Положения по объектам незавершенного строительства

Содержание

Письмо от 06.03.2017 г. № 5536-ЕЕ/Д17и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Минэкономразвития России во исполнение пункта 1 раздела I поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Шуваловым И.И. 31 января 2017 г. N 727п-П13 (далее — План мероприятий) направляет методические рекомендации по учету объектов незавершенного строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Указанные методические рекомендации разработаны с учетом предложений Минфина России и Росстата.

Просим также довести указанные методические рекомендации до сведения муниципалитетов.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

ПО УЧЕТУ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В. Якушев: «Для решения вопроса с объектами незавершенного строительства необходим системный подход»

Настоящие методические рекомендации разработаны Минэкономразвития России во исполнение пункта 1 раздела I поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Шуваловым И.И. 31 января 2017 г. N 727п-П13 и направлены на определение общих требований к порядку учета объектов незавершенного строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Порядок учета федерального имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, установлен Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 (далее — Положение об учете федерального имущества), которым установлен состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.

Во исполнение указанного постановления принят ряд приказов, в их числе приказ Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. N 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества», приказ Росимущества от 18 ноября 2015 г. N 457 «Об утверждении структуры реестрового номера федерального имущества и правил формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем», Приказ Минкультуры России N 960 и Росимущества N 195 от 6 июня 2012 г. «Об утверждении Порядка представления Федеральному агентству по управлению государственным имуществом сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества и содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», Приказ Росреестра N П/484 и Росимущества N 376 от 2 декабря 2011 г. «Об утверждении Порядка представления сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы».

Редевелопмент объекта незавершенного строительства — Дмитровка, Пковская,17 (МАХ «АТлант-М»)

Учет объектов незавершенного строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности

В целях осуществления учета объектов незавершенного строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности (далее — объекты незавершенного строительства, имущество) рекомендуется органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить положения по учету таких объектов, по аналогии с порядком осуществления учета федерального имущества, установленного Положением об учете федерального имущества.

В положениях по учету объектов незавершенного строительства необходимо предусмотреть следующее:

1. Определение органа, уполномоченного на учет объектов незавершенного строительства и ведение реестра таких объектов.

2. Установление правил ведения реестра объектов незавершенного строительства. При этом в указанных правилах необходимо предусмотреть, что:

— учет объекта незавершенного строительства сопровождается присвоением ему реестрового номера, структура и правила формирования которого устанавливаются органом, уполномоченным на учет объектов незавершенного строительства;

— неотъемлемой частью реестра являются документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета;

— ведение реестра осуществляется путем внесения сведений об объекте незавершенного строительства в карты сведений об объекте учета и исключения из них изменившихся сведений об объекте незавершенного строительства, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную (муниципальную) казну Российской Федерации.

Читайте также:  Правила проведения строительного контроля на объектах строительства

3. Определение порядка учета объектов незавершенного строительства, в том числе устанавливающего, что:

— правообладатель для внесения в реестр сведений об объекте незавершенного строительства направляет в систему учета карты сведений об объекте учета по формам реестра объектов незавершенного строительства, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.

— учет объектов незавершенного строительства в реестре, внесение в него новых сведений об указанном имуществе осуществляются также по результатам документальных и других проверок правообладателей и (или) проведения иных мероприятий;

— внесение сведений об объекте незавершенного строительства в формы реестра осуществляется должностным лицом органа, уполномоченного на учет имущества, либо правообладателем;

— правообладатели и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные органы и (или) организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за непредоставление или ненадлежащее предоставление сведений об имуществе либо предоставление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в орган, уполномоченный на учет имущества.

Кроме того порядком учета должны быть установлены:

— процедура внесения изменений в сведения об объектах незавершенного строительства, в том числе в случае прекращения права собственности на объект учета;

— случаи принятия решения органом, осуществляющим учет объектов незавершенного строительства, об учете в реестре объекта незавершенного строительства, об отказе в учете или о приостановлении процедуры учета.

