Погодные условия для строительства дорог

Содержание

Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях целесообразно в особых случаях с целью обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения преждевременных разрушений нижележащих конструктивных слоев дорожной одежды.

Стандарт содержит требования к составу дополнительных мероприятий по организации работ, подготовке производства, приготовлению асфальтобетонных смесей, выбору применяемых машин и механизмов, включаемых в соответствующие разделы проектов производства работ, технологических регламентов и технологических карт, разрабатываемых при устройстве асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях.

Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях может потребовать корректировки стоимости работ с учетом дополнительных затрат.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные покрытия и устанавливает общие правила их устройства при неблагоприятных погодных условиях при строительстве (реконструкции), капитальном ремонте, ремонте (текущем ремонте) и содержании автомобильных дорог общего пользования.

лекция №1 Автомобильные дороги, 5сем

Стандарт не распространяется на устройство защитных слоев дорожного покрытия, слоев износа из асфальтобетона толщиной менее 5 см, а также на устройство слоев асфальтобетонного покрытия на искусственных сооружениях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.3.033 Система стандартов безопасности труда. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТ 11955 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 32731 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля

ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ

ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 32867 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования

ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация

ГОСТ 33387 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования

ГОСТ Р 52128 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р 54401 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические условия

ГОСТ Р 55420 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия

ГОСТ Р 58401.22 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение плотности слоя неразрушающими методами

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка или без него) и битумного вяжущего, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.2 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.

3.3 вспененное битумное вяжущее: Вяжущее, получаемое путем впрыскивания воды в разогретое битумное вяжущее, непосредственно перед вводом битумного вяжущего в смесительную установку.

дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов.

[ГОСТ 32825-2014, пункт 3.9]

3.5 неблагоприятные погодные условия для устройства асфальтобетонных слоев (неблагоприятные погодные условия): Погодные условия, к которым относятся температура окружающего воздуха весной и летом в интервалах от 5 °С до минус 10 °С, осенью и зимой от 10 °С до минус 10 °С.

1 Неблагоприятные погодные условия могут сопровождаться осадками в виде моросящего дождя или слабого снега.

2 Моросящий дождь соответствует количеству осадков до 2 мм/12 часов; слабый снег — до 1 мм/12 часов.

3.6 поверхностно-активное вещество: Химические соединения, которые адсорбируются на поверхности раздела жидкостей и твердых тел, влияют на их взаимодействие и на их физико-химические или химические свойства.

3.7 специальные добавки для асфальтобетонных смесей (специальные добавки): Добавки, которые позволяют обеспечить удобоукладываемость и уплотнение асфальтобетонной смеси с требуемыми физико-механическими показателями при неблагоприятных погодных условиях.

4 Обозначения и сокращения

АБЗ — асфальтобетонный завод;

ПАВ — поверхностно-активное вещество;

ЩМАС — щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

5 Общие положения

5.1 Стандарт предназначен для использования при производстве работ по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях на автомобильных дорогах I-IV категорий по ГОСТ 33382 за исключением автомагистралей (IA) и скоростных дорог (IБ).

5.2 Технологические операции при проведении работ по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях должны соответствовать настоящему стандарту, проектам производства работ и технологическим картам, согласованным и утвержденным в установленном порядке с учетом требований настоящего стандарта.

5.3 Организационное планирование устройства асфальтобетонных покрытий должно проводиться с учетом краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды.

5.4 Для обеспечения качества устройства слоев покрытия из асфальтобетона должны быть соблюдены требования к технологии приготовления асфальтобетонной смеси и организации производства работ, заложенные в настоящем стандарте и действующих нормативно-технических документах.

5.5 Технологические правила устройства асфальтобетонных покрытий из литого асфальтобетона должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54401, проекту производства работ и технологическим картам, согласованным и утвержденным в установленном порядке.

5.6 Устройство слоев покрытий из асфальтобетона при неблагоприятных погодных условиях необходимо проводить на ранее устроенный и подготовленный нижележащий слой асфальтобетона или цементобетона. Устройство асфальтобетонных покрытий на другие виды материалов не допускается.

