Данные Рекомендации разрабатываются в соответствии со статьей 135 ТК РФ, чтобы обеспечить единый подход к регулированию заработной платы работников бюджетной сферы на всех уровнях бюджетов. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников данной сферы.
Данные Рекомендации учитываются также при подготовке трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Об утверждении положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве (не действует на территории РФ на основании приказа Минтруда России от 29.12.2016 N 848)
Признать утратившими силу постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС согласно приложению N 2.Приложение N 1к постановлению Госкомтруда СССРи Секретариата ВЦСПСот 1 июня 1989 года N 169/10-87(См.
Семинар: «Разъездной характер работы» Жижерина Ю.Ю.
также. — Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 21 января 1991 г. N 11,см. также. — Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 7 февраля 1991 г. N 32).1. Надбавка за подвижной характер работ устанавливается работниками в целях компенсации повышенных расходов, связанных с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства.2.
Надбавка за разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно.3.
Как установить разъездной, подвижной характер работы для сотрудников?
При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Местом работы в этом случае является какая-либо территория.
Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников (ЧОП, ведомственной и вневедомственной охраны) и т.п.
Какого-то максимального срока пребывания на объекте в законе не установлено. Работа характеризуется как работа в пути, если трудовая функция работника выполняется в процессе движения транспортного средства (например, начальники (бригадиры) пассажирских поездов, проводники вагонов, др.). В Вашем случае больше подходит подвижной характер работы.
Рекомендуем изменить данное условие в трудовых договорах с сотрудниками.
Законодательством не даёт определения, что подразумевается под разъездным (подвижным) характером работы. Отсутствуют не только критерии этого понятия, но и перечни сотрудников, которые могут выполнять такую работу.
Разъездной характер работы и его оформление
Пример такой занятости – курьеры, экспедиторы, торговые представители и др. Так как поездки входят в трудовую функцию, они не могут считаться командировкой. 3. Подвижная работа и работа в пути.
Так работают машинисты поездов, водители дальних рейсов, стюардессы, проводники и т.д. Если работа не имеет особенностей в отношении передвижений, никаких особых условий можно не оговаривать.
При этом направить такого работника в командировку работодатель имеет право. В трудовом договоре необходимо указать характер работы – разъездной, а также прописать компенсацию за него или ссылку на Положение о разъездном характере работы, в котором она определена. Об этом говорит . Решающим фактором для определения характера работы является не должность, а трудовая функция работника.
Так, у водителя-курьера разъездная работа, а у водителя погрузчика, не выезжающего за пределы предприятия – нет. Компенсация за разъездной характер работы является обязанностью работодателя.
1. Общие положения
Рекомендации предназначены для специалистов по ценообразованию, труду и заработной плате, бухгалтерии и кадровых служб строительных организаций. Одобрены Союзом инженеров-сметчиков (постановление Правления от 20.12.2007 № 9-1/ПС). Согласованы с Департаментом трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России (письмо от 04.02.2008 № 17-17-5).
Руководителям , предприятий и организаций — членам АСР Организациям и предприятиям строительного комплекса Ассоциация Строителей России сообщает о разработке и выпуске Методических рекомендаций по организации возмещения расходов, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве.
В рекомендациях приведена нормативная база и порядок учета дополнительных затрат, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве.
Рекомендован порядок учета дней нахождения работников на объектах, где
Положение о подвижном характере работ
При этом у работника не всегда есть возможность ежедневно возвращаться к месту своего проживания.
Подвижной характер работы может быть у строителей, охранников вневедомственной охраны и др. Чтобы установить подвижной характер работы, необходимо закрепить данное условие в трудовом договоре. Еще одним обязательным условием при подвижном характере работы является установление перечня работ, профессий, должностей с подвижны характером работы в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах.
2 ст. 168.1 ТК РФ. Таким образом, для соблюдения установленных законом норм перечни должностей, которым может быть установлен подвижной характер работы, должны быть закреплены в коллективном договоре (при его наличии), локальных нормативных актах работодателя. При этом работодатель может разработать как отдельный локальный нормативный акт, например Положение
Разъездной характер работы и его оформление
При этом постоянное перемещение по объектам в целях выполнения работы, расположенным на значительном расстоянии от места размещения фирмы, должно оставлять сотруднику возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.
От первого пункта такие условия работы отличают регулярные служебные поездки только в пределах обслуживаемой территории (участков) с возможностью ежедневного возвращения домой.
Роструд напомнил, что служебные поездки работников, которым установлен разъездной характер работы, нельзя признавать служебными командировками в силу . В письме от 12.12.2013 N 4209-ТЗВ чиновники указали, что командировки носят временный характер и ограничены определенным сроком, а вот связанная с разъездами деятельность должна быть постоянной. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87)
Положение о подвижном характере работы образец
Отсутствие в трудовом договоре с сотрудником, занимающим должность (выполняющим работу по профессии), указанную в приказе генерального директора, условий о разъездном характере работы не освобождает работодателя от предоставления сотруднику гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Положением, при направлении сотрудника в служебную поездку.
Что касается подвижного характера работы, то в Положении о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером в строительстве (утв.
2.6. На работу, предусмотренную приказом генерального директора, не могут быть приняты (переведены) лица, которым разъездной характер работы противопоказан в соответствии с медицинским заключением.2.7. В случае выявления у сотрудника, постоянная работа которого имеет разъездной характер, в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения указанной работы сотрудник подлежит отстранению от работы, обусловленной трудовым договором, и переводу на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Положение о разъездном характере работы: пример, компенсации
Чтобы понимать его отличия от простых командировок, следует рассмотреть несколько аспектов.
