Политика национально государственного строительства это

В годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Летом 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей других республик принял декрет «Об объединении республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с империализмом». Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые усилия и в области железнодорожного транспорта для борьбы с объединенными силами внутренней и внешней контрреволюции. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик.

Шесть республик — РСФСР, УССР, БССР, Азербайджан, Армения, Грузия и две народные советские республики — Бухарская и Хорезмская продолжили сближение и в условиях мира. Укреплялись их экономические и политические связи.

Активно шел процесс советского национально-государственного строительства в Советской России. Еще в мае 1918г. в составе Российской Федерации была создана Туркестанская автономная республика; в марте 1919 г. создается Башкирская автономная республика; в 1920 г. была создана Киргизская, в 1925 г. — Казахская и Татарская автономные республики.

История 10 класс (Урок№13 — Образование СССР и национальная политика большевиков.)

В 1921-1922 гг. в составе Советской России были образованы Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская и Абхазская автономные республики (две последние впоследствии вошли в состав Грузинской республики). В процессе национально-государственного строительства в начале 20-х гг. в России были созданы также одиннадцать автономных областей. Одновременно продолжали укрепляться межреспубликанские связи в области военного и хозяйственного строительства. С этой целью были заключены многосторонние договоры о военно-хозяйственном союзе.

В результате в 1922 г. на Международной Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики.

В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). В августе того же года под председательством И.В. Сталина была создана комиссия для подготовки вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. И.В.

Сталин подготовил проект резолюции, предусматривающей вхождение в РСФСР Украины, Белоруссии, Закавказских республик на правах автономных республик. Эта идея получила название проекта автономизации, в соответствии с которым ВЦИК и СНК России становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР.

Ознакомившись с материалами комиссии, В.И. Ленин пишет для членов Политбюро письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и «вместе и наравне с ними» войти в новый союз.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об образовании СССР выступил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин, зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР.

История России. ХХ век. Лекция 12. Образование СССР. Империя наоборот | History Lab

Присутствующие на съезде главы делегаций республик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР.

В 1924 г. проходит национально-территориальное размежевание Средней Азии, в результате которого возникли Узбекская и Туркменская союзные республики, вошедшие в феврале 1925 г. в состав СССР. В составе Узбекистана была создана Таджикская автономная республика; в составе России — Каракиргизская (с 1925 г. Киргизская) автономная область.

Одновременно продолжали совершенствоваться и автономные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики — немцев Поволжья, Бурят-Монгольская. В Азербайджане получили права автономии Нахичевань и Нагорный Карабах, в составе УССР образовалась Молдавская АССР.

Однако многие проблемы, унаследованные с дореволюционных времен, решены не были. Это касалось прежде всего национального размежевания в Закавказье и Средней Азии.

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планирования. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны.

Решающую роль в создании единого многонационального союзного государства сыграла Россия, вокруг которой на добровольных началах сплотились все советские республики. Будучи первым многонациональным государством, РСФСР явилась по существу прообразом Союза ССР. Не считаясь с трудностями и лишениями, Россия оказывала в эти годы бескорыстную помощь другим республикам, внесла большой вклад в преодоление отсталости национальных республик.

Образование СССР и принятие Конституции еще не означали окончательного разрешения всех национальных проблем, существовавших в стране.

В середине 20-х гг. было проведено укрупнение БССР Белоруссия. В ее состав из РСФСР передавались области с преобладанием белорусского населения — Витебская и Гомельская, часть Смоленской. Учитывая наличие в России национальных меньшинств — евреев и др., были выделены национальные районы, в которых управление, школа, печать действовали на родном языке.

Аналогичные процессы происходили и в других многонациональных регионах СССР, где были созданы национальные районы, поселковые и райсоветы: греческие, чешские, болгарские и др., в которых государственные и другие органы действовали на родном языке.

При решении этих вопросов возникали большие сложности. Например, многие народности Севера жили в условиях родового строя. Поэтому при введении советского управления там сохранялся родовой принцип построения Советов, в кочевых районах создавались кочевые Советы. Стремясь форсировать эти процессы, часто переход к оседлости осуществляли в административном порядке, а родовые принципы объявляли контрреволюционными и упраздняли.

Сложно складывались и межнациональные отношения. При создании федеральных наркоматов были допущены серьезные ошибки. Главная из них — изъятие из ведения республик почти всех хозяйственных функций и передача управления ими центру.

Для экономического развития молодых республик огромное значение имела ликвидация феодальных пережитков, осуществляемая в ходе земельно-водной реформы. В Узбекистане около 700 тыс. безземельных крестьян получили 270 тыс. гектаров земли, право беспошлинно пользоваться водными источниками. В Казахстане у феодалов было конфисковано 150 тыс. голов скота и передано бедноте.

Для развития экономики национальных районов требовались не только средства, но и долгосрочные планы развития. В 20-е гг. в этом направлении делались лишь первые шаги.

К началу 30-х гг. в области национальных отношений произошли значительные сдвиги. Утвердилось правовое равенство наций, большинство народов царской России получили государственность. Впервые на основе добровольности и равноправия было создано многонациональное государство — СССР. Делались первые шаги по преодолению фактического неравенства — ликвидации разрыва в экономическом, культурном отношении и т.д. Национальная политика была направлена на уничтожение межнациональной розни, на укрепление союза трудящихся всех наций и народностей.

