По решению городской администрации на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными.
Содержание
Работа содержит 1 файл
Список используемой литературы………………………………………..9
По решению городской администрации на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными.
Несмотря на это, строительство объекта началось, городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве зоопарка.
Порядок проведения межевания земельных участков под МКД.
Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы? Какую юридическую силу имеет ее заключение? Какое решение должен принять суд?
Согласно ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды», экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. 1
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. 2
Проведение иных экологических экспертиз, например научных, ведомственных, коммерческих, закон не запрещает, но его действие на них не распространяется, а следовательно, заключения, подготовленные в рамках проведения таких экспертиз, не обладают статусом заключения государственной или общественной экологической экспертизы и не влекут юридических последствий, предусмотренных законодательством об экологической экспертизе. 3 Как упоминают некоторые авторы, научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений.
4 Она может быть проведена по инициативе определенных ученых или научных коллективов. Заключение такой экспертизы носит информационный характер. Конечно, в основу заключения общественной экологической экспертизы могут лечь выводы, сделанные группой научно-исследовательских институтов района, но как самостоятельный вид экологической экспертизы — научная выступать не может. В свою очередь, заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Раздел земельного участка на два и более
Отсюда вытекает ответ на второй вопрос, а именно «какую юридическую силу имеет ее заключение?». Исходя из сказанного, заключение научной экологической экспертизы не имеет самостоятельного юридического значения и носит лишь информационный характер.
Соответственно, Арбитражный суд обязан принять дело к рассмотрению и уже на основании представленных сторонами доказательств, принять решение по данному делу.
Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства, один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организацию активного отдыха и туризма населения.
Определите категорию особо охраняемой территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач. Обоснуйте свое мнение ссылками на нормативно-правовые акты.
На наш взгляд, наиболее оптимальной категорией особо охраняемой территории для решения поставленных задач, будет природный парк.
Согласно ст. 18 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. 5
Его основной целью является создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов, что и дает большую возможность для организации активного отдыха и туризма населения, в отличие от национального парка, и тем более, заповедника.
Кроме того, на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий, что позволит в данном случае реализовать задачу сохранения природной среды. 6 Следует только отметить, что законом прямо не предусмотрены ограничения по посещению территории парка, рыболовству и охоте, в том числе и промысловым.
Следует учитывать, что конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода, возник вопрос о том, каким образом квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельно-допустимых концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?
Каким должно быть разъяснение по данному вопросу? Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды, лесная растительность, ресурсы недр, животные, будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей среды?
Уголовное дело в отношении инженера завода должно быть квалифицировано как нарушение правил охраны труда, так как:
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, под атмосферным воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. 7 Следовательно, воздух рабочей зоны производственных помещений объектом экологических правоотношений не является и в качестве объекта охраны со стороны экологического права выступать не может. В данном случае имеет место быть нарушение правил охраны труда.
Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ охрана труда предполагается как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. 8 В данном случае были нарушены условия труда работников. В ТК РФ определены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В данной задаче инженер завода будет нести ответственность за причиненный вред здоровью работникам предприятия.
Признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться законодательством об охране окружающей природной среды, заключаются в том, что они должны превышать специальные нормы в области охраны окружающей среды, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
- Нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
- Нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
- Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
- Иные нормативы качества окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
- Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- Нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Источник: www.stud24.ru
Дайте разъяснение по этим вопросам.
По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка.
Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными.
Несмотря на это, строительство объекта началось. Городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве зоопарка.
Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы?
Какую юридическую силу имеет ее заключение? Какое решение примет арбитражный суд?
Задача 3.
На территории национального парка «Самарская Лука» по решению администрации Самарской области была начата разработка полезных ископаемых. Решение администрации было принято без проведения государственной экологической экспертизы.
По инициативе общества экологической экспертизой было вынесено отрицательное заключение. На основании этого был предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного гражданам в следствии утраты возможности пользоваться национальным парком.
Решить дело.
Задача 4.
Три городских комбината по производству железобетонных изделий договорились о совместном строительстве на условиях долевого участия цементного завода и элеватора. Под строительство был определен участок и городским комитетом по охране окружающей природной среды была назначена государственная экологическая экспертиза проекта.
Однако экспертная комиссия отказалась давать заключение по данному проекту, ссылаясь на то, что документация разработана без учета требований об оценке воздействия на окружающую среду в случае реализации проекта.
