1.1. Настоящее Положениео порядке проведения аттестации работников ООО «________________» (далее – «поднадзорная организация»), подлежащих аттестации по правилам, установленным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору(далее – «Положение») разработано в соответствии с положениями и требованиями, установленными Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 года № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов»,Приказом Ростехнадзора № 37 от 29 января 2007 года «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Приказом Ростехнадзора № 591 от 12.07.2010 года «Об организации работы аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Приказом Министерства регионального развития РФ «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» № 624 от 30.12.2009 года.
Концептуальные изменения в Правилах по охране труда в строительстве
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения аттестации работников поднадзорной организации, занимающих должности, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и замещение которых допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию.
1.3. Перечень видов деятельности, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, установлен Постановлением Правительства РФ № 401 от 30.07.2004 года «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Перечень должностей, прохождение аттестации в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при замещении которых обязательно при осуществлении работ на объектах использования атомной энергии, установлен Постановлением Правительства РФ № 240 от 03.03.1997 года «Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии».
1.4. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения приказом руководителя поднадзорной организации.
2. Подготовка специалистов по вопросам безопасности
2.1. Подготовка и аттестация специалистов поднадзорной организации по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
Отмена аттестации многих работ в строительстве 2018
2.2. При аттестации по вопросам безопасности может проводиться проверка знаний:
а) общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах;
в) требований экологической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
г) требований энергетической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
д) требований безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
е) требований безопасности при использовании атомной энергии, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами.
2.3. Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2.4. Организации, занимающиеся подготовкой, должны располагать в необходимом количестве специалистами, осуществляющими подготовку, для которых работа в данной организации является основной. Специалисты этой организации должны быть аттестованы в соответствии со специализацией (преподаваемым предметом), иметь соответствующую профессиональную подготовку, обладать теоретическими знаниями и практическим опытом, необходимыми для качественного методического обеспечения и проведения предаттестационной подготовки.
2.5. Учебные программы подготовки, разработанные этими организациями, должны быть согласованы с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальным органом.
3. Виды аттестации
3.1. Аттестация работников поднадзорной организации проводится в аттестационной комиссии поднадзорной организации, а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).
3.2. Осуществляется проведение аттестации следующих видов:
3.3. Первичная аттестация специалистов поднадзорной организации проводится не позднее одного месяца:
— при назначении на должность;
— при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации;
— при переходе из одной организации в другую.
3.4. Периодическая аттестация специалистов поднадзорной организации проводится не реже чем один раз в пять лет, если другие сроки не предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.5. Внеочередная проверка знаний нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности по вопросам, отнесенным к компетенции руководителя организации и специалиста, проводится после:
— ввода в действие новых или переработанных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов;
— внедрения новых (ранее не применяемых) технических устройств (машин и оборудования) и/или технологий на объектах (за исключением объектов использования атомной энергии);
— при перерыве в работе более одного года (для работников в области использования атомной энергии — более шести месяцев).
Внеочередная проверка знаний проводится также по предписанию должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при установлении недостаточных знаний требований безопасности специалистами, аттестованными в аттестационной комиссии организации.
3.6. Внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежат:
— руководитель организации или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом;
— руководитель организации, проводившей профессиональную подготовку (предаттестационную подготовку) пострадавшего в результате несчастного случая работника (работников) или виновного в возникновении аварии.
Сведения о лицах, подлежащих внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представляет председателю Центральной аттестационной комиссии руководитель территориального органа на основании результатов расследования причин аварии или несчастного случая со смертельным исходом. Указанные сведения представляются в двадцатидневный срок с момента аварии или несчастного случая со смертельным исходом.
3.7. Лица, принимающие решение об аттестации, не должны принимать участие в проведении подготовки.
3.8. Аттестация по вопросам безопасности, осуществляемая в аттестационной комиссии поднадзорной организации, может проводиться одновременно с проверкой знаний специалистов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны труда с участием соответствующих органов государственного надзора и контроля.
4. Порядок формирования и регламент работы аттестационной комиссии поднадзорной организации
4.1. Аттестационная комиссия поднадзорной организации создается приказом (распоряжением) руководителя поднадзорной организации.
4.2. Председатель аттестационной комиссии, а также его заместители назначаются приказом руководителя поднадзорной организации.
4.3. Состав аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя поднадзорной организации.
В состав аттестационной комиссии поднадзорной организации включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и другие высококвалифицированные специалисты.
4.4. Организация деятельности аттестационной комиссии возлагается на Секретариат комиссии.
4.5. Секретариат аттестационной комиссии осуществляет:
— оформление, учет и хранение протоколов заседания аттестационной комиссии;
— оформление и учет удостоверений об аттестации;
— ведение реестра аттестованных лиц;
— организацию рассмотрения жалоб и претензий к работе аттестационной комиссии.
4.6. Аттестационная комиссия осуществляет свою деятельность путем проведения периодических заседаний и принятия решений по вопросам ее компетенции.
4.7. На заседании аттестационной комиссии помимо ее членов по решению Председателя аттестационной комиссии могут присутствовать в качестве участников заседания также иные лица.
4.8. Заседания аттестационной комиссии правомочны, если на них присутствуют более половины ее членов.
4.9. Решения аттестационной комиссии принимаются простым большинством голосов ее членов. Каждый член аттестационной комиссии имеет на заседании один голос. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
4.10. По способу проведения голосование может быть открытым или тайным.
4.11. Протокол заседания аттестационной комиссии ведется Секретарем аттестационной комиссии по форме, установленной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. №. 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Приложение № 1 к настоящему Положению).
4.12. Протокол аттестационной комиссии подписывается членами аттестационной комиссии и утверждается председателем аттестационной комиссии или его заместителем.
4.13. В случае отрицательных результатов аттестации делается отметка в протоколе — «не сдано».
В протоколе указываются сроки прохождения повторной аттестации (не более двух месяцев), установленные аттестационной комиссией.
4.14. В протоколе заседания аттестационной комиссии отражаются место, дата и время проведения заседания аттестационной комиссии, окончательная повестка дня заседания аттестационной комиссии, сведения о присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии и приглашенных лиц, результаты голосования и принятые решения.
4.15. Протокол заседания аттестационной комиссии составляется в одном экземпляре, подписывается Председательствующим на заседании аттестационной комиссии и Секретарем аттестационной комиссии и передается на хранение в исполнительный орган поднадзорной организации.
5. Проведение аттестации в аттестационной комиссии поднадзорной организации
5.1. Аттестация специалистов по вопросам безопасности в поднадзорной организации осуществляется по графику, утверждаемому руководителем поднадзорной организации, согласованному с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации.
5.2. Секретариат аттестационных комиссий информирует аттестуемого о дате, месте, времени проведения аттестации не позднее, чем за 10 дней до даты проведения заседания аттестационной комиссии.
5.3. Аттестация специалистов поднадзорной организации проводится по месту нахождения организации или его структурного подразделения, в том числе филиала или представительства.
5.4. При положительных результатах аттестации аттестационная комиссия принимает решение о выдаче удостоверения об аттестации по форме, установленной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. №. 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Приложение № 2 к настоящему Положению).
5.5. На основании протокола аттестационной комиссии секретариатом оформляется удостоверение с указанием номера и даты протокола, подписывается председателем аттестационной комиссии и заверяется печатью аттестационной комиссии.
5.6. Удостоверение и заверенная печатью аттестационной комиссии копия протокола или выписка из протокола выдаются секретариатом аттестованному в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о выдаче удостоверения об аттестации.
5.7. Аттестованному, утратившему удостоверение об аттестации, аттестационной комиссией Службы выдается дубликат удостоверения об аттестации.
5.8. Аттестационные материалы хранятся в аттестационной комиссии в течение пяти лет.
5.9. Лица, не прошедшие аттестацию (проверку знаний), должны пройти ее повторно в сроки, установленные аттестационной комиссией. Лица, не прошедшие аттестацию, могут обжаловать решения аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Прохождение аттестации в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
6.1. В территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:
— члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 2000 человек;
— руководители и члены аттестационных комиссий организаций (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии), численность работников которых менее 2000 человек;
— члены аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;
— работники (за исключением руководящего персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, перечень должностей которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. № 240 «Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии»;
— руководители и специалисты экспертных организаций (за исключением специалистов, осуществляющих экспертизу безопасности в области использования атомной энергии), выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций;
— руководители и специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности (за исключением вопросов безопасности в области использования атомной энергии).
6.2. В Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:
— руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 2000 человек;
— руководители аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;
— руководящий персонал организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, перечень должностей которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240.
6.3. Аттестационные комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривают представленные в секретариаты аттестационных комиссий обращения поднадзорных организаций, в которых работают аттестуемые, о проведении аттестации работников. Рекомендуемая форма обращения поднадзорных организаций приведена в приложении № 3 к настоящему Положению.
6.4. Проверка знаний в аттестационных комиссиях, предусмотренная подпунктами а) — д) пункта 2.2. настоящего Положения, может проводиться как комплексными, так и отдельными экзаменами. При формировании экзаменационных билетов в них включаются не менее пяти вопросов (тестовых заданий) по каждому из направлений деятельности аттестуемого.
Процедура проверки знаний, предусмотренной подпунктом е) пункта 2.2. настоящего Положения, и оформление результатов проверки знаний (выдача разрешений) определяются нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.
6.5. Результаты проверок знаний по вопросам безопасности, предусмотренных подпунктами а) — е) пункта 2.2. настоящего Положения, оформляются протоколом. Руководители и специалисты, прошедшие аттестацию в аттестационных комиссиях, получают копию протокола заседания аттестационной комиссии и удостоверение об аттестации. Формы протоколов и удостоверений об аттестации приведены в приложениях № 1 и 2 к настоящему Положению.
6.6. Удостоверение об аттестации выдается на максимальный срок периодичности проверки знаний по вопросам безопасности, установленный нормативными правовыми актами, по заявленным в обращении поднадзорной организации областям аттестации.
6.7. Лица, не прошедшие аттестацию (проверку знаний), должны пройти ее повторно в сроки, установленные аттестационной комиссией. Лица, не прошедшие аттестацию, могут обжаловать решения аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение № 1 к Положению о порядке проведения аттестации работников ООО «________________», подлежащих аттестации по правилам, установленным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
Источник srobop.ruПоложение об аттестации юридических лиц в строительстве
— Аттестация — Общие положения и порядок прохождения аттестации
В соответствии с Федеральным законом № 148-фз, ст. 55.5., п.7.2., «Требованиями к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», (утверждены Общим собранием Партнерства. Протокол № 2 от «25» декабря 2008г.), один раз в пять лет инженерно-технические работники должны проходить проверку квалификации (квалификационную аттестацию).
Квалификационная аттестация проводится аттестационной комиссией, на базе аккредитованных при НП СРО «ССК УрСиб» образовательных учреждениях.
Аккредитованные образовательные учреждения, на базе которых проводится квалификационная аттестация представлены в разделе «Аттестация».
ПОРЯДОК
прохождения квалификационной аттестации
- Проанализировать информацию о сотрудниках на соответствие требованиям к аттестуемому. Аттестуемый должен соответствовать следующим требованиям:
№ п/п Наименование должности для аттестации Требования к персоналу 1 Мастер лица, имеющие высшее образование по строительной специальности или среднее специальное образование по указанной специальности и стаж работы не менее 1 года 2 Прораб лица, имеющие высшее образование по строительной специальности и проработавшие мастером или на других инженерно-технических должностях не менее одного года, либо среднее специальное образование и имеющие стаж работы на указанных должностях не менее 3 лет 3 Технический специалист лица, имеющие высшее образование по строительной специальности и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее одного года, либо среднее специальное образование и стаж работы на указанных должностях не менее 3 лет 4 Руководитель организации, заместитель руководителя организации по строительству, главный инженер лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее специальное (профильное) образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 2 лет - Организация должна предоставить в Учебно-аккредитационный центр НП СРО «ССК УрСиб» на каждого аттестуемого инженерно-технического работника, следующие документы:
- Заявление (по прилагаемой форме)
- Копия документа об образовании
- Копия трудовой книжки (за последние три года)
- Копия документа о повышении квалификации, выданного аккредитованным при Партнерстве образовательным учреждением, учебным центром. Организацией.
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ
ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ
Председателю
Аттестационной комиссии
НП СРО «ССК УрСиб»
Десяткову Ю.В.
От Иванова И.И,
Главного инженера
ООО «________________»
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу провести профессиональную аттестацию в области выполнения:
Техническое руководство строительной организации
ответственного за выполнение вида (группы) работ
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта и аттестовать меня в качестве: Главного инженера строительной организации.
Положение об аттестации работников — образец
Положение об аттестации работников — образец его будет представлен в нашей статье — утверждается в любой компании, которая планирует проверить своих сотрудников на профпригодность. Положение составляется в целом для предприятия, не разделяя сотрудников на руководящий, обслуживающий или иной персонал. Подробнее о порядке составления и утверждения данного локального документа вы узнаете далее.
Обязательно ли утверждать положение о порядке проведения аттестации работников?
В большинстве частных компаний аттестационная проверка сотрудников не является обязательным условием. Исключением из общего правила являются бюджетники (педагоги, медики) и другие специалисты, которым в соответствии с нормативно-правовыми актами необходимо периодически проходить аттестационные мероприятия.
Перечень категорий работников, аттестация для которых обязательна, со ссылками на актуальные НПА смотрите в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Основанием для проведения аттестации для многих работодателей-частников являются:
- проведение кадровых ротаций в компании в виде повышения/понижения в должности сотрудников;
- увольнения некомпетентных сотрудников;
- оценка уровня профессиональной подготовки персонала с целью выяснения необходимости проведения дополнительного обучения, повышения квалификации;
- создание дополнительных стимулов для профессионального роста сотрудников на предприятии;
- формирование кадрового резерва из числа наиболее компетентных специалистов.
Нужен ли приказ об утверждении положения об аттестации работников?
После проработки и согласования содержания всех необходимых разделов положение должно быть утверждено руководителем компании. Для утверждения положения об аттестации существует два варианта:
- издание приказа об утверждении положения вместе со всеми приложениями (если они имеются);
- проставление подписи на самом положении возле грифа «Утверждаю» (с указанием даты).
При этом не имеет значения, каким способом было утверждено положение, главное, чтобы его подписало уполномоченное для совершения этой операции лицо. Так, увольнение по результатам проведенной аттестации может быть признано незаконным, если само положение о порядке проведения аттестаций было подписано неуполномоченным лицом (апелляционное определение суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 по делу № 33-173/14).
Структура положения об аттестации
Единой формы положения, в которой бы описывался порядок и правила проведения аттестации, нет. Но многие работодатели предпочитают для составления собственного положения использовать нормы, прописанные в постановлении от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267. Данные нормативы утратили силу на основании постановления Правительства России от 16.11.2020 № 1850. Вместе с тем многим предприятиям привычны ключевые алгоритмы проведения аттестации, прописанные в указанных источниках, и, поскольку закон не запрещает их применять, соответствующие алгоритмы до сих пор востребованы.
В соответствии с указанным нормативным актом, принятым в советское время, в положении о проведении аттестации на предприятии должны быть отображены такие данные:
- цель и задачи проведения аттестации;
- категории сотрудников, которые должны пройти аттестацию, а также те, которые не подлежат проверке квалификационных знаний;
- сроки проведения аттестации с обязательным утверждением графика;
- порядок проведения аттестации и состав комиссии;
- круг лиц, ответственных за подготовку всех необходимых документов;
- критерии оценки;
- подведение результатов аттестации (сроки и описание процедуры).
На предприятии принимается одно положение об аттестации, в соответствии с которым будут проверяться деловые качества и квалификация как руководящего состава, ИТР, так и всех иных работников. Для учета отдельных нюансов, например, в порядке аттестации руководителей, достаточно будет отразить эту норму для такой категории сотрудников в общем положении.
Следует иметь в виду, что при разработке положения должно учитываться мнение представительного органа сотрудников предприятия (ч. 2 ст. 81 ТК).
Теперь разберем подробно каждый из подразделов положения по аттестации:
- Цели и задачи. В этом разделе локального акта упоминаются все цели, ради которых предприятие может инициировать проведение аттестации. Так, может быть прописано:
- внедрение системы поощрений на предприятии;
- выявление потребности в повышении квалификации;
- определение недостаточного уровня квалификации с целью последующего увольнения за несоответствие квалификационных навыков тем, что прописаны в должностной инструкции, или повышение успешно прошедших аттестацию сотрудников в должности.
О порядке утверждения должностных инструкций вы сможете узнать из нашей статьи «Приказ об утверждении должностных инструкций — образец».
- Категории сотрудников. В этом разделе следует указать, какие именно категории работников и с какой периодичностью должны проходить аттестацию. Также следует выделить круг лиц, которые не должны проходить аттестацию, это:
- беременные женщины;
- научные работники, которые трудятся на предприятии менее двух лет;
- новые сотрудники, которые работают в своей должности менее года;
- молодые специалисты, трудоустроенные сразу после окончания вуза в период своего обязательного срока отработки;
- женщины с детьми до года;
- неквалифицированные работники, которые работают в учреждениях культуры;
- другие, указанные в п. 4.1 приказа ФМС от 02.04.2012 № 115, в п. 1.2 постановления правления ПФР от 15.01.2007 № 5п, п. 2 приказа Минобрнауки от 07.04.2014 № 276.
- Сроки и график аттестации. В зависимости от целей проведения аттестации и категории аттестуемых сотрудников устанавливаются различные сроки. Так, бывает аттестация:
- плановая (проводится на регулярной основе — раз в 3–5 лет, в год/полгода и т. д.);
- внеплановая (осуществляется лишь при возникновении в ней необходимости, например в случае изготовления бракованной партии продукции);
- для сотрудников, которые по какой-то причине не смогли аттестоваться вместе со всеми, например, были на больничном или в отпуске по уходу за ребенком.
График проведения аттестации должен содержать конкретные даты проведения проверки для различных категорий сотрудников или для работников, которые трудятся в отдельных структурных подразделениях компании. График обычно прикладывается к положению в виде дополнения — с ним также знакомят сотрудников под расписку.
Образец графика проведения аттестации можно скачать в «КонсультантПлюс», бесплатно получив пробный полный доступ к правовой системе.
- При установлении порядка проведения аттестации немаловажным будет определение формы проведения данного мероприятия. Выделяют такие форматы аттестаций:
- письменный (заполнение опросников или тестов);
- устный (обычно это собеседование);
- смешанный, например, собеседование и анкетирование.
Процесс формирования состава комиссии для проведения аттестации (председатель, секретарь, члены, представитель профсоюза, эксперт и т. д.) с выделением функций каждого из ее членов — также немаловажный этап подготовки к аттестации. Значимым является описание в положении порядка:
- уведомления сотрудников о проведении аттестации;
- ведения протокола (с обязательным указанием на то, что эта процедура является обязательной), также потребуется разработать и приложить форму такого протокола;
Образец протокола аттестации можно скачать в «КонсультантПлюс», бесплатно получив пробный полный доступ к правовой системе.
- проведения голосования (открытое, закрытое);
- определения лица, ответственного за подготовку и предоставление всех необходимых материалов и документов;
- обозначения этапов проведения аттестации (создание реестра аттестуемых, информирование руководящего состава о подаче характеристик их подчиненных, которые будут аттестоваться).
- Оценивание и подведение результатов. Оценивание ответов аттестуемых должно исходить из сложности выполняемых ими трудовых функций. Большую помощь в оценивании квалификационных навыков сотрудника окажет техника сверки прописанных в должностной инструкции требований с реально продемонстрированными навыками и знаниями. После завершения аттестации комиссия излагает свои выводы и рекомендации в протоколе, который потом передается на изучение директору компании. Именно руководитель организации принимает решение, которое повлияет на статус и положение аттестуемого работника в компании. Например, решением может быть перевод сотрудника на более высокую должность либо увольнение, также может быть сделан вывод о включении работника в трудовой резерв и прочее.
В большинстве компаний принято дополнительно к положению разрабатывать некоторые формы документов (аттестационный лист, протокол аттестационной комиссии и прочее).
Проведение аттестации в отношении отдельных профессий имеет специфику. Как в случае, например, с аттестацией медицинских работников.
Важные моменты применения положения об аттестации
Трудовые споры между работодателем и уволенным сотрудником часто возникают при увольнении по результатам аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса). Чтобы избежать такого развития событий и защитить свою правовую позицию, работодатель обязан уже перед проведением самой первой аттестации в компании разработать и утвердить положение об аттестации.
Больше информации об увольнении вы найдете в нашей статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».
Важно не забыть ознакомить всех сотрудников под расписку с текстом утвержденного положения об аттестации. При этом недостаточным будет ознакомление сотрудника лишь с приказом об утверждении положения.
При разработке положения об аттестации важно четко прописать критерии оценивания, которые будут применяться для проверки деловых качеств и квалификации сотрудников. Если это не будет сделано, то работодатель может проиграть трудовой спор (апелляционное определение Смоленского облсуда от 24.02.2015 по делу № 33-631/2015).
Готовясь к проведению аттестации, работодатель должен провести необходимую разъяснительную работу для того, чтобы как можно подробнее проинформировать сотрудников о цели аттестации, ее форме и системе оценивания (апелляционное определение Московского горсуда от 24.02.2015 по делу № 33-639/15).
В случае возникновения трудового спора, связанного с оспариванием решений руководителя компании, принятых по результатам аттестации, необходимо предоставить в суд доказательства того, что сотруднику была донесена вся необходимая информация — работник был поставлен в известность о том, что его деловые качества могут быть оценены в формате проведения аттестации и что при получении неудовлетворительных результатов он может быть уволен (определение ВС РФ от 04.06.2004 № 5-В03-82).
При этом сотрудник не может отказаться от прохождения аттестации, если его должность подпадает под категорию аттестуемых и если он был ознакомлен с положением об аттестации и уведомлен о сроках и графике ее проведения (определение Московского облсуда от 10.06.2010 по делу № 33-11194).
Где скачать образец положения об аттестации
В нашей статье вы сможете скачать универсальный образец положения об аттестации. Внеся в него незначительные правки, вы сможете использовать данный шаблон для себя.
Эксперты «КонсультантПлюс» подготовили для вас подробное руководство по составлению положения об аттестации. Получите бесплатный пробный доступ к документу.
Итоги
Если предприятие запланировало проверить квалификационные навыки и деловые качества сотрудников, оно должно разработать собственное положение об аттестации. К подготовке и разработке данного локального акта необходимо подойти очень ответственно — важно, чтобы была в подробностях описана процедура проведения аттестации и ее этапы.
Каждого сотрудника предприятия потребуется ознакомить с текстом утвержденного положения об аттестации под расписку, а при подготовке к прохождению квалификационной проверки также лично уведомить каждого о графике ее проведения.
По итогам аттестации руководитель принимает кадровое решение по каждому из сотрудников, принявших участие в квалификационной проверке или отказавшихся от нее. При этом надо иметь в виду, что эти результаты (в большинстве случаев — увольнение) могут быть оспорены в суде.
В деталях ознакомиться с актуальными сведениями о проведении аттестации работников вы можете в тематической статье, подготовленной нашими специалистами.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.