С 1 марта 2022 года утрачивает силу Типовое положение о системе управления охраной труда (СУОТ) в ред. приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Вместо него будет действовать Примерное положение о СУОТ по приказу Минтруда от 29.10.2021 № 776н.
Действие документа распространяется на всех, без исключения, работодателей, включая ИП и субъектов малого предпринимательства. Читайте в обзоре, как организовать управление охраной труда по новым ведомственным рекомендациям.
Что такое СУОТ?
Начнем с того, что система управления охраной труда должна действовать везде, где есть хотя бы один наемный работник. Это требование закреплено в ст. 214 ТК РФ (в ред. с 01.03.2022) как обязанность работодателя. Основная цель внедрения СУОТ на предприятии по приказу 776н — управление профессиональными рисками на рабочих местах, исключение или минимизации их последствий.
Основные элементы системы:
1. Оргструктура. Обязанности и ответственность в области охраны труда распределяют на всех уровнях управления — от руководителей до отдельных работников.
Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире 2014, Владимир Рахманин
2. Документы. Сюда входят локальные нормативные акты, приказы, планы мероприятий, отчетная информация. Примерное положение о СУОТ, в основном, содержит рекомендации для работодателей, но в нем есть и требования об обязательных документах.
3. Мероприятия СУОТ и оценка ее эффективности. Приказ 776н, по сути, описывает системный подход к разработке и улучшению охраны труда на предприятии: «Оцениваем риски → Планируем управление ими → Исполняем мероприятия → Оцениваем результаты → Корректируем планы».
Положения СУОТ распространяются на всех работников, а также на всех лиц, находящихся на территории работодателя — в части правил нахождения и перемещения (п. 6, 7 Примерного положения).
Обязательные документы в СУОТ
Внедрение системы управления охраной труда начинают с разработки Положения о СУОТ — локального нормативного акта, в котором устанавливаются структура и порядок функционирования системы. Документ:
- направлен на достижение результатов в соответствии с принятой у работодателя Политикой в области охраны труда (п. 4 Примерного положения);
- распределяет полномочия и ответственность руководителей организации, структурных подразделений, работников (п. 12, 13);
- содержит порядок информирования персонала и порядок взаимодействия (п. 14-16, 44-46);
- устанавливает основные процессы охраны труда у работодателя (п. 47, 54);
- определяет порядок контроля и оценки результативности СУОТ (п. 61, 62).
Приказ 776н не содержит указаний, что локальный нормативный акт о СУОТ должен называться обязательно «Положение о СУОТ» (п. 1 Примерного положения). Работодатель самостоятельно определяет вид документа — приказ, положение, регламент и т.п., а также устанавливает сроки его действия.
При разработке Положения учитывают:
- виды деятельности организации, государственные нормативные требования к ним;
- численность персонала и оргструктуру;
- принятые обязательства работодателя по межгосударственным, межнациональным и национальным стандартам в области охраны труда;
- наличие на предприятии рабочих мест с вредными и опасными факторами (приложение 1 к Примерному положению), работ повышенной опасности (приложение 2) — результаты оценки профрисков и специальной оценки условий труда.
Организации, у которых до 1 марта 2022 года была внедрена СУОТ, не обязаны пересматривать свой внутренний документ. Учет требований приказа 776н, полностью или частично, — право работодателя (п. 77, 79).
Казахстан в послевоенные годы
Положение о допуске подрядных организаций
Работодатели разрабатывают и утверждают локальный нормативный акт, если они регулярно — не реже раза в год, заключают договоры подряда (п. 7). В Положении указывают:
- порядок допуска подрядных организаций;
- перечень документов, которые подрядчик представляет заказчику перед началом работ.
С 1 марта 2022 года действует Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. на территории. другого работодателя — приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 656н.
Политика (стратегия) в области охраны труда
Все работодатели утверждают Политику (стратегию) организации в области охраны труда (п. 4, 9). Локальный акт содержит:
- цели и мероприятия по защите жизни и здоровья работников;
- публичную декларацию руководства о намерении соблюдать государственные нормативные требования в области охраны труда, положения стандартов безопасности труда;
- обязательства работодателя по устранению или снижению уровня опасностей на рабочих местах (профрисков); улучшению функционирования СУОТ.
Политика — локальный нормативный акт в области охраны труда. Ее обязательно согласовывают с профсоюзом в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Это требование закреплено в ст. 214 ТК РФ, п. 10 Примерного положения.
Цели в области охраны труда
Цели — конкретные результаты, которые планирует достичь работодатель для реализации Политики. Они должны быть измеримы. Например, «Обучить весь персонал по нормативным требованиям»— плохая цель, потому что ее невозможно оценить количественно. Пример хорошего планирования: «Обучить в 2022 году без отрыва от производства 2000 чел., с отрывом от производства — 300 чел.».
Минтруд в приказе 776н рекомендует:
- планировать цели по результатам оценки профрисков;
- учитывать мнение профсоюза и работников (п. 38);
- при необходимости, ежегодно пересматривать цели по итогам оценки функционирования СУОТ (п. 39).
Минтруд рекомендует разрабатывать СУОТ при непосредственном участии работников и профсоюза, в том числе, путем создания комитетов по охране труда (п. 15). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда в ред. приказа Минтруда от 22.09.2021 № 650н действует с 1 марта 2022 года.
План мероприятий по охране труда
Мероприятия СУОТ планируют по результатам оценки профессиональных рисков (п. 17). Работодатель обязан систематически выявлять опасности на рабочих местах, проводить их регулярный анализ и оценку (ст. 214 ТК РФ, п. 25 Примерного положения). Он может проводить процедуру самостоятельно или поручить ее экспертной организации.
Меры по снижению уровня профрисков включают в План мероприятий по охране труда, со сроками реализации по каждому мероприятию. При разработке документа учитывают:
- государственные нормативные требования;
- приложение 1 к Примерному положению о СУОТ;
- примерный перечень ежегодных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. в ред. приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 771н;
- финансовые и производственные возможности;
- передовой отечественный и зарубежный опыт.
Итак, обязательные документы для функционирования СУОТ по приказу 776н:
- Политика;
- Положение о СУОТ;
- Положение о порядке допуска подрядных организаций;
- Цели;
- План мероприятий по охране труда.
Минтруд также рекомендует документировать порядок информирования работников; порядок контроля и оценки результатов функционирования СУОТ, разработки и реализации корректирующих действий. Но эти правила можно включить в Положение о системе управления охраной труда на предприятии.
Базовые процессы СУОТ
Перечень процессов охраны труда приведен в п. 47 Примерного положения. Работодатель сам выбирает, какие из них есть на предприятии, с учетом видов деятельности, численности персонала, состава профессий и должностей.