При устройстве двухслойного асфальтобетонного покрытия допускается верхний слой покрытия укладывать сразу после нижнего, чтобы сохранить температуру нижнего слоя и исключить операции по его подготовке, представленные в 7.2. При этом выбор способа устройства покрытия определяется на основании технико-экономических расчетов и входит в технологическую карту.

5.7 Для выполнения работ по строительству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:

— подготовить асфальтобетонные заводы для работы в неблагоприятных погодных условиях;

Читайте также:  Как остановить строительство кладбища

— произвести утепление машин и механизмов, применяемых в процессе устройства слоев из асфальтобетона;

— разработать рецепты асфальтобетонных смесей с учетом использования вспененного битумного вяжущего, введения ПАВ, специальных добавок и/или иных технологий, позволяющих производить устройство асфальтобетонных слоев в неблагоприятных погодных условиях;

— определить оптимальную длину захватки, состав уплотняющей техники и контролируемые технологические параметры и разработать соответствующие изменения в проекты проведения работ, технологические карты и иную организационно-технологическую документацию;

— при возможности снизить время перевозки асфальтобетонной смеси к месту укладки с подготовкой путей ее доставки;

— обеспечить доставку асфальтобетонной смеси специально подготовленным транспортом.

5.8 Требуемое качество уплотнения асфальтобетонной смеси при неблагоприятных погодных условиях можно обеспечить при условии:

— использования асфальтоукладчиков, обеспечивающих высокую степень предварительного уплотнения уложенного слоя;

— выбора оптимального типа катков;

— обеспечения максимальной эффективности работы уплотняющих машин в наиболее короткий технологический интервал времени;

— обеспечения сцепления между слоями;

— соблюдения рациональных температурных интервалов уплотнения асфальтобетонной смеси на различных этапах ее уплотнения.

5.9 Для устранения фракционной и температурной сегрегации следует применять перегружатели асфальтобетонной смеси. При применении перегружателей необходимо учитывать потери температуры смеси в них для корректировки времени уплотнения.

6 Технические требования к асфальтобетонным смесям, производимым и укладываемым при неблагоприятных погодных условиях

6.1 Устройство слоев покрытий при неблагоприятных погодных условиях выполняется из горячих и теплых уплотняемых асфальтобетонных смесей, а также из литых асфальтобетонных смесей.

Асфальтобетонные смеси, применяемые при неблагоприятных погодных условиях, должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.

6.2 При выпуске асфальтобетонных смесей при неблагоприятных погодных условиях (за исключением литых асфальтобетонных смесей) необходимо применение специальных добавок, ПАВ или вспененного битумного вяжущего.

При температуре окружающего воздуха ниже 0 °С изготовление асфальтобетонных смесей без применения специальных добавок не допускается.

Специальные добавки, ПАВ и вспененное битумное вяжущее при приготовлении асфальтобетонных смесей применяются для снижения температуры уплотнения, увеличения дальности транспортирования смесей, обеспечения однородности, удобоукладываемости и уплотняемости асфальтобетонных слоев.

Выбор специальных добавок производится в соответствии с утвержденной документацией на их применение и результатами лабораторных испытаний асфальтобетонных смесей.

Норма расхода специальных добавок устанавливается производителем добавки и уточняется лабораторными испытаниями асфальтобетонных смесей и результатами пробной укатки при строительстве.

6.3 В случае применения специальных добавок, ПАВ и вспененного битумного вяжущего температура приготовления и рекомендуемый режим уплотнения асфальтобетонных смесей указывается в соответствующей технологической документации.

Температура изготовления смесей должна соответствовать верхнему пределу допустимых температур, указанных в соответствующих нормативных документах на асфальтобетонные смеси.

