Подрядные торги в строительстве это

Назначение подрядных торгов в строительстве. Работы по проектированию и строительству зданий и сооружений при подрядном способе производятся на основе договора подряда, заключаемого между заказчиком и исполнителем. Заключению договора подряда предшествует проведение подрядных торгов.

Подрядные торги — это способ размещения заказов на выполнение работ, при котором выбор исполнителя-подрядчика со стороны заказчика производится на конкурсной основе.

Основной целью проведения подрядных торгов в строительстве является выбор подрядчика для выполнения работ по критериям надежности, своевременности, качества и стоимости исполнения подрядного договора.

В результате состязательности претендентов на выполнение подрядов они снижают стоимость работ, сроки исполнения контрактов, дают соответствующие обязательства по повышенному качеству строительства и т.д.

Проведение подрядных торгов по объектам, строящимся за счет или с участием бюджетных средств, является обязательным. По объектам, строящимся без участия бюджетных средств, проведение подрядных торгов является рекомендательным и решения по этому вопросу принимают соответствующие органы управления предприятий и организаций-застройщиков.

Ценообразование в строительстве и его особенности в дорожном строительстве

Предметами подрядных торгов при проектировании и строительстве могут быть: выполнение работ и организация строительства, реконструкции, капитального ремонта предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях сдачи их «под ключ» подрядными строительно-монтажными организациями; управление реализацией инвестиционных проектов инжиниринговыми и другими аналогичными фирмами; выполнение комплексов строительных или монтажных работ специализированными организациями; разработка ТЭО на строительство или реконструкцию предприятий, зданий и сооружений; разработка рабочего проекта предприятий и объектов; разработка рабочей проектной документации; выполнение работ по инженерно-строительным изысканиям; выполнение комплексов пусконаладочных работ. На подряд могут быть переданы также организация закупки и поставка технологического и другого оборудования, другие услуги.

В зависимости от масштаба осуществляемого строительства возводимых объектов и других факторов заказчики проводят подрядные торги или собственными силами, или привлекают для этого специальную организацию, которая должна обязательно иметь статус юридического лица и быть квалифицированной в проведении торгов. С ней заказчик заключает соответствующий договор, в котором определяются права и обязанности договаривающихся сторон по предмету, условиям и результатам проведения торгов и принятию по ним решения.

Основными участниками подрядных торгов являются:

заказчик, т.е. юридическое или физическое лицо, для которого строится или реконструируется объект торгов;

организатор торгов, т.е. организация, которой заказчик поручил проведение торгов;

претенденты на заключение договора подряда на выполнение работ.

Механизмы регулирования подрядных отношений [Интервью с Владимиром Липавским]

Основные участники при проведении торгов могут на правах консультантов привлекать по их потребностям различные консультационные фирмы, кредитно-финансовые учреждения. В отдельных процедурах проведения торгов на подряды по строительству за счет бюджетных средств или под государственные гарантии может принимать участие межведомственная комиссия по подрядным торгам.

Порядок проведения подрядных торгов в строительстве. Общая схема организации и проведения подрядных торгов следующая.

Прежде всего заказчик принимает решение о проведении подрядных торгов и одновременно определяет, как он будет проводить торги: собственными силами или поручит проведение торгов специальной организации. Данное решение закрепляется выпуском соответствующего приказа, распоряжения или другого аналогичного документа.

Если заказчик принял решение проводить торги собственными силами, то он образует тендерный комитет, а если принял решение поручить проведение торгов специальной организации, то заключает с ней соответствующий договор, в котором определяются обязанности договаривающихся сторон. Организация, которой заказчик поручает процедуру проведения торгов, для этих целей также образует тендерный комитет.

Всю основную работу по организации проведения торгов проводят тендерные комитеты, которые:

подготавливают и публикуют объявление о торгах;

подготавливают другую тендерную документацию;

распространяют тендерную документацию по претендентам, проводят ознакомление с ней и разъяснение;

осуществляют прием, хранение и оценку заявок (оферт) на участие в торгах;

осуществляют процедуру проведения торгов и ее оформление; определяют победителя торгов или принимают другие решения по результатам торгов и представляют их на утверждение заказчику; составляют отчеты по результатам торгов, а по крупным подрядам публикуют отчеты в средствах массовой информации.