4. Утверждение форм реестра объектов незавершенного строительства и правил их заполнения. При их разработке необходимо руководствоваться формами реестра федерального имущества, утвержденных Положением об учете федерального имущества.

В формах реестра объектов незавершенного строительства следует предусмотреть отражение следующей информации:

— наименование объекта незавершенного строительства;

— тип и назначение объекта;

— мощность объекта незавершенного строительства;

— число, месяц и год фактического прекращения строительства и количество лет, в течение которых велось строительство объекта незавершенного строительства, согласно соответствующим актам, документам бухгалтерской (финансовой) отчетности или иным документам, подтверждающим указанные сведения;

— проектная стоимость здания или сооружения согласно проектной документации, размер средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на их строительство, и размер освоенных при строительстве средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно копиям документов бухгалтерского учета либо иных документов, подтверждающих указанные стоимости;

— предложения о дальнейшем использовании объекта незавершенного строительства (возобновление строительства, передача другим субъектам хозяйственной деятельности, отчуждение из собственности Российской Федерации и др.) с их кратким обоснованием.

Источник

25 апреля, 2022 | Всероссийский субботник

В рамках проведения Всероссийского субботника сотрудниками Администрации Глебовского сельского поселения и МБУ «Профи» 22 апреля 2022 г. проведена уборка общественной территории от мусора по ул. Волжская в с. Глебово.

20 ноября, 2020 | Ребенок и закон: как защитить жилищные права детей?

Ежегодно 20 ноября отмечается Всероссийский день правовой помощи детям

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а ровно через 30 лет – Конвенцию о правах ребенка. Именно поэтому 20 ноября считается Всемирным днем ребенка, а в нашей стране эта дата известна как День правовой помощи детям. Эксперты Кадастровой палаты ответили на несколько вопросов, связанных с правами детей на недвижимость, которые граждане чаще всего задают нам по телефону горячей линии.

20 ноября, 2020 | Кадастровая палата по Республике Коми приглашает принять участие в вебинаре

«Согласование границ участка без ошибок».

Вебинар состоится 23 ноября 2020 года в 10:00 (МСК) на сайте https://webinar.kadastr.ru/.

20 ноября, 2020 | Кадастровая палата расскажет о нюансах перераспределения земельных участков

24 ноября в 13.00 (по московскому времени) состоится вебинар «Перераспределение земельных участков. Готовим документы без ошибок», в рамках которого эксперт Кадастровой палаты Прикамья Юлия Нуриева разберёт самые распространённые ошибки, допускаемые в межевых планах при данной процедуре, а также ответит на вопросы слушателей.

20 ноября, 2020 | Кадастровая палата по Орловской области приглашает на вебинар!

Тема: «Публичный сервитут: порядок его установления и направления сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости»

26 ноября 2020 в 10.00 (по московскому времени) состоится вебинар, на котором будет представлена информация о правилах направления документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия о границе публичного сервитута; о требованиях к графическому описанию местоположения границ, формату электронного документа, содержащего указанные сведения.

20 ноября, 2020 | Кадастровая палата по Республике Саха (Якутия) приглашает на вебинар!

Тема: «Кадастровый учет лесных участков»

30 ноября 2020 в 10.00 (по московскому времени) состоится вебинар, в ходе которого будет проведен обзор нормативно-правовых актов и писем методического характера, рассмотрен порядок постановки на кадастровый учет лесных участков в том числе вы узнаете о дальневосточном гектаре. К тому же будут разъяснены все ключевые моменты, связанные со сложившейся практикой учета изменений лесных участков, в том числе по уточнению их границ.

Читайте также:  Процедура консервации объекта незавершенного строительства

10 июля, 2020 | Конкурс по поддержке КФХ в 2020 году

Объявлен конкурс на получение грантов на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных ферм.

Срок подачи заявок с 13 июля по 11 августа 2020 года включительно.

25 мая, 2020 | Уважаемые жители д. Большое Семино!

