Технический регламент (техрегламент) в Российской Федерации — документ (нормативно-правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент может быть принят:
- международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленным законодательством;
- межправительственным соглашением;
- федеральным законом;
- указом Президента Российской Федерации;
- постановлением Правительства Российской Федерации.
Технические регламенты принимаются в целях:
- обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Единая система технического регулирования
Объектами технических регламентов являются:
- продукция;
- связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.
Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:
- способ установления требований;
- область распространения.
По первому признаку — способу установления требований — технические регламенты подразделяют на предписывающие и основополагающие.
Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований, сложность и длительность внесения изменений.
В международной практике широкое применение нашел второй способ задания требований в технических регламентах — в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они
Стандартизация для чайников. Общие понятия
Основополагающие технические регламентыявляются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран — участников ЕС и АТЭС.
Указанный подход обеспечивает гибкость технических регламентов, с одной стороны, и возможность реализации субъектами регулирования конкретных апробированных решений — с другой. Пример таких регламентов — европейские директивы, разрабатываемые в рамках Нового и Глобального подходов. Например, конкретные требования к Директиве 88/378/ЕЭС «Игрушки» установлены в шести Европейских стандартах.
Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.
По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:
- общие (горизонтальные);
- специальные (вертикальные);
- макроотраслевые.
Общие (горизонтальные) технические регламенты разрабатываются на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными.
Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.
Специальные(вертикальные) технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом.
Кроме того, в практике технического регулирования выделяют макроотраслевые технические регламенты, которые связывают общие технические регламенты и специальные.
Следует подчеркнуть, что технический регламент не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам продукции, поскольку такие требования должны регулироваться рыночными отношениями, а не административными мерами. К ним, например, относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики совместимое с другими изделиями и т. п.
Не должны содержаться в техническом регламенте требования к конструкции и исполнению объекта технического регулирования, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей безопасности.
Источник: www.rsnso.ru
Техрегламент «О безопасности зданий и сооружений»: давайте разберемся в терминах!
АНСБ опубликовало статью доктора технических наук, академика РААСН Владимир Травуша и кандидата технических наук, советника РААСН Юрия Волкова, в которой разбираются некоторые положения Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений»
Минстрой России в настоящее время ведет работу по внесению изменений в действующий технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» 384-ФЗ. Ниже приводится ряд предложений по возможным изменениям регламента.
Следует отметить важные положительные аспекты принятого 30 декабря 2009 года Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Прежде всего, в Федеральный Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ регламент добавил статью 5.1, подчеркивающую специфику технического регулирования в строительной отрасли. Эта статья так и называется «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений». Одной из этих особенностей, введенных регламентом, является обязательность выполнения требований определённой группы нормативных документов, применение которых обеспечивает безопасность зданий и сооружений.
Если вспомнить, в своё время Закон «О техническом регулировании» наибольшее неприятие и критику встретил как раз со стороны строительного сообщества, именно из-за игнорирования этим Законом специфики строительной деятельности.
ТАК ДОБРОВОЛЬНО ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНО?
В то же время, технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» не является документом прямого действия и в нем не указан адресат — для кого он, собственно, написан. В первой статье сформулированы лишь общие цели принятия регламента. Поэтому в преамбуле регламента надо прямо указать, что регламент должен использоваться, прежде всего, при разработке нормативных документов. Именно в нормативных документах общие положения регламента должны быть преобразованы в конкретнее технические требования, выполнение которых и обеспечит безопасность проектируемых, возводимых и эксплуатируемых строительных объектов.
Статья 5 п.2 регламента озаглавленная «Обеспечение соответствия безопасности изданий и сооружений требованиям настоящего Федерального Закона» так и утверждает, что выполнение обязательных требований данного регламента обеспечиваются через выполнение требования по безопасности, содержащиеся в сводах и правилах, или специальных технических условиях. При этом, выполнение требований этих документов может быть двояким: обязательным и добровольным.
Обязательное исполнение требований сводов правил и национальных сводов правил относится только к документам, включенным в перечень, утверждаемый Правительством России. На это указывает статья 6 пункт 1 Технического регламента.
Еще один перечень документов, утверждает Ростехрегулирование. Эти документы применяются на добровольной основе, но, тем не менее, также обеспечивают выполнение обязательных требований данного технического регламента. Получается, что обязательные требования можно выполнять на добровольной основе. Это юридический казус, который никто обосновать не может. Поэтому упоминание о добровольном применении нужно либо исключить, либо принцип добровольного применения внятно юридически разъяснить в виде отдельного параграфа.
