Автомобильная дорога — инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки.
Автомобильная дорога ведомственная — дорога, находящаяся на балансе государственных предприятий и организаций и предназначенная для обслуживания их производственных, технологических перевозок, подъездов к производственным объектам и дорогам общей сети. Автомобильные ведомственные дороги подразделяются на подъездные, технологические, внутрихозяйственные, служебные, патрульные и др. Расположены на территории промышленного или другого предприятия (организации), находятся на его балансе, обслуживая его производственные, технологические перевозки и подъезды к нему. Проектируются на основе технических требований данного предприятия (организации).
Автомобильная дорога временная — дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта.
лекция №1 Автомобильные дороги, 5сем
Автомобильная дорога второстепенная — дорога, которая по своему значению, объемам перевозок и техническому решению уступает другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.
Автомобильная дорога главная — дорога, которая по своему значению, потокам движения, объемам перевозок или техническим решениям выше другой пересекающей ее или примыкающей к ней дороге.
Автомобильная дорога горная — дорога, расположенная в горной местности, со значительными уклонами в продольном профиле, кривыми малых радиусов, серпантинами и инженерными сооружениями, предохраняющими ее от лавин, оползней, осыпей и т. п.
Автомобильная дорога зимняя (автозимник) — дорога с проезжей частью, построенной изо льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная по замерзшему льду рек и озер.
Автомобильная дорога кольцевая — дорога, огибающая планировочную территорию города или другую территорию по замкнутой кривой, соединяющей дороги, входящие в город, и предназначенная для разгрузки пригородных дорог и городской уличной сети от транзитного движения автомобилей.
Автомобильная дорога многополосная — дорога, обеспечивающая движение автомобилей по четырем и более полосам.
Автомобильная дорога обходная — дорога, расположенная с внешней стороны территории города или другого населенного пункта на некотором удалении от него, предназначенная для обеспечения беспрепятственного пропуска транзитного движения автомобилей с минимальными затратами времени и разгрузки от него городской уличной сети.
Автомобильная дорога общего пользования — дорога, обеспечивающая движение автомобилей, отвечающих требованиям государственного стандарта (по нагрузкам и габаритам). Находится на балансе органов управления дорожным хозяйством. Дороги общего пользования по своему народнохозяйственному и административному значению подразделяются на дороги федеральные и территориальные.
Автомобильная дорога платная — дорога, обеспечивающая движение автомобилей с взиманием оплаты за проезд.
Автомобильная дорога подъездная — дорога, обеспечивающая связь районов, городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий с железнодорожными узлами, речными и морскими портами, местами массового отдыха населения и соединяющая эти объекты с дорогой более высокой категории.
Автомобильная дорога территориальная — дорога, соединяющая: столицы республик; административные центры краев и областей, города республиканского, краевого и областного подчинения с административными центрами районов и автономных округов; административные центры районов и округов между собой, с железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, курортами, базами отдыха, спортивными комплексами и с дорогами федерального значения. Находится под управлением территориальных управлений дорожного хозяйства.
Автомобильная дорога федеральная — дорога, соединяющая: столицу Российской Федерации со столицами республик и важнейшими промыш-ленными и культурными центрами страны, столицы республик и административные центры краев и областей; курорты, места массового отдыха и туризма, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими станциями железных дорог, аэропортами, морскими и речными портами. Обеспечивает также транспортные связи с зарубежными странами, объединяет все другие автомобильные дороги в единую сеть. Находится под управлением федерального органа управления дорожным хозяйством.
Автомобильная магистраль — дорога высокой пропускной способности, предназначенная для скоростного движения автомобилей, не обслуживающая придорожной территории; имеет проезжие части, отделенные одна от другой по направлениям движения разделительной полосой. Все пересечения с другими путями (автомобильными, железнодорожными, трамвайными, пешеходными) выполнены в разных уровнях.
Автомобильный транспорт — один из важнейших видов транспорта единой транспортной системы страны, являющийся совокупностью наиболее мобильных и универсальных транспортных средств и сети автомобильных дорог. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров.
Дорожное хозяйство — часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках. Включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию этих дорог.
Дорожно-климатическое районирование — разделение территории на районы (зоны) с более или менее однородными климатическими условиями для целей проектирования и строительства дорог. В зависимости от степени увлажнения, глубины залегания грунтовых вод, глубины промерзания грунтов и среднегодового количества осадков территория Российской Федерации разделена на пять дорожно-климатических зон.
Интенсивность движения — количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).
Искусственные сооружения — сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства, галереи, подпорные стены и др.
Категория дороги — критерий, характеризующий народно-хозяйственное значение автомобильной дороги в общей транспортной сети страны и определяемый интенсивностью движения на ней. В соответствии с категорией назначаются все технические параметры дороги.