В объявлении о торгах содержатся следующие сведения: наименование заказчика и организатора торгов; предмет и вид торгов;

краткая характеристика места строительства; ориентировочный объем и сроки выполнения работ; условия исполнения договора, перечень и параметры учитываемых ограничений;

адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения, необходимые для приобретения тендерной документации; срок предоставления участниками торгов оферт; сроки проведения торгов и объявления их результатов. Тендерная документация представляет собой комплект документов, которые содержат:

общие сведения об объеме и предмете торгов; обязательные показатели исполнения договора подряда, касающиеся обеспечения технических и эксплуатационных параметров проектируемых и подлежащих строительству объектов, сроков и стоимости строительства или выполнения работ;

проектную и другую документацию объекта торгов, характеризующую объем подлежащих выполнению работ, их характер, условия выполнения контракта и др.;

инструкции участникам торгов по предоставлению документации на участие в торгах, в том числе форму заявки;

условия включения в участники торгов, сумму оплаты за тендерную документацию;

инструкции по содержанию оферт и другие инструкции оферентам;

условия и порядок проведения торгов; проект договора подряда.

Торги могут проводиться с предварительной квалификацией претендентов при серьезных подрядах и без нее. Проведение предварительной квалификации производится в целях повышения гарантированности выполнения обязательств участниками торгов. Процедуру предварительной квалификации проводит тендерный комитет, который из своего состава может создавать квалификационную комиссию.

Для участия в торгах претенденты обязаны представить в тендерный комитет заявку на участие, оферту, разработанную в соответствии с требованиями и условиями, определенными в тендерной документации, и сделать первый установленный тендерным комитетом денежный взнос (задаток) за участие в них.

Оферта — это документ, содержащий предложение заключить договор подряда на выполнение работ в соответствии с объявленными торгами на условиях, определенных в тендерной документации. Тендерная документация, состоящая из двух частей, вкладывается в два конверта — внутренний и внешний. Во внешнем конверте содержится заявка на участие в торгах, копия платежного документа о внесении первого задатка за участие в конкурсе и внутренний конверт. Во внутреннем конверте должны быть поручительство банка в виде его гарантии и документы согласно составу тендерной документации.

В целом оферта состоит из трех частей:

общие сведения о претенденте;

В общих сведениях о претенденте указывают:

полное наименование организации-претендента, его реквизиты, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефоны, телефакс и др.;

профилирующее направление деятельности;

заверенные копии регистрационных и уставных документов;

лицензию на осуществляемую деятельность;

структуру организации, наличие филиалов и дочерних фирм;

годовой объем работ, которые аналогичны работам, являющимся предметом торгов, за последние три года, в том числе выполненные собственными силами и силами привлеченных организаций с указанием последних;

данные о финансовом положении, в том числе данные баланса за последние три года с указанием размера полученной прибыли;

сведения о платежеспособности претендента, подписанные уполномоченным банком;

данные об опыте и стаже работы претендента в области, относящейся к предмету торгов;

другие документы (статьи в отраслевой печати, отзывы заказчиков, фотографии и др.), подтверждающие опыт претендента его способность выполнить работы, выставленные на торг.

В технической части оферты дают следующие сведения:

данные о численности и профессионально-квалификационном составе технического и управленческого персонала;

данные о численности и профессиональном составе кадров рабочих постоянного состава;

данные о парке строительных машин и механизмов, которыми располагает претендент;

данные о материальной базе организации-претендента;

перечень привлекаемых субподрядных, транспортных организаций, поставщиков строительных конструкций, нерудных материалов;

применяемые методы организации выполнения работ и технологии их выполнения;

календарные планы выполнения работ;

концептуальные решения по охране окружающей среды и безопасному выполнению работ.

В коммерческой части оферты претенденты дают свои предложения:

по цене выполнения работ, условиям и порядку ее пересмотра;

порядку и условиям расчетов за выполненные работы, финансированию приобретения конструкций, материалов, оборудования и машин и др.