В 1932 г. ВЦИК Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет РСФСР отмечал, что достигнуты крупные успехи в увеличении удельного веса представителей коренных национальностей в аппарате управления автономных республик и автономных областей. Подчеркивалось, что выборные органы состоят по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, традиции и обычаи соответствующих народностей. Родной язык коренных национальностей уже широко применялся в аппарате как разговорный и как язык делопроизводства. Но так было не везде. В мае 1936 г. ЦИК СССР осудил нарушения советской демократии в Чечено-Ингушетии и Дагестане, выразившиеся в смене председателей Советов без проведения выборов и введении в Советы лиц, не избранных депутатами.

По уровню социально-экономического и политического развития республики, вошедшие в состав СССР, сильно отличались друг от друга. Разрыв можно было ликвидировать разными путями: либо развивать в бывших окраинах производящую промышленность, размещая предприятия в соответствии с интересами республик, не забывая, естественно, и общесоюзных; либо ускоренно развивать промышленность в уже имеющихся промышленных районах двух самых развитых республик — РСФСР и УССР, в них же создавать новые экономические зоны на основе предприятий крупной промышленности, остальные же республики рассматривать прежде всего как источники сырья.

К примеру, можно отметить, что к 1932 г. РСФСР давала 73 %, а Украина — 18 % промышленной продукции страны. Еще более велика была доля этих республик в машиностроении. Другие республики получали помощь в промышленном строительстве. Речь шла не только о продукции, средствах, но и о подготовке квалифицированных кадров.

Значительный шаг в развитии промышленности сделали восточные районы РСФСР. Создание «второго Баку» на основе добычи нефти в Башкирии и Татарии, добыча цветных металлов в Якутии, Дагестане, Северной Осетии способствовали промышленному развитию этих районов. К 1937 г. промышленное производство в Татарии выросло по сравнению с 1913 г. в 8 раз, в Якутии — в 15 раз. Казахстан, входивший до 1936 г. в РСФСР, за вторую пятилетку удвоил промышленное производство и давал около 75 % союзного производства свинца.

В первой половине 30-х гг. три автономные области РСФСР были преобразованы в автономные республики, образована Еврейская автономная область. Если до 1939 г. на Севере существовал лишь один — Ненецкий национальный округ, то после принятия ВЦИК постановления о создании национальных округов и районов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке было создано 8 национальных округов в 14 национальных районах. Позднее их число возросло. К середине 30-х гг. в состав СССР входило 7 союзных и 19 автономных республик.

Источник: vuzlit.com

Реферат на тему: Национальная политика большевиков. Образование СССР. Предпосылки, причины, последствия

Реферат на тему: Национальная политика большевиков. Образование СССР. Предпосылки, причины, последствия

Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 года представителями четырех Советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (Азербайджана, Армении и Грузии). Эти государства образовали военно-политический союз в годы Гражданской войны, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилились усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения.

С одной стороны, сближение республик соответствовало историческим традициям: единой экономике, развивавшейся веками, плодотворному культурному взаимодействию, участию в обороне страны от внешних врагов. С другой стороны, она основывалась на сходстве политических систем, возникших после октября 1917 года, на партийном единстве.: Национальные коммунистические партии, находившиеся у власти в этих государствах, входили в состав РКП(б). Этот процесс был нелегким. Дали о себе знать как националистические настроения части местной элиты, так и стремление центра (в лице российских руководящих органов) установить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.

Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма сосуществования народов, издавна входивших в состав единого государства. В то же время федеративные принципы организации постепенно вытеснялись другими-унитарными.

Целью реферата является рассмотрение предпосылок, этапов и значения образования СССР.

Предпосылки образования СССР

Идеологическая подоплека. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошел распад бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько столетий. Однако большевистская идея мировой революции и создания будущей Мировой Федеративной Республики Советов вынудила к новому объединительному процессу. Активную роль в развитии объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

Национальная политика большевиков. Национальная политика советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. Она основывалась на принципе равенства всех наций и национальностей и праве наций на самоопределение, закрепленном в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 года) и Декларации прав трудящихся и эксплуатируемых народов (январь 1918 года). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи и национально-культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызывало рост доверия к новой власти не только со стороны иностранцев России (составлявших 57% населения), но и в Европе и Азии. Право на самоопределение было использовано в 1917 году Польшей и Финляндией.

ЗСФСР сыграла большую роль в становлении СССР. Для всех русских было важно экономическое объединение всех трех закавказских республик. Эта ассоциация вызвала бурную дискуссию. Главным вопросом спора были принципы НЭПА и создания (объединения) государств. Спор шел также о том, применимы ли принципы НЭПА к объединению всех республик.

Нэп требовал восстановления государственного единства на основе конфедерации. Было организовано единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика насильственного сближения и объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФССРЗ. В то же время основные силы оставались в руках республик.

Это был союз, основанный на конфедерации. Орджоникидзе был этим очень недоволен. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предложил » . приспособить форму отношений между центрами и окраинами к действительным отношениям, в силу которых окраины во всем, конечно, должны подчиняться центру.