Администрация Глебовского сельского поселения уведомляет Вас о начале производства работ согласно

27 ноября, 2019 | Не позднее 2 декабря нужно уплатить налоги

Ноябрь – последний месяц для уплаты имущественных налогов: транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц. Кроме того, нужно уплатить налог (НДФЛ) гражданам в отношении доходов, по которым налоговый агент не удержал налог на доходы физических лиц.

27 ноября, 2019 | Мобильное приложение позволяет быстро и просто уплатить налоги

Председатель Муниципального Совета Глебовского
сельского поселения
Родионов Дмитрий Федорович
т. 23-12-19

Глава Администрации Глебовского сельского поселения
Себало Оксана Валерьевна
т. 23-12-19

Источник

Положения по объектам незавершенного строительства

Во исполнение п.1.2.1 «дорожной карты» мероприятий по достижению показателей, установленных в целевой модели «Подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» «Наличие калькулятора на сайте Правительства Ростовской области и на сайте РСО, позволяющего рассчитать ориентировочную плату за подключение, исходя из определенной точки подключения и с учетом нагрузки заявителя» министерством разработан ресурсный калькулятор и размещен на официальном сайте http://minjkh.donland.ru ( http://minjkh.donland.ru/ресурсный-калькулятор-2/ )

Специфическим объектом недвижимого имущества является объект незавершенного строительства. Изначально предполагается, что такой объект не создан и не построен, его строительство не завершено.

Практически он не может быть использован ни для проживания, ни для размещения административных офисов, промышленного производства или торговых мест, он может быть использован только для достройки. До недавнего времени в юридической литературе сложилось устойчивое мнение о том, что до государственной регистрации объект незавершенного строительства не является недвижимостью, а представляет собой лишь совокупность строительных материалов и конструкций, в которую вложен также труд строителей.

Так как практически до 1992 г. большая часть зданий, сооружений и других объектов недвижимости, за исключением индивидуальных жилых домов, находилась в государственной собственности и их гражданско-правовой оборот был ограничен, необходимость в совершении сделок с объектами незавершенного строительства как объектами недвижимости также отсутствовала. С принятием указанного нормативного акта, а также Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1181 «О мерах по обеспечению достройки незавершенных строительством жилых домов», утвердившего Положение о порядке передачи для завершения строительства и продажи незавершенных строительством жилых домов, объекты незавершенного строительства были вовлечены в гражданско-правовой оборот как объекты недвижимости. В соответствии с указанным Положением незавершенные строительством жилые дома, находящиеся в федеральной собственности, строительство которых прекращено или приостановлено в связи с отсутствием в течение текущего года необходимого финансирования из федерального бюджета, подлежали передаче для завершения строительства или продаже. Позднее Указам Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» было установлено, что при приватизации объектов незавершенного строительства право собственности на них может быть зарегистрировано в случае, если заявителем представлены документы, подтверждающие приобретение соответствующего объекта незавершенного строительства, право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, разрешение на строительство, а также описание объекта незавершенного строительства. На основании положений названного Указа право на объект незавершенного строительства могло быть зарегистрировано после отчуждения этого объекта.

Следует отметить, что все перечисленные нормативные акты предъявляют к объектам незавершенного строительства обязательное требование о том, чтобы в момент отчуждения такие объекты не были обеспечены финансированием и материально-техническими ресурсами, необходимыми для обеспечения их завершения в нормативные сроки, т.е. строительство объектов должно было быть обязательно приостановлено из-за отсутствия финансирования. Таким образом, до принятия Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) объекты незавершенного строительства рассматривались как движимое имущество, а государственная регистрация права собственности на них имела своим следствием и юридическое признание такого объекта недвижимым имуществом.

И наоборот, отсутствие государственной регистрации давало основание считать такой объект движимым имуществом. Право собственности на объект в целом до его государственной регистрации отсутствовало, такое право распространялось лишь на составляющие данного объекта — строительные материалы и конструкции.

