими увлечениями Петр определял движение страны. Он был безусловным инициатором всего самого важного и заметного, что произошло тогда. Как ему удалось создать регулярную армию и флот? В чем заключались административные реформы? Как появились Санкт-Петербург и Императорская академия наук?
И как Петр I сделал Новый год зимним праздником, приучил брить бороды и носить европейское платье?
У царя Алексея Михайловича было три сына от двух жен: Марии Милославской и Натальи Нарышкиной. После того как умерли и Алексей Михайлович, и его старший сын Федор, между Нарышкиными и Милославскими развязалась борьба за власть. В результате царями были объявлены сразу два брата: Иоанн (сын Милославской) и Петр (сын Нарышкиной). Регентом стала их сестра Софья.
1 часть. С чего начинается строительство дома. Экономим на строительстве грамотно.
Через семь лет ее фактического правления случился переворот: Петр заподозрил сестру в заговоре и отстранил ее от власти, заточив в Новодевичий монастырь. После этого Россией еще некоторое время формально правили два царя, но реальная власть находилась в руках Петра и семьи Нарышкиных. В 1694 году умерла Наталья Кирилловна Нарышкина, а в 1696-м – царь Иоанн. С этого момента началось единоличное правление Петра I, за 29 лет которого он радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России.
Регулярная армия
В 1699 году Петр I решил создать профессиональную армию на регулярной основе. И в 1705 году ввел рекрутскую повинность: крестьянские дворы выставляли на пожизненную военную службу солдат-рекрутов, одного человека из 20, 25 или 50 дворов. Ядром армии стали лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки.
Для солдат придумали единую форму: пехота носила зеленые кафтаны и черные шляпы, кавалерия — синие кафтаны и черные шляпы. В 1711 году организовали при каждой воинской части оркестры. В 1716-м утвердили права и обязанности служащих – «Устав воинский сухопутный». По нему вводились воинская присяга и наказания за преступления, вплоть до смертной казни. Хотя была и система поощрений: в 1698 году Петр I учредил первую высшую награду в российской истории – орден Андрея Первозванного, а после каждого крупного сражения офицерам и солдатам вручали памятные золотые и серебряные медали.
Создание русского флота
Днем рождения российского военно-морского флота стало 30 октября 1696 года. Тогда Боярская дума поддержала идею царя создать регулярный флот на Азовском море.
Первые шаги в строительстве дома: с чего начинается стройка? Как оформить землю и сохранить деньги?
С началом Северной войны был основан Балтийский флот – в 1703 году построили его первый парусный фрегат «Штандарт» и форт Кронштадт. В 1714-м балтийская эскадра одолела шведов в битве у мыса Гангут – это первая в истории победа русского флота.
Сначала офицеры ездили учиться в Англию, Голландию и Венецию, а в 1715 году учредили петербургскую Морскую академию. Ее выпускников называли «гардемаринами», от французского garde-marine – «морская охрана». В 1720–1722 годах для военных моряков написали «Устав морской» и «Регламент адмиралтейский». Все чины от матроса до адмирала должны были защищать родину «со всяким тщанием и ревностью». А иностранцы могли служить только при условии, «что по смерть им здесь оставаться».
Курс на европейские ценности
В 1697–1698 годах Петр I путешествовал по Европе инкогнито, в составе Великого посольства объехал города Пруссии, Голландии, Англии и империи Габсбургов. Полтора года он изучал науки и искусства Европы и впитывал местные традиции. Когда вернулся, велел стричь бороды боярам, обрезать длинные рукава и полы одежд. Приказал носить парики и европейский костюм: по будням – немецкое платье, по праздникам – французское. В 1700 году у ворот Кремля даже выставляли манекены с образцами одежды.
Во время второго путешествия 1716–1717 годов Петр посетил Данию, Голландию, Францию и Пруссию. В 1717-м вышел первый в России учебник этикета «Юности честное зерцало». А еще через семь лет царь запретил браки по принуждению.
В 1718-м Петр I учредил ассамблеи – светские вечера, в которых наравне с мужчинами участвовали и женщины. На них танцевали полонез, менуэт и контрданс, обсуждали новости, играли в карты и шахматы, пили кофе. Петр составил для дворян специальный регламент из 10 пунктов, дабы не стоять «чурбаном посреди веселья». Для простых горожан он устраивал гулянья по случаю военных побед – торжественные процессии с макетами крепостей и кораблей, «огненными потехами» и угощениями.
Царь не только сам учился за рубежом, но и отправлял туда студентов с пенсионом – оплатой обучения. Например, «на государственную пенсию» в Италии учился живописец Иван Никитин, а другому пенсионеру, Андрею Матвееву, оплатили курсы в Голландии и Бельгии. Позже именно они создали первые полотна новой русской живописи – не парсуны, а светские портреты.
Строительство Петербурга
27 мая 1703 года на отвоеванных у шведов землях Петр I основал «Санкт-Питербурх» – именно так, на голландский манер, называл царь свое детище. Город начался с Петропавловской крепости на Заячьем острове в дельте Невы, а в 1712-м стал столицей страны – тем городом, который итальянский путешественник Франческо Альгаротти назвал «окном, через которое Россия смотрит на Европу».
Впервые в России город строили не стихийно, а в регулярной планировке: прямые улицы составляли геометрически выверенные кварталы, а в них возводили дома по образцу. Царь изучал европейские журналы, теоретические трактаты архитекторов Витрувия и Андреа Палладио, а его идеи воплощали придворные зодчие Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини. Архитектурные новшества при Петре I проявились не только в образцах «петровского барокко» в Петербурге, но и в Москве – в ее башнях-монументах, кремлевском Арсенале и каменных мостах через реки.