Базовые процессы для всех организаций и ИП — оценка профессиональных рисков (ОПР) и специальная оценка условий труда (СОУТ). По их результатам определяют другие направления, например:
- допуск работников к самостоятельной работе;
- обеспечение персонала СИЗ;
- выдачу молока, лечебно-профилактического питания;
- обеспечение безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и др.
Также обязательными процессами для всех работодателей будут реагирование на несчастные случаи, аварии, профзаболевания и расследование их причин. Напомним, что они распространяются и на дистанционных работников (ст. 312.7 ТК РФ).
Можно ли упростить СУОТ?
Примерное положение в ред. приказа 776н носит рекомендательный характер (п. 75), но ряд положений в нем обязательны для всех работодателей. При этом Минтруд закрепил в документе коллизию:
- работодатели имеют право определить нужную им СУОТ (п. 77);
- «допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда» (п. 78).
К государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 212 ТК РФ в ред. с 1 марта 2022 г.) относятся, в том числе, приказы Минтруда в части правил сохранения жизни и здоровья работников. А создание и обеспечение функционирования СУОТ — обязанность всех работодателей по ст. 214 и 217 ТК РФ.
В итоге
1. Все организации и ИП, где есть трудовые отношения, проводят ОПР и СОУТ. По их результатам они внедряют систему управления охраной труда, в том числе, утверждают обязательные документы:
- Положение о СУОТ, с распределением ответственности и полномочий;
- Политику и цели в области охраны труда;
- План мероприятий по охране труда;
- Положение о порядке допуска подрядных организаций, если в год заключается более одного договора подряда.
2. Все перечисленные локальные акты работодатели обязательно согласовывают с профсоюзом (ст. 214 ТК РФ), доводят до сведения всех работников.
3. Предприниматели, у которых до 1 марта 2022 года уже действует СУОТ, не обязаны пересматривать свои внутренние документы по приказу Минтруда 776н. Но мы рекомендуем проанализировать свои процессы по охране труда на предмет соответствия обязательным требованиям ТК РФ в редакции с 01.03.2022, Примерного положения.
4. Процессы ОПР, СОУТ, планирования мероприятий по охране труда, расследования и учета несчастных случаев, профзаболеваний и аварий должны выполнять все работодатели.
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Источник: normativ.org
Положение о политике по строительству
Положение о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов
(с изменениями на 26 апреля 2022 года)
I. Общие положения
1. Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза) (далее — Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере сметного нормирования и ценообразования в градостроительном проектировании, проектировании и строительстве объектов государственного заказа города Москвы, организации и проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, организации проведения финансового анализа и анализа строительной деятельности органов исполнительной власти города Москвы, входящих в Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, подведомственных им государственных унитарных предприятий (государственных предприятий и казенных предприятий) города Москвы и государственных учреждений города Москвы, иных некоммерческих организаций, хозяйственных обществ с долей города Москвы в уставных капиталах, участвующих в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в городе Москве, функции по координации и контролю за деятельностью которых закреплены за указанными органами исполнительной власти, иных лиц, созданных указанными организациями или с долей участия указанных организаций в уставных капиталах таких лиц (далее — установленная сфера деятельности).
1(1). Комитет обеспечивает выполнение функций регионального центра мониторинга цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и на эксплуатацию машин и механизмов в городе Москве.
2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом и законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.
3. Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.
II. Полномочия Комитета
4. Комитет осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Комитета, в том числе:
4.1.1. О переходе на использование новой сметно-нормативной базы при определении сметной стоимости строительства объектов государственного заказа города Москвы.
4.1.2(1). По вопросам применения технологий информационного моделирования объектов капитального строительства.
4.1.3. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Комитета, в случаях, установленных Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы самостоятельно принимает, изменяет, отменяет следующие решения в установленной сфере деятельности в отношении объектов государственного заказа города Москвы:
4.2.1. О порядке разработки, ввода в действие, внесения изменений и отмены территориальных сметных нормативов, единичных расценок, коэффициентов (индексов) пересчета сметной стоимости строительства в текущий уровень цен, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, укрупненных показателей стоимости строительства на строительно-монтажные, ремонтно-строительные, пусконаладочные, проектные и изыскательские и другие работы, укрупненных нормативов цены строительства и усредненных производственных норм, разработки укрупненных усредненных индексов изменения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия по видам объектов (включая методические рекомендации по разработке указанных индексов).
4.2.2. О порядке разработки, ввода в действие, внесения изменений и отмены методических документов по определению стоимости работ по градостроительному проектированию (территориальное планирование и планировка территории).
4.2.3. О порядке определения сметных цен на оборудование.
4.2.4. О порядке разработки коэффициентов пересчета сметной стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ, оборудования и прочих работ и затрат из базового уровня в текущий уровень цен.
4.2.4(1). О порядке разработки коэффициентов пересчета стоимости работ градостроительного проектирования, проектных и изыскательских работ из базового уровня в текущий и прогнозный уровни цен.
4.2.5. О правилах и порядке осуществления мониторинга цен на строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование, цен на перевозки строительных грузов и работу строительных машин и механизмов.
4.2.7. О необходимости разработки территориальных сметных нормативов, единичных расценок, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, укрупненных показателей стоимости строительства на строительно-монтажные, ремонтно-строительные, пусконаладочные, проектные и изыскательские и другие работы, укрупненных нормативов цены строительства и усредненных производственных норм.
4.2.8. О вводе в действие методических документов по ценообразованию на работы градостроительного проектирования (территориальное планирование и планировка территории) и проектные и изыскательские работы для объектов государственного заказа города Москвы.
4.2.8(1). О вводе в действие методического документа по определению стоимости государственной историко-культурной экспертизы, проведение которой осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы.
4.2.9. О вводе в действие территориальных сметных нормативов, единичных расценок, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, укрупненных показателей стоимости строительства на строительно-монтажные, ремонтно-строительные, пусконаладочные, проектные и изыскательские и другие работы, укрупненных нормативов цены строительства и усредненных производственных норм для города Москвы.
4.2.10. О присвоении кодов новым нормам, расценкам и показателям в соответствии с установленной правовым актом Комитета системой кодирования норм, расценок и показателей.
4.2.11. Об утверждении размеров коэффициентов пересчета сметной стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ, прочих работ и затрат и стоимости оборудования из базового уровня в текущий уровень цен.
4.2.11(1). Об утверждении размеров коэффициентов пересчета стоимости работ градостроительного проектирования, проектных и изыскательских работ из базового уровня в текущий и прогнозный уровни цен.
4.2.11(2). Об утверждении при наличии соответствующего решения Мэра Москвы, либо совещательного органа, возглавляемого Мэром Москвы, либо соответствующего решения, принятого на совещании с участием Мэра Москвы, укрупненных усредненных индексов изменения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия по видам объектов.
