ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 21 декабря 1991 года № 689-XII
Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике
( Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 21 декабря 1991 года № 690-XII )
(» Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан» 1991 год № 22, cт.700 )
Настоящий закон является правовой базой для регулирования вопросов, связанных с индивидуальным жилищным строительством.
Статья 1. Право граждан Кыргызской Республики на индивидуальное жилище
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики граждане республики имеют право на индивидуальное жилище.
Это право обеспечивается содействием со стороны государства развитию индивидуального жилищного строительства, охраной существующего индивидуального жилищного фонда, справедливым распределением на основании настоящего закона и других законодательных актов земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов.
⚖️Человек и закон РК.Совет который поможет защитить ваши права и свободу✊жми на колокольчик
Никто не может быть выселен из занимаемого жилого дома или ограничен в праве пользования индивидуальным жилым домом иначе как на основании и в порядке, предусмотренными законом. Не допускается осуществление жилищных прав в противоречии с их назначением или нарушением прав других граждан, а также прав государственных и иных организаций.
Статья 2. Задачи Закона Кыргызской Республики «Об индивидуальном
жилищном строительстве в Кыргызской Республике»
Задачами Закона Кыргызской Республики «Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике» являются регулирование взаимоотношений между государством и индивидуальными застройщиками в целях обеспечения права граждан на индивидуальное жилищное строительство, защита потребительских прав индивидуального застройщика, содействие повышению технического и архитектурного уровня индивидуального жилого дома, а также укрепление законности в области жилищных отношений.
Статья 3. Формирование индивидуального жилищного фонда
Находящиеся на территории Кыргызской Республики индивидуальные жилые дома образуют индивидуальный жилищный фонд.
Индивидуальный жилищный фонд формируется за счет нового строительства, существующих индивидуальных жилых домов в городах и сельской местности, приобретении (выкупа) гражданами в личную собственность квартир и домов, принадлежащих органам местного самоуправления, государственным и другим организациям, купли с аукциона построенных на продажу индивидуальных жилых домов, квартир в многоэтажных жилых домах и домов жилищно-строительных кооперативов, находящихся в собственности граждан.
Статья 4. Норма жилой и общей площади индивидуального жилого дома
Максимальный размер жилой и общей площади дома, возводимого за счет личных трудовых доходов граждан, ограничивается лишь площадью земельного участка, отведенного под строительство жилого дома.
Минимальный размер жилой и общей площади должен соответствовать санитарно-техническим нормам для данного района строительства.
Семинар «Основы трудового законодательства РК с учетом последних изменений на 2022 год» (26.04.2022)
Статья 5. Отвод земельных участков под индивидуальное
Отвод земельных участков и размещение индивидуальных жилых домов осуществляются в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, проектами детальной планировки, проектами застройки, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством.
Порядок отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство определяется настоящим Законом и другими законодательными актами Кыргызской Республики.
Решение о предоставлении и размерах земельных участков под индивидуальное жилищное строительство принимается соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых находятся указанные земли.
Наличие у граждан индивидуального жилого дома, квартиры на праве личной собственности, либо квартиры в домах государственного и общественного жилого фонда по договору найма, не является основанием для отказа в выделении земельного участка.
Статья 6. Порядок отвода земельных участков под индивидуальное
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 13 декабря 2011 года № 236)
Статья 7. Проект застройки земельного участка
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 13 декабря 2011 года № 236)
Статья 8. Право граждан Кыргызской Республики на строительство
индивидуального жилого дома
Граждане Кыргызской Республики имеют право на строительство индивидуального жилого дома на отведенном для этих целей в установленном законом порядке земельном участке.
Количество индивидуальных жилых домов, построенных за счет личных трудовых доходов граждан, не ограничивается.
Статья 9. Основание для строительства индивидуального жилого дома
Строительство индивидуального жилого дома осуществляется на основании следующих документов:
— правоустанавливающего и правоудостоверяющего документов на земельный участок;
— проекта индивидуального жилого дома, согласованного с уполномоченным государственным органом по разработке и реализации политики в сфере архитектурно-строительной деятельности, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;
— (абзац утратил силу в соответствии с Законом КР от 18 мая 2019 года № 66);
— положительного заключения экспертизы проектно-сметной документации.
Статья 10. Признание строительства индивидуального жилого дома или части дома, хозяйственных и бытовых строений самовольными постройками
Строительство индивидуального жилого дома или части дома, хозяйственных и бытовых строений на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке, признается самовольным.
Статья 11. Строительство и реконструкция хозяйственных и бытовых строений и сооружений на приусадебном участке
На территории приусадебного участка граждане имеют право вести строительство и реконструкцию хозяйственных и бытовых строений и сооружений, в том числе пристроек к индивидуальному жилому дому без получения документов на строительство. При этом граждане обязаны осуществлять указанные работы в соответствии с градостроительными регламентами и требованиями безопасности, установленными законодательством.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, предусмотренные настоящей статьей, производится в порядке, установленном законодательством.
Статья 12. Контроль за отводом земельных участков и проектированием индивидуальных жилых домов
Контроль за отводом земельных участков и проектированием индивидуальных жилых домов осуществляет уполномоченный государственный орган по разработке и реализации политики в сфере архитектурно-строительной деятельности.
(В редакции Закона КР от 24 мая 2013 года N 79)
Статья 13. Ответственность за нарушение порядка отвода земельных участков, проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений
За нарушение порядка отвода земельных участков, проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений субъекты градостроительно-архитектурной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 14. Ответственность за самовольное строительство
За самовольное возведение индивидуального жилого дома субъекты градостроительно-архитектурной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 15. Ответственность за поставку и реализацию некачественных материалов, изделий и конструкций
Качество и технические характеристики материалов, изделий и конструкций, применяемых для индивидуального строительства, должны регламентироваться соответствующими документами (паспортом изделия).