На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства боролись за национальную независимость во время Гражданской войны (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая община, Тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахский Алаш и др.).

Политическая подоплека. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса — единый характер политической системы (диктатура пролетариата в форме Советов), схожие особенности организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Нестабильность международного положения молодых Советских республик в условиях капиталистического окружения диктовала и необходимость объединения.

Экономические и культурные предпосылки. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

Читайте также:  Начальник участка в строительстве кто это такой

Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье — хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

Этапы образования СССР

Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом».

Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Организационно-экономический союз. В 1920 — 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов.

В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана.

В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Формы федерирования республик

Создание автономий. Практика федерирования (объединения) первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомвец И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству.

Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

Формы автономий. В 1918 — 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую — 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Договорные отношения между республиками. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. — Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. — Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

Дискуссия в РКП (б) по вопросам государственного объединения. Большевики рассматривали Федерацию как переходный этап в преддверии мировой революции, как необходимый шаг на пути к объединению и преодолению национальных различий.

Проект, разработанный Сталиным летом 1922 года и известный как план автономизации, предусматривал вхождение независимых республик в состав Российской Федерации на правах автономий. Председатель Совета народных комиссаров Украины Г. Г. Раковский отрицательно отнесся к Сталинскому проекту. Ленин также осуждал поспешные действия Сталина и выступал против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как предпосылки единства народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения независимых Советских республик, отчуждающего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.

Ленин подчеркивал необходимость создания всесоюзных органов, стоящих над РСФСР так же, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного равноправия объединенных советских национальных республик, он писал: «. мы признаем себя равными с Украинской ССР и т. д. и вместе и наравне с ними входим в состав нового союза, новой федерации, «Союза Советских Республик Европы и Азии»».

Образование СССР и национально-государственное строительство

Указания В. И. Ленина были приняты во внимание комиссией ЦК. Постановление Пленума ЦК РКП (б) о форме объединения независимых Советских республик (от 6 октября 1922 года) признавало необходимость заключения соглашения между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об их объединении в Союз Социалистических Советских Республик с правом свободного выхода из Союза, закрепленным за каждой из них. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные положения Конституции СССР, которые были направлены в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 года пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании СССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

23 декабря 1922 года состоялся X Всероссийский съезд Советов. В нем приняли участие более двух тысяч делегатов с решающими и совещательными голосами.

И. В. Сталин выступил с докладом об образовании СССР. Он зачитал проект постановления, одобренный Президиумом Центрального исполнительного комитета и включающий те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик при сохранении права каждой из них свободно выходить из Союза.

27 декабря 1922 года X Всероссийский съезд Советов принял резолюцию об образовании СССР, предложенную Президиумом ВЦИК. Съезд закончился взволнованными словами М. И. Калинина, встреченными продолжительными аплодисментами: «Я вижу над нами развевающееся красное знамя с пятью священными буквами — РСФСР. И мы, делегаты X съезда Советов, полномочные представители всей Советской России, склоняем перед Союзом Советских Республик это дорогое знамя, покрытое боями и победами, укрепленное жертвами рабочих и крестьян. Мы видим, что уже поднимается новое красное знамя Союза Советских Республик. Я вижу, товарищи, знамя этого знамени в руках товарища Ленина.»

На этом вся подготовительная работа к образованию Союза была завершена. Последнее слово было за Первым Всесоюзным съездом Советов.

Первый съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 года. В нем приняли участие 2215 делегатов. Количество делегаций от республик определялось пропорционально количеству людей в них. Самой многочисленной была российская делегация — 1727 чел. И. В. Сталин выступил с докладом об образовании СССР.

Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик — РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР. Декларация законодательно закрепила принципы устройства Союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в Союз оставался открытым для всех советских республик. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выезда, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК) — высший орган власти в период между съездами.

В январе 1924 года была принята первая Конституция СССР, согласно которой Съезд Советов СССР объявлялся высшим органом власти. Между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, состоявший из двух законодательных палат — Совета Союза и Совета национальностей. ЦИК СССР сформировал правительство-СНК.

Были созданы три типа комиссариатов (союзные — иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи); единые (на союзном и республиканском уровне); республиканская (внутренняя политика, право, народное образование). ОГПУ получило статус союзного комиссариата. Полномочия по международной пограничной обороне, внутренней безопасности, планированию и бюджету также были переданы союзным органам. Провозглашая федеративный принцип государственного устройства, Конституция СССР содержала унитарные тенденции, так как, например, она лишь декларировала и не уточняла механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик (статьи 13-29 главы IV) и т. д.

С конца 1920-х годов многие республиканские предприятия были переданы в прямое подчинение союзным органам, компетенция которых была значительно расширена в связи с ликвидацией Высшего хозяйственного совета в 1932 году. Росло число Союзных и союзно-республиканских народных комиссариатов.

С 1930 года все кредитование было сосредоточено в союзных органах, в частности в Государственном банке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно произошло ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 году отменили право республик напрямую ставить вопросы в ЦИК СССР — ранее они должны были вносить их в СНК). В результате объем полномочий и прав СССР по управлению промышленностью и финансами меняется в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения централизации управления.