Государственно-административные реформы
В 1708 году Петр I начал первую областную реформу – поделил всю страну на уезды и губернии. Губерний было восемь: Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Московская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1713 году к ним прибавились еще три – Нижегородская, Астраханская, Рижская. Во время второй реформы в составе губерний выделили по шведскому образцу 50 провинций, а вместо уездов ввели дистрикты (округа). Так появилась возможность управлять страной по вертикали: царь – губернатор – воевода – земский комиссар.
Административную систему Петр I сделал менее громоздкой. Вместо Боярской думы появился Правительствующий сенат, который разрабатывал новые законы, следил за финансами и правосудием в стране.
В 1717–1721 годах вместо 44 приказов – органов центрального управления – Петр I создал 11 коллегий, которые через 85 лет Александр I заменит министерствами. Первыми появились Коллегия иностранных дел, Военная и Адмиралтейская – они ведали дипломатией, делами армии и флота. А Духовная коллегия стала позже Святейшим синодом, который управлял церковными делами.
Обязательное образование
В январе 1714 года в губерниях открыли цифирные школы – обучаться геометрии и арифметике там могли дети всех сословий, кроме крепостных. Преподавали в них выпускники Школы математических и навигацких наук – первого светского и военного учебного заведения России.
Петр I дал также старт профессиональному образованию: начали открываться учебные заведения, после которых можно было сразу работать. Например, толмачом – в 1700-е появилась школа переводчиков при Посольском приказе. Будущих медиков обучали в первой госпитальной школе в Москве, а горняков – в горной школе, которая открылась в 1716 году при Олонецких заводах в Карелии.
Царь настоятельно рекомендовал своим подданным просвещаться. Например, смотреть спектакли – в 1702-м на Красной площади открылся общедоступный публичный театр с немецкими, французскими и испанскими пьесами. Больше читать – с того же года начала выходить первая русская газета «Ведомости», а спустя шесть лет – ежегодные календари с сонниками и заметками по астрономии и агрономии.
Но главное – Петр I показал, что образование – это ключ к будущей карьере. В 1722 году он издал «Табель о рангах», куда включил 14 уровней военных, гражданских и придворных чинов. Теперь должности занимали не по знатности рода, а по личным способностям и знаниям – дворянином при особом упорстве мог стать любой россиянин.
Основание Академии наук
Восьмого февраля 1724 года император учредил Академию наук – сегодня это День российской науки. К тому времени монарх уже был членом французской Академии и знал, как устроены научные сообщества Европы. Петр I хотел, чтобы члены Академии «делали изобретения», выступали «с докладами и советами» и систематизировали научные знания в России, к тому времени их накопилось немало. Например, к 1699 году Владимир Атласов составил описание Камчатки, в 1719-м Михаил Сердюков придумал проект первой в России искусственной водной системы, а к 1722 году завершилось посольство Льва Измайлова в Китай, откуда он привез этнографические находки, модели кораблей, фейерверки и фарфор.
Император назначил президентом российской Академии своего лейб-медика Лаврентия Блюментроста, а для работы пригласил в Россию иностранцев: математика Христиана Гольдбаха, физика Георга Бильфингера, физиолога Даниила Бернулли и других. Только до первого заседания в ноябре 1725 года Петр I не дожил.
Российские заводы
В начале XVIII века Петр I начал массово строить «железные заводы», например Тульский и Сестрорецкий и металлургические предприятия – Невьянский и Каменский заводы на Урале. Россия перестала покупать за границей якоря, ружья и пушки и вышла на третье место в Европе по добыче черных металлов.
Новые месторождения железных руд открывали не только госслужащие, но и «частники», так появились промышленные династии Демидовых и Строгановых. Тогда же впервые стали задумываться о том, чтобы сохранить ландшафт: разрешения на строительство заводов выдавала только Берг-коллегия. Рудоискатели должны были отправлять интересные ископаемые находки в Кунсткамеру. А еще появились первые законы по охране природы: в 1703 году запретили рубить лес в пределах 50 верст от берега больших и 20 верст – от малых рек.
Создание первого музея
В 1714 году Петр I собрал все свои коллекции книг, «натуралий» и диковинок в одном месте – в Людских палатах Летнего дворца в Петербурге. А систематизировать их пригласил шотландца Роберта Арескина и эльзасца Иоганна Шумахера. Через четыре года собрание вместе с личной библиотекой Петра I перевезли в отдельное здание – Кикины палаты и в 1719-м впервые показали посетителям. Среди экспонатов были «куриозные вещи», купленные Петром I в Амстердаме: коллекция пресмыкающихся из Южной Америки, чучела животных и спиртовые препараты с человеческими органами, а также акварели с насекомыми и растениями Суринама.
В это же время на Стрелке Васильевского острова начали строить специальное здание Кунсткамеры – в 1728 году там открылся большой музей.
Легенды и мифы о Петре Великом
- Петра I подменили.
Как только Петр зачастил с поездками в Немецкую слободу, по Москве поползли слухи, что императора подменили. Причем те, кто их распространял, разделились на два лагеря. Первые утверждали, что его отцом якобы является Франц Лефорт (хотя между ними всего 16 лет разницы) – «уж больно хорошо дружат». Вторые считали, что Петра подменили еще в колыбели. Якобы его мать, Наталья Нарышкина, на самом деле родила дочь, но, боясь недовольства Алексея Михайловича, заменила девочку на мальчишку из Немецкой слободы.
Конечно, эти слухи не имеют с реальностью ничего общего и появились они только из-за того, что Петр действительно тесно общался с обитателями слободы.
- Петр I был протестантом.
Современники Петра I считали его безбожником, протестантом, а кто-то и вовсе Антихристом. Но основной причиной таких слухов стала, конечно же, проведенная императором церковная реформа – он упразднил должность патриарха, и высшим церковным органом в 1721 году стала Духовная коллегия, или Святейший Синод. Да, Петр не вел крайне религиозный образ жизни, но сохранилось множество доказательств того, что он был все-таки глубоко верующим человеком.
