Подрядный способ строительства договор подряда

Утверждение в федеральном бюджете источника финансирования. Только этот документ определяет какие объекты государство наметило строить и какие денежные средства на это отпущены. Еще одной специфической особенностью источника финансирования является обязательное финансирование через уполномоченное лицо – казначейство, исполнительный орган федерального бюджета.

Это значит, что государственный заказчик не является плательщиком по государственному контракту. Казначейство проверяет исполнительные документы государственного заказчика, подрядчика и переводит денежные средства на расчетный счет заказчика, который только в этом случае получает возможность рассчитаться с подрядчиком.

В некоторых случаях подрядчик может получать денежные средства, на свой расчетный счет, минуя государственного заказчика — с расчетного счета уполномоченного казначейства. Отношения всегда оформляются особым образом и именуются государственным контрактом. Правом проведения проверок расходования значительных денежных средств и материальных ресурсов наделен независимый государственный орган – Счетная палата. Преобладание императивных норм при заключении государственного контракта и формировании его условий.

1C:Лекторий 22.11.22 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» в программе 1С:ERP УСО


Таким образом, договор строительного подряда имеет ряд отличительных признаков: выполнение работы по заданию заказчика, принадлежность результата работ подрядчику до их передачи заказчику, создание заказчиком необходимых условий для выполнения работы подрядчиком, срочность и самостоятельность выполнения работ подрядчиком за свой риск. Существенными условиями договора строительного подряда выступают предмет договора, проектно-сметная документация и порядок ее предоставления, срок выполнения строительных работ и цена.
Необходимость специального регулирования строительного подряда для государственных нужд вызвана особенностями отношений, возникающих при реализации государственных интересов в условиях рыночной экономики. Подрядные строительные работы предназначены для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее — государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. По государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком -юридическое лицо или гражданин.

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса. При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. К отношениям по изменения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных нужд.

Строители будут в шоке от такого договора на подряд. Договор строительного подряда.


Выражаю свою благодарность за ваше внимание!

Положение СНК РСФСР «О государственных подрядах и поставках» // Собрание узаконений и распоряжений РКП. 1921. №69.С.659.

Завидов Б.Д. Договорное право России. С.194.

«Российская газета», № 41-42, 04.03.1999.
«»Российская газета», № 231, 29.11.1995.
Гражданское право России.Ч.2.Обязательственное право. Отв.Ред.О.Н.Садиков. М., 1997.С.322

Правовое регулирование договора строительного подряда

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

по дисциплине: Гражданское и гражданско-процессуальное право

на тему: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА СТРОИТЕЛЬСТВА

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОДРЯДА СТРОИТЕЛЬСТВА

1.1 Понятие, признаки и виды договора строительного подряда

1.2 источники правового регулирования договора подряда строительства

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1 Порядок заключения договора строительного подряда

2.2 Права и обязанности сторон по договору строительного подряда

3. ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА СТРОИТЕЛЬСТВА

3.1 Обеспечение исполнения договора подряда в строительстве

3.2 Порядок изменения и расторжения договора подряда

3.3 Ответственность сторон по договору строительного подряда

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Договор строительного подряда

ПРИЛОЖЕНИЕ 2-Договор подряда на строительство

В системе хозяйственных договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами различных форм собственности, особое место занимает договор подряда на строительство, в силу специфики его предмета, существенных условий, правового регулирования и других обстоятельств.

Договор подряда на строительство является одним из наиболее распространенных на практике видов договора подряда.

О стоимости договоров подряда на строительство, можно судить по прогнозам, которые содержатся в Программе социального и экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы: «Объем подрядных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в 2006 — 2010 годах увеличится на 40 — 45 процентов. . В последующем периоде предусматривается ежегодный рост объемов строительства жилья с доведением уровня до 5,7 — 6,2 млн. кв. метров. метров, в 2010 году»[1].