С момента принятия Конституции 1924 года и до Конституции 1936 года шел процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы отдельных республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 году в результате национально-государственного разделения в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, а в 1931 году — Таджикская ССР.

В 1936 году. Были образованы Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году Закавказская федерация была упразднена, а Республики Армения, Азербайджан и Грузия вошли непосредственно в состав СССР. В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, Западная Украина и Западная Белоруссия были присоединены к СССР. В 1940 году Латвия, Литва, Эстония и бывшие русские земли, захваченные в 1918 году Румынией (Бессарабия и Северная Буковина), были включены в состав СССР.

Значение образования СССР

Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости отдельных республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. Для этого из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую Республику были переброшены заводы с оборудованием и некоторым квалифицированным персоналом. Это включало ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог и электрификацию. Большие налоговые отчисления делались в бюджеты других республик.

Были определенные положительные результаты национальной политики Советского Правительства в области культуры, образования, здравоохранения в республиках. В 20-30-е годы создавались национальные школы, театры, широко издавались газеты и литература на языках народов СССР. Некоторые народы получают письменность, разработанную учеными впервые. Решаются вопросы здравоохранения.

Так, если на Северном Кавказе до 1917 года было 12 больниц и всего 32 врача, то к 1939 году только в Дагестане насчитывалось 335 врачей (из них 14% составляли представители коренной национальности). Союз народов СССР был одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 годах.

Фактически суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них была сосредоточена в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические и экономические решения принимались центральными партийными органами, обязательными для республиканских.

Интернационализм в его практическом воплощении стал рассматриваться как право игнорировать национальную самобытность и культуру народов. Был поставлен вопрос об исчезновении национального и языкового разнообразия на пути к коммунизму. Сталинские репрессии в республиках и последовавшие за ними депортации народов оказали негативное влияние на национальную политику.

В то же время от борьбы с национализмом пострадали не только народы СССР, но и сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. В то же время советское руководство стремилось подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах, создав там местную бюрократию, предоставив ей видимую независимость при реальном строгом контроле со стороны центральной власти.

Российская Федерация дала первый пример национально-государственного строительства, она была создана как союз народов, объединенных на основе социалистической национальной автономии. «Будучи первым многонациональным советским государством, РСФСР была прообразом СССР» .

Заключение

В конце гражданской войны территория страны представляла собой, особенно на окраинах, конгломерат различных государственных и национально-государственных образований, статус которых определялся многими факторами: движением фронтов, положением дел на местах, силой местных сепаратистских и национальных движений. Поскольку Красная Армия занимала опорные пункты на различных территориях, возникла необходимость упорядочить национально-государственное устройство. Среди большевистского руководства не было единого мнения о том, каким оно должно быть со времен партийных дискуссий по национальному вопросу.

Читайте также:  Виды подготовительных работ до разрешения на строительство

Завершая работу над рефератом, можно сделать вывод, что формирование многонационального Союзного государства соответствовало многим культурно-историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР также способствовало укреплению геополитического положения нового государства в мировом сообществе. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 года уже осуществлялось в рамках сложившейся административной системы. К концу 1930-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Список литературы

  1. Десятый всероссийский съезд Советов. Стенографический отчет. — М., 1923.
  2. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник.
  3. Историки спорят. Тринадцать бесед. — М.: Политиздат, 1988.
  4. История Отечества в документах 1921-1939 гг. Часть 2. — М., 1994.
  5. История СССР: эпоха социализма. С. А. Seraev, С. Ф. Найда, В. И. Погудин, Ф. В. Носов, изд. С. А. Seraev, Москва: Просвещение, 1983.
  6. Карр Э. История Советской России. Книга 1: Тома 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Перевод с английского / Предисловие. Ненарокова А. П.-М.: Прогресс, 1990.
  7. Ленин В. И. К вопросу о национальностях или об автономизации// Последние письма и статьи. — М., 1989.
  8. Ленин В. И. Об образовании СССР. — ПСС. Т. 45.
  9. Межнациональные отношения в СССР: история и современность. — М., 1991.
  10. К 60-летию образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г.-Москва, 1982.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Вопрос. Подходы к национально государственному строительству в послеоктябрьский период.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований, созданных на основе национально-территориального признака: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).

Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР), конституция которых была построена на тех же принципах, что и Конституция РСФСР. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения.

Существовало 3 подхода к национальному- государственному устройству:1) конфедерация- союз независимых государств, объединенных для осуществления стратегии, либо военной, либо в эконом областях. За конфедерацию выступала Украина. 2) Федеративное государство- это сложное государство, союз гос образований самостоятельных в пределах определенных между ними и центром компетенции. Как федерация в целом, так и ее государственное образование имеют определенные признаки государственности- Конституцию, Парламент, Правительство, Право принимать ответственные решения в пределах своей компетенции.

Органы гос власти федерации наряду с такими общегосударственными функциями как внешняя политика, оборона, финансы, некоторые другие должны обеспечивать единство действий гос образований. Если есть противоречия между центром и субъектами федерации окончательное решение должно быть за федеративным центром. За федеративное устройство выступал Ленин.

Его нац программа включало право наций на самоопределение вплоть до отделения. Чего нет ни в одной конституции др государств. Он предлагал в рамках СССР объединить лишь минимум ведомств, оставив руководство всеми остальными отраслями в республиках.