Читайте также:  Блоки с утеплением и облицовкой для строительства дома отзывы

Претенденты имеют право наряду с офертой представить альтернативное предложение, предполагающее другой вариант условий выполнения работ и требований к продукту работ.

По окончании приема оферт в назначенные сроки осуществляют процедуру проведения торгов. Секретариатом тендерного комитета в присутствии полномочного состава его членов производится вскрытие и экспертиза внутренних конвертов на предмет соответствия состава и характера представленных в них документов требованиям, объявленным в тендерной документации. При вскрытии конвертов представители претендентов имеют право присутствия.

Если оферта не соответствует требованиям, определенным в тендерной документации, а исправление ее меняет предложение претендента, то она не подлежит рассмотрению, что фиксируется в протоколе заседания тендерного комитета. Если оферта имеет недостатки, но они не меняют существа предложений претендента, то тендерный комитет предлагает претенденту привести представленные им документы в соответствие с требованиями, определенными в тендерной документации. Если претендент в предложенные сроки не внесет исправления или дополнения в представленные документы, то его оферта также исключается из списка рассматриваемых, что оформляется протоколом заседания тендерного комитета.

После принятия оферт к рассмотрению тендерный комитет организует их экспертизу по содержанию предложений претендентов( )и назначает дату объявления результатов проведения торгов, которая не может быть позднее шести месяцев со дня вскрытия внутренних конвертов оферт. Указанный срок является максимальным для всех торгов независимо от масштаба их предмета. Практически срок экспертизы и принятия решения по подрядным торгам на строительство колеблется от одного до трех месяцев.

В процессе рассмотрения и экспертизы оферт тендерный комитет вправе приглашать претендентов для разъяснений по представленным документам и запрашивать у них необходимые другие дополнительные сведения. При этом претенденты не вправе самостоятельно вносить изменения в оферты в процессе их рассмотрения. Кроме того, если претендент отзывает свою оферту после ее регистрации, внесенный им денежный задаток ему не возвращается.

По данным рассмотрения и экспертизы оферт тендерный комитет определяет победителя торгов, что фиксируется протоколом заседания. Определение победителя производится по данным голосования членов тендерного комитета. Выбор победителя торгов определяется по степени удовлетворения предложений претендентов, содержащихся в офертах, по показателям, определенным в тендерной документации. К таким показателям могут относиться:

предложенная оферентами цена предмета подрядных торгов (осуществление строительства объектов и их комплексов, выполнение комплексов работ, разработка проектной документации на строительство и др.) с указанием типа валюты и временного периода определения цены;

предложения претендента по формам расчетов за выполненные работы и по порядку финансирования и кредитования строительства и материального обеспечения стройки;

предложения претендента по порядку корректировки цены выполняемых работ в связи с инфляционными процессами, изменениями в налогообложении и другими причинами;

показатели, характеризующие заданные заказчиком параметры потребительских качеств зданий и сооружений и качества выполнения строительно-монтажных работ;

показатели, характеризующие сроки выполнения строительно-монтажных работ и возведения зданий и сооружений;

показатели, характеризующие общий организационно-технический уровень производства у претендента, в том числе технический уровень применяемых строительных машин, оборудования и др.;

показатели, характеризующие степень использования строительных конструкций, изделий и материалов местного производства;

степень задействования местных строительных и монтажных организаций при зарубежном претенденте и из других регионов страны;

показатели, характеризующие степень производственной и финансовой надежности претендента;

другие показатели, определяемые как важные для заказчика, местных органов управления.

Победителем торгов признается претендент, предложения которого наиболее полно отвечают показателям и требованиям, определенным в тендерной документации. Решение о выборе победителя торгов принимается простым большинством голосов от числа полномочного состава тендерного комитета. Оно оформляется протоколом заседания комитета. Если по нескольким офертам имеется равенство голосов, то повышается весомость голоса председателя комитета.

Торги могут быть объявлены тендерным комитетом и не состоявшимися, но только если в комитет не поступило ни одной оферты или все представленные оферты не имеют банковских гарантий.

