На сегодняшний день, в мире насчитывается огромное количество производственных предприятий, которые производят самую разнообразную продукцию. Также, необходимо постоянно уделять внимание вопросам, напрямую связанным с эффективностью управления производственными фондами, поскольку они определяют будущий успех предприятия в решении поставленных целей.
Поэтому ключевым и очень важным элементом, который обеспечивает развитие промышленного предприятия является периодическое обновление основных фондов и их реконструкция или модернизация. Процесс технического перевооружения подразумевает под собой внедрение инновационных систем управления, систем контроля технологических процессов деятельности предприятия. В данной статье рассмотрено роль технологического перевооружения на предприятии, его основные направления, этапы, с подробным описанием, а также задачи, которые позволяет решить данный процесс. В данной статье мы выделили основные направления процесса технического перевооружения на предприятии, в основе которых лежит оценка производственного и научно – технического потенциалов, учитывающая особенности исследуемого предприятия.Процесс технического перевооружения достаточно не прост, и требует комплексного подхода, грамотного распределения ресурсов и квалифицированного штата сотрудников, которые будут этим заниматься. Необходимо грамотно составить и рассчитать проект технического перевооружения, если он имеет место быть, при этом необходимо учесть все специфические особенности современной российской экономики.
Реконструкция. Капитальный ремонт. Разница понятий. Применяемые коэффициенты.
1. Электронная библиотека консультант плюс – статья «Технологическое перевооружение» электронный источник, URL:http://www.consultant.ru/law/podborki/tehnicheskoe_perevooruzhenie/ (дата обращения 05.11.18)
2. Статья «Цели, задачи технологического перевооружения» электронный ресурс URL: https://studwood.ru/1079012/menedzhment/sovremennye_podhody_modernizatsii_tehnicheskomu_perevooruzheniyu_predpriyatiy (дата обращения 05.11.18)
3. Иванова М.И., «Основы технологического перевооружения» электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-napravleniya-tehnicheskogo-perevooruzheniya-promyshlennogo-predpriyatiya (дата обращения 05.11.18)
5. Шамаев Е.А. «Технологическое перевооружение как элемент эффективной стратегии организации» электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskoe-perevooruzhenie-kak-element-effektivnoy-strategii-organizatsii-proizvodstva-mashinostroitelnogo-predpriyatiya (дата обращения 18.11.18)
На сегодняшний день, в мире насчитывается огромное количество производственных предприятий, которые производят самую разнообразную продукцию. Оно и понятно, ведь во всем мире живет несколько миллиардов людей, и у всех у нас есть потребности, которые необходимо удовлетворять. Предприятия производят самую разнообразную продукцию – продукты питания, одежду, различные товары, необходимые для применения в промышленности.
Миловкина О.И. Новое в ценообразовании строительства-2023
Также, необходимо постоянно уделять внимание вопросам, напрямую связанным с эффективностью управления производственными фондами, поскольку они определяют будущий успех предприятия в решении поставленных целей. Поэтому ключевым и очень важным элементом, который обеспечивает развитие промышленного предприятия является периодическое обновление основных фондов и их реконструкция или модернизация. [1] Дадим определение понятию «основные фонды».
Основные фонды – это часть производственных фондов, которая, на протяжении длительного времени, участвует в процессе производства, сохраняя при все при этом свою естественную форму, а их стоимость переносится частями на продукцию по частям, по мере использования. [2]
К основным фондам относят следующие: здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, земельные участки, многолетние насаждения.
Процесс технологического перевооружения — это достаточно длительный процесс, который требует большого количества инвестиций, и высокого уровня профессиональной подготовки специалистов.
Технологическое перевооружение – это комплекс мероприятий по повышению технико – экономического уровня предприятий и отдельных производств на основе внедрения современных инновационных технологий и оборудования.
Каждому предприятию периодически просто необходимо проводить техническое перевооружение, поскольку в двадцать первом веке – веке информации и инноваций, технологии развиваются и усовершенствуются очень быстро, разрабатываются новые модели, которые постепенно вытесняют рынок старых технологий. Самое главное в этом процессе не упустить время и вовремя понять, что предприятию необходим этот процесс.
Правильно и грамотно реализованный процесс технического перевооружения позволяет предприятию открыть следующие возможности:
· Увеличить объемы производства выпускаемой продукции
· Повысить качество выпускаемой продукции, за счет использования новых технологий
· Увеличить энергоэффективность производства – то есть рационально использовать энергетические ресурсы. За счет новых технологий можно использовать меньшее количество энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве. [3]
· А также снизить негативное воздействие на окружающую среду, за счет меньшего количества выбросов в атмосферу.
Как уже упоминалось ранее, процесс технического перевооружения – это не одно мероприятие, а комплекс. Только в совокупности все проводимые мероприятия могут дать результат. Комплекс мероприятий может проводиться как для отдельных производств предприятия, так и для всего предприятия в целом.
Замена устаревшего и изношенного оборудования, автоматизация и механизация определенных участков работ позволяют сократить количество рабочих мест, что скажется на себестоимости продукции и ее качестве.
Процесс технического перевооружения подразумевает под собой внедрение инновационных систем управления, систем контроля технологических процессов деятельности предприятия.
257 статья 25-й главы Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает, что к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико – экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и морально изношенного оборудования новым, более производственным. [3]
Это понятие говорит нам о том, что процесс технического перевооружения и процесс модернизации это не одно и тоже. Также если сравнить техническое перевооружение и процесс реконструкции, то первое окажется более широким понятием.
Модернизация – это процесс обновления проекта, приведение его в соответствие с новыми правилами и требованиями, нормами, техническими условиями и показателями качества. Модернизировать можно компьютер, систему образования в стране, или, например, автомобиль или различную технику.
Реконструкция – слово близкое по значению к понятию восстановление. Это целенаправленная деятельность, направленная на изменение параметров строений и сооружений, возможно отдельных их элементов (например, этажность домов, высота).
Техническое перевооружение предполагает установку нового оборудования в существующих производственных зданиях предприятия, в которых возможно провести перепланировку или перестройку, на тот случай, если для нового оборудования потребуется дополнительное место. Это основное отличие технического перевооружения от реконструкции, поскольку последний процесс подразумевает под собой ввод абсолютно новых площадей.
Понятие технического перевооружения включает в себя также переустройство вентиляционных, отопительных систем, природоохранных сооружений, а также возможное подключение производственного участка к централизованным системам электроснабжения и водоснабжения. Если происходит один из описанных процессов, то в таком случае, допускается строительство новых объектов подсобного назначения или расширение уже действующих объектов.