(Пункт дополнительно включен постановление Правительства Москвы от 26 апреля 2022 года N 762-ПП, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2021 года)
4.2.12. Об утверждении размеров накладных расходов и сметной прибыли в строительстве.
4.2.16. Об утверждении порядка проведения публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы.
4.2.16(1). Об утверждении по согласованию с Департаментом информационных технологий города Москвы состава, содержания и требований к информационным моделям объектов капитального строительства, а также классификаторов для информационного моделирования.
4.2.16(2). Об утверждении порядка проведения независимой оценки (рейтингования) организаций строительной отрасли в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг, связанных с выполнением проектно-изыскательских работ, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Источник: docs.cntd.ru
Положение о политике по строительству
2 июля 2021 года вступило в силу новое «Положение о федеральном государственном строительном надзоре» (новое Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1087.
Фото: www.inkotelniki.ru
Согласно новому документу, региональный государственный строительный надзор руководствуется положениями, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», до утверждения высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ региональных положений.
При этом Ростехнадзор должен разработать и утвердить:
• формы документов, используемых им при осуществлении федерального государственного строительного надзора (ФГСН);
• состав и порядок ведения исполнительной документации;
• форму и порядок ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ.
Территориальные органы Ростехнадзора на своем официальном сайте размещают реестр объектов капитального строительства, который актуализируется ежемесячно до 5 числа. В данном реестре размещается следующая информация:
• наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося или реконструируемого объекта капитального строительства;
• реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
• полное наименование застройщика — юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) застройщика — индивидуального предпринимателя.
В соответствии с требованиями федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в новом Положении установлено, что при осуществлении ФГСН проводятся:
• профилактические мероприятия, следующих видов:
— обобщение правоприменительной практики;
• контрольные (надзорные) мероприятия.
Организации проведения данных мероприятий подробно раскрыта в новом Положении.
Как и ранее, контрольные (надзорные) мероприятия (проверки) проводятся на основании программы проверок, которая формируется не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ОКС).
Фото: www.pbs.twimg
Программа формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции ОКС их частей, а также сроков выполнения работ по строительству и должна содержать:
• вид проверки и его предмет;
• событие, чье наступление является основанием для проведения проверки, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства; срок (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого Ростехнадзором должна быть начата проверка и срок ее проведения;
• перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении проверки;
• должности представителей контролируемого лица, присутствие которых при проведении проверки является необходимым.
Изменение в программу проверок вносится Ростехнадзорм в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения проверок.
Программа проверок и изменения в нее направляются (вручаются) застройщику или техническому заказчику почтовым отправлением или в виде электронного документа посредством:
• информационной системы Ростехнадзора.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается периоды:
• с момента направления Ростехнадзорм требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Ростехнадзор;
• с момента направления контролируемому лицу информации Ростехнадзора о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, информации, содержащейся в имеющихся у Ростехнадзора документах и (или) полученным при осуществлении ФГСН, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
• получение письменных объяснений;
• истребование документов;
• экспертиза.
Фото: www.polotsk-portal.ru
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
• получение письменных объяснений;
• истребование документов;
• отбор проб (образцов);
• инструментальное обследование;
• испытание;
• экспертиза.
По окончании проведения проверки составляется акт. В случае если по результатам проведения проверки выявлено нарушение, составляется предписание.
После завершения строительства, реконструкции ОКС проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в ч.16 ст.54 ГрК РФ, либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Источник: erzrf.ru
Положение о системе управления охраной труда 2022: все про составление СУОТ по новому законодательству
Сейчас расскажу все про изменения в положении о системе управления охраной труда, которые произошли 1 марта 2022 года. Вступила в силу новая статья 217 ТК РФ «О системе управления охраной труда».
Это отдельная статья кодекса, которая обязывает работодателя обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, конкретизирует, что такое СУОТ и каким образом должны быть реализованы основные процессы в рамках охраны труда.
Формулировка «примерное положение» не значит, что нормативно-правовой акт носит рекомендательный характер. Нет, приказ Минтруда № 776н утвержден в Минюсте, поэтому является обязательным для выполнения работодателем.
Разница между приказами Минтруда №438н и 776н просто грандиозная.
Приказ Минтруда № 776н построен на обновленной редакции ТК РФ, информации в нём содержится в разы больше, вся она опирается на оценку профессиональных рисков и на проведение мероприятия на управление профессиональными рисками, чего не было в приказе Минтруда № 438н.
Новый приказ более расширен, но содержит в себе очень много рекомендованных требований, и что из них обязательно, а что нет и как в целом составить положение о СУОТ, сейчас разберем по шагам.
Рекомендую посмотреть видео с моего вебинара, на котором подробно разобрала порядок проведения составления локального нормативного акта по новому приказу Минтруда, а также оставлю ссылку на свой YouTube канал, где можно узнать много полезного по охране труда.
Положение о системе управления охраной труда (СУОТ)
Система управления охраной труда (СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст. 217 ТК РФ).
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ. Основанием являются статьи 214 и 217 ТК РФ. Но где содержится четкое основание для разработки локального отдельного документа, именно с формулировкой Положение о СУОТ в организации?
Ранее в проверочных листах ГИТ было указано, что работодатель обязан разработать положение о СУОТ, политику организации в области охраны труда и приказ об утверждении положения о СУОТ.
В новых проверочных листах Роструда (Проверочный лист № 23 приказа Роструда № 20) данная информация не содержится. Кроме того, в приказе Минтруда № 776 четко не указано, что работодатель должен в обязательном порядке разработать положение СУОТ.
В новом приказе говорится лишь о том, что работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом примерного положения (п.1 приказа Минтруда № 776н).
То есть работодатель должен разработать какой-либо локальный нормативный акт, где развернуто представлена следующая информация:
- структура системы управления охраной труда;
- реализация основных процессов;
- функционирование СУОТ;
- ведение контроля за реализацией процессов.
Работодатель обязан в рамках приказа Министерства труда и социальной защиты РФ № 776н либо оформить процессы СУОТ в виде отдельных локальных нормативных актов, либо объединить в одно положение.
Это может быть один локальный нормативный акт, на мой взгляд, самый удобный вариант – когда все в одном документе, либо оформление отдельными положениями. Например, положение о проведении медосмотра, порядке обучения, ступенчатом контроле и так далее.
Но создание локального акта, который бы объединял все процессы, и в нем прослеживалось единство организационных структур, мероприятий и документирования всех процедур, более логично.
