Подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства что это
Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1750 «О внесении изменений в Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2018 г. N 1750
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
НА ПРЕДМЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3916; 2009, N 2, ст. 247; N 21, ст. 2576; 2010, N 14, ст. 1673; 2013, N 20, ст. 2478; 2014, N 3, ст. 285; N 40, ст. 5434; 2015, N 50, ст. 7181; 2016, N 11, ст. 1538; N 48, ст. 6764; 2017, N 16, ст. 2409; N 21, ст. 3015; 2018, N 2, ст. 425).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации в срок до 1 апреля 2019 г. привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г., за исключением подпунктов «г» и «д» пункта 1, подпункта «а» и абзаца третьего подпункта «б» пункта 2, подпункта «б» пункта 3, пункта 4, подпунктов «б» и «д» пункта 5, пункта 6, подпункта «в» пункта 7 и пункта 8 изменений, утвержденных настоящим постановлением, пунктов 2, 4 и 5 перечня утративших силу актов Правительства Российской Федерации, предусмотренного приложением к настоящему постановлению, которые вступают в силу со дня вступления в силу изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих положения об обязательности подготовки обоснования инвестиций для объектов капитального строительства.
Подпункты «г» и «д» пункта 1, подпункт «а» и абзац третий подпункта «б» пункта 2, подпункт «б» пункта 3, пункт 4, подпункт «б» пункта 5, пункт 6, подпункт «в» пункта 7 и пункт 8 изменений, утвержденных настоящим постановлением, применяются к объектам капитального строительства и решения (изменения в решения в связи с увеличением сметной стоимости и (или) изменением мощности объекта) о финансовом обеспечении которых за счет средств федерального бюджета принимаются (вносятся) после вступления в силу изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих положения об обязательности подготовки обоснования инвестиций для объектов капитального строительства.
от 30 декабря 2018 г. N 1750
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРЕДМЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,
НАПРАВЛЯЕМЫХ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
а) абзац первый заменить текстом следующего содержания:
«7. Качественные критерии оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения (далее — качественные критерии), определяют необходимость реализации предлагаемых инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета.
Проверка осуществляется на основе следующих качественных критериев:»;
б) в подпункте «б» слова «государственных программах Российской Федерации,» исключить;
в) дополнить подпунктом «б(1)» следующего содержания:
«б(1)) соответствие цели инвестиционного проекта целям и задачам, определенным в национальных (федеральных) проектах (в случаях, если реализация инвестиционного проекта планируется в рамках национального (федерального) проекта) и (или) государственных программах Российской Федерации (в случаях, если реализация инвестиционного проекта планируется в рамках государственной программы Российской Федерации);»;
г) подпункт «з» дополнить словами «(за исключением инвестиционных проектов, подготовка обоснования инвестиций для конкретного объекта капитального строительства, входящего в такой инвестиционный проект, в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной);»;
д) дополнить подпунктом «з(1)» следующего содержания:
«з(1)) соответствие задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства (далее — задание на проектирование) обоснованию инвестиций в строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (далее — обоснование инвестиций) и заключению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций — в отношении объектов капитального строительства (в случае, если подготовка обоснования инвестиций для конкретного объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной);»;
е) подпункт «и» изложить в следующей редакции:
«и) наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «а(2)», подпунктах «б», «б(1)» и «в», абзаце третьем подпункта «г», подпунктах «е» и «з» пункта 3 настоящих Правил, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке не требуется получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также за исключением инвестиционных проектов, по которым подготавливается решение о предоставлении средств федерального бюджета на подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, либо о предоставлении средств федерального бюджета на условиях софинансирования на реализацию инвестиционных проектов, проектная документация по которым будет разработана без использования средств федерального бюджета;».
