Положение скк в строительстве

Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 15 ноября 2013 г.
Опубликован:

    Постановление Правительства РФ Кодекс РФ Кодекс РФ Федеральный закон ГОСТ Р Кодекс РФ Федеральный закон Федеральный закон Постановление Правительства РФ Постановление Госстроя России Постановление Госстроя России Федеральный закон СП (Свод правил) Приказ Минрегиона России Распоряжение Правительства РФ ГОСТ ГОСТ Р ГОСТ Приказ Минздравсоцразвития России ГОСТ Р Р НОСТРОЙ СТО НОСТРОЙ Постановление Госстроя России Приказ Росстата

СТО НОСТРОЙ 2.35.122-2013

СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА «НОСТРОЙ»

Требования и руководство по применению в строительных организациях

Quality control system «NOSTROY». Requirements and application guide for the construction organizations

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Русинжсерт»

Устав-конструктор: положения, ошибки

2 ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ Комитетом по системам инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, протокол от 15 августа 2013 г. N 20

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 15 ноября 2013 г. N 48

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Внедрение систем менеджмента организации в соответствии с международными стандартами (ISO серий 9000*, 14000, 50000, OHSAS 18000) для большинства компаний строительного сектора Российской Федерации связано со значительными затратами, экономически оправданными в долгосрочной перспективе.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. — Примечание изготовителя базы данных.

Во многом это обусловлено особенностями строительного производства:

  • мобильностью и разнообразием процессов создания строительной продукции;
  • многообразием участников строительного производства, специализирующихся на выполнении отдельных этапов (процессов) создания строительной продукции;
  • неподвижностью (неперемещаемостью) готовой строительной продукции (зданий и сооружений), ее привязанностью к конкретному месту нахождения и, соответственно, зависимостью строительных работ от места создания строительной продукции;
  • значительными объемами и многообразием используемых для целей строительства материалов, изделий и конструкций;
  • масштабностью применения машин, механизмов, оборудования и механизированного инструмента;
  • требованием обеспечения особых гарантий безопасной эксплуатации и долговечности строительной продукции;
  • потребностью в привлечении значительного объема инвестиций для создания строительной продукции.

Для малых и средних строительных организаций внедрение международных систем менеджмента требует особого подхода, поскольку стандарты этих систем устанавливают универсальные требования к организациям независимо от их типа, размера, производимой продукции или предоставляемых услуг.

СКА «АРЕНА», г.Санкт-Петербург.

Неформальное выполнение и документальное сопровождение выполнения требований систем менеджмента для малых и средних строительных организаций связано с необходимостью расширения штата и усложнения структуры управленческого аппарата, поиска и оплаты работы консультантов. Такие действия руководством организаций воспринимаются как избыточные и неоправданные, в связи с:

Настоящий документ направлен на создание системы контроля качества в строительных организациях малого, среднего и крупного бизнеса (без ограничений по численности и объемам выполнения работ), формулирует набор требований и определяющих их критериев, выполнение которых свидетельствует о наличии в организации системы контроля качества.

Система контроля качества (СКК) — это внутренняя система взаимосвязанных управляемых процессов, результаты которых сохраняются в организации в виде записей. Она является важной и неотъемлемой частью системы менеджмента организации. Ее внедрение в строительной организации рассматривается, как первый шаг к созданию системы менеджмента полного формата, не требующий затрат, аналогичных затратам по внедрению и сопровождению систем менеджмента.

Наличие системы контроля качества свидетельствует о том, что строительная организация с высокой долей вероятности способна профессионально, качественно и в установленные договорными обязательствами сроки выполнить свою работу в соответствии с проектной, технологической документацией и условиями договора, соблюдая безопасные условия труда и требования к охране окружающей среды.

Строительная организация, которая может продемонстрировать наличие действующей системы контроля качества, отвечает минимальным требованиям к контролю качества, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2004 г., N 207* [1] для организаций, участвующих в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных и технически сложных объектов.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Цель настоящего документа — установить минимально необходимый состав требований к системе контроля качества строительной организации «НОСТРОЙ» и критерии их оценки.

Задачи создания системы контроля качества «НОСТРОЙ»:

  • удовлетворение существующих и предполагаемых потребностей и ожиданий участников строительного процесса, эксплуатирующих организаций, населения (далее — потребителей);
  • обеспечение доверия со стороны потребителей, государственных органов и других заинтересованных сторон;
  • снижение риска финансовой неустойчивости строительной организации.

Внедрение системы контроля качества в строительстве будет способствовать не только повышению конкурентоспособности строительных организаций и обеспечению качества работ, но и содействовать потребителям в компетентном выборе исполнителей работ в строительстве, обеспечивая защиту их прав и законных интересов.

При разработке настоящего документа были учтены положения документов менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента безопасности и охраны труда, менеджмента достижения устойчивого успеха.

