Порядок изъятия земельных участков индивидуального строительства

Содержание

Процесс, согласно которому производится изъятие ЗУ, утверждается на законодательном уровне. В данном направлении действуют федеральные законы, такие как Земельный и Гражданский кодексы. Некоторые положения регламентируются уголовным законом.

С конфискацией земельного участка (ЗУ) прекращается право собственности относительно надела. Допускается принудительное конфискование земель, что подразумевает их передачу в собственность государства, соответственно, правомочия собственника частного лица в этот момент прекращаются.

Основания для процедуры

Данные положения прописываются в гражданском законодательстве. В их число входят:

  • взыскание накладывается на землю по причине установления обязательств;
  • изымают наделы, которые согласно законам не могут принадлежать частным лицам на праве собственника;
  • национализация, конфискация или реквизиция наделов;
  • выделяется доля в совместном владении с выплатой компенсации в денежной форме (связано с тем, что долю в натуре выделить нельзя);
  • участки выкупаются для муниципальных или госпотребностей;
  • надел используется с нарушением правил, установленных законодателем.

Также допускается изъятие участка, который расположен под домом и оформлен в собственность. При этом процесс производится независимо от формы собственности на землю. Прекращение прав собственника в принудительном порядке допускается, если лицо нарушило принципы, установленные для целесообразного использования. В том числе:

Изъятие земель государством: основания, порядок, возмещение убытков

  • использование не отвечает установленной категории и целевому назначению;
  • нарушается экологическая обстановка, снижается плодородность надела для земель, имеющих сельскохозяйственное назначение;
  • собственник высказывается против устранения последствий нарушений, которые связаны с загрязнением окружающей среды;
  • проигнорированы обязательные меры по осуществлению охранных мероприятий, улучшению почвы;
  • лицо уклоняется от уплаты налоговых платежей.

Допускается изъятие на принудительной основе:

  • когда конфискация проводится в рамках программ, проводимых государством, муниципалитетом;
  • реквизиция;
  • иные случаи, закрепленные в законах.

Составляется соглашение об конфискации земельного надела. Этот документ подтверждает факт отчуждения имущества гражданина или организации в пользу государства или муниципалитета.

Заключается акт собственниками надела, который изымается и органами муниципальной или госвласти. В качестве объекта соглашения рассматривают наделы и объекты, которые на них возведены. На участки могут распространяться права собственности, а также постоянного пользования.

Решение об изъятии

Решение

Соглашение имеет письменную форму. В нем отражается:

  1. Период, в течение которого осуществляется передача. Он не может превышать более 6 месяцев с момента, когда прекратилось право собственника у предыдущего владельца.
  2. Указывается порядок и сумма относительно возмещения ущерба, который возникает по причине изъятия участка.
  3. Вписываются реквизиты акта, в котором содержится решение об конфискации надела для нужд государства или муниципалитета.
  4. Указывается, какое право прекращается или возникает в отношении участка или расположенных на нем строений в результате процедуры.
  5. Цели, с которыми проводится процесс.
  6. Кадастровые данные для участков, которые изымаются. Если нет такого номера, то вписывают условный, которые устанавливается на основании законодательства.
  7. Данные сторон договора.
  8. Сооружения, которые не могут быть изъяты, но при этом располагаются на изымаемой территории.
  9. Сервитут земельного участка, если таковой действует.

В гражданском законодательстве прописывается порядок, согласно которому происходит регистрация сделок с земельными наделами. Состоит он из шагов:

  • соглашение направляется собственнику надела для изучения;
  • акт подписывается либо когда человек отказывается его подписывать или в течение трех месяцев с момента получения игнорирует – отправитель подает иск в судебный орган о принудительной конфискации;
  • документ отправляется органу, который его направил;
  • соглашение направляется в Росреестр для регистрации;
  • производятся регистрационные мероприятия и переход прав от частного лица к органам государства или муниципалитета.

К соглашению прикладываются:

  • кадастровая документация относительно ЗУ и построек на нем;
  • отчет, содержащий рыночную стоимость земли и сооружений;
  • когда предусматривается компенсация при изъятии, то составляется отчет с указанием реальных стоимостей.