В принципе, это может быть даже приказ, перечисляющий все процедуры в соответствии с типовым положением. Но идти по старой схеме, разрабатывать положение СУОТ, достаточно удобно. Тем более, у многих оно было разработано ранее, сейчас же нужно его доработать с учётом требований нового приказа.
Какие организации должны разрабатывать положение о СУОТ
Система управления охраной труда – это комплекс взаимосвязанных процедур, и работодатель с учетом специфики деятельности, а также структур управления, организационных структур, численности работников, государственных нормативных требований по охране труда, вправе самостоятельно определить необходимую СУОТ (п.77 Приказ Минтруда № 776н).
В приказе Минтруда № 776н не говорится о том, что внедрение системы управления охраной труда может быть для каких-либо категорий работодателей исключено. Такого послабления нет ни в статье 217 ТК РФ, ни в приказе Минтруда № 776н.
Если индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью имеет работников, то есть лиц, с которыми заключены трудовые отношения, то локальный нормативный акт о СУОТ (положение) должен быть разработан в обязательном порядке. Если же трудовых отношений нет, то положение о СУОТ не требуется.
В Приказе Минтруда № 438н, который утратил силу с 1 марта 2022 года, было четко прописано, каким образом работодатель должен разработать положение о СУОТ.
А в приказе Минтруда №776н такого требования нет. Но говорится о том, что работодатель может соблюдать структуру данного приказа в своем локальном нормативном акте, но данное требование является рекомендованным.
То есть работодатель может сам с учетом специфики деятельности своей организации (учреждения или предприятия) разработать структуру положения о СУОТ, которая будет функционировать у него в организации, как он это видит, и поэтому различных вариаций положения о СУОТ может быть много.
разработаем документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаем смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Также необходимо обратить внимание на то, что положение о системе управления охраной труда по безопасности распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях, сооружениях работодателя, на представителей органов надзора и контроля, а также работников подрядных организаций (п.6, 7 Приказа Минтруда № 776н).
Указанные положения доводятся до указанных лиц, при проведении вводных инструктажей и посредством включения в договор на проведение подрядных работ.
То есть эта информация включается в вводный инструктаж не только работников организации, но и подрядчиков, а также всех контролирующих подрядчиков лиц.
Допускается упрощение структуры СУОТ при условиях соблюдения государственных нормативных требований по охране труда (п.78 Приказа Минтруда № 776н).
Но при этом, упрощение – это хорошо, исключение бюрократизма, но если вы не включите в структуру вашего положения, например, процессы по медицинским осмотрам, а обследование проводить обязательно требуется для работников вашей организации, данный факт будет считаться нарушением.
Упрощение структуры СУОТ должно быть в рамках требований Трудового кодекса. Они допустимы, если какие-то из основных базовых процессов системы управления охраной труда вашей организации не требуется, и есть для этого основания государственных нормативных требований охраны труда.
Структура системы управления охраной труда
Если работодатель может самостоятельно определить структуру для своего положения СУОТ, какую выбрать и на чем остановиться?
Структура приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»
Предлагаю обратиться к положению о СУОТ, которое разрабатывает наше бюро. Отталкиваясь от нашего содержания, разберем каждый из пунктов. Почему мы его включили, что мы в нем указали, также приведу обоснование со стороны нормативно-правовых актов.
Общие положения
Структура положения о системе управления охраной труда (СУОТ)
Начнем по порядку. Итак, общее положение. Что включить в данный раздел? Нормативные ссылки, то есть указание нормативно-правовых актов, на основании которых функционируют процессы охраны труда.
Какими приказами Минтруда, Минздрава и так далее необходимо руководствоваться при направлении на медицинский осмотр, при обеспечении СИЗ, проведении проверки знаний. Данную информацию вы можете включать, а можете обойтись без нее. Рекомендую оставлять.
Далее идут термины и определения, которые также не являются обязательными для включения в положение, но так как с ЛНА должны быть ознакомлены все работники организации, лучше оставить, чтобы всем были понятны формулировки, сокращения и используемые аббревиатуры.
В подраздел “Структурная схема системы управления охраной труда” можно включить наглядные схемы функционирования СУОТ в организации.
Разработка и внедрение СУОТ
В раздел “Разработка и внедрение СУОТ” включается политика работодателя в области охраны труда. Это очень важный документ организации, и на него делается большой упор в приказе Минтруда №776н.
Политика в области охраны труда является либо отдельным локальным актом организации, либо разделом ЛНА (положения о СУОТ), в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников.
Не нужно качать типовую политику работодателя в области охраны с интернета и использовать в рамках положения СУОТ, потому как в данной политике могут быть указаны конкретные цели и мероприятия, которые у вас в организации никогда не будут реализованы и не должны функционировать. Именно поэтому нужно к формированию политики подойти очень внимательно.
Включаются только те мероприятия, которые относятся именно к вашей организации, которые должны быть реализованы в соответствии с требованиями НПА.
Не нужно лить воду, нужна конкретика, например, работодатель обязуется проводить медицинские осмотры, обеспечивать работников сертифицированными СИЗ, проводить оценку рисков и предпринимать меры по управлению и недопущению повышения уровня профессионального риска и так далее.
Кроме того, политика в области охраны труда, должна периодически пересматриваться, добавляться новые цели, мероприятия и так далее.
Стоит обратить внимание, что политика в области охраны труда принимается с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (п.9 Приказа Минтруда № 776н).
То есть получается, если у вас политика в области охраны труда является отдельным локальным нормативным актом, то соответственно должен быть согласован с профсоюзом, если он есть у вас в организации. Если нет, значит согласование не проводится.
Если политика входит в состав положения о СУОТ необходимо согласовать полностью весь ЛНА. Информации о том, что согласовывать положение о системе управления охраной труда обязательно, в приказе Минтруда №776н не содержится.
Но это требование содержится в других законах и подзаконных актах, согласование отдельных процедур и процессов по охране труда, поэтому даже если у вас политика является отдельным документом, рекомендую положение о СУОТ с профсоюзом обязательно согласовывать.
Цели работодателя в области системы управления охраны труда в нашем случае вынесены отдельным разделом, потому что это очень важная мера по достижению конкретных результатов, которые должны согласовываться с политикой в области охраны труда работодателя.
Цели формируются с учетом необходимой регулярной оценки их достижений, на основе измеряемых показателей. То есть цели не должны быть какими-то размытыми, они должны быть четкими (п.34 Приказа Минтруда № 776н).
Например, проведение спецоценки, если в этом году вам требуется провести СОУТ, проведение оценки профессиональных рисков, если она у вас не была проведена, пересмотр результатов проведения ОПР и мер по управлению уровням риска.
Цели организации в области охраны труда также должны ежегодно пересматриваться, исходя уже из результатов оценки эффективности СУОТ (п.39 Приказа Минтруда № 776н), но об этом мы уже чуть позже.
