Приказ Минстроя России от 02.06.2020 N 297/пр Об утверждении Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 июня 2020 г. N 297/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ
В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 апреля 2020 г., N 0001202004240048), подпунктом 5.4.23.1 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 7, ст. 831), приказываю:
утвердить прилагаемую Методику определения затрат на осуществление функций технического заказчика.
The Expert (Русский дубляж)
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от 2 июня 2020 г. N 297/пр
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ
I. Общие положения
1. Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (далее — Методика) предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса (далее — строительство) объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 апреля 2020 г., N 0001202004240048) (далее — сметная стоимость строительства).
3. Рекомендуемый перечень функций технического заказчика, затраты на осуществление которых определяются в соответствии с положениями Методики и включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства (далее — ССРСС), приведен в Приложении N 1 к Методике.
II. Порядок расчета затрат на осуществление функций
4. Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» ССРСС в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.
5. Затраты на осуществление функций технического заказчика определяются без учета затрат на осуществление функций строительного контроля, расходы на проведение которого определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст. 3365).
Технологии информационного моделирования в системе технического регулирования в строительстве
6. Затраты, связанные с осуществлением функций технического заказчика (например, на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли), дополнительно возникающие при осуществлении им таких функций, учитываются в главах 1, 9, 12 ССРСС согласно сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
7. Численность работников технического заказчика без учета численности работников, выполняющих обязанности по осуществлению функций строительного контроля (далее — работники технического заказчика), определяется исходя из величины сметной стоимости строительства объекта капитального строительства по итогам глав 1 — 9 и 12 ССРСС, определенной в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, согласно показателям, приведенным в столбце 2 Приложения N 2.
При сметной стоимости строительства свыше 6500 млн руб. численность работников технического заказчика увеличивается на одного человека на каждые 700 млн руб. свыше указанной суммы.
8. Численность работников технического заказчика определяется как сумма численности работников, рассчитанной согласно Приложению N 2 к Методике, исходя из сметной стоимости затрат, указанных в главе 2 ССРСС, в целях определения суммы сметной стоимости затрат, указанных в главах 1, 3 — 9 и 12 ССРСС для следующих объектов:
а) объекты, относящиеся в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства;
б) линейные объекты, за исключением случаев, если в отношении линейного объекта проводятся работы по реконструкции и капитальному ремонту, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов, а также если в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477) линейный объект не отвечает признакам сооружения.
9. Численность работников технического заказчика линейного объекта, включающего в себя часть основного линейного объекта и объекта (объектов), не являющихся линейными, по решению застройщика допускается определять суммированием численности, принятой согласно Приложению N 2 к Методике, определенной отдельно исходя из сметной стоимости основного линейного объекта, предусмотренной в главе 2 ССРСС, а также сметной стоимости объекта (объектов), не являющихся линейными, включенной в главу 2 ССРСС, и общей сметной стоимости итогов по главам 1, 3 — 9 и 12 ССРСС.
10. При наличии информации об осуществлении функций технического заказчика по объектам, расположенным в малообжитых труднодоступных местностях, или по нескольким объектам, расположенным в различных субъектах Российской Федерации, к численности, определенной в соответствии с Приложением N 2 к Методике, применяется поправочный коэффициент в размере 1,6 с последующим округлением до ближайшего целого числа.
11. Численность работников технического заказчика, определенная в соответствии с Приложением N 2 к Методике с учетом пунктов 7 — 10 Методики, является среднемесячной для всего периода строительства. Общие расходы на оплату труда работников технического заказчика, осуществляющего функции технического заказчика, определяются с учетом продолжительности строительства объекта.
12. Перечень затрат на осуществление функций технического заказчика определяется и обосновывается расчетом в соответствии с пунктами 13 — 22 Методики.
13. Затраты на оплату труда определяются по расчету в соответствии с численностью работников технического заказчика, определенной на основании пунктов 7 — 10 Методики, и размером средней заработной платы согласно штатному расписанию (при наличии). Средняя заработная плата работников технического заказчика определяется в размере, не превышающем произведение среднемесячного размера оплаты труда рабочего четвертого разряда на коэффициент приведения величины нормируемой заработной платы рабочего четвертого разряда к средней заработной плате работника технического заказчика, равный 1,35.