Несанкционированное использование

Лицо, владеющее ЗУ, лишается данных прав в ситуации, когда на протяжении трехлетнего периода территория не использовалась им по назначению, для которого регистрировалась либо при использовании были допущены грубые нарушения правил установленных относительно землепользования.

Земельные наделы подвержены обследованию административного характера, которые проводятся представителями государственного кадастра.

В таком случае инспектированию подлежит:

  • состояние ЗУ по факту;
  • формы относительно их использования;
  • степень и наличие ущерба, который причинен наделу.

Если в ходе проверки выявляются нарушения, то собственник привлекается к административной или иной ответственности. Также рассматривается в качестве решения проблемы смена собственника в принудительном порядке. Проводится это с помощью продажи участка.

Реквизиция

В качестве одного вида принудительного конфискования ЗУ выступает реквизиция. Процедура проводится органами исполнительной власти при возникновении ситуаций, носящих чрезвычайный характер. Целью в таком случае выступает защита жизни, здоровья и благополучия отдельных лиц, общества и целого государства.

Стоит отметить, что рассматриваемый процесс имеет возмездный характер. Это значит, что собственник получает денежную компенсацию за изъятое у него имущество. Подтверждается это специальным документом. Размер компенсационных выплат зависит от того, что определено при оценке имущества в соответствии с законодательными актами.

Возмещение убытков правообладателю

Возмещение убытков правообладателю

Данная мера носит временный характер. После того, как заканчивается действие оснований, которые служили причиной конфискации – надел возвращается в собственность человека, при этом возмещаются убытки.

Когда вернуть участок не представляется возможным, то компенсация выплачивается в размере рыночной стоимости. Также учету подлежит выгода, которая была утрачена. Если собственник выразит согласие, то ему предоставляют другой равноценный участок.

Конфискация

Данная разновидность изъятия предусматривается земельным законодательством. Также некоторые положения определяются в Уголовном кодексе. Изъятие производится в таком случае по причине совершения преступления и выступает неким видом наказания. Решение принимается только судебной инстанцией.

Изъятие производится на безвозмездной основе. В настоящее время подобная санкция исключается из действующего законодательства.

Порядок изъятия

Земельный и Гражданский кодексы содержат положения относительно порядка изъятия ЗУ. Процесс при нарушении порядка землепользования выглядит так:

  • органы государственной или муниципальной власти принимают решение относительно совершенного правонарушения;
  • когда имеется согласие собственника, выраженное в письменной форме – надел выставляется на торги;
  • после того, как участок реализован – денежные средства, за исключением тех, что были затрачены на проведение торгов, передаются лицу, имеющему право владельца на надел;
  • если человеком не принимается решение, которое вынесено властными органами, то они подают иск относительно продажи надела.

Процесс конфискации выглядит:

  • судебным органом выносится решение относительно совершенного преступления;
  • суд выносит заключение о проведении конфискации.

Реквизиция проводится данным образом:

  • выдается документ, где содержится решение государственного органа о проведении реквизиции;
  • устанавливают форму или размер компенсационной выплаты;
  • если человек не согласен с принятым решением относительно компенсации – акт оспаривается в судебном порядке.

Для муниципальных и государственных потребностей

Изначально производится разработка и принятие проекта относительно конфискации земли на уровне властных органов. Когда осуществляется выбор площади, где планируется государственное или муниципальное строительство, то выносят заключение, содержащее форму изъятия. В документе указывают:

Изъятие ЗУ для муниципальных потребностей

  • фактические данные относительно ЗУ, которые подкрепляются с помощью выписки из кадастров;
  • указывается срок и цель проведения процедуры;
  • данные о настоящем владельце и статусе, который он имеет;
  • дается задание относительно извещения собственника;
  • проводится регистрация принятого решения;
  • составляется соглашение;
  • указываются новые права, которыми обладает лицо в связи с изъятием;
  • осуществляется уведомление собственника.

Когда отсутствует официальное информирование лица, обладающего правами владения, о проводимой процедуре – данное действие считается недопустимым. Регистрация относительно решения представляет собой фактическое законное наложение ограничение на права владения относительно изымаемого объекта.