3)Унитарное государство- простое государство, состоящее из административных территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Органы имея некотроу автономию в полномочиях находятся под админ контролем. В унитарн гос-ве действует единая конституция и гражданство, единая система высших гос органов, суда и права.

За унитарное государство включающим автомномию выступал Сталин. Он считал что решение нац вопроса должно сводиться к преодоление разницы в развитие народов. Это диктовало особые эконом подходы, когда основные средства направлялись на формирование эконом и образовательных структур в более отсталых регионах страны.

Образование Совесткого Союза несмотря на заявленное федерат устройство включало большее число элементов Сталинской программы.

Образование СССР произошло 30 декабря 1922 г. На первом съезде Советов. Съезд провозгласил образование СССР в составе 4-х союзных республик: РСФСР (Российская Советская Федеративная Союзная Республика), УСССР(Украинская), БСССР (Белорусская), ЗСФСР (Закавказская федерация).

31 января 1924 г второй съезд Советов утвердил Конституцию до этого правовой базой были декларации и договор республик об образование.

Высшим органом власти яв-ся Всесоюзный съезд Советов, а между сессиями исполнительный комитет (ВЦИК) во главе с Кадининым (РСФСР), сопредседатели Петровкский (Украина), Нариманов (Закавказская федерация).

С 1923 г ВЦИК СССР стал формироваться в составе 2-х палат: 1)Совет Союза- решал обще вопросы; 2)Совет национальностей решал региональные вопросы. При ВЦИК был создан верховный суд и объеденное государственное полит управление.

В последствии в СССР вошли и др республики: в 1925 г Узбекская и Туркменская, в 1929 г- Таджикская, в 1936 г- Каазхская и Киргизская. В этом же году была распущена Закавказская Федерация и в СССР вошли Армянская, Грузинская и Азербайджанская республика.

Подходы к национальн гос устройству вызывали протестные настроения в регионах. Наиболее громкими были дело Султан Галиева и грузинское дело.

Дело Султан Галиева- Председатель Казанского гос исполкома, впоследствии член Наркомнации. Мерсаид Султан галиев не принял автономный статус тат Республики. Он выступал за расширение прав автономн республик, а именно за повышение их статуса до уровня Союзных республик.

Но главное было расхождение по стартегическим вопросам 1)Султан Галиев был сторонником пермоментной революции, но считал что центр тяжести ее перемистился в колонии. Он выступал против отмены лозунга диктатуры пролетариата и замены его на лозунг диктатуры колоний. 2) Не верил в рациональность и долговременность СССР 3) В случае его скорого падения предлагал создание Туранского гос-ва, куда вошли бы все восточные народы. По поводу своих воззрений он вел активную переписку с эмигрантами Турции и др стран.

В июне 1923 г на 4 совещание ЦК РКПб соответст работниками нац республик и областей его взгляды подвергались критике, а сам он был арестован. Впоследтсвие аресты сменялись освобождением, пока в 1937 г по делу о Султан Галиевщине он и еще 77 человек не были окончательно репрессированы.

Грузинское дело: По плану Сталина Закавказская федерация в составе Армении, Грузии и Азербайджана должна была войти в СССР как единое образование. Эту позицию поддерживал и секретарь Закавказского райкома партии Аргинигидзе. Против выступили члены ЦК Грузии- Махарадзе и Ледиване.

Они предлагалти вхождение в СССР каждой отдельной республики, при этом они должны были иметь право свободного выхода из СССР. Выяснение позиций приняло оскорбительный характер. Комиссия во главе с Дзержинским поддерживали линию и Закавказская федерация вошла в состав СССР как целостная единица. В 1936 г Грузия Армения и Азербайджан вошли в состав СССР как отдельная единица.

8. Стратегия советской национальной политики 1920-е гг.О том, каким оно должно быть, среди большевистского руководства не было единого мнения еще со времен дореволюционных партийных дискуссий по национальному вопросу. Практически все партийные лидеры считали его второстепенным, зависимым от главной задачи — осуществления пролетарской революции.

Но в рамках этого подхода имелись и свои политические нюансы, которые так или иначе должны были сказаться на национальном строительстве после революции. Так, значительная часть большевиков вообще игнорировала проблему национального самоопределения, целиком полагаясь на «пролетарский интернационализм» и выступая сторонниками унитарного государства.

Их лозунг — «Долой границы!», выдвинутый Г.Л. Пятаковым. Другая часть выступала сторонниками так называемого «самоопределения трудящихся» (Бухарин и др.). Более осторожную позицию занимал Ленин.

Отвергая идею «культурно-национальной автономии», принятую в программах ряда социал-демократических партий Запада, он ставил вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения в зависимость от конкретно-исторических условий и от того, как будет развиваться «революционная борьба пролетариата». В то же время поначалу симпатии Ленина были очевидными: он сторонник централистского государства и автономизации живущих в нем народов.

Впрочем, осознавая сложность проблемы, Ленин настаивал на ее специальном анализе, который следовало бы поручить представителю национальных меньшинств. Закрепление за И.В. Сталиным роли в партии как специалиста по национальному вопросу, видимо, было связано с тем, что его «разработки» были весьма схожими с мыслями самого Ленина.