Предприятия, выступившие инициаторами строительства, возражали, ссылаясь на то, что оценка воздействия данного объекта на окружающую среду должна содержаться в заключение экспертной комиссии.
Решите дело.
Задача 5.
Арбитражный суд Рязанской области своим решением взыскал в пользу истца — областного комитета по охране окружающей среды — с Кадомского заготовительного потребительского общества сумму ущерба, причиненного сбросом загрязненных сточных вод в р. Москву. В судебном заседании было установлено, что в результате сброса сточных вод возникло превышение в несколько раз предельно допустить концентраций вредных веществ в реке, что причиняло вред рыбным запасам и создало угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Ответчик против иска возражал. Он считал, что сумма ущерба уже выплачена предприятием путем вынесения платежей в экологические фонды за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды.
Являются ли действия потребительского общества противоправными?
В чем разница между ответственностью за правомерное и неправомерное причинение вреда?
Задача 6.
В одном из районов Крайнего севера районная рыбохозяйственная инспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в результате течи одной из цистерн склада горюче-смазочных материалов.
Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хранения топлива не нарушалась.
Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непригодности материала, из которого она изготовлена для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Однако, цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекта.
Какие иные предусмотренные законом меры могут принять органы государственного экологического контроля?
Кто должен понести ответственность в данном случае?
Задача 7.
Прокурор города предъявил в арбитражный суд иск о взыскании с завода минеральных удобрений суммы ущерба, причиненного загрязнением воздуха и водоемов в результате выброса вредных веществ в атмосферу без соответствующего разрешения органов охраны окружающей среды.
Арбитражный суд удовлетворил иск прокурора.
Проанализируйте иск прокурора и решение арбитражного суда с точки зрения действующего законодательства.
Задача 8.
Решением городской администрации с предприятия-должника было взыскано 10 тысяч рублей’в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Организация — причинитель вреда обратилась в арбитражный суд с просьбой о признании данного взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет на счет местной администрации плату за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ.
Решите дело.
Задача 9.
Решением городского комитета по охране окружающей среды заместитель директора завода, отвечающий за экологическую безопасность, был подвергнут штрафу в размере 1000 рублей за превышение заводом стандартов и нормативов качества окружающей природной среды.
Арбитражный суд, куда обратился заместитель директора завода, отменил решение комитета, указав, что подобный состав правонарушения отсутствует в кодексе РФ об административных правонарушениях.
Ваше мнение по существу дела.
Задача 10.
Решением главного санитарного врача города директор завода «Электрокабель», его заместитель, главный механик и главный инженер были подвергнуты штрафу в размере 10-ти кратного ежемесячного оклада, каждый за превышение заводом установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ и причинение вреда здоровью граждан. Кроме того, материалы на виновных лиц были направлены в прокуратуру для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Проанализируйте условия задачи с точки зрения действующего законодательства.
Задача 11.
Госохотинспекция предъявила в арбитражный суд иск к управлению линий электропередач (ЛЭК) о взыскании ущерба, причиненного гибелью степных орлов, занесенных в Красную книгу, от тока высокого напряжения.
Ответчик иска не признал, пояснив, что в безлесных районах опоры ЛЭК часто используются птицами для отдыха. Крупные птицы, в частности степные орлы, гибнут от соприкосновения с проводами высокого напряжения. Ответчик считает, что из-за отсутствия его непосредственной вины причинения ущерба иск не подлежит удовлетворению.
Источник: studopedia.ru
Задачи
1. По решению местной администрации был выделен земельный участок для строительства зоопарка. Население микрорайона добилось проведения научной экспертизы, выводы которой оказались отрицательными. Тем не менее, строительство зоопарка началось. Общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экспертизы, просило отменить решение администрации о строительстве зоопарка.
Какие принципы земельного права нарушены?
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
Приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, и защиты прав человека. Этот принцип выражается в том, что:
» земля — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);
» каждый житель России является «собственником» этого природного дара (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ);
» приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом;
» в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ);
» не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ);
» участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, означающее, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.
2. Областной комитет по охране окружающей среды потребовал прекратить финансирование строительства ТЭЦ, возводимой в соответствии с планом правительства, так как проект строительства не проходил государственной экологической экспертизы, место строительства избрано на территории прилегающей к городу лесопарковой зоны.
Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация, определено финансирование, объект строительства — (ТЭЦ), является социально значимым объектом и, в будущем, может приносить значительную экономическую выгоду.
Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.
Какое решение может приять арбитражный суд?
Арбитражный суд откажется принять исковое заявление. Областной комитет по охране окружающей среды как подразделение областной администрации не обладает правами юридического лица и, следовательно, не вправе подавать исковое заявление в суд.
Источник: studwood.net
Контрольная работа по «Земельное право»
Теоретический вопрос. Правовое положение земель сельскохозяйственного назначения.
Задачи.
1. По решению местной администрации был выделен земельный участок для строительства зоопарка. Население микрорайона добилось проведения научной экспертизы, выводы которой оказались отрицательными. Тем не менее, строительство зоопарка началось. Общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экспертизы, просило отменить решение администрации о строительстве зоопарка.
Какие принципы земельного права нарушены?
Файлы: 1 файл
Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле — это любые лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков на законных основаниях без обладания титулом на право собственности, владения, пользования, аренды. Их можно подразделить на две группы.
Первая — лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков. К их числу относятся:
- работающие у землевладельцев, землепользователей, собственников земли и арендаторов в качестве наемных работников по трудовому договору. Такие работники несут ответственность перед землевладельцами, как за результаты своего труда, так и за соблюдение порядка исполнения трудовых обязанностей;
- лица, работающие у арендаторов, землевладельцев, землепользователей, собственников земли по гражданско-правовым договорам подряда, капитального строительства и т.п. Данная категория лиц ответственна лишь за результаты выполнения работ на полях при условии соблюдения требований рационального использования земли.
Вторая — лица, осуществляющие деятельность по хозяйственной эксплуатации земельных угодий через руководство непосредственными производителями работ на землях сельскохозяйственного назначения.
Функции второй группы работников имеют хотя и косвенный характер по отношению к использованию сельскохозяйственных земель, но без них невозможна эффективная реализация правового положения этих земель.
По решению местной администрации был выделен земельный участок для строительства зоопарка. Население микрорайона добилось проведения научной экспертизы, выводы которой оказались отрицательными. Тем не менее, строительство зоопарка началось. Общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экспертизы, просило отменить решение администрации о строительстве зоопарка.
Какие принципы земельного права нарушены?
Согласно статьи 8.1. КоАП РФ, Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства
— влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
— на основании данной экспертизы суд должен признать неправомерными действия местной администрации.
— должностное лицо, принявшее решение о строительстве зоопарка, должно будет уплатить штраф от двух до пяти тысяч рублей, а не просто отменить решение администрации о строительстве зоопарка.
Областной комитет по охране окружающей среды потребовал прекратить финансирование строительства ТЭЦ, возводимой в соответствии с планом правительства, так как проект строительства не проходил государственной экологической экспертизы, место строительства избрано на территории прилегающей к городу лесопарковой зоны.
Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация, определено финансирование, объект строительства — (ТЭЦ), является социально значимым объектом и, в будущем, может приносить значительную экономическую выгоду.
Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.
Какое решение может принять арбитражный суд?
Действия арбитражного суда также незаконны, так как областной комитет по охране окружающей среды является структурным подразделением областной администрации, т.е органом государственной власти субъекта федерации и в соответствии со ст.53 АПК РФ может обращаться в суд с соответвующими исковыми требованиями.
Статья 53 АПК РФ. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.
Кроме того, статья 125 ГК РФ регламентирует.
Статья 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ, ред. от 25.06.2012) предусматривает.
Таким образом, действия арбитражного суда неправомерны и должны быть обжалованы в вышестоящую инстанцию, или прокуратуру.
Источник: www.yaneuch.ru
Юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства.
Задача 1.Гражданин Н. на территории городского зоопарка поймал лебедя и при попытке вывезти тушку убитой им птицы был задержан охраной зоопарка.
Дайте правовую квалификацию действий гражданина Н.