Размер оплаты труда рабочего четвертого разряда рассчитывается как произведение размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленного в субъекте Российской Федерации за предыдущий год в соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 184; 2019, N 21, ст. 2566), на межразрядный коэффициент, равный 1,34.
14. Средняя заработная плата работников технического заказчика учитывает доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам, носящие систематический характер и осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за профессиональное мастерство, выслугу лет (стаж работы), вознаграждения без единовременных премий, выплаты, связанные с районным регулированием, единовременные поощрительные выплаты, ежегодные основные и дополнительные отпуска, процентную надбавку за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районам и другие выплаты при наличии действующих нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу.
15. Пересчет средней заработной платы работников технического заказчика из уровня цен, в котором приведена опубликованная средняя начисленная заработная плата работников по категориям персонала и субъектам Российской Федерации, в уровень цен на дату составления расчета затрат на осуществление функций технического заказчика осуществляется с учетом индекса потребительских цен (коэффициент инфляции) в среднем за год, публикуемого Министерством экономического развития Российской Федерации, по строке «Индекс потребительских цен в среднем за год» на текущий год.
16. При наличии информации о конкретном юридическом лице, осуществляющем функции технического заказчика по объекту, расходы на оплату труда могут определяться в соответствии с размером средней заработной платы согласно штатному расписанию (при наличии) и обоснованным долевым участием специалистов согласно их квалификации в пределах общей расчетной численности по объекту, согласованным с застройщиком. При этом средняя заработная плата работников такого технического заказчика не должна превышать среднюю заработную плату работников технического заказчика, определенную в соответствии с пунктом 13 Методики.
17. Средняя заработная плата работников технического заказчика по линейным объектам, а также объектам, относящимся в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным, технически сложным и уникальным, может превышать указанные ограничения с учетом отраслевых особенностей при соответствующем обосновании.
18. Затраты на налоги, сборы, иные обязательные отчисления и платежи определяются в следующем порядке:
а) страховые взносы — по расчету в соответствии со статьями 419, 420, 421, 425, 427, 428, 430 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2020, N 14, ст. 2032);
б) налог на имущество организаций — по расчету в соответствии со статьями 373, 374, 380 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
в) транспортный налог — по расчету в соответствии со статьями 357, 358, 361 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
г) земельный налог — по расчету в соответствии со статьями 388, 389, 394 и иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
д) прочие налоги и сборы — по расчету в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах с расшифровкой прочих налогов и сборов.
19. Затраты на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются по расчету для зданий, сооружений, оборудования, транспортных и прочих основных средств в соответствии со статьями 257, 259 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 52; 2020, N 1, ст. 104).
20. Затраты на материальные и прочие расходы определяются в следующем порядке:
а) командировочные расходы, а также расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, — по расчету на основании численности работников технического заказчика в соответствии со статьями 168, 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3939; 2016, N 12, ст.
1656), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 187; 2019, N 30, ст. 4319), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4821; 2015, N 31, ст. 4701).
Место расположения заказчика рекомендуется выбирать преимущественно в крупном населенном пункте, находящемся вблизи объекта строительства. В отдельных случаях при обосновании в проекте организации строительства (далее — ПОС) в расчете может быть указан иной населенный пункт. При этом потребность в командировках должна быть экономически обоснована;
Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 118 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2003 г., регистрационный N 4673), с учетом изменений, внесенных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. N 22 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2007 г., регистрационный N 9615), от 30 апреля 2010 г. N 48 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г., регистрационный N 17481), от 3 сентября 2010 г. N 116 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2010 г., регистрационный N 18748), от 21 июня 2016 г. N 81 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный N 43153), рекомендуемая величина общей площади, приходящейся в среднем на одного работника, составляет 6 квадратных метров;
г) повышение квалификации кадров — по расчету в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444);
д) приобретение (арендная плата) оргтехники, ее обслуживание — по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
е) приобретение мебели — по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
ж) канцелярские товары — по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
з) приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов) — по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
и) приобретение спецодежды — по расчету на основании численности работников технического заказчика (в том числе для руководящих и инженерно-технических работников) с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
к) охрана зданий и помещений — по расчету исходя из общей площади зданий и (или) помещений, определенной в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
л) услуги связи и интернет — по расчету на основании численности работников технического заказчика с учетом положенных норм на обеспечение функций технического заказчика, утвержденных застройщиком;
м) прочие расходы (затраты на оплату государственных пошлин, рекламу, научные исследования, членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, проведение подрядных торгов и иные прочие расходы) — в размере не более 5% от суммы расходов, указанных в подпунктах «а» — «л» настоящего пункта Методики;
н) затраты, связанные с премированием работников технического заказчика за досрочный ввод в эксплуатацию построенного объекта — в соответствии с лимитом затрат путем деления суммарных расходов на оплату труда, предусмотренных пунктами 13 — 17 настоящей Методики, на 12 в случаях, когда сроки продолжительности строительства в соответствии с графиком производства работ, разрабатываемом в ПОС в составе проектной документации по объекту, не превышают рекомендуемые нормативные сроки строительства таких объектов согласно документам в области стандартизации, и срок исполнения таких контрактов сокращен не менее чем на 5 процентов от продолжительности, установленной в ПОС.