В труде «Марксизм и национальный вопрос» Сталин дал определение нации: «Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая характеризуется рядом признаков а именно, общностью языка, экономического и психического склада, проявляющееся в области культуры, причем, отсутствие одного из признаков, свидетельствует. Что общность не является нацией», про которое во многом бытует и до настоящего времени, и пришел к однозначному выводу о необходимости областной автономии в России для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа.

Возглавив после революции Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), Сталин, в сущности, мало изменил свою позицию. Он стоял за создание как можно более крупных независимых государственных объединений в составе России с учетом их национальной специфики, хотя их образование он рассматривал как решение чисто временных задач, препятствующее росту националистических настроений.

Сам Ленин считал, что национальный вопрос с развитием социализма отомрет сам собой: «На позднем этапе капитализма происходит слияние наций вследствие движения капитала. Это слияние окончательно завершается при переходе общества к социализму». Программа РСДРП по национальному вопросу отличается поверхностью и бездумным заимствованием из программ австрийских социалистов.

Это: 1) право на самоопределение, 2) широкая областная автономия, 3) равенство больших и малых народов, 4) формирование рабочих организаций не по национальному, а по интернациональному признаку. По сути дела, это популистская программа, т.к., например, «право на самоопределение» никак не расшифровывается. «Равенство больших и малых народностей» невозможно.

Эти тезисы были введены, чтобы найти поддержку в национальных окраинах России. Ленин стремился к централизованной партии и централизованному государству. В работе «Культурно-национальная автономия» он писал: «Борьба против всякого национального гнета – безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще – безусловно нет».

В четвертой Думе большевики безуспешно пытались реализовать два проекта по национальному вопросу: «Проект закона об отмене всех ограничений прав евреев и всех вообще ограничений, связанных с происхождением или национальностью» и проект о «равноправии наций и защите прав нац. меньшинств». Но после прихода к власти, политика большевиков в основном носила декларативный характер.

В «Декларации прав народов России» и в «Обращении к трудящимся мусульманам Востока» все те же общие слова без конкретного содержания: «добровольный и честный союз народов России» и т.д. Основные положения «Декларации прав народов России»: Равенство и суверенность народов России., право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Основные положения «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»: Свобода верований, отказ от тайных договорах о разделе Константинополя, отказ о разделе Турции и отнятии у нее Армении. Народу Армении будет дано право выбора своей судьбы.

9. Образование СССР. Существовало несколько подходов к нацио-лу строительству. 1) Украина выступала за конфедерацию. Союз независимых государств, объединяющихся для решения какой-либо проблемы или сотрудничества в определенной области.

2) Федерация из субъектов, обладающих своими ветвями власти и законами, которые не противоречат федеральным. За это выступал Ленин, дополнив ее тезисом «Право наций на самоопределение». 3) Унитарное. Простое, единое гос-во состоящее из административных единиц (губерний, волостей). За это Сталин.

Гос. строительство пошло по Сталинскому проекту, что вызвало противостояние политической элиты. В Татарстане это «дело М.Султан-Галиева». Протестом против автономизации было и «грузинское дело».

Арджаникидзе считал, что Закавказская федерация и Армения, Грузия, Азербайджан должны войти в союз как целостная автономная единица, Махарадзе предлагал вхождение в СССР отдельными республиками. Он требовал повышения статуса автономных республик и включения их представителей в органы всесоюзной власти.

Сталин же считал, что в органах власти только представители союзных республик. С-Г считал, что лозунг «диктатура пролетариата д.б. заменена «диктатурой колоний над метрополией». С-Г не верил в долгое существование Советского союза, и предложил создать Туранское гос-во на основе мусульманских народов. В 1923 г. С-Г б/исключен из партии, снят со всех постов и арестован.

Ему б/предъявлено обвинение в создании националистической организации, основывалось на письмах С-Г о политике партии по реализации программы положений о нац.вопросе. В них обвинения в адрес Калинина, + в записке к народному комиссару просвещения БАССР Адигафту содержалось предложение установить связь с башкирскими деятелями Валитовым, который после конфликта политического характера покинул пост председателя БашРевКома.

Читайте также:  Документы для строительства капитального дома

30 декабря 1922 г.на I- ом всероссийском съезде советов в составе РСФСР, (Рос. совет федеративная союзная респ-а), УССР, БССР, Закавказская федерация была принята «декларация» и «договор» республик об образовании СССР. На основе которых была разработана первая конституция СССР 31 января 1924 г. высший орган власти – всесоюзный съезд советов, между сессиями всесоюзных ЦИК.

В составе ВЦИК работали 2 палаты: Совет Союза (занимался общесоюзными вопросами) и Совет национальностей. При ВЦИК создавали верховный суд СССР и объединенное гос-ое политическое управление (ОГПУ). Председателем Совнаркома был утвержден Ленин, но из-за болезни к этой работе не приступил, с 1924 г. пост принял Рыков. В последствии в СССР вошли: Узбекская и Туркменская (1925), Таджикская (1929), Казахская и Киргизская (1936). В 1936 г. Закавказская федерация была распущена и в СССР вошли Азербайджанская, Армянская, Грузинская СССР.