- Петр I завез в Россию картофель и заставлял крестьян есть его.
В Россию картофель завезли в XVII веке из Голландии – действительно, по приказу Петра I. Однако это был всего один мешок семенных клубней, которым накормить крестьян было решительно невозможно. Новая культура прижилась в стране только в середине XVIII века – при Екатерине II.
- Петр I лично работал на строительстве Санкт-Петербурга.
Петр умел и любил работать руками и сам вникал в технологические тонкости разных ремесел – от строительства кораблей до ковки металла. В свободное время он любил работать на токарном станке. Когда он бывал в Петербурге, то посещение строек и верфей с инспекцией было для него обычным делом. Во время таких визитов взяться за тачку или лопату Петр, конечно, мог. Но маловероятно, что у него хватило бы времени заниматься физическим трудом слишком долго.
- Петр I – дантист.
Петр Алексеевич был человеком увлекающимся, любопытным и питал страсть ко многим наукам. Мало кто знает, что во время заграничных поездок российский император посещал не только корабельные мастерские, но и лекции по анатомии. Петр I лично присутствовал на вскрытиях и даже мог оказать помощь при зубной боли. Существует легенда, что император собственноручно удалял зубы своим придворным и нередко носил с собой инструменты дантиста.
Источник: ren.tv
mylnikovdm
«Одним из первых указов вступившей на российский престол Екатерины II учреждалась «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В задачу комиссии входило «привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которое соответствовало бы столице столь пространного государства».
К середине 18 века все самые большие и красивые здания столицы строились вдоль берегов Невы, сами же невские набережные по-прежнему оставались деревянными. Поэтому в первую очередь Комиссия занялась разработкой проекта облицовки набережных Невы камнем.
Был издан специальный указ, в котором говорилось: «Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные». Общее руководство этими работами легло на плечи архитектора Ю. Фельтена. В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца, и первая каменная набережная была сооружена именно здесь. Затем строительство продолжилось вверх по течению Невы.
Для этого понадобилось расчистить русла рек, вырыть новые каналы, укрепить берега сотнями тысяч свай, уложить десятки тысяч кубических метров гранита и еще больше бутовой плиты. Объём работы и на сегодняшний день грандиозный! На стр. 27 вышеуказанной книги вы может увидеть схему укрепления берегов и вбитые сваи в разрезе.
Если учесть, что все грандиозное строительство производилось вручную, представляется картина поистине титанической работы, в которой созидателем выступает народ. Тысячи крепостных, отпущенных помещиками «на оброк», в неимоверно тяжелых условиях нещадной эксплуатации подрядчиками возводили сложнейшие по тому времени сооружения. Много изобретательности и умения проявили инженеры и мастера-умельцы, в особенности при устройстве свайных оснований набережных.
В этой книге, как и во всей официальной истории, не упоминается о применении каких-либо механизмов, станков, оборудования, машин, технологий, транспортных средств, без которых построение гранитных набережных не представлялось бы технически возможным. Если упомянуть эти механизмы, станки и оборудование, то немедленно встаёт вопрос: а на какой энергии они все работали? А поскольку разглашение источников энергии было под строжайшим запретом, то есть никаких источников энергии в те времена официально не существовало, то логично, что имеханизмов, работающих на несуществующей энергии, тоже не существовало!
В исследованиях, посвященных архитектуре Ленинграда, как пра-
вило, не уделяется должного внимания гранитным набережным го-
рода.(Зачем уделять пристальное внимание построению гранитных набережных во второй половине 18-го века, ещё нарвёшься на неприятные вопросы, ответа на которые у официальной истории не существует.) Между тем значительная часть их построена во время расцвета
русского классицизма, и они являются прекрасным примером инже-
нерных сооружений, которые благодаря единству конструкции и ар-
хитектурной формы стали выдающимися произведениями зодчества.
Подготовка к строительству велась энергично. Не только в Пе-
тербурге, но и в Москве, Ревеле, Новгороде и Выборге производился
наем «работных людей», которые из-за спешки в строительстве ночами вынуждены были работать при свечах: «работные люди работы свои производят под
сделанными шатрами часу до десяти вечера при свечах»
Свайная бойка под набережную первой дистанции началась в фев-
рале 1763 года. За полмесяца забивается свыше 1 500 свай.
Открытым текстом говорится, что для построения гранитных набережных привлекались случайные , необученные, малограмотные крепостные, которые буквально вручную создали небережные, которые являются произведением искусства!
Художественные качества гранитной стенки набережной Невы на-
столько совершенны, что она воспринимается как выдающееся пла-
стическое произведение. Тяжелый и плотный материал — гранит
приобрел искусные формы полукруглых спусков, причем сохраняется
ощущение большого веса сооружения и его надежной устойчивости,
с одной стороны, силе прибоя невской волны, с другой — напору
массы земли берега. Построенная во второй половине XVIII века, на-
бережная является одним из ранних памятников архитектуры русского
классицизма.
Набережная левого берега Невы сооружена из серого крупнозер-
нистого выборгского гранита. Высота стенки 3, 5 – 3, 6 м. Длина ее
вместе с мостами (Эрмитажным, Нижне-Лебяжьим и Прачечным) — 3
780 м (без Адмиралтейской набережной). Гранитный парапет разме-
ром 85 х 45 см. Примерно через каждые 125 м были расположены
спуски и съезды к воде. До нашего времени сохранилось 18 спусков и
3 съезда
«Один только гранит, — указывал Росси, — может придать вели-
чавый характер и обеспечить это исключительное преимущество. По-
этому следует применять этот материал для всех частей сооружения,
подвергающихся воздействию воздуха».