Проанализируем, какие задачи позволяет решить техническое перевооружение.
- Во-первых, позволяет повысить эффективность экономической деятельности предприятия, за счет совершенствования производственных процессов, освоения новых технологий выпуска продукции.
- Во-вторых, позволяет использовать стратегически эффективные методы управления предприятием, которые адаптируют предприятие к новым конкурентным условиям на рынке.
- В-третьих, повышается качество выпускаемой продукции, возможно расширение ассортимента, в зависимости от спецификации нового оборудования и новых технических характеристик.
- В-четвертых, формируется новый имидж у фирмы, за счет использования новых, инновационных, информационных, технологический новшеств, что может способствовать повышению его конкурентоспособности на рынке и повышению экономической эффективности.
Чтобы понять, нуждается ли предприятие в техническом перевооружении, руководству компании необходимо отталкиваться от состояния технических мощностей на период исследования данного вопроса, необходимо оценить степень изношенности оборудования и понять, чего руководство предприятия хочет получить от нового оборудования, четко обозначив свои цели.
Зачастую происходит так, что когда на предприятии наблюдается достаточно стабильное и устойчивое положение его на рынке, но одновременно снижается производительность некоторых подразделений, или растут затраты на производственные нужды, техническое перевооружение может сыграть на руку предприятию. [1]
В данном случае, техническое перевооружение может способствовать повышению эффективности производства, также повышению конкурентоспособности предприятия, а также позволяет обеспечить накопление финансово-экономического и технологического потенциала. Для этого необходима логически выстроенная цепочка совокупности последовательных мер, направленных на модернизацию деятельности отдельно взятых производств. Только грамотное и квалифицированное управление позволит добить повышения уровня производственной эффективности.
Другой случай, когда состояние компании признается в целом удовлетворительным, но прогноз на будущее является неблагоприятным – в таком случае также необходимо задуматься о проведении процесса технического перевооружения.
Рассмотрим более подробно этапы технического перевооружения, и кратко опишем каждый из них.
Рис 1. Этапы технического перевооружения
1 этап – своевременное осознание необходимости технического перевооружения подразделений предприятия или самого предприятия в целом. Это в большей степени зависит от руководства предприятия. Необходимо вовремя замечать и устранять возникающие проблемы на предприятии.
2 этап – для того чтобы понять. Какой комплекс мер предприятию необходимо предпринять, нужно проанализировать всю деятельность предприятия, включаю производственную, технико – экономическую, провести анализ всех показателей в динамике последних месяцев, или, например, последних лет, чтобы увидеть, как они изменились, повысились или наоборот, ухудшились. Необходимо проанализировать не только внутренние факторы предприятия, но и провести детальный анализ факторов внешней среды, поскольку они оказывают большое влияние на деятельность каждого предприятия сегодня, поскольку все предприятия функционируют на том или ином рынке, где ведут борьбу за покупателей.
3 этап – после того, как будет проведен анализ основных показателей, будут определены причины ухудшения деятельности или снижения каких-либо определенных показателей, необходимо сформировать проект технического перевооружения производства, в котором будут четко определены цели и задачи, желаемые результаты. В таком проекте важна точность, он требуется большого количества расчетов и грамотного подхода в составлении.
На 4-м этапе происходит процесс реализации разработанного проекта. Здесь очень важно сопоставить все звенья в процессе реализации проекта и грамотное управление руководства, контроль над реализацией поставленных целей.
5-й этап – это этап оценки проведенного проекта технического перевооружения предприятия. Здесь важно проанализировать полученные результаты, оценить экономическую эффективность после проведения технического перевооружения. Необходимо сделать соответствующие выводы на основании выделения направлений по увеличению эффективности финансово-хозяйственной и производственной деятельности, их реализации в процессе внедрения нового проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что техническое перевооружение – достаточно трудоемкий и сложный процесс, требующий наличие высокого уровня квалификации сотрудником и немалого количества инвестиций. Для проведения такого процесса необходимо время, спустя которое можно будет анализировать полученные результаты и делать выводы. Процесс технического перевооружения – это один из эффективных способов повышения производственной эффективности на предприятия, повышения конкурентоспособности предприятия и его экономической эффективности. [2]
Рассмотрев сущность технического перевооружения и его основные этапы, остановимся на таком вопросе, как основные направления технического перевооружения на предприятии.
Как уже упоминалось ранее, техническое перевооружение – это совокупность мероприятий по повышению технико-экономического уровня предприятия и его отдельных производств, на основе внедрения нового современного оборудования и инноваций.
Возможен и другой вариант толкования данного определения.
Техническое перевооружение – это совокупность вариантов замены оборудования на производственных участках предприятия.
Можно выделить основные направления процесса технического перевооружения на предприятии, в основе которых лежит оценка производственного и научно – технического потенциалов, учитывающая особенности исследуемого предприятия.
Техническое перевооружение основывается на следующих направлениях:
- Внедрение в производство новых современных инновационных машин, оборудования, инструментов и новых видов материалов
- Освоение новых видов выпускаемой продукции
- Использование современных информационных технологий, а также новых способов производства продукции
- Усовершенствование современных методов управления производством
Выделяют несколько возможных направлений технического перевооружения промышленного предприятия, в соответствии с тем, какие цели преследует предприятие и какие задачи могут решаться в результате его реализации.[2] Рассмотрим основные направления технического перевооружения предприятий.
Обычная замена изношенного оборудования – такое направление применяется, когда нет возможности в дальнейшей производственной деятельности эксплуатировать оборудование без снижения качества выпускаемой продукции и повышения затрат на обслуживание. То есть предприятию выгоднее купить новое оборудование, чем вкладывать в старое.
Суть технического перевооружения в данном случае – это установка аналогичного оборудования, или близко схожего с ним на любом из участков имеющегося производства. В таком случае количество оборудования не увеличивается, оно остается неизменным, просто заменяется на более новое. Данное направление технического перевооружения не дает предприятию никаких дополнительных конкурентных преимуществ и есть вероятность того, что конкурентные преимущества в будущем снизятся.
Техническое перевооружение с целью снижения затрат на производство.
Обновление производственных фондов, не предполагающие весомые изменения в ассортимент продукции, возможно в том случае, если продукция имеет высокий спрос на рынке у покупателей. Повышение уровня конкурентоспособности российских предприятий промышленной отрасли в значительной степени связано с необходимостью снижения затрат на производство. Причиной этому является низкая покупательская способность.