Понятие конфискации земли для государственных нужд

Понятие конфискации земли для государственных нужд

Лица, владеющие землями, права которых прекращаются, получают соглашения относительно изъятия ЗУ совместно с актом, где содержатся сведения относительно проведенной оценке. Минимальный срок, который устанавливается для заключения такого соглашения, не оговаривается в законах. Максимальный срок равен 90 дням.

В противном случае подается исковое заявление в суд с требованием о принудительной конфискации.

Извещение

Собственник ЗУ, который планируется к изъятию, должен быть заранее уведомлен о проведении данной процедуры.

Когда процесс проводится для муниципальных или гос. потребностей – собственник уведомляется за 1 год до того, как запланировано изъятие.

Сведения предоставляются в таком порядке:

  • во время разработки проекта и выбора места нахождения объекта;
  • после того, как принято решение относительно изъятия (минимальный срок – 1 год);
  • когда проект прошел официальную регистрацию и зафиксирована точная дата изъятия.

Обжалование решения

Решения, которые выносятся относительно факта конфискации надела, могут быть обжалованы в судебных органах:

  • когда собственник не согласен с рассматриваемой процедурой;
  • если не приняты предложенные условия.

В действующем законодательстве не в полной мере учитываются все имеющиеся нюансы относительно юридической процедуры изъятия. Зачастую владельцами участков не регистрируются права в едином реестре, который ведется государственными органами. Тогда возникают вопросы при подписании соглашений в случае установления долевого владения. Нюансы касаются и оценки наделов.

Возмещение убытков

Согласно земельному законодательству в полном объеме возмещаются убытки, в том числе и упущенная выгода, которые причинены:

  • когда участки изымаются для государственных или муниципальных нужд;
  • состояние земли было ухудшено за счет деятельности других лиц;
  • ЗУ были заняты временно;
  • права собственников, землевладельцем и землепользователей ограничены;
  • на основании ходатайства органа государственной власти либо муниципалитета изменяется целевое назначение.
Читайте также:  Кто может инвестировать строительство

Когда убытки были причинены в результате иных действий – порядок возмещения устанавливается статье 62 Земельного кодекса.

Причиненные убытки подразделяют на реальный ущерб и выгоду, которая была упущена. Реальный ущерб представляет собой расходы, которые лицо, чьи права нарушены, производит с целью восстановления своих правомочий. Также убытки понимаются как неполученные доходы, на которые лицо могло рассчитывать до нарушения его прав.

Убытки могут причиняться как правомерным поведением, так и правонарушением.

Изъятие в СНТ

Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.

СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:

  • когда лицо использует участок вопреки его назначению;
  • отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.

То, что человек не внес сумму, которая требуется для оплаты различных взносов и благоустройства СНТ – не является основанием для изъятия.

Если складывается ситуация, когда человек на протяжении длительного времени не используется свой надел – товарищество не имеет полномочий по изъятию таких земель. Это связано с тем, что в законодательстве отсутствует такое основание для изъятия участка.

Правомочия по выставлению земли на публичные торги обладает местная администрация. Это происходит, когда участок по факту заброшен, имеется задолженность по уплате членских взносов, оплате водоснабжения и электроэнергии.

Постановление об изъятии надела у собственника выносится органом государственной или муниципальной власти. После того, как надел изъят права собственности относительно него утрачиваются. Если участок находился в аренде, то договор расторгается.

Для строительства дороги

Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.

Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.

Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.

Принудительное изъятие

В качестве одного из основания для прекращения прав собственности рассматривается принудительное изъятие надела. Производится процедура только в установленном законом порядке. К ним относят:

Законодателем предполагается принудительное изъятие наделов в государственных или муниципальных нуждах, но при этом заранее собственникам должна быть выплачена компенсация. Если лицо не соглашается на выкуп, то органы власти подают иск в суд. Когда достигнуто соглашение – производится процедура в административном порядке.

К примеру, на совещании госоргана было принято решение о прокладывании дороги по территории, где располагался участок, принадлежащий К. Чиновниками был соблюден установленный в законе порядок, проведена оценка и К. выплачена рыночная стоимость его надела.