Где находились каменоломни по добыче гранита для построения набережных в Санкт-Петербурге?
Книга даёт ответ на этот вопрос: «Близ Выборга были созданы специальные гранитные разработки.»
«Вы́борг — город в России, административный центр Выборгского муниципального района Ленинградской области. Находится в 68 км к северо-западу от административной границы и в 122 км от исторического центра Санкт-Петербурга.»(Википедия).
Добытый в выборгской каменоломне гранит надо было транспортировать до места строительства 122 км! Каким образом это происходило? На это официальная история ответит без запинки: конечно, запрягали лошадей!
Это сколько ж надо лошадей запрячь, чтобы в течение 20 лет доставляли необходимое для постройки 30 км. набережных количество гранита!
Железных дорог в те времена, согласно официальной истории, не существовало. Первая российская железная дорога была открыта только в 1837 году и соединяла Петербург и Царское Село.
Вот такую комичную фальшивую историю про набережные Санкт Петербурга преподносят нам официальные историки. Чтобы убедиться, насколько эта придуманная официальная история лжива и не имеет под собой никакой реальной почвы, давайте посмотрим, как в наше время добывается, транспортируются и обрабатываются гранитные блоки, чтобы убедиться в том, что вручную строить набережные невозможно!
Добыча гранита в карьерах:
Добыча и обработка гранита
Добыча натурального природного камня. Гранит, габбро.
Как добывают гранит
Посмотрите, как ведётся погрузка и выгрузка гранитных блоков, а заодно обратите внимание, на каких транспортных средствах ведётся их транспортировка.
Погрузка каменных блоков гранита, габбро.
Выгрузка гранитных блоков с помощью манипулятора
Какие механизмы существуют в наши дни для резки прямой и фигурной резки гранита:
Резка гранитных блоков
Обработка гранита и габбро в цеху.
Станок канатный для распиловки мраморных и гранитных блоков
Тросовик для фигурной и прямой резки камня
А вот так забивают сваи:
Забивка свай на пирс
Как мы видим, сочинения своры официальных историков не имеют абсолютно ничего общего с реальностью! Вот бы собрать вместе всех господ официальных историков и заставить их вместе построить хотя бы сотню метров набережной из гранита, чем они хуже тех крепостных?
Источник: mylnikovdm.livejournal.com
Студенческие строительные отряды в СССР — как это было
Студенческие строительные отряды, или сокращенно — ССО, были распространенным явлением в СССР.
Трудовой семестр
Студенты высших и средних учебных заведений в летние каникулы должны были тогда отрабатывать так называемый «трудовой семестр», безвозмездно трудясь в институте, «летнем отряде ДНД» (добровольной народной дружины) или на предприятиях по направлению ВУЗа.
Обычно проложительность «трудового семестра» составляла около 3-4 недель, но бойцы ССО (именно так именовались члены студенческих строительных отрядов) получали за свою работу деньги, и потому стремились уехать сразу после сессии (или даже ранее, досрочно сдав экзамены), и вернуться как можно позже, к самому началу занятий.
Членство в ССО засчитывалось как отработка «трудового семестра», а возможность прилично заработать была неплохим стимулом для многих и многих тогдашних студентов.
Финансовая составляющая
Многие бойцы ССО, особенно тех, которые получали право «на выезд» в другие регионы (обычно отдаленные, имеющие право на выплату так называемых «северных» надбавок), за пару месяцев в стройотряде зарабатывали весьма приличные по тем временам деньги — в некоторых стройотрядах по тысяче и более рублей на бойца. Слава о таких отрядах гремела далеко за пределами родных ВУЗов.
Напомню, что заработок обычного инженера — выпускника ВУЗа тогда был 120-130 руб. в месяц «грязными», то есть до вычета 13% подоходного налога и 7% налога на «бездетность» .
Правда, заработок этот стройотрядовцам давался совсем не даром — в ССО было принято работать «от рассвета до заката», как сейчас заведено у трудовых мигрантов .
Нефинансовые стимулы
Кроме чисто финансового интереса в те времена ССО привлекали молодежь еще и особой стройотрядовской романтикой. Более того — быть членом стройотряда было престижно, и многие (и я в их числе) с гордостью носили стройотрядовскую куртку на занятия в институте.
На стройотрядовскую форму нашивались разнообразные шевроны — как принадлежности к ССО в целом, так и отражающие членство в конкретном отряде, ВУЗе и даже занимаемый в отряде ранг — отдельные нашивки были у командира, комиссара, мастера отряда и отрядного медика (обычно, студента старших курсов мединститутов). Особым шиком были трафаретные картинки во всю спину куртки, отражающие символику отряда или место его дислокации.
Особенно котировались куртки «стариков» — ветеранов стройотрядов, носящих на рукаве эмблемы отрядов нескольких лет (для каждого года выпускался свой шеврон-эмблема, например, ССО «Икар»-1981. Такая куртка однозначно ставила ее обладателя гораздо выше «салаги», едущего в стройотряд только в первый раз.
При этом уважение было действительно искренним — «стариков» реально уважали за их опыт и знание стройотрядовских традиций, а не боялись, как «дедов» в армии.
Досуг и идеология в ССО
Помимо ударного труда (впрочем, неплохо оплачиваемого), хорошие стройотряды были знамениты еще и умением организовать досуг — приняты были посиделки вечером у костра, совместные выезды в ближайшие населенные пункты на танцы или на фестивали стройотрядов, новичкам навсегда запоминались с выдумкой организованные праздники посвящения в бойцы ССО, «экватора семестра» и множество других.
Заботился о том, что б досуг был интересным, запоминающимся и безалкогольным, обычно комиссар отряда. На нем лежало и обязательное бремя политинформаций и прочей идеологической шелухи, спускаемой «сверху» — но комсомольские карьеристы никогда особенно не стремились в периферийные стройотряды, так что комиссар обычно выбирался самими бойцами, и только утверждался на бюро ВЛКСМ.
