Статья 45 ЛК РФ. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
3. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
4. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
ПРОЕКТ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ разработка экспертиза состав и от чего зависит стоимость
5. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарии к ст. 45 ЛК РФ
«Линейные объекты представляют собой линейные элементы организации территории. К ним относятся полевые и магистральные дороги, лесополосы, инженерные коммуникации (газопроводы, ЛЭП и др.), отдельные границы участков, зон и т.д. Эти объекты могут размещаться на местности в виде прямых и ломанных линий, а также в виде кривых. Они характеризуются протяженностью, шириной, координатами начальных, конечных и промежуточных точек» .
Нагаев Р.Т. Указ. соч. С. 156.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов в соответствии со ст. 25 настоящего Кодекса. Статья является новой для Лесного кодекса, поскольку ЛК РФ 1997 г. содержал только ст.
66 о порядке проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, где в том числе содержался режим прокладки коммуникаций в лесном фонде. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ ст.
66 ЛК РФ 1997 г. была изложена в новой редакции, и режим статьи стал включать в себя осуществление строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов. Земли лесного фонда предоставлялись для этих целей на период строительства, а точнее, не предоставлялись, а использовались.
Вопрос в том, что лесное законодательство не знало такого вида лесопользования, т.е. организации, осуществляющие эти работы на землях лесного фонда, лесопользователями не становились по букве ЛК РФ 1997 г. Сложность заключалась еще и в том, что и землепользователями они также не были, т.к. земельное законодательство не определяло порядок предоставления земель лесного фонда в пользование гражданам и юридическим лицам, а только отсылало к лесному законодательству. Кроме того, ЛК РФ 1997 г. устанавливал режим использования земель лесного фонда для указанных работ только на период строительства.
Упрощается процедура оформления публичного сервитута на линейные объекты
Но ведь после периода строительства наступает период эксплуатации этих объектов, которые из земли никто не извлекает и ресурс эксплуатации которых предусматривается не один десяток лет. Так вот, раз это было не лесопользование, так и плату за пользование землями лесного фонда также взимать не могли, т.к. не могли заключить договор аренды на лесопользование или другой предусмотренный ЛК РФ 1997 г. вид договора.
Вот и получалось, что предприятиям выгоднее было тянуть линейные объекты через земли лесного фонда, а не через иные категории земель. Кроме того, у всех этих объектов существуют охранные и защитные зоны, так что лесным службам в определенном метраже от указанных объектов и лесные работы проводить было нельзя.
О размерах по возмещению потерь лесного хозяйства, как разовой плате, говорить вообще не приходится. Конечно, подобная ситуация может быть не столь печальна, когда указанные линейные объекты были бы исключительной федеральной собственностью.
Но экономика страны уже давно пошла по другому направлению, и сейчас развитие этой отрасли идет по пути коммерциализации, хотя и с монополистическим уклоном. Но тем не менее запрет на оборот указанных объектов для юридических и физических лиц в законодательстве отсутствует, на что указывает и п. 2 комментируемой статьи, которая определяет круг субъектов, кому лесные участки могут быть предоставлены для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов, — это граждане и юридические лица.
Ситуацию попытался исправить Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда», но в связи с вступлением в силу Лесного кодекса РФ 2006 г. его отменили. Указанный Закон опять изложил ст. 66 ЛК РФ 1997 г. в новой редакции и дополнил ЛК РФ 1997 г. новой статьей, где определял указанные работы как вид использования участков лесного фонда и говорил о процедуре предоставления для этих целей участков лесного фонда в аренду с переводом лесных земель в нелесные. Тем самым вышеуказанная проблема устранялась и бесплатное использование земель лесного фонда под линейными сооружениями уже было недопустимым. Но, как еще раз было указано, данный Закон просуществовал только полгода и сейчас утратил силу, а текст нового ЛК РФ 2006 г. таких нюансов не содержит. Поэтому принятие подзаконного акта, указанного в п. 3 комментируемой статьи, необходимо для реализации Лесного кодекса РФ 2006 г.
Что касается самих линейных объектов, то белых пятен российского законодательства в этом отношении еще достаточно. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа. Участок, по которому проложены коммуникации (трубопроводы, кабели, линии электропередачи и др.) с частично совпадающими или соприкасающимися полосами отвода или охранными зонами, понимается как «технический коридор» (п. 2 прил. 2 Правил охраны магистральных трубопроводов).