Особенности, которые отличают договор подряда на строительство, а также большой массив и динамичное изменение законодательства, регулирующего правоотношения в области строительства, в том числе в части понятия договора подряда на строительство, повышают актуальность исследований по этой теме. Однако, в Республике Беларусь не так много научных публикаций и других исследований по названной проблеме (кроме учебников и учебных материалов). Среди наиболее важных публикаций можно назвать статьи Чигира В. Ф. «Льготные кредиты и субсидии государства на строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений», Сидорчука В. К. «Договор подряда в строительстве» и другие. Однако объемы строительства, практика заключения и исполнения договоров подряда строительство, а также практика хозяйственных судов Беларуси по разрешению споров, вытекающих из этих договоров, показать необходимость более глубокого их изучения.

Источник: www.homework.ru

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд: договор, стороны, правовое регулирование

На выполнение работ для нужд муниципалитета или государства заключается государственный или муниципальный контракт, где подрядчик берет на себя обязательства по выполнению подрядных работ, связанных со строительством и ремонтом объектов различного назначения. Подрядчик обязуется передать выполненную работу государственному или муниципальному заказчику, а заказчик обязуется принять работу и обеспечить ее оплату при условии выполнения работ с надлежащим качеством. Это положение определено ГК РФ в статье 763.

Такой подряд имеет большой спектр правовых норм, которые регламентируют возникшие отношения. Кроме норм ГК РФ к подряду применяются нормы БК РФ. Бюджетные нормы регулируют часть контракта, касающуюся оплаты, сроков действия, изменения условий при уменьшении бюджетных средств. В основном Бюджетный кодекс отсылает к правовым нормам, касающимся размещения заказов, указывая на то, что эти нормы являются специальными и приоритетны перед другими федеральными законами.

ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также важен для заключения контракта на подрядные работы для государственных и муниципальных нужд.

Читайте также:  Ригель в каркасном строительстве что такое

Предмет и стороны контракта

Строительство, ремонт, проектная деятельность, изыскания являются предметом договора на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Именно целевая направленность контракта выделила его среди всех контрактов и сделала самостоятельной разновидностью подряда.

Сторонами договора выступают заказчик и подрядчик. Стороны должны отвечать требованиям, которые определены в законодательстве.

Заказчиком могут быть государственные и местные органы, органы управления внебюджетными фондами, казенные учреждения, то есть получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Подрядчиками являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, отвечающие специальным требованиям.

Среди требований можно назвать отсутствие у подрядчика стадии ликвидации или банкротства, приостановки деятельности, задолженности бюджетного характера на любом уровне.

Дополнительные требования к подрядчику определены в других НПА. Например, постановление Правительства РФ «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» устанавливает, что у подрядчика должны быть достаточные производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы для выполнения работ.

Порядок заключения контракта

Объем, стоимость, сроки выполнения работ по контракту

В контракте к существенным условиям относятся объем и стоимость работы, которую требуется выполнить, сроки начала и окончания работы, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

Договорные отношения в этой сфере регламентированы подробно, но тем не менее в судах часто слушаются дела, касающиеся несвоевременного финансирования или его фактического отсутствия.

Между учреждением «А» (заказчик), являющимся федеральным государственным, и ИП «Б» (подрядчик) был заключен договор подряда на выполнение ремонтных работ. Договор предусматривал оплату за фактически выполненный объем работ на основании акта приемки и счета-фактуры. Подрядчик предоставил необходимые документы, но заказчик не оплатил счета.

Стороны составили акт сверки о задолженности. ИП «Б» направил претензию в адрес федерального государственного учреждения «А». Заказчик, отвечая на претензию, сообщил подрядчику о том, что финансирование отсутствует, и задолженность погашена быть не может. Суд определил, указывая на ст.