Не знаю как вдругих отрядах, а в тех, в которых мне доводилось работать и бывать, комиссары почти всегда были отличными парнями/девчатами, душой компании и реально могли увлечь за собой молодежь, что бы весело, интересно и с выдумкой проводить то небольшое количество свободного времени, которое было у бойцов.
Поскольку стройотрядовское движение с момента его зарождения курировал ВЛКСМ, разумеется, не обходилось и без идеологической составляющей — в задачи комиссара отряда входили и политинформации, и организация «дней солидарности» с митингами, весь заработок за которые перечислялся в помощь каким-нибудь политическим фондам — начиная от борющихся чилийских патриотов и кончая Анджелой Дэвис.
Время было такое, и почти все относились к таковым акциям как к неизбежным налоговым отчислениям, а к митингам — как к шуму водопада.
Бойцы в стройотрядовской форме.
ССО «Икар» в гостях у ССО «Лада» на тувинском региональном фестивале студенческих отрядов.
Кызыл, Тува, 1984
Иногда в такие «дни солидарности» под эгидой ЦК ВЛКСМ по стройотрядам кочевали всякоразные агитбригады, в которые, помимо артистов с концертом, входили еще и пара-тройка «настоящих чилийских коммунистов» в пончо и с митингом .
С другой стороны, где еще студенту авиационного ВУЗа со «второй формой допуска» из закрытого для иностранцев города Куйбышева увидеть живого представителя страны «капиталистического блока» — тогда это было примерно то же самое, что сейчас в какой-либо деревенской глубинке увидеть вживую какого-нибудь людоеда с Новой Гвинеи, да еще и с копьём и аутентичным чехольчиком на пенисе.
Мой стройотрядовский опыт
Началась моя стройотрядовская эпопея с первого курса КуАИ, в который я поступил в 1980 году. В декабре нам, первокурсникам, объявили, что на базе нашего курса организуется новый ССО — на оргсобрание которого я и пришел.
Как известно, «как вы лодку назовете — так она и поплывет», и наши первые собрания были посвящены, разумеется, выбору названия отряда, и после долгих дебатов было выбрано название ССО «Икар» и предложена символика, нарисованная кем-то из бойцов, владеющих художественными навыками.
Потом было несколько «субботников», на которых мы познакомились ближе и заработали деньги на заказ стройотрядовской формы и изготовление шевронов с эмблемой отряда — и, наконец, где-то к концу апреля мы получили форму, нашивки и шевроны. Помню, с какой гордостью я ходил в институт на занятия в новой стройотрядовской куртке, страшно завидуя ветеранам-старшекурсникам в выцветших и застиранных куртках с 3, 4 и даже пятью нашивками .
Один из первых субботников ССО «Икар» на строительстве станции метро «Безымянка», Весна 1981
Но вот в начале июня мы, досрочно сдав пару экзаменов из 5 или 6, отправляемся в наше первое место дислокации — село Новый Камелик Большечерниговского района Самарской области.
Примерно за неделю до нас сюда уже были заслан «десант» из нескольких наших бойцов — «квартирьеров», и на поляне, расположенной возле лесополосы на южной окраине села, нас уже ждал уже почти полностью развернутый полевой лагерь — несколько армейских брезентовых палаток для жилья, навеса под кухню-столовую, пара-тройка вагончиков-балков (штаб, медпункт и жилище нашего прораба Романыча, представителя принимающей отряд организации — СМП-244).
Квартирьеры «десанта» на постройке лагеря. Тува, июнь 1984
После полутора-двух дней, ушедших на обустройство лагеря, получение спецодежды/спецобуви и инструктаж по ТБ, мы разбились на бригады и на приданном отряду «Захаре» — трехосном грузовике-вездеходе ЗиЛ-157 — отправились на работу.
Нам предстояло строить верхнее строение пути железнодорожной станции Новый Камелик, а также еще пару двухпутных веток-разъездов в ее окрестностях, на железнодорожной ветке Пугачев — Погромное Южно-Уральской железной дороги.
Работы вел строительно-монтажный поезд (СМП) номер 244, или СМП-244, если кратко.
Мы получили трудовые книжки с записью «. принят в СМП-244 на должность монтера пути II разряда. » и началась наша «трудовая вахта». За два месяца с «хвостиком» я научился разгружать полувагоны со шпалами, рихтовать пути ломом, «зашивать» пути и стрелочные переводы при помощи «лапы», лома, шпального молотка, костылей, домкрата и «какой-то матери», работать на отсыпке асбестового балласта и его трамбовке электрошпалоподбойками, кантовать рельсы ломом, разгружать эти же полуторатонные рельсы же с платформ вдвоем с напарником, работать по 12-14 часов, в том числе «отсюда и до обеда», и еще делать кучу разных полезных и не очень вещей, как требующих грубой физической силы, так и применения интеллекта .
Штабелевка шпал после разгрузки. Ст. Новый Камелик, 1982
Научились также коллективной ответственности за совместный труд, сплоченности в работе, когда нужно действовать всем синхронно, и где от работы каждого зависит общий результат, научились доверию к товарищу, с которым работаешь в паре, ответственности за свою жизнь и жизнь товарища, петь песни под гитару у костра, спать лежа на шпале во время перекура, «подложив» под голову и ноги рельсы, ловить рыбу и раков бреднем, воровать собирать яблоки в соседнем совхозе и сообща драться стенка на стенку отстаивать свои интересы в драках дискуссиях с местными деревенскими пацанами на танцах в клубе.