В случае если все представленные оферты не соответствуют условиям, определенным в тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но с отрицательным результатом. В этом случае заказчик имеет право назначить повторные торги.

Результаты проведения торгов подлежат передаче в трехдневный срок после принятия решения тендерным комитетом заказчику для утверждения. Заказчик обязан в недельный срок рассмотреть протокол заседания тендерного комитета с принятием решения о победителе торгов и утвердить результаты торгов. В случае неутверждения результатов торгов заказчик принимает по этому поводу мотивированное решение и передает его в тендерный комитет.

Заказчик по результатам протокола тендерного комитета может принять следующие решения:

утвердить победителя торгов и пригласить к процедуре подготовки и заключения договора подряда;

утвердить победителя торгов и пригласить его на подписание протокола о намерении по заключению договора подряда;

провести повторные торги.

После принятия решения по результатам проведения торгов оно публикуется в порядке, определенном в тендерной документации.

Заказчик не имеет права вести какие-либо переговоры по предмету подрядных торгов как с его участниками, так и с другими организациями и лицами с момента объявления торгов до момента заключения договора подряда на выполнение работ по нему.

В случае если победитель торгов при заключении договора подряда выдвигает условия его выполнения, не обозначенные в тендерной документации, тендерный комитет по согласованию с заказчиком вправе начать переговоры по заключению договора подряда с претендентом, занявшим в конкурсе второе место.

Источник 02s.ru

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Практика показывает, что в капитальном строительстве выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков продукции обычно осуществляется на конкурсной основе путем проведения торгов. Смысл этого процесса — выбрать лучший проект, надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименьшие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту.

Лучшим механизмом для создания конкуренции являются подрядные торги. Торги — универсальный способ выбрать исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые могут дать гарантию на выполнение своих обязательств. Так как в стране прогрессивно развивается предпринимательство, в среде инвесторов большее место занимают юридические и физические лица, которые заинтересованы в наиболее эффективной реализации инвестиций. Но в ходе своей практики они испытывают некие затруднения в определении реальной стоимости строительства, в оптимальном выборе подрядчиков и поставщиков.

Подрядные торги — это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по ценам, а также другим коммерческим и техническим условиям).

Подрядные торги проводятся при:

— строительстве зданий, сооружений, предприятий;

— выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;

— выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования;

— управлении проектом, инжиниринге, консультировании, контроле и надзоре;

— других технических и организационных работах и услугах или их обоснованных сочетаниях.

Основная цель организации торгов — повысить эффективности производства, качества строительства и надежности сооружаемых объектов на основе конкуренции между организациями и предприятиями. Подрядные торги способствуют отбору подрядных организаций с гарантией ее устойчивого финансового положения, стабильных производственно- хозяйственных взаимоотношений между партнерами, отлаженных снабженческих связей. Тщательная проработка контрактных условий с использованием преддоговорных отношений также создает определенные гарантии для успешного завершения инвестиционного проекта в согласованные сроки.

Предметами торгов могут быть подряды на:

Строительство предприятий, зданий, сооружений производственного назначения и непроизводственного назначения, возводимых на условиях «под ключ».

Выполнение комплексов строительных и монтажных работ и их отдельных видов.

Выполнение комплексов пусконаладочных работ, инженерно- изыскательские работы.

Поставку комплексного технологического оборудования, в том числе на условиях «под ключ».

Прочие поставки и услуги, в том числе, услуги консультантов.

Торги организовывает заказчик. В подрядных торгах могут принимать участие организации по строительству и , предприятия — изготовители , посреднические организации, от форм , а если эта деятельность лицензированию — имеющие на право ее осуществления. торги на , расположенные на территории РФ, по месту нахождения торгов, а на объекты, за пределами РФ, в месте, опред организатором торгов.

Читайте также:  Обрамление это что в строительстве

участниками подрядных являются: , организатор торгов, комитет, претенденты (). В отдельных процедурах могут участие инженерно-консультационные , кредитно-финансовые учреждения.

— лицо, от имени представлена , т.е. комплекс документов, подтверждающий намерение участвовать в торгах и контракт в конкретного предмета на условиях, определенных в тендерной документации с дополнительных претендентов.