В случае необходимости допускается увеличивать температуру приготовления асфальтобетонных смесей, но не более чем на 10 °С относительно температур, указанных в соответствующих нормативных документах, не допуская пережога, соблюдая рекомендации производителя битумного вяжущего, ПАВ и специальных добавок, соблюдая требования ГОСТ 12.1.005 к воздуху рабочей зоны.

Температурные режимы устройства слоев из литых асфальтобетонных смесей должны соответствовать ГОСТ Р 54401.

7 Подготовительные работы при устройстве асфальтобетонных покрытий

7.1 Подготовка АБЗ

7.1.1 Для обеспечения непрерывной работы АБЗ при неблагоприятных погодных условиях следует:

— предусмотреть мероприятия, обеспечивающие нормальную работу исполнительных приводов, систем пылеочистки, подачи вяжущего и других технологических составляющих производства асфальтобетонной смеси;

— очистить питатели, дополнительно утеплить битумопроводы, обеспечить подогрев пневмопроводов и дозаторов битума;

— для предотвращения образования конденсата и обеспечения бесперебойной работы пылеулавливающей установки и дымососа, их следует изолировать теплоизоляционными материалами и обеспечить наличие влагоотделителя для компрессора, питающего пневматическую систему управления;

— пневмоцилиндры гидравлических систем АБЗ заключить в кожухи с дополнительным обогревом;

— в местах складирования каменных материалов предусмотреть мероприятия, исключающие их смерзание и появление комьев размером более 10 см (предварительное рыхление);

— при возможности предусмотреть накопление смеси для единовременной загрузки в машину в утепленном бункере-накопителе для рациональной загрузки смеси в автосамосвал с целью снижения температурных потерь;

— обеспечить минимальное время доставки смеси с применением машин с повышенной грузоподъемностью.

7.1.2 При работе в неблагоприятных погодных условиях необходимо использовать АБЗ с пылеулавливающей установкой, обеспечивающей сухую очистку газа.

7.1.3 В конце смены бункеры минеральных материалов необходимо очищать от остатков минеральных материалов. Во время простоя и в конце смены бункеры минеральных материалов укрывают для защиты от попадания осадков.

7.2 Подготовка нижележащего слоя перед укладкой асфальтобетонных смесей

7.2.1 Для снижения тепловых потерь и обеспечения необходимого сцепления устраиваемого слоя с нижележащим, поверхность нижележащего слоя очищают от снега и льда, пыли и грязи механическими щетками и продувкой поверхности сжатым воздухом, а также осуществляют просушку. Непосредственно перед проведением работ по устройству конструктивных слоев из асфальтобетона, при возможности, осуществляют прогрев нижележащего слоя, исключив выгорание битумного вяжущего в соответствии с 8.3.8.

7.2.2 При невозможности единовременной полной очистки поверхности нижележащего слоя от снега и льда, проводят предварительную очистку и обработку противогололедными материалами.

После предварительной очистки производят обработку противогололедными материалами по ГОСТ 33387. Тип противогололедных материалов и норму их расхода в зависимости от толщины слоя снега или льда назначают опытным путем. После оттаивания поверхность очищают от остатков реагентов, снега, воды и льда и осуществляют просушку.

Для удаления снега и льда с поверхности нижележащего слоя взамен реагентов допускается применять специальные тепловые машины (терморазогреватели) или разогрев горячим воздухом, при этом исключив выгорание битумного вяжущего.

7.2.3 Перед укладкой асфальтобетонной смеси в сухую погоду на сухом нижележащем слое выполняют подгрунтовку поверхности.

При положительной температуре воздуха подгрунтовку проводят жидким битумом по ГОСТ 11955, битумом нефтяным дорожным вязким по ГОСТ 33133, среднераспадающимися или быстрораспадающимися битумными эмульсиями ЭБК-1, ЭБПК-1, ЭБК-2, ЭБПК-2 по ГОСТ Р 52128 и ЭБДК Б по ГОСТ Р 55420. При отрицательной температуре воздуха подгрунтовку проводят жидким битумом по ГОСТ 11955 или битумом нефтяным дорожным вязким по ГОСТ 33133.