За отгрузку и реализацию некачественной продукции (не соответствующей стандартам и данным, указанным в паспорте) поставщик и торговые организации несут имущественную ответственность в установленном порядке.
Статья 16. Контроль качества строительных материалов, конструкций и изделий, приобретенным индивидуальными застройщиками
Претензии к качеству приобретенных строительных материалов, конструкций и изделий рассматриваются заинтересованными сторонами с привлечением уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере архитектурно-строительной деятельности в течение 15 дней.
Заключение компетентных органов по вопросам оценки качества строительных материалов, изделий и конструкций может быть обжаловано в суд.
Затраты на проведение работ по проверке качества изделий и конструкций несет предприятие-изготовитель.
(В редакции Закона КР от 24 мая 2013 года N 79)
Статья 17. Гарантийные сроки эксплуатации вновь построенных индивидуальных жилых домов
На индивидуальные жилые дома, построенные строительной организацией, осуществляющей свою деятельность на любой форме собственности или частными лицами, устанавливается гарантийный срок 24 месяца, а для кровли из рулонных материалов не свыше 18 месяцев со дня сдачи в эксплуатацию.
В случае обнаружения в течение гарантийного срока каких-либо дефектов собственник жилого дома приглашает специалистов уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере архитектурно-строительной деятельности, которые дают обоснованное заключение по данному вопросу.
Строительная организация или частное лицо, построившие дом, обязаны в течение 5 дней с момента получения заключения устранить соответствующие дефекты за счет собственных средств.
Отказ от устранения дефекта или замены некачественных материалов может быть обжалован в суд или государственный арбитраж.
(В редакции Закона КР от 24 мая 2013 года N 79)
Статья 18. Ответственность за некачественное строительство индивидуального жилого дома
В случае обнаружения деформации конструкций, разрушения частей дома, явившихся следствием нарушения строительных норм и правил строительной организацией и если при этом нанесен значительный материальный ущерб собственнику жилого дома, организация обязана восстановить разрушенные части дома за счет собственных средств.
В случае установления факта непригодности жилого дома к эксплуатации собственник имеет право потребовать от строительных организаций выплаты полной сметной стоимости дома.
Взыскание указанных сумм осуществляется судом в порядке искового производства.
Статья 19. Финансирование индивидуального жилищного строительства
Финансирование индивидуального жилищного строительства осуществляется за счет личных средств граждан (застройщика), кредитов банка, ссуд предприятий, организаций, учреждений, а также других источников, использование которых не противоречит действующим законодательным актам, направленным на всемерное развитие индивидуального жилищного строительства.
Статья 20. Льготы гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство
Льготы гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.
Статья 21. Оценка соответствия вводимого в эксплуатацию индивидуального жилого дома
(Наименование статьи в редакции Закона КР от 18 мая 2019 года № 66)
Оценка соответствия вводимого в эксплуатацию индивидуального жилого дома осуществляется на добровольной основе в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.
Если оценка соответствия не проводилась, ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома осуществляется собственником самостоятельно, при этом ответственность за соответствие объекта требованиям безопасности несет собственник.
Собственник объекта в течение одного месяца со дня завершения строительства обязан направить уведомление о соответствии объекта требованиям технических регламентов и иным нормативным правовым актам в уполномоченный государственный орган по разработке и реализации политики в сфере архитектурно-строительной деятельности.
При строительстве объекта на основании договора к уведомлению прилагается копия акта приема-передачи объекта между собственником объекта и подрядной строительной организацией, подтверждающего соответствие объекта требованиям законодательства и прием его собственником.
Уполномоченный государственный орган по разработке и реализации политики в сфере архитектурно-строительной деятельности выдает подтверждение о принятии уведомления и включении сведений по данному объекту в соответствующий реестр.
Эксплуатация объектов строительства с нарушением установленного порядка не допускается.
Статья 22. Эксплуатация индивидуальных жилых домов, квартир
Проектная и исполнительная документация на индивидуальный жилой дом, квартиру, дворовые наружные инженерные коммуникации хранятся у владельца дома, квартиры на протяжении всего периода эксплуатации объектов.
Сохранность строительных конструкций, элементов отделки обеспечивается проведением регулярных текущих и капитальных ремонтов, сроки, характер и объем которых определен в соответствующих нормативных документах по строительству.
Запрещается разборка несущих конструкций в период эксплуатации жилых помещений индивидуального жилого дома, квартиры.
Ответственность за эксплуатацию здания, приводящую к снижению надежности и прочности несущих и других конструктивных элементов, возлагается на собственника дома, квартиры.
Статья 23. Обслуживание и ремонт индивидуального жилищного фонда
Обслуживание и ремонт индивидуального жилищного фонда осуществляется за счет средств собственника жилых домов, квартир с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда, установленных для государственного и общественного жилищного фонда.
Граждане, имеющие жилые дома, квартиры на правах личной собственности, самостоятельно определяют организацию для обслуживания этого дома, квартиры, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы.
Обслуживание и ремонт индивидуального жилищного фонда указанными организациями осуществляется на основании договора с собственниками жилого дома.
Статья 24. Страхование индивидуальных жилых домов
Страхование индивидуальных жилых домов осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 25. Возмещение ущерба от землетрясений и других стихийных бедствий
Убытки по индивидуальным жилым домам в случае землетрясений, наводнений, оползней и других стихийных бедствий возмещаются гражданам страховыми компаниями.