Источник: infopedia.su

Образование СССР и национально-государственное строительство

Программа большевиков по национальному вопросу предусматривала новые принципы решения национального вопроса в многонациональной России. 2 ноября 1917 г. СНК принимает «Декларацию прав народов России» (рисунок 83). Декларация провозглашала:

• равенство и суверенность народов;

• право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства;

• отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений;

• свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.

С этого времени в национальном вопросе наметились две тенденции:

1) формирование новых национально-государственных образований, что вело к изменению территории России;

2) формирование новых взаимоотношений между народами России и новых принципов государственного единства.

В декабре 1917 г. независимость из рук советской власти получила Финляндия. Тогда же советское правительство признало и право на самоопределение Польши. Однако независимое польское государство было создано позднее, т. к. Польша находилась под немецкой оккупацией.

На остальной территории России национально-государственное строительство шло разными путями. В итоге в течение 1918-1921 гг. на территории бывшей Российской империи Российской империи возникло более 20 национальных образований 2 типов:

1) социалистические (УССР, РСФСР, БССР, Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР, автономии в составе РСФСР);

2) несоциалистические (Литва, Латвия, Эстония, ДВР и др.).

Национально-государственное строительство в 1917-1921 гг.

• На славянских территориях (Украина и Белоруссия), вслед за РСФСР, установилась советская власть, но западные территории этих республик к концу Гражданской войны отошли к Польше.

— На Украинепосле Февральской революции, как и в России, действовали две власти. Центральная Рада в Киеве провозгласила сначала автономию, а потом и независимость Украины, опираясь на поддержку Англии и Франции. Советское правительство в Харькове провозгласило Советскую Украину, и было признано Петроградом. Дальнейшие события на Украине (немецкая оккупация, гражданская война) закончились восстановлением советской власти в феврале 1919 г. и принятием конституции Украинской советской республики.

— В Белоруссиипосле Февральской революции тоже противоборствовали две власти. После поражения Германии и освобождения от оккупации было образовано рабоче-крестьянское правительство независимой Белорусской советской республики.

— На территории РСФСР в 1918-1921 гг. шло активноенационально-государственное строительство. В итоге все крупные и компактно проживающие народы России получают автономию. Принцип создания автономий – национально-территориальный. Были созданы Туркестанская, Башкирская, Татарская, Киргизская, Дагестанская, Горская, Якутская, Крымская автономные республики; Карельская, Чувашская, Калмыцкая, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Монголо-Бурятская, Чеченская, Коми, Марийская, Удмуртская автономные области. В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток.

• На территории Прибалтики после короткого периода советской власти образовались буржуазные республики.

Декларация прав народов России 2(15) ноября 1917 г. Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю – она упразднена.Раскрепощаются солдатыи матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми.Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой.Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокации, прикрывающейся словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.Исходя из этих положений, первый съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение. Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:1) Равенство и суверенность народов России.2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей. Именем Республики РоссийскойНародный комиссар по делам национальностей Иосиф Джугашвили-СталинПредседатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Рисунок 83 – Декларация прав народов России

— В Эстонии и Латвии события разворачивались схожим путем. В 1917 г. здесь провозглашена советская власть, которая была ликвидирована в 1918 г. в период германской оккупации и восстановлена на короткое время после поражения Германии. В 1919 г. в Латвии и Эстонии были созданы буржуазные республики при поддержке Англии.

— В Литве 1918 г. была создана независимая Литовская республика при поддержке Германии. После поражения Германии в 1919 г. здесь установлена советская власть, которая была свергнута во время польской оккупации в 1920 г. Тогда же была восстановлена независимая Литовская республика при поддержке Польши.

— В 1919 г. был принят «Декрет об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Он предусматривал военный и экономический союз республик, признание независимости и самоопределения каждой из них.

• Закавказье испытывало влияние соседней Турции, Англии и Советской России.

— В Армении и Азербайджане в 1918-1920 гг. присутствовали войска Турции и Англии. При этом номинально власть принадлежала марионеточным правительствам дашнаков (Армения) и мусаватистов (Азербайджан). Установление советской власти произошло в 1921 г. при содействии Красной Армии, которая вошла на территорию Армении и Азербайджана по призыву местных военно-революционных комитетов.

— Исключением стала Грузия, где произошла насильственная советизация. В 1918-1920 гг. Грузия, в отличие от Армении и Азербайджана, сохранила национальную самостоятельность, власть здесь находилась в руках правительства меньшевиков. В 1920 г. сюда под предлогом прекращения грузино-армянского межнационального конфликта вошли войска Красной Армии. В 1921 г. на территории Грузии было образовано несколько автономных республик: Аджария, Абхазия, Южная Осетия.

— В 1922 г. закавказские республики объединились в федерацию – Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). Была создана единая армия, объединенные финансы, связь, пути сообщения.

• События в Средней Азии отличались значительной пестротой. В 1918-1920 гг. продолжали существовать Хивинское ханство, Бухарский эмират. В 1920 г. при участии Красной Армии были образованы Хорезмская и Бухарская республики (несоциалистические).

Итоги национально-государственного строительства к 1922 г.

• В течение 1917-1921 гг. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик советского типа.