Классификация автомобильных дорог — разделение существующих и проектируемых автомобильных дорог или отдельных их участков на категории.
Плотность дорожной сети — отношение общей протяженности всех автомобильных дорог определенной области (района) к площади этой области (района).
Пропускная способность дороги — максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени. Обычно измеряется в легковых автомобилях в час (авт./ч).
Протяженность дороги — фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами.
Развитие сети дорог — осуществление плана перспективного размещения автомобильных дорог какого-либо региона в соответствии с потребностями народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках.
Сеть автомобильных дорог — совокупность всех дорог на территории страны, краев, областей или районов, обслуживающих все отрасли их комплексного хозяйства.
Схема развития автомобильных дорог — отраслевая схема общего комплекса схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам. Разработка схем развития автомобильных дорог, так же как и других отраслевых схем, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются задачи и основные показатели развития автомобильных дорог, на втором этапе в составе этих схем разрабатываются материалы с расчетами, обосновывающими целесообразность проектирования, строительства, реконструкции, и другие мероприятия по развитию и повышению технического уровня дорог.
Транспортно-эксплуатационные показатели дороги — ряд параметров, определяющих технический уровень дороги и ее эксплуатационные возможности. В зависимости от значений показателей дорогу относят к той или иной категории. Основными показателями являются: скорость, интенсивность и состав движения, пропускная и провозная способности, уровень аварийности, качество дорожного покрытия, время сообщения, себестоимость перевозок автомобильным транспортом и др.
Улица — автомобильная городская дорога в пределах населенного пункта.
Земляное полотно и дорожные одежды
Водно-тепловой режим земляного полотна — закономерность изменения в течение года влажности и температуры верхних слоев грунта земляного полотна, свойственная данной дорожно-климатической зоне и местным гидрогеологическим условиям. Система мероприятий, направленная на регулирование водно-теплового режима, позволяет уменьшить влажность и величину морозного пучения рабочего слоя земляного полотна.
Грунт подстилающий — естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружается земляное полотно. Располагается непосредственно под дорожной конструкцией на толщину активной зоны, в которой практически затухают напряжения и деформации от транспортной нагрузки.
Грунт растительный — верхний слой почвы, который пригоден для озеленения.
Грунтовые воды — подземные воды, находящиеся в первом от поверхности земли постоянном водоносном горизонте, не имеющем сверху сплошной кровли водонепроницаемых пород. Не обладают напором и подвержены колебаниям уровня и дебита.
Обвал — внезапное обрушение с крутых горных склонов отдельных камней и обломков в скальных породах с сильной трещиноватостью.
Оползень — нарушение устойчивости склонов или откосов, выражающееся в смещении одной части грунтового массива относительно другой, остающейся неподвижной, без контакта между ними. По механизму смещения различают срез с вращением, скольжение, выдавливание, вязкопластичное течение, сложное смещение.
Показатели прочности — механические характеристики, с помощью которых можно описать прочность в любых напряженных состояниях. Для грунтов такими характеристиками являются угол внутреннего трения (ср) и сцепление (с).
Прочность грунтов — мера сопротивления грунтов касательным напряжениям. Основной вид нарушения прочности грунта — смещение одной его части по другой вследствие незатухающего сдвига, переходящего в срез.
Водоотводные устройства — комплекс сооружений, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих их переувлажнение (боковые канавы, лотки, водосборные колодцы, водопоглощающие и дренажные устройства).
Водосток (ливневая канализация) — система отвода поверхностных вод в городах, предназначенная для сбора и отвода дождевых и талых вод, вод от полива и мытья улиц, вод из дренажных систем и внутренних водостоков зданий. Различают открытую систему, состоящую из лотков и кюветов, входящих в поперечный профиль улиц, водоотводных канав, тальвегов, русел малых рек, закрытую — состоящую из сети трубопроводов, водоприемных и смотровых колодцев и камер и смешанную — включающую элементы закрытой и открытой сети.
Выемка — земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли. Раскрытая выемка — мелкая выемка, устраиваемая с пологими откосами (более 1:10) для облегчения переноса через нее снега ветровым потоком. Разделанная под насыпь — выемка с пологими откосами и боковыми резервами, устраиваемая для уменьшения заносимости ее снегом.
Геокомпозит — составной материал, среди компонентов которого имеется, по крайней мере, один геотекстильный материал или материал, содержащий геотекстиль.
Геосетка — геосинтетический материал, в котором сетка связана узлами и в котором отверстия шире, чем элементы плетения.
Геотекстиль — тканый или нетканый рулонный строительный материал, изготавливаемый из различного волокнистого сырья со значительной долей синтетических компонентов и используемый в качестве прослоек для различных целей при строительстве, реконструкции и ремонте земляных сооружений.