В случае командировки поездки носят эпизодический характер, в то время как при РХР работа связана с постоянными командировками. Если рассматривать характер работы, то в РХР речь идет о выполнении трудовых функций, а, отправляясь в командировку, специалист лишь выполняет распоряжение своего работодателя.
Что касается оплаты, то в рассматриваемой ситуации она обеспечивается на основании трудового договора по окладу, тарифной ставке и прочих особенностей. В случае командировки оплачивается сумма среднего заработка.
Документооборот при разъездном характере работы может быть установлен строго по распоряжению работодателя. Если же речь идет о командировке, в качестве обязательного пункта выступает составление приказа. Способы оплаты тоже различаются.
При РХР их возврат производится по предоставленным документам и посредством установленной надбавки.
Положение о разъездной работе
Так, к примеру, ТК РФ предусматривает, что работникам, чья постоянная работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками ():
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- расходы по найму жилого помещения;
- расходы по проезду;
А вот конкретные размеры и порядок возмещения указанных расходов, а также перечень работ, профессий, должностей работников с разъездным характером могут устанавливаться коллективным, трудовым договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами, к которым относится в том числе и Положение о разъездном характере работы ().
Положение о подвижном характере работы в строительстве образец
При этом у работника не всегда есть возможность ежедневно возвращаться к месту своего проживания.
При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции).
Местом работы в этом случае является какая-либо территория.
Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников (ЧОП, ведомственной и вневедомственной охраны) и т.п. Какого-то максимального срока пребывания на объекте в законе не установлено.
Работа характеризуется как работа в пути, если трудовая функция работника выполняется в процессе движения транспортного средства (например, начальники (бригадиры) пассажирских поездов, проводники вагонов, др.).
В Вашем случае больше подходит подвижной характер работы. Рекомендуем изменить данное условие в трудовых договорах с сотрудниками.
Законодательством не даёт определения, что подразумевается под разъездным (подвижным) характером работы. Отсутствуют не только критерии этого понятия, но и перечни сотрудников, которые могут выполнять такую работу.
Положение о подвижном характере работы образец
2.6. На работу, предусмотренную приказом генерального директора, не могут быть приняты (переведены) лица, которым разъездной характер работы противопоказан в соответствии с медицинским заключением.
2.7. В случае выявления у сотрудника, постоянная работа которого имеет разъездной характер, в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения указанной работы сотрудник подлежит отстранению от работы, обусловленной трудовым договором, и переводу на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.
При отказе работника от перевода либо отсутствия у Работодателя соответствующей работы трудовой договор с работником подлежит прекращению в соответствии с п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ. 3.
СЛУЖЕБНЫЕ ПОЕЗДКИ РАБОТНИКОВ, ПОСТОЯННАЯ РАБОТА КОТОРЫХ ИМЕЕТ РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР 3.1.
Внимание Служебными поездками в целях настоящего Положения признаются поездки (или иные перемещения)
Положение о подвижном характере работы образец
Дорогие читатели! ПОСМОТРИТЕ
Источник: kb-gorizont.ru
Положение о подвижном характере работы в строительстве
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО
СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
от 1 июня 1989 года N 169/10-87
Об утверждении Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минтруда России от 29 декабря 2016 года N 848
____________________________________________________________________
(См. также. — Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 4 апреля 1990 г. N 128/5-9).
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 марта 1987 г. N 324 Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:
1. Утвердить Положение о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, согласно приложению N 1 и ввести его в действие с 1 октября 1989 года.
2. В объединениях, на предприятиях и в организациях, где соответствующими решениями Совета Министров СССР или Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС была установлена выплата надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ, выплату их в дальнейшем производить в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС согласно приложению N 2.
Приложение N 1
к постановлению Госкомтруда СССР
и Секретариата ВЦСПС
от 1 июня 1989 года N 169/10-87
ПОЛОЖЕНИЕ
о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве
(См. также. — Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 21 января 1991 г. N 11,
см. также. — Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 7 февраля 1991 г. N 32).
Общие положения
1. Надбавка за подвижной характер работ устанавливается работниками в целях компенсации повышенных расходов, связанных с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства.
2. Надбавка за разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно.
3. Целесообразность организации ведения работ с применением подвижного или разъездного характера определяется заказчиком и проектной организацией на основании технико-экономических расчетов при разработке проектов организации строительства и других проектно-технологических документов.
Дополнительные затраты организации, связанные с применением подвижного и разъездного характера работ, включаются предприятиями-заказчиками и проектными организациями в сметы при определении договорной цены на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений или их очередей.
4. Надбавка за подвижной характер работ выплачивается всем работникам,а надбавка за разъездной характер работ — только рабочим и линейным специалистам, состоящим в списочном составе:
а) строительно-монтажных, ремонтно-строительных управлений, передвижных механизированных колонн, постоянно действующих строительных поездов и других приравненных к ним организаций, осуществляющих строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт (включая здания и сооружения, затраты на возведение которых предусмотрены в соответствующих сметах):
— кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи (союзных, республиканских, внутриобластных);
— воздушных и кабельных линий электропередачи;
— магистральных распределительных и внутрихозяйственных каналов (в том числе осушительных, оросительных и обводнительных);
— предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, лесовозных дорог для этих предприятий;
— объектов и сооружений, необходимых для обустройства нефтяных и газовых месторождений в отдаленных и необжитых районах (по перечню месторождений, утверждаемому Миннефтегазстроем СССР по согласованию с Миннефтепромом СССР и Мингазпромом СССР);
— тоннелей, мостов, сооружений морского и речного транспорта, аэропортов и аэродромов;
— объектов сельского и водного хозяйства, водоснабжения и газоснабжения, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания сельскохозяйственных предприятий и организаций, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и других объектов, связанных с обслуживанием сельского населения, возводимых в сельской местности, в районных центрах, рабочих поселках и поселках городского типа;
б) передвижных механизированных участков сельских строительных комбинатов*;
* Далее по тексту строительно-монтажные, ремонтно-строительные управления, передвижные механизированные колонны, постоянно действующие строительные поезда и приравненные к ним организации, а также передвижные механизированные участки сельских строительных комбинатов именуются строительными организациями.