Возмещение ущерба от землетрясений осуществляется только при установлении факта, что здание возведено в соответствии с проектом и отвечает требованиям сейсмостойкости.
Размеры и порядок возмещения ущерба определяются страховыми компаниями на основании договора с собственниками индивидуальных жилых домов.
Источник: cbd.minjust.gov.kg
Некоторые вопросы возникновения прав на объекты индивидуального жилищного строительства
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы возникновения прав на объекты индивидуального жилищного строительства. В частности, рассматривается вопрос об особенностях регистрации прав на индивидуальные жилые дома.
Одним из ключевых признаков, определяющих специфику индивидуального жилищного строительства, является особый правовой режим объектов индивидуального жилищного строительства. Основным объектом индивидуального жилищного строительства является индивидуальный жилой дом, то есть недвижимое имущество.
Неразрывно с жилыми домами следует рассматривать вопросы правового обеспечения прав на земельные участки, выделяемые под индивидуальное жилищное строительство, на которых эти жилые дома находятся или будут находиться.
К объектам недвижимости в соответствии с законодательством относятся земельные участки, а также здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно [1].
Как уже было сказано ранее, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство может быть приобретен в порядке предоставления его государственным органом либо посредством гражданско-правовой сделки. В любом случае право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации.
В литературе существует вопрос о роли регистрации прав на недвижимость в механизме их возникновения, изменения и прекращения.
Дискуссионным считается вопрос, является ли государственная регистрация основанием для возникновения прав на недвижимое имущество.
Так, В.В. Чубаров считает, что регистрация и есть один из тех знаков, без наличия которого вещное право на недвижимость возникнуть не может [2, c. 34].
Есть и иные научно-обоснованные позиции, в соответствии с которыми акт регистрации как акт административного органа не может считаться правильным способом передачи гражданского права, предметом регистрации является традиция – действия сторон по передаче имущества, направленные на перенос собственности. Право на недвижимость возникает из юридического состава, в качестве одного из элементов которого выступает акт государственной регистрации. По мнению К.М. Ильясовой, регистрация является заключительным юридическим фактом в юридическом составе [3, с. 93].
В индивидуальном жилищном строительстве государственная регистрация возможна только при наличии акта государственной приемки, также регистрация не может считаться законной, если под строительство не будет приобретен земельный участок, получено разрешение на строительство, утверждена проектная документация, то есть основанием возникновения права собственности на построенный жилой дом может возникнуть только при наличии юридического состава.
Из анализа законодательства, регулирующего отношения по регистрации прав на недвижимое имущество, следуют выводы о действующей в Казахстане системе регистрации:
- она характеризуется смешением регистрации прав на недвижимое имущество и регистрации сделок с ним;
- носит разовый характер, поскольку регистрация осуществляется по инициативе правообладателя и не ведется систематически;
- права на недвижимое имущество считаются возникшими с момента государственной регистрации;
- система требует отдельной регистрации прав на земельный участок и находящиеся на нем другие объекты недвижимости;
- система регистрации не дает достаточных гарантий от мошеннических сделок в связи с тем, что приостановление регистрации установлена только для случаев оспаривания регистрируемого права.
Что касается значения государственной регистрации, то система государственной регистрации позволяет однозначно определить субъекта права на недвижимое имущество. Правообладателю такая регистрация дает гарантию защиты от необоснованных посягательств на его права, облегчает защиту прав, поскольку является доказательством существования у него права [4, с. 62].
Земельный участок как объект недвижимости подлежит регистрации в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан от 26 июля 2007 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [5].
Согласно нормам данного Закона, основанием для регистрации права собственности на участок является заявление правообладателя либо уполномоченного органа, если земельный участок предоставлялся по решению государственного органа. Если основанием был гражданскоправовой договор, то заявление может быть подано одной из сторон, т.е. правоотчуждателем или правоприобретателем. Электронная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется без заявления участников сделки.
Помимо заявления на регистрацию, должны быть поданы документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, в данном случае, скорее всего, имеется в виду договор либо акт о праве собственности на земельный участок. При регистрации права собственности на земельный участок идет сверка с земельным кадастром.
Регистрация должна быть произведена в 15-дневный срок. Электронная регистрация прав на недвижимое имущество должна быть произведена не позднее дня, следующего за днем поступления в информационную систему правового кадастра подтверждения об уплате сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или об освобождении от уплаты сбора.
Помимо права собственности на земельный участок, возможно оформление прав землепользования на земельный участок, выданный под индивидуальное жилищное строительство. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2007 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к объектам регистрации также относится право землепользования на срок свыше 1 года.
Право собственности на вновь построенные индивидуальные жилые дома производится в таком же порядке, что и регистрация земельных участков и права землепользования. Датой регистрации прав на недвижимое имущество определяется дата подачи документов на регистрацию. Особо важным является фиксация точного времени подачи документов. Это необходимо в тех случаях, когда в отношении одного объекта было подано несколько заявлений, правообладателем будет считаться лицо, подавшее документы на регистрацию раньше других.
Законодателем предусмотрены такие случаи, когда поданы документы на регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный на незарегистрированном земельном участке. В данном случае это не является основанием для отказа в регистрации прав.
Возможны такие случаи, когда подаются документы на регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке, находящемся на праве землепользования. Это также не является основанием для отказа в регистрации. Наряду с этим регистрация права собственности на жилой дом не будет основанием изменения права землепользования на право собственности. В данном случае будет несовпадение прав на земельный участок и на недвижимость, находящуюся на нем: право землепользования и право собственности на жилой дом.