Внедрение на производственные участки новых, более производительных машин, позволит уменьшить количество отходов за счет современных технологий, сократить затраты на сырье, повысить производительность труда.
Еще одним важным моментом является то, что во многих случаях установка более производительного оборудования позволяет снизить трудоемкость продукции, и зачастую, при установке такого оборудования сокращается потребность в большом количестве машин, поскольку порой одна мощная машина может выполнять работ за 1 или 2 стареньких. Такое направление технического перевооружения применимо прежде всего для тех участков производства, где снижение затрат будет наиболее оптимально применимым и будет играть наиболее важное решение.
Третье направление технического перевооружения, которое можно выделить, это техническое перевооружение, цель которого состоит в обновлении ассортимента продукции и выпуска новых видов продукции.
Такое направление технического перевооружения наиболее характерно для предприятий, чья продукция имеет низкий спрос на рынке сбыта. Современный рынок диктует очень жесткие требования к предъявляемой продукции, и далеко не все производители соответствуют этим требованиям, скорее даже с технологической стороны этого вопроса.
Поэтому соответствовать этим требованиям порой невозможно без использования нового, технологически развитого оборудования. На сегодняшний день технологии производства развиваются стремительной скоростью, и сегодня очень популярным является развитое производство, с помощью которого можно достаточно быстро менять выпускаемый ассортимент, изготавливать продукции в небольшом количестве (небольшими партиями, тиражами) необходимого направления. Но такие развитые машины стоят огромного количества денег, и мало кто может позволить себе приобрести такие машины, даже в долгосрочный лизинг, поскольку плата за них выливается в весьма крупную сумму. Те предприятия, которые используют такие машины, иногда продают их, то есть другие предприятии, которые нуждаются в производственных машинах, покупают уже использованное оборудование. Такая практика встречается, но крайне редко.
Еще одно направление технического перевооружения – внедрение новых технологий производства. Это направление технического перевооружения в большей степени позволяет повысить конкурентоспособность производства. В наше время наука не стоит на месте, и развивается в геометрической прогрессии. Различные ученые постоянно совершенствуют все возможные виды техники и разрабатывают новые, которые учитывают недостатки прошлых. Поэтому внедрение на производство новых технологий производства верный шаг на пути повышения конкурентоспособности производственного предприятия.
Следующее направление, которое хотелось бы рассмотреть – это техническое перевооружение с целью увеличения объемов производства.
Если предприятие успешно функционирует на рынке и спрос на выпускаемую продукцию достаточно высок, то в данном случае, предприятие может увеличить объемы выпуска продукции, не расширяя уже имеющееся производство. В таком случае потребность в оборудовании может остаться неизменной, если установить машины, производительность которых выше. Необходимо понимать, что при выборе такого направления технического перевооружения, увеличение объемов выпуска, как следствие, повлечет за собой необходимость в увеличении мощности производств. Дополнительные конкурентные преимущества, в данном случае, могут быть получены за счет экономии на условно-постоянных затратах, как вариант.
Еще одно направление – это внедрение энергосберегающих технологий. На сегодняшний день цены на тарифы за потребление энергоресурсов достаточно высоки, в частности для производственных предприятий, которые потребляют большое количество ресурсов.
А если они используют старое оборудование, то расход ресурсов значительно увеличивается, поскольку оборудование старой разработки не отвечает требованиям энергосбережения. Только современные, инновационные разработанные машины, позволяют экономить потребляемые ресурсы, за счет современных разработок и внедрений. Поэтому данное направление особо актуально для тех предприятий, которые работают на устаревшем оборудовании. Внедрение энергосберегающих технологий поможет в первую очередь, сократить затраты на потребление различных ресурсов.
Решение социальных и общественных проблем. Такое направление вполне может быть применимо предприятиями, которые нарушают многие экологические санкции, выбрасывая в атмосферу большое количество вредных выбросов. Большинство производственных предприятий, загрязняют окружающую среду, воздух, водоемы, нарушая многие санитарно-гигиенические нормы. В таком случае, данное направление имеет место быть. На сегодняшний день, законодательство в области защиты окружающей среды и охраны здоровья работников, применяет очень жесткие санкции к нарушителям и штрафует предприятия за нарушения. Поэтому порой, предприятию выгоднее провести техническое перевооружение, внести коррективы в производственную деятельности, нежели платить баснословные штрафы. [3]
Таким образом, обновить основные фонды промышленного предприятия можно используя одно из существующих направлений, исходя из особенностей предприятия и целей в будущем, которые оно ставит перед собой. Процесс технического перевооружения достаточно непрост, и требует комплексного подхода, грамотного распределения ресурсов и квалифицированного штата сотрудников, которые будут этим заниматься. Необходимо грамотно составить и рассчитать проект технического перевооружения, если он имеет место быть, при этом необходимо учесть все специфические особенности современной российской экономики.
Источник: eduherald.ru
Исследование содержания понятий: техническое перевооружение, техническое переоснащение, Модернизация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляков Геннадий Павлович, Еремеев Дмитрий Викторович
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляков Геннадий Павлович, Еремеев Дмитрий Викторович
STUDY OF CONCEPTS: TECHNICAL UPGRADING, RETOOLING, MODERNIZATION
The analysis of the definitions of the concepts of « technical upgrading », « retooling », « modernization », defined by their similarities and differences. Proposes a number of empirical criteria to characterize the substantive content and direction of implementation of the above activities when used in a process the company.
Текст научной работы на тему «Исследование содержания понятий: техническое перевооружение, техническое переоснащение, Модернизация»
Г. П. Беляков, Д. В. Еремеев
ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ: ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ, МОДЕРНИЗАЦИЯ*
Ключевые слова: модернизация, техническое перевооружение, техническое переоснащение.
Определения понятий «техническая модернизация», «техническое перевооружение» и «техническое переоснащение» нашли свое отражение в работах таких авторов как В. В. Острошенко, Л. Кураков, А. Азрилиян, Б. А. Райзенберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародупцева, А. П. Бочков, Д. П. Гасюк, Г. Н. Соколова, Ю. Любимцев, Э. Каллагов, С. Ф. Покропив-ный, М. А. Виленский, Б. П. Шарнопольский, так и во множестве отечественных и зарубежных словарей, энциклопедиях, учебниках, научных статьях и нормативных актах. Анализ определений данных понятий (табл. 1-3) показывает, что они не являются однозначными и часто не отделены друг от друга.