Авторский коллектив: канд. техн. наук В.Ф.Афанасьева, канд. техн. наук Г.В.Кудрявцева (ГУП «НИИ Мосстрой»), Н.Г.Корниенко (НП СРО «ССК УрСиб»)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к системе контроля качества строительной организации в тех случаях, когда организация:

  • нуждается в демонстрации своей способности выполнять работу, отвечающую требованиям потребителей и обязательным требованиям, устанавливаемым государством;
  • ставит своей целью обеспечение требований потребителей и исключение (или максимальное снижение) риска нарушений обязательств при выполнении работ по заключенным договорам;
  • нуждается в подтверждении выполнения требования о наличии контроля качества в организации;
  • заинтересована в получении внешнего подтверждения наличия в организации действующей системы контроля качества и возможности применения Знака соответствия (маркировки) в Системе добровольной оценки соответствия «НОСТРОЙ» (далее по тексту — СДОС НОСТРОЙ).

1.2 Требования настоящего документа являются общими и предназначены для применения:

  • строительными организациями — при разработке, внедрении, анализе, оценке функционирования системы контроля качества «НОСТРОЙ» в организации;
  • саморегулируемыми организациями (СРО) Национального объединения строителей — при проведении проверки наличия системы контроля качества в организациях-членах СРО;
  • органами по оценке соответствия (экспертными органами) — при выполнении оценки соответствия, внесении в реестр СДОС НОСТРОЙ строительных организаций и предоставлении права на применение знака «НОСТРОЙ-Профессионал» строительными организациями, имеющими систему контроля качества «НОСТРОЙ».

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 12.0.007-2009* ССБТ Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 12.0.007-2009. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.8-2004* Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.8-2011. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS Системы менеджмента безопасности труда. Требования

ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»

СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»

СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»

Р НОСТРОЙ 2.35.2-2011 Система менеджмента качества. Руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в строительных организациях

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем документе применены термины в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 марта 2010 г. N 207* [1], ГОСТ ISO 9001, ГОСТ Р ИСО 14001, а также следующие термины с соответствующими определениями:

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

3.1 анализ функционирования системы: Периодическая оценка результативности функционирования системы и реализованных мероприятий, выполняемая руководством и/или уполномоченными на это лицами.

3.2 заявитель на оценку системы контроля качества «НОСТРОЙ» (заявитель): Юридическое лицо, в том числе иностранное, и/или индивидуальный предприниматель, подавшее заявку на проведение работ по оценке системы контроля качества.

3.3 контроль качества: Составная часть управления качеством, нацеленная на выполнение требований, предъявляемых к качеству.

3.4 нормативно-техническая документация: Документация (межгосударственные и национальные стандарты, своды правил, стандарты НОСТРОЙ, стандарты СРО, стандарты организаций, типовые технологические карты, другие документы), содержащая комплекс норм, правил, положений, требований, обязательных при инженерных изысканиях, проектировании и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, расширении и техническом перевооружении предприятий, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Читайте также:  Сколько стоит оформление исполнительной документации в строительстве

3.5 персонал, участвующий в обеспечении требований системы: Штатные сотрудники организации, уполномоченные на выполнение отдельных функций или мероприятий по эффективному функционированию и поддержанию системы в работоспособном состоянии.

3.6 профессиональное образование: Образование, ориентированное на профессиональную деятельность.

3.7 предприятие: Самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит работы или оказывает услуги в области строительства.

3.8 рабочая документация: Основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.

3.9 система контроля качества: Совокупность взаимосвязанных элементов производственной деятельности строительной организации, нацеленных на обеспечение качества строительной продукции.

3.10 строительная организация: Юридическое лицо, выполняющее один или несколько видов строительных работ (услуг), способное под свою ответственность выполнить строительные работы (услуги) по заданию заказчика (другой стороны) за определенную плату с использованием собственных материалов или материалов заказчика.

3.11 строительная продукция: Здания и сооружения, конструкции, прочие результаты строительной деятельности, работы и услуги строительного характера.

3.12 строительные работы: Все виды работ (услуг), выполняемые на строительной площадке (объекте) при возведении, реконструкции или капитальном ремонте зданий и сооружений, включенные в перечень видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, утвержденному уполномоченным государственным органом [2], а также отделочные работы и работы по благоустройству территории.

4 Система контроля качества «НОСТРОЙ»

4.1 Общие положения

4.1.1 Система контроля качества «НОСТРОЙ» (далее по тексту — СКК «НОСТРОЙ») состоит из 9 элементов:

(1) — Общие обязательства и ответственность руководства по системе контроля качества.

(2) — Квалификация и компетентность персонала.

(3) — Управление нормативно-технической, проектной и технологической документацией.

(4) — Управление техническими средствами для выполнения работ и контроля.

(5) — Связь с заказчиками, субподрядчиками и работа по претензиям.

(6) — Взаимодействие с поставщиками материалов, конструкций, услуг.

(7) — Контроль производства работ и сохранности собственности заказчика, в том числе готовой строительной продукции.

(8) — Охрана труда.

(9) — Охрана окружающей среды.