Заказчик — , для которого строится, или оснащается объект .

Организатор — лицо, которому ик поручил проведение .

Тендерный комитет — или временный , созданный заказчиком или для организации и проведения .

Претендент — лицо, принять в торгах до момента оферты.

Заказчик ряд с функций:

принимает о проведении торгов;

определяет , которое будет функции организатора ;

контролирует организатора торгов и в работе тендерного та через своего ;

устанавливает условия контракта и его. Организатор имеет ряд :

подготавливает документы для торгов, публикацию объя и рассылку приглашений;

ф тендерный комитет;

направляет и контролирует тендерного комитета и инженерно-консультационных организаций по тендерной и другой документации;

утверждает результаты торгов;

рассматривает апелляции на решения комитета;

несет все расходы по подготовке и торгов.

Тендерный имеет следующий :

производит заявок на участие в , на предварительную квалификацию;

производит предварительную квалификацию ;

организует и распространение тендерной и решает вопросы этой документации и ;

проводит претендентов с тендерной и дает необходимые ;

обеспечивает сбор, и оценку оферт;

осуществляет едуру торгов и ее ;

выбирает победителя или иное по результатам торгов;

публикует в средствах массовой результаты торгов.

Тендерный комитет на закрытых заседаниях в не менее 2/3 состава голосованием простым голосов. вышло равное поданных за и против решения, голос тендерного является решающим. тендерного комитета протоколом, который всеми тендерного комитета, участие в голосовании. У есть право или изменить тендерного комитета.

от тендерного комитета информацию по и порядку проведения торгов;

Обращаться в комитет с просьбой об представления в письменном виде. приобретает статус с момента обращения в комитет для в торгах.

Проведение имеет несколько :

Оценка и выбор победителя торгов;

Подготовка . Заказчик решает торги с учетом объектов и готовности документации. комитет организовывает к торгам. Состав комитета утверждается организации — . По объектам, финансируемых за бюджета, состав комитета согласовывается с государственного . Возглавляет тендерный председатель, организует по проведению торгов секретариат. комитет и публикует объявление о .

Тендерная документация — документов, содержащий информацию о , коммерческих, организационных и характеристиках объекта и торгов, а также об и процедуре . Тендерная документация , как правило, следующие разделы:

• Приглашение для в торгах;

• сведения об объеме и торгов;

• Техническую (проектную документацию) и часть документации;

• Форму заявки на участие в торгах;

• и порядок торгов;

Тендерный комитет обеспечить тендерной всех, принять участие в или организаций, отобранных в предварительной квалификации.

оферент и подписывает все страницы тендера, указывая в ней цену и другие условия. полностью заполненная и оферентом проформа имеет силу и представляется торгов для участия в торгов — конкурсном .

Проформа тендера — это , подлежащий и подписанию оферентом, он согласен взять на все обязательства по выполнению в соответствии с и специальными условиями документации.

Секретариат оферту тендерного , проверяет внешнего конверта. во внешнем конверте отсутствует один из выше , тендерный комитет отказать в приемке оферты. Первый гарантийный задаток представляет собой форму обеспечения исполнения принятого на себя претендентом обязательства участвовать в торгах на условиях организатора торгов и нести все связанные с этим риски.

В качестве основной формы первого гарантийного задатка рекомендуется внесение оферентом залоговой суммы — задатка на счет в банке по указанию тендерного комитета. При определении его величины исходят из того, чтобы, с одной стороны, задаток в основном компенсировал ущерб заказчика в случае отказа оферента — победителя торгов от подписания контракта, а с другой — чтобы не создалось препятствий для привлечения к участию в торгах достаточного числа конкурирующих претендентов.

В международной практике величина этого задатка составляет до 2% от цены предмета торгов, в России в 1994 году эта сумма не превышала 1% . Задатки, внесенные участниками торгов (кроме победителя), возвращаются им в течение времени, указанного в тендерной документации. В случае выигрыша на торгах задаток учитывается при определенной окончательной суммы. Предложения направляются в тендерный комитет заказным письмом или сдаются под расписку. Предложения, поступившие после установленного срока, не рассматриваются. Дата сдачи предложений определяется датой регистрации при сдаче под расписку или по дате, указанной на почтовом штемпеле.