Дренаж — геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод. Различают дренажи: откосный, перехватывающий и подкюветный.
Дренажные сооружения — комплекс сооружений, предназначенных для понижения уровня и сбора грунтовых вод с их отводом из земляного полотна и из-под дорожных одежд. Различают: горизонтальный дренаж, к которому относятся трубчатый дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины (дрены), и вертикальный дренаж — забивные и сквозные фильтры, колодцы, сифонный дренаж. Дренажные устройства укладывают: выше водоупора глубокого залегания (несовершенный дренаж); на поверхность или ниже водоупора при неглубоком его залегании для полного перехвата подземных вод (совершенный дренаж).
Земляное полотно — сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов. К земляному полотну относят связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства и др.
Насыпь — инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и (или) техногенных грунтов, в пределах которых вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.
Обочина — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть необработанные (грунтовые) и укрепленные асфальта- и цементобетоном, местными материалами (щебнем, гравием, шлаком) или засевом трав. Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги.
Основание насыпи — подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно.
Откос земляного полотна — поверхность, сопрягающая обочину с поверхностью придорожной полосы или водоотводных сооружений.
Откосная часть — у насыпи — часть насыпи, расположенная между поверхностью откоса и вертикальной плоскостью, проходящей через бровку земляного полотна; у выемки — часть грунтового массива, расположенная со стороны оси земляного полотна и ограниченная вертикальной плоскостью, проходящей через бровку выемки.
Поверхность земляного полотна — поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда.
Поглощающие устройства — водоприемные устройства, отводящие воду в нижние пористые водопроницаемые слои подстилающего грунта.
Полоса отвода — полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений. Различают также полосу, временно отведенную для устройства боковых резервов, карьеров, которая после окончания строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям.
Полувыемка-полунасыпь — земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь или в отвал.
Слой земляного полотна рабочий — верхняя часть земляного полотна, расположенная от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части.
Слой земляного полотна улучшенный — дополнительный (необязательный) слой из необработанного или обработанного каменного материала, расположенный в пределах рабочего слоя земляного полотна, устраиваемый с целью улучшения свойств дорожного основания.
Конструкции и типы дорожных одежд
Дорога грунтовая профилированная — автомобильная дорога, не имеющая покрытия, но построенная с помощью профилировочных дорожных машин с приданием земляному полотну определенного продольного и поперечного профиля. Требует регулярной профилировки (восстановления профиля). При переувлажнении проезд прекращается.
Дорога грунтовая улучшенная — профилированная грунтовая автомобильная дорога, проезжая часть которой улучшена путем введения скелетных добавок (гравия, шлака и др.) или местных вяжущих (золошлаковых смесей и других отходов производства). При оттаивании после замерзания, а также после обильных дождей проезд затруднителен или полностью невозможен.
Дорога зимняя (автозимник) — дорога, проезжая часть которой (сплошная или колейная) построена из льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная непосредственно по замерзшей поверхности рек и озер. Действует до оттаивания ледяного покрытия.
Дорожная одежда — многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт. Дорожные одежды классифицируют по типам исходя из их капитальности.
Дорожная одежда жесткая — дорожная одежда с цементобетонными монолитными покрытиями; со сборными покрытиями из железобетонных или армобетонных плит с основанием из цементобетона или железобетона.
Дорожная одежда капитальная — дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.
Дорожная одежда нежесткая — дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона или армобетона, укатываемого бетона.
Дорожных одежд классификация — разделение дорожных одежд по типам исходя из их капитальности, характеризующей работоспособность дорожной одежды.
Краевая полоса — часть обочины или разделительной полосы (на дорогах I категории), непосредственно примыкающая к проезжей части и имеющая конструкцию более прочную, чем на остальной части обочины. Заезд автомобильного транспорта на краевую полосу ограничен. С этой целью краевую полосу отделяют сплошной разметочной линией. Возможно устройство краевой полосы другого цвета, чем на основной проезжей части.
Основание бетонное (цементобетонное) — конструктивный слой дорожной одежды или нижний слой двухслойного цементобетонного покрытия, построенный из уплотненной цементобетонной смеси, включая укатываемый бетон или другие низкомарочные бетоны.
Основание битумогрунтовое — конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местных грунтов и органических вяжущих материалов с применением добавок.
Основание гравийное — конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из гравия или подобранной гравийной оптимальной смеси, распределенной по грунтовому или песчаному основанию и уплотненной.
Основание дорожной одежды — несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.
Основание из укрепленных грунтов — конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из грунтов, обработанных органическими или неорганическими вяжущими.
Основание песчаное — дополнительный слой, устраиваемый из песка ниже основания дорожной одежды или непосредственно под покрытием. Служит также дренирующим и выравнивающим слоем.