Модернизацию многие экономисты (В. В. Осто-шенко, Л. Кураков, А. Н. Азрилиян, Б. А. Райзенберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева) связывают с обновлением объекта, привидением его в соответствие с техническими требованиями и нормами (физический износ) [1-5].
Однако если данные авторы определяют модернизацию как следствие только физического износа, то авторы бизнес-словаря 2001 г. приводят следующее определение: «Модернизация — усовершенствование, улучшение, обновление машин, оборудования, технологических процессов в соответствии с новейшими достижениями науки и техники, требованиями и нормами, техническими условиями», откуда видно, что к физическому износу добавляется еще и моральный. То же видно и в работах А. Н. Аз-рилияна «Большой бухгалтерский словарь», «Словарь терминов по управленческому учету» (1998), «Большой экономический словарь».
В рамках этих работ рассмотрим определение А. Н. Азрилияна: «Модернизация оборудования — частичное улучшение конструкции оборудования в целях увеличения производительности труда, облегчения условий труда, повышения качества продукции, изготовляемой на нем. Модернизация действующего на предприятии оборудования может выполняться самостоятельно, но чаще проводится с капитальным ремонтом его». Откуда видно, что модернизация определяется как частичное улучшение объекта, вследствие физического или морального износа, и направлена на повышение качества и/или количества продукции и увеличение производительности труда. Анализ определений понятия «модернизация» не позволяет выделить четко сформулированного и единого среди экономистов мнения.
В литературе к сожалению очень редко можно встретить определение понятия «техническое переоснащение», и практически все они связываются с понятием модернизации как составной части процесса. С. Ф. Покропивный определяет техническое переоснащение так: «Техническое переоснащение действующего предприятия означает осуществление его технического развития в соответствии с планом (без увеличения существующих производственных площадей), т. е. проведение комплекса мероприятий, предусматривающих повышение до современных требований технического уровня отдельных участков производства за счет внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены физически и технически устаревшего оборудования». Откуда можно выделить основные составляющие, встречающиеся и у других авторов:
— техническое развитие без расширения производственных площадей;
— включает модернизацию оборудования;
— замена вследствие морального и физического устаревания.
В других определениях можно также встретить и на что направлен процесс переоснащения — это:
— улучшение организационной структуры производства, повышение качества и/или количества продукции и увеличение производительности труда. В Положении об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений (Государственный комитет Украины по строительству и архитектуре, Киев, 2003);
— в процесс технического переоснащения включается усовершенствование общезаводского хозяйства и вспомогательных служб. В анализе определения «техническое переоснащение» прослеживается взаимосвязь с понятием модернизации, последнее является частью процесса переоснащения предприятия.
Определение понятия «техническое перевооружение» встречается в литературе чаще, чем определение понятия «техническое переоснащение», и в ряде работ они не отделены друг от друга. Например, рассмотрим понятие «перевооружение», которое предлагается в Письме Минфина СССР от 29.05.1984 № 80 (в ред. от 11.02.1986 г.) «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».
*Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (код проекта Б.1.3.10).
Анализ определений понятия «модернизация»
№ п/п Определения Комментарий
— повышение технического уровня существующего оборудования;
— включает модернизацию оборудования;
— усовершенствование общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Замена может быть вследствие морального и/или физического устаревания.
Тем не менее, эти определения неотделимы лишь в некоторых источниках, дальнейшее проведение анализа показывает, что понятие технического перевооружения несколько шире и по существу переоснащение является составной частью процесса перевооружения. Л. В. Артемова в определении к выше перечисленным критериям добавляет: «Техническое
развитие структуры производства происходит в соответствии со стратегией фирмы». Б. А. Райзенберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева связывают перевооружение с повышением технического уровня производства с расширением площадей (замена морально
устаревшего оборудования и/или внедрение нового оборудования).
После анализа определения «модернизация» можно сделать вывод, что наиболее четко определение дается в 1 и 5 из предложенных вариантов. Остальные определения либо полностью, либо частично дублируют выбранные варианты.
Анализ позволяет сделать вывод, что 2 и 3 определения частично совпадают с 1 определением.
Анализ определений понятия «техническое переоснащение»
№ п/п Определения Комментарий
Анализ определений понятия «техническое перевооружение»
№ п/п Определение Комментарий
Окончание табл. 3
№ п/п Определение Комментарий
Анализ определения «техническое перевооружение» показал, что 4 и 5 определения совпадают с 3 и 2 соответственно. Также можно отметить, что 1 и 2 определения более четко отражают данное определение.
В связи с данными анализами можно ввести следующие критерии:
1.1. Физический износ.
1.2. Замена деталей узлов:
2.1. Комплекс: физический и моральный износ, установка дополнительного оборудования:
2.1.1. Применение нового оборудования, с расширением площадей.
2.1.2. Приведение технологий в соответствии с экологическими стандартам.
2.1.3. Изменение применяемых инструментов.
2.1.4. Изменение качества продукции.
2.1.5. Выпуск новой продукции.
2.2. Изменение квалификации персонала.
3.1. Изменение методов управления.
3.2. Замена оборудования вследствие морального износа.
— изменение режима работы;
— изменение последовательности технологического цикла.
3.2.2. Замена используемых материалов:
3.2.3. Оснастка — введение дополнительного съемного оборудования.
По результатам разграничения данных понятий по критериям авторами были сделаны следующие выводы и допущения.
1. К технической модернизации можно отнести такой процесс усовершенствований, который сопряжен с заменой деталей на новые (как на идентичные прежним, так и на технологически новые) вследствие их физического износа.
2. К техническому переоснащению можно отнести замену оборудования вследствие морального износа. Данный процесс может проходить в трех формах: переналадка (в данном случае, изменению могут подвергаться, например, приемы обработки сырья и материалов, режим работы оборудования, а также последовательности технологического цикла), замена используемых материалов (сюда относятся как замена самих материалов, так и комплектующих для продукта) и оснастка (введение дополнительного съемного оборудования). Кроме этого, в понятие технического переоснащения включены изменения методов управления.
3. Техническое перевооружение включает в себя повышение технологического уровня производства, включающего в себя применение дополнительного нового оборудования (как в случае физического, так и морального износа). В ходе данного мероприятия либо будут применяться измененные инструменты при производстве старой продукции, либо изменится ка-
чество производимой продукции, либо же будет производиться выпуск совершенно новой продукции, либо все вместе взятое. Кроме этого, к понятию технического перевооружения можно относить изменение квалификации персонала в ходе процесса перевооружения и приведение технологий в соответствие с экологическими нормами и стандартами.