В Резолюции Международной конференции «Техническое регулирование в строительстве» (Челябинск, октябрь 2013 года) было подчеркнуто, что в техническом регулировании строительства до настоящего времени не решен целый комплекс проблем. При этом в Решении Конференции указывается, что «добровольное» применение никакими правовыми актами не определено, и что добровольное применение нормативных документов не может быть основой для проведения экспертизы как проектной документации, так и для целей строительного надзора, представлений для судебных органов и т.д. Утвержденный недавно новый Перечень нормативных документов обязательного применения повторяет ошибки предыдущего, когда нормативный документ делится на части для добровольного и обязательного применения.
Упомянутые перечни вот уже ряд лет являются предметом нареканий и двоякого толкования. Например, вопрос, делают ли ссылки в обязательном документе на документы добровольного применения их также обязательными? Критерии составления перечней совершенно не ясны, отсюда и обилие мнений на этот счет.
Если критерием является безопасность, то получается, что есть безопасность обязательная, а есть не очень обязательная, то есть добровольная. Между тем, в реалиях, мало какие строительные процедуры не влияют на безопасность объектов. Например, за рамками нового перечня остались документы на правила производства работ, влияющих на безопасность зданий и сооружений, хотя, по логике, эти документы должны быть все, без исключения, указаны в обязательном перечне, хотя список этих работ довольно длинен.
Наиболее радикальный способ решить проблему перечней документов — это вообще не составлять никакого перечня. Действующие нормативные акты вполне позволяют это сделать. Кто бы ни составлял подобный перечень, неизменно будут возникать вопросы о целесообразности включения того или иного документа. Пользователями упомянутого перечня как инструмента выполнения требований Технического регламента, являются прежде всего проектировщики и органы государственного строительного надзора.
В обязанности органов надзора входит согласно Положению, утвержденному Правительством от 1 февраля 2006 года №54, проверка строительных работ и используемых материалов на соответствие требованиям норм и, подчеркнем, проектной документации. Согласно требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, ст.15,п.6, проектировщик должен в проекте давать ссылки на примененные им нормативные документы из обязательного или добровольного перечня.
Но помимо этих документов, проектировщик пользуется большим количеством других нормативов, прежде всего, стандартами, определяющими технические требования к строительным материалам. Все они являются неотъемлемой частью проектной документации.
Соответственно, органы строительного надзора обязаны проверять строительные работы на стадии производства или завершения на соответствие требованиям этих нормативных документов. Следует отметить, что в Положении о государственном строительном надзоре ни слова не говорится о том, что при проверке следует руководствоваться перечнями документов обязательного или добровольного применения, но неоднократно подчеркивается, что проверка должна проводиться на соответствие проектной документации. Более того, Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» прямо указывает, что проектная документация должна использоваться в качестве основного документа при принятии решения об обеспечении безопасности здания или сооружения (статья15,п.10). Потому в каждом конкретном случае достаточно в проекте указать применённый документ, чтобы сделать его обязательным для конкретного применения.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ
Вернемся к регламенту. В регламенте «О безопасности зданий и сооружений» использовано заимствованное из Закона «О техническом регулировании» понятие «минимальные необходимые требования» (ст.3 п. 6). Совершенно неясно, в чем их минимальность для данного регламента.
Тем более, регламент не оперирует при формулировании конкретных требований численными техническими характеристиками, анализируя которые можно было бы оценить минимум это или максимум. Для расчета и проектирования строительных конструкций концепция «минимальные необходимые требования» вообще-то и психологически опасна. Любая конструкция должна иметь определённый запас прочности. Аварии строительных объектов происходят нередко по причине выполнения необходимых требований по минимуму.
То же можно сказать о «пониженном уровне ответственности». Вызывает недоумение отнесение в регламенте к пониженному уровню ответственности зданий и сооружений для индивидуального жилищного строительства (ст.4,п.10).
В самом термине «пониженный уровень ответственности заложено пренебрежение к пользователям таких зданий и сооружений. В сейсмоопасных зонах в случаях землетрясения рушатся и убивают людей чаще всего именно такие объекты «пониженного уровня ответственности». Ответственность может быть либо особая для объектов, выход из строя которых приводит к огромному экологическому ущербу (высокие плотины, атомные электростанции, химические объекты, объекты жизнеобеспечения городов и т.д.), либо повышенная (высотные здания, внеклассные мосты, тепловые электростанции, зрелищные объекты с одновременным присутствием большого числа людей и т.д.), либо нормативная (проектная).