Выбор победителя подрядных торгов. Вскрывает конверты по приказу председателя тендерного комитета специальная команда и регистрирует участников торгов и предлагаемую в заявках стоимость работ по подряду, а также дополнительную информацию, если это предусмотрено тендерной документацией. Остальная информация, касающаяся содержания предложений, не сообщается.

После проверки наличия требуемых сведений и документов и соблюдения всех формальностей составляется соответствующий протокол. В протоколе должно быть отмечено, что он оглашен и признан правильным. Подписи в протоколе должны указать все участники торга.

Предложения, представленные не по форме или не допущенные к торгам, отдельно перечисляются в протоколе с указанием причин, по которым они были отклонены. После того, как все заявки были вскрыты и объявлена предлагаемая в них стоимость работ по подряду, ни одному из участников торгов не разрешается вносить какие-либо изменения. В ходе оценки поступивших предложений тендерный комитет имеет право приглашать претендентов для пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и документы. Тендерный комитет предоставляет претенденту возможность внести поправки в документацию или принять другое решение, если возникли ошибки при проверке документации.

Тендерный комитет представляет организатору торгов результаты в форме протокола для утверждения в течение трех дней после принятия соответствующего решения. Далее организатор торгов в недельный срок рассматривает представленные документы и принимает решение об утверждении результатов торгов. Торги считаются закрытыми после утверждения их результатов организатором торгов.

Если заказчик не утвердил результаты торгов, или, в случае, когда тендерная комиссия не признала ни одного из претендентов победителем торгов, может быть принято решение о их повторном проведении или об отмене. Повторные торги могут проводиться также при отказе победителя торгов от заключения договора под­ряда на предусмотренных тендерной документацией условиях. Споры о признании результатов торгов недействительными рас­сматриваются судебными органами в порядке, установленном дей­ствующим законодательством.

1. В. В. Бузырев. Экономика строительства. – М.: Академия, 2007. – 336 с.

2. И.С. Степанов. Экономика строительства. – М.: ЮРАЙТ, 2008. – 620 с.

3. Т.Р. Пастухова. Экономика строительства. – М.: Изд-во Ассоциация

строительных вузов, 2007. — 118 с.

4. В.В. Костюченко, К.М. Крюков, В.М. Кожухар . Организация сметного дела в строительстве. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2005. – 251 с.

Источник scienceforum.ru

Подрядные торги в строительстве: проблемы и перспективы

Береженцева, И. О. Подрядные торги в строительстве: проблемы и перспективы / И. О. Береженцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54357/ (дата обращения: 05.10.2022).

В данной статье раскрывается суть и процесс проведения подрядных торгов в сфере строительстве. Кроме этого, в статье отмечены существующие на сегодняшний день проблемы в организации и проведении подрядных торгов и разработаны направления их совершенствования.

Ключевые слова: подрядные торги, тендеры, госзаказ, тендерная документация.

Одной из широко распространенных форм размещения заказа на строительство в современных рыночных условиях являются подрядные торги. Такая система торгов в наши дни приобрела наибольшую актуальность. Это связано с тем, что она предоставляет возможность создавать конкурсные условия для претендентов на строительство, подбирать подходящую подрядную организацию и заключать с ней договор подряда на приемлемых условиях. Благодаря всему этому создается и поддерживается конкурентная среда на рынке строительных услуг, а также исключается возможность создания монополий.

Читайте также:  Требования федеральных законов в строительстве

Для того чтобы проводить подрядные торги инвестиционный проект должен иметь проектно-сметную документацию, технико-экономическое обоснование проекта или бизнес-план [7, с. 65].

Регламентация процесса проведения подрядных торгов осуществляется:

  1. Общегражданским законодательством;
  2. Федеральным законодательством;
  3. Специальными нормами.