Основание цементогрунтовое — конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местного грунта, обработанного цементом.
Основание щебеночное — конструктивный спой дорожной одежды из природного или искусственного щебня с заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и уплотнением. Для устройства щебеночного основания возможно применение щебеночной смеси оптимального состава.
Покрытие дорожное — верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
Покрытие дорожное асфальтобетонное — покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотненное.
Покрытие дорожное гравийное — покрытие переходного типа, построенное из гравийной смеси и уплотненное. Укладывают в один или два слоя по всему профилю земляного полотна (серповидный профиль) или только по ширине проезжей части.
Покрытие дорожное из асфальтобетона на модифицированном битуме — верхний слой дорожной одежды, устроенный из асфальтобетонной смеси, в которой битум модифицирован различными добавками, обычно повышающими его трещиностойкость.
Покрытие дорожное из дренирующего асфальтобетона — покрытие из специального высокопористого асфальтобетона, укладываемого на плотное асфальтобетонное основание, отводящее воду внутри своего слоя, что обеспечивает практически сухое состояние покрытия даже в период дождя и способствует высокому коэффициенту сцепления автомобильного колеса с покрытием.
Покрытие дорожное из песчаного асфальтобетона — капитальное дорожное покрытие, разновидность асфальтобетонного покрытия. Устраивают из асфальтобетонной смеси, не содержащей щебеночного материала.
Покрытие дорожное из щебнемастичного асфальтобетона — плотное покрытие из щебнемастичной асфальтобетонной смеси, содержащей повышенное количество мелкого щебня (до 10 мм иногда до 20 мм), повышенное количество битума (до 6…8 %), с введением целлюлозы, минерального порошка (8…12 %). При уплотнении не рекомендуется применение вибрационных катков.
Покрытие дорожное цементобетонное — капитальное покрытие, монолитное, сооружаемое из цементобетонных (или полимербетонных) смесей, уплотняемых на месте работ, или сборное (сплошное или колейное) из индустриально заготовленных железобетонных плит. Различают монолитные покрытия — армированные и неармированные, непрерывно армированные, предварительно напряженные и самонапрягающиеся.
Покрытие дорожное цементобетонное армированное — монолитное цементобетонное покрытие, при строительстве которого в нем размещают арматуру (обычно стальную в виде сеток), улучшающую работу цементо-бетонной плиты на растяжение при изгибе.
Покрытие дорожное цементобетонное предварительно напряженное — монолитное дорожное покрытие, цементобетон которого в процессе строительства подвергнут предварительному сжатию для повышения сопротивления растягивающим напряжениям (при безарматурном напряжении бетона), или с предварительно напрягаемой арматурой (струны, пучки, стержни периодического профиля).
Покрытие дорожное щебеночное — покрытие переходного типа, построенное из необработанных дробленых каменных материалов с расклинкой мелким щебнем и уплотнением с поливкой водой. Возможно применение плотных щебеночных смесей оптимального состава без расклинки.
Слой износа — тонкий слой, устраиваемый на покрытии из материалов, обработанных битумом или синтетическим вяжущим, в том числе ЛЭМС (литыми эмульсионно-минеральными смесями), либо входящий в состав толщины покрытия, но не учитываемый в расчетной толщине слоя. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
Ширина проезжей части — расстояние между внутренними границами краевых полос, а при их отсутствии (на дорогах IV, V категорий) — расстояние между внутренними границами обочин.
Расчет дорожных одежд
Автомобиль расчетный (расчетная нагрузка) — условная транспортная единица, параметры которой (нагрузка на колесо, давление на покрытие, диаметр круга, равновеликого площади передачи давления в зоне контакта) используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов. Для перехода от автомобилей с различными осевыми нагрузками к расчетным используют суммарные коэффициенты приведения транспортного средства к расчетной нагрузке.
Деформация — изменение формы или размеров насыпи, дорожной одежды, сооружения и т. п. без изменения массы.
Мостовые сооружения и переходы
Акведук — мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, реку, суходол, дорогу и т. п.
Виадук — мостовое сооружение на переходе через глубокий овраг, ущелье, суходол, лощину с высоким расположением уровня проезда над дном препятствия.
Высота моста — расстояние от уровня проезжей части по оси моста до уровня меженных вод.
Высота проезда — наименьшее расстояние от уровня проезда до низа расположенных над проездом элементов конструкций, электрических сетей, сетей связи, трубопроводов и т. п., что определяет возможность или ограничение проезда транспортных средств.
Длина моста — расстояние между началом и концом моста, измеренное по его оси. При этом начало моста — первая по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста — последняя по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста.
Длина пролетного строения — расстояние между крайними конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его оси.
Мост — сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей через водные преграды.