За все это, с учетом личного вклада, учитываемого КТУ (коэффициент трудового участия, назначался мастером отряда, командиром и комиссаром), я по окончании сезона ССО-81 получил на руки 788 рублей с какими-то копейками — зарплату на уровне директора завода, если не ошибаюсь.
Для отряда, работающего в родной области, это было более чем хорошо, а право на выезд в другие регионы отряду еще надо было заработать.
И плотники, и грузчики.
ССО «Икар», 1981
Разумеется, лето 1982 года я провел в том же ССО «Икар» и на достройке той же станции Новый Камелик. В то лето мне и еще некоторым «бойцам» пришлось даже подрядиться на недельку на прополку арбузов к корейцам — в обмен на поставки свежего мяса в отрядный котёл. Зато корейцы кормили нас прямо на поле вкуснейшим узбекским пловом — ибо это были этнические корейцы, давном-давно живущие в Узбекистане. Увиденный впервые в реале темп работы «азиатского человека» поразил — за одним корейцем еле-еле могли угнаться нас трое .
Лето 83-года я решил отдохнуть от ССО, «отработав» трудовой семестр в «летнем отряде ДНД» — за это время ССО «Икар» съездил в Туву (тогда Тувинскую АССР), и, естественно, рассказы друзей о красотах этого края и романтика дальних дорог позвали меня снова в отряд — и летом 1984 года я отправился вновь с ССО «Икар» в далёкую Туву.
Лагерь нашего отряда в Туве стоял примерно здесь — в нескольких километрах от города Туран Тувинской АССР. На этот раз мы работали на Министерство мелиорации Тувинской АССР (было и такое), строя оросительный канал, отводящий воду от реки Туран на полив.
Заранее догововрившись с преподавателями и досрочно (с параллельными группами) сдав три экзамена, в 20-х числах июня я в составе «десанта» отправился в Туву — сначала на Ту-154 в Красноярск, а затем на лайнере Як-40 местной авиалинии в Кызыл.
Как одно из ярких приключений вспоминается ночевка на бильярдном столе в красном уголке двухэтажного здания министерства мелиорации в Кызыле .
Успев посетить монумент «Центр Азии» на берегу Енисея и искупавшись в каждом из его двух притоков — Бий-Хеме и Каа-Хеме — и самом Улуг-Хеме — Великом Енисее, мы автобусом министерства, нагруженным всяким скарбом и продуктами для лагеря, отправились в Туран.
В составе «десанта» строим ворота на въезде в лагерь. Тува, 1984
Справа — «сын полка», трудный подросток, приданный отряду на перевоспитание.
Заработать в Туране удалось меньше, чем в прошлые разы — что-то около 500 рублей, точно уже не помню — но зато я получил практические навыки плотника-бетонщика, оператора РБУ (растворо-бетонного узла), плотника и землекопа.
Ценность практического знакомства с суровой тувинской природой, самобытным тувинским народом, некоторыми его традициями и бытом, никакому количественному измерению не поддаётся.
Суровые будни плотника-бетонщика — ждем привоза бетона.
Туранский оросительный канал, Тува,1984
Последним моим стройотрядом стал в 1985 году ССО «Аврора», который я уже в качестве командира подотряда КуАИ сводного куйбышевского ССО «Аврора» повёз в тогда никому неизвестный, а теперь гремящий на всю страну городок Камызяк Астраханской области, где наш отряд работал на прополке, уборке овощей и сенокосе.
Немного об отрядном быте нашего ССО «Икар»
Все годы жили мы в полевом лагере, который сами же оборудовали из стройматериалов, выделяемых принимающей организацией.
Спали в армейских брезентовых 10-местных палатках, которые «апгрейдились» дощатым полом и обычными койками с панцирной сеткой. Организация снабжала нас и постельным бельём, и парой солдатских одеял на каждого бойца — но в холодные августовские ночи все поверх одеял накидывали еще и телогрейки.
В лагере оборудовался дощатый «туалет типа сортир, обозначенный на схеме буквами М и Ж» — поскольку в штате отряда были и девушки, которые работали поварами, посудомойками или отрядным медиком.
В лагере строилась летняя кухня — из полученного у принимающей организации на обустройство лагеря кирпича и чугунных конфорок, а также добытой в окрестностях глины наши отрядные умельцы из «десанта» клали кухонные печи, все это накрывалось дощатым навесом — получалась летняя кухня и столовая.
В Туве кухня и столовая строились нами стилизованными под ковбойский салун — в том числе и с распашными в обе стороны входными резными дверями.
Строим кухню-столовую в Туране, Тува, 1984
Вообще, было принято лагерь оборудовать стильно, удобно и красиво — на зависть другим стройотрядам, между которыми всегда шла негласная борьба за самый стильный лагерь — гордость отряда.
Если в Новом Камелике мы всей толпой ездили раз в неделю в сельскую баню, то в Туве мы решили ставить баню собственную. У Министерства мелиорации Тувинской АССР удалось выбить стальную сварную банную печь, несколько кубов досок, несколько рулонов рубероида и пару машин опилок с пилорамы — а уж сколотить из всего этого на берегу речки Туран (которую мы звали Туранчиком) засыпную деревянную баню с мостками прямо в речной омут было делом техники.
Огромный вклад в деле строительства лагеря всегда вносили наши сокурсники из деревень — ибо владели как знаниями, так и практическими умениями и навыками, совершенно незнакомыми городским жителям — поставить баню, сложить печь, да мало ли еще чему было у них поучиться. Правда, даже типичные городские жители, став «старожилами» стройотряда и нашив на рукав куртки несколько годовых нашивок, тоже могли дать фору даже некоторым деревенским — за что и были заслуженно уважаемы.
В общем, не идеализируя СССР и движение ССО, как одну из составляющих его наследия, не могу не отметить тот огромный практический и жизненный опыт, помочь приобрести который многим и многим помогли студенческие строительные отряды.