Исследованием этой темы активно занимались и занимаются как зарубежные, так и отечественные ученные. Например, Азриелян А. Н. приводит в своем экономическом словаре следующее определение понятию «подрядных торгов в строительстве». По его мнению, подрядные торги в строительстве являются одной из форм размещения заказов на возведение зданий, сооружений или какой-либо иной недвижимости посредством подбора претендентов на конкурсной основе. К числу таких претендентов относятся строительные, строительно-монтажные, проектные и другие предприятия, осуществляющие свою деятельность в области строительства [1].

Как считает Асаул А. Н., подрядные торги в строительстве являются формой размещения заказов на строительство, которая предусматривает подбор подходящего подрядчика для выполнения строительных работ на конкурсной основе. Главным условием выступает способность выполнять работы в четко установленный срок [2].

Вахмистров А. И. считает, что в основу этой темы должны входить: равноправие, информационное обеспечение, взаимовыгодность и конкуренция. Но при этом автор рассматривал только государственные заказы (тендеры) [4].

Булей Н. В. считает, что подрядные торги целесообразней рассматривать с точки зрения повышения эффективности функционирования строительных компаний. Чем эффективнее будет функционировать строительная фирма, тем большей становится вероятность того, что она сможет выиграть тендер на возведение нового строительного объекта [3].

Исследованием подрядных торгов в строительстве активно занимается и ряд других авторов: Грахов В. П., Зеленцов Л. Б., Рыльков И. И. и т. д. Все эти исследователи выдвигают очень похожие определения. По их мнению, подрядные торги в строительстве представляют собой форму размещения заказа для выбора подходящего подрядчика, которые осуществляется на основе конкурса. Ключевые отличия в основном состоят только в критериях подбора победителя торгов.

Принимать участие в подрядных торгах могут:

Проведение подрядных торгов и процедура их организации состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка конкурса.

‒ Разработка нормативной документации, технического задания, критериев обора победителя

‒ Создание конкурсной комиссии

‒ Подготовка конкурсной документации.

  1. Приглашение к участию в конкурсе

‒ Извещение участников о проведении конкурса

‒ Предоставление конкурсной документации

  1. Сбор и вскрытие конкурсных заявок.

‒ Получение конкурсных заявок от участников

‒ Вскрытие конкурсных заявок тендерной комиссией

  1. Оценка конкурсных заявок

‒ Проверка на соответствие требования по форме

‒ Проверка на соответствие квалификационным требованиям

  1. Определение победителя

‒ Подтверждение квалификации победителя

‒ Присуждение и подписание договора

‒ Объявление о результатах

Все затраты на организацию и проведение торгов возлагаются непосредственно на самого заказчика с отнесением их на стоимость строительства. В случае выявления в процессе торгов каких-либо нарушений их итоги будут считаться недействительными. Помимо этого, организатор торгов должен будет выплатить всем участникам солидную компенсацию [6, с. 157].

Необходимо отметить, что претендент, ставший победителем торгов и подписавший контракт, может провести вторичные торги на выполнение определенной части работ, предусмотренных договором. При вторичном проведении подрядных торгов все условия, предусмотренные заключенным контрактом, должны обязательно соблюдаться. Если в итоге проведения первичных подрядных торгов договор так и не был заключен (присужден какому-либо претенденту), то заказчик вправе провести повторные торги на этот же строительный объект с тем же предметом торгов.

Подрядные торги сегодня становятся одним из ключевых способов проверки конкурентной позиции и жизнеспособности строительной компании, а также фактором, стимулирующим функционирование всех участников инвестиционного процесса, в особенности подрядчика. Применение конкурсного подхода к получению заказов заставляет строительное предприятие приобретать и использовать современное оборудование и технологии, принимать на работу квалифицированных сотрудников, осваивать новые технологии управления.

Следует отметить, что функционирующая система оценки предложений не позволяет подрядным строительным компаниям заранее и с достаточной точностью оценивать свою конкурентную позицию и возможность победы в тех или иных подрядных торгах. Это в свою очередь обрекает претендентов на несение существенных расходов на участие в торгах, выкуп тендерной документации и т. д.