Обратить взыскание могут на основании решения, вынесенного судом. Однако иной порядок может быть предусмотрен в законе или договоре.

Относительно реквизиции земельное законодательство предусматривает, что при различного рода авариях, стихийных бедствиях, эпизоотиях, и других обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер ЗУ на некоторое время может быть изъят у собственника. После прекращения оснований, по которым проводилась процедура – надел возвращают.

Изъятие по причине ненадлежащего использования производится, если человек не использует надел в соответствии с установленным назначением, либо использует, нарушая действующие нормы права. Это могут быть случаи:

  • надел имеет сельскохозяйственное значение и не используется более трех лет;
  • при использовании нарушаются рациональные правила относительно использования надела.

Если собственник согласен с процедурой, то реализация производится путем публичных торгов. В иных ситуациях допускается продажа надела по решению, вынесенному судьей.

Изъятие из чужого незаконного владения

Правомочия собственника находятся под защитой государства. Если совершаются посягательства, то они пресекаются уполномоченными на то органами власти. Изначально собственнику потребуется доказать, что он является добросовестным владельцем. Это может быть ситуация, когда участок приобретен у лица, которое не имело прав его отчуждать, например, залог земельного участка. При этом покупатель не знал и не мог знать об этом запрете.

Если приобретатель добросовестный, то закрепление его прав происходит в момент регистрации, однако исключениями являются случаи, прописанные в законе, когда реальный собственник может требовать возврата.

Человек в единственном случае может требовать возвращения надела – когда он выбыл из обладания против его воли. Примером служит, продажа по поддельной документации. В этом случае судебный орган удовлетворит иск в возврате надела в собственность реального владельца.

Изъятие из лесных земель

Данная проблема является актуальной на сегодняшний день для тех, чьи наделы расположены рядом с лесной зоной. Данная разновидность перевода предусмотрена в законодательстве. При этом имеет значение категория лесов. Если это резервный или эксплуатационный, то перевод осуществляется без ограничений.

Когда речь идет о защитном лесе, то перевод требуется создания охраняемой природной территории. Для действенной борьбы с данным явлением требуется слаженная работа органов государства, функционирующих в этом направлении.

Согласно законодательству допускается изъятие земельных наделов у собственников, при этом необходимо соблюсти установленную процедуру. Проводить изъятие могут специально на то уполномоченные органы.

Источник: oprave.com

Порядок изъятия земельного участка

Конституция Российской Федерации не только провозглашает принцип равенства всех форм собственности, но и гарантирует неприкосновенность имущества, принадлежащего на праве собственности, а также ее защиту. Ввиду особых свойств земли, как уникального природного ресурса, реализация этих принципов в отношении земельных участков имеет свои особенности.

Порядок изъятия земельного участка

Принудительное изъятие является одним из оснований прекращения вещного права на участок земли и допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Возможность такого изъятия обусловлена особыми качествами земли и ее целевым назначением.

Основания принудительного изъятия земли у собственника указаны в Земельном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ:

    в случае использования его не по назначению или с нарушением законодательства (статьи 284, 285 ГК РФ);
  1. Изъятие участка путем обращение на него взыскания на основании судебного решения, вступившего в законную силу (статья 237 ГК РФ);
  2. Возмездное изъятие участка в случаях чрезвычайных обстоятельств (статья 51 ЗК РФ);
  3. Изъятие участка в виде санкции за совершенное собственником преступление (статья 50 ЗК РФ);
  4. Возмездное изъятие (выкуп) участка для государственных или муниципальных нужд (статья 49 ЗК РФ).

Консультация юриста по земельным спорам бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Видео о компании

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены новые правила изъятия земельных участков у правообладателей по указанным выше основаниям. Если раньше законодательство разделяло субъектов права в зависимости от конкретного вида права (собственность, аренда, иные виды пользования), то сейчас для целей изъятия участков все эти субъекты объединены понятием «правообладатели».

Одним из главных условий существования права собственности за землю является ее использование по целевому назначению и с соблюдением требований законодательства. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что нарушение этих базовых правил влечет изъятие участков в следующих случаях:

  1. Участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства или для целей строительства, может быть изъят при условии не использования его для указанных целей в течение более чем трех лет.
  2. Участок используется с грубым нарушением правил, предусмотренных законодательством (не в соответствии с установленным целевым назначением; с ухудшением качественных свойств земли).