4.1.2 По каждому элементу СКК «НОСТРОЙ» установлен перечень требований. По каждому требованию установлены критерии (показатели) его выполнения. Выполнение требований СКК «НОСТРОЙ» свидетельствует о наличии действующей системы контроля качества в организации.

4.1.3 Строительная организация, выполняющая требования СКК «НОСТРОЙ», вправе информировать СРО и других участников рынка о наличии у нее действующей системы контроля качества.

4.1.4 Выполнение требований СКК «НОСТРОЙ» дает строительной организации основание претендовать на право использования специального знака СДОС НОСТРОЙ — «НОСТРОЙ-Профессионал».

4.1.5 Отсутствие (невыполнение) одного или нескольких элементов СКК «НОСТРОЙ» не допускается. Невыполнение требований по одному или нескольким элементам свидетельствует о неудовлетворительном функционировании системы.

4.2 Требования системы контроля качества «НОСТРОЙ»

4.2.1 Требования и критерии выполнения требований по элементам системы СКК «НОСТРОЙ» представлены в таблице 1.

Доказательства выполнения требований и их критерии

1. Общие обязательства и ответственность руководства по системе контроля качества

1.1. СКК «НОСТРОЙ» распространяется на все виды работ, выполняемые строительной организацией. Руководитель должен определить, кто является ответственным за систему

1.1.1. наличие Приказа руководителя.

Критерии: Приказ должен содержать:

а) перечень выполняемых организацией видов строительных работ (услуг), на которые распространяется действие системы;

б) назначение ответственного лица за работу системы;

в) периодичность проведения анализа функционирования системы;

г) подписи ознакомленного с приказом персонала, участвующего в обеспечении требований системы

1.2. Руководитель должен анализировать и поддерживать систему контроля качества в ходе выполнения договоров подряда

1.2.1. наличие Календарного плана (графика) выполнения работ по договорам

Критерии: Календарный план должен содержать:

а) наименование объекта(ов);

б) сроки (продолжительность) выполнения работ по договорам;

в) стадия (объем) выполнения работ;

г) передвижение рабочих кадров по объектам;

д) передвижение машин и механизмов по объектам

(рекомендуемая форма приведена в приложении А)

1.2.2. наличие Актов приемки выполненных работ

Критерии: Акт(ы) должен(ны):

соответствовать формам КС-2 [3]

1.2.3. наличие Протокола(ов) совещаний по ходу и качеству выполняемых работ на объекте(ах)

Критерии: Протокол(ы) должен(ны) содержать сведения о:

а) выполнении календарного плана;

б) замечаниях и дефектах, обнаруженных самостоятельно;

в) замечаниях и дефектах, обнаруженных и/или предъявленных заказчиком, органами Госстройнадзора, техническим надзором, авторским надзором;

г) причины возникновения замечаний к качеству работ и срыву сроков;

д) мероприятия по устранению причин возникновения замечаний к качеству работ и срыву сроков

(рекомендуемая форма приведена в приложении Б)

2. Квалификация и компетентность персонала

2.1. Строительная организация должна установить требования к квалификации и опыту персонала, укомплектовать штат квалифицированными специалистами и поддерживать их компетентность на требуемом уровне

2.1.1. наличие сопоставимых по содержанию Штатного расписания, Личных карточек работников, Трудовых книжек штатных работников, Документов по (обучению) аттестации

Критерии: Документы должны содержать сопоставимую информацию, которая свидетельствует о том, что:

а) число и квалификация персонала организации позволяет осуществлять весь перечень видов выполняемых ею работ;

б) данные документов сопоставимы по персоналу, его квалификации, и подтверждены наличием «Трудовых книжек»;

в) выполнены требования по профессиональному составу и уровню квалификации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 55.5 пункты 6-8) [4] и Унифицированными требованиями к выдаче Свидетельств, утвержденными Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) [5]

2.1.2. наличие Плана-графика обязательного обучения и повышения квалификации на текущий год

Критерии: План-график должен содержать:

а) Ф.И.О. и должность специалистов, участвующих в обучении (аттестации);

б) информацию о действующих документах о повышении квалификации;

в) тему курса обучения или повышения квалификации;

г) сроки проведения обучения;

д) отметку о прохождении обучения

(рекомендуемая форма приведена в приложении В)

3. Управление нормативно-технической, проектной и технологической документацией

3.1. Строительная организация должна обеспечить персонал нормативно-технической, проектной и рабочей документацией на выполнение работ

3.1.1. наличие Приказа (приказов) руководителя о введении в работу нормативно-технической документации (НТД)

Критерии: Приказ(ы) должен(ны) содержать:

перечень имеющихся в организации технических регламентов, национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил, а также перечень введенных в организации СТО НОСТРОЙ (СТО СРО), которыми должен руководствоваться персонал при выполнении строительных работ

3.1.2. наличие Приказа руководителя о порядке работ с нормативно-технической, проектной и рабочей документацией

Критерии: Приказ должен содержать информацию о:

а) назначении лица, ответственного за учет, ведение и актуализацию фонда НТД, за заключение (при необходимости) договоров на информационное обеспечение со специализированными организациями, обеспечение проектной и рабочей документацией, необходимой для выполнения работ в строительстве;

б) месте и форме хранения и тиражирования НТД; обеспечении работникам организации доступа к НДТ, проектной и рабочей документации;

в) подпись ознакомленного с приказом персонала, обеспечиваемого доступом к НТД, проектной и рабочей документации

3.1.3. наличие Перечня применяемой проектной и рабочей документации

Критерии: Перечень должен содержать:

а) перечень проектной и рабочей документации по видам выполняемых работ, ППР на объектах (местах) ее применения (ППР должны соответствовать требованиям СП 48.13330);

б) статус применения проектной и рабочей документации

(рекомендуемая форма приведена в приложении Г)

3.2. Строительная организация должна контролировать вносимые изменения в проектную и рабочую документацию на выполнение работ

3.2.1. наличие Журнала (Листов) регистрации изменений

Критерии: Журнал (Лист) должен содержать:

перечень согласованных изменений в проектной и рабочей документации, используемой для выполнения подрядных работ

(рекомендуемая форма приведена в приложении Д)

4. Управление техническими средствами для выполнения работ и контроля

4.1. Строительная организация должна иметь (в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [4] (статья 55.5 пункт 7.1)) необходимое количество машин и механизмов, средств измерений и контроля для выполнения строительных работ и проведения измерительного контроля и эффективно их использовать

4.1.1. наличие Перечня применяемых машин и механизмов

Критерии: Перечень должен содержать:

а) наименование, основные технические характеристики, количество машин и механизмов с указанием видов выполняемых с их помощью строительных работ;

б) указание на характер владения техническим средством (собственность или аренда);

в) приложение документов, подтверждающих характер владения техническим средством (договор купли-продажи; договор аренды);

г) приложение документов соответствия на применяемые машины и механизмы (декларации и (или) сертификаты соответствия)

(рекомендуемая форма приведена в приложении Е)

4.1.2. наличие Перечня применяемых средств измерений и контроля

Критерии: Перечень должен содержать:

а) наименование, основные технические характеристики, количество средств измерений и контроля;

б) указание на характер владения средствами измерений и контроля (собственность или аренда);

в) приложение документов, подтверждающих характер владения средствами измерений и контроля (документы, подтверждающие их приобретение; договор со специализированной организацией строительного контроля на проведение измерений по видам работ)

г) приложение документов соответствия на средства измерений и контроля

(рекомендуемая форма приведена в приложении Ж)

4.1.3. наличие Приказа об учете и техническом обслуживание машин и механизмов

Критерии: Приказ должен содержать:

а) решение о назначении ответственного с указанием его должности, фамилии и инициалов;

б) утвержденный план-график обслуживания машин и механизмов

(рекомендуемая форма приведена в приложении И)

4.1.1 наличие Приказа об учете и поверке средств измерений и контроля

Критерии: Приказ должен содержать:

а) решение о назначении ответственного с указанием его должности, фамилии и инициалов;

б) утвержденный план-график поверки средств измерений

(рекомендуемая форма приведена в приложении К)

4.1.5. наличие Графика поверки средств измерений и контроля

Критерии: График должен содержать:

а) наименование средств измерений и контроля;

б) метрологические характеристики;

в) периодичность и сроки поверки средств измерений и контроля;

г) сведения о поверке и калибровке средств измерений и контроля

(рекомендуемая форма приведена в приложении Л)

4.1.6. наличие имущества, по составу и количеству отвечающему требованиям Правил СРО (только для членов СРО) в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 207 (пункт 6 приложение 4) [1]

соответствие состава и количество имущества в строительной организации требованиям, установленным соответствующими правилами СРО

Читайте также:  Документы предоставляемые заказчиком строительства

5. Связь с заказчиками, субподрядчикам и работа по претензиям

5.1. Строительная организация должна определить требования к процедурам и формам заключения договоров с заказчиком и договоров с субподрядчиком (при их наличии)

5.1.1. наличие Заключенных договоров строительного подряда с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 37, § 3, статьи 740-757) [6].

Критерии: Договоры с заказчиком и субподрядчиком (при их наличии) должны содержать:

а) подписи (визы) юридической и финансовой служб (собственной или привлекаемой), а также иных служб, если это предусмотрено регламентом организации;

б) разделы «Ответственность подрядчика за качество работ», «Гарантии качества», «Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ», «Сдача и приемка работ»;

в) в разделе «Ответственность подрядчика за качество работ» — перечень (обозначения) стандартов, выполнение требований которых определяет качество выполнения работ по договору

5.2. Строительная организация должна вести учет всех рекламаций (претензий) заказчика на работы в строительстве и регистрировать их устранение

5.2.1. наличие Журнала учета претензий на качество и безопасность выполняемых работ в строительстве, поступающих от заказчиков

Критерии: Журнал должен содержать:

а) номер по порядку;

б) дату и входящий номер претензии;

в) наименование и адрес субъекта, предъявившего претензию;

д) срок для ответа;

ж) отметка о фактическом выполнении;

и) должность, Ф.И.О. ответственного

(рекомендуемая форма приведена в приложении М)

5.2.2. наличие положительных отзывов заказчиков о качестве выполненных строительных работ

Критерии: письма-отзывы, благодарственные письма от организаций заказчиков

6. Взаимодействие с поставщиками материалов, конструкций, услуг

6.1. Строительная организация должна осуществлять входной контроль материалов, выполнять оценку поставщиков материалов, работ и услуг

6.1.1. наличие процедуры осуществления входного контроля материалов (конструкций, изделий) для целей производства строительных работ

а) наличие журнала входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования;

б) правильность его оформления;

в) наличие паспортов, сертификатов, деклараций на применяемые материалы

(рекомендуемая форма приведена в приложении Н)

6.1.2. наличие Листа оценки поставщиков материалов, работ и услуг

Критерии: Лист оценки должен содержать:

а) наименование поставщика;

б) условия оплаты;

в) выполнение сроков;

г) результаты входного контроля или оценку качества поставляемых материалов, работ (услуг);

д) сведения о полноте сопроводительной документации (паспорта, сертификаты, технические спецификации и т.д.)/ исполнительной документации, подтверждающей качество;

е) оценку поставщика (по балльной или иной системе, установленной в организации)

(рекомендуемая форма приведена в приложении П)

7. Контроль производства работ и сохранности собственности заказчика, в том числе готовой строительной продукции

7.1. Строительная организация должна осуществлять внутренний операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций

7.1.1. наличие ППР, технологических карт, схем операционного контроля по видам работ

Критерии: Документы должны:

определять последовательность и состав технологических операций выполняемых работ

7.1.2. наличие Общих и (или) специальных журналов работ, Актов на скрытые работы

Критерии: Журналы должны:

подтверждать проведение внутреннего операционного контроля и быть оформлены в соответствие с РД-11-05-2007 [7];

подтверждать освидетельствования скрытых работ и быть оформлены в соответствии с РД-11-02-2006 (приложение 3) [8]

7.2. Строительная организация должна осуществлять внутренний приемочный контроль по видам выполняемых работ

7.2.1. наличие Актов освидетельствования по видам работ

Критерии: Акты должны:

а) подтверждать проведение промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ;

б) быть оформлены в соответствии с РД-11-02-2006 (приложения 1, 2, 4, 5) [8] (в зависимости от вида выполняемых работ)

7.3. Строительная организация должна обеспечивать сохранность собственности заказчика и готовой строительной продукции

7.3.1. наличие Договоров аренды (использования) собственности заказчика

Критерии: Договоры должны содержать:

права и обязанности (ответственность) подрядчика по сохранности собственности заказчика

8. Охрана труда

8.1. Строительная организация должна обеспечивать соблюдение требований по охране труда и безопасности здоровья

8.1.1. наличие Приказа о назначении ответственных лиц в области охраны труда и техники безопасности с целью контроля за выполнением требований по охране труда, установленных законодательством

Критерии: Приказ должен содержать:

решение о назначении ответственного с указанием его должности, фамилии и инициалов

(рекомендуемая форма приведена в приложении Р)

8.1.2. наличие Плана-графика работ по аттестации рабочих мест по условиям труда

Критерии: План-график должен содержать:

а) наименование мероприятий;

б) информацию об ответственном лице;

в) сроки выполнения мероприятий;

г) информацию о выполнении (наименование и реквизиты итоговых документов)

(рекомендуемая форма приведена в приложении С)

8.1.3. наличие инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ

а) инструкции по охране труда;

б) сведения об ознакомлении с инструкциями (подпись)

8.1.4. наличие Журнала регистрации инструктажа на рабочем месте

Критерии: Журнал должен содержать:

б) Ф.И.О. инструктируемого;

в) профессию, должность инструктируемого;

г) номер инструкции или ее наименование;

д) вид инструктажа;

е) причину проведения внепланового инструктажа;

ж) Ф.И.О., должность инструктирующего;

и) подписи инструктирующего и инструктируемого;

к) сведения о стажировке на рабочем месте

(рекомендуемая форма журнала приведена в приложении Т)

8.1.5. отсутствие отрицательной динамики травматизма и несчастных случаев на производстве

а) наличие форм N 7-травматизм [9] (сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях) за последние 2 года;

б) отсутствие роста показателей травматизма и несчастных случаев (строки 01 и 05 формы N 7-травматизм [9])

9. Охрана окружающей среды

9.1. Строительная организация должна обеспечивать соблюдение требований по охране окружающей среды

9.1.1. наличие Приказа о назначении ответственных лиц по обеспечению охраны окружающей среды

Критерии: Приказ должен содержать:

решение о назначении ответственных лиц с указанием Ф.И.О. и должности

(рекомендуемая форма приведена в приложении У)

9.1.2. наличие Типовых мероприятий (внутренних правил) по охране окружающей среды, осуществляемых организацией при осуществлении производственной деятельности

Критерии: наличие в организации утвержденных Мероприятий (Правил) по восстановлению объектов природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и других экологических требований, установленных Проектом организации строительства (ПОС) или разработанных в самой строительной организации, осуществляемых при выполнении строительных работ

Примечание — Перечень нормативно-правовых актов и организационно-методических и справочных документов, использованных при создании группы требований, форм доказательств и выборе критериев, приведен в разделе «Библиография» настоящего стандарта [1]-[25].