21. Расчет затрат, указанных в подпунктах «б» — «л» пункта 20 Методики, выполняется с учетом результатов согласованного застройщиком конъюнктурного анализа текущих цен на основании коммерческих предложений, прайс-листов производителей и (или) поставщиков и других документов, содержащих информацию о стоимости товаров и услуг, в том числе информации о результатах государственных закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 апреля 2020 г., N 0001202004240023), Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24 апреля 2020 г., N 0001202004240023), постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 37, ст. 5141; 2019, N 30, ст. 4306), данных электронных торговых площадок и котировок товарно-сырьевых бирж, результатов конкурсов и аукционов, данных Федеральной службы государственной статистики.
к Методике определения затрат
на осуществление функций
утвержденной приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 2 июня 2020 г. N 297/пр
ФУНКЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ РАСЧЕТЕ
ЗАТРАТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА
1. Определение состава (общего содержания) работ с целью формирования плана по управлению проектом в строительстве (далее — проект), включая: анализ данных, определение состава работ (содержания) проекта, предпроектные проработки, планирование потребности в кадровых ресурсах, выявление потенциальных рисков проекта и определение путей их снижения, планирование и управление сроками (графиком) реализации проекта, планирование работы с возможными изменениями проекта, определение ключевых показателей эффективности и результатов проекта.
2. Получение технических условий подключения (технологического присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения.
3. Формирование в установленном порядке плана проектно-изыскательских работ, а также плана капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сноса, подготовка документации для разработки архитектурно-планировочной концепции и (или) проектной документации, получение необходимых согласований, разрешений.
4. Разработка технического задания на инженерные изыскания, согласование архитектурно-планировочных решений, разработка договоров о выполнении инженерных изысканий, выбор изыскательских организаций, заключение договоров о выполнении инженерных изысканий, разработка технического задания на подготовку проектной документации, разработка договоров о подготовке проектной документации, выбор проектных организаций, заключение договоров о подготовке проектной документации, согласование с проектными организациями сроков выполнения работ, осуществление контроля за их исполнением, координация взаимодействия проектных, изыскательских и прочих организаций — участников проектной подготовки строительства, контроль обеспечения требуемого уровня качества проектных решений в процессе разработки и реализации проектной и рабочей документации, определение целесообразности вариантного проектирования и оптимизации предлагаемых проектных решений, приемка, хранение и передача подрядным организациям проектной и рабочей документации, ведение отчетности о ходе проектирования, своевременное информирование застройщика о необходимости внесения изменений или корректировок, а также существенного отклонения от определенных условий проектирования.
5. Предоставление лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, материалов и документов, необходимых для выполнения указанных видов работ.
6. Обеспечение рассмотрения и согласования в установленном порядке проектной документации в государственных и муниципальных органах и прочих заинтересованных организациях, определение органов экспертизы и заключение соответствующих договоров, направление проектной документации на проведение экспертизы, организация утверждения проектной документации застройщиком (либо утверждение проектной документации, в случае, если это предусмотрено договором), а также внесение изменений в проектную документацию по результатам замечаний экспертизы.
7. Получение разрешения на строительство.