309 ГК РФ, что обязательства должны быть исполнены надлежащим образом, этого требуют условия договора и закон. Отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке не допустим. Суд удовлетворил требования подрядчика. Факт имеющейся у заказчика задолженности был доказан, работы подрядчик выполнил. Суд отказал во взыскании процентов, потому что заказчик получает финансирование из федерального бюджета, факт пользования денежными средствами не установлен, незаконного удержания денежных средств не было.

Источник: zaochnik.com

Статья 709. Цена работы

1. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

3. Цена работы может быть определена путем составления сметы.В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

5. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 709 ГК РФ

1. Статья 709 посвящена подрядной цене. В условиях рынка цены на товары, работы и услуги устанавливаются свободно и лишь в некоторых случаях могут испытывать влияние извне (в частности, ограничиваться государством — ст. 735 ГК).

Учитывая в то же время действие макроэкономического закона стоимости (смысл которого в необходимости производства и обмена товаров, работ и услуг в соответствии с их общественной стоимостью, включающей все общественно необходимые затраты труда, также стоимостные по форме), в формировании цены работы участвуют два фактора: а) подлежащие компенсации издержки подрядчика (так как работа выполняется его иждивением — см. коммент. к ст. 704 ГК); б) вознаграждение подрядчику за его труд (так как ДП является возмездным) (п. 2 ст. 709).

2. Цена работы, несмотря на возмездность ДП, не является объективно существенным его условием, ее несогласование не влияет на его заключенность (ср. с п. 1 ст. 485 ГК). Согласно п. 1 ст.

709 ДП может содержать условия о цене работы (например, стоимость ремонта составляет 1000 руб., в том числе 900 руб. — стоимость материалов и 100 руб. — вознаграждение подрядчику) или о способах ее определения (например, заказчик оплачивает ремонт, исходя из установленной причины неисправности с учетом затрат подрядчика по прейскуранту цен мастерской). При значительности объема и сложности выполняемой работы, многочисленности и разнообразии включаемых в цену работы компонентов цена может определяться путем составления сметы — документа, объясняющего особенности формирования цены и внутренней ее структуры (например, какова в общей стоимости работы стоимость конкретных материалов и средств, каково вознаграждение подрядчика и т.п.) и тем самым определяющего себестоимость работы (абз.

1 п. 3 ст. 709). Обычно смету составляет подрядчик (абз. 2 п. 3 ст. 709), так как является специалистом, а кроме того, выполняет работу своим иждивением (п. 1 ст.

704 ГК). Составленная им смета приобретает силу и становится частью ДП с момента подтверждения ее заказчиком. В то же время нельзя исключать, что смету составляют обе стороны ДП (например, если наряду с имуществом подрядчика используется имущество заказчика — материалы, оборудование, ГСМ и др., а также при выполнении работы смешанным — подрядно-хозяйственным — способом).

В этом случае смета становится частью ДП с момента ее согласования сторонами. При согласовании сторонами цены работы или порядка ее определения (в том числе при ее осмечивании) данное условие становится субъективно существенным условием (частью) ДП. Если последний не содержит никаких указаний на цену работы (способ ее определения), цена определяется в соответствии с п. 3 ст.

424 ГК, т.е. работа оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы. И только для отдельных видов ДП необходимо определение цены (в том числе ее осмечивание), в таких случаях цена — объективно существенное условие ДП, несогласование которой влечет его незаключенность (ст. 735, 743 ГК).

Читайте также:  Уступка имущественных прав в строительстве

3. Цена работы может быть твердой (обычно) и приблизительной (при наличии в ДП специальной оговорки); при отсутствии последней, а также при любых сомнениях надлежит исходить из твердости цены (п. 4 ст. 709). Твердая цена придает отношениям жесткость, приблизительная — обеспечивает их гибкость в заданных пределах.