4.2.2 Формы документов, указанные в таблице 1 и приведенные в приложениях А-У, являются рекомендуемыми. Допускается применение других форм документов, установленных делопроизводством организации и отвечающих критериям системы СКК «НОСТРОЙ».

4.2.3 Документы, применяемые в системе контроля качества, могут быть как на бумажных, так и электронных носителях (программы, программные комплексы и базы).

4.2.4 В таблице 1 приведены минимальные требования к действующей системе контроля качества в строительной организации, которые организация может дополнить своими установившимися практиками.

4.2.5 Представленный в таблице 1 перечень требований является минимальным и достаточным для подтверждения наличия СКК «НОСТРОЙ» во всех строительных организациях.

4.3 Критерии выполнения требований системы контроля качества «НОСТРОЙ»

4.3.1 Критерии выполнения требований детализируют доказательства в формах, которые содержат факты реализации требований. Они обеспечивают единство подхода к толкованию требований, являются признаком выполнения требований, универсальным основанием для признания факта выполнения требования.

4.3.2 Критерии выполнения требований используются:

  • строительными организациями — для внедрения и самоконтроля выполнения требований системы;
  • строительными СРО — для проведения проверки наличия СКК «НОСТРОЙ» в строительной организации;
  • органами по оценке соответствия (экспертными органами) — для выполнения процедур оценки соответствия системы контроля качества строительных организаций требованиям СКК «НОСТРОЙ», внесения в реестр СДОС НОСТРОЙ и предоставления им права на применение знака «НОСТРОЙ-Профессионал».

Приложение А
(рекомендуемое)

Форма календарного плана (графика) выполнения работ по договорам

КАЛЕНДАРТНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
выполнения работ по договорам

Источник: library.fsetan.ru

Создание службы контроля качества

В соответствии с законодательством строительная организация обязана создать специальную службу, которая будет осуществлять контроль качества строительно-монтажных работ на всех стадиях строительства. При этом у строительных предприятий есть два варианта надлежащей организации контроля качества строительно-монтажных работ, которые тем не менее не являются взаимоисключающими.

Во-первых, организация может создать и сертифицировать систему менеджмента качества строительно-монтажных работ на основании требований СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) от 20.02.2009 № 8.

Во-вторых, возможно создать службу контроля качества (далее – СКК) строительно-монтажных работ и аттестовать ее по процедуре, предусмотренной ТКП 45-1.01-47-2006 (02250) «Строительство. Оценка технической компетентности испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры от 28.06.2006 № 168 (далее – ТКП 45-1.01-47-2006). При этом название структурного подразделения, которое создано и аттестовано в соответствии с ТКП 45-1.01-47-2006, не имеет принципиального значения — это может быть служба контроля качества, испытательное подразделение, отдел технического контроля, испытательная лаборатория, отдел контроля качества и т.д.

Врезка:Если строительная организация имеет численный состав сотрудников не более 15 человек, то она не обязана создавать у себя службу контроля качества в виде отдельного структурного подразделения.

Для надлежащей работы СКК должны быть обязательно оформлены следующие документы:

· положение об испытательном подразделении;

· должностные инструкции на каждого специалиста;

· графики поверки применяемых средств измерений и аттестации испытательного оборудования;

· рабочие чертежи и технологическая документация на испытываемую продукцию;

· инструкции по эксплуатации или паспорта на средства испытаний;

· журналы (протоколы) результатов испытаний.

Что касается положения о СКК, то оно в обязательном порядке должно содержать следующие разделы:

1.функции, права, обязанности и ответственность испытательного подразделения;

2.порядок управления документацией и записями;

3.порядок управления средствами испытаний и контроля;

4.порядок работы с другими подразделениями предприятия;

5.порядок подготовки и повышения квалификации персонала;

6.порядок проведения внутреннего аудита;

7.порядок устранения выявленных несоответствий;

8.порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий;

9.порядок рассмотрения претензий.

Положение должно быть утверждено руководителем строительной организации, в состав которого входит испытательное подразделение. Положение должно периодически (не реже одного раза в три года) проверяться и актуализироваться руководством испытательного подразделения. В структуре службы контроля качества могут быть предусмотрены подразделения, входящие в испытательный комплекс. В таком случае задачи, права и обязанности таких структурных подразделений должны быть регламентированы в положениях об этих подразделениях или в едином документе.