Несколько случайным выглядит перечень «понятий» (почему-то не терминов), используемых в регламенте по безопасности зданий и сооружений.
Из видов безопасности дано определение лишь термину «механическая безопасность», хотя в главе 3 Регламента указаны многие другие виды безопасности. В тоже время, в разделе «понятия» даны термины в тексте регламента не используемые в частности «апробированная методика», «аварийное освещение», приведены определения «усталости явления», но нет более общего термина «надежность строительных конструкций», а также «долговечность».
В ГОСТ 54257 «Надежность строительных конструкций и оснований. Общие положения» термин «воздействие» включает нагрузку, что логично, поскольку учет воздействия (например, температуры) реализуется через учет эквивалентных нагрузок. В регламенте же это разные термины.
Термин «механическая безопасность» в регламенте определяется через отсутствие недопустимого риска. Риск является вероятностной, т.е. численной величиной. Это определение «механической безопасности» делает данный технический регламент, строго говоря, законом отложенного действия до тех пор, пока не будут разработаны стандарты, устанавливающие допустимые значения рисков для различных зданий и сооружений. Кроме того, необходимо будет разработать стандарты, содержащие методики определения фактических значений конкретных для зданий и сооружений величин рисков. Полученные значения необходимо будет затем сопоставить с допустимыми.
До сегодняшнего дня оценка «механической безопасности» или надежности делалась путём анализа первой группы предельных состояний, и на этом принципе построены все нормы расчета прочности. Вероятностные методы (а к ним относится оценка риска) допускается использовать в том случае, если количество данных позволяет проводить их статистический анализ и если эти данные являются однородными и статистически независимыми. (см ГОСТ «Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения»).
Термин «жизненный цикл здания» неправомерно включает периоды времени, связанные с инженерными изысканиями и проектированием, это отдельные процессы, к исчерпанию эксплуатационной пригодности здания не имеющие отношения. Термин «здание» — это не результат, как указано в его определении (здание может быть не закончено), а объект строительства.
В требованиях к проектной документации (ст. 15) регламента «О безопасности зданий и сооружений» необходимо дополнительно указать, что эта документация должна содержать ссылки на конкретные нормативные документы, которые были использованы при ее подготовке.
В ст. 16 «Требования к обеспечению механической безопасности зданий и сооружений» технического регламента следует исключить численные значения коэффициентов надежности по ответственности и количеству уровней ответственности. Технический регламент — это, прежде всего, юридический документ.
Подобные уровни должны быть обозначены в соответствующем стандарте, в частности, в упомянутом выше ГОСТ 54257.
СВОД ПРАВИЛ ИЛИ СТАНДАРТ?
Главу 4 регламента следует дополнить статьей, содержащей положения, что контроль процесса строительства должен включать контроль на соответствие проектов организации строительства и правилам производства работ. Следует в тексте дать определение основополагающих нормативных документов — стандарт и свод правил. Термин стандарт может быть позаимствован из Закона «О техническом регулировании».
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, и т.д.
Но этот же Закон дает неудачное определение свода правил.
Свод правил — документ, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования, производства и т.д. . Прямо скажем, беспомощное определение. Вряд ли кто-нибудь может внятно объяснить, что такое «описание процессов проектирования».
В стандарте — устанавливаются, в своде правил — содержатся; в стандарте — характеристики процессов проектирования, в своде правил — описание процессов проектирования.
А вот как свод правил определял до своей отмены, СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве» — «Своды правил являются документами, содержащими с необходимой полнотой и оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм».
Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений» СНиПам был придан статус, иными словами, присвоено второе название — «Свод правил», что породило определённую путаницу, поскольку термин «свод правил» уже был задействован. Всего с 1995 года до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в строительной отрасли было разработано около 100 сводов правил.
После выхода Постановления Правительства от 19.11.2008 № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил». Начался цикл превращения действующих СНиП в своды правил, и актуализируемые документы были названы сводами правил. Была утрачена важная семантическая составляющая, а именно, слово «нормы». Сравните: «Свод правил» и «Строительные нормы и правила», коротко — СНиП. Что звучит более весомо?
Источник: www.np-ciz.ru
Технический регламент
Технический регламент — документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования к объектам технического регулирования.