При применении эмульсии обработка поверхности нижележащего слоя осуществляется с нормой расхода от 0,6 до 0,9 л/м 2 для уплотняемых смесей и от 0,2 до 0,4 л/м 2 для литых смесей. Температура эмульсии при розливе должна составлять от 60 °С до 80 °С.

При применении битума обработка поверхности нижележащего слоя осуществляется с нормой расхода от 0,5 до 0,8 л/м 2 для уплотняемых смесей и от 0,2 до 0,4 л/м 2 для литых смесей.

Допускается корректировка дозирования нормы расхода на основании разработанного регламента на производство работ по устройству асфальтобетонного покрытия.

В случае если нижний и верхний слои покрытия устраивают из литого асфальтобетона, обработку битумом или эмульсией нижележащего слоя из литого асфальтобетона не производят.

7.3 Транспортирование асфальтобетонных смесей к месту укладки

7.3.1 Транспортирование асфальтобетонных смесей, кроме литых, к месту укладки производится в автомобилях-самосвалах, оборудованных:

— тентом или пологом из термоизолирующего и водонепроницаемого материала.

Тент или полог должен полностью закрывать загруженный кузов автомобиля-самосвала, плотно прилегать к стенкам кузова и фиксироваться на стенках кузова. Для повышения производительности процесс развертывания и свертывания полога рекомендуется механизировать.

7.3.2 Для избегания налипания смеси к внутренней поверхности кузова перед погрузкой производят обработку поверхности антиадгезионными средствами, предотвращающими налипание смеси, не оказывающими негативного влияния на асфальтобетонную смесь и очищают его от всех посторонних предметов. Внутренняя поверхность кузова не должна иметь существенных вмятин и углублений, в которых могла бы скопиться затвердевшая смесь от предыдущей загрузки.

Допускается использование автосамосвалов с кузовами с наличием вмятин и углублений. При этом после выгрузки и перед загрузкой необходимо осматривать кузов автосамосвалов и при наличии затвердевшей смеси от предыдущей загрузки выполнять очистку кузова.

Читайте также:  Основные чертежи в строительстве

7.3.3 Для уменьшения расслоения асфальтобетонной смеси в момент загрузки и транспортировки, а также для повышения ее однородности, загрузку автомобиля-самосвала в зависимости от длины его кузова следует вести в три или пять приемов по схеме, утвержденной в проекте производства работ, технологических картах или регламентах согласно рисунку 1.

image001.jpg

image002.jpg

а) загрузка кузова в три приема; б) загрузка кузова в пять приемов

Рисунок 1 — Загрузка кузова самосвала асфальтобетонной смесью

7.3.4 Транспортирование литых асфальтобетонных смесей к месту укладки проводится специализированным транспортом в соответствии с ГОСТ Р 54401.

7.3.5 Максимальную дальность транспортирования асфальтобетонной смеси устанавливают исходя из того, чтобы ее температура на месте укладки была достаточной для выполнения всех технологических операций по уплотнению.

7.3.6 Количество автомобилей рассчитывается с учетом необходимого ритма подачи смеси, в зависимости от производительности АБЗ, асфальтоукладчика, дальности и скорости транспортирования смесей, продолжительности их загрузки и грузоподъемности автомобилей-самосвалов.

7.3.7 Температуру асфальтобетонной смеси проверяют в кузове автомобиля-самосвала. При этом удаляют верхний слой асфальтобетонной смеси и замеряют температуру путем погружения термометра в смесь. Для замера температуры допускается использование контактных и бесконтактных термометров с погрешностью не более 3 °С.

8 Устройство слоев покрытия из асфальтобетона

8.1 Допустимые погодные условия для устройства слоев покрытия из асфальтобетона

8.1.1 Работы по устройству асфальтобетонных покрытий следует проводить при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10 °С, при этом совместное воздействии ветра и температуры (охлаждающий эффект) не должно быть ниже минус 10 °С. Зависимость охлаждающего эффекта от скорости ветра и температуры представлена в таблице 1.