Читайте также:  Как изучать чертежи строительство

Хотя ТКП 45-1.01-47-2006 и предусматривает, что при необходимости могут быть предъявлены дополнительные документы, практика работы с организациями по оценке показывает, что лучше сразу приложить к заявлению следующие бумаги:

· перечень средств измерения, используемых испытательным подразделением;

· договор на проведение поверки средств измерения;

· план-график поверки средств измерения (желательно согласованный с компетентной метрологической организацией);

· перечень ТНПА, используемых службой контроля качества (или договор на установку ИПС «СтройДокумент»);

· договор на актуализацию ТНПА (или договор на актуализацию ИПС «СтройДокумент»);

· приказ о создании службы контроля качества и назначении ответственных лиц;

· доверенность на представление интересов и получение бланка свидетельства.

Анализ состояния СКК

Экспертизу документов, отражающих состояние испытательных подразделений, допускается проводить одновременно с проведением анализа состояния испытательных подразделений.

При необходимости к работам могут быть привлечены представители органов государственного метрологического надзора, органов государственного строительного надзора, аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и других организаций.

При анализе состояния испытательных подразделений проверяются:

— обеспеченность испытательных подразделений ТНПА и технологической документацией;

— система ведения ТНПА, то есть порядок внесения изменений, дополнений и поправок, учета и хранения фонда ТНПА;

— соответствие технологической документации требованиям ТКП 45-1.01-144-2009 (02250) «Технологическая документация при изготовлении строительных материалов и изделий. Порядок разработки, согласования и утверждения», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 03.08.2009 № 251;

— наличие средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, соответствующего требованиям действующих ТНПА на продукцию и методы ее контроля;

— систему управления техническим состоянием средств измерений и испытательного оборудования, то есть работу по организации поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования согласно требованиям СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 15.11.1993 № 8, и СТБ 8015-2004 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Оборудование испытательное. Порядок проведения метрологического контроля», утвержденного постановлением Госстандарта от 14.12.2004 № 65;

— соответствие монтажа и условий эксплуатации испытательного оборудования и средств измерений требованиям эксплуатационной документации;

— правильность оформления результатов испытаний и ведения отчетности по результатам испытаний;

— систему контроля обеспечения условий проведения испытаний и параметров окружающей среды в помещениях и их соответствие требованиям действующих санитарных норм и ТНПА на методы испытаний продукции;

— состав и квалификацию персонала, порядок проведения обучения и повышения квалификации персонала;

— результаты внутреннего аудита качества работ;

— порядок устранения выявленных несоответствий;

— порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий;

— порядок рассмотрения претензий;

— другие положения, отражающие специфические особенности функционирования испытательных подразделений.

Результаты анализа состояния испытательных подразделений оформляют в виде отчета по форме приложения М к ТКП 45-1.01-47-2006. С выводами и предложениями, приведенными в отчете, знакомят руководство строительной организации, в состав которой входит служба контроля качества.

Организации по оценке технической компетентности в течение 10 дней рассматривают материалы анализа состояния испытательных подразделений и принимают решение о выдаче (невыдаче) свидетельств и сроках их действия. В случае положительно решения выдается свидетельство о технической компетентности испытательного подразделения по соответствующей форме.

Инспекционный контроль

Необходимо отметить, что организация по оценке технической компетентности, выдавшая свидетельство, обязана проводить инспекционный контроль строительной организации как минимум один раз в 5 лет.

В п. 11.2.3 ТКП 45-1.01-47-2006 предусмотрено, что инспекционный контроль проводится по программе, утверждаемой руководителями организаций по оценке технической компетентности, которая должна включать, в том числе, оценку организационной структуры испытательных подразделений и всех произошедших в ней изменений, оценку обеспеченности испытательных подразделений ТНПА и технологической документацией, анализ материалов поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования, оценку правильности оформления результатов испытаний и ведения отчетности по результатам испытаний, результаты деятельности испытательных подразделений по обучению и повышению квалификации персонала, оценку результатов внутреннего аудитадеятельности персонала, результаты устранения в испытательной работе несоответствий установленным требованиям, оценку соответствия выполняемых при испытаниях процедур требованиям ТКП 45-1.01-47-2006 и Положения об испытательном подразделении.

По результатам инспекционного контроля оформляется акт. В этом документе дается оценка деятельности службы контроля качества и ее соответствию требованиям ТКП 45-1.01-47-2006, отмечаются недостатки, выявленные в процессе контроля. С актом знакомят руководителей предприятий, в состав которых входят испытательные подразделения.

При отрицательных результатах инспекционного контроля организации по оценке технической компетентности могут принять решение о приостановлении срока действия или об отмене свидетельства.

Что касается продления срока действия свидетельств о технической компетентности службы контроля качества, то за 3 месяца до окончания срока действия свидетельств строительная организация направляет заявку на проведение очередной оценки технической компетентности. По общему правилу очередная оценка технической компетентности испытательных подразделений проводится в том же порядке, что и оценка при первой аттестации службы контроля качества.