5. Для обеспечения строгого учета дней нахождения работников на объектах, где предусмотрена выплата надбавок, а также дней нахождения в пути от места расположения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно трест (вышестоящая организация) устанавливает порядок такого учета.
6. Надбавки не облагаются налогами и не учитываются при исчислении среднего заработка.
Порядок и размер выплаты надбавки за подвижной характер работ
7. Надбавка за подвижной характер работ выплачивается:
а) работникам, перемещенным (переведенным) в составе строительной организации (ее подразделения) в другую местность, — до трех лет. Конкретный срок выплаты надбавки устанавливается руководителем строительной организации по согласованию с трестом (вышестоящей организацией), исходя из договорной цены на объекты строительства (средств, предусмотренных в сметах на строительство объектов);
б) работникам, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, проживающим в одном месте более установленного срока, и другим работникам — за календарные дни пребывания на отдаленных объектах строительства в связи с выполнением работ на этих объектах, когда по условиям сообщения и характеру выполняемой работы они не имеют возможности ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, и за фактические дни нахождения в пути от места нахождения организации (сборного пункта) к месту работы и обратно. За дни нахождения в пути выплачивается также дневная тарифная ставка, оклад (без учета коэффициентов и доплат) из расчета за семичасовой рабочий день. Дни нахождения в пути к месту работы и обратно в норму рабочего времени не включаются.
8. Выплата надбавки за подвижной характер работ сохраняется:
на период временной нетрудоспособности;
на период нахождения женщин в отпуске по беременности и родам;
на время выполнения государственных и общественных обязанностей, если работник в указанный период времени находится в пределах района производства работ строительной организации, где установлена выплата этой надбавки.
9. Надбавка за подвижной характер работы не выплачивается:
а) работникам, занятым на временной эксплуатации строящихся объектов, а также работникам подсобных, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном балансе;
б) работникам за время нахождения в отпуске и на санаторно-курортном лечении и за дни невыхода на работу без уважительной причины;
в) работникам, выполняющим строительные, монтажные и наладочные работы и получающим надбавки взамен суточных;
г) работникам, выполняющим работы вахтовым методом и получающим соответствующие компенсации.
10. Работникам, перемещенным (переведенным) в составе строительной организации (ее подразделения) в другую местность и получающим надбавку за подвижной характер работ, единовременное пособие в связи с переездом не выплачивается.
Работникам, принятым на работу в месте дислокации строительной организации по прибытии в данную местность из других районов по переводу, оргнабору, общественному призыву, по направлению учебных заведений, взамен единовременного пособия в связи с переездом по желанию работника может выплачиваться надбавка за подвижной характер работ в порядке, установленном подпунктом «а» пункта 7 настоящего Положения.
11. При выезде работника в командировку за пределы района производства работ строительной организации или на объекты строительства, хозяйства и производства, расположенные в пределах района производства работ строительной организации, где выплата надбавки настоящим Положением не предусмотрена, выплата ему надбавки прекращается, а расходы, связанные с командировкой, оплачиваются в соответствии с законодательством о служебных командировках.
12. Надбавка за подвижной характер работ исчисляется в следующих процентах к тарифным ставкам, должностным окладам (без учета коэффициентов и доплат):
а) в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области — 40 процентов, но не более 4 руб. 50 коп. в сутки;
б) в других районах страны — 30 процентов, но не более 3 руб. 50 коп. в сутки.
В тех случаях, когда начисленная работникам надбавка за подвижной характер работ ниже установленных в настоящем пункте предельных размеров, администрация строительной организации совместно с советом трудового коллектива и профсоюзным комитетом вправе повышать за счет собственных средств (без увеличения сметной стоимости строительства) размер надбавки за подвижной характер работ до 3 руб. 50 коп. в сутки, а в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области — до 4 руб. 50 коп. в сутки.
Порядок и размер выплаты надбавки за разъездной характер работ
13. В случаях, когда поездки в нерабочее время от места нахождения строительной организации или сборного пункта до места работы на объекте и обратно за день составляют не менее трех часов, надбавка за разъездной характер работ устанавливается в размере до 20 процентов месячной тарифной ставки (оклада), а не менее двух часов — до 15 процентов месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат.
Конкретный размер надбавки утверждается руководителем треста (вышестоящей организации) по согласованию с профсоюзным комитетом.
Размер надбавки не должен превышать 3 руб. 50 коп. в сутки, а в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области — 4 руб. 50 коп. в сутки.
14. Если работники находятся в разъездах не все рабочие дни месяца, то выплата надбавки производится пропорционально фактическому количеству дней поездок к месту работы (производства работ) и обратно.
Работникам, получающим надбавку за разъездной характер работ надбавка за подвижной характер работ не выплачивается.
Приложение N 2
к постановлению Госкомтруда СССР и
Секретариата ВЦСПС от 1 июня 1989 года
N 169/10-87
ПЕРЕЧЕНЬ
постановлений Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС, утративших силу в связи с введением в действие Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве
1. Постановление Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 20 июня 1974 г. N 170/18 «Об утверждении Положения о возмещении расходов, связанных с подвижным характером работ в строительстве», кроме пункта 2.
2. Постановление Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 17 декабря 1974 г. N 343/36 «Об утверждении Временного Положения о порядке выплаты надбавки работникам передвижных механизированных колонн и постоянно действующих строительных поездов, выполняющим работы по строительству объектов для сельского и водного хозяйства, расположенных на значительном расстоянии от места размещения этих колонн и поездов, и связанным с разъездами».