Таким образом, используя приведенную выше систему, можно однозначно отнести те или иные меры по изменению работы предприятия к определенной группе мероприятий — технической модернизации, техническому перевооружению либо техническому переоснащению, в зависимости от критериев, на которые данные меры будут влиять.
Дополнительно авторы хотели бы отметить, что для принятия решения о проведении техперевооруже-ния, переоснащения или модернизации необходимо формировать портфель стратегии управления основными производственными средствами предприятия. Данный подход позволит оценить эффективность деятельности предприятия с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные направления и сокращения, или прекращения инвестиций в неэффективные проекты по замене основных средств.
1. Модернизация: многопредмет. науч. энцикл. [Электронный ресурс]. «ТОЪ: http://ru.wikipedia.org/wiki. Модернизация, свободный.
2. Острошенко В. В. Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов. Уссурийск : ПГСХА, 2005.
3. Бизнес-словарь. М. : [б. и.], 2001.
4. Экономика и право : словарь-справочник / авт-сост.: К. Ф. Амиров, Л. П. Кураков. М. : ВУЗ И ШКОЛА , 2002.
5. Большой бухгалтерский словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2000.
6. Словарь терминов по управленческому учету. М., 1998.
7. Учет основных средств (ПБУ 6/01) : утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 г. № 26н.
8. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. М. : Ин-т новой экономики, 2002.
9. Райзенберг Б. А. Современный экономический словарь. 4-е изд., 5-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2006.
10. Покропивный С. Ф. Экономика предприятия : учебник : в 2 т. Т. 1. Киев : Хвиля-пресс, 1995.
11. Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, государственный комитет Украины по строительству и архитектуре. Киев, 2003.
12. Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий : письмо Минфина СССР от 29.05.1984 г. № 80 (ред. от
11.02.1986 г.) // Министерство финансов СССР.
13. Артемова Л. В. Инвестиции и инновации. Словарь-справочник от а до я. М. : Инфра, 1998.
G. P. Belyakov, D. V. Eremeev
STUDY OF CONCEPTS: TECHNICAL UPGRADING, RETOOLING, MODERNIZATION
The analysis of the definitions of the concepts of «technical upgrading», «retooling», «modernization», defined by their similarities and differences. Proposes a number of empirical criteria to characterize the substantive content and direction of implementation of the above activities when used in a process the company.
Keywords: modernization, technical upgrading, retooling.
А. А. Бойко, Е. С. Рыбакова
РОЛЬ ЛИЗИНГА В ОБНОВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Рассмотрены основные проблемы ракетно-космической промышленности. Обоснована необходимость использования лизинга для обновления основных производственных фондов.
Ключевые слова: ракетно-космическая промышленность, обновление, лизинг.
Россия является одной из немногих стран мира, обладающей уникальной ракетно-космической промышленностью, позволяющей создавать и поддерживать в необходимом состоянии ракетно-космическую технику широкого спектра назначения. Ракетно-космическая промышленность (РКП) является одной из ведущих отраслей оборонно-промышленного комплекса и промышленности России в целом. Ракетнокосмическая промышленность является основой, обеспечивающей России поддержание оборонной и экономической безопасности страны. Она исторически создавалась как единая база для разработки, создания и серийного производства ракетно-космической техники (РКТ) оборонного и гражданского назначения, что обусловило:
— общность задач разработки, создания и эксплуатации боевой ракетной и ракетно-космической техники;
— идентичность технологий разработки, изготовления и использования боевой ракетной и ракетнокосмической техники;
— общность конструкторских решений и развитие внутриотраслевой унификации;
— тенденцию к увеличению доли средств двойного назначения.
Предприятия ракетно-космической отрасли поставлены в особые условия:
— спрос на продукцию РКТ, поставляемую для государственных нужд оборонного и промышленного назначения, формируется государством, которое является монопольным потребителем;
— предприятия ракетно-космической промышлен-
ности работают в условиях госзаказа, но тесно связаны с гражданским коммерческим рынком в части материалов, комплектующих изделий, топливно-
энергетических ресурсов и т. д.;
— цены на продукцию РКТ в рамках государственного заказа устанавливаются не рыночным путем (т. е. соотношением спроса и предложения), а в результате прямых переговоров и соглашений между государственными заказывающими органами и предприятиями [1].
Одной из основных задач РКП является создание ракетных комплексов стратегического назначения, являющихся составной частью потенциала ядерного сдерживания. Ракетно-космическая промышленность состоит их таких важнейших отраслей как производство баллистических ракет, ракет космического назначения и космических аппаратов — 21 % предприятий; ракетного двигателестроения — 9 % предприятий; производство агрегатов, наземной инфраструктуры и космического приборостроения 70 % предприятий. В настоящее время в состав ракетнокосмической промышленности входят 100 предприятий и организаций.
Особенностями ракетно-космической промышленности являются:
— высокая наукоемкость, высокая технологичность производственных процессов и создаваемых изделий, высокие инновационные возможности. К отрасли относятся менее 8 % предприятий российского оборонного комплекса, но при этом в ней сосредоточено примерно 33 % работников научного сектора ВПК и объем производства научно-технической продукции достигает 35,7 %. В РКП преобладают научные и проектно-конструкторские организации — 68 против 34 производственных предприятий. Ракетно-космическая промышленность считается самой наукоемкой отраслью отечественного ВПК — структуру отрасли отличает преобладание научно-технической продукции над промышленной в соотношении 2:1;
Источник: cyberleninka.ru
Новая концепция технического нормирования строительной деятельности в РФ
Первой попыткой весомого реформирования технического нормирования проектной и строительной деятельности в новейшей истории РФ явилось принятие 17 мая 1994 года Минстроем России СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов системы, в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94, являлась защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации.
В отличие от традиционно сложившегося в отечественной практике так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т. д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.
Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.
Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер. Указанный нормативный документ регламентировал иную структуру построения новой системы технического нормирования в проектировании и строительстве, концепцию и требования к вновь создаваемым нормативным документам.
Настоящие нормы и правила определяли основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее — Система), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
Положения настоящего документа были обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.
Система нормативных документов в строительстве, создаваемая в соответствии с настоящими нормами представляла собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
Исходя из общих целей стандартизации, Система должна была способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
- соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
- безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
- защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
- надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
- выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно энергетических и трудовых ресурсов;
- взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.