В рамках одного ДП цена может быть твердой или приблизительной, возможно также комбинирование твердой и приблизительной цены (например, на разные используемые материалы или этапы работы), в результате чего итоговая цена будет приблизительной. Приблизительно цена может устанавливаться в случаях возможного (предполагаемого) ее расхождения при заключении ДП и при его исполнении (например, при значительной разнице между начальным и конечным сроками выполнения работы — п. 1 ст. 708 ГК, при отсутствии у подрядчика на момент заключения ДП необходимых материалов, которые еще предстоит приобрести для выполнения работы, и т.п.). Твердой или приблизительной может быть не только цена работы, но и способ ее определения. Так, твердый способ определения цены имеет место, если работа оплачивается согласно прейскуранту цен подрядчика на момент заключения ДП, приблизительный — на момент сдачи результата и его оплаты.

4. Приблизительная цена работы означает, что цена является плавающей и в согласованных сторонами пределах может быть любой, всякое ее колебание в этих пределах — согласованное условие ДП, которое поэтому не связано ни с изменением ДП (а потому не требует согласования с контрагентом), ни с его нарушением (а потому исключает вопрос о санкциях). В пределах приблизительно определенной цены подрядчик свободен в выполнении работы, а заказчик (обычно оплачивающий работу после окончательной сдачи ее результатов — п. 1 ст.

711 ГК) обязан ее оплатить, однако подрядчик не вправе выходить за эти пределы, а заказчик не обязан оплачивать работу за этими пределами. В то же время один случай превышения приблизительной цены урегулирован особо (п. 5 ст. 709).

Речь идет о таком превышении приблизительной цены, которое: а) является существенным (значительным по стоимости и затратным для подрядчика); б) вызвано необходимостью проведения дополнительных работ (работы должны быть необходимыми, т.е. такими, без которых невозможно достижение результата, а также дополнительными, т.е. новыми и не согласованными прежде). О наличии двух этих обстоятельств, связанных между собой как причина и следствие, подрядчик должен своевременно предупредить заказчика, который несет риск увеличения приблизительной цены: в создавшихся условиях заказчику остается либо отказаться от ДП (а значит, не получить конечный результат, при этом оплатить подрядчику выполненную часть работы), либо сохранить ДП (пересмотрев его финансовые условия и оплатив подрядчику стоимость дополнительных работ).

В то же время заказчик вправе оспаривать наличие указанных обстоятельств и при эффективном их оспаривании (например, если докажет отсутствие необходимости в дополнительных работах) требовать от подрядчика выполнения работы с оплатой в пределах приблизительной цены. Риск несущественного удорожания приблизительной цены, а также ее удорожания по иным причинам (например, из-за удорожания согласованных работ или материалов, изменений в системе налогообложения и пр.) несет подрядчик, который: а) должен принять на себя все расходы в связи с удорожанием работы и выполнить ее в соответствии с изначальными условиями ДП; б) вправе получить оплату за работу согласно верхнему пределу приблизительной цены. Такие же последствия наступают и для того подрядчика, который хотя бы и в условиях существенного превышения приблизительной цены из-за необходимости проведения дополнительных работ своевременно не предупредит об этом заказчика (абз. 2 п. 5 ст. 709).

5. Если цена является твердой, стороны не вправе требовать ее изменения (подрядчик — увеличения, а заказчик — уменьшения), даже если при заключении ДП исключалась возможность предусмотреть весь объем работ или необходимых расходов (абз. 1 п. 6 ст. 709). Единственное исключение из этого формулирует правило абз. 2 п. 6 ст. 709.

Возможность изменения твердой цены имеет место только при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг (например, транспортных), которые нельзя было предусмотреть при заключении ДП. При наличии данных обстоятельств заказчик несет риск увеличения твердой цены, так как подрядчик вправе требовать ее увеличения или (при отказе заказчика выполнить это требование) судебного расторжения ДП на основании ст.

451 ГК. В то же время заказчик вправе оспаривать наличие указанных обстоятельств и при эффективном их оспаривании (например, если докажет, что существенное возрастание стоимости работы было вызвано иными причинами либо его можно было предусмотреть) требовать от подрядчика выполнения работы по исходной твердой цене. В связи с абз. 2 п. 6 ст.