Весьма полезной, на мой взгляд, была традиция отправлять в составе лучших стройотрядов «трудных подростков» 12-14 лет на «перевоспитание» — у ребят (и девчат) была реальная возможность увидеть настоящую «взрослую» жизнь не на улице, а в студенческой среде, собственным трудом заработать денег и увидеть цену копейке..
Источник: honzales.livejournal.com
Семь чудес Челябинска: рассказываем о районе, на стройках которого играли оркестры
Мы продолжаем рассказывать об истории районов Челябинска, и сегодня мы посмотрим, как изменялся Тракторозаводской район.
Появился он благодаря ЧТЗ. Челябинский тракторный был включён в план первых советских пятилеток. Строительство началось в 1930 году в чистом поле — к востоку от старого Челябинска. Одновременно с заводскими цехами здесь возводился жилой район. Вернее, соцгород — так называли в годы первых пятилеток жилые кварталы с культурно-бытовыми службами вокруг новых предприятий.
Так выглядела Комсомольская площадь в 70-х
Одновременно с заводом строились жилые дома, банно-прачечный комплекс, школа, больница, фабрика-кухня и даже киноклуб. Первостроители приехали в Челябинск с разных концов страны, в общей сложности было их около 40 000 человек. Работали днём и ночью. Французского поэта Луи Арагона, который побывал в Челябинске в 1932 году, поразил энтузиазм строителей.
— В его стихотворении о строительстве ЧТЗ есть строчка «Вальс бетонных ночей Челябтракторостроя», — цитирует директор музея ЧТЗ Надежда Дида. — Посетители музея часто удивлённо поднимают брови: как это понимать? Дело в том, что бетон для будущих зданий цехов, для закладки жилых кварталов готовили ночью, чтобы днём успеть построить как можно больше. А чтобы не заснуть на стройплощадке, люди работали под живую музыку. На строительной площадке играл духовой оркестр!
Первый в городе звуковой кинотеатр был построен на ЧТЗ. 30-е годы
Первые дома в Тракторозаводском районе — бараки, в которых строители жили, размещали школы, детские сады, больницы. Почти все они сегодня снесены. Но в это же время строятся капитальные здания социальной сферы на перекрестке проспекта Ленина и улицы 40 лет Октября — баня и прачечная, фабрика-кухня. А напротив — первый звуковой кинотеатр. Сейчас это театр ЧТЗ.
Такие микрорайоны в соцгородах называли в то время КБС (культурно-бытовое строительство).
Одна из первых в стране фабрик-кухонь сегодня выглядит так
Фото: Олег Каргаполов
КБС, как мы можем убедиться, и на ЧТЗ, и в Ленинском районе, и в Металлургическом строились на совесть. В Тракторозаводском почти все здания 1930-х годов сохранились до наших дней. В одной из первых в СССР и самой мощной фабрике-кухне (на 100 тысяч блюд в сутки) и теперь работает кафе «Восток». Это здание стоит напротив театра ЧТЗ на проспекте Ленина.
Первоначально при фабрике-кухне была большая столовая и магазин полуфабрикатов. В годы войны повара здесь работали круглосуточно, чтобы кормить и рабочих завода, и военных, которые прибывали в Челябинск за новыми танками, и учащихся ремесленного училища.
— Во время войны я уже училась в школе и мама отправляла меня на фабрику-кухню, чтобы получить какие-то продукты, которые через неё распределялись, — вспоминает челябинка Тамара Либерман. — Очереди были большие. Однажды я стояла в очереди до темноты, вышла на улицу, а там грохот страшный — танки новые идут по мостовой, улица Спартака (сегодня проспект Ленина) в то время была вымощена булыжником. А уже после войны мы забегали на фабрику-кухню, чтобы купить суфле — такой вкусный там был этот десерт! Или нам так казалось тогда?
После войны фабрика-кухня превратилась в большой и хорошо известный в городе ресторан «Восток» с кулинарией. Нынешнее кафе «Восток» делит это здание с московским психолого-социальным университетом, автошколой и разными мелкими фирмами. Жаль, что это здание, построенное в стиле конструктивизма, в наши дни почти полностью скрыто под рекламными щитами.
Дворец культуры ЧТЗ в 1930-е и в 2017 году
КБС Тракторозаводского района, первые жилые кварталы по улице Горького и проспекту Ленина, первый звуковой кинотеатр и дворец культуры ЧТЗ были построены по проектам известного советского архитектора — конструктивиста Андрея Бурова. Правда, буровский проект дворца культуры был воплощён не полностью. Архитектор задумал целую анфиладу зданий, а построено было одно.
Тем не менее в этом здании наиболее ярко выражен конструктивистский стиль. Оно кажется небольшим и очень лаконичным снаружи, но удивляет невероятным объёмом и чёткой геометрией изнутри. Кроме того, дворец культуры всегда наполнен естественным светом благодаря особым окнам в два яруса.
Так выглядит ДК ЧТЗ сегодня
— Кстати, недавно мы узнали, что американская студентка включила в свою исследовательскую работу конструктивистские здания нашего соцгорода, — рассказала Надежда Дида. — Она обратилась в музей с просьбой прислать фотографии буровских зданий, что мы и сделали. А потом пришло письмо, в котором она благодарит нас за помощь и сообщает, что с этим проектом успешно участвовала в конкурсе, состоявшемся в Италии. Считаю, что мы должны гордиться такой уникальной архитектурой.
Театр ЧТЗ в 1950-е и в 2017 году
ДК ЧТЗ и сегодня остался таким, каким его задумал архитектор. А первый звуковой кинотеатр был перестроен в театр ЧТЗ в 1946 году. В результате большой реконструкции по проекту архитектора Михаила Леженя конструктивистское здание киноклуба преобразовали в пышный дворец в стиле «сталинский ампир».