8. Разработка и утверждение технической части конкурсной документации, условий проведения конкурса (аукциона), разработка основных положений договора (контракта) и других разделов конкурсной документации, разработка конкурсной документации на исполнение обязанностей генерального подрядчика (подрядчика) строительства, оценка условий строительства объекта в конкурсном предложении, реализуемой подрядчиком технологии производства строительно-монтажных работ, оснащенности необходимым оборудованием и техникой, внутренней системы менеджмента качества, репутации, финансового состояния подрядной организации и других аспектов, проверка наличия необходимых документов.
9. Заключение договоров о строительстве объектов капитального строительства, установление требований к срокам строительства, качеству построенного объекта, рассмотрение в соответствии с проектной документацией состава и номенклатуры строительных материалов, конструкций, технологического оборудования и других видов материальных ресурсов, поставляемых подрядчиком, порядка проведения пусконаладочных работ, уточнение договорной цены работ, условий страхования рисков, связанных со строительством, требований по охране труда и технике безопасности при производстве строительно-монтажных работ, имущественной ответственности сторон за неисполнение договорных обязательств, условий конфиденциальности при выполнении контракта и прочих условий.
10. Получение разрешения соответствующих эксплуатирующих организаций на производство работ в зоне воздушных линий электропередач, линий связи в полосе отвода железных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций (кабельных, газопроводных, водопроводных, канализационных) и других расположенных на строительной площадке, использование в период строительства электроэнергии, газа, воды и пара от существующих источников в соответствии с проектом организации строительства в случае отсутствия у застройщика собственных объектов газо-, водо-, паро- тепло- и энергоснабжения, вырубку зеленых насаждений и пересадку деревьев, оформление порубочных билетов.
11. Организация создания геодезической основы строительства, выноса в натуру линий регулирования застройки и создания геодезической разбивочной основы, подготовка документов для получения разрешения на строительство, получение разрешения на строительство, подготовка земельного участка для строительства и (или) объекта капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, организация подготовки строительной площадки, сноса существующих зданий и сооружений, переноса инженерных коммуникаций, включая компенсационные выплаты за счет застройщика.
12. Передача земельного участка генеральному подрядчику (подрядчику) строительства для проведения строительных работ.
13. Направление в органы государственного строительного надзора извещения о начале строительства объекта капитального строительства.
14. Предоставление лицам, осуществляющим строительство объектов капитального строительства, материалов и документов, необходимых для выполнения указанных видов работ, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, проектной документации, разрешения на строительство.
15. Передача подрядчику проектной и рабочей документации, утверждение и внесение корректив в графики выполнения строительно-монтажных работ, согласование с подрядчиками перечня планируемых поставщиков материалов и привлекаемых сторонних организаций для выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ.
16. Контроль за сроками получения оборудования и материалов, организации приемки, представление и рассмотрение претензий к изготовителям и поставщикам, а также участие в арбитражном обсуждении (в случае необходимости), рассмотрение и урегулирование спорных вопросов по выполнению условий договоров (контрактов) строительного подряда с подрядными организациями.
17. Подготовка отчетности о ходе строительства и выполнении графиков производства работ, своевременное информирование застройщика в случае отклонения от сроков реализации проекта, предложение решений по сокращению и оптимизации сроков и бюджета строительства.
18. Проверка соответствия промежуточных результатов проекта и хода его работ установленным требованиям и критериям качества, сроков выполнения работ и их стоимости.
19. Ведение статистического учета и предоставление отчетности в установленном порядке и в соответствии с условиями договора с застройщиком, предоставление застройщику ежемесячной информации о ходе строительства, расходовании денежных средств, сроках выполнения каждого вида строительно-монтажных работ, возникновении дополнительных строительно-монтажных работ.
20. Проведение анализа затрат по отдельным статьям расходов строительно-монтажных работ и услуг, разработка и принятие мер по эффективному использованию выделяемых застройщиком денежных средств.
21. Ведение бухгалтерского учета, подготовка бухгалтерской и финансовой отчетности.
22. Участие в проверках, проводимых уполномоченными органами по контролю и надзору.
23. Обеспечение консервации объекта капитального строительства при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев.
24. Участие в качестве наблюдателя при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
25. Определение режима эксплуатации объекта в период индивидуальных и комплексных испытаний инженерных систем, оборудования, их приемки, обеспечение контроля за пусконаладочными работами и организацией подготовки объекта к сдаче в эксплуатацию.