3. Постановление Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 23 января 1975 г. N 18/3 «О дополнении подпункта «б» пункта 2 Положения о возмещении расходов, связанных с подвижным характером работ в строительстве».
4. Постановление Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 27 июня 1975 г. N 161/16 «О порядке и сроках выплаты надбавки за подвижной характер работ работникам строительно-монтажных управлений и передвижных механизированных колонн Минлеспрома СССР, осуществляющих строительство лесовозных дорог и предприятий лесозаготовительной промышленности в отдаленных труднодоступных и малонаселенных районах».
5. Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 января 1981 г. N 23/2-56 «О распространении на работников передвижных механизированных участков сельских строительных комбинатов Министерства сельского строительства СССР надбавок к заработной плате за подвижной характер работ в строительстве и в связи с разъездами».
Источник: docs.cntd.ru
Разница в оформлении трудовых отношений: командировка, разъездной характер, работа в пути
24.10.2019
0
Отношения между сторонами регулируются трудовым договором, именно в этом документе должны быть полностью прописаны важные условия и особенности работы, которую будет выполнять гражданин. Особое внимание уделяется специфике деятельности, продолжительности смен, количеству выходных и заработной плате. Но кроме этого надо прописать характер труда. Он бывает разного вида, что влияет на положенные надбавки и компенсации.
Компенсация расходов при разъездном и подвижном характере работы
Вопрос
Разъездной и подвижный характер работы: в чем разница между этими понятиями? Как лучше компенсировать расходы такому сотруднику: ежемесячными надбавками к з/п, к окладу либо компенсациями по чекам?
Трудовой кодекс не раскрывает понятий «разъездной характер работы», «подвижной характер работы» (подробнее в обосновании).
Условие об установлении работнику разъездного (подвижного) характера работы должно быть отражено в трудовом договоре.
Работодатель самостоятельно определяет порядок компенсации расходов.
Если трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах, работодатель вправе установить такому работнику разъездной характер работы с возмещением расходов, предусмотренных ст. 168.1 ТК РФ.
Законодательство не раскрывает понятия и не определяет, что следует понимать под разъездным или подвижным характером работы.
Соответствующие определения содержатся в некоторых отраслевых документах. Так, работа имеет разъездной характер, если исполнение трудовых обязанностей предполагает осуществление регулярных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.
Такой работник все обязанности, обусловленные трудовым договором, выполняет вне стационарного рабочего места, на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации.
Разъездной характер имеет, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона.
Очевидно, что разъезды, как правило, подразумевают дополнительные расходы, прежде всего связанные с оплатой проезда на общественном транспорте или с использованием личных автомобилей в служебных целях.
Подвижной характер работы – это режим работы с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. При этом у работника не всегда есть возможность ежедневно возвращаться к месту своего проживания.
К работам с подвижным характером могут быть отнесены работы, которые производятся в пути (проводник, стюардесса и т. д.); предполагают частое перемещение сотрудников (сотрудники подвижных строительных организаций).
Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать системы оплаты труда, предусматривая в том числе любые надбавки компенсационного характера (ст. 135 ТК РФ). Соответствующие выплаты, обусловленные особым характером работы, могут быть отражены в условиях коллективных договоров, локальных нормативных актов, трудовых договоров (см. письмо Роструда от 12.12.2013 N 4209-ТЗ).
Статьей 168.1 ТК РФ установлено, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой ст.168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ).
п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС России от 10.01.2008 N 3.
п. 1 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87
Е. А. Карапетян, ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»
Когда речь идет о разъездном характере работы, все почему‑то сразу представляют себе водителей. Конечно, им, как правило, такой характер работы и устанавливается, но на самом деле он может быть установлен абсолютно любому работнику, трудовая функция которого связана с разъездами. О порядке установления разъездного характера работы и оформлении работниками отчетности в специализированной литературе и в законодательстве говорится очень мало и некоторые работодатели в этих вопросах теряются. Давайте разбираться…
В Республике Беларусь наряду с общепринятой практикой направления работника в командировку существует возможность установления ему разъездного либо подвижного характера работы.
Ознакомившись с данной статьей, вы будете знать все преимущества компенсационных выплат за разъездной либо подвижной характер работы над командировочными и не запутаетесь в документах, которые надо оформить для такого учета.
Сразу скажем, что к работе, имеющей подвижной и разъездной характер, не следует относить частые поездки работников в пределах одного населенного пункта.
В связи с этим определим, когда можно (а в некоторых случаях и нужно) вести речь о работе разъездного либо подвижного характера. Это важно, потому что поездки в рамках такой работы отличаются по оплате от обычных служебных командировок.
Важно! Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считают служебными командировками (ст. 91 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З (далее – ТК)).
Таким образом, если организация осуществляет основной, второстепенный или вспомогательный вид деятельности, указанный в приложении, то она вправе устанавливать своим работникам надбавку за подвижной и разъездной характер работы. Для выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы наниматель утверждает перечни профессий и должностей работников, которым будут устанавливаться надбавки, а также порядок и условия их выплаты.
Особенности подвижного и разъездного характера работы по сравнению со служебной командировкой
Для наглядности особенности служебной командировки и работы подвижного и разъездного характера представлены в сравнительной таблице (см. табл. 1).
Как правильно оформить подвижной и разъездной характер работы
Сначала с учетом норм ст. 63 ТК и вышесказанного организации необходимо разработать Положение о порядке и условиях установления подвижного и разъездного характера работ.
Важно! Подвижной и разъездной характер работ можно устанавливать только в случаях, если профессия (должность) работника относится к соответствующему виду экономической деятельности (см. табл. 2).
Что такое подвижной и разъездной характер работы?