— общий журнал работ;

— протоколы испытаний или справки о результатах контрольных испытаний;

— акты и протоколы по результатам приемочных испытаний;

— журналы лабораторного контроля качества;

— акты и протоколы всех имеющихся проверок качества;

-акты скрытых работ;

-ведомости и журналы входного, операционного и приемочного контроля качества;

-акты промежуточной приемки выполненных работ;

-акты и протоколы по результатам приемки объектов в эксплуатацию;

— жалобы потребителей о плохом качестве;

— рекламации заказчика о качестве;

— финансовые данные о затратах на качество;

-документация о выполненном техническом обслуживании и поверок оборудования;

— лицензии и сертификаты соответствия

Факторы, определяющие стратегию маркетинга. Типы стратегии маркетинга в отношении выпускаемой продукции, рынков сбыта. Варианты выхода на новые рынки сбыта.

ЖЦСО: маркетинг и анализ рынка; добыча естеств. стройматериалов; проектно-изыск.работы; произв-во строймат-в и изделий; трансп-ка и хранение; СМР; техн. эксплуат. зд. и соор; реконстр-ция(модернизация) объекта; утилизация объекта.

Стратегия маркетингаопределяется: факторами спроса; уровнем конкуренции; общей рыночной ситуацией. Она должна обеспечить возможность реализации существующих и потенциальных преимуществ предприятий. Существуют два типа стратегии, определяющие позицию предприятия в отношении выпускаемой продукции:

— стратегия низких издержек, при которой достижение конкурентных преимуществ обеспечивается за счет более низких цен традиционного для предприятия товара;

— стратегия предпочтения, заключающаяся в разработке и производстве товаров, качественно отличающихся от товаров конкурирующих фирм, так называемых товаров рыночной новизны.

В отношении рынка сбыта продукции в теории маркетинга рассматриваются два возможных типа стратегии:

— первый– предполагает использование традиционных для предприятия рынков сбыта; второй– выход на новые рынки сбыта.

Реализация выхода на новые рынки сбыта может осуществляться несколькими способами.

1-Вариант выхода на новые рынки с освоенным товаром без каких-либо его существенных доработок. При этом продвижение товара осуществляется с использованием стандартной программы маркетинга в части рекламы и стимулирования сбыта –недифференцированный маркетинг.

2-Вариант дифференцированного маркетинга предполагает учет особенностей спроса на новых рынках и соответствующие усовершенствования товара. Мероприятия по продвижению товара также осуществляются с учетом специфики новых рынков.

3-Вариант концентрированного маркетинга,предполагающего сосредоточение усилий по производству и сбыту продукции на ограниченных, но наиболее перспективных рынках сбыта.

4-Вариант диверсифицированного маркетинга используется в случае наличия конкурентоспособного товара и значительных средств на проведение маркетинговых мероприятий. Предполагает выход предприятия с новым товаром одновременно на большое число новых рынков сбыта.

При выборе стратегии маркетинга необходимо учитывать следующие факторы:

1. Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного (целевого) маркетинга.

2. Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров.

3. Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного и концентрированного маркетинга.

4. Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товаров в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, то в этом случае уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.

5. Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, то применение стратегий недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И, наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.

Стратегия маркетингаопределяется: факторами спроса; уровнем конкуренции; общей рыночной ситуацией. Она должна обеспечить возможность реализации существующих и потенциальных преимуществ предприятий. Существуют два типа стратегии, определяющие позицию предприятия в отношении выпускаемой продукции:

— стратегия низких издержек, при которой достижение конкурентных преимуществ обеспечивается за счет более низких цен традиционного для предприятия товара;

— стратегия предпочтения, заключающаяся в разработке и производстве товаров, качественно отличающихся от товаров конкурирующих фирм, так называемых товаров рыночной новизны.

В отношении рынка сбыта продукции в теории маркетинга рассматриваются два возможных типа стратегии:

— первый– предполагает использование традиционных для предприятия рынков сбыта; второй– выход на новые рынки сбыта.

Реализация выхода на новые рынки сбыта может осуществляться несколькими способами.

1-Вариант выхода на новые рынки с освоенным товаром без каких-либо его существенных доработок. При этом продвижение товара осуществляется с использованием стандартной программы маркетинга в части рекламы и стимулирования сбыта –недифференцированный маркетинг.

2-Вариант дифференцированного маркетинга предполагает учет особенностей спроса на новых рынках и соответствующие усовершенствования товара. Мероприятия по продвижению товара также осуществляются с учетом специфики новых рынков.

3-Вариант концентрированного маркетинга,предполагающего сосредоточение усилий по производству и сбыту продукции на ограниченных, но наиболее перспективных рынках сбыта.

4-Вариант диверсифицированного маркетинга используется в случае наличия конкурентоспособного товара и значительных средств на проведение маркетинговых мероприятий. Предполагает выход предприятия с новым товаром одновременно на большое число новых рынков сбыта.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
Загрузка ...