709 надлежит подчеркнуть следующее: а) п. 6 ст. 709 посвящен твердой цене, а оба его правила связаны между собой; б) правило абз. 2 п. 6 ст.

709 формально касается случаев не любого удорожания твердой цены, а вызванного вполне определенной причиной — возрастанием стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, при этом возрастание их стоимости должно быть существенным (т.е. значительным по стоимости и затратным для подрядчика) и непредвидимым при заключении ДП. Отсюда правило абз. 2 п. 6 ст. 709 не имеет универсального характера и не применяется: а) во всех случаях, если цена является приблизительной (последней особо посвящен п. 5 ст. 709); б) если удорожание твердой цены произошло вне связи с возрастанием стоимости материалов, оборудования подрядчика или услуг в его пользу со стороны третьих лиц; в) если удорожание твердой цены было вызвано несущественным возрастанием стоимости указанного имущества и услуг; г) во всяком случае, если удорожание твердой цены можно было предусмотреть при заключении ДП (поэтому подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, если при заключении ДП все необходимые материалы уже были у него в наличии).

Другой комментарий к статье 709 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи устанавливаются общие правила определения цены выполненных по договору подряда работ. При этом подчеркивается, что цена подлежащих выполнению работ или способы ее определения должны указываться в договоре подряда. В связи с этим следует иметь в виду, что цена договора подряда может быть как определенной, так и определимой.

Несмотря на очевидное сходство формулировки правил определения условия о начальном и конечном сроках договора подряда (в договоре подряда «указываются начальный и конечный сроки выполнения работы») и условия о цене (в договоре подряда «указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения»), благодаря возможности использования при определении цены нормы, содержащейся в п. 3 ст. 424 ГК РФ, при отсутствии в договоре подряда таких указаний условие о цене не может рассматриваться в качестве существенного для данного договора.

Вместе с тем судебно-арбитражная практика при решении данного вопроса испытывает колебания. Ряд решений окружных федеральных арбитражных судов свидетельствуют о признании условия о цене существенным условием договора подряда , однако имеются решения, в которых прямо отрицается подход к квалификации условия о цене как существенного условия договора подряда.

Читайте также:  Расположение розеток в доме при строительстве

Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 3 августа 2010 г. N Ф03-792/2010 по делу N А73-4511/2008 указывалось, что согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ, когда в договоре цена отсутствует и не может быть установлена исходя из его условий, она определяется по правилам, предусмотренным данной нормой, о чем имеется ссылка в п. 1 комментируемой статьи, которую апелляционный суд не применил к данным правоотношениям сторон. Поэтому вывод суда о том, что цена выполненных работ является существенным условием спорных контрактов и вследствие того, что она не согласована сторонами, контракты являются незаключенными, не соответствует рассматриваемым нормам права. Произвольное признание договора подряда незаключенным нарушает волю сторон на совершение и исполнение сделки, не противоречащей закону.

———————————
См., например: Постановления ФАС Центрального округа от 25 февраля 2010 г. N Ф10-6018/09 по делу N А09-6210/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 4 мая 2010 г. по делу N А43-25641/2009; ФАС Поволжского округа от 4 августа 2010 г. по делу N А55-20919/2009; и др. (Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения. Работа подготовлена специалистами СПС «КП» 16 марта 2011 г. // СПС » КП». Здесь и далее, если специально не указано иное, примеры из судебной практики приводятся по указанному Путеводителю).

Цена в договоре подряда складывается из двух составляющих и включает, во-первых, компенсацию издержек, понесенных подрядчиком, и во-вторых, причитающееся ему вознаграждение за выполненную работу.