Источник: kibi.ru
Виды дорожных покрытий и их характеристики
Транспорт является одним из «китов», на которых стоит экономика. Именно он обеспечивает связи между предприятиями, объектами промышленности, торговли, сельского хозяйства и снабжения. Развитие любого города, области и страны напрямую зависит от развития системы транспортного сообщения, в которой автомобильные дороги занимают первое место.
В зависимости от особенностей эксплуатации дорог их классифицируют на несколько типов. Строительство каждого осуществляется строго по технологии, регламентируемой специализированными органами. В этой статье мы подробно разберемся в том, какой бывает классификация дорожных покрытий.
Общая структура дороги и классификация дорожных покрытий
Любая дорога состоит из двух слоев:
- Дорожная одежда.
- Земляное полотно.
Дорожная «одежда» в свою очередь состоит еще из двух составляющих:
Покрытие отличается высокой прочностью и износоустойчивостью. Это та самая «верхняя» часть дороги, которая принимает удары автомобильных колес и погодных условий на себя. Покрытие обязательно должно быть прочным, влагостойким, устойчивым и шероховатым, чтобы обеспечить необходимое сцепление колес с дорогой. В противном случае количество аварий на подобных участках будет просто «зашкаливать». Покрытие тоже состоит из еще двух слоев:
- Несущий слой.
- Слой износа.
Основание представляет собой несущую часть дороги, которая состоит из многослойного специально обработанного вяжущими веществами грунта или каменных материалов. Любая дорога в поперечным разрезе напоминает кусок «наполеона» с «коржами» разной плотности и толщины.
Совет: на дорожной одежде делается акцент при строительстве дорог. Доля ее стоимости от общих затрат на строительство обычно превышает 50%. Именно поэтому упор делается на качество одежды. Чем выше категория дороги, тем надежнее и прочнее будет этот слой.
Жесткие и нежесткие покрытия
Нежесткие дороги можно «рассортировать» по видам:
- Грунтовые. Применяются для дорожек в парках и садах. Выполняют исключительно декоративную функцию. Практически не требуют вложений для своего создания.
- Щебеночные. Не рассчитаны на высокие нагрузки. Активно применяются в «глухих» уголках сельской местности, где нет возможностей для асфальтной альтернативы.
- Гравийные. Практически идентичны со щебеночными. Отличаются только материалом-основой. Цель использования и общие характеристики почти аналогичны со щебеночными.
Жесткие в свою очередь можно разделить еще на несколько подгрупп:
- Асфальтовые. На данный момент самый распространенный вид дорожного покрытия. Такая популярность обоснована хорошим сочетанием цены материалов и качества готового полотна.
- Мощеные. Постепенно ушли в прошлое. В основе строительства применяется укладка натурального камня, что обуславливает общую дороговизну всего процесса. Применяются исключительно в декоративных целях.
- Сборные конструкции цементные. Отличаются повышенной устойчивостью и способностью переносить колоссальные нагрузки. Используются при строительстве мостов, чем обеспечивают их дополнительную устойчивость.
Совет: каждый из вышеперечисленных типов можно применять только в строго определенных ситуациях под отдельные виды транспорта. Жесткие дорожные покрытия считаются на пару степеней выше нежестких. Они прочнее, но и при строительстве требуют значительно больших финансовых затрат на материалы и работу.
Послесловие
При выборе типа будущей дороги специалисты всегда отталкиваются от совокупности факторов, главным из которых принято считать интенсивность движения транспорта на участке. Чем она выше, тем выше будет износ дорожного покрытия. Соответственно в районах постоянной эксплуатации дороги строятся прочнее. Для более «спокойных» участков используют облегченную версию, которую в случае необходимости можно переквалифицировать в переходную, если в будущем планируется повышение нагрузки.
Жесткие покрытия превалируют в густонаселенных районах с хорошо развитой инфраструктурой. Они же сильно уступают нежестким дорогам в сельской местности, где жестким покрытием обычно могут похвастаться только центральные улицы или дороги ведущие на крупные объекты сельского хозяйства.
Категории дорог. Классификация и назначение дорог
Дорожное сообщение – это важнейшая часть экономики любой страны, ведь оно играет немаловажную роль в уровне развития промышленности и производства государства. И автомобильные дороги России в этом плане не являются исключением. В целях определения уровня качества и потокопроходимости разработан список определенных требований, предъявляемых к автодорогам. Те из них, что максимально полно отвечают предъявленным критериям, способны принимать транспортные потоки любой сложности и полноты и способствовать доставке пассажиров и грузов во всех направлениях и на любые расстояния. Именно поэтому стоит уделить самое пристальное внимание вопросу о том, какие именно категории автомобильных дорог вообще существуют и как проводится их классификация.