26. Проверка исполнительной документации, передача документации по приемке объекта в эксплуатацию на хранение пользователю объекта.
27. Создание от имени и по поручению застройщика приемо-сдаточной комиссии и проведение приемки от исполнителя работ законченного строительством объекта.
28. Представление приемо-сдаточной комиссии необходимых документов по законченному строительством объекту.
29. Согласование сроков устранения дефектов и недоделок в соответствии с договорами с подрядными организациями.
30. Подготовка документов для обращения в соответствующие органы исполнительной власти за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предъявление законченного строительством объекта строительства органам государственного строительного надзора и экологического надзора (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), предъявление законченного строительством объекта строительства уполномоченному органу для ввода в эксплуатацию.
31. Подготовка и подписание документов для осуществления ввода объекта в эксплуатацию и его последующей регистрации в органах местного самоуправления, в установленном ими порядке.
32. Передача завершенного строительством объекта застройщику или организациям-пользователям, уполномоченным застройщиком, или вынесение его на реализацию (продажу, отчуждение и другое).
33. Подготовка и передача застройщику отчета о выполнении договорных обязательств и о достижении проектом необходимых параметров по результатам строительства.
34. Иные функции, необходимые для достижения техническим заказчиком поставленных перед ним задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
к Методике определения затрат
на осуществление функций
утвержденной приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 2 июня 2020 г. N 297/пр
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА
ИСХОДЯ ИЗ ВЕЛИЧИНЫ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПО ИТОГАМ ГЛАВ 1 — 9 И 12 ССРСС,
ОПРЕДЕЛЕННОЙ В УРОВНЕ ЦЕН, СЛОЖИВШЕМСЯ КО ВРЕМЕНИ
СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Сметная стоимость строительства по главам 1 — 9, 12 ССРСС в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, млн руб.
Источник legalacts.ruМДС 12-9.2001 Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации
РАЗРАБОТАНО Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (В.А.Степанов, В.Н.Маклаков) с участием Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (МЦЦС) Госстроя России (И.И.Дмитренко, Г.П.Шпунт).
ВНЕСЕНО Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.
С выходом данного положения утрачивает силу на территории Российской Федерации Положение о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 02.02.88 N 16.
1. Общие положения
1.1. Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации (далее — Положение) разработано в соответствии с правовыми и нормативно-методическими документами, действующими в сфере строительства по состоянию на 01.01.2001, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», Федеральным законом от 13.12.94 N 60-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.93 N 812 и от 22.06.94 N 745.
1.2. Заказчиком может быть юридическое лицо любой организационной и правовой формы, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, или структурное подразделение инвестора (управление, отдел капитального строительства, группа технического надзора действующего предприятия), наделенное необходимыми полномочиями для выполнения возложенных на него функций. В организациях комплексного типа, осуществляющих деятельность инвестора, заказчика, проектировщика, подрядчика и эксплуатацию построенных объектов, в любых сочетаниях заказчиком является подразделение или должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации с определением ответственности и наделением его необходимыми полномочиями.
1.3. Предметом деятельности заказчика является строительство новых объектов, реконструкция, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий и (или) сооружений, проведение капитального ремонта.
1.4. Взаимодействие заказчика с другими субъектами инвестиционной деятельности осуществляется на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемого между сторонами в соответствии с действующим законодательством.
1.5. Выполнение функций заказчика требует наличие у организации лицензий на осуществление конкретных видов деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.22д постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 221).
1.6. На стадии подготовки инвестиционного проекта заказчик финансируется за счет основной деятельности инвестора, а при реализации конкретного инвестиционного проекта — за счет средств, предусмотренных в сводном сметном расчете стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их частей.
1.8. Размер средств на выполнение функций заказчика устанавливается в договоре с инвестором на основе расчета в соответствии с Методическим пособием по расчету затрат на службу заказчика, рекомендованным к применению письмом Минстроя России от 13.12.95 N ВБ-29/12-347, а при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в пределах нормативов, устанавливаемых Госстроем России.
1.9. Заказчик на условиях, определенных в договоре с инвестором, распоряжается выделенными для строительства объекта денежными и материальными средствами инвестора и несет материальную и иную, предусмотренную действующим законодательством или договором, ответственность за целевое и своевременное использование ресурсов инвестора, соблюдение строительных норм и правил при проектировании и строительстве объекта, за качество принимаемых проектных решений, материалов, конструкций, оборудования и строительно-монтажных работ, сроки ввода объекта в эксплуатацию.
1.10. При реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета размер оплаты труда и предельная численность аппарата заказчика не должны превышать действующих нормативов, установленных Госстроем России.
При реализации коммерческих проектов численность аппарата и оплата труда определяются руководителем заказчика и зависят от результатов хозяйственной деятельности.
В случае, когда заказчик имеет несколько различных источников финансирования объектов, смета расходов утверждается (согласовывается) с каждым инвестором с соблюдением пропорций расходования средств в соответствии с объемом финансирования каждого инвестора.
1.11. Работники заказчика, занятые реализацией оборудования, материалов и изделий, а также их приемкой, хранением и передачей в монтаж и производство работ, содержатся за счет средств, предусмотренных на заготовительно-складские расходы.
1.12. Экономия средств, полученная как разница между договорной ценой и реальными расходами, полученная в процессе строительства за счет изменения технических решений, применения более дешевых материалов и конструкций, распределяется между участниками строительства для поощрения работников и социального развития коллективов.
Источник www.dokipedia.ruПоложение о техническом заказчике в строительстве
ГОСТ Р 57363-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ (ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА)
Project management for real estate development (construction). Project manager (client’s technical representative) activities
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» (АО «ЦНИИПромзданий»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования по управлению проектом в строительстве, позволяющие обеспечить эффективное достижение целей и задач проектов при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности.
Требования настоящего стандарта распространяются на управление любыми проектами в строительстве и могут быть применены при строительстве зданий и сооружений различного функционального назначения, их реконструкции и капитальном ремонте, за исключением объектов определенных в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса как особо опасные и технически сложные, линейные объекты железнодорожного транспорта, объекты культурного наследия.
Настоящий стандарт допускается использовать с целью оценки соответствия управления проектом в строительстве установленным в стандарте требованиям.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51901.4* Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании
ГОСТ Р 52807 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов
ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом
ГОСТ Р 54870 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов
ГОСТ Р 54871 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой
ГОСТ Р ИСО 21500 Руководство по проектному менеджменту
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 инвестиционно-строительная деятельность: Деятельность, направленная на привлечение, вложение и управление инвестициями (инвестирование) для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта, организацию (планирование), ввод в действие объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений.
3.2 оптимизация проектных решений (value engineering): Модификация проектной или рабочей документации, направленная на определение и принятие проектных решений, снижающих стоимость капитальных затрат, затрат на эксплуатацию, улучшающих эффективность строительства и качество объекта.
3.3 предпроектная подготовка строительства: Комплекс работ, проводимых в целях обоснования градостроительной деятельности на территории и получение права на ее проведение [1].
3.4 проект в строительстве (инвестиционно-строительный проект): Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание объекта (основных фондов), комплекса объектов производственного или непроизводственного назначения, линейных сооружений в условиях временных и ресурсных ограничений.
3.5 управляющая компания в строительстве: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по управлению проектами в строительстве, направленную на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, действующее по договору и от имени застройщика (инвестора), в рамках определенных сторонами полномочий.
3.6 управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта) (project manager): Ответственное лицо, которому застройщик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников проекта, распоряжению, контролю за финансовыми средствами, оценку и управление рисками.
Примечание — Управляющий проектом представляет управляющую компанию или непосредственно организацию застройщика (инвестора).
3.7 управление строительством (construction management): Организация строительного производства на объекте, включая: планирование, контроль, оценку и управление рисками, координацию работ подрядных и строительно-монтажных организаций, авторского надзора, строительного контроля, других участников строительства, реконструкции или капитального ремонта.
4 Общие положения. Управление проектом в строительстве
4.1 Управление проектом в строительстве — это деятельность, направленная на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, начиная с формирования инвестиционных намерений, выбора земельных участков или объектов, инженерных изысканий, предпроектной и проектной подготовки строительства и заканчивая строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов, последующей сдачей-приемкой их в эксплуатацию.
4.2 Настоящий стандарт устанавливает порядок организации управления проектами в строительстве, определяет этапы реализации проекта, а также области управления проектами в строительстве.
4.3 Стандарт содержит рекомендуемые унифицированные подходы по деятельности управляющего проектом, его основные функции и задачи, в которые может входить весь комплекс организационно-управленческих работ, обеспечивающих строительство «под ключ», в том числе:
— организация реализации инвестиционно-строительного проекта;
— сбор и подготовка исходных данных;
— предпроектная подготовка строительства;
— анализ участников инвестиционно-строительного проекта, их компетенций, финансово-хозяйственного состояния, репутации и соответствия их возможностей предъявляемым требованиям;
— оценка и управление рисками;
— обеспечение функции технического заказчика и строительного контроля;
— планирование, организация и контроль строительства, включая проектные, изыскательские (в том числе специальные: сейсмические, геофизические и др.), научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительно-монтажные, отделочные и другие работы, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений;
— обеспечение эффективности капитальных вложений на основе применения прогрессивных и современных решений, с учетом использования местных материалов, современных информационных технологий, других требований инвестора к техническому уровню и качеству объекта, позволяющих получить конкурентоспособный результат;
— сдача-приемка объекта в эксплуатацию.
4.4 Взаимодействие управляющего проектом в строительстве с другими участниками инвестиционно-строительного проекта осуществляется на основе договорно-правовых отношений и установленных ему застройщиком (инвестором) полномочий.
4.5 Управляющая компания в строительстве может совмещать функции управления проектом и технического заказчика, так как роль, ответственность и участие технического заказчика при реализации инвестиционно-строительного проекта ограничена стадиями предпроектной и проектной подготовки строительства, строительстве и сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. Большая часть управленческих, организационных, финансовых и технических решений принимается на этапах инициации и планирования проекта. Застройщик (инвестор) вправе заключить договор только на исполнение управляющей компанией функции технического заказчика.
4.6 При осуществлении управляющей компанией функций строительного контроля необходимо наличие допуска саморегулируемой организации и штата специалистов, обладающих требуемой квалификацией и компетенциями.
4.7 Методология управления проектом в строительстве разработана в соответствии с отечественными и международными стандартами и практиками по управлению проектами. Основные этапы управления проектом в строительстве приведены на рисунке А.1 приложения А.
4.8 Принципиальная схема управления проектом в строительстве приведена на рисунке А.2 приложения А.
5 Организация управления проектом в строительстве
5.1 Управление проектом в строительстве предполагает использование соответствующих методов и компетенций для их реализации. Существенное значение имеет системная последовательность и взаимоувязка различных этапов реализации проектов в строительстве, большая часть из которых строго регламентирована существующим законодательством.
5.2 Управление взаимодействием участников проекта в строительстве осуществляется с учетом процессов проектного менеджмента, приведенных в соответствующих национальных стандартах по проектному менеджменту.
5.3 Организационная структура управления проектом в строительстве зависит от сложности проекта, его специфики, объема инвестирования, сроков реализации, региональных и климатических особенностей, таких как работа в условиях Крайнего Севера, значительная удаленность от населенных пунктов, а также прочих неблагоприятных условий.
5.4 Определение организационной структуры управления проектом, компетенции экспертов команды проекта напрямую влияют на достижение надлежащего результата: объекта завершенного строительством, отвечающего требованиям норм и правил, выполненного с надлежащим качеством, в рамках определенного бюджета и в установленные сроки.
5.5 Организационная структура управления проектом в строительстве — это временная структура, включающая в себя участников команды проекта, определение зон их ответственности, а также уровней и границ полномочий, которые следует четко определять и доводить до сведения всех заинтересованных лиц проекта. Состав основных участников проектной команды представлен в приложении Б.
5.6 Для руководства проектом на уровне организации застройщика (инвестора) следует определить куратора (ответственного представителя), уполномоченного санкционировать начало проекта и использование ресурсов, способствовать успешной реализации проекта в строительстве и его поддержку. Куратор принимает управленческие решения, разрешает задачи и вопросы, которые не могут быть решены силами управляющего проекта, включая изменение бюджета инвестиционно-строительного проекта и сроков его реализации.
Источник docs.cntd.ru