Для различных категорий работников и выполняемых ими работ законодательством предусмотрены различные варианты привлечения для выполнения следующих видов работ:
– подвижной характер работы, связанной с частой передислокацией организации или оторванностью работников от постоянного места жительства;
– разъездной характер работы, связанной с выполнением работы на объектах, расположенных вне постоянного места жительства, при поездках сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков.
Традиционно указанные понятия разграничивают по определенным признакам, которые позволяют отличить их друг от друга, а также соотнести с вахтовым методом организации трудового процесса.
Разъездную и подвижную работу следует отличать от таких понятий, как работа в пути, вахта и работа в полевых условиях. Если разъездная, подвижная работа и работа в пути – это понятия, определяющие сам характер выполняемой работы (к этой категории условно можно отнести и работу в полевых условиях), то работа вахтовым методом – это форма организации трудового процесса.
Работа в пути характеризуется тем, что выполняется именно в пути, в движении. Как правило, речь идет о движении определенного транспортного средства. Работой в пути является, например, труд стюардессы, проводника пассажирского поезда и др. В данном случае передвижение не просто связано с выполнением работы, а сама работа выполняется в процессе передвижения.
Как правило, и те, кто работает в пути, и те, чья работа организована вахтовым методом, не имеют возможности ежедневно возвращаться домой. Однако вахтовики выполняют работу на удаленном объекте, а те, кто трудится в пути, – в процессе передвижения. За постоянную работу в пути устанавливается надбавка за работу, которая производится по специальным графикам, предусматривающим и время отдыха в пути следования (поездки).
Подвижной называется работа, при которой работники часто перемещаются с одного объекта на другой. Это, например, строители, лесозаготовители, бурильщики скважин и др. Подвижной характер работ связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства.
Именно в силу оторванности таких работников от постоянного места жительства они часто вынуждены проживать там, где в данный конкретный момент времени находится их рабочее место. Поэтому при подвижной работе в случае значительного удаления места работы от места постоянного проживания работников вполне может применяться вахтовый метод организации работ с проживанием работников в специально созданных работодателем вахтовых поселках. За подвижной характер работы в целях компенсации повышенных расходов, связанных с частой передислокацией организации или оторванностью работников от постоянного места жительства, следует устанавливать компенсационные выплаты – надбавки.
Наконец, разъездная работа связана с перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам: это, в частности, работа мастеров, работающих по вызовам; торговых агентов и др. Речь идет о разъездах работников с целью выполнения трудовой функции в пределах обслуживаемой ими территории (участка).
От работы в пути и от подвижной разъездная работа отличается тем, что в данном случае есть возможность возвращаться домой после работы. Кроме того, при работе в пути выполняется сама трудовая функция работника, а при разъездной работе работник добирается до места, где необходимо выполнить работу.
Вывод: разъездной характер работы – это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.
При разъездном характере работы применение вахтового метода организации трудового процесса исключено, так как выполняющие ее работники ежедневно возвращаются домой по окончании работы.
Разъездной характер работы предполагает постоянные поездки в течение рабочего дня, рабочей недели или иного учетного периода рабочего времени.
Иногда на первый взгляд не ясно, в каких случаях какие условия работы имеют место – подвижной, разъездной характер, в пути, другой характер работы. И хотя трудовое законодательство полностью не раскрывает эти понятия, по условиям, характеризующим работу, можно определить их из фактически выполняемых трудовых функций. Так, у курьера работа носит разъездной характер. Работу в пути выполняют, например, экспедиторы, гиды и т.д. Подвижную работу характеризует осуществление должностных обязанностей в пределах организации, но без закрепления за работником определенного рабочего места и т.д.
К разъездной работе обычно относят, как было сказано выше, работу водителей, связистов, монтажников, не говоря уже о таких специфических профессиях, как проводник, пилот, стюардесса. С постоянными разъездами связана также работа торговых и страховых агентов, курьеров.
Порядок установления надбавок за подвижной и разъездной характер работы
Список работников, работа которых носит разъездной характер, лучше утвердить приказом руководителя организации. В этом же документе можно указать размеры и порядок возмещения расходов, связанных с поездками. Удостоверьтесь, что частые разъезды работника входят в его обязанности и прямо прописаны в его должностной инструкции. Условие о поездках должно быть предусмотрено в трудовом или коллективном договоре.
Если работа относится к подвижной или имеет разъездной характер, то в целях компенсации повышенных расходов, связанных с оторванностью работника от постоянного места жительства, руководитель организации вправе установить для этой категории работников компенсирующие надбавки.
При отсутствии отраслевого перечня профессий, должностей и категорий работников, которым выплачиваются данные надбавки, наниматель имеет право применять для своих работников отраслевые перечни других органов государственного управления. Решение о выплате таких надбавок принимает наниматель на основании утвержденного в установленном порядке локального нормативного правового акта.
Надбавки за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) к заработной плате работников устанавливают в размере:
– 40 % от нормы суточных, предусмотренных нормативными правовыми актами о возмещении расходов при служебных командировках, с учетом фактического времени пребывания на территории Республики Беларусь, иностранных государств, если работник не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства;
– 50 % от нормы суточных при однодневных служебных командировках, если работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.
Время пребывания на территории иностранных государств определяют по отметкам пограничных служб в маршрутных листах о времени пересечения границы, а при их отсутствии – по отметкам о времени отправления (прибытия) с (на) пограничной(ую) станции(ю).
Частые поездки некоторых работников можно представить как разъездную работу
Есть такие должности и профессии, которые предполагают и офисную работу, и служебные поездки (за пределы города), т.е. речь можно вести равно как о периодических командировках, так и о разъездном характере работы. Это, например, менеджеры по продажам, специалисты по наладке оборудования и настройке компьютеров, судебные юристы. Служебные поездки таких работников происходят периодически и в то же время входят в повседневные должностные обязанности.