Источник: mooml.com

Почему автомобильные дороги часто ремонтируются в дождь и снег?

В России почти все дороги покрыты асфальтом — бетонные трассы как в США и других странах у нас не популярны. Если покрытие уложено с соблюдением всех правил, срок службы асфальтовой дороги достигает 10 лет, но где это вы видели идеальные дороги без ям и других неровностей?

В появлении изъянов на дорогах обычно винят климат России, мол, асфальт покрывается трещинами и ямами из-за перепадов температур и других капризов природы. Но, если взглянуть правде в глаза, обычно плохие дороги возникают из-за нарушения технологии укладки асфальта — чтобы сократить расходы, дорожные работники добавляют в смесь меньше битумной эмульсии, а также экономят на песке и щебне. Обычно ремонт дорог производится летом, но в Интернете полно видео, где ямы ремонтируются в ливень или вообще снежной зимой. Разве это не нарушение правил укладки дорог? Давайте разберемся.

Укладка асфальта зимой выглядит крайне странно

Когда дорога нуждается в ремонте?

Согласно документу ГОСТ Р 50597–93, максимально допустимые размеры ям на дорогах составляют не более 60 сантиметров по ширине, 15 сантиметров по длине и 5 сантиметров в глубину. Следить за состоянием дорог должны сотрудники ГИБДД — в случае обнаружения серьезных неровностей, они должны уведомлять дорожников. Те, в свою очередь, обязаны устранить проблему в самые краткие сроки, потому что даже небольшая яма может стать причиной серьезной аварии. Так как речь идет о жизнях людей, на ремонт отводится очень мало времени, от 1 до 14 дней. Поэтому зачастую у ремонтников нет возможности дожидаться хорошей погоды.

Ремонтировать дороги нужно в очень сжатые сроки, поэтому рабочим нужно действовать быстро

Как ремонтируют дороги?

Существует несколько способов ремонтирования дорог. Выбор зависит от того, какую площадь нужно восстановить, какой бюджет выделен на работу и какая погода стоит за окном.

Укладка холодного асфальта

Чаще всего, для ремонта небольших ям, используется холодный асфальт. Он является смесью щебня, гравия, песка, минерального порошка и медленно густеющего, жидкого битума. В отличие от горячего асфальта, холодный готовится без нагревания и может укладываться даже при -5 градусах Цельсия. После укладки, по отремонтированной дороге уже можно ездить — каток совершенно не нужен, потому что его заменяют ездящие автомобили. Холодный асфальт становится твердым в результате испарения углеводородных соединений, которые входят в состав жидкого битума.

Укладка горячего асфальта

Горячий асфальт готовится из песка, гранитного щебня, битума и разных минеральных добавок. Чтобы покрытие служило долго, важно, чтобы песок был зернистым, гравий прочным, а битум пластичным. Как правило, горячий асфальт применяется только при строительстве новых дорог или полной реконструкции старых.

Иногда его используют и при ремонте ям, но обычно только при температуре выше 10 градусов тепла. Если нужно произвести ремонт в зимнее время, на место привозятся литые смеси, согретые до 200 градусов Цельсия. Под воздействием высоких температур вода, которая находится в яме, просто испаряется.

Горячий асфальт дороже, потому что приходится задействовать больше техники

Можно ли чинить дороги зимой?

Исходя из написанного выше, дороги лучше укладывать в плюсовую температуру или максимум в 5-градусный холод. Однако, в случае необходимости, ремонтники могут начать работу и в более холодную погоду. Для таких случаев даже существует памятка «по ремонту асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях».

Например, в ней рекомендуется сначала расчистить ямы от воды при помощи щеток и просушить продувкой. В Интернете можно найти видео, где рабочие чинят дороги в снежные дни — это не запрещено, потому что ремонтные работы можно проводить при 5-миллиметровых осадках. Но если идет сильный снегопад, работа запрещена.

Укладывать асфальт в плохую погоду можно, но предварительно высушив дорогу. Но много ли рабочих придерживаются этого правила?