Субъектом земельных отношений в данном случае выступает организация — собственник системы газоснабжения. Организация — собственник газораспределительной системы представляет собой, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Статья 28 вышеназванного Федерального закона устанавливает, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в постоянное или во временное пользование в порядке, определенном земельным законодательством РФ.
В постоянное пользование, как гласит Федеральный закон, организации — собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта. Во временное пользование организации — собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы газоснабжения, обеспечению их безопасности. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и отнесенных к категории земель промышленности, энергетики, недропользования или транспорта, осуществляется безвозмездно на основании решений органов власти, к полномочиям которых данный вопрос отнесен земельным законодательством РФ. Предоставление земельных участков, принадлежащих другим собственникам, осуществляется с согласия собственников земельных участков на основании договоров, заключаемых между собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами и организацией — собственником системы газоснабжения.
Вышеуказанные виды прав на земельные участки в рамках Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» не согласуются с видами прав на земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» был принят в первоначальной редакции до вступления в силу ЗК РФ.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).
Ранее полученные документы на таком праве должны быть переоформлены оставшимися юридическими лицами на право аренды или выкуплены в собственность. Поэтому, если организация — собственник системы газоснабжения к указанным лицам не относится, ни о каком праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками речи быть не может. Право временного пользования как институт земельного права в ЗК РФ не предусмотрено.
В соответствии с п. 6 ст. 90 ЗК РФ, посвященной землям транспорта, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки:
для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.
Обратим также внимание на текст ст. 28 Закона «О газоснабжении в Российской Федерации» (в ред. от 18 декабря 2006 г.), согласно которому на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Правила охраны магистральных трубопроводов были утверждены в 1992 г. замминистра топлива и энергетики России, Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9. В данных Правилах закреплено, что запрещается в охранных зонах трубопроводов вообще и что возможно, но только при наличии письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта. Правила охраны газораспределительных сетей утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878, где также устанавливаются охранные зоны газораспределительных сетей и перечень ограничений на земельные участки, а также работ, которые разрешены в охранных зонах газораспределительных сетей, но при уведомлении эксплуатационной организации или при письменном разрешении эксплуатационной организации газораспределительных сетей.
Правила устанавливают, что земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев и пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), установленных Правилами. Данные ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.
Среди исчерпывающего перечня оснований для установления публичных сервитутов в рамках ст. 23 Земельного кодекса РФ значится использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
В Правилах охраны газораспределительных сетей, например, возможность установления сервитута на земельные участки предусмотрена для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети для эксплуатационной организации с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков. Сам сервитут в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является разновидностью ограничения (обременения). Исходя из смысла ст. 274 ГК РФ, регламентирующей положения о праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитуте), сервитутом может быть обременен именно соседний земельный участок.
Уже исходя из вышеизложенного возникают следующие вопросы.
1. Почему Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» закрепляет, что охранные зоны устанавливаются только на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, при этом законодатель допускает прохождение сетевых сооружений на землях иных категорий (например, на землях лесного фонда)?
2. Почему Земельный кодекс РФ в ст. 90, говоря о размещении трубопроводов на категории земель промышленности, энергетики, транспорта. и иного специального назначения, не устанавливает, когда требуется перевод земель из какой-либо категории в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта. и иного специального назначения, а когда не требуется? Ответ на этот вопрос четко не прослеживается и из текста Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Как понимать, что для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода осуществляется перевод в категорию земель промышленности и транспорта, а для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы газоснабжения, обеспечению их безопасности не требуется перевода земель?
3. Почему ст. 23 ЗК РФ определяет в качестве основания для установления публичного сервитута на земельные участки только ремонт сетей? А как быть с прокладкой сетевых сооружений?
4. Как соотнести несуществующие права на земельные участки, предусмотренные специальным законодательством и ЗК РФ?
В соответствии с ЗК РФ правовой режим земель должен определяться исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эксплуатация сетевых сооружений, как правило, отнюдь не краткосрочна, а предполагает длительный срок использования. Сами сетевые сооружения, как имущественный комплекс, должны входить в основные средства их балансодержателей. Данный комплекс неразрывно связан с землей, а потому природоресурсные отношения должны быть наиболее четко отрегулированы.