— Чувствовалось, что люди устали от колоссального напряжения в годы войны, и теперь им хотелось красоты, — объясняет Надежда Дида. — Прежнее здание театра было надстроено, появилась большая лоджия главного фасада с четырьмя колоннами, пилястрами и горельефами.
Рушится «сталинский ампир»
Театр ЧТЗ стал украшением этой части города. Но сегодня здание выглядит заброшенным — лепнина разрушается, краска на стенах облупилась, переплеты оконных рам сгнили. То же самое можно сказать и о дворце культуры ЧТЗ. Такое ощущение, что город этими зданиями не только не гордится, но готов их потерять.
Сквер перед ДК в 1950-е годы и в 2017 году
Когда-то дворец культуры и театр ЧТЗ были окружены общим сквером — с дорожками и цветниками, гипсовыми статуями в духе 50-х. Сегодня через сквер проходит шумная улица Героев Танкограда, оставшиеся газоны заросли бурьяном, деревья растут в беспорядке, а былые дорожки раздавлены колесами грузовиков.
Тракторозаводцы гордились, что живут в инорсовских домах. 1950-е годы
Из первых жилых домов Тракторозаводского района горожанам хорошо известны «инорсовские» пятиэтажки на перекрестке проспекта Ленина и улицы Горького (район Комсомольской площади). В их число входит и «испанский дом» (проспект Ленина, 17), построенный в 1939 году и доживший до наших дней. Испанский — потому что в этом доме жили участники боёв в Испании, в том числе разведчик-радист легендарной «Красной капеллы» Альберт Хесслер.
«Испанский» дом стал частью туристического маршрута по Танкограду
— Все мы, жившие в этих домах, называли их «инорсовскими», потому что строились они в том числе и для иностранных специалистов, принимавших участие в строительстве ЧТЗ, в налаживании производства, — пояснила Тамара Либерман. — Кстати, квартиры в этих домах были очень просторные. Мы жили в коммунальной квартире — из трех комнат наша семья занимала две, а в третьей жила другая семья. И комнаты были большими, и кухня, и даже ванная. Когда во время войны город принимал эвакуированных, и нам пришлось потесниться, то в ванную комнату была перенесена кухня. А в самой кухне поселилась семья из Ленинграда.
Дома инорса в 1930-е годы и 2017 году
По словам Тамары Либерман, 15-й «инорсовский» дом (проспект Ленина, 15) считался в то время элитным.
— В нём жили и директор Танкограда Зальцман, и конструктор Трашутин, — вспоминает она. — Я училась с их дочерьми в одном классе и бывала у них в гостях. Но и в нашем — десятом доме (это так называемый седьмой участок) — было много интересных людей: семья Бейлиных. Бейлин был директором дворца культуры ЧТЗ, а его жена руководила хореографической студией; Юрий Могилевский, который стал режиссером Ленинградской кинохроники; будущий директор челябинской филармонии Маркс Каминский; завкафедрой английского языка в пединституте Игорь Викторов; известный в стране педагог Владимир Караковский. Он был учеником моей мамы в 48-й школе, тогда она была мужской. А девочки учились в женской 18-й на улице Горького.
18-я школа в 1950-е годы и в 2017 году. В этой школе до середины 1950-х учились только девочки
По воспоминаниям Тамары Либерман, в конце 40-х и в 50-е годы активно застраивался район Киргородка (район улиц Первой Пятилетки, Артиллерийской, Горького, Карпенко), а за улицей Ловина у жителей «инорсовских» домов были огороды, где сажали картошку.
Киргородок в 1940-е годы и в 2017 году. Дома Киргородка устояли в новом веке
Здание 48-й школы было построено в 1935 году по проекту архитектора Михаила Леженя. Сегодня её часто называют «школой у танка», памятник легендарному Танкограду на Комсомольской площади появился только в 1965 году. На постамент был поставлен самый настоящий танк ИС-3, который называли танком Победы.
Танк в 1970-е годы и в 2017 году. Фриз с орденами заменили на высотку
— Люди старших поколений наверняка помнят, что за памятником был установлен фриз с шестью орденами, которыми награждён комсомол нашей страны, — вспоминает старожил района Татьяна Пушкарёва. — Сегодня этого фриза нет. Кому он помешал, разве это неправда, что ордена комсомолу давали по его делам? Плюс к этому часть Комсомольской площади отрезали при расширении проспекта Ленина.
И теперь проезжая часть приближена почти вплотную к танку. А после того, как за монументом возвели высотное жилое здание, танк и вовсе будто съёжился. Да и сама Комсомольская площадь уже не та. Душа всего этого не принимает. Но на протесты жителей района никто даже внимания не обратил в своё время.
С ностальгией жители района вспоминают и утраченный бульвар по проспекту Ленина в этой части города — много деревьев, цветники, ажурные решётки. Сегодня такой бульвар на главной улице города сохранён только в районе ЮУрГУ.
— Все мы видим, как оголился район ЧТЗ после расширения улиц, вырублены все аллеи, обнажились и некогда утопавшие в зелени «инорсовские» дома вдоль трамвайной линии, — говорит Тамара Либерман. — Здесь раньше была чудная густая тенистая аллея. Кстати, в процессе расширения проезжей части трамвайные пути на Горького чуть не вплотную перенесены к жилым домам, нарушены, по-моему, всякие нормы.
Парк Терешковой в 1950-е годы и в 2017 году
Зато на перекрестке проспекта Ленина и улицы Рождественского (поворот в Ленинский район) сохранился парк, который был заложен в 1945 году по инициативе Исаака Зальцмана. Он получил официальное название «Детского парка», но долгое время его называли «Зальцмановским садом». А в 1963 году присвоили имя первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.
Источник: 74.ru