ВСЕ МЫ ЖДМ ПОЯВЛЕНИЯ НА ДОРОГАХ БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. А ВЕДЬ ОНИ МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ! ВОТ КАКИХ.

Срок службы дорог

Как правило, городские дороги состоят из двух-трех слоев толщиной около десяти сантиметров. Если работа выполнена хорошо, верхний слой должен прослужить 5 лет, а нижний — около четырех. Иногда гарантийный срок рассчитывается в зависимости от интенсивности движения. То есть, если за сутки по дороге проезжает около тысячи автомобилей, она может прослужить до восьми лет.

Если же трасса рассчитана на 20 тысяч автомобилей в сутки, срок ее службы составляет около двух лет, не больше. Что касается федеральных трасс, они должны соответствовать требованиям 12 лет.

Федеральные трассы должны обладать самым долгим сроком службы

Щекотливая тема, не так ли? Чтобы обсудить ее с большим количеством людей, вступайте в наш Telegram-чат.

Реальность такова, что несмотря на все написанное выше, в России зачастую очень плохие дороги. К сожалению, в этом обычно виноваты обслуживающие компании, которые могут специально не соблюдать правила укладки, чтобы дороги быстрее приходили в непригодность. А чем чаще ремонтируются дороги, тем чаще и больше получают деньги рабочие. А что по этому поводу думаете вы? Пишите в комментариях.

Источник: hi-news.ru

Погодные условия для строительства дорог

Можно ли укладывать асфальт в дождь? По СНиПу укладка асфальта в дождь возможна холодным или литым методом.

Холодный способ асфальтоукладки

Холодный способ применяют не для капитального строительства, а для ямочного ремонта. Для асфальтирования используется готовая асфальтовая смесь, которую не нужно нагревать перед укладкой. Для проведения асфальтоукладочных работ не нужна спецтехника или сложное оборудование. Поверхность достаточно очистить от загрязнений и положить асфальтную смесь.

укладка асфальта в дождь

асфальт укладывают в дождь

можно укладывать асфальт в дождь

Холодное асфальтирование подходит для участков с нагрузкой не больше 3,5 тонн. Укладывать асфальтовую смесь можно до -20 градусов.

Преимущества:

  • не требуется спецтехника;
  • можно укладывать асфальт в дождь и при отрицательной температуре;
  • длительный срок службы покрытия.
Читайте также:  Список компаний по строительству дорог

Основной недостаток – высокая цена и низкие нагрузки, которые выдерживает асфальтовое покрытие.

Укладка литого асфальта

Литой асфальт применяется для ремонта и строительства дорог. Для асфальтирования необходима смесь, которую предварительно нагревают до температуры не ниже 200 градусов. Горячую смесь распределяют по поверхности, а затем раскатывают виброкатками.

Дорожное покрытие выдерживает нагрузку до 3000 автомобилей в сутки. Смесь можно класть при температуре не ниже 10 градусов, допустимо асфальтирование в дождь.

Преимущества:

  • высокая водостойкость;
  • хорошая устойчивость к деформации;
  • асфальтирование в любой сезон;
  • покрытие устойчиво к воздействию химикатов и реагентов;
  • экологическая безопасность.

К недостаткам стоит отнести высокую цену материалов и работы.

Сравнение технологий укладки асфальта в дождь

Чтобы было видно наглядно разницу между литым и холодным способом асфальтоукладки, приведем таблицу.

Источник: asfaltirovanie-msk.ru

Почему можно укладывать асфальт в любую погоду

Нередко можно наблюдать ситуацию, когда производится укладка асфальта в дождь или снег. Выполнение дорожных работ регулируется нормами СНиП. В документе предполагается технология для сухой и тёплой погоды. У многих возникает вопрос, так выполняется ли укладка асфальта в лужи?

Укладка асфальта в дождь

Современные виды укладки

Разработано несколько современных технологий проведения дорожных работ и разными видами материала.