Охранные зоны магистральных трубопроводов с размерами установлены Правилами в разд. 4. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил.
Что запрещается осуществлять в охранных зонах, также отражено в п. 4.3, 4.4 Правил.
Любые работы, согласно п. 5.1 Правил, и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода от предприятия трубопроводного транспорта.
В соответствии с действующим законодательством существует право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Сервитуты подлежат государственной регистрации и, помимо частных (между собственниками земельных участков), могут быть публичными, в том числе для использования земельного участка в целях ремонта линий и сетей. Собственник участка, на который установлен такой сервитут, может требовать за это определенную плату; публичный сервитут устанавливается соответствующим нормативным правовым актом органа субъекта РФ, либо местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.
Согласно п. 6 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта на землях транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения трубопроводов, размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития таких сооружений, установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.
Здесь же установлено, что не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий и катастроф.
С учетом вышеизложенного, во избежание противоречий с землепользователями, собственниками, землевладельцами земельных участков, организации — собственники, держатели сетей, в том числе трубопроводов, должны обращаться в соответствующие администрации, органы исполнительной власти субъекта для установления публичных сервитутов для ремонта и подобных работ сетей. Соответствующие ограничения должны быть в виде изменений внесены в правоудостоверяющие документы землепользователей, при этом следует надлежащим образом произвести государственную регистрацию сервитутов в учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ИсточникПриказ Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2011 N 21533)
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. II), ст.
3616; N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст.
3735; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; «Российская газета», 2010, N 297) приказываю:
утвердить прилагаемые Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Утверждены
Приказом Рослесхоза
от 10.06.2011 N 223
ПРАВИЛА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ,
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ
1. Настоящие Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. II), ст. 3616; 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст.
1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст.
3998; «Российская газета», 2010, N 297) (далее — Лесной кодекс Российской Федерации).
2. Для целей настоящих Правил под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов .
3. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов .
4. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты .
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации .
5. В целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель — участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
6. Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории.
При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных и железных дорог исключаются случаи, вызывающие нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков вдоль дорог.
7. На лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
8. В целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом «а» Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1220);
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
9. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков .
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении рубок лесных насаждений, указанных в пункте 8 и абзаце первом настоящего пункта Правил, проект освоения лесов не составляется.
10. Для проведения указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации, не позднее 15 дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ — не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество — для физического лица;
б) объем и породный состав вырубаемой древесины;
в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения);
г) срок завершения рубки лесных насаждений.
Требование о направлении заявителем иной информации, помимо указанной в настоящем пункте, а также отказ в получении направляемой информации, ее регистрации не допускается.
11. В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов .
Такие рубки осуществляются в порядке, установленном настоящими Правилами.
В защитных лесах предусмотренные настоящим пунктом Правил выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей использования линейных объектов, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации .
12. В зоне притундровых лесов и редкостойной тайги рубка лесных насаждений, трелевка должна производиться с минимальным нарушением растительного и почвенного покрова.
13. Если иное не установлено законодательством, в охранных зонах и на просеках линий электропередачи и линий связи, других линейных объектов допускается рубка деревьев, кустарников, лиан, их уничтожение, в том числе химическим или комбинированным способом.
14. По всей ширине охранных зон линейных объектов на участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников на склонах.
15. При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается:
повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны;
захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;
загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;
проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны.
16. Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают:
регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;
восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
17. Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, подлежат рекультивации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Порядок использования лесов для строительства реконструкции эксплуатации линейных объектов
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утверждены приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434.
Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
При использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель — земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
В целях размещения объектов, связанных со строительством или реконструкцией линейных объектов, в лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, используются в первую очередь земли, на которых не расположены лесные насаждения.
Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие водной и ветровой эрозии земель на лесных участках, на которых размещаются линейные объекты и их охранные зоны.
Использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации. Использование лесов, расположенных на землях иных категорий, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществляется в соответствии с целевым назначением таких земель на основании разрешения компетентных органов.
Источник