проведем оценку профессиональных рисков за вас
Введите номер телефона, рассчитаем смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Планирование СУОТ
В раздел “Планирование СУОТ” включены оценка профессиональных рисков, а также план мероприятий и цели работодателя, но цели мы уже вынесли в отдельный раздел. Так как это допускается приказом Минтруда №776н, цели из планирования перенесли ближе к политике, потому что это идентичные процессы.
Данный раздел включает в себя:
- меры по снижению уровня профессионального риска и недопущения повышения уровня, а также нужно акцентировать внимание на контроле и пересмотре выявленных рисков (п.17, 25 Приказа Минтруда № 776н);
- зафиксировать, какие именно мероприятия по охране труда планируется проводить;
- каким образом организовано планирование мероприятий по охране труда;
- кто являются ответственными лицами за реализацию плана и порядок контроля реализации мероприятий.
- анализ эффективности функционирования СУОТ не реже раза в год.
План мероприятий рекомендую оформлять отдельным документом, чтобы не пересматривать всё положение о СУОТ и переутверждать ежегодно. Оформлять данный ЛНА необходимо с учетом приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 771н. Кроме того, необходимость планирования мероприятий по охране труда также закреплено в статье 214 ТК РФ.
В данном разделе можно указать, что план оформлен на год и в течение года подвергается корректировке, проводятся промежуточные итоги (ежеквартально, в полугодие, годовые), анализируется выполнение плана.
Допустим, на дне охраны труда обсуждаются результаты, подводятся итоги, оформляются выводы, и принимается решение, каким образом будут реализованы невыполнимые мероприятия, если они были финансово затратны для организации в текущем периоде.
Обеспечение функционирования СУОТ
В раздел “Обеспечение функционирования СУОТ” можно включить распределение обязанностей. В приказе Минтруда №438н было четко указано, что работодатель должен распределить обязанности в области охраны труда между руководителями, специалистами и работниками организации.
А в приказе Минтруда №776н отсутствует данная обязанность работодателя. Но распределение функционала все-таки очень важно. И оно должно быть реализовано по уровням управления в организации.
Это очень важная информация, так как в локально-нормативных актах, например, в должностных инструкциях, в приказах, в стандартах организации может быть не учтено распределение какого-либо функционала. А при любой спорной ситуации положение о СУОТ может быть палочкой-выручалочкой.
Допустим, если у вас в положении о СУОТ будет прописано распределение обязанностей четко, например, руководители структурных подразделений отвечают за обеспечение работников СИЗ или руководитель складского хозяйства, то будет понятно, кто является ответственным лицом за обеспечение, приобретение и так далее.
В данном разделе нужна конкретика по обеспечению функционирования системы управления охраной труда:
- Это может быть подготовка работников в области выявления опасности при выполнении работ. То есть работодатель может направлять руководителей структурных подразделений и специалистов по охране труда на обучение, повышение квалификации в области оценки профессионального риска.
- Проводится регулярное повышение квалификации руководителям, специалистам в области охраны труда.
- Информирование работников в соответствии с приказом Минтруда №773н от 29 октября 2021 года. В данном подразделе следует указать информацию о том, как работники узнают о политике и целях в области охраны труда работодателя.
Например, размещение на стендах, размещения в уголках охраны труда, или либо на официальном сайте организации, какая ответственность есть за нарушения требований охраны труда, как они будут проинформированы о результатах несчастных случаев и травм для того, чтобы идти по пути нулевого травматизма.
Также должна быть указана информация о том, что работники обязательно должны быть проинформированы об оценке профессиональных рисков на рабочих местах и о мерах управления, которые должны приниматься.
Стоит включить в данный раздел права работника и работодателя (п. 45 приказ Минтруда № 776н от 29.10.2021г.). В ТК РФ с 01.03.2022 года добавлены новые статьи 214.2 и 216 – права работника и работодателя.
Эту информацию следует четко прописать в положении, чтобы работники при ознакомлении с положением знали, какие у них есть права и какие есть права работодателя, но и также свои обязанности они также должны знать.
Функционирования системы управления охраной труда
Основные процессы по охране труда в организациям
Функционирование СУОТ – основной раздел в реализации всех процессов системы управления охраной труда. Именно на этот раздел нужно сделать основной акцент и прописать все процессы СУОТ, конкретно применимые к вашей организации.
Ранее в приказе Минтруда №438н было указано 9 процедур по охране труда, которые должны быть реализованы в обязательном порядке работодателем. В п.47 приказа Минтруда № 776н перечислены 20 основных процессов.
Если в организации один из процессов применяться не будет, он не относится к сфере деятельности компании и нет основания в НПА его внедрять, указывать в положении о СУОТ о нем информацию не следует.
Например, если у вас офисная организация, и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты неприменимо в рамках приказа Минздравсоцразвития № 290н, данный процесс в положение включать не следует.
Аналогичная ситуация с обеспечением безопасности сотрудников при эксплуатации зданий и сооружений, если у вас арендуемый офис, где в рамках договорных отношений арендодатель отвечает за обеспечение безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, из положения о системе управления охраной труда данный процесс исключается.
Не нужно увлекаться и исключать большую часть процессов! Например, если у вас есть рабочие профессии в штате, то однозначно обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов нужно включить, пропускать этот момент никак нельзя.
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаем смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Очень важно учитывать, что специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков – это базовые процессы охраны труда.
По их результатам формируется и корректируется реализация других процессов системы управления охраной труда. Это медицинские осмотры, обеспечение средствами индивидуальной защиты (с 2023 года), обеспечение молоком, лечебно-профилактическим питанием и так далее.
В приказе Минтруда № 776н распределены и остальные процессы охраны труда по направлениям:
- Процессы, направленные на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе:
- проведение медосмотров и освидетельствований;
- проведение обучения;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты.
- Процессы, направленные на обеспечение безопасной производственной среды при:
- эксплуатации зданий и сооружений;
- эксплуатации оборудования;
- осуществлении технологических процессов;
- эксплуатации применяемых инструментов;
- применении сырья и материалов;
- обеспечение безопасности работников подрядных организаций.
- Сопутствующие процессы СУОТ:
- санитарно-бытовое обеспечение работников;
- выдача молока, других равноценных пищевых продуктов;
- обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;
- обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха;
- обеспечение социального страхования персонала;
- взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля.
- Процесс реагирования на ситуацию:
- аварийные ситуации;
- несчастные случаи;
- профессиональные заболевания.
Разберем более конкретно каждый из процессов по охране труда согласно приказа Минтруда № 776н.