Как все устроено
Для увеличения безопасности движения и повышения проходимости современная автодорога обустраивается как сложное техническое сооружение и выполняется на специально выделенном для этого участке местности, называемом полосой отвода. Там и обустраивается сама проезжая часть, по которой и передвигаются транспортные средства.
Для обеспечения повышенной пропускной способности, удобства езды и безопасности движения практически все виды дорог оснащают твердым покрытием: асфальтом, бетоном и др. строительными материалами. Ширина проезжей части для дороги с однорядным движением составляет не менее 7 метров. Небольшая часть полосы отвода при этом не имеет твердого покрытия и не входит в дорожное полотно — она используется как дополнительная площадь. Тут прокладываются объездные пути, велосипедные дорожки, также эта часть дороги отводится для движения тракторов и гужевого транспорта. Дополнительно в этой части полосы отвода обустраиваются водоотводные и лесозащитные сооружения, а при ремонте дорожного покрытия тут же складируют строительные материалы.
Кроме проезжей части, дорожное полотно включает в себя также и две обочины — слева и справа от проезжей части. Эти дополнительные полосы служат для съезда (как случайного, так и вынужденного) с основной части дороги, а также могут быть задействованы в качестве вспомогательной полосы при разъездах или ремонте дорожного покрытия.
Разные виды дорог имеют обочины неодинаковой ширины: от 2 до 3,75 метров. Для стока воды от дождя и снега по обеим сторонам дороги устраиваются кюветы — канавы глубиной от 0,3 до 1 метра. Независимо от класса и категории все дорожные покрытия выполняют не плоскими, а в виде двускатной крыши с углом наклона от 1,5 до 4 градусов. Это позволяет дождевым водам не задерживаться на полотне, а свободно стекать в кюветы.
Разные категории
Категории автомобильных дорог в разных странах мира имеют разнообразные критерии оценивания, однако, немного обобщив их, можно составить примерно такой перечень:
- Е – путепроводы европейского значения;
- М – маршруты федерального значения;
- Р – дороги, соединяющие административные центры;
- А – федеральные и региональные автодороги, подъезды к крупнейшим транспортным узлам – аэропортам, морским и речпортам;
- К – региональные дороги;
- Н – прочие дороги местного подчинения.
Существует также еще несколько критериев, по которым можно классифицировать дороги разного назначения:
- по ширине покрытия и количеству полос движения;
- по принципу и способу пересечения с автодорогами разных видов;
- по наличию или отсутствию разметки и разделительной полосы.
Именно последний разделительный принцип говорит о том, является ли дорога действующей, пересекается ли она с другими автодорогами и сколько раз, как осуществляется регулирование движения, сколько на ней поворотов и другие параметры.
Принципы классификации
В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:
- автомагистраль;
- скоростное шоссе;
- обычная дорога.
Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:
- районные;
- областные;
- территориальные;
- региональные;
- национальные;
- международного сообщения;
Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.
Первая категория
К первой категории автодорог в России относятся автомагистрали, скоростные трассы и автострады. Такие путепроводы имеют ширину не менее 15 метров и оснащены разделительной полосой. В каждом направлении предусмотрено не менее двух полос движения, шириной не меньше 3,75 метров. Подобные дороги рассчитаны на высокую интенсивность движения и оснащены качественным бетонным покрытием, способным выдерживать большой наплыв автотранспортных средств. Пропускная способность таких путепроводов превышает 7 000 авто в сутки, при этом транспортные средства передвигаются со скоростью не менее 120 км/ч.
Вторая
Ко второй категории дорог относят автотрассы, оснащенные асфальтовым покрытием и соединяющие между собой промышленные, культурные и административные центры страны. Для таких путепроводов предусмотрена ширина не менее 7,5 метров, а пропускная способность более 3–3,5 тыс. авто в день. Скорость движения при этом также сохраняется на уровне 120 км/ч.
Третья
К третьей категории дорог относят трассы с гораздо менее интенсивной нагрузкой движения, не более 3 000 авто/сутки. Такие автодороги могут иметь ширину от 3,5 до 7 метров, а дорожное покрытие на них обустраивается по облегченным требованиям, также оно может быть и булыжным. Скорость движения по таким дорогам обычно не может превышать 100 км/ч, а транспорт, имеющий нагрузку более 6 тонн, и вовсе не допускается к проезду по ним.
Четвертая и пятая категории дорог
Четвертая категория автодорог отличается наличием покрытия довольно низкого качества. Из-за этого движение по ним может быть сильно затруднено, особенно в осенне-весенний период. Такие пути могут пропускать не более 1000 автомобилей в сутки, а скорость движения по ним ограничена 80 км/ч. Большегрузным же автомобилям проезд по таким дорогам чаще всего закрыт совсем, связано это с тем, что движение тяжелого транспорта приводит к быстрым и серьезным разрушениям дорожного покрытия.
Ярким представителем пятой категории является «классическая» проселочная дорога. Дороги этой категории чаще всего вообще не имеют какого-либо покрытия, а двигаться по ним со скоростью, превышающей 60 км/ч, вряд ли удастся.
Лесные дороги — классификация
Отдельным видом классификации можно назвать назначение дорог. Отдельным видом дорог в России являются лесные дороги. Как уже понятно из названия, обустраиваются они в лесных массивах и служат для беспроблемного доступа транспорта в эти части России.
- лесохозяйственные — предназначены для осуществления контроля за состоянием лесных массивов, именно по ним егеря обходят вверенные им территории;
- лесовозные — обеспечивают транспортное сообщение при валке леса в промышленных и санитарных целях; так как по ним передвигается тяжелый грузовой транспорт — они дополнительно укрепляются для обеспечения повышенной проходимости большегрузных автомобилей;
- противопожарные — призваны обеспечить доступ пожарных расчетов к очагам вероятных возгораний;
В прежние времена к этому перечню можно было бы добавить еще один тип дороги — лежневую, однако сейчас их практически не строят, а старые давно пришли в негодность. Дело в том, что дорожное полотно в этом случае представляет собой настил из цельных бревен. Построить такую дорогу можно быстро, однако это нецелесообразно — ведь древесина нынче недешева, а уйдет на подобный тракт ее очень много. Да и срок службы такого покрытия по сравнению, например, с асфальтным — невелик, древесина быстро гниет и портится в неблагоприятных погодных условиях.
Насколько важно проводить ремонт дорог
Как известно, далеко не все автомобильные дороги России могут похвастаться новым качественным покрытием, а ведь это один из важнейших факторов, которым не стоит пренебрегать. От качества дорожного покрытия зависит довольно много, ведь для обеспечения качественной жизни человека грузоперевозки (не говоря уже о пассажирах) должны осуществляться максимально быстро, безопасно и эффективно.
Часто несоответствие дорожного покрытия требованиям современных транспортных реалий и все увеличивающемуся потоку движения могут привести ко многим негативным последствиям: росту числа аварий, ускорению износа автотранспортных средств, перерасходу топлива, снижению скорости движения и многих других. Страшно даже представить, что, например, чья-то жизнь может зависеть от того, по какой именно дороге будет доставлен тот или иной медицинский препарат или насколько быстро сможет приехать пожарная машина. Так что покрытие дорог также играет в классификации далеко не последнюю роль.
Классификация дорог в зависимости от покрытия
В зависимости от типа дорожного покрытия можно выделить следующие виды:
- мостовые;
- цементобетонные;
- покрытые гравием или щебнем;
- грунтовые;
- дегтебетонные;
- асфальтобетонные;
- покрытые материалами, содержащими органические вещества, имеющие вяжущие свойства.
Подытоживая вышесказанное, можно еще раз отметить важность и необходимость всех работ, связанных с обустройством и ремонтом дорого, а также поддержанием их в надлежащем состоянии. Новые технологии открывают массу возможностей для того, чтобы и проселочная дорога, и автомагистраль оставались на достойном уровне по прочности и качеству покрытия и были способны обеспечить высокую проходимость транспортных средств.
Виды дорожных покрытий и их характеристика
Водитель может управлять автомобилем благодаря взаимодействию колес автомобиля с покрытием дороги.
В результате воздействия водителя на педали управления дроссельной заслонкой (подачей топлива) и тормоза, рычаг коробки передач и рулевое колесо между колесами и опорной поверхностью дороги возникают реакции (силы), управляющие скоростью и направлением движения автомобиля.
На рисунке 38.1 показаны силы, действующие на колеса автомобиля при различных режимах движения.
Через каждое колесо передается часть массы автомобиля G, вызывающая ответную реакцию из-за чего между колесом и опорной поверхностью дороги возникает сцепление. Качение колеса, возможность реализации на нем тяговой или тормозной силы, противодействие боковому скольжению осуществляются благодаря его сцеплению с опорной поверхностью. Мера сцепления колеса с дорогой оценивается силой сцепления Pcu, которая равна произведению реакции Рг и коэффициента сцепления f
На ведущее колесо (рисунок 36.1.а) действует сила тяги Р, которая представляет собой реакцию дороги на силу, передаваемую двигателем через трансмиссию. Максимальная по значению сила тяги равна силе сцепления Рсц. Стремление увеличить силу тяги до значения большего, чем сила сцепления, приводит к пробуксовке колес.
На движение ведущего и ведомого колес оказывает влияние сила сопротивления качению Рк, которая является следствием деформации колеса и опорной поверхности дороги от действия на них разнообразных сил, прежде всего массы автомобиля G.