У нанимателя есть выбор: либо каждый раз, когда речь идет о поездках в другой город, оформлять их как командировки, либо с самого начала связать обязанности таких работников с разъездной работой.
Никаких дополнительных ограничений по сравнению с вышеуказанными в том, кому можно установить разъездной характер работ, ТК и постановление № 763 не содержат. Наниматель вправе самостоятельно с учетом приложения к постановлению № 763 определить такой перечень работ, профессий и должностей, закрепив его в коллективном договоре, отдельном соглашении или любом другом локальном нормативном акте.
Преимущества разъездной работы над командировками, которые понравятся вам и работнику
Если при переводе работника в категорию лиц с разъездным характером работы у него возникнут вопросы, можно воспользоваться следующей информацией (см. табл. 3).
Командировочные приказы и удостоверения при подвижной и разъездной работе составлять не нужно
Для возмещения разъездных расходов оформляется значительно меньше документов, чем для оплаты командировочных. В частности, не надо составлять служебное задание, приказ о командировке и командировочное удостоверение. Правда, вместо этого все равно должны быть документы, которые позволяют проследить маршрут и цели поездок, например журналы учета поездок, маршрутные листы, справки-расчеты суточных. Формы таких документов, периодичность и порядок их заполнения можно утвердить самостоятельно. Только следует помнить об обязательных реквизитах, которые должны быть в любом первичном документе. От работников потребуется стандартный «командировочный» набор бумаг:
– авиа-, железнодорожные, автобусные билеты и т.д.;
– гостиничные счета, счета-фактуры, акты, кассовые чеки, подтверждающие оплату наемного жилья;
– копия загранпаспорта (при поездках за границу);
– документы, подтверждающие цель поездок (проекты договоров, программы встреч).
Важно! Не забудьте бланки документов, разработанных вами для учета поездок в рамках разъездных работ, закрепить в учетной политике.
Авансовый отчет с работника после каждой поездки можно не требовать. В том же коллективном или трудовом договоре можно закрепить, как часто необходимо отчитываться по расходам на поездки: раз в месяц будет достаточно, чтобы вовремя рассчитать сумму компенсации и выплатить ее, допустим, вместе с зарплатой.
Основные признаки разъездной работы
Разъездной характер работы в Трудовом кодексе упоминается только в двух статьях и, по всей видимости, никаких изменений или дополнений в них вносить пока не собираются.
Так, в ст. 57 установлено, что одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является условие, определяющее характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.), а в ст. 168.1 содержится открытый перечень расходов, которые работодатель возмещает сотрудникам с разъездным характером работы (а также сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера). Такие поездки, как и командировки, называются служебными поездками.
Служебная командировка — поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).
Как и командированным, лицам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель возмещает расходы на проезд, наем жилого помещения и т.д. Однако при направлении работника в служебную командировку за ним сохраняется средний заработок, а при разъездном характере работы просто выплачивается зарплата.
Источник: liga-lift.ru
Разъездные проблемы
Согласно ст. 57 ТК РФ условия, определяющие характер работы (подвижной, разъездной, в пути), подлежат обязательному включению в трудовой договор. Однако в действующем законодательстве отсутствует определение работы, имеющей разъездной характер. Кто же такие «разъездные работники»? Курьеры? Водители? Или, может, экспедиторы?
Попробуем разобраться.
Признаки разъездного характера
Как известно, служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Сразу же напомним определение служебной командировки. Это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).
Теперь рассмотрим те нормативно-правовые акты, где приведена хоть какая-то характеристика разъездной работы. Так, согласно п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе МЧС (утв. Приказом МЧС России от 10.01.2008 N 3) разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.
Теперь обратимся к Положению о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87. В нем указано, что подвижной характер работ связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. При этом разъездной характер работ устанавливают сотрудникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно.
Среди специалистов бытует и такое определение разъездной работы: это работа, выполнение которой связано с перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам либо от одного населенного пункта к другому.
С точки зрения чиновников, работа в следующих должностях и отраслях может носить разъездной либо подвижной характер:
— некоторые работники эксплуатационных предприятий и организаций связи (Перечень должностей, профессий и категорий работников эксплуатационных предприятий и организаций связи, которым выплачивается надбавка за разъездной характер работы, утвержденный Приказом Минсвязи СССР от 14.02.1961 N 88);
— некоторые работники речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог (Перечни профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579);
— экспедиторы; работники, занятые на техобслуживании и ремонте автотранспортных средств на линии; работники, непосредственно занятые организацией и контролем за работой транспорта на строительных объектах (Перечень профессий, должностей и категорий работников автомобильного и железнодорожного транспорта, занятых в строительно-монтажных организациях Министерства энергетики и электрификации СССР, которым выплачиваются надбавки за разъездной характер работы и за служебные поездки в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.10.1988 N 554/25-39);
— экипажи судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности (Письмо Минфина России от 21.12.2004 N 03-05-02-04/72, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2007 N Ф03-А24/07-2/1487, ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2007 N А42-2218/2006, а также ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2006 N Ф08-801/2006-351А);
— менеджеры-экспедиторы (Постановления ФАС Московского округа от 12.10.2006 N КА-А40/9961-06, 22.09.2006 N КА-А40/9065-06).
Учтите, что разовые поездки сотрудников к разъездному характеру работы не имеют никакого отношения. Например, поездки водителей грузовых автомобилей, которые не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, следует рассматривать как служебные командировки (Письмо Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168).
Получается, что отличие разъездной работы от командировок в следующем: разъездная работа непосредственно входит в составную часть трудовой функции работника.
На основании сказанного определим, что разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок. Таким образом, «разъездными» работниками являются курьеры, снабженцы, торговые агенты, почтальоны и т.д.