Распределение основных процессов охраны труда в положении о системе управления охраной труда
В разделе специальная оценка условий труда указываем, на основании какого федерального закона (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ) проводится СОУТ, формируется комиссия, проводится регулярная специальная оценка условий труда на рабочих местах, где выявлены вредные и опасные производственные факторы, обеспечиваются работники гарантиями и компенсациями.
Если у вас оформлено отдельное положение о проведении спецоценки в обществе, то в данном разделе можно указать, что обеспечение функционирования специальной оценки условий труда реализуется в рамках положение о СОУТ, утвержденного приказом по организации, указывается номер и дата. По остальным процессам аналогичная ситуация.
Например, если по оценке профессиональных рисков у вас разработано отдельное положение по ОПР, укажите, что оценка профессиональных рисков проведена, были выявлены опасности (включите перечень), принимаются меры по управлению профессиональными рисками в соответствии с планом мероприятий по управлению, поддержанию уровня профессионального риска, укажите номер и дату утверждения приказа.
Также можно включить информацию о том, что методика по управлению профессионального риска включена в состав положение об ОПР.
Следующий процесс – это проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований работников, предрейсовых, предсменных и так далее. Здесь указывается:
- кто разрабатывает списки лиц, подлежащих направлению на периодический медицинский осмотр;
- кто выдает направление;
- каким образом регистрируется выдача направлений;
- в течение какого времени работник должен пройти медосмотр;
- ответственность работника за не прохождение медосмотра.
То есть описывается вся процедура, аналогичная ситуация и с проведением обучения персонала. Указывается, что в организации создана комиссия по проверке знаний, обучение проводится на рабочих местах руководителями подразделений, каким образом проходит процедура отстранения от работы в случае неудовлетворительного результата по итогам экзамена по охране труда и так далее.
И не забудьте указать возможность проведения дистанционного обучения и проведение дистанционных инструктажей, и с помощью каких программ Skype, WhatsApp, Zoom и Google Meet), если это возможно в вашей организации.
В данный раздел может быть включено не только обучение по охране труда, но и обучение по правилам оказания первой помощи, повышению квалификации работников и так далее.
По обеспечению сотрудников средствами индивидуальной защиты:
- кто подойдёт заявку на приобретение средств индивидуальной защиты;
- каким образом происходит приобретение, выдача, регистрация;
- можно указать номер и дату приказа об утверждении норм выдачи средств индивидуальной защиты.
Далее пошли самые интересные процессы.
Обеспечение безопасности при эксплуатации зданий и сооружений. Что указать в данном разделе? Необходимо указать, что для обеспечения контроля за надлежащим техническим состоянием зданий и сооружений, поддержанием параметров устойчивости, надежности, проводится в рамках осенне-весеннего осмотра.
К примеру, составляется акт осмотра зданий и сооружений, и принимаются меры по устранению выявленных недостатков. Кто участвует в работе комиссии по проведению осенне-весенних осмотров, какая периодичность, каким образом происходит оповещение при выявленных отклонениях от нормы, либо при возникновении аварийных ситуаций зданий и сооружении, кого информируют, в какой последовательности и какие документы по окончании должны разрабатываться.
Следующий процесс – это обеспечение безопасности при эксплуатации оборудования, в который можно включить кратко информацию о том:
- кто является ответственным за составление плана капитального ремонта оборудования, технических осмотров;
- включается информация по обеспечению надежности работы оборудования;
- при наличии технологических карт – документ, содержащий перечень и последовательность отдельных работ, выполняемых при проведении осмотра, обслуживания или ремонта оборудования, с указанием объекта воздействия, периодичности воздействий, трудовых затрат и материалов, необходимых для поддержания оборудования в работоспособном состоянии. Эту информацию можно внести в СУОТ;
- какие именно требования предъявляются к оборудованию для исключения аварийных ситуаций, травматизма, несчастных случаев и так далее;
- каким образом предусматривается информирование работниками руководителей структурных подразделений в случае выявления неисправности.
При оформлении подраздела обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов нужно понять определения производственного процесса и технологического.
Это два очень близких по значению термина, но они совершенно не идентичны. Потому как производственный процесс применим даже к офисной организации, которая оказывает какие-либо услуги, а технологический процесс – это часть производственного процесса, который реализует какую-либо технологию.
В данном разделе можно указать, каким образом в организации реализуются обязанности работодателя в области охраны окружающей среды, что производственные процессы не должны сопровождаться загрязнениям окружающей среды, почвы, водоемов.
Выбросы должны быть в рамках предельных допустимых норм, обеспечение экологической безопасности осуществляется в организации в рамках разработанных положений, стандартов, планов и так далее.
Обеспечение безопасности работников при эксплуатации, применяемых инструментов описывается аналогично разделу по оборудованию:
Включение данной информации рекомендованное и зависит от специфики деятельности каждой конкретной организации.
Следующий интересный раздел – это обеспечение безопасности работников при применении средств и материалов. Можно указать, что в своей работе сотрудник должен применять сертифицированные сырье и материалы, а работодатель обязан его им обеспечивать.
Во время работы он должен действовать согласно требований инструкций по эксплуатации оборудования, инструментов и приспособлений, при необходимости использовать средства индивидуальной защиты.
Предположим, была такая ситуация. На одном из заводов работник при работе с кислотой не использовал средства индивидуальной защиты – очки. То есть это неправильная работа с нарушением требований охраны труда, которая привела к ожогам лица, роговицы глаз.
Вероятность того, что он будет видеть, очень низкая. Работник не был проинформирован о безопасности проведении работ по применению конкретного сырья – кислоты.
В данный раздел можно включить информацию о том, что работники должны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.
При обеспечении безопасности работников подрядных организаций, стоит сразу внимание на пункт 7 приказа Минтруда №776н, в котором содержится информация о том, что в случае регулярного, не реже одного раза в год, заключения договора подряда работодателем разрабатывается и утверждается распорядительный документ, отдельное положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя.
В этом ЛНА необходимо указать перечень документов, предоставляемых перед доступом к работам и правилам организации подрядных работ.
Составление данного положения необходимо проводить в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 656н. Договор подряда – это договор на оказание услуг.
Если у вас школа или садик, офисная организация, и вы считаете, что у вас подрядчиков нет, пересмотрите свои отношения к договору подряда, потому как оказание услуг на ремонт сплит-систем, системы теплообеспечения здания, вентиляции – это уже подрядные работы.
То есть если договоры заключается чаще, чем один раз в год, должно быть разработано отдельное положение о допуске работников подрядной организации.
В данном разделе указывается, каким образом обеспечивается безопасность персонала подрядной организации, либо указывается, что положение о допуске подрядных организаций разработано, функционирует в соответствии с приказом по организации (номер и дата).