Объектами стандартизации и нормирования в Системе являлись:
- организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
- объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения, их комплексы;
- промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
- экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
Система должна была формироваться как открытая для дальнейшего развития Единой системы государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.
Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве являлось законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг.
Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
Системой предусматривалось повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.
Обязательными должны быть только требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
Нормативные документы Системы подразделялись на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов озяйственной деятельности. В составе Системы разрабатывались следующие документы.
Федеральные нормативные документы:
- строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП;
- государственные стандарты Российской Федерации в области строительства — ГОСТ Р;
- своды правил по проектированию и строительству — СП;
- руководящие документы Системы — РДС.
Нормативные документы субъектов Российской Федерации: территориальные строительные нормы — ТСН.
Производственно-отраслевые нормативные документы: стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО.
В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливали обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливали обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разра-ботке, производстве и эксплуатации этой продукции.
Своды правил по проектированию и строительству, в соответствии со СНиП 10-01-94, устанавливали рекомендуемые положения в развитии и обеспечении обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами, и излагали один из способов реализации целей, предписанных СНиП.
Руководящие документы Системы устанавливали обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градо- строительстве, проектировании и изысканиях.
Территориальные строительные нормы устанавливали обязательные и рекомендуемые положения для применения в пределах соответствующих территорий, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.
Стандарты предприятий (объединений) устанавливали для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.
Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.
Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.
Положения нормативных документов, подготовленных и введенных в действие в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94, могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными.
Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений. К обязательным относят только те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым документам относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
Во вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.
В составе нормативных документов, в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94, следовало предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании и строительстве (эксплуатационные положения).
Эксплуатационные положения ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.
В строительных нормах и правилах должны устанавливаться обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.
Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.
Эти требования должны определять:
- надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;
- устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;
- устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;
- охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;
- эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;
- сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.
Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания и сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.
В государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливались обязательные и рекомендуемые положения в том числе:
- требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;
- требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;
- контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;
- требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее конкретным массовым видам строительных изделий, материалов и оборудования;
- правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.
В сводах правил должны были приводиться, с необходимой полнотой, рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества.
Своды правил, в частности, могли содержать:
- положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, при проектировании и строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;
- общие градостроительные, типологические и социальные нормативы;
- объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;
- методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.
В своды правил могли включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны.
Примечание. Своды правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий и других документов, не являющихся нормативными документами и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.
В Территориальных строительных нормах могли устанавливаться в соответствии с СНиП 10-01-94 организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.
В Технических условиях должны быть установлены требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.
Построение, изложение и оформление Технических условий должны соответствовать требованиями документов Госстандарта России.
Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов Системы и территориальных строительных норм состояли из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа.
При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС — с номера 201, ТСН — с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименование соответствующей территории.
СНиП 10-01-94 предусматривалось, что нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).
Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке согласно ГОСТ 1.1—2002* «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения».
Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.
Обязательные требования нормативных документов, в соответствии со СНиП 10-01-94, подлежали применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия, с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
Рекомендуемые положения нормативных документов должны были применяться по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.
Исполнитель, в соответствии со СНиП 10-01-94, имел право разработать и осуществить собственное или любое другое решение как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом.
Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.
На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при необходимости следовало разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.
На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Для юридических и физических лиц предусматривалась ответственность (административная или уголовная) за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
Еще одним революционным нововведением принятого 17 мая 1994 года Минстроем России СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» являлась новая структура и классификация строительных норм и правил. Если в старой системе до 1994 года нормативные документы по строительству и проектированию регламентировались в разных главах СНиП, то новые СНиПы, в соответствии со структурой, предписанной СНиП 10-01-94, должны были подразделяться по комплексам, объединяющим проектирование, строительство, испытания и приемку отдельных видов конструкций, инженерных сетей и систем.
Предлагаемая СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве» новая методология нормирования, с новыми подходами и принципами, была весьма актуальна, декларировала эволюционный переход к более прогрессивным концепциям нормирования и сохраняла достижения и предыдущий опыт технического регулирования в проектировании и строительстве.
Однако 30 декабря 2002 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот документ практически опрокинул существующую концепцию технического регулирования и определил новую систему стандартизации и сертификации, и в то же время перестали быть обязательными нормы и правила в части, касающейся безопасности сооружений и зданий.
В соответствии с указанным выше федеральным законом должны быть разработаны основополагающие документы — технические регламенты, однако они должны устанавливать лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие параметры всех видов безопасности и единство измерений, за исключением отдельных случаев, когда надо установить требования непосредственно к исполнению продукции.
Основные причины разработки и принятия Закона «О техническом регулировании» следующие:
- вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и сближение соответственно отечественных стандартов с мировыми; устранение административных барьеров, построение прозрачной, понятной участникам рынка системы обязательных требований и повышение роли закона;
- устранение несогласованного нормотворчества министерств и ведомств, а также гармонизация российского законодательства;
- необеспеченность реального контроля качества и безопасности при тотальном контроле за строительством со стороны государства.
С 1 июля 2003 года Федеральный закон «О техническом регулировании» вступил в силу. А с учетом того, что, в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ, обязательные требования могут содержаться только в технических регламентах, все ранее принятые нормативные документы СНиПы, ГОСТы и другие признаны добровольными, с временной пролонгацией обязательности их применения до принятия соответствующих технических регламентов.
В результате этой новеллы Закона «О техническом регулировании» заморозилась на достаточно длительный период своевременная актуализация документов нормативной базы проектирования и строительства, а 1 октября 2003 года был отменен действующий основной регламентирующий документ Системы нормативных документов в строительстве — СНиП 10-01-94.
Постепенно сложилась ситуация, когда органы экспертизы и надзора по-прежнему руководствовались СНиПами, а строители и проектировщики — собственными нормативными актами. Это не замедлило, практически мгновенно, сказаться на качестве строительства и безопасности возводимых зданий. Многие громкие трагедии, уносившие человеческие жизни, по большей части связаны именно с несоблюдением правил безопасности и ошибок, допущенных при проектировании или строительных работах.
В Закон «О техническом регулировании» неоднократно вносились поправки, направленные на некоторое микширование его негативного воздействия на экономику Российской Федерации.