• Основа конфедерации – военно-политический и экономический союз.

• Отсутствовали единые органы управления, отдельные полномочия делегировались госорганам РСФСР.

• Не вошли в конфедерацию Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Польша, западные территории Украины и Белоруссии.

Причины образования СССР(рисунки 86, 87)

К 1922 г. на территории, входившей в дореволюционную Россию, существовали четыре республики: РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР, образованная из Грузии, Армении, Азербайджана. Между ними существовали довольно устойчивые связи. Однако в силу целого ряда причин было необходимо и возможно было их государственного единство.

1) Все республики ранее входили в состав Российской империи, имели сложившиеся экономические связи, исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единую транспортную сеть.

2) Среди причин образования СССР важную роль играли внешние факторы: международная изоляция, угроза интервенции, попытки дипломатического нажима на республики.

3) Республики имели сходные экономические задачи (модернизация), для этого требовалось единое управление. При этом все республики испытывали недостаток материальных и финансовых ресурсов, нуждались в единстве экономической политики.

4) В республиках сложился однотипный политический строй.

5) У власти находилась единая партия, которая выступала фактором сплочения и могла обеспечить организационную и пропагандистскую работу, направленную на образование СССР.

6) Для связей между республиками требовалась юридическая основа.

Проекты образования СССР

Форма государственного единства страны была найдена не сразу. 11.08.1922 г. была создана комиссия по подготовке вопроса о взаимоотношениях республик под председательством наркома по делам национальностей И. В. Сталина. Ее задача заключалась в разработке проекта объединения республик. В конечном итоге было предложено три модели объединения, имевшие своих сторонников и противников.

• Проект автономизации И. Сталина:

— все республики входят в РСФСР на правах автономий;

— руководящие органы РСФСР становятся центральными общесоюзными;

— республики получают широкие права в национально-культурной сфере.

• Проект конфедерации Х. Раковского:

— все республики заключают равноправные двухсторонние договоры;

— центральные союзные органы не создаются;

— республики заключают военный союз республик.

• Проект федерации В. Ленина:

— все республики заключают равноправный союз;

— создаются центральные руководящие органы;

— республики имеют широкие права.

Образование СССР

30 декабря 1922 г. I съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании СССР из 4 республик: РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала условия и принципы объединения республик.

В Договоре была определена система органов власти и управления, вопросы гражданства, компетенция союзных и республиканских органов.

Конституция СССР 1924 г.

В 1924 г. принята Конституция СССР (рисунки 84, 85). При ее подготовке возобновились споры по форме объединения. Одни советские и партийные работники настаивали на усилении централизации. Другие, наоборот, добивались децентрализации. Конституция имела ряд особенностей в структуре и содержании.

• Конституция состояла из преамбулы, Декларации об образовании СССР, Договора об образовании СССР (11 глав, 72 статьи). Декларация провозглашала образование СССР, а в будущем – создание мировой социалистической республики. Договор определял правовой статус Союза и республик, систему союзных органов.

• В Конституции отсутствовали нормы, регулирующие правовой статус граждан, порядок формирования и полномочия местных органов власти. Предполагалось, что эти вопросы отразят республиканские конституции.

• Компетенция союзных органов была перечислена исчерпывающе, права республик ничем не ограничивались, кроме вопросов, переданных Союзу.

• Полномочия союзных органов включали в себя: основы и планирование экономики, бюджет, денежная, налоговая, кредитная системы; основы образования и здравоохранения; транспорт, связь вооруженные силы; основы гражданского, уголовного, трудового, земельного законодательства, судоустройства и судопроизводства; союзное гражданство.

• Права республик предусматривали: право выхода из Союза; право республик на неизменность их территорий; республиканское гражданство; республиканские конституции.

Рисунок 84 – Конституция 1924 г.
Рисунок 85 – Герб СССР 1923 г.
Конфедерация – проект Х. Раковского – все республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры. Центральные союзные органы не создаются. Военный союз
Автономизация – проект И. Сталина – все республики входят в состав РСФСР на правах автономий. Руководящие органы РСФСР становятся центральными союзными государственными органами
Федерация–проект В. Ленина – все республики, включая РСФСР, образуют равный союз. Создаются руководящие центральные органы с сохранением широких прав республик
Право свободного выхода из Союза; единое гражданство; сохранность территории
Центральный исполнительный комитет – высший орган власти между съездами. Созывается три раза в год. Законодательная и исполнительная власть
Союзный Совет– избирается пропорционально населению
Совет национальностей – образуется по 5 представителей от республик и 1 от автономных областей
Президиум ЦИК – постоянно действующий орган, контролирующий исполнение решений съезда Советов и ЦИК
Совет народных комиссаров – верховный распорядительный и исполнительный орган
РСФСР
УССР
БССР
ЗСФСР
Объединенные: высший совет народного хозяйства, финансов, продовольствия, труда, рабоче-крестьянская инспекция
Общесоюзные: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов
Народные комиссариаты
Всесоюзный съезд Советов – верховный орган власти. Право изменения конституции. Созывался 1 раз в год. Избирается из расчета 1 депутат на 25000 городских избирателей и 125000 сельских

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с) .

Источник: studopedia.org

Рейтинг
Загрузка ...