Также можно включить информацию:
- работникам подрядных организаций в обязательном порядке проводится вводный инструктаж при посещении производственных площадок работодателя, подрядчик обязан соблюдать все стандарты и локальные нормативные акты в обязательном порядке. Это информация также может включаться в договор на оказание услуг;
- подрядчик должен своевременно уведомлять заказчика о каких-либо авариях и травмах, ухудшении здоровья работников, произошедших при выполнении работ.
В приказ Минтруда №776н не включен процесс по обеспечению безопасности работников при выполнении работ на высоте. Рекомендую обратить на это внимание и обязательно включать раздел в положение о СУОТ, потому как в приказе Минтруда №782н указано очень много требований, когда работодатель те или иные процедуры должен закрепить именно в положении о системе управления охраной труда.
Допустим, периодичность проверки знаний работникам с 3 группой работ на высоте закрепляется работодателем в рамках положения о СУОТ. Опять же, некоторые моменты по обучению безопасным методам и приемам выполнения работ, например, стажировка и так далее.
Оформление плана производства работ на высоте, план мероприятий по эвакуации и спасению работников, каким образом составляются, кто оформляет и так далее, порядок выдачи и хранения наряда-допуска, можно указать в данном разделе положения о системе управления ОТ.
Переходим к сопутствующим процессам охраны труда. В статье 214 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание сотрудников в соответствии с требованием охраны труда.
Если у вас в организации есть гардеробная, душевые, умывальные, комнаты отдыха, нужно указать, что работодатель реализует данную обязанность, установленную в статье 214 Трудового кодекса.
Работники обеспечиваются питанием на территории организации, действует столовая, необходимо также указать вместимость. Если есть комната приема пищи, то необходимо обозначить количество работников, квадратуру, потому что на одного посетителя рекомендуется выделять не менее 12 квадратных метров (п.5.52 СП 44.13330.2011).
Можно включить информацию, что производится обеспечение мыло в туалетах и душевых для удаления легкосмываемых загрязнений при помощи дозирующих устройств в соответствии с приказом Минздравсоцразвития №1122н.
Также в данный раздел нужно включить информацию о том, что работодатель укомплектовал свою организацию аптечками (приказ Минздрава № 1331н) с указанием, в каких именно подразделениях, кабинетах, цехах располагаются аптечки, кто является ответственным за контроль сохранности и срока годности медицинских изделий.
Если в организации предусмотрен медицинский пункт, необходимо включить информацию об оснащении и местонахождении в организации в данный раздел (п.5.27 СП 44.13330.2011).
разработаем документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаем смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Переходим к обеспечению молоком и лечебно-профилактическим питанием. Данный процесс требует включения в положение о СУОТ тем организациям, в которых необходимо выдавать.
У многих разработано отдельное положение по обеспечению молоком, лечебно-профилактическим питанием. Поэтому в положении о системе управления охраной труда можно указать, что обеспечение работников производится в соответствии с ЛНА по предприятию, указать номер и дату, также с соблюдением требований соответствующего нормативно-правового акта.
При включении процесса по обеспечению страхования персонала следует указать:
- какие осуществляются выплаты по временной нетрудоспособности, страховые выплаты;
- в каком объёме;
- в соответствии с требованиями какого нормативно-правового акта;
- обеспечиваются ли работники санаторно-курортным услугами;
- возможно есть льготная дорога;
- какие меры предусматриваются по реабилитации для инвалидов.
Не стоит забывать об обязательных гарантиях застрахованных лиц, которыми обеспечиваются работники за счет средств, выделяемых ФСС, например, страховые выплаты в случае смерти застрахованного лица – работника данной организации.
Если данная информация содержится в одном из локальных нормативных актов, можно указать его соответствующий номер.
Процесс взаимодействия с государственными надзорными органами раскрывает информацию:
- какие именно ведомства могут проверять вашу организацию (Роструд, МЧС, ГИБДД, Роспотребнадзор, прокуратура и т.д.);
- каким образом происходит взаимодействие;
- какие есть права, обязанности у работодателя при взаимодействии с надзорными органами;
- как регистрируется проверка;
- профсоюз или представительный орган работников может представлять интересы сотрудников организации при проведении проверок надзорными органами, а также принимать активное участие со стороны общества.
Приступим к разбору процесса по реагированию на ситуацию. Первое – это реагирование на аварийные ситуации, с указанием перечня возможных ситуаций:
- пожар;
- взрыв, если есть бытовой газ;
- химический выброс в атмосферу, если у вас цеха;
- внешние угрозы;
- массовые беспорядки.
Нужно указать реально то, что относится из аварийных ситуаций к вашей организации, а также каким образом происходит информирование работодателя в случае обнаружения аварийной ситуации работником организации.
Можно указать номера телефонов для информирования. Данная информация дополнительно должна быть вывешена в местах массового скопления людей.
Рекомендую разрабатывать порядок действий в аварийной ситуации и порядок уведомления о случаях травмирования работников при неисправности оборудования, приспособления, инструментов, и в данном разделе указать номер приказа об утверждении данных порядков.
Также включается информация о том, что работники организации должны быть обучены порядку действий при возникновении аварийных ситуаций, правилам оказания первой медицинской помощи, пожаротушения, эвакуации людей, что с сотрудниками проводятся противопожарные тренировки, есть определённые материальные ресурсы на случай аварийной ситуации, методы оперативной связи со службами спасения и так далее, чтобы не было паники и хаоса. Кто проводит информирование пожарной части, если произошло возгорание, либо взрыв и так далее. Здесь нужна четкость действий.
Второй подраздел – реагирование на несчастные случаи, в который следует включать микроповреждения и микротравмы с описанием процедуры реагирования при НС, информирование работодателя или непосредственного руководителя. Что необходимо сделать, в какие сроки, каким образом регистрируется и так далее.
И третий подраздел – профессиональные заболевания. Аналогичный подход, что и при реагировании на несчастные случаи:
- каким образом происходит расследования профессионального заболевания;
- на основании какого нормативно-правового акта;
- каким образом происходит направление в центр профпатологии и т.д.
Если у вас в организации по результатам спецоценки на рабочих местах не выявлен класс условий труда 3.1 и выше, а условия труда являются оптимальными и допустимыми, то данный раздел из положения о СУОТ можно исключить.
Обратите внимание, если в положении о системе управления охраной труда будет включен один из процессов, который на основании требований НПА необязателен, то он должен реализовываться.
Допустим, на основании проведенной СОУТ работники организации обеспечению молоком не полежат, а раздел в положение о СУОТ включен, то при проверке инспектор потребует подтвердить факт выдачи молочной продукции.
В положении о системе управления охраной труда указываются только те процессы, которые являются обязательными в соответствии с государственными нормативными требованиями.