Технический регламент нормирует с точки зрения правовых актов и предписывает к обязательному исполнению требования:
- к производству;
- к упаковке;
- к перевозке;
- к хранению;
- к утилизации однородной продукции.
Весь перечень требований является предметом рассматриваемого регламента. В документе полностью прописан порядок действий при изготовлении однотипных товаров.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Влияние технического регламента распространяется на все сферы, от маленьких производств до крупных строительных холдингов. За основу регламента взят такой компонент, как стандарт. На этом строятся требования к выпускаемым товарам или к оказываемым населению услугам.
- на законодательстве Российской Федерации;
- на указах правительства;
- на нормативно-правовых актах федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Данного рода документы составляются не только на государственном уровне, но и на международном. В последнем случае за основу берутся международные стандарты, прописанные в ЕЭк и в ЕС.
Главной целью создания технического регламентирования является забота о здоровье потребителей. К тому же прописанные в документе требования к созданию упаковки и ее утилизации направлены на охрану экологии.
Отдельные пункты, прописанные в законе, направлены на сохранение имущества, как производителя, так и потребителя. И как следствие в документе предупреждаются возможность введения в заблуждение последних.
Что касается обеспечения качества продукции, процессов ее изготовления и качества предоставляемых услуг, то стремление производителя к конкурентоспособности также лежит в основе стандартизации. Конкурентоспособность — залог качества.
В законе «О техническом регулировании» на федеральном уровне прописано, что требования разрабатываются на основе международных документов. Это директивы Европейского союза, национальные стандарты и стандарты ведущих зарубежных государств. Обращение к иностранным стандартам нужно, для того чтобы при необходимости можно было осуществить товарооборот с другими странами.
Технический регламент следует отличать от Регламента.
Регламент — это нормы, созданные органами власти.
Технический регламент нормирует характеристику продукции и все процессы, связанные с ее производством и хранением. Кроме того, влияние данного документа распространяется и на информацию, содержащуюся на упаковке, этикетке. Здесь с точки зрения техрегламента должно быть прописано, что входит в состав продукции, дата изготовления и условия хранения.
Техрегламент, в отличие от ГОСТа, ТУ и других документов, имеющих добровольное начало, является законом, требующим обязательного исполнения.
Классификация технических регламентов
Технические регламенты классифицируются по определенным признакам.
По способу установления требований:
- предписывающие;
- основополагающие.
По области распространения:
- общие;
- специальные;
- макроотраслевые.
В предписывающих зафиксированы многочисленные требования к изготовлению того или иного товара. Поскольку этот вид перегружен требованиями федерального значения, и он не может действовать на международные соглашения, то при товарообороте между различными странами ориентируются на основополагающую разновидность техрегламента. Требования представлены здесь конкретным списком. Цифры представлены ссылкой на документ предписывающего вида.
Что касается области распространения предписывающих техрегламентов, то данный тип техрегламента касается всех отраслей и всей выпускаемой продукции. Это вопросы, связанные с безопасностью эксплуатации зданий и с безопасностью по отношению к близлежащей территории. В прерогативе документа пожарная безопасность, а также безопасность электромагнитная, экологическая и биологическая, радиационная и ядерная.
Специальные технические регламенты непосредственно связаны с требованиями к продукции и всех процессов сопровождающих ее на разных стадиях производства.
Макроотраслевые техрегламенты — это комплекс требований, включающий в себя общую и специальную разновидность.
Принятие такого закона необходимо для применения на производстве, где не просто выпускается некая продукция, но и имеется высокая вероятность возникновения ЧС. Примером тому может быть, например, завод по изготовлению фейерверков или любых других подобных устройств.
Как осуществляется контроль исполнения требований
Контроль над исполнением требований осуществляется должностными лицами государственных органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации.
Контроль может осуществляться, как по плану госорганов, так и при наличии жалоб со стороны потребителей. Проверка соблюдения требований может быть осуществлена на любом этапе производства, от начальной стадии до эксплуатации.
Проверяющий имеет право требовать сертификат продукции, что подтверждает соответствие требованиям технического регламента. В его компетенции также в случае выявленных нарушений и при отсутствии возможностей исправить ситуацию аннулировать действие данного документа. В случаях несоответствия товара требованиям, он может изыматься, как с производства, так и с полок магазинов.
В случаях причинения вреда здоровью потребителя ответственные лица за изготовление и распространения несут гражданско-правовую ответственность. Степень ответственности определяется не нарушением, а последствием.
Источник: wiki.fenix.help