Основной документ технического нормирования строительной отрасли — Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», подготовленный в соответствии с требованиями Федерального закона № 184-ФЗ, был принят только в конце 2009 года, а вступил в силу 1 июля 2010 года.
Таким образом, прежние нормативные акты оказались неактуальными, при этом новой единой структурированной системы правил и стандартов не возникло.
Источник: student-servis.ru
Авторизация в строительстве: что нужно знать
Разрешение на строительство, все, что вам нужно знать: разрешения, квалификация, эволюция законодательства, практические примеры.
Вопрос разрешения на строительство является очень сложным, в том числе потому, что он неоднократно перерабатывался на протяжении десятилетий. Для того чтобы в полной мере реализовать свои права на строительство, отчуждение или продажу, полезно знать его досконально, в том числе с учетом его законодательной эволюции. В этой статье мы проанализируем эту тему, а также уделим внимание старым практикам, которые сегодня вышли из употребления.
Разрешение на строительство: что это такое
Выражение разрешение на строительство указывает на понятие, которое законодатель прямо или косвенно регулировал несколько раз, пытаясь преодолеть противоречия, которые естественным образом возникли из-за контраста между правом гражданина и общественным интересом. Чтобы лучше понять концепцию, лучше всего рассматривать два члена выражения по отдельности.
Разрешение означает меру государственной администрации, направленную на устранение препятствия в осуществлении права гражданином, фактически «отменяющую», хотя и временно, правовую ситуацию, имеющую объективное преимущество (для самой администрации). Другими словами, с помощью разрешительной меры администрация предоставляет гражданину возможность осуществления права, которое ранее было исключено, поскольку потенциально противоречило общим интересам .
Что касается термина «конструкция», то он не таит в себе никаких особых семантических подводных камней. Это именно то, чем оно кажется: прилагательное, призванное ограничить понятие разрешения практикой строительства, технического обслуживания и реконструкции.
Все это, понятно, в широком смысле. Каждый, кто углубляется в эту тему, не без некоторого дискомфорта обнаруживает, что вопрос этот сложный. На самом деле, существует не один вид разрешения на строительство, а три: CILA, SCIA и Permesso di Costruire 40 . Мало того, их становится пять, если добавить «облегченный вариант» CILA, т.е. CIL, и старое DIA, которое в некоторых случаях остается.
Разрешения на строительство и концессии в прошлом
Общее обоснование, таким образом, следующее: гражданин имеет право per se, связанное с, которое является правом строить или осуществлять изменения на своей собственности. Это право потенциально противоречит общественным интересам, поэтому государственная администрация разрешает осуществление этого права в каждом конкретном случае с помощью разрешения .
Этот принцип и его конкретное выражение в нормативно-правовой базе потребовали десятилетий законодательной разработки, оживленной на некоторых исторических этапах довольно оживленными дебатами. Для того чтобы подытожить его эволюцию, лучше всего пока прямо сослаться на самое «тяжелое» разрешение, т.е. то, которое дает наиболее ощутимые и радикальные последствия: то, которое разрешает новые постройки. Вот различные этапы.
- 1942, учреждение строительной лицензии. Закон № 1150от вышеупомянутого года требовал, чтобы застройщик подавал заявку и получал разрешение на строительство на все строительные работы, проводимые в историческом центре. Мероприятия, проводимые в остальных частях муниципалитета, были исключены из этого обязательства. УчреждениеРазрешение на строительствобыло бесплатным. В этом смысле право человека на строительство было признано приоритетным по отношению к общественным интересам.Разрешение на строительство, по сути, предназначалось для проверки соответствия проекта строительным нормам.
- 1967, продление лицензии на строительство. Законом№ 765от вышеупомянутого года законодатель вводит обязательство получения строительной лицензии для всех сооружений, без обратной силы. Таким образом, теперь не только для исторического центра,, но и для всего муниципалитета. Обоснование то же самое, поскольку учреждение остается бесплатным. Обязательство «для всех» налагается просто потому, что законодатель, начиная с того же закона, обязал все муниципалитеты разработать городской план, охватывающий всю муниципальную территорию, а не только исторический центр.
- 1977, учреждение разрешения на строительство. С принятием закона № 10 законодатель решительно изменил регистр. Причем как с семантической точки зрения, так и с практической. На фронте значений, которые — стоит уточнить — оказывают влияние на толкование нормы, произошел сдвиг от признания права куступкеправа. Государство, таким образом, поставило себя в ситуацию юридического преимущества перед гражданином. С практической точки зрения это изменение смысла привело к заметному эффекту: разрешения на строительство утратили свой безвозмездный характер и выдавались под уплату сбора, специально соразмерного расходам на урбанизацию и стоимости строительства.
- 2001, учреждение по выдаче разрешений на строительство. Законом № 380 от 2001 года02 законодатель добавил последнюю часть (на данный момент), заменив разрешение на строительствона разрешение на строительствона разрешение на строительство . Обоснование этой замены является результатом интерпретационной проработки, в которой, помимо прочего, неоднократно участвовал Верховный суд. Однако единственное заметное изменение с практической точки зрения проистекает из окончательно обретенного убеждения, что государственная администрация, вместо признания права на строительство, которое теперь считается «несуществующим» в абсолютном смысле, должна быть призвана устанавливать, определять размеры и регулировать использование территории гражданами. В итоге получается следующее: проект должен быть представлен в орган власти, проверен на безвредность по отношению к условным потребностям территории.
Все это касается только самого тяжелого титула разрешения, который теперь, как мы видели, называется Разрешение на строительство. Другие титулы, которые касаются не столько строительстваex novo, сколько изменяющих вмешательств, прошли почти столь же извилистый путь.
В любом случае, единственное название, которое было буквально заменено, это DIA, Denuncia di Inizio Attività , которое когда-то требовалось для обычных ремонтных работ, для чрезвычайных ремонтных работ и даже для реконструкции. Местным органам власти были предоставлены широкие дискреционные полномочия в определении интервенций, которые должны быть представлены в DIA. В 2010 году DIA была упразднена в пользу SCIA (Сертифицированная декларация о начале деятельности) и CILA (Уведомление о начале асеверных работ). Однако АСВ сохранилось в определенных формах. Например, его можно использовать для выполнения вариантов во время строительства, чтобы не брать на себя обязательство по получению дополнительного разрешения на строительство, что увеличило бы время и привело бы к еще большим расходам.
Еще одним названием, которое практически вышло из употребления, является CIL, Comunicazione di Inizio Lavori (не путать с CILA). Мероприятия, которые ранее требовали CIL и которые можно классифицировать как «обычное обслуживание», теперь являются частью сектора бесплатного строительства.