Возникает вопрос в другой ситуации, когда на стороне заказчика множество, каждый из которых вносит свой вклад в строительство. Рассмотрим такой случай, когда один из заказчиков вносит долю в качестве земельного участка. С одной стороны, право собственности на земельный участок влечет право собственности на всю находящуюся на нем недвижимость, об этом говорится в пункте 1 статьи 52 Земельного кодекса Республики Казахстан. Но с другой стороны, остальные заказчики вправе претендовать на соразмерные их вкладам доли в собственности.
Здесь возможны следующие выходы из ситуации. Лицо, в собственности которого находится земельный участок, может возместить остальным заказчикам понесенные ими расходы и стать единоличным собственником.
Другой вариант – требовать установления общей долевой или совместной собственности на основании вышеуказанной статьи, где предусматривается автоматический переход собственности на земельный участок в правовой режим общей долевой или совместной собственности.
Соглашением между сторонами может быть установлен иной правовой режим, например, право собственности у первоначального собственника и право пользования – у остальных.
В подтверждение возможности ситуации, когда право на земельный участок не совпадает с правом на жилой дом, можно привести в качестве примера статью 6 Закона «Об индивидуальном жилищном строительстве», которая гласит:
«Право собственности на недвижимость, находящуюся на усадебном участке, может принадлежать только владельцу этого участка» [6]. Но с другой стороны, владение земельным участком возможно и в случае аренды земельного участка с домом. То есть даже если имеется владение земельным участком, оно не всегда влечет право собственности на дом, находящийся на нем.
Необходимо рассмотреть также ситуацию с незавершенным строительством. В пункте 4 статьи 651 ГК РК говорится, что собственником незавершенного строительства до его сдачи заказчику и оплаты работ является подрядчик. Но данная норма противоречит положениям главы о приобретении права собственности.
В статье 238 этой главы ГК РК говорится, что право собственности на строящиеся здания, сооружения, иные имущественные комплексы, а также иное вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента завершения создания этого имущества. Так как законодательно предусмотрена приемка законченных строительством объектов, создание этого имущества считается завершенным с момента такой приемки.
А если это имущество подлежит государственной регистрации, право собственности на него возникает с момента такой регистрации. До завершения создания имущества, а в соответствующих случаях и его регистрации, к имуществу применяются правила о праве собственности на материалы и другое имущество, из которого недвижимое имущество создается.
В поддержку этой позиции можно привести мнение Е.А. Суханова. Он считает, что если право собственности на объект недвижимости возникает с момента регистрации, то до этих пор его невозможно считать недвижимостью [7, с. 78]. Нужно определить, является ли объект незавершенного строительства недвижимостью или движимым имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 117 ГК РК к недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, т.е. объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их значению. С одной стороны, незавершенное строительство подпадает под эту категорию, но с другой стороны, на незавершенный объект распространяются нормы о материалах, т.е. движимом имуществе. По данному вопросу в качестве оптимального решения можно привести мнение Кусяповой Н.В.: «До какого же все-таки момента к незавершенному строительству применяются правила о материалах, и с какого момента начинает действовать правовой режим недвижимого имущества?…..возможно, предложить закрепить в законодательстве положение о том, что незавершенное строительство недвижимым имуществом следует признать с момента начала использования его по назначению» [8, с. 43]. Сейчас очень часто встречаются такие случаи, когда люди заселяются в недостроенный дом, проводят электро-, водои газоснабжение, при этом не оплачивая этих услуг. А признание незавершенного строительства недвижимостью повлечет его регистрацию, т.е. обяжет заселившихся жильцов оплачивать вышеуказанные услуги.
Из всего вышесказанного следует, что норма о праве собственности на незавершенный объект строительства противоречит нормам о возникновении права собственности на вновь создаваемый объект, так как не может быть собственника у объекта, который юридически не существует. Здесь действительно можно говорить лишь о праве собственности на материалы, оборудование, детали или на земельный участок.
Необходимо также обратить внимание на ситуацию, когда индивидуальное жилищное строительство ведется на земельном участке, который находится в залоге либо находится в залоге право землепользования. Вопрос возникает, когда индивидуальный жилой дом построен, произведена приемка и поданы документы на регистрацию. Будет ли распространяться правовой режим земельного участка, находящегося в залоге, на вновь построенный дом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса республики Казахстан [9], «Не допускается залог части земельного участка или права землепользования на часть земельного участка, если эта часть не может быть в соответствии с целевым назначением использована в качестве самостоятельного участка».
Во-первых, порядок оформления залога земельного участка нарушен не был, так как в тот период не было недвижимости, подлежащей включению в состав залогового имущества.
Во-вторых, в случае обращения взыскания на залоговое имущество, по договору к залоговому имуществу относится лишь земельный участок, но реализация земельного участка без находящейся на нем недвижимости невозможна.
Как следствие возникает необходимость оформления залога на построенный жилой дом. По мнению К.М. Ильясовой, объекты, связанные с землей, могут приравниваться к принадлежности земельного участка и следовать судьбе последнего. Но применяется это правило лишь для распространения на недвижимость правового режима земельного участка [10, с. 50].
Вопрос также состоит в том, в каком порядке происходит оформление залога жилого дома. Возможен ли в данном случае автоматизм путем внесения дополнения в соглашение о залоге с описанием недвижимости и ее оценки. Либо в данном случае необходимо перезаключение соглашения о залоге с указанием в качестве предмета залога земельного участка и жилого дома в совокупности, и оценка всего имущества также в совокупности.
Законодатель ответа на этот вопрос не дает. Но, скорее всего, разрешение этого вопроса относится к воле сторон.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Источник: articlekz.com
Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан
Страховкада 4 адам, мен 1-ші тұрмын, учет авто киргиз!