Данные основания изъятия распространяются не только в отношении права собственности, аналогичные правила действуют в отношении иных прав (аренды и т.д.). Изъятие участков в этом случае осуществляется в следующем порядке:

  1. Правообладатель привлекается к административной ответственности с выдачей предписания об устранении нарушений законодательства;
  2. Материалы о возможности принудительного изъятия направляются в орган исполнительной власти для последующей передачи в суд;
  3. В случае, если основания для изъятия участка не устранены правообладателем, суд имеет право вынести решение об изъятии участка путем продажи с публичных торгов.

Начальная цена публичных торгов определяется рыночной стоимостью земли, а средства, вырученные от продажи участка на торгах, выплачиваются предыдущему собственнику за вычетом расходов на проведение торгов.

Изъятие участка по решению суда об обращении взыскания на имущество собственника производится в рамках исполнительного производства. Участок подлежит продажи путем открытых торгов, а если сумма вырученных средств превышает размер долга по судебному решению, разница выплачивается бывшему правообладателю.

Изъятие участка в виде санкции за совершение преступления (конфискация) является безвозмездным. В этом случае бывший правообладатель не имеет права на получение какой-либо компенсации за принадлежавший ему земельный участок.

Статья 51 Земельного кодекса РФ предусматривает примерный перечень условий, при которых допускается временное возмездное изъятие участка у правообладателя (реквизиция):

  1. Наличие чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т.д.);
  2. Необходимость защиты жизненно важных интересов граждан и государства от данных обстоятельств.
Читайте также:  Расчет кирпича облицовочного на строительство дома

Реквизиция носит временный характер, после прекращения указанных выше оснований участок подлежит возвращению правообладателю с компенсацией убытков. При реквизиции и невозможности возврата, собственнику возмещается рыночная стоимость изъятого участка.

Основания для возмездного изъятия (выкупа) участков земли для государственных и муниципальных нужд предусмотрены статьей 49 Земельного кодекса РФ:

  1. Необходимость выполнения международных обязательств Российской Федерации;
  2. Необходимость размещения объектов государственного (муниципального) значения, если иные варианты их возможного размещения отсутствуют;
  3. Иные случаи, прямо предусмотренные федеральным законодательством.

Выкуп земли для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, решение об изъятии принимается органами исполнительной власти.

Любое решение об изъятии участка подлежит обязательной государственной регистрации.

Порядок изъятия земельного участка у арендатора

Так как арендатору принадлежит лишь право срочного владения и пользования участком земли, на него не распространяется общее правило изъятия участка, предусмотренное ст. ст. 279, 283 Гражданского кодекса РФ.

Изъятие участка у арендатора осуществляется в следующих случаях:

  1. По общим основаниям, предусмотренным для расторжения договора аренды имущества (ст. 619 ГК РФ): существенное ухудшение объекта аренды, существенное нарушение условий договора аренды, нарушение условий о внесении арендной платы;
  2. В случае изъятия участка у арендатора для государственных и муниципальных нужд (ст. 46 ЗК РФ). В этом случае возникает определенное противоречие с требованиями гражданского законодательства, ведь арендатор, в отличие от собственника, не получает выкупа за участок земли. Тем не менее, ст. 46 ЗК РФ предусматривает при изъятии участка у арендатора для государственных (муниципальных) нужд выкуп объектов, расположенных на участке и принадлежащих арендатору. Позиция ряда судебных органов о выплате арендатору выкупа за изымаемый участок на данный момент не нашла отражения в законодательстве и применяется лишь по аналогии права с возмещением арендатору убытков, вызванных изъятием.

Процедура изъятия участка у арендатора по указанным выше основаниям не отличается от аналогичной процедуры в отношении собственника, за исключением выплаты выкупной цены.

Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд

Изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в исключительных случаях. В отношении изъятия для муниципальных нужд статься 49 Земельного кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 499-ФЗ) предусмотрены следующие случаи:

  1. Строительство и реконструкция объектов местного значения при отсутствии других вариантов их размещения: объекты электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, автомобильных дорог и т.д.
  2. Иные основания, предусмотренные федеральными законами.

Решение об изъятии участка в этих случаях принимают органы местного самоуправления на основании утвержденных документов территориального планирования или проектами планировки территорий. Выплата выкупа за изымаемый участок осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.

Источник: advocate-service.ru

Конфискация земельного участка

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, согласно действующему законодательству могут быть изъяты даже у собственника. О том, в каких случаях осуществляется конфискация, реквизиция или изъятие земельного участка, каким законом регулируется данная процедура и что делать собственнику в такой ситуации – читайте в нашей статье.

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Конфискация земельного участка

Законодательная база

Все вопросы касаемо использования земельных участков, в частности, их целевого назначения, регулируются ст. 7 Земельного кодекса РФ. Согласно закону земли бывают:

  • из водного фонда;
  • из лесного фонда;
  • из резервного фонда (запасные);
  • объектами, относящимися к охраняемым территориям;
  • из промышленного фонда;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов.

Право пользования земельным участком определено в ст. 42 ЗК РФ, в которой отмечено, что собственники могут использования земельный надел только по целевому назначению, не подлежащему самовольному изменению (данные о земельном участке четко прописываются в кадастровом паспорте и свидетельстве о государственной регистрации).

Нарушение законодательства влечет за собой штрафные санкции в соответствии со ст. 8.8. КоАП РФ. Отдельные статьи земельного законодательства регулируют порядок изъятия земельного участка у владельца или собственника. Так, реквизиция участка происходит в соответствии со ст.

51 и ст. 66 ЗК РФ, выкуп участка для нужд государства или муниципалитета регулируется ст. 49 ЗК РФ, выкуп земли ввиду его нецелевого использования – статьями 284-285 ГК РФ. Согласно закону основаниями для изъятия земельного участка могут служить:

  • совершение преступления, наказание за которое предусматривает конфискацию имущества;
  • реквизиция при возникновение чрезвычайной ситуации;
  • выкуп государством или муниципалитетом;
  • конфискация земли в связи ненадлежащим использованием;
  • изъятие в связи с неисполнением залоговых обязательств по кредитному договору.

В зависимости от обстоятельств, возникших для изъятия земельного участка, законом предусмотрен определенный порядок в каждом отдельном случае. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Изъятие земельного участка для государственных нужд

Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.

Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия. Изъятие земельного участка государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды. Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

Реквизиция земельного участка

Земельный надел может быть реквизирован у правообладателя в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, крупномасштабных аварий, эпидемий. Порядок проведения реквизиции описан в ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ. В данном случае изъятие земельного участка является временной процедурой и после устранения последствий от возникновения чрезвычайной ситуации земля возвращается правообладателю.

В случае невозможности возврата земельного участка после его реквизиции, правообладатель может рассчитывать на финансовую компенсацию ущерба либо предоставление ему равноценного земельного участка безвозмездно.

Конфискация земельного участка

Земельный участок может быть конфискован на основании вынесенного судебного приговора за совершение преступления. Порядок конфискации имущества определен ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ.

Конфискации подлежит только тот земельный участок, который принадлежит непосредственно лицу, в отношении которого вынесено наказание.

В случае конфискации земельного участка бывший собственник не получает права на получение компенсации, и в дальнейшем его имущество реализуется на публичных торгах по продаже недвижимого имущества. Земельный участок не может быть конфискован:

  • если на территории земли располагается жилой дом или хозпостройки, не подлежащие конфискации;
  • если данная земля является объектом ведения подсобных и сельскохозяйственных работ.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением использования

Кроме вышеназванных оснований земельный участок может быть изъят в связи с его нецелевым использованием либо использованием с нарушением законодательства, в частности, если данный земельный надел не используется владельцем более 3-х лет (ст. 284 – 286 ГК РФ), чаще всего, данный вопрос касается дачных земельных участков. В названный временной отрезок не входит период, выделенный для освоения земли, а также период, когда использование участка было невозможно в связи с возникновением стихийных обстоятельств, которые бы препятствовали полноценной эксплуатации имущества. Основные признаки ненадлежащего использования земельного надела определены Перечнем, утвержденном постановлением Правительства РФ №369 от 23 апреля 2012 г., и включают в себя:

В случае несогласия владельца земельного надела с изъятием имущества, он имеет право подать в суд исковое заявление с требованием о возврате земельного участка.