К работе, осуществляемой в пути, относится работа, выполняемая при движении транспортного средства. Работниками «в пути» считаются, например, проводники, экспедиторы, кондукторы.
Подвижной характер работы связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. Поэтому «подвижными» работниками можно назвать лесозаготовителей, строителей, монтажников и т.д.
Согласно ст. 168.1 Трудового кодекса РФ конкретный перечень работ, профессий, должностей разъездных работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (см. пример 1). На наш взгляд, лучше всего закрепить этот перечень в приказе, поскольку внести изменения в тот же коллективный договор гораздо сложнее.
Общество с ограниченной ответственностью «КУРЬЕР»
Об утверждении перечня должностей работников, постоянная работа которых имеет развернутый характер или протекает в пути.
Во исполнение положений ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Работниками, постоянная работа которых имеет разъездной характер, считать:
2. Работниками, постоянная работа которых протекает в пути, считать:
— экспедитора по перевозке грузов.
Генеральный директор Аношкин С.В. Аношкин
Учтите, что на разъездной характер служебной деятельности работника должно быть указание и в его должностной инструкции (либо в приложении к трудовому договору, содержащем перечень должностных обязанностей работника). Такой вывод сделали чиновники в Письме ФНС России от 18.05.2005 N 04-2-03/67.
Судебно-арбитражная практика. Для арбитров Московского округа подтверждением разъездного характера деятельности сотрудников УП «Мосгортепло» послужили должностные инструкции указанных лиц. Представители организации отметили, что деятельность, которую осуществляет теплоснабжающее предприятие, предполагает большое количество поездок работников в пределах города для заключения договоров теплоснабжения, снятия показаний счетчиков, мелкого ремонта тепло — и электросетей, что и было зафиксировано в должностных инструкциях работников (Постановление ФАС от 02.02.2006 N КА-А41/14222-05).
Подведем небольшой итог сказанному. Итак, если в организации работают «разъездные» сотрудники, то при проверке трудовые и налоговые инспекторы могут потребовать:
— трудовой договор, где указано на разъездной характер работы;
— должностные инструкции, в которых прописаны обязанности сотрудника, связанные со служебными поездками;
— приказ, где закреплен перечень «разъездных» работников;
— коллективный договор или положение о поездках работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, где утверждены конкретные размеры и порядок возмещения затрат, связанных со служебными поездками.
Для некоторых категорий работников Трудовой кодекс предполагает некие гарантии и компенсации, связанные с «нестандартными» условиями их работы. Поскольку «разъездных» работников по праву можно отнести к таким «особым» категориям, для них существует два вида компенсационных выплат (см. схему).
│ Компенсационные выплаты сотрудникам, постоянная работа которых │
│ осуществляется в пути или имеет разъездной характер │
│ Компенсационные выплаты, │ │ Компенсационные выплаты, │
│ связанные с особыми условиями │ + │ связанные с выполнением трудовых │
Первые — это выплаты, связанные с особыми условиями труда, которые являются элементами оплаты труда (ст. 129 ТК РФ).
Второй вид компенсаций — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ).
Рассмотрим их подробнее.
Еще в 2004 г. Постановлением Минтруда России от 26.04.2004 N 60 был отменен единственный нормативный акт, регулирующий порядок выплаты и размер надбавок за подвижной и разъездной характер работы. Речь идет о Постановлении от 29.06.1994 N 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации».
В настоящее время размеры надбавок зависят исключительно от «щедрости» руководства организации. Правда, при установлении «разъездных» доплат работодателям, не отказавшимся от присоединения к отраслевому соглашению, придется еще учесть и его положения (ст. ст. 8, 45 и 48 ТК РФ).
Перечень Отраслевых соглашений, в которых прописаны
положения о доплатах и надбавках за разъездной характер
Отраслевое тарифное соглашение
в электроэнергетике на 2009 —
2011 годы
Доплата за разъездной характер работы
составляет не менее 12,5% тарифной
составляющей расходов (средств),
направляемых на оплату труда
Отраслевое тарифное соглашение
в жилищно-коммунальном
хозяйстве на 2008 — 2010 годы
Отраслевое тарифное соглашение
по организациям и предприятиям
сферы бытового обслуживания
населения на 2008 — 2010 годы
Федеральное отраслевое
соглашение по дорожному
хозяйству на 2008 — 2010 годы
В случаях, когда продолжительность
разъездной работы либо работы, которая
протекает в пути, составляет:
— 12 и более дней в месяц, выплачивается
надбавка до 20% месячной тарифной ставки
(должностного оклада);
— менее 12 дней в месяц, то надбавка
составляет до 15% месячной тарифной ставки
(должностного оклада) без учета
коэффициентов и доплат.
В случаях, когда время проезда в нерабочее
время от места нахождения организации
или от сборного пункта до места работы
и обратно в день составляет:
— не менее 3 часов, выплачивается
надбавка в размере до 20% месячной
тарифной ставки (должностного оклада)
без учета коэффициентов и доплат;
— не менее 2 часов — до 15%.
Надбавка за подвижной характер работы
начисляется в процентах к тарифной ставке
(должностному окладу) без учета
коэффициентов и доплат:
— в районах Крайнего Севера и
в приравненных к ним местностях, а также
в Хабаровском, Приморском краях и
в Амурской области — 40%;
— в других районах страны — 30%
Отраслевое соглашение
по транспортному строительству
на 2007 — 2009 годы
Размеры всех надбавок не должны превышать
размера нормы суточных, установленных
Правительством РФ для организаций,
финансируемых из федерального бюджета
при командировках на территории Российской
Федерации
Федеральное отраслевое
соглашение по строительству и
промышленности строительных
материалов на 2008 — 2010 годы
— За подвижной характер работ — 30 — 40%
к тарифным ставкам и должностным окладам
— за разъездной характер работ — 15 — 20%
Отраслевое соглашение по
межотраслевому промышленному
железнодорожному транспорту
на 2007 — 2009 годы
Надбавка за разъездной характер работы
производится в размере 3% тарифной
ставки в сутки
Напомним, что надбавки повышают заработную плату сотрудников, работа которых носит подвижной либо разъездной характер, и не могут рассматриваться в качестве компенсаций в целях применения ст. 164 Трудового кодекса (Письмо Минфина России от 03.10.2007 N 03-04-06-02/196).