Нарушенияны мен жасағанмын! Бірақ оның штрафы ағама келген, оны ағам ұмытып кеткен, потом судоисполнительдер ватсапқа жіберіп 1-ші штрафты төлеткен,
2-ші штрафта сотқа өтіп оны 38мыңға апарды, судоисполнительге кім прованарушения жасады соған жібер десе, ол ондай болмайды штраф бардыма төлеуге міндеттісің деген!
Кім прованарушения жасады соған штраф жіберуі керек емеспа?
Біреудің нарушениясы үшін екінші адам жауапқа тартылмайдығой әрине!?
Штраф тіркелген күннен бастап қанша күн ішінде келуі қажет?
кешіккен штрафтың күші қанша уақытта жойылады?
Одан қалай құтылуға болады? Немесе кім норушения жасады соған аударуға болама?
Мысалы; 3 күн ішінде штраф келсе оны тексеріп, қайда, қалай, не себеп, не өзгеріс, заңдыма, триножка тығылып түсіргенжоқпа дегенді білуге болар еді! Ал 3-4 ай бұрын не болғанын қайдан білесің?
Мысалы Тараз Шымкент жолында күйік асуында гаи арқанмен заң бұзып түсіріп тұрды, мигалка арты өшік алды қосылып тұр, көлік сайға қарай жылдамдық асып кетті, ал олар сондай жерлерге тығылып тұрады екен,
3 күн ішінде штраф келсе регистраторда запис тұрар еді, мен сотқа барып арыз жазар едім,
Гаи лердің міндеті «жол қауіпсіздігін сақтау» емеспа?
Здравствуйте, интересует один случай который произошел давно.
Суть такая, к нам заселился сожитель-альфонс, через неделю попросил машину купить, мол помогать маме с ее работой, разноска газет.. мама сходила в банк, сняла деньги, чтобы на следующий день купить ему машину и оформить на себя, ему доверенность на вождение. Он в ночь украл эти деньги, и утром приехал с машиной оформленной на себя, еще и купил права которых был лишен за езду под градусом, это потом узнали. Просто не знаю, немного к сути чтобы подвести. Она, конечно же не написала заявления, хотя там улик хватало..
Через 2 недели, он подружился с аферистом, который пару лет уже жил, о нем уже тогда ходили слухи что он тот еще кадр. А сожитель, будто его сто лет знал, в общем есть мысль что его специально заселил аферист, такие эпизоды у него уже имелись, тот еще мошенник, какие только аферы не проворачивал, при этом чист, со связями во всех структурах, не простой.
Аферист до появления сожителя, соседка через стену с ним ругалась, оказывается этот кадр подобрал ключи к ней, и пускал, то ли в аренду или посуточно, пока у нее пустовала. На вопрос почему она не написала заявление, проникновение со взломом, ответила, что не хочет связываться с рекетиром, работала вроде на телевидении.
Так вот, возвращаемся во время когда они спелись с альфонсом, у соседки также пустовала комната, и он имел доступ, аферист установил в ее воздуховод диктофон который ведет в нашу сторону, и там хорошая слышимость. Все это происходило в общежитий квартирного типа. В тоже время альфонс, ломает с нашей стороны воздуховод, мол он забился чтобы лучше продувалось.. И они начали часто вместе собираться в квартире(комнате) афериста, вместе с альфонсом, строить свой козни как нас кинуть.
Суть в чем, они нас обрабатывали где-то год-два, подслушивая наши разговоры через диктофон, мы хоть и догадывались, но забывались. Мне тогда было 12-14 лет, давили на то, что нам негде было купаться, мы ходили к разным добрым людям, чтобы просто искупаться.. Они при обработке, в основном все делал альфонс, он и читал такие книги как промывать голову. Автор книг был Синельников.
В общем нас ввели в заблуждение, в добавок давили на слабые стороны как за струны, еще наобещали, чего не сдержали, что естественно для мошенников их ранга. Про альфонса, мы у него были не первые пострадавшие, аферист тоже был с опытом.
По идее должен был быть обмен, а они сделали купле-продажу в своем нотариусе, сделка была совершенна на совсем левого человека, которого не было в момент подписания, мама его даже не знала и не видела. Ей сунули документы и она расписалась, получается следов которые ведут к аферисту нет.
За то что альфонс сделал большую часть работы, получил в подарок машину от афериста, сам же аферист получил считайте квартиру. И они часто вместе после этого еще встречались, значит на протяжении многих лет, продолжали кидать по той же самой схеме. Альфонс не простой, у него тоже связи, тоже ни разу не привлекался.
Хотя эти оба кинули много людей, разными путями, сам же аферист тот еще кадр, он сотрудничал таким образом не только с альфонсом, у него целая своя группа таких с кем они годами так кидали. Плюс они маме после подписания, или до этого, угрожали в шуточной манере, мол если шаг влево-право, мы убьем сына, и вообще что ее закинут куда надо.
И то что у них многое схвачено, а тогда еще и ничего особо не расследовали, заявления могли не брать, учитывая что он сам юрист, далеко не простой. Сейчас поднялся выше, не скажу где работает. Но не простой смертный, захватил в нашей общаге подвал вместе с начальником кск. Еще какой-то подвал перепродал, тоже через левого, сам не светился даже(это по слухам). Блин, я что-то тут уже начал биографию его писать.
Так понимаю, тут состав преступления 190 УК РК («Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору»). Вопрос, какой срок давности, в любом случае срок уже скорее всего прошел. Да и доказать такую аферу не просто. Не зря же юрист.