Горячая укладка производится при строительстве новых автомобильных магистралей, капитальном ремонте. Выполнение операции – в летнее время. Процесс заключается в нанесении на необходимую площадь горячей битумной смеси до полного остывания. Для проведения работы используется специальная техника. Полотно выдерживает нагрузки более 20 тонн.

Климатические условия: температура выше +5 градусов по Цельсию, отсутствие осадков.

Холодная укладка применяется при ямочном ремонте дорог. Для выполнения работ используется готовая асфальтная смесь. Операция выполняется без использования специальной техники. Сначала очищается яма от мусора, пыли, воды, а затем производится укладка асфальтного состава. Покрытие, выполненное холодной смесью, выдерживает нагрузку не более 3,5 тонн.

Климатические условия: температура до – 20 градусов по Цельсию, укладка асфальта в дождь допускается. Основные преимущества:

  • Продолжительный срок хранения.
  • Возможность проводить операции без специальной подготовки и техники.
  • Работы выполняются при любой погоде.

Плохая погода и укладка асфальта

Главный недостаток – высокая цена и низкие нормативные нагрузки.

Литая укладка применяется при строительстве дорог I и II категории, для ремонта, строительства оснований дорожных одежд, тротуарного покрытия. Готовую смесь доставляют на дорожно-строительную площадку в специальных цистернах-термосах. Температура асфальтной массы составляет 200-250 градусов.

Дорожное покрытие, выполненное литым асфальтом, выдерживает нагрузку потока транспорта более 3000 автомобилей в сутки. Климатические условия: температура не ниже – 10 градусов по Цельсию, покрытие допускается при выпадении осадков (кроме ливня). Очень высокая стоимость материала. Преимуществом материала является:

  • В продаже имеются специальные контейнеры с литым асфальтом, готовым к использованию.
  • Обладает хорошей водопроницаемостью.
  • Высокая устойчивость к деформации.
  • Работы можно проводить круглогодично.
  • Не вступает во взаимодействие с химическими реагентами.
  • Экологически чистый.

В таблице приведены сравнительные характеристики различных видов и асфальтной смеси.

Характеризующие показатели Горячие смеси Холодный асфальт Литой асфальт
Готовность к применению Необходима подготовка Готов к использованию Необходима подготовка
Температурный режим применения +5 градусов С и выше -20 — +40 градусов С до – 10 градусов С
Календарь применения Сезонное Круглый год Круглый год
Необходимость спецтехники Требуется Не требуется Требуется
Потребление энергии Необходима Нет Необходима

Следует вывод: укладка асфальта в дождь допустима при соблюдении определённых условий:

  • Нельзя выполнять работы при сильном выпадении осадков.
  • Операцию следует проводить быстро, потому что смесь теряет свои свойства.

Скорость проведения операции

Последовательность укладки асфальта

Дорожно-строительные работы предполагают последовательное выполнение действий:

  1. Место для укладки асфальта очищается.
  2. Расчищенный участок засыпается щебнем.
  3. Для улучшения сцепления основания и асфальта поверх щебня заливается эмульсионная смесь.
  4. Затем накладывается битумный слой и сухой щебень.
  5. Уложенные слои выравниваются специальной техникой.

Выполнять работы разрешается при допустимых температурах. Нормативные документы СНиП и ГОСТ устанавливают определённые требования, которые необходимо выполнять.

Плохое состояние дорог обусловлено нарушением технологии укладочных операций и нарушение нормативных требований СНиП и ГОСТ.

Дороги в плохому состоянии

Последовательность выполнения ямочного ремонта

Выполнение ремонтных работ асфальтного покрытия производится в следующем порядке:

  1. Анализ состояния слоя дороги, глубины выбоины.
  2. Разметка границ образовавшейся ямы. Вокруг выбоины рисуют прямые линии. Если дефектные участки находятся недалеко друг от друга, объединяют одним периметром.
  3. С помощью фрезы и отбойного молотка по очерченному контуру делается вертикальное углубление, не менее толщины слоя покрытия.
  4. Затем удаляется повреждённый асфальт и мусор.
  5. Участок обрабатывается битумом или полимерной эмульсией.
  6. Выполняется укладка смеси битума и мелкофракционного щебня.
  7. Нанесение финишного слоя в виде битумного покрытия.