Порядок изъятия земельного участка

Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан. В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом. По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск. Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.

Ответственность за нецелевое использование земли

Каждый владелец земельного участка должен помнить, что использование данного вида имущества не по целевому назначению, равно как и неиспользование его вовсе, является грубым нарушением земельного законодательства РФ, влекущим за собой административное наказание в виде штрафов, размер которых определяется с учетом кадастровой стоимости надела (если речь идет о землях сельхозназначения), а также, в зависимости от вида и сложности нарушения, наличия или отсутствия кадастровой стоимости и непосредственно категории земельного участка (сельскохозяйственное производство; огородничество или садоводство; строительство (дачные постройки, обустройство фермерского хозяйства, возведение индивидуального жилого строения (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)). Как правило, большинство нарушений в области использования земельных участков касаются положений по видам целевого назначения. К примеру, земля, приобретенная под статусом «ведение сельского хозяйства» не может быть использована под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). И в случае обнаружения органами самоуправления данного факта нарушения, на владельца земельного участка выписывается штраф и выдается предписание с требованиями об устранении нарушения в определенные сроки. Если собственник не предпринял никаких действий для ликвидации нарушения, контролирующие органы вправе подать на него в суд с требованием об изъятии данного земельного участка.

Важно! Собственник земельного участка, чье имущество было изъято на основании судебного решения, вправе оспорить его в течение 30 дней с момента получения на руки под роспись постановления суда либо его копии.

Штрафы, предусмотренные за нецелевое использование земельного участка, существенно выросли в последние годы и составляют: при наличии кадастровой стоимости:

  • для физических лиц собственников земли — от 0,5 до 1% (минимум 10 000 рублей);
  • для юридических лиц – до 2% от кадастровой стоимости (минимум 100 000 рублей);
Читайте также:  Частное строительство долевое участие

при отсутствии кадастровой стоимости размер штрафа будет фиксированным:

  • для физических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Штрафы за неиспользование земельного надела в течение 3-х лет подряд составляют:

  • для физических лиц, собственников участков — до 1,5% от кадастровой стоимости (минимальный размер 20 000 рублей), при отсутствии кадастровой стоимости – до 50 000 рублей.
  • для юридических лиц — от 3 до 5%, минимум 400 000 рублей (без кадастровой стоимости от 400 000 до 700 000 рублей).

Штрафы за неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения составляют:

  • для физических лиц — до 0,5%, (минимум 3 000 рублей)
  • для юридических лиц — до 10%, (минимум 200 000 рублей)

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что владельцы такого вида недвижимого имущества, как земельный участок, несомненно, не должны доводить ситуации до критического положения и судебных разбирательств. Соответственно, земля должна использоваться своевременно и по назначению, административные штрафы, в случае их наложения органами земельного надзора, должны быть своевременно оплачены. Если все же избежать иска от лица местной администрации не удалось, правообладатель может обратиться в арбитражный суд с требованием о признании незаконным вынесенного ранее решения об изъятии земли, и при наличии основательной доказательной базы, есть возможность добиться отмены постановления.

Источник: pravovedus.ru

Процедура изъятия земельного участка

У моей коллеги по работе государство планирует изъять находящийся в собственности земельный участок. Наша семья тоже владеет данной формой недвижимости. Что натолкнуло меня на мысль, насколько законным является подобное изъятие. Если вам близка данная тема, прошу изучить данную статью. Здесь я отвечу на следующие вопросы:

  • Общая информация по изъятию участков;
  • Что говорит законодательство?
  • Процедура изъятия участка;
  • Выплата компенсации;
  • Правила составления постановления;
  • Основания для изъятия.

Процедура изъятия земельного участка

Основные законные положения

Вопрос, связанный с изъятием земельных участков, регулируется ст. 56.6 Земельного Кодекса РФ!