Могу ли я, хотя бы осветить ту историю? Он сейчас работает в госстуртурах, и занимает не простой пост, какой-то начальник. В любом случае, доказательств мало, лишь косвенные. В добавок ко всему, он тогда был не прост со связями, заходил в цон как к себе домой. А сейчас, у него подавно еще больше власти и связей.
Плюс его партнеры в виде альфонс, который у него много, тоже имеют родственные связи и не только, которые тоже не простые посты занимают. Тут даже пахнет ОПГ. Но, как говорится, не пойман не вор. И докажи! Он даже как-то насмехался, мол доказательств нет, и что он всех купил.
Наверно, у нас бесполезное дело с такими влиятельными, не простыми смертными связываться? Что аферист, что альфонс, поживают очень неплохо, за многие годы оба поднялись. Альфонс детям своим построил коттеджи. Аферист стал миллионером, занимает хороший пост, свой люди во многих структурах, на него работает много подельников и все такое.. Такие дела.
Нету ни кармы ни богов, ничего никто не видит, и все сходит с рук. Таким персонажам, особенно у нас, где все покупается. К большому сожалению.. Аферист нас еще долго преследовал, скажем так, хотел вообще еще кинуть, мы ведь не на улице остались, а у него обычно все его жертвы оказывались там, или в селе.. Кстати, наверняка вы его знайте, он довольна известен в ваших кругах.
Хоть и любит тишину, и управляет невидимой рукой кукловода. И да, даже имея доказательства, которых все равно нет, уверен, он бы развел на раз-два, для таких мы букашки, раздавил и дальше пошел. Он очень хитер, и не убивает, а именно скрытно кидает социально уязвимые слой населения, пользуется сложными моментами в семье, любыми невзгодами в угоду себе. Короче, не привлекает излишнего внимания к своей особой персоне. Хотя, если захотел бы, мог бы и заказать, у него примерно круг из таких и состоит, или же работает с такими партнерами.
Источник: kodeksy-kz.com
Право на самовольную постройку: сравнительный анализ законодательства России и Казахстана Текст научной статьи по специальности «Право»
В данной статье автор проводит сравнительный анализ норм права законодательства России и Казахстана, регулирующих право на самовольную постройку . Рассматривается разница в определении « самовольная постройка » по законодательству России и Республики Казахстан , а также указаны условия признания права собственности на самовольную постройку .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горячева Елена Васильевна
Юридико-фактические основания динамики правоотношений, возникающих в связи с осуществлением самовольной постройки
RIGHT ON UNAUTHORIZED CONSTRUCTION: A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN
In this article, the author conducts a comparative analysis of the norms of the legislation of Russia and Kazakhstan, regulating the unauthorized construction. Discusses the differences in the definition of «unauthorized construction» according to the legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan , and also the conditions for recognition of ownership of the unauthorized construction.
Текст научной работы на тему «Право на самовольную постройку: сравнительный анализ законодательства России и Казахстана»
ПРАВО НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА
В данной статье автор проводит сравнительный анализ норм права законодательства России и Казахстана, регулирующих право на самовольную постройку. Рассматривается разница в определении «самовольная постройка» по законодательству России и Республики Казахстан, а также указаны условия признания права собственности на самовольную постройку.
Ключевые слова: самовольная постройка, сравнительный анализ, право, Россия, Республика Казахстан.
RIGHT ON UNAUTHORIZED CONSTRUCTION: A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN
In this article, the author conducts a comparative analysis of the norms of the legislation of Russia and Kazakhstan, regulating the unauthorized construction. Discusses the differences in the definition of «unauthorized construction» according to the legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, and also the conditions for recognition of ownership of the unauthorized construction.
Keywords: unauthorised building, comparative analysis, right, Russia, the Republic of Kazakhstan.
Строительство жилого дома (части дома) является одним из самостоятельных оснований возникновения права собственности на жилое помещение. Право собственности на строящиеся здания, сооружения, иные имущественные комплексы, а также иное вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента завершения строительства.
Гражданское законодательство регулирует правовые последствия самовольного строительства. Так, согласно п.1 ст.244 ГК РК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, а также созданное без получения на это необходимых разрешений.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы ГК РК, следует уточнить, что самовольной постройкой считаются:
во-первых, строения, возведенные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, то есть на земельном участке, не принадлежащем лицу, осуществившем их;
во-вторых, строения возведены на отведенном в соответствии с законом для этих целей земельном участке, но без предварительного получения разрешительных документов на их постройку.
В определении самовольной постройки в ст.222 ГК РФ присутствует еще один признак самовольной постройки — она должна быть создана с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Актуальность проблем, связанных с понятием самовольной постройки, подчеркивается вниманием к ним со стороны, как ученых, так и судебной практики. Например, определенную трудность вызывает вопрос о том, в какой момент результат строительной деятельности человека можно назвать постройкой.
Говоря о признании права на самовольную постройку, прежде всего, необходимо с теоретической точки зрения определить, к какой категории объектов гражданских правоотношений самовольная постройка относится. В контексте данного вопроса можно дать двоякое толкование норм ст.244 ГК РК. С одной стороны, какие-либо сделки с самовольной постройкой невозможны. Из этого следует, что она вообще не является оборотоспособным объектом. С другой стороны, определенными характеристиками объекта гражданских правоотношений самовольная постройка обладает.
В этой связи С.В. Потапенко рассматривает вопрос о том, будет ли являться постройкой незавершенный строительный объект или котлован? Исходя из положений ст.130 ГК РФ, где указано, что объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу, автор дает отрицательный ответ на вопрос о возможности признания в качестве самовольной постройки котлована, так как самовольная постройка — всегда объект недвижимости, который появляется не ранее закладки фундамента [1, с. 172].
Необходимо отметить, что присутствует разница в определении самовольной постройки в законодательстве РК и РФ, состоящая в том, что под самовольной постройкой (в том числе незавершенным строительством) в контексте ст.222 ГК РФ понимается всегда объект недвижимости, а в Казахстане на объекты незавершенного строительства не устанавливается правовой режим недвижимости. Поэтому признание права на самовольную постройку в РК как объект недвижимости осуществляется только после завершения строительства.
Кроме того, в ст.222 ГК РФ нарушение, квалифицируемое как самовольное строительство, состоит не только в нарушении норм земельного законодательства, регулирующих предоставление земельных участков под строительство, либо созданное без получения на это необходимых разрешений, но и произведенное с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка представляет определенную хозяйственную ценность. В качестве ответчика будет выступать лицо, в наибольшей степени заинтересованное в существовании постройки. Обычно таким лицом является застройщик, то есть тот, кто своими силами или с помощью подрядчика осуществляет строительство. Для выявления застройщика может быть использован критерий, содержащийся в нормах ст.244 ГК РК, то есть данное лицо осуществило постройку. В случае выполнения строительных работ подрядчиком, застройщиком выступает заказчик по договору подряда, поскольку строительство выполняется в его интересах.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Исключением из этого правила являются случаи, когда:
а) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под размещение возведенной постройки;
б) в исключительных случаях, с учетом социально-экономической целесообразности, самовольная постройка может быть передана в коммунальную собственность с возмещением расходов на постройку в размере, определенном судом.
Далее возникает другой вопрос: кто имеет право легализовать самовольную постройку?
В силу п.3 ст.244 ГК право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, осуществившим постройку — соответственно, другие лица это сделать не могут. Обосновывается этот вывод тем, что самовольная постройка не есть объект гражданских правоотношений, следовательно, какие-либо правовые действия с ней возможны строго в рамках, установленных законодательно.
Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем представляется, что наследники, получившие в порядке наследования право собственности на земельный участок, на котором осуществлена постройка, праве требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
При этом анализ судебной практики по делам о признании права собственности на самовольные строения свидетельствует о том, что суды отказывают в иске наследнику лица, осуществившего постройку по причине того, что данный иск может подавать только застройщик.
Так, Кашура обратился в суд № 2 им. Казыбек би г. Караганды с иском о признании права собственности на самовольное строение. Из содержания искового заявления и материалов дела усматривается, что дом построен в 1979 г. его отцом, право собственности на него ни за кем не зарегистрировано, истец там продолжает жить, родители умерли. Единственным документом, имеющимся у истца, является технический паспорт с описанием строений.
Определением суда № 2 им. Казыбек би г. Караганды исковое заявление Кашура оставлено без рассмотрения ввиду несоблюдения им досудебного порядка разрешения спора со ссылкой на то, что согласно ст. 244 ч. 3 ГК право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном законом порядке предоставлен этому лицу под размещение возведенной постройки [2, с. 118].
Однако обязательным условием иска о признании права собственности на самовольную постройку наследников является наличие права на земельный участок.
Если же самовольные строения возведены лицом на земельном участке, находящемся в законном пользовании другого лица, то право собственности на данную самовольную постройку может быть признано судом за лицом, которому принадлежит на законных основаниях земельный участок.
При этом признание права собственности на самовольную постройку непосредственно связано с правом пользования земельным участком, на котором такая постройка находится. Следовательно, судебный акт о признании права собственности на самовольную постройку влечет изменение прав и обязанностей законного пользователя указанным земельным участком. Разрешение вопроса о праве собственности на самовольную постройку без участия законного пользователя земельным участком нарушает права этого лица.
Лицу, осуществившему такую самовольную постройку, в суде могут быть возмещены все произведенные им расходы по строительству. Однако такое возмещение может производиться только при поступлении встречного или отдельного иска от лица, осуществившего самовольную постройку. Размеры таких расходов определяются исходя из представленных совершившим самовольную постройку документов, а при их отсутствии — по существующим на момент рассмотрения спора расценкам и тарифам.
В этой части возникают вопросы, каким образом определять размер этих расходов:
— исходя из фактически произведенных в период строительства затрат, при этом если отсутствуют доказательства, то на основании заключения об оценке по ценам периода строительства;
— по ценам в момент рассмотрения спора, то есть на основании заключения об оценке самовольной постройки на данный момент с учетом стоимости работ;
— по рыночной стоимости постройки, включая стоимость работ;
— исходя только из стоимости строительных материалов.
Для правильного разрешения данного вопроса следует помнить, что оплата рыночной стоимости жилища законом предусмотрена в случае его сноса в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то есть когда лицо лишается права собственности на свое законное жилище и вместо него получает практически в принудительном порядке его компенсацию.
В случае же самовольной постройки следует исходить из того, что лицо, самовольно построившее жилище, действовало неправомерно. Следовательно, оплата рыночной стоимости постройки или ее стоимости в момент рассмотрения спора необоснованна. Будет законно и справедливо взыскивать в таких случаях фактические расходы, включая стоимость строительных материалов и работ, в момент строительства самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за осуществившими их лицами, если это повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Например, в случае, когда самовольной постройкой нарушаются права лиц, чей земельный участок и расположенные на нем строения находятся по соседству.
П.3 ст.244 ГК допускает признание права собственности на самовольно возведенную постройку за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под размещение возведенной постройки.
Следовательно, суд вправе сделать запрос в соответствующий исполнительный орган о том, будет ли предоставлен земельный участок истцу под самовольную постройку. В практике имел место следующий вариант развития ситуации, когда суду необходимо было исследовать вопрос, о том будет ли земельный участок предоставлен истцу.