а) слова «в подпунктах «и» и «к» заменить словами «в подпунктах «з(1)», «и» и «к»;
б) дополнить абзацами следующего содержания:
«Качественный критерий, предусмотренный подпунктом «к» пункта 7 настоящих Правил, не применяется:
в отношении объектов капитального строительства, подготовка обоснования инвестиций для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной;
в отношении инвестиционных проектов, по которым проектная документация разработана (будет разработана) с использованием проектной документации повторного использования, соответствующей критериям экономической эффективности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации». Заявителем представляется документальное подтверждение об используемой экономически эффективной проектной документации повторного использования.».
а) дополнить подпунктом «б(1)» следующего содержания:
«б(1)) оценка вклада инвестиционного проекта в достижение целей и задач национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации (в случае реализации инвестиционного проекта в рамках национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации);»;
б) дополнить подпунктом «д(1)» следующего содержания:
«д(1)) учет выводов технологического и ценового аудита обоснования инвестиций о возможности оптимизации выбранных основных архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных этапов — в отношении объектов капитального строительства (в случае, если подготовка обоснования инвестиций для конкретного объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной).».
4. Дополнить пунктами 9(2) и 9(3) следующего содержания:
«9(2). Проверка по количественным критериям, предусмотренным подпунктами «б» и «д» пункта 8 настоящих Правил, не проводится в отношении объектов капитального строительства, подготовка обоснования инвестиций для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной.
9(3). Проверка по количественным критериям осуществляется:
по объектам капитального строительства, в отношении которых подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, — на основании паспорта инвестиционного проекта, обоснования экономической целесообразности осуществления капитальных вложений в объект капитального строительства, подготовленного в соответствии с пунктом 13(1) настоящих Правил, и заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций;
по объектам капитального строительства, в отношении которых подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации не является обязательной, — на основании паспорта инвестиционного проекта, обоснования экономической целесообразности осуществления капитальных вложений в объект капитального строительства, подготовленного в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
по объектам недвижимого имущества — на основании паспорта инвестиционного проекта, обоснования экономической целесообразности осуществления капитальных вложений в объект недвижимого имущества, подготовленного в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, и отчета об оценке приобретаемого объекта недвижимого имущества, составленного оценщиком (оценщиками) в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».».
а) в подпункте «в» слова «, объема и сроков» исключить;
б) дополнить подпунктом «в(1)» следующего содержания:
«в(1)) копия заключения о результатах технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (для объектов капитального строительства, в отношении которых подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной);»;
в) подпункт «г» изложить в следующей редакции:
«г) копия утвержденного задания на проектирование, подготовленного по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласованного с субъектом бюджетного планирования;»;
г) дополнить подпунктом «ж(1)» следующего содержания:
«ж(1)) отчет об оценке приобретаемого объекта недвижимого имущества, указанный в абзаце втором пункта 9(1) настоящих Правил, — в отношении объектов недвижимого имущества;»;
д) подпункт «з(1)» признать утратившим силу;
е) в подпункте «л» слова «расчет интегральной оценки, проведенный» заменить словами «результаты интегральной оценки, проведенной».
6. В абзаце втором пункта 12 слова «в подпунктах «г» — «ж» и «з(1)» пункта 11″ заменить словами «в подпунктах «в(1)» — «ж» пункта 11″.
а) в абзаце первом слова «, объема и сроков» исключить;
б) дополнить подпунктом «б(1)» следующего содержания:
«б(1)) наименование национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации, оценка вклада инвестиционного проекта в достижение его (ее) целей и задач (в случае реализации инвестиционного проекта в рамках национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации);»;
в) в подпункте «в» слова «предварительные расчеты объемов капитальных вложений» заменить словами «предполагаемую (предельную) стоимость объекта капитального строительства либо стоимость приобретения объекта недвижимого имущества, мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащего вводу, мощность объекта недвижимого имущества».