Также хотелось бы подчеркнуть, что в процессе проведения подрядных торгов между лицами, принимающими в них участие, весьма часто случаются споры, которые в свою очередь становится причиной возникновения целого ряда различных проблем. Но и сама процедура проведения подрядных торгов обладает множеством недостатков. К главным из них относятся:

  1. Продолжительность инвестиционно-строительного периода.
  2. Качество выполнения работ. Очень часто подрядная организация, ставшая победителем торгов, не в состоянии надлежащим образом выполнить работу.
  3. Стоимость. Как известно, строительная сфера является капиталоемкой отраслью. В связи с этим, несоблюдение обязательств, предусмотренных контрактом, могут привести к убыткам.
  4. Неквалифицированные кадры.
  5. Отсталость используемых технологий.

Очень сложно сразу решить все отмеченные выше проблемы, можно действовать поэтапно. Если первая проблема является практически нерешимой, то остальных можно избежать.

Следовательно, чтобы избежать непредусмотренных потерь и некачественного выполнения работ нужно:

  1. Проверять качественно выполненных подрядной организацией работ. Отметим, что процесс проведения подрядных работ предусматривает проверку способностей подрядной организации. По нашему мнению, этому пункту следует уделять особое внимание. Помимо этого, на данной стадии необходимо принять во внимание и тот факт, способен ли подрядчик выполнить поставленную перед ним задачу в установленный срок. Большинство фирм, организующих торги, предпочитают сотрудничать с теми предприятиями, которые выполняют работы раньше установленного срока. Но, как известно, быстро — не значит качественно.
  2. Выполнение работ с высоким качеством исполнения и в оговоренные сроки позволит уменьшить риски, которые связаны с невыполнением, предписанных в контракте обязательств.
  3. Наем высококвалифицированных кадров поможет существенно облегчить выполнение работ. Но при этом стоит учитывать и тот факт, что в некоторых случаях и молодые сотрудники могут внести предложения, которые позволят предприятию «выйти совершенно на новый уровень».
  4. Снабжение компании новейшим оборудованием и аппаратурой также даст возможность избежать целого ряда проблем.

По нашему мнению, дальнейшее совершенствование системы подрядных торгов в области строительства будет эффективным только в случае, если будет проведен ряд следующих мероприятий, а именно:

‒ разработана конкурентная стратегия строительной компании, направленная на получение подряда на основе конкурса;

‒ произведена оценка конкурентной позиции строительного предприятия на рынке подрядных работ с целью принятия решения о дальнейшем участии в подрядных торгах;

‒ создана действенная организационная система подготовки и участия строительного предприятия в торгах на базе профессионального управления.

Для создания организационной системы подрядных торгов, которая будет обладать большей эффективностью, в первую очередь следует подробно изучить проблемы, возникающие между их ключевыми участниками. Решение этой проблемы позволит разработать наиболее подходящий и эффективный вариант системы управления подрядными торгами в строительстве.

  1. Азрилиян А. Н. Экономический словарь. М.: Омега-Л, 2015
  2. Асаул А. Н. Организация и проведение подрядных торгов в регионе. СПб.: Гуманистика, 2004 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
  3. Булей Н. В. Трансформация государственных закупок в строительстве в рамках перехода к контрактной системе. ISSN: 1999–2300 Экономика и предпринимательство, 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukarus.com/
  4. Вахмистров А. И. Организация и проведение международных подрядных торгов, 2014.
  5. Сироткин Н. А., Ольховиков С. Э. Организация и планирование строительного производства: учебное пособие — Директ-Медиа, 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.knigafund.ru/
  6. Чугунов В. И. Привлечение инвестиций в регионы посредством государственно-частного партнерства: проблемы, состояние, перспективы // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3 (ч. 2). — С. 156–159.
  7. Чугунов В. И., Прокаева И. Г. К вопросу качества технико-экономического обоснования инвестиционного проекта // Финансы и кредит. 2013. № 27(555) — С. 64–69.

Основные термины (генерируются автоматически): торг, конкурентная позиция, процесс проведения, строительное предприятие, строительство, установленный срок, конкурсная документация, конкурсная основа, подрядная организация, строительная компания.

Источник moluch.ru
Рейтинг
Загрузка ...