Подведем итог по разделу функционирования СУОТ. Все процессы системы управления охраной труда взаимосвязаны между собой, поэтому их не рекомендуется рассматривать отдельно друг от друга.
Например, по результатам специальной оценки условий труда определяем списки работников, подлежащих направлению на медицинский осмотр.
В данный момент по результатам спецоценки в том числе мы определяем необходимость обеспечения штатных сотрудников СИЗ. С 2023 года в соответствии с оценкой профессиональных рисков будет проходить обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты.
Также по результатам СОУТ мы определяем перечень гарантий компенсации, полагающихся работникам и так далее.
Оценка результатов деятельности СУОТ
Оценка результатов деятельности СУОТ является важным разделом, подтверждающим реальное функционирование системы ОТ в организации.
Для этого работодатель должен определить основные виды контроля функционирования СУОТ – это обязательное требование (п.63 Приказа Минтруда № 776н).
И оптимальным является ступенчатый контроль, но работодатель вправе определить любой метод контроля, учитывая специфику деятельности своего предприятия.
Потому как он обязан контролировать состояние рабочих мест, применяемого оборудования, инструментов, обязательно должен быть обеспечен контроль выполнения процессов, которые имеют периодический характер: специальная оценка по условиям охраны труда, проведение медосмотров, производственный контроль и так далее.
Регулярный контроль эффективности функционирования СУОТ может осуществляться посредством аудио-, видео-, фотонаблюдения, так как все результаты контроля используются для оценки эффективности системы управления охраной труда.
Контроль помогает определить, были ли достигнуты поставленные цели, работают ли корректирующие меры по управлению профессиональным риском.
сноска Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур могут оформляться в виде актов в свободной форме. И по итогам принимаются корректирующие действия для предотвращения аварий, несчастных случаев, развития профессиональных заболеваний и так далее.
Улучшение функционирования СУОТ
Улучшение функционирования системы управления охраной труда является очень важным, так как напрямую связан с планированием мероприятий по охране труда.
Система управления охраной труда построена на принципах:
- Планирование.
- Анализ выполненных мероприятий.
- Корректирующие действия (мероприятия по улучшению условий труда).
К мероприятиям по улучшению СУОТ можно отнести:
- обеспечение более качественными средствами индивидуальной защиты, если травматизм не снижается;
- проведение инструктажа более часто, допустим, для вашей компании необходимо проводить инструктажи раз в полгода, но травматизм повышенный, не соблюдаются требования охраны труда работниками организации, соответственно периодичность проведения инструктажей приказом работодателя может быть сокращена, не реже, чем раз в 3 месяца.
Все мероприятия по улучшению условий функционирования СУОТ должны быть предусмотрены, и по необходимости добавлены дополнительные меры (приложение №1 к приказу Минтруда №776н).
Данные меры применимы для оценки проведения профессионального риска, но можно их использовать как основные и дорабатывать уже с учётом деятельности вашей организации.
Управление документами СУОТ
В приказе Минтруда № 776н не указан раздел управления документами системы управления охраны труда, но мы его включили.
Предпочитаем его включать, так как указываем, какие формы и рекомендации есть по оформлению локально-нормативных актов, какие есть требования к периодичности просмотра актуализации, обновлению и изменению ЛНА организации.
В данный раздел можно дополнительно включить сроки хранения документов, местонахождение хранения, порядок передачи в архив и так далее.
Заключительные положения и приложения
Заключительные положения особого внимания не требует, можно указать дополнительную информацию на ваше усмотрение. Например, что вопросы, не урегулированные положением о СУОТ, регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В приложения вы можете включить все необходимые вам дополнительные материалы и образцы документов, например:
- порядок информирования;
- таблица с номерами телефонов, необходимые для информирования работниками руководителя структурного подразделения в случае аварии, несчастного случая;
- образцы документов, которые используются в организации;
- различные таблицы, планы, графики, например, по обучению по охране труда на будущие периоды, с какой периодичностью проходят обучение руководители структурных подразделений, специалисты, работники рабочих профессий, кому обязательно проведение инструктажей, стажировок, направление на медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования.
Некоторые организации к приложениям прикладывают образцы протоколов проверки знаний, формы удостоверений, журналов и так далее.
Это допустимо, но необязательно. Самое главное, чтобы у вас функционировали и были реализованы основные процессы системы управления охраной труда.
Если они у вас будут реализованы верно, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, и будут оформлены все необходимые подтверждающие документы, то прикладывать образцы документов нет необходимости.
Штраф за отсутствие СУОТ
За отсутствие локального нормативного акта (положения) о системе управления охраной труда возможны штрафы надзорными органами по статье 5.27.1 КоАП РФ:
- на должностных лиц и индивидуальных предприятий составляет от 2000 до 5000 рублей;
- для юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей.
Но нужно понимать, что если не будут реализованы какие-либо процессы системы управления охраной труда, то отдельно устанавливаются дополнительные штрафы. Допустим:
- не будет проведена специальная оценка условий труда, штраф составляет 60-80 тыс. рублей на юридическое лицо;
- не проведена оценка профессионального риска, административная ответственность в этом случае 50-80 тыс. рублей;
- допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний, штраф 110-130 тыс. рублей;
- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, предусмотрен штраф в размере 130-150 тыс. рублей.
Написать и утвердить положение о СУОТ – это один момент, но соблюдать требования охраны труда и трудового законодательства работодателям нужно в обязательном порядке.
Основные выводы
Система управления охраной труда – это часть общей системы управления обеспечением безопасности в организации, и действие СУОТ распространяется на все территории, здания, сооружения, филиала работодателя, на всех работников данного предприятия.
Оформление локального нормативного акта о системе управления охраной труда требуется всем работодателям, но допускается упрощение структуры СУОТ.
Также в положение о СУОТ работодатель может включать дополнительную информацию на свое усмотрение, не противоречащую государственным нормативным требованиям охраны труда.
Информацию из положения о системе управления охраной труда необходимо доводить до каждого работника. Реализовать обязанность работодателя можно при помощи листа ознакомления при проведении инструктажей по охране труда, для вновь принимаемых работников – на вводном инструктаже.
Документ очень важный для каждой организации, и подойти к его оформлению нужно максимально внимательно и тщательно проработать каждый раздел и подраздел документа, не забывая о внедрении функционировании и контроле.
Надеюсь, что я смогла развернуто предоставить информацию об оформлении положения о системе управления охраной труда для своей организации, а если у вас остались вопросы или есть что добавить, напишите в комментариях, будем разбирать.
Потребуется помощь в разработке документов по охране труда любой сложности, обращайтесь.
Желаю вам безопасной и эффективной работы!
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаем смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Источник: oxrana-truda.ru