8. Дополнить пунктом 13(1) следующего содержания:
«13(1). В отношении объектов капитального строительства, подготовка обоснования инвестиций для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, обоснование экономической целесообразности осуществления капитальных вложений включает в себя:
а) наименование и тип (инфраструктурный, инновационный и другие) инвестиционного проекта;
б) цель и задачи инвестиционного проекта;
в) наименование национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации, оценка вклада инвестиционного проекта в достижение его (ее) целей и задач (в случае реализации инвестиционного проекта в рамках национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации);
г) краткое описание инвестиционного проекта, включая предполагаемую (предельную) стоимость объекта капитального строительства, мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащего вводу, а также обоснование эксплуатационных расходов на реализацию инвестиционного проекта в процессе жизненного цикла;
д) источники и объемы финансового обеспечения инвестиционного проекта по годам его реализации;
е) срок подготовки и реализации инвестиционного проекта;
ж) обоснование необходимости привлечения средств федерального бюджета для реализации инвестиционного проекта и (или) подготовки проектной документации и проведения инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;
з) обоснование спроса (потребности) на услуги (продукцию), создаваемые в результате реализации инвестиционного проекта, для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства.».
9. Пункт 14 признать утратившим силу.
10. В абзаце втором пункта 21 слова «подпунктами «а» — «в» пункта 8″ заменить словами «подпунктами «а» и «б» пункта 8″.
к постановлению Правительства
от 30 декабря 2018 г. N 1750
УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 209 «О внесении изменения в Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1673).
2. Подпункт «а» пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст. 2478).
3. Подпункт «м» пункта 2 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 16 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 3, ст. 285).
4. Пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1333 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 50, ст. 7181).
5. Пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3015).
ИсточникБазовый элемент. Развитие института обоснования инвестиций как механизм повышения эффективности капитальных вложений в государственном секторе
Одна из приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области градостроительной деятельности — повышение эффективности капитальных вложений в строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, которые должны быть возведены за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующие на федеральном уровне механизмы оценки эффективности инвестиционных проектов, полностью или частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, отличаются целым рядом недостатков, которые в своей совокупности существенно снижают потенциал принятия уполномоченными органами власти обоснованных решений об инвестициях в объекты капитального строительства.
31 августа 2016 года Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком утвержден План мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства № 6495п-П9 (далее – План мероприятий), предусматривающий модернизацию механизмов принятия решений о капитальных вложениях в строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее – государственные компании и корпорации).
Базовым элементом новой системы принятия решений о капитальных вложениях в строительство, реконструкцию объектов капитального строительства должна стать процедура обоснования инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности и собственности государственных компаний и корпораций.
12 мая 2017 года в целях закрепления возможности заключения государственного (муниципального) контракта, предметом которого может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства («единый контракт») в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительством Российской Федерации утверждены [1] Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее – Правила), устанавливающие, что в целях обеспечения принятия решения о направлении бюджетных средств на заключение такого контракта и минимизации ошибок при расчете стоимости проектно-изыскательских работ и стоимости строительства одним из ключевых оснований для заключения контракта является подготовка обоснования инвестиций и получение заключения аудита обоснования инвестиций.
В связи с чем Правительством Российской Федерации утверждено также Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, чьим предметом является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Обоснование инвестиций представляет собой документацию, включающую в себя проект задания на проектирование и содержащую:
- основные характеристики, сроки и этапы строительства и место размещения объекта капитального строительства;
- основные (принципиальные) архитектурно-художественные, технологические, конструктивные и объемно-планировочные, инженерно-технические и иные решения по созданию объекта капитального строительства;
- сведения об основном технологическом оборудовании с учетом требований современных технологий производства, соответствия указанных решений современному уровню развития техники и технологий, современным строительным материалам и оборудованию, применяемым в строительстве;
- предполагаемую (предельную) стоимость объекта капитального строительства;
- положения о возможности (невозможности) использования экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Значительную роль в формировании института обоснования инвестиций предлагается отвести заданию на проектирование, проект которого будет готовиться в рамках подготовки обоснования инвестиций и утверждаться после проведения аудита обоснования инвестиций.