Здесь прописана информация относительно проведения операции. Решение об изъятии может быть принято по отношению к одному участку или к нескольким. Также важно понимать, что решение будет касаться всех имущественных объектов, которые располагаются на определенной территории.

Изъятие не может быть осуществлено без специального постановления. К данному документу в обязательном порядке крепится специальная схема расположения участка. При этом организации, которые приняли участие в процессе составления постановления, могут утвердить иной вариант схемы расположения участка. Для этого у них есть все законные основания.

Общая информация

Участки земли, принадлежащие гражданам России, при определенных условиях могут быть конфискованы муниципалитетом или государством!

Под определенными условиями подразумевается перечень оснований. Это факторы, подтвержденные и установленные современным законодательством.

Основные законные положения

При осуществлении операции изъятия не принимаются во внимание такие, казалось бы, важные факторы, как владелец земли и основания получения ее в собственность. Что касается причины изъятия, то главным основанием является реализация разных общественных интересов.

Участок может забираться в добровольном и принудительном порядке. Если изъятие осуществляется по согласию собственника, между сторонами операции составляется специальное соглашение на выкуп земли.

Здесь важно уделить внимание формированию стоимости участка. Она складывается на основании таких параметров:

  1. Рыночная стоимость.
  2. Цена имущества, которое располагается на участке.
  3. Сумма убытков, которые связаны с упущенными выгодами или с переездом на иной участок.

С определением стоимости обычно возникают определенные проблемы. Государственные организации опираются на рыночные показатели. Также принимаются во внимание полученные при оценке результаты.

Если владелец участка по какой-то причине не согласен с оценкой, он имеет полное право инициировать проведение независимых оценочных мероприятий. Может назвать свою собственную стоимость.

Как только государство принимает решение об изъятии участка, сотрудники официальных организаций должны уведомить об этом собственника. Сделать это нужно в течение недели с даты принятия решения. В этот же период собственнику передается проект договора выкупа. В нем прописывается стоимость земельного участка, то есть сумма, которая будет выплачена владельцу.

С даты уведомления собственнику дается три месяца на изучение всех нюансов, на проведение необходимых мероприятий. Ранее положенных 90 дней земля может быть передана исключительно с согласия ее собственника.

Основания для изъятия

Если опираться на закон, можно отметить, что изъятие земельных участков допустимо в следующих случаях:

  1. Размещение инженерных коммуникаций.
  2. Установка станций, которые относятся к атомной энергетике.
  3. Размещение оборонительной военной системы.
  4. Организация космической деятельности.
  5. Прокладывание развязок для транспорта.

Есть также множество иных обстоятельств, которые регламентируются современным ФЗ. Здесь прописано одно важное условие. Земля может быть изъята в рамках возмещения.

Во всех случаях устанавливается выкупная стоимость. Расчеты производятся на основании договора между законным собственником и государственной организацией, которые инициирует изъятие.

Основания для изъятия

Постановление и договор передачи земли оформляются в обязательном порядке. Причина и основание для переоформления не имеют значения.

Если постановление составляется в обязательном порядке, то в проведении процедуры изъятия присутствуют некоторые отличия. Они зависят от основания переоформления. Самые распространенные случаи стоит рассмотреть более подробно.

Ненадлежащее использование

Если участок изымается по причине ненадлежащего использования, можно судить о том, что процедура будет носить исключительно принудительный характер. Государственные организации подобным образом «наказывают» собственника за то, что он нарушает установленные законом нормативы. Вот несколько самых распространенных ситуаций и нарушений, на основании которых землю могут забрать:

  1. Участок предназначен для строительства или ведения личного хозяйства. При этом не использовался по назначению в течение трех лет.
  2. Собственник выполняет на земле действия, которые снижают плодородие рядом расположенных участков. Нарушается общая экологическая обстановка в регионе.
  3. Владелец использует землю для хранения отходов химического характера.

Собственнику в подобном случае предъявляются письменные претензии. Если он соглашается с ними и передает землю, она тут же реализуется с публичных торгов. В противном случае дело передается в суд.

Государственные нужды

Государственные нужды

Участок могут забрