Положение по промышленной безопасности в строительстве

Содержание

Контрольная.работа выполняется по варианту табл. 1, номер варианта должен соответствовать последней цифре учебного шифра студента.

На титульном листе должны быть указаны: группа; фамилия и инициалы студента; подпись студента; дата выполнения работы и учебный шифр.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить методы управления промышленной безопасностью.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. В процессе выполнения работы студенты должны:

– ознакомиться с основными понятиями промышленной безопасности;

– изучить основные направления обеспечения промышленной безопасности;

– ознакомиться с правовой основой промышленной безопасности.

Основные понятия промышленной безопасности

С принятием в 1997 г. Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность как система мероприятий, направленных на предупреждение техногенных аварий, т.е. аварий, связанных с производственной деятельностью, стала самостоятельной отраслью науки и предметом практической деятельности.

Изменения по промбезопасности в 2022 году

Для охраны труда главным объектом внимания является работник и его рабочее место (с позиций сохранения жизни и здоровья работника). Для промышленной безопасности ключевое понятие – опасный производственный объект (ОПО), авария на котором может привести к травме (гибели) не только обслуживающих этот объект работников, но и к тяжелым физическим, социальным и экономическим последствиям за пределами нахождения опасного объекта. Новые требования промышленной безопасности изменили условия, при которых возможно проектирование, строительство и эксплуатация опасных производственных объектов.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (в редакции от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ и от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ) (далее ФЗ «О промышленной безопасности») устанавливает ряд принципиально новых механизмов обеспечения безопасности: регистрация опасных производственных объектов; лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с ОПО; сертификация технических устройств, используемых на ОПО; экспертиза состояния ОПО; производственный контроль при эксплуатации ОПО; подготовка и аттестация работников, участвующих в проектировании, строительстве, монтаже и эксплуатации ОПО, и др.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 ФЗ «О промышленной безопасности»).

Промышленная безопасность – система обеспечения безаварийной эксплуатации ОПО, которая включает комплекс правовых, организационных, технических, экономических и других мероприятий.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также др. производственные объекты. Установлено 5 категорий ОПО. Это объекты, на которых:

получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, а также вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);

используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 С;

используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих металлов;

ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на ОПО, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений ФЗ «О промышленной безопасности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих правила ведения работ на ОПО.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕХАНИЗМЫ)

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрен комплекс правовых, организационных, экономических и технических направлений обеспечения промышленной безопасности. Можно выделить 14 основных направлений:

регистрация ОПО в государственном реестре;

лицензирование отдельных видов деятельности в области промышленной безопасности;

специальные требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО;

требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО;

требования промышленной безопасности к эксплуатации ОПО;

требования промышленной безопасности по готовности к действиям в случае аварии на ОПО;

подготовка и аттестация работников ОПО;

производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

техническое расследование аварий и инцидентов;

экспертиза промышленной безопасности;

декларация промышленной безопасности;

страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО;

государственный надзор за промышленной безопасностью;

ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности.

Регистрация ОПО в государственном реестре – занесение в банк данных государственного реестра сведений о действующем объекте, присвоение ему регистрационного номера и выдача свидетельства о регистрации этого объекта эксплуатирующей его организации (правила регистрации объектов в государственном реестре ОПО утверждены постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371).

Для регистрации и перерегистрации объектов в государственном реестре организация направляет в регистрирующий орган (Ростехнадзор или ее территориальный орган) письмо и следующие сведения:

карту учета объекта в 3 экз. на каждый объект;

копию ранее выданного свидетельства (при перерегистрации);

заключение экспертизы промышленной безопасности.

Карта учета объекта составляется при идентификации ОПО.

Идентификация ОПО – отнесение объекта к категории ОПО. Эта процедура проводится организацией, эксплуатирующей этот объект, или экспертной организацией, а также организациями, которым федеральными органами исполнительной власти предоставлено право проведения идентификации.

В карте указаны признаки опасного объекта и виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии при эксплуатации объекта.

Объекты, вводимые в эксплуатацию, подлежат регистрации в государственном реестре не позднее 30 дней с момента начала их эксплуатации. Регистрирующий орган в срок до 10 дней проверяет документы и присваивает номер каждому объекту. Объекты, зарегистрированные в государственном реестре, подлежат перерегистрации не реже одного раза в 5 лет. Исключение объекта из государственного реестра производится в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации (списания с баланса) по решению федерального или территориального органа, зарегистрировавшего этот объект.

Лицензирование отдельных видов деятельности в области промышленной безопасности. (ФЗ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.).

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или предпринимателю.

Виды деятельности в области промышленной безопасности, которые могут осуществляться только на основании лицензии (согласно ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), следующие:

эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;

эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

эксплуатация химически опасных производственных объектов;

эксплуатация нефтегазодобывающих производств;

деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

эксплуатация газовых сетей;

производство маркшейдерских работ и некоторые другие.

Лицензии выдаются отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Для получения лицензии представляют в лицензирующий орган (Федеральную службу по экологическому, техническому и атомному надзору) следующие документы: заявление; копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации; копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; сведения о квалификации работников соискателя лицензии; др. документы.

Общими лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по эксплуатации ОПО являются:

соблюдение требований нормативных правовых актов и документов нормативно-технического характера, регламентирующих лицензируемую деятельность;

обеспечение проведения в установленный срок диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО;

обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности;

наличия договора страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде при эксплуатации ОПО в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;

ведение учета и анализа причин аварий и инцидентов на ОПО;

повышение не реже одного раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица в области пожарной и промышленной безопасности;

обеспечение проведения подготовки и аттестации работников юридического лица и индивидуальными предпринимателями в области промышленной безопасности;

наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, сооружений и технических устройств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

Срок выдачи лицензии до 60 дней, срок ее действия не менее пяти лет. Приостановка лицензии при неоднократном нарушении или грубом нарушении лицензионных требований и условий.

Специальные требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО. Применение технического устройства на ОПО допускается при условии:

соответствия технического устройства требованиям промышленной безопасности;

проведения приемочных испытаний до ввода технического устройства в эксплуатацию;

наличия сертификата установленного образца;

наличия решения Ростехнадзора на применение технического устройства.

Приемочные испытания проводятся приемной комиссией, затем составляется акт и протокол. Сертификация технических устройств, применяемых на ОПО, проводится по результатам приемочных испытаний. Сертификацию проводят организации, аккредитованные Ростехнадзором. Средства, входящие в комплект технического устройства, предназначенного для применения на ОПО, должны иметь сертификаты об утверждении типа средств измерений.

Для получения разрешения на применение технических устройств заявитель представляет в Ростехнадзор следующие документы: акт и протокол приемочных испытаний, сведения об устранении недостатков, выявленных при испытании; техническую документацию, включающую:

методику проведения контрольных испытаний;

ресурс и срок эксплуатации; условия и требования безопасной эксплуатации;

порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования;

сертификат соответствия требованиям промышленной безопасности.

В течение всего срока использования технические устройства подлежат техническому обслуживанию и контролю за проведением работ по техническому обслуживанию. К эксплуатации и обслуживанию технических устройств, предназначенных для применения на ОПО, допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение и имеющие документы установленного образца.

Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО. Проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО разрабатывают специальные организации. При проектировании ОПО должны обеспечиваться контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строит ОПО. Обязательным условием принятия решения о начале строительства, расширении, реконструкции ОПО является положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации. Заключение экспертизы утверждается Ростехнадзором.

По окончании строительства производится приемка ОПО в эксплуатацию. В процессе приемки в эксплуатацию ОПО проверяют: соответствие ОПО проектной документации; готовность организации к его эксплуатации; готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

В ходе приемки контролируется: соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности; проведение испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий, соответствие испытаний утвержденной программе; готовность персонала и аварийно-спасательных служб к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации ОПО. Общими требованиями промышленной безопасности к эксплуатации ОПО являются:

использование технических устройств на ОПО, имеющих сертификаты;

обеспечение проведения экспертизы проектной документации, технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, декларацией промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией ОПО;

разработка декларации промышленной безопасности;

заключение договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО.

Организационно-техническими мероприятиями, обеспечивающими безопасную эксплуатацию зданий, сооружений, технических устройств являются:

наличие нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих правила ведения работ;

обеспечение необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;

организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

предотвращение проникновения на ОПО посторонних лиц;

обеспечение выполнения требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

принятие мер по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО;

приостановление эксплуатации ОПО самостоятельно или по предписанию Ростехнадзора в случае аварии или инцидента;

ведение учета аварий и инцидентов на ОПО.

Требованиями промышленной безопасности в отношении персонала является:

обеспечение укомплектованности штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями;

допуск к работе лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям и не имеющих противопоказаний к указанной работе;

обеспечение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности по готовности к действиям в случае аварии на ОПО. Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами договоры на обслуживание или создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.

Организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательной службы установлены ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателе» (в редакции ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ). Руководители работ по ликвидации аварий в шахтах согласно Правилам безопасности в угольных шахтах должны пройти специальную подготовку и получить допуск на право руководства работами по ликвидации аварий.

Подготовка и аттестация работников ОПО. Периодическое обучение по промышленной безопасности руководителей и специалистов на протяжении трудовой деятельности проводится не реже одного раза в 3 года. Независимо от срока предыдущего обучения руководитель (специалист) должен пройти обучение по промышленной безопасности:

при назначении на новую должность или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от работника дополнительных знаний по охране труда и промышленной безопасности;

при переходе с одного предприятия на другое;

при перерыве в работе свыше 1 года.

Аттестации руководителей и специалистов по промышленной безопасности подразделяются на первичные и периодические.

Первичная аттестация проводится:

при приеме на работу;

при назначении на новую должность или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда и промышленной безопасности;

при переходе с одного предприятия на другое;

при перерыве в работе свыше 1 года.

Читайте также:  Что такое php в строительстве

Периодическая аттестация проводится не реже 1 раза в 3 года после обучения промышленной безопасности. Рабочие, занятые на ОПО, ежегодно проходят обучение безопасности труда и проверку знаний согласно Положению о порядке прохождения профессиональной подготовки, инструктажа и обучения безопасности труда работников рабочих профессий организаций Кемеровской области.

Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Основными задачами производственного контроля являются:

обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем проведения соответствующих экспертиз;

разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

координация работ, направленных на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности к локализации и ликвидации аварий и их последствий;

контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатируемой организации и лица, на которых возложены такие обязанности. Производственный контроль в организации осуществляют:

назначенный руководителем организации работник (один из заместителей руководителя при численности менее 150 чел.);

специально назначенный работник при численности 150-500 чел.;

руководит службы производственного контроля (при численности более 500 ч) или служба производственного контроля.

Работник, ответственный за производственный контроль должен иметь:

высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного контроля;

стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на ОПО отрасли;

удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан:

ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности;

разрабатывать план работ по осуществлению производственного контроля;

организовать разработку планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;

участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;

обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками ОПО требований промышленной безопасности;

организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;

организовать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности ОПО;

участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов, несчастных случаях;

проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на ОПО и осуществлять хранение документации по их учету.

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля имеет право: на свободный доступ на ОПО в любое время суток; знакомиться с документами; участвовать в разработке и пересмотре деклараций промышленной безопасности.

Организация предоставляет информацию об организации производственного контроля по планам на текущий год и по итогам прошедшего года в территориальные органы Ростехнадзора, включающую:

план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год;

организация системы управления промышленной безопасностью;

сведения о работнике, ответственном за производственный контроль;

количество ОПО с описанием основных потенциальных источников опасности и возможных последствий аварий;

выполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Ростехнадзора;

план мероприятий по локализации аварий, инцидентов и ликвидации их последствий;

копии договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО;

состояние оборудования, применяемого на ОПО и подлежащего обязательной сертификации;

план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год;

оценка готовности работников эксплуатирующей организации к действиям во время аварий;

описание аварий и несчастных случаев, произошедших на ОПО, анализ причин их возникновения и принятые меры;

подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на ОПО, в области промышленной безопасности.

Техническое расследование аварий и инцидентов. Техническому расследованию подлежат причины аварий, приведших:

к разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО;

к неконтролируемым взрывам и (или) выбросам опасных веществ.

В организациях, эксплуатирующих ОПО, должен быть утвержден порядок действий при возникновении инцидентов и аварий, порядок их расследования и учета.

Организация, эксплуатирующая ОПО, незамедлительно сообщает об аварии в:

территориальный орган Ростехнадзора;

соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым дано право регулировать, контролировать в области промышленной безопасности;

вышестоящий орган (при наличии таковых);

орган местного самоуправления;

государственную инспекцию труда в субъекте РФ;

территориальное объединение профсоюзов.

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, сообщает в территориальные органы МЧС.

Руководитель организации при возникновении аварии:

сохраняет обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по локализации аварии и сохранению жизни и здоровья людей;

принимает участие в техническом расследовании причин аварии, принимает меры по устранению причин и недопущению подобных аварий;

осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей природной среды.

Техническое расследование причин аварии производит комиссия, возглавляемая представителем территориального органа Ростехнадзора. В состав комиссии включаются по согласованию:

представитель субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагался ОПО;

представитель организации, эксплуатирующий ОПО;

представитель территориального объединения профсоюзов;

другие представители в соответствии с действующим законодательством.

Комиссия назначается приказом по территориальному органу Ростехнадзора. Комиссия может привлекать к расследованию экспертные организации и их специалистов.

Задачи комиссии при техническом расследовании:

провести осмотр и составить протокол осмотра места аварии;

опрос очевидцев аварии;

получение письменного объяснения от должностных лиц;

выяснение обстоятельств, предшествующих аварии;

установление причин их возникновения;

выяснение характера нарушений технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

выявление нарушений норм и правил промышленной безопасности;

проверка соответствия объекта или технологического процесса проектным решениям, проверка качества проектных решений;

проверка наличия и исправности средств защиты;

проверка квалификации обслуживающего персонала;

установление причины аварии и сценария ее развития на основе опроса очевидцев, технической документации, экспертного заключения и осмотра места аварии;

определение допущенных нарушений требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения;

предложение мер по устранению причин аварии, предупреждающие возникновение подобных аварий;

определение размера причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.

Материалы расследования должны включать:

приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;

акт технического расследования аварии со следующими приложениями: протокол осмотра места аварии, заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии, протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии и ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности, справка об обученности и проведении инструктажа по безопасности труда и проверке знаний производственного персонала, справки о размерах причиненного вреда, форма учета и анализа аварий.

Организация не позднее 3 дней после окончания расследования рассылает материалы расследования аварии:

Ростехнадзору и его территориальному органу, производившему расследование;

соответствующим органам, принимавшим участие в расследовании аварии;

территориальному объединению профсоюзов;

органам прокуратуры по месту нахождения организации.

Расследование, анализ и учет инцидентов проводит организация, эксплуатирующая ОПО. Перечень инцидентов, подлежащих расследованию и учету, определяет техническое руководство организации в соответствии с Методическими рекомендациями органов государственного надзора. Для установления причин инцидента создается комиссия.

Состав комиссии назначается приказом руководителя организации (в химическом и нефтехимическом, нефтеперабатывающем производстве с обязательным участием территориальных органов Ростехнадзора). Результаты расследования оформляются актом по форме, установленной предприятием. Акты расследования должны содержать информацию о дате и месте инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, материальном ущербе, в том числе вреде окружающей природной среде, и меры по устранению причин инцидента. Учет инцидента на ОПО ведется в специальном журнале, где регистрируется дата и место инцидента, его характер и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб, меры по устранению причин инцидента и отметка об их выполнении. Организация ведет анализ причин инцидентов и ежеквартально сообщает в территориальный орган Ростехнадзора информацию о количестве инцидентов, причин их возникновения и принятых мерах.

Экспертиза промышленной безопасности – оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Цель экспертизы – выявление соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО;

технические устройства, применяемые на ОПО;

здания и сооружения на ОПО;

декларация промышленной безопасности;

иные документы, связанные с эксплуатацией ОПО.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на этот вид деятельности.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить:

данные о заказчике и объекте экспертизы;

проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности ОПО, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и др.;

акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия;

образцы оборудования (в случае необходимости).

Проведение экспертизы заключается:

в установлении полноты, достоверности и правильности предоставленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности;

в наблюдении за нормальным ходом работы на ОПО;

в проведении комплексной проверки компетентности сотрудников и руководителей, пригодности помещений, приборов, состояния испытательных средств;

в проведении проверки наличия надежных систем маркировки и идентификации.

Копия подготовленного проекта заключения экспертизы направляется заказчику, который в течение 14 дней может направить свои замечания в экспертную организацию. Заключение экспертизы должно содержать:

перечень объектов экспертизы;

сведения о рассмотренных документах;

краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

результаты проведенной экспертизы;

заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий.

Декларация промышленной безопасности – документ, отражающий всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы его реализации; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

Декларация должна содержать:

общие сведения об организации, перечень основных направлений ее деятельности, сведения о расположении опасного объекта, населенных пунктах и организациях, расположенных вблизи опасного объекта;

результаты анализа безопасности: сведения об опасных веществах, о технологии, результаты анализа условий возникновения и развития аварии, результаты оценки риска аварии;

обеспечение требований промышленной безопасности по эксплуатации объекта, по готовности к действиям в случае аварии.

В декларации необходимо представить сведения:

перечень имеющихся или необходимых лицензий Ростехнадзора на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемого объекта;

о соответствии условий эксплуатации действующего объекта требованиям норм и правил;

о выполнении распоряжений органов Ростехнадзора;

о профессиональной и аварийной подготовке персонала;

о системе производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

о системе проведения сбора и анализа аварийности;

о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий;

о системе оповещения в случае аварии;

об аварийно-спасательных службах;

о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий.

При оценке риска аварий следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее типичные и вероятные, так и неблагоприятные и маловероятные события. Основные результаты оценки риска должны включать данные:

о количестве опасных веществ, участвующих в аварии;

о размерах вероятных зон действия поражающих факторов;

о возможном числе пострадавших (Методические указания по проведению анализа риска ОПО, утвержденные постановлением Госгортехнадзора от 10 июля 2001 г. № 30).

Организация представляет декларацию в Ростехнадзор или его территориальный орган. Кроме того, организация:

представляет копии декларации и заключения экспертизы в заинтересованные органы исполнительной власти и орган местного самоуправления при мотивированном запросе этого органа;

обеспечивает доступ к декларации официальных представителей общественных объединений при мотивированном запросе, согласованном с исполнительной властью субъекта;

обеспечивает предоставление информационного листа (приложение к декларации) гражданам, проживающим вблизи ОПО.

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО. У организаций, эксплуатирующих ОПО, риск аварий достаточно высок, поэтому такие организации (ст. 15 ФЗ «О промышленной безопасности») обязаны застраховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровья или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на ОПО. Вначале проводится идентификация ОПО с целью определения типа и количества каждого типа опасных объектов в организации. Для всех типов ОПО определены минимальные размеры страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на ОПО.

В результате идентификации: устанавливается страховая сумма для организации-страховщика; заключается договор страхования риска ответственности между организацией (страхователем) и страховой организацией (страховщиком).

выдать страхователю в установленный срок страховой полис;

в случае проведения страхователем мероприятий, уменьшающих риск наступления страхового случая и размер возможного вреда третьим лицам, перезаключить по заявлению страхователя договор страхования с учетом этих обстоятельств;

при страховом случае произвести страховую выплату в установленный договором страхования срок;

возместить расходы, произведенные страхователем в целях уменьшения убытков, расходы по ликвидации последствий аварии.

Страховщик имеет право:

проводить самостоятельно или посредством специализированных организаций экспертизу ОПО, в отношении которой заключается договор страхования, а также экспертизу состояния риска страхования по заключенному договору страхования;

при уведомлении об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска, потребовать от страхователя изменения условий договора страхования или уплаты дополнительной страховой премии (взноса) соразмерно увеличению риска.

своевременно и в полном объеме уплачивать страховую премию (взносы);

при заключении договора страхования сообщать страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение при оценке страхового риска;

в период действия договора страхования сообщать страховщику о ставших ему известными изменениях в обстоятельствах, сообщенных при заключении договора;

в 3-дневный срок сообщать страховщику о любой произошедшей аварии на ОПО;

принимать необходимые и возможные меры по предотвращению аварий на ОПО;

не принимать на себя каких-либо обязательств по урегулированию требований, предъявленных потерпевшими третьими лицами, без предварительного согласия страховщика.

Для заключения договора страхования страхователь подает страховщику заявление и заключение экспертизы промышленной безопасности. Договор страхования заключается на 1 год.

Страховым случаем признается нанесение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на ОПО, эксплуатируемом страхователем и указанном в договоре страхования, подтвержденное соответствующим решением суда.

Не признаются аварией и не подлежат страховой выплате обстоятельства, наступившие вследствие:

умысла страхователя или потерпевшего третьего лица;

ядерного взрыва, радиации, радиоактивного заражения;

военных действий, действий вооруженных формирований, или террористов;

Читайте также:  Что такое культурно бытовое строительство

гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;

действия непреодолимой силы (стихийные бедствия, природные явления стихийного характера);

противоправных действий других лиц, когда ОПО выбыл из обладания страхователя в результате таких действий, за исключением случаев, когда выбытие объекта из обладания произошло по вине страхователя;

иных обстоятельств, не связанных непосредственно с эксплуатацией ОПО.

Минимальный размер страховой суммы составляет:

7 000000 р. – для ОПО, если на нем: получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в Приложении 2 к ФЗ «О промышленной безопасности», или превышающих их;

1000000 р. – для ОПО, если на нем: получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в Приложении 2 к ФЗ «О промышленной безопасности»;

100000 р. – для иного ОПО.

Страховая выплата производится на основании решения суда, принятого по искам третьих лиц, предъявленных в течение трех лет с момента аварии. Размер страховой выплаты определяется страховщиком на основании акта технического расследования причин аварии, судебных решений и др. материалов.

Государственный надзор за промышленной безопасностью. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности определен орган, специально уполномоченный в области промышленной безопасности: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Ростехнадзор самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

требования к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и к ведению этого реестра;

порядок оформления декларации промышленной безопасности ОПО и перечень включаемых в нее сведений;

порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы.

Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор:

за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО, транспортировании опасных веществ на ОПО;

за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, надзор за которыми передан органам местного самоуправления.

Ростехнадзор осуществляет лицензирование деятельности:

по эксплуатации химически опасных производственных объектов;

по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;

по эксплуатации пожароопасных производственных объектов в части, касающейся деятельности по эксплуатации объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также работы на других горных объектах, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых;

по эксплуатации нефтегазодобывающих производств;

по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта;

по эксплуатации газовых сетей;

по проведению экспертизы промышленной безопасности;

по производству маркшейдерских работ;

по производству взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по производству взрывчатых материалов, используемых при ведении взрывных работ в местах их применения;

по хранению взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по хранению, осуществляемой организациями, производящими взрывчатые материалы на стационарных пунктах изготовления и в местах применения, ведущими взрывные работы, а также использующими взрывчатые материалы в научно-исследовательских, учебных и экспериментальных целях;

по применению взрывчатых материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по применению взрывчатых материалов организациями, ведущими взрывные работы на гражданских объектах;

по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения, изготавливаемых в местах их применения и используемых при ведении взрывных работ.

Ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности. За несоблюдение законодательства о промышленной безопасности, организация, эксплуатирующая ОПО, может быть подвергнута административному штрафу в размере от 200 до 300 МРОТ; должностные лица организаций – штрафу от 20 до 40 МРОТ; другие работники – штрафу от 10 до 20 МРОТ (кодекс РФ об административных правонарушениях).

За несоблюдение законодательства о промышленной безопасности работники организации, эксплуатирующей ОПО, могут быть привлечены работодателем к дисциплинарной ответственности (трудовой кодекс) или к материальной ответственности (в порядке, предусмотренном Трудовым и Гражданским кодексами). Привлечение к уголовной ответственности за несоблюдение законодательства о промышленной безопасности установлено статьями Уголовного кодекса (ст. 216, 217, 218, 222, 226 и др.).

Источник: studfile.net

Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции опасных производственных объектов

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

    Федеральный закон Приказ Ростехнадзора Приказ Ростехнадзора Закон РФ Постановление Госгортехнадзора России Постановление Госгортехнадзора России Кодекс РФ Постановление Правительства РФ Кодекс РФ Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ Приказ Ростехнадзора Постановление Правительства РФ Комментарий, разъяснение, статья Постановление ФАС Поволжского округа Приказ Ростехнадзора Письмо Росстандарта Распоряжение Правительства РФ Приказ Ростехнадзора Приказ Ростехнадзора

Материал актуален на 08.09.2014

Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции опасных производственных объектов

Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту опасного производственного объекта установлены в статье 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В вопросах обеспечения безопасности строительства опасных производственных объектов необходимо в первую очередь руководствоваться законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соответствующими техническими регламентами. В случае, когда данные вопросы указанным законодательством не урегулированы, следует руководствоваться законодательством о градостроительной деятельности (статья 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация — это документация, которая содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.

В процессе строительства, реконструкции не допускаются отклонения от проектной документации.

Отклонение от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

Строительство, реконструкция, а также капитальный ремонт объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Порядок получения разрешения на строительство содержится в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация опасных производственных объектов должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса, проектная документация направляется на государственную экспертизу.

Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:

  • оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий;
  • оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В статье 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации введены понятия «уникальные» и «особо опасные, технически сложные объекты». Государственная экспертиза проектной документации указанных объектов осуществляется на федеральном уровне.

К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов)

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно.

Проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности в соответствии с частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит также государственной экологической экспертизе.

Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Установка грузоподъемных машин, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением осуществляются в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ грузоподъемными кранами. Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 мая 2007 года N 317.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном в статье 55 Градостроительного кодекса. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Источник: library.fsetan.ru

«О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»

Войдите для запроса:

Дата изменения: 16.05.2022

страниц: 8; таблиц: 0; иллюстраций: 0; абзацев: 115; строк: 328; слов: 2700; символов: 21061; сносок: 0 ; терминов: 11

Описание

В соответствии с федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации постановляет:

1.Определить следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:

  • работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
  • работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
  • работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
  • работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
  • Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики;
  • изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

3.Реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.

4.Пункты 14, 16, 20, 22 и 27 Положения, утвержденного настоящим постановлением, в части, касающейся использования Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», подлежат применению с 1 ноября 2019 г.

Принятым постановлением утверждено Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики и корреспондирующие изменения в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401.

Разделы сайта, связанные с этим документом:

Упоминается в видах работ:

Связи документа

В видах работ

В новостях

В комментариях/вопросах

Оглавление

Оглавление отсутствует или слишком маленький документ

Термины

Сокращения

Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gosnadzor.ru/eptb)
см. страницу термина

Термины

Организацией могут быть сформированы главная аттестационная комиссия и отдельные аттестационные комиссии в обособленных подразделениях организации, а также могут быть сформированы специализированные аттестационные комиссии организации для одной или нескольких областей аттестации (2 и более организации, являющиеся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, могут сформировать единую аттестационную комиссию).
см. страницу термина

Читайте также:  Инвестпроекты в строительстве что это

аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики
см. страницу термина

Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации
см. страницу термина

Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gosnadzor.ru/eptb)
см. страницу термина

Для проведения аттестации, в том числе первичной аттестации в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», абзацами третьим — шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», в территориальных аттестационных комиссиях или ведомственных аттестационных комиссиях организация представляет в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган по установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору форме заявление об аттестации, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа организации или иным имеющим право действовать от имени организации должностным лицом
см. страницу термина

Определить следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:
работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
см. страницу термина

Аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», абзацами третьим — шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», проходят работники следующих категории:
а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее — организации);
б) должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений;
в) инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», частью первой статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»;
г) не указанные в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций;
д) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 28.04.2022 N 768;
е) руководители (заместители руководителей) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в отношении которых в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, или профессиональную деятельность, связанную с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
см. страницу термина

Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации либо Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации
см. страницу термина

территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
см. страницу термина

электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью
см. страницу термина

Важно

  • 9(1). При необходимости прохождения работником в территориальной аттестационной комиссии или ведомственной аттестационной комиссии аттестации одновременно в нескольких областях ДОПУСКАЕТСЯ совмещение таких аттестаций и их проведение одной аттестационной комиссией. .
  • При необходимости прохождения работником в аттестационной комиссии организации аттестации одновременно в нескольких областях ДОПУСКАЕТСЯ совмещение таких аттестаций и их проведение одной аттестационной комиссией организации. .
  • 14. В территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указанные в пункте 13 настоящего Положения документы могут быть представлены (направлены) на бумажном носителе непосредственно или посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — электронный документ), через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал) или Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gosnadzor.ru/eptb) (далее — Единый портал тестирования). .
  • 16. Федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), в который представлено заявление об аттестации, уведомляет заявителя об оставлении заявления об аттестации без рассмотрения (с мотивированным обоснованием причин отказа) или о дате, времени и месте проведения аттестации организацию, представившую заявление об аттестации, НЕ ПОЗДНЕЕ 5 рабочих дней со дня его поступления. Территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направляет такое уведомление заявителю посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или электронного документа через сеть «Интернет», в том числе посредством Единого портала или Единого портала тестирования (в форме, указанной в заявлении об аттестации). .
  • 22. Выписка из протокола заседания территориальной аттестационной комиссии направляется организации, представившей заявление об аттестации, посредством направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или электронного документа через сеть «Интернет», в том числе посредством Единого портала или Единого портала тестирования. Организация ДОЛЖНА ознакомить работников с результатами проведения аттестации в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной выписки. .
  • 24. Порядок ведения реестра и порядок ведения ведомственного реестра ДОЛЖНЫ предусматривать в том числе требования к составу сведений об аттестованных в соответствии с настоящим Положением лицах, включаемых в реестр или в ведомственный реестр, процедурам внесения изменений в эти сведения, а также к предоставлению таких сведений из реестра или ведомственного реестра. .
  • 26. К заявлению о внесении изменений, указанных в пункте 25 настоящего Положения, ДОЛЖНЫ быть приложены копии документов, подтверждающих изменение фамилии, имени или отчества (при наличии) работника. Внесение изменений в реестр или ведомственный реестр осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня получения указанных заявления и копий. .
  • 25. При изменении фамилии, имени или отчества (при наличии) аттестованное лицо ВПРАВЕ обратиться с заявлением об изменении сведений о нем, содержащихся: .

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

Источник: krantest.ru

Общие требования промышленной безопасности

Сохранение жизней работников и окружающих людей на опасных промышленных предприятиях – задача специалистов охраны труда. С помощью нормативных документов, в которых прописаны требования безопасности и необходимые действия в аварийной ситуации, достигается осведомленность персонала в вопросах ТБ.

Общие требования промышленной безопасности

Промышленные предприятия должны иметь лицензию на каждый вид своей деятельности. В случае опасных работ существует классификации, по которой определяется уровень риска. В соответствие с ним составляются правила техники безопасности.

Опасный производственный объект

Важно! Требования обязывают руководителей подбирать персонал в соответствие с минимальными требованиями: сертификаты/аттестаты, подтверждающие профессиональные навыки и пригодность к работе.

Руководители обязаны разрабатывать нормативные акты для рабочих мест, делать распределение ответственных и снабжать рабочих средствами собственной и общей защиты, а по периметру рабочих участков должны быть расставлены огнетушители и другое сопутствующее противопожарное оборудование в специально оборудованных для этого местах.

Сфера применения общих требований ПБ

Общие правила промышленной безопасности распространяются на промышленные производства. Положения содержат права и обязанности, распространяющиеся на ответственных лиц и подчиненных. Осуществлять контроль обязан главный руководитель организации. Требования разделяются на группы: перед началом работы (например, перед тем, как сжижить газ), во время работы и после её окончания.

Для каких предприятий предназначено

Общие основные требования техники безопасности (ТБ) распространяются на разные промышленные организации (фабрики, лаборатории, предприятия), но в особенности – ОПО (опасный производственный объект). К ним относятся практически все предприятия, которые оказывают вредное воздействие на работников и окружающих. Это подземные и наземные объекты, на которых происходят сварочные работы, функционируют подъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и используются горючие жидкости и предметы. С этим связано также потребление и выработка электроэнергии.

Предписания для организаций

В целях промбезопасности на ОПО регулярно проводятся проверки с целью выявления нарушений. На весь перечень выявленных нарушений выдается предписание. Предписание – специальный документ, который представители Ростехнадзора выписывают для организаций разной сферы промышленности и разного статуса с перечнем нарушений и обязательством их исправить законным способом.

Контроль за соблюдением предписаний

После того, как было создано предписание контролирующими органами, начинается процесс проверки за выполнением. Работодатель должен исправить нарушения и в течение 30 дней предоставить информацию об этом в органы самоуправления. Срок устанавливается Ростехнадзором, если по его истечении требования надзорных не были выполнены, срок повторного предписания – максимум 3 месяца.

Лицензирование Ростехнадзором

Ростехнадзор разрабатывает не только разные ФНИПы, но и лицензии для того чтобы не допустить работы ОПО, которые не в состоянии обеспечить безопасность на своих объектах. Работа без лицензии является противозаконной, а чтобы получить её – нужно предоставить целый пакет документов. Для подготовки пакета документов можно обратиться в специальные организации.

Проектирование ОПО

На опасных производственных объектах необходимы специальные инженерные системы для очищения среды и контроля, а также, для ликвидации производственных отходов. Поэтому необходимо еще на стадии проектирования позаботиться о взрывобезопасности. Чтобы сделать проект привлекаются лучшие инженеры-проектировщики.

Перед разработкой подготавливаются пояснительная записка, безопасный архитекторский план, план пожарной безопасности и мероприятия, которые будут обеспечивать противопожарную безопасность. Это далеко не весь список необходимой документации. Полный перечень можно найти в официальных источниках.

Строительство

В строительном процессе обязательно соблюдаются требования норм безопасности. Назначается ответственный за контроль в строительном процессе. После каждого этапа работы ответственный сдает работу начальнику.

Справка! Обязательно необходим еще и авторский контроль. То есть, когда разработчик проекта следит за его осуществлением.

Перед началом строительных работ очень важно получить разрешение, согласовав предварительно разработанный проект.

Эксплуатация ОПО

Лицензия на эксплуатацию включает право пользования оборудованием и взрывоопасными материалами, которые могут создать аварию. Это требование федеральных законов и ФНП. Газовое оборудование является особо опасным, так как газ может стать причиной крупных взрывов. Если организация не работает с природным/углеводородным газом, газопотребление необходимо для отопления. А вот потребление и газораспределение по территории, на которой присутствуют вредные химические элементы, могут вызвать взрыв.

Авария на предприятии

Переоформить лицензию можно в следующих случаях:

  • произошло изменение инструкции, правил использования, а также вида деятельности (либо список видов увеличился);
  • изменились требования законодательства;
  • лицензия была отозвана в результате многократных нарушений.

Если у предприятия есть лицензия на оборудование, но нет на часть или полный список материальных ресурсов, то его деятельность также будет являться незаконной. Чтобы оформить её, нужно предоставить документы. Они проверяются, при необходимости вносятся правки, затем документы передаются в Ростехнадзор, а готовая лицензия после этого – на руки заявителю.

Ключевые мероприятия по ПБ ОПО

План пожарной безопасности – это разработка необходимых мероприятий с последовательностью их проведения.

  • различные виды инструктажей;
  • проверочные тренировки, которые показывают знания персонала;
  • учения, которые помогают сотрудникам понять правила труда на рабочем месте и необходимые меры в случае возникновения аварийной ситуации;
  • профилактические мероприятия.

Важно! Разработанный перечень мероприятий необходимо утвердить на ближайший отчетный год. Утверждаются сроки (периодичность) проводимых мероприятий, а также ответственные лица на каждом участке и контролирующий сотрудник. К примеру, главный инженер.

Требования к техническим устройствам

Под техническими устройствами понимаются объекты на рабочих местах, которые выполняют механическую работу и способствуют производственному процессу. Закон выделяет определенные требования:

  • иметь паспорт государственного образца;
  • подходить под минимальные технические требования;
  • производитель ТО должен иметь лицензию на производство и выпуск оборудования;
  • пройти испытания и обследования на исправность.

Аттестация и экспертиза промышленной безопасности

Физические лица, которые планируют работать на специальном оборудовании, должны пройти специальную аттестацию. Они в этом случае являются заявителями для государственной услуги по получению аттестата, но предварительно у них должно быть образование с технической профессией. За прохождение аттестации с них взимается госпошлина, оплачивают они её самостоятельно.

Важно! Экспертиза проводится в отношении проверки знаний заявителей. Если в рабочем процессе знания и навыки попали под сомнение, то после выявления нарушения требований ППБ надзорные органы имеют право отозвать аттестат.

Таким образом, техника безопасности на опасных промышленных объектах включает в себя стандартные правила и дополнительные для конкретных отраслей. Если на предприятии происходят процессы, которые можно классифицировать как опасные, то необходимо привлечь специалистов для разработки документации и контроля за выполнением ТБ.

Источник: ohranatryda.ru

Рейтинг
Загрузка ...