Наличие обоснования инвестиций позволит свести к минимуму риск возникновения ошибок при выборе места размещения объекта, основных (принципиальных) проектных решений и повысить точность определения предполагаемой (предельной) стоимости строительства, а, следовательно, сократить риски, связанные с резервированием избыточных объемов бюджетных ассигнований на реализацию проектов и некорректностью определения начальной (максимальной) цены контракта.
Обоснование инвестиций подлежит аудиту, в рамках которого будет проводиться оценка обоснования предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства и возможности ее снижения, сроков и этапов строительства, оптимальности выбора места размещения объекта капитального строительства, основных (принципиальных) решений, отраженных в обосновании инвестиций, обоснованности решения об использовании (невозможности использования) экономически эффективной проектной документации повторного использования, а также достаточности исходных данных, установленных в задании на проектирование для разработки проектной документации и реализации инвестиционного проекта.
К особенностям аудита обоснования инвестиций можно отнести высокий уровень его открытости за счет проведения публичного обсуждения обоснования инвестиций путем опубликования материалов на сайте уполномоченного на проведение аудита органа власти (организации) и предоставления возможности всем заинтересованным лицам направить отзыв в отношении обоснования инвестиций и задания на проектирование объекта Последующее проектирование объекта капительного строительства должно осуществляться с учетом решений, выбранных на стадии обоснования инвестиций.
К особенностям аудита обоснования инвестиций можно отнести высокий уровень его открытости за счет проведения публичного обсуждения обоснования инвестиций путем опубликования материалов на сайте уполномоченного на проведение аудита органа власти (организации) и предоставления возможности всем заинтересованным лицам направить отзыв в отношении обоснования инвестиций и задания на проектирование объекта. При проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов публичность обеспечивается исключительно за счет закрытого обсуждения материалов в рамках деятельности общественных советов, образованных при органах власти.
По результатам проведения аудита обоснования инвестиций предусмотрена выдача заключения, которое будет содержать экспертную оценку обоснованности решений, приведенных в обосновании, а также выводы о возможности их оптимизации.
Срок проведения аудита обоснования инвестиций определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 32 рабочих дня. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика не более, чем на 11 рабочих дней. С учетом специфики предмета аудита обоснования инвестиций полномочиями по его осуществлению наделены органы власти и организации, уполномоченные на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.
Срок проведения аудита обоснования инвестиций определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 32 рабочих дня. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика не более, чем на 11 рабочих дней.
Заключение, выданное по результатам оценки обоснования инвестиций, будет входить в число документов, необходимых для принятия решения о включении инвестиционного проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении бюджетных средств на проектно-изыскательские работы и строительство объекта капитального строительства. За проведение аудита обоснования инвестиций будет взиматься плата в размере 0,58% от стоимости проектно-изыскательских работ.
Заключение, выданное по результатам оценки обоснования инвестиций, будет входить в число документов, необходимых для принятия решения о включении инвестиционного проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении бюджетных средств на проектно-изыскательские работы и строительство объекта капитального строительства.
Введение института обоснования инвестиций в целях заключения единого контракта является «пилотным» проектом перед введением данных механизмов для широкого круга случаев направления бюджетных средств и средств государственных компаний и корпораций на строительство объектов капитального строительства.
В указанных целях в соответствии с Планом мероприятий подготовлены проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» и проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)», а также ряд подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих переход к новому порядку принятия решений о капитальных вложениях с одновременным уточнением действующих механизмов проверки эффективности инвестиций в объекты капитального строительства за счет бюджетных средств, в том числе в части балансировки их предмета и порядка проведения с учетом новой модели.
Введение института обоснования инвестиций в отношении строительства объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности и собственности государственных компаний и корпораций запланировано на январь 2018 года. Разработанные проекты нормативных правовых актов находятся в стадии согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Введение института обоснования инвестиций в отношении строительства объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности и собственности государственных компаний и корпораций запланировано на январь 2018 года.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Источник