Решением Алматинского районного суда г. Астаны удовлетворен иск Райкулова к ГУ «Управление земельных отношений г. Астаны» о признании права собственности на самовольную постройку. Земельный участок, на котором осуществлена постройка, не принадлежал Райкову, но он представил в суд письмо ГУ «Отдел земельных отношений г. Астаны» о том, что земельный участок под самовольной постройкой будет предоставлен Райкулову, если будет узаконено право собственности на самовольное строение.
Постановлением коллегии по гражданским делам суда г. Астаны данное решение отменено и в иске отказано по мотиву того, что предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местными исполнительными органами, а не уполномоченным органом, то есть письмо о том, что земельный участок будет предоставлен истцу, должен был направить в суд не ГУ «Отдел земельных отношений», а акимат г. Астаны [2].
При толковании понятия «самовольная постройка» необходимо исходить из того значения, которое вкладывается в это понятие законом или судебной практикой. Следует отметить,
что, исходя из буквального толкования указанной выше нормы закона, необходимо иметь в виду, что речь идет о предоставлении земельного участка в будущем («при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу»), где слово «будет» предполагает совершение данного действия в будущем. Законодатель предусмотрел это с той целью, чтобы ускорить решение данного вопроса, поскольку процедура предоставления земельного участка, как правило, занимает много времени. При наличии согласия акимата на предоставление земельного участка суд должен это обстоятельство принять во внимание в совокупности с другими требованиями закона, в частности соответствие самовольной постройки СНиПам.
Так, если, исследовав все обстоятельства спора, суд придет к выводу, что сохранение постройки не влечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует СНиПу, то согласие акимата на предоставление земельного участка в будущем явится одним из оснований для удовлетворения иска.
Следовательно, решение об удовлетворении иска о признании права собственности за лицом, осуществившим ее, можно выносить в случаях, когда акимат даст на руки истцу либо направит в суд сообщение о том, что земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, будет предоставлен лицу.
В действующем законодательстве России такой нормы нет. Абзац 1 п.3 ст.222 ГК РФ (в ред. от 27.07.2006) содержал положение, согласно которому право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» абз. 1 п.3 ст.222 ГК РФ признан утратившим силу. Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-Ф3 вступил в силу с 1 сентября 2006 г. [3].
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предлагается предусмотреть возможность признания права на самовольную постройку, на возведение которой не были оформлены, в том числе по вине уполномоченных органов, необходимые административные разрешения, если она возведена на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и отведенном под градостроительство в установленном порядке [4].
Признание права собственности осуществляется судом. В соответствии с подп.3 ст.7 ГК РК, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Однако момент возникновения права собственности на самовольную постройку необходимо рассматривать во взаимосвязи и с другими нормами ГК РК (ст.236 ГК РК), а также положений Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Предлагаем в гражданском законодательстве обеих допустить возможность отнесения постройки к категории недвижимого имущества только с момента завершения строительства и его ввода в эксплуатацию.
Таким образом, условиями признания права собственности на самовольную постройку являются:
— постройка должна иметь признаки недвижимого имущества;
— налицо должны быть признаки самовольности (создание на земельном участке, не отведенном для этих целей; создание без получения необходимых разрешений; с существенным нарушением градостроительных норм и правил);
— постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц;
— постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан;
— истец является субъектом права собственности на земельный участок либо обладает им на ином законном основании;
— застройка производилась истцом и (или) по поручению истца, но за его счет;
— постройка не имеет собственника;
— постройка индивидуально определена.
1. Гражданско-правовые способы защиты права собственности на недвижимость: науч.-практич. пособие по применению гражданского законодательства /А.В. Зарубин и др.; под общ. ред. В.Н. Соловьева; науч.ред. С.В.
Потопенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — С. 172.
2. Алимбеков М.Т., Утешева К.Ж., Абдиев Ж.Н., Абдрасулов Е.Б., Горячева Е.В. Споры о праве собственности
на недвижимое имущество (жилое помещение): практическое пособие. — Астана, 2009. — 264 с.
3. Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества (в ред. от 01.07.2011) //СЗ РФ. 2006. №27. Ст.2881; 2008. №20. Ст.2251; 2009. №29. Ст.3611; №52 (ч.1). Ст.6410; 2011. № 27.
Ст.3880.
4. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации: одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 года.
1. Civil remedies the rights of property: scien.-the practical, resource manual to support application of the civil law. Za-rubin A.V. and others; edited by Solovyov V.N., scient.ed. Potapenko S.V. 2nd ed. revised and enlarged. Moscow: Yurayt.
2012. P. 172.
2. Alimbekov M.T., Utesheva K.J., Abdiyev J.N., Abdurasulov E.B., Goryacheva E.V. Disputes about the ownership of real estate (housing): a practical guide. Astana, 2009. 264 p.
3. Federal law dated 30.06.2006 No. 93-FZ «On amendments to some legislative acts of the Russian Federation on the issue of registration in a simplified manner the rights of citizens to private immovable property (as amended from 01.07.2011). SZ the Russian Federation. 2006. No.
27. Article 2881. 2008. No. 20. Article 2251. 2009.
No. 29. Article 3611. No. 52 (part 1). Article 6410.
2011. No. 27. Article 3880.
4. The concept of development of civil legislation of the Russian Federation: approved by decision of the Council under the Russian Federation President on codification and improvement of civil legislation of October 7. 2009.
Информация об авторе Information about the author
Goryacheva Elena Vasilevna, candidate of Goryacheva Elena Vasilevna, candidate of legal
legal science, associate professor, director of science, associate professor, director of Center
Center for International Programs and Projects for International Programs and Projects of Kara-
Источник: cyberleninka.ru