Ямочный ремонт приходится проводить для разных видов дорог. Поток автомобильной техники по магистрали не прекращается, перекрывается движение только на ремонтируемом участке. Для этого выставляются предупредительные знаки.

Ямочный ремонт дорог

Работы следует проводить в сухую погоду. Но не всегда дорожникам погода позволяет соблюдать все требования. Порядок действий написан в ГОСТ «Автомобильные дороги и улицы».

Срок службы дорог по нормативным документам

С 2011 года в Российской Федерации вступили в действие новые правила. Восстановительные работы проводятся один раз в три года, раньше продолжительность периода составляла семь лет. Согласно, принятого закона ведётся паспорт дороги, где указывается история каждого отремонтированного километра. Дорожно-строительная организация несёт ответственность за качество работы. Все недоделки и дефекты устраняются за их счёт строителей.

По нормам допускается разрушение дорожного покрытия после ямочного ремонта всего 5 процентов. На гарантийный срок влияет интенсивность автомобильного потока, особенности эксплуатации.

На магистралях I и II категории покрытие меняется большим полотном. Как правило, производится перекрытия движения в одном из направлений. Работы должны выполняться согласно документации СНиП и ГОСТ.

СНиП о ремонте дорог

Основные причины разрушения дорожного полотна

На качество асфальтного полотна влияет не только неправильная эксплуатация дорог, но и другие причины:

  • Неправильная дозировка битумной эмульсии приводит к образованию трещин, выбоин.
  • Образования в дорожном покрытии дыр. Основная причина — укладка асфальта в сильный дождь или снег, несоблюдение требований СНиП.
  • Использования низкокачественного слоя не обеспечивает надёжного сцепления со старым покрытием.
  • Щебень в целях экономии заменяют битым кирпичом. Каждая категория дороги предполагает использования определённых фракций щебня. Несоблюдение технологии приводит к проседанию полотна.
  • Не соблюдается нормативная высота каждого слоя.
  • Использование некачественной асфальтной смеси.

Основной причиной плохого состояния дорог является человеческая халатность. Невыполнения технологии укладки асфальта в дождь или снег.

Нормативные документы

Соблюдение ГОСТа по проведению работ предусматривает следующие пункты:

  1. За асфальтную смесь отвечает положение ГОСТа 9238.
  2. Соблюдение температурного режима.
  3. Использование щебня определённой фракции. Нормы материалы указаны в ГОСТе 8267. Осадочные породы регулируются ГОСТом 8736.
  4. Требования по битуму приведены в статье ГОСТа 22245.

СНиП содержит информацию о нормах укладки асфальтного покрытия. Нормативный документ указывает температурный режим для проведения работ.

Температурный режим для проведения работ

Сравнение дорог в Российской Федерации и других странах

Министерство транспорта в 2017 году правило анализ средней стоимости дорог. Данные в таблице приведены без учёта качества и ширины полотна, а также НДС.

№ п/п Страна Стоимость 1 км, млн. рублей
1 Германия 122,6
2 Франция 101,1
3 Канада 82,3
4 США 72,0
5 Испания 49,3
6 Россия 41,0
7 Финляндия 40,6

Стоимость некоторых дорожных работ превышает зарубежных. Отсутствие типовых проектов приводит к удорожанию на первоначальном этапе строительства. Составление проектно-сметной документации требует больших финансовых вложений.

Состояние дорог в РФ

Неправильный логистический подход по доставке необходимого материала. Удешевление строительства магистралей за счёт толщины верхнего слоя уменьшает срок эксплуатации.

Для информации: в Германии верхний слой асфальта составляет 22 сантиметра, в России – 8 сантиметров.

Источник: betonov.com

Рейтинг
Загрузка ...