Чрезмерно низкое давление воздуха в шинах заметно увеличивает деформацию шины и, следовательно, значение коэффициента f.
При скорости до 80 км/ч коэффициент f можно считать постоянным, а при скорости свыше 80—100 км/ч он заметно увеличивается.
Основное влияние на значение коэффициента f оказывают качество и состояние дорожного покрытия (таблица 36.2).
Покрытие дороги | Значение коэффициента f |
Асфальтобетонное | 0,014—0,020 |
Булыжное | 0 023__0 030 |
Щебеночное | 0,055—0,060 |
Грунтовая дорога | 0,055—0,15 |
Песчаное | 0,10—0,30 |
Дорога, покрытая снегом, укатанная | 0,05—0,30 |
Дорога и гололедицу | 0,03-0,10 |
Примечание. Нижние пределы значений характерны для сухих дорог, содержащихся в хорошем состоянии, верхние — для мокрых дорог с твердым покрытием и дорог в плохом состоянии.
Движение и особенно разгон автомобиля на увлажненных грунтовых, песчаных и заснеженных участках требует значительной силы тяги для преодоления сравнительно большей силы сопротивления качению. В таких условиях приходится двигаться на пониженных передачах, что сопряжено с повышенным расходом топлива.
Основное влияние на движение тормозящего колеса (рисунок 36.1, г) показывает тормозная сила Рт, которая является реакцией дороги на силу, стремящуюся прекратить вращение колеса (трение тормозных колодок и барабана). Максимальная по значению тормозная сила Рт, равна силе сцепления Рса. Стремление увеличить тормозную силу до большего значения силы сцепления приводит к блокировке и скольжению колеса (движение юзом).
Блокировка тормозящего колеса с изношенным протектором шин обычно возникает уже при нажатии тормозной педали с усилием, равным 2 /3 усилия, необходимого для блокировки колеса с хорошими шинами.
При повороте колеса (рисунок 38.1, г) на него действует центробежная сила Рв, которая вызывает появление боковой реакции , направленной к центру поворота. Реакция Ry возникает и под действием других боковых сил (ветер, поперечный уклон дороги, удар колеса о препятствие). Под действием боковых сил шина деформируется и катится под углом к заданному направлению, т. е. с уводом. Если значение боковой реакции превышает значение силы сцепления Ясш, то колесо скользит в боковом направлении, т. е. его заносит.
О приближении к участку дороги, на котором действуют боковые силы, способные нарушить боковую устойчивость движения колес (вызвать занос) или привести к значительному уводу, информируют предупреждающие знаки 1.11, 1.12, 1.27 и 1.31. Снижение скорости движения перед такими участками дороги является обязательной мерой предупреждения аварийной ситуации.
Пробуксовка ведущего колеса или блокировка тормозящего колеса возникает при сравнительно меньших значениях соответственно тяговой или тормозной силы, если на колесо действует боковая сила Ру.
Чем больше значение тяговой или тормозной силы, тем для бокового скольжения колеса (заноса автомобиля) требуется меньшая по значению боковая сила.
Понимая основные причины изменения коэффициента сцепления, водитель быстрее научится принимать меры для сохранения устойчивого движения автомобиля. На участках с плохим сцеплением водитель должен избегать резкого нажатия на педали управления дроссельной заслонкой, тормоза и резких поворотов рулевого колеса.
Управление автомобилем осложняется на дорогах с неровным покрытием, где возникают колебания и тряска, увеличивающие сопротивление качению колес и вызывающие быстрое утомление водителя. На таких дорогах возникает опасность отрыва колеса от дороги. В случае отрыва колес водителю следует удерживать рулевое колесо в таком положении, чтобы после опускания колес на поверхность дороги автомобиль выдерживал нужное направление движения.
О приближении к скользкому или неровному участку дороги информируют предупреждающие знаки 1.15 и 1.16.
В результате длительной эксплуатации дороги шероховатость поверхности проезжей части стирается и значение коэффициента сцепления уменьшается. Для его восстановления покрытие посыпают клинцом, поливают гудроном и укатывают.
Участки с изношенным или отремонтированным покрытием отличают по цвету: отремонтированные участки более темные, а более светлые старые участки дают отблески при солнечном освещении. Коэффициент сцепления шероховатого покрытия практически не зависит от влажности, а у изношенного даже при незначительном его смачивании уменьшается более чем в 2 раза.
При переходе с шероховатого на гладкий участок дороги рекомендуется снизить скорость движения.
Цементобетонные покрытия при изменениях температуры и влажности дают лучшую стабильность коэффициента сцепления, чем асфальтобетонные. Кроме того, такие покрытия обеспечивают сравнительно лучшую видимость ночью, однако наличие на них поперечных швов приводит к ударам колес, которые особенно ощутимы при большой скорости движения.
Источник: krepysh-ufa.ru