Отсюда следовал вывод о том, что отчуждение объектов незавершенного строительства может осуществляться по упрощенным правилам об отчуждении движимого имущества. Однако так как объект незавершенного строительства фактически неразделим с земельным участком, на котором находится, т.е. подпадает под определение ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), следует признать, что отнесение такого объекта к движимому имуществу все же выглядело неестественным.

Читайте также:  Пруд копань это объект капитального строительства

Кроме того, двойное толкование допускает норма ст. 219 ГК РФ о том, что государственной регистрации подлежит право собственности как на здания и сооружения, так и на другое вновь создаваемое недвижимое имущество. Ведь нельзя отрицать, что объект незавершенного строительства находится в стадии создания, т.е. в этом смысле является создаваемым недвижимым имуществом, которое входит в сферу действия ст. 219 ГК РФ.

Под таким углом зрения объект незавершенного строительства вполне обоснованно мог бы рассматриваться как недвижимое имущество. Только после принятия Закона о регистрации объект незавершенного строительства был отнесен к объектам недвижимого имущества.

В ст.25 Закона о регистрации указано, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

Правда, в Законе о регистрации не был однозначно определен момент приобретения объектом незавершенного строительства статуса недвижимости. Если он связан с датой государственной регистрации, объекты незавершенного строительства в зависимости от наличия государственной регистрации либо отсутствия таковой могли быть как движимым, так и недвижимым имуществом.

Таким образом, грань между объектами незавершенного строительства, разделяющая последние на движимое имущество и имущество недвижимое, определялась бы моментом государственной регистрации. Поэтому в п.7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) от 13 ноября 1997 г. N 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости» было предложено возникновение у объекта незавершенного строительства статуса недвижимости не связывать с государственной регистрацией. Критерий, по которому объект незавершенного строительства относится к недвижимости, был определен как невозможность перемещения такого объекта без несоразмерного для него ущерба. Однако не вполне ясно, кто и каким образом в каждом конкретном случае будет определять невозможность перемещения строящегося объекта без несоразмерного для такого объекта ущерба, т.е. представляет ли он собой недвижимость, что имеет ключевое значение.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для признания объекта незавершенного строительства недвижимым имуществом необходимо наличие одновременно следующих условий.

1. Он должен быть неразрывно связан с землей, и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению не может быть осуществлено.

2. Он не должен являться предметом действующего договора строительного подряда. Не завершенный строительством объект, являющийся предметом действующего договора строительного подряда, не может быть объектом вещных прав, а только объектом обязательства, вытекающего из договора строительного подряда, и замена сторон этого обязательства возможна лишь по правилам уступки права требования и перевода долга по обязательствам. Возможность отнесения объектов незавершенного строительства к недвижимым объектам вещных прав при условии прекращения договора строительного подряда является официальной позицией судебной практики, о чем уже говорилось выше.

3. Лицу, которое в силу п.1 ст.218 ГК РФ приобретает право собственности на создаваемый объект, необходимо до завершения его создания совершить сделку с объектом незавершенного строительства. Это указание, отнюдь не исключает возможности государственной регистрации права собственности на незаконченный строительством объект и вне зависимости от совершения сделок, направленных как на отчуждение соответствующего права собственности, так и на его обременение (например, при ипотеке).

Вместе с тем в последнее время в научной литературе все чаще встречается точка зрения о том, что для признания объекта незавершенного строительства недвижимым имуществом вполне достаточно первого названного условия, которое отличается своей объективностью и законодательно закреплено в п.1 ст.130 ГК РФ. Что же касается второго и третьего условий, указанных выше, то они в большей степени оказывают свое влияние на возможность приобретения права собственности на объект незавершенного строительства и его государственной регистрации. Таким образом, для признания объекта незавершенного строительства недвижимым имуществом достаточно наличия у последнего критерия, предусмотренного п.1 ст. 130 ГК РФ, вне зависимости от того, является ли данный объект в этот момент предметом действующего договора строительного подряда.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...