Судебно-арбитражная практика. Работникам филиала ООО «Газпромтранс» выплачивалась надбавка за разъездной характер работы в размере:
— до 20%, если место проезда в нерабочее время от места нахождения до места работы и обратно в день составляло не менее трех часов,
— до 15%, если время проезда составляло не менее двух часов.
Однако в данном случае доплата за разъездной характер работ, введенная локальными нормативными актами общества, носила компенсационный характер и была обусловлена особыми условиями труда, в которых работало лицо, вынужденное затрачивать на поездку к месту работы несколько часов ежедневно.
Такой вывод сделали судьи в Постановлении ФАС Поволжского округа от 21.09.2007 N А06-7000/06-14.
Согласно ст. 168.1 ТК РФ сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками. А именно:
— расходы по проезду;
— расходы по найму жилого помещения;
— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Как видите, в отличие от ст. 57 Трудового кодекса, здесь речь идет только о работе, осуществляемой в пути или имеющей разъездной характер. Поэтому если в локальном нормативном акте организации и трудовом договоре некоторые сотрудники записаны как «подвижные», компенсировать им указанные выше расходы и отнести их на затраты предприятия по ст. 168.1 ТК РФ не удастся. Напомните это бухгалтерам.
Как мы уже говорили, конкретные размеры и порядок возмещения затрат устанавливаются в коллективном договоре, в соглашении либо в иных локальных нормативных актах. Кстати, работодатель вправе закрепить указанные нормы и в приложении к трудовому договору, которое без утверждения должностной инструкции будет являться его неотъемлемой частью (Письмо УФНС по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061153).
В качестве образца подобного документа приведем пример положения о поездках работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (см. пример 2).
Общество с ограниченной ответственностью «ГАЛАН»
22 декабря 2008 г.
Положение о служебных поездках работников,
постоянная работа которых имеет разъездной характер
или протекает в пути
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и размеры возмещения расходов работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер или протекает в пути.
1.2. Разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок.
1.3. К работе, осуществляемой в пути, относится работа, выполняемая при движении транспортного средства.
1.4. Перечень должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер или протекает в пути, утверждается генеральным директором Общества.
1.5. Условия, определяющие характер работы (разъездной, в пути), должны быть прописаны в трудовых договорах с работниками.
1.6. Данное Положение обязательно для всех сотрудников организации, постоянная работа которых имеет разъездной характер или протекает в пути.
2. Компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда
2.1. К тарифным ставкам и должностным окладам работников устанавливаются следующие надбавки и доплаты:
2.1.1. За разъездной характер работ — 15%.
2.1.2. За работу, осуществляемую в пути, — 30%.
3. Компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей
3.1. Работнику возмещаются расходы по проезду:
3.1.1. В размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:
— железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
— водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
— воздушным транспортом — в салоне экономического класса;
— автомобильным транспортом — в любом автотранспортном средстве (такси).
3.1.2. Работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, — ежемесячно в размере стоимости проездных билетов на городской общественный транспорт.
3.2. Расходы по проезду, указанные в п. 3.1.1 настоящего Положения, возмещаются в размере стоимости транспорта, включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.
3.3. Работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения при предъявлении подтверждающих документов в размере фактических затрат, но не более 2000 руб. в сутки. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами).
3.4. Работнику оплачиваются дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), в размере 500 руб. в день.
3.5. Работникам возмещаются расходы на услуги связи в пределах лимита, установленного приказом генерального директора Общества, и при наличии пояснительной записки работника, подтверждающей экономическую обоснованность расходов.
3.6. Работодатель возмещает расходы работнику только в том случае, если поездки являлись служебными и соответствовали трудовой функции работника либо были выполнены по распоряжению непосредственного руководителя работника.
4. Порядок осуществления расчетов и оформления отчетности
4.1. Работники обязаны сохранять все документы, подтверждающие расходы.
4.2. За 5 дней до начала месяца руководителем подразделения оформляется служебное задание с описанием основных направлений работы сотрудника в служебных поездках.
4.3. Работнику выдается аванс на расходы, связанные со служебными поездками, в пределах сумм, причитающихся по утвержденному генеральным директором служебному заданию.
4.4. Работники обязаны до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представить в бухгалтерию Общества авансовый отчет (по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55) об израсходованных в связи со служебными поездками денежными средствами. К авансовому отчету прилагаются следующие документы: документы о найме жилого помещения, документы о фактических расходах по проезду и по иным связанным со служебными поездками расходам.
4.5. Работники обязаны до 7 числа месяца, следующего за отчетным, возвратить в кассу остаток неиспользованного аванса, выданного на служебные поездки.
4.6. В случае перерасхода денежных средств организация в течение 3 дней с даты утверждения авансового отчета компенсирует работнику суммы, утвержденные руководителем организации.
Имейте в виду, что на все расходы должны быть представлены оправдательные документы. Причем работодатель возмещает затраты сотруднику только в том случае, если поездки являлись служебными и соответствовали трудовой функции работника либо были выполнены по распоряжению руководителя.
Так, для обоснования служебных поездок на предприятиях ведут журнал поездок либо сотрудникам выдают разъездные (маршрутные) листы (см. пример 3), где они ставят отметки о своем перемещении.
Источник: hr-portal.ru