Почему необходимо знать старую практику строительства и эволюцию нормативных актов? Все просто: правила не имеют обратной силы. Это касается, в частности, вопроса о разрешении на строительство или концессии , а также в отношении отчуждения недвижимого имущества. Например, если недвижимость была построена до 1967 года, она может быть продана без предоставления продавцом разрешения на строительство. Для недвижимости, построенной после 1967 года, напротив, оно является обязательным, независимо от «формы» такого разрешения (которая, напомним, стала сначала Разрешением на строительство, а затем Разрешением на строительство).
Разрешения на строительство: сводный текст по строительству
Закон № 380 от 2001 года, о котором мы упоминали ранее, и который ввел разрешение на строительство, обычно известен как «Строительный кодекс». Это значительный законодательный акт, затрагивающий все (или почти все) аспекты строительного мира, стремящийся положить конец спорам о толковании и полностью урегулировать этот вопрос.
Его цель — позволить государственным органам осуществлять законный превентивный контроль над строительной деятельностью, облегчить надзорные процедуры и четко установить механизмы санкций против злоупотреблений. В течение нескольких лет он неоднократно перестраивался, в последний раз в соответствии с указом Sblocca Italia , в нем были введены некоторые важные новшества. Вот наиболее значимые из них.
- Введение разрешения на строительство. Мы говорили об этом в предыдущих параграфах, посвятим этому один из следующих. Именно разрешение на строительство позволяет построить здание, а такжевнести радикальные и кардинальные изменения в существующее здание.
- Отмена разрешения на строительство. Это разрешение на строительство заменяется Разрешением на строительство.
- Расширение DIA. Декларация о начале деятельности распространяется на все внеочередные ремонтные работы. Он будет заменен на SCIA, несмотря на то, что его можно использовать (и до сих пор используют) для внесения изменений в ходе работ, как замену новому, возможному и дорогому Разрешению на строительство.
- Определение концепции нового строительства. Концепция довольно сложная, но достаточно сказать, что под новыми сооружениями понимаются все здания, которые постоянно изменяют застроенную территорию. Новые постройки также определяются как здания, которые расширяют ранее существовавшую форму или увеличивают объем ранее существовавшего здания не менее чем на 20%.
- Переопределение понятия обитаемости и пригодности для жизни. Понятие пригодности для жизни включено в понятие доступности.
- Создание единого магазина для строительства. Он есть в каждом муниципалитете, его функция заключается в обеспечении информационного интерфейса между администрацией и гражданами, которые хотят осуществить любое вмешательство в строительство. Sportello Unico dell’Edilizia также принимает и оценивает заявки и выдает соответствующие разрешения на строительство. При необходимости он запрашивает мнения других компетентных учреждений по пограничным или неоднозначным случаям.
Разрешения на строительство: CILA
Сокращение от Comunicazione Inizio Lavori Asseverata, CILA — это название, которое необходимо запросить и получить для проведения мероприятий определенного типа. В частности, внеочередные ремонтные работы, которые не затрагивают структурные части здания. Термин «ассеверированный» указывает на необходимость утверждения проекта техническим специалистом (который выполняет ассеверирование).
Пока все интуитивно понятно. Проблема возникает, когда необходимо определить, что подразумевается под «чрезвычайным техническим обслуживанием, не затрагивающим конструктивные элементы». Некоторые вмешательства, по сути, находятся прямо на границе этой категории. Чтобы дать вам представление, хотя каждый случай специфичен и должен оцениваться непосредственно, эта категория включает перемещение или снос неструктурных внутренних стен, разделение и объединение зданий.
CILA не является разрешительным документом. Фактически, он не связан с дискреционной уступкой со стороны администрации. Фактически, это общение. И все это при условии, что проект соответствует строительным нормам.
Разрешения на строительство: SCIA
Сокращение от «Сертифицированная декларация о начале деятельности», SCIA должна запрашиваться, когда предполагается проведение чрезвычайных работ по техническому обслуживанию или реконструкции, затрагивающих структурные части здания. Здесь также может возникнуть неопределенность в отношении того, относятся ли определенные вмешательства к только что представленной категории. В целом, SCIA следует запрашивать в случае таких вмешательств, как укрепление, восстановление и обновление составных элементов здания (например, встраивание колонн), вставка дополнительных элементов, строительствоex novoустановок, суперфетации (удаление лишних частей).
В случае SCIA окончание работ должно быть сертифицировано, что должно сопровождаться документированной и пунктуальной заключительной инспекцией, которая во всех смыслах и целях является статической инспекцией.
SCIA управляется механизмом молчания/согласия. Если администрация не выносит решения, и с момента запроса прошло девяносто дней, SCIA считается «освобожденным» (хотя на местном уровне нормативные акты могут предусматривать другой срок).
Разрешение на строительство: Разрешение на строительство
Разрешение на строительство является реальным административным разрешением, поскольку оно «выдается» и «санкционирует» градостроительное преобразование территории. В принципе, разрешение на строительство касаетсятолько новых сооружений. Однако понятие «новое строительство» настолько широко, что включает в себя то, что, по сути, является вмешательством с сильной модификацией (а не строительством ex novo).
Его, безусловно, следует запрашивать при строительстве здания, а также при возведении пристроек, при увеличении объема жилища, при его деформации и при изменении целевого использования.
Также в этом случае присутствует молчание/согласие. Законодательство гласит, что администрация должна назначить процедурного менеджера в течение десяти дней с момента получения заявления. В течение шестидесяти дней после получения, процедура должна быть завершена и сформулирован официальный ответ. Если эти сроки не соблюдены, разрешение на строительство считается выданным.
К кому обращаться за разрешением на строительство?
Бюрократический процесс подачи заявления на получение разрешения на строительство в Италии всегда довольно сложен, и очень часто человек обескуражен количеством документов, которые необходимо представить. Кроме того, правила, похоже, постоянно меняются, и существует риск путаницы.
Совет — всегда обращаться к специализированным специалистам , чтобы не совершать ошибок и не рисковать большими штрафами. Для того чтобы получить разумную цену и не оказаться в руках нечестного человека, необходимо сравнить несколько смет , как минимум 3, чтобы понять реальную стоимость услуги.
Сравнивая несколько предложений, можно выбрать наиболее удобное и, кроме точного соблюдения бюрократической процедуры, получить хорошую экономию .
Источник: vsrostov.ru