2. Если выполняемые работы невелики по объему и видам, то стороны обычно определяют цену при заключении договора подряда. Однако если объем работ велик, а их виды весьма разнообразны, то цена работы может быть определена путем составления сметы. Смета может быть составлена любой из сторон договора, но поскольку подрядчик, как правило, является профессионалом, именно ему поручается ее подготовка. В связи с этим, если работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, она приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

3. Цена работы (смета) по договору подряда может быть приблизительной или твердой. Приблизительной является смета, от положений которой в ходе выполнения работ возможны отступления (превышение). Твердой считается смета, от положений которой отступления (превышение) не допускаются. Закон устанавливает презумпцию согласования сторонами твердой сметы, поскольку при отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

4. Исходя из смысла комментируемой статьи не являющееся существенным превышение приблизительной сметы предполагается самим ее характером и не порождает каких-либо обязанностей со стороны подрядчика. Однако, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине — в существенном превышении приблизительной сметы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную к данному моменту часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

5. Что касается твердой цены (сметы), то подрядчик не вправе требовать ее увеличения, а заказчик — уменьшения даже в том случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. В связи с этим любые изменения твердой цены (сметы) связаны с изменением договора подряда.

Характерный пример этого положения содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 5 октября 2009 г. N КГ-А41/8214-09 по делу N А41-19665/08, в котором указывалось, что согласно п. 3.1 договора стоимость работ по договору была определена в сумме 10029174 рубля. Указанная сумма является твердой и включает в себя стоимость всех расходов и обязательств подрядчика, необходимых для выполнения работ по договору.

В связи с выявлением увеличения объемов работ истец направил в адрес ответчика письмо, в котором просил заключить дополнительное соглашение к договору на сумму 2948820 рублей, которое ответчик подписать отказался. При рассмотрении дела апелляционный суд признал, что сумма 2948820 рублей является неосновательным обогащением для ответчика, поскольку работы на указанную сумму выполнены вне рамок договора, были приняты ответчиком, имеющим интерес в результате работ.

Отсутствие оплаты свидетельствует о том, что ответчик неосновательно обогатился за счет истца. Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанным выводом, считает его противоречащим нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам. Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что правоотношения между истцом и ответчиком имели договорный характер. Условиями договора были определены объем работ и их стоимость, при этом договорная цена являлась твердой. Истец не представил доказательств подписания сторонами соглашения об изменении твердой договорной цены, а также обращения к ответчику о необходимости проведения дополнительного объема работ в целях реализации предоставленных ему п. п. 5 и 6 комментируемой статьи прав .

———————————
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения // СПС «КП».

6. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик вправе требовать увеличения установленной в договоре подряда как приблизительной, так и твердой цены (сметы). В случае отказа заказчика выполнить это требование он имеет право расторгнуть договор в соответствии со ст. 451 ГК РФ. Следовательно, данный случай рассматривается как частное проявление существенного изменения обстоятельств, являющегося основанием для одностороннего расторжения гражданско-правового договора.

В судебно-арбитражной практике, однако, требования подрядчика об увеличении твердой цены при существенном удорожании материалов подлежат удовлетворению только до подписания акта приемки-передачи. В частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N ВАС-16857/10 по делу N А07-21862/2009 указывалось, что судом было установлено наличие в п. п. 4.2 и 4.3 дополнительных соглашений к договору положений о компенсации генподрядчиком субподрядчику затрат, возникающих при существенном увеличении стоимости материалов, тарифов и услуг третьих лиц, не покрываемом действующим индексом, в соответствии с комментируемой статьей.

Суд оценил представленные в материалах дела доказательства, в том числе акты выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, и установил, что истец выполнил согласованные сторонами работы, а ответчик оплатил их в полном объеме.

Учитывая, что договорные отношения прекращены в связи с исполнением обязательств по договору, результат работ принят и оплачен ответчиком, в период действия договора истец не воспользовался правом предъявления требований о дополнительной компенсации понесенных им затрат, связанных с удорожанием материалов, и расходов по доставке рабочих до объекта строительства, суд отказал в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика указанных затрат.

Доводы заявителя по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах и не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.

Источник: rugkrf.ru

Рейтинг
Загрузка ...