Формально действия гражданина Н. квалифицируются по части 3 ст.30, части 1 ст.158 УК РФ: покушение на кражу. Если Н. проник на территорию зоопарка незаконно (например, ночью), что естественно для такого рода преступления — то ч.3 чт.30 , п.б) ч.2 ст.158 — покушение на кражу с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище. Если же лебедь был особо ценным (тоже бывает), т.е. стоил дороже 250000 рублей — то ч.3 ст.30, ч.3 ст.158 — покушение на кражу в крупном размере, а если лебедь стоил более 1000000 рублей — ч.3 ст.30, п.б) ч.4 ст.158 — покушение на кражу в особо крупном размере. При желании правоохранительных органов гражданина Н. также можно привлечь и по ст.245 УК РФ — жестокое обращение с животными, совершенное из корыстных соображений, — вряд ли он лебедя из ружья убивал, скорее, смерть лебедя была жестокой и мучительной (но это устанавливается уже материалами конкретного уголовного дела).
Задача 2. Группа лиц на протяжении длительного времени незаконно вылавливала рыбу и добывала водных животных, выращиваемых акционерным обществом «Аква» в специально устроенных (приспособленных) водоемах.
Как следует квалифицировать их действия?
Прежде всего, необходимо отметить, что не являются предметом кражи природные ресурсы, а также предметы, в которые не вложен труд человека (лес, дикие животные и рыба в естественном состоянии и др.). Так, в случае незаконной добычи рыбы содеянное квалифицируется по ст. 256 УК РФ.
Однако, если рыба выращена в искусственном водоеме, то ее незаконная добыча должна расцениваться как хищение. Это обусловлено признанием такой рыбы предметом хищения, поскольку в ней уже содержится овеществленный человеческий труд.
Таким образом, действия названной группы лиц надлежит квалифицировать как тайное хищение чужого имущества, совершенное организованной группой (ч. 4 ст. 158 УК РФ).
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ).
Задача 3. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей среды?
Составьте проект разъяснения по данному вопросу.
Согласно приложению №1 к ГОСТ 12.1.005-88 «ОБЩИЕ САНИТАРНО_ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ В РАБОЧЕЙ ЗОНЫ»: Рабочая зона – пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного (временного) пребывания работающих. Согласно Федеральному закону от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющей собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Следовательно, квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами вые предельных концентраций необходимо как нарушение правил охраны труда. Воздух, вода и почва не являются антропогенными объектами, т.е. не созданы человеком. Следовательно, они являются компонентами природной среды. Согласно ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Таким образом, юридическим признаком, позволяющим охранять землю, воду и воздух при помощи законодательства об охаране окружающей среды будет являться их не антропогенное происхождение.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливает ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Предметом преступления может быть только атмосферный воздух.
Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. В рассматриваемом случае воздух загрязнен в пределах производственного помещения — завода. Следовательно, квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций необходимо как нарушение правил охраны труда.
Загрязнение воздуха производственных помещений при наличии признаков преступления влечет ответственность по ст. 143 УК РФ за несоблюдение правил охраны труда.
Непосредственным объектом выступает гарантированное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Общественно опасное деяние в форме действия, а именно нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда.
Общественно опасные последствия — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, а именно загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций.
Причинно-следственная связь присутствует.
Субъект преступления — фическое лицо (главный инженер завода).
Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.
Юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства.
Юридические признаки воздуха.
(в соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»)
— жизненно важный компонент окружающей среды;
— представляет собой естественную смесь газов атмосферы;
— находится за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Юридические признаки воды.
(в соответствии с Водным кодексом РФ)
— находится в водных объектах;
— природное или искусственное, постоянное или временное сосредоточение вод, имеющее характерные формы и признаки водного режима.
Юридические признаки почвы.
(в соответствии с Земельным кодексом РФ)
— является составной частью природы;
— место размещения зданий, строений и сооружений.
Задача 4.Гражданин А. и другие граждане (всего двести человек), проживающие в г. Санкт — Петербурге, обратились в суд с иском к концерну «Маяк».
Они требовали либо выполнить обещание об их переселении из санитарно-защитной зоны концерна, застроенной очистными сооружениями, лишенной зеленых насаждений и т.п., либо прекратить экологически вредную деятельность концерна, причиняющую вред их здоровью и имуществу.
Ответчик объяснил сложившуюся ситуацию тяжелым финансовым положением концерна и, как следствие, вынужденной продажей обещанного жильцам дома третьим лицам, а также другими объективными причинами.
К каким спорам относится данный спор: о защите экологических прав граждан, о защите их жилищных прав?
Возможно ли в данном случае заключение мирового соглашения?
Решите дело.
Данный спор относится к спорам о защите экологических прав граждан. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 11 ФЗ “Об охране окружающей среды” также говорит, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.
За экологические правонарушения, т.е. противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.
Согласно ст. 79 ФЗ “Об охране окружающей природной среды” вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, потери, связанные с моральными травмами.
При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая, снижение плодородия почв.
Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного ни то органа государственного управления, общественного объединения.
Физические лица вправе предъявить исковые требования в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения финансирования такой деятельности соответствующими банковскими учреждениями.
В данной задаче граждане вправе сначала обратиться к представительству концерна “Ленинец” для того, чтобы они предоставили обещанное жилье, если данное требование не будет выполнено, граждане имеют право обратиться в суд для того, чтобы потребовать прекращения экологически вредной деятельности концерна и возмещение им причиненного вреда здоровью и имуществу.
Тема 2
Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза
Задачи
Задача 1. По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными.
Несмотря на это, строительство объекта началось. Городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве зоопарка.
Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы?
Какую юридическую силу имеет ее заключение?
Согласно ст. 1 ФЗ “Об экологической экспертизе” экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность; все виды градостроительной документации, в том числе:
схемы и проекты районной планировки административно- территориальных образований;
генеральные планы городов, других поселений и их систем;
проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.
Статья 30 ФЗ “Об экологической экспертизе” к числу видов нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе относит реализацию объекта экологической экспертизы без положительного заключения экологической экспертизы.
Данную экспертизу можно считать общественной экологической экспертизой, так как она проводилась по инициативе граждан и основным направлением ее деятельности является охрана окружающей среды.
Научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития Российской Федерации, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся в целях:
разработки концепций, научных прогнозов и планов сохранения и восстановления окружающей среды;
оценки последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды, создания нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
разработки и совершенствования показателей комплексной оценки воздействия на окружающую среду, способов и методов их определения и т.д.
Задача 2. На территории национального парка «Самарская Лука» по решению администрации Самарской области была начата разработка полезных ископаемых. Решение администрации было принято без проведения государственной экологической экспертизы.
По инициативе общества охраны природы была проведена общественная экологическая экспертиза, по результатам которой было вынесено отрицательное заключение. Предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного гражданам вследствие утраты возможности пользоваться национальным парком.
Решите дело.
Статья 7 ФЗ «О недрах»от 21 февраля 1992 года N 2395-1
ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) устанавливает:
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.
(часть первая в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
(часть шестая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
Проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства обязательно.
Статья 15 ФЗ«Об особо охраняемых природных территорий от 14 марта 1995 года N 33-ФЗв ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ). Режим особой охраны территорий национальных парков
1. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
г) рекреационная, предназначенная для отдыха;
д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
е) рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
3. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.
4. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Следовательно, были нарушены конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, на отдых, а также им причинен моральный вред, выразившейся в нравственных страданиях по поводу невозможности пользоваться национальным парком, который должен компенсироваться в порядке § 4 Главы 59 ГК РФ Компенсация морального вреда.
Значит, иск следует удовлетворить.
Задача 3. Областной комитет по охране природы отказал в приеме на государственную экологическую экспертизу проекта расширения предприятия по добыче природного газа. Отказ мотивировался тем, что в материалах, обосновывающих проект, отсутствуют результаты общественных обсуждений (включая общественные слушания), которые должны быть проведены заказчиком в соответствии с п. 4.1—4.3 и п. 4.9 разд. 4 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ.
Заказчик обратился в МПР России с жалобой па неправомерные действия областного комитета. В ней он указал, что в Положении, на которое ссылается областной комитет, нет требования об обязательности представления материалов общественных слушаний на экспертизу. Кроме того, проводить обсуждение проекта нет смысла, так как планируемое к расширению предприятие действует уже в течение 15 лет и население города достаточно хорошо осведомлено о характере его деятельности.
В соответствии, со ст. 42 КРФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того, для защиты нарушенных прав в судебном порядке имеется следующие основания:
Статьей 3ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ) предусмотрен основной принцип «соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством»
На основании п.2 ст 19 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 15.04.1998 № 65-ФЗ) (в ред.Федеральных законов от 15.04.1998 N 65-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 21.12.2004 N 172-ФЗ) « При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение».
Кроме того, в п.12 приложении к Приказу Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» ясно указано:
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании должны содержать как минимум:
12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:
12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.
12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.
12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).
12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.
12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
12.6. Сводка замечаний и предложений общественности с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие — не учтены, основание для отказа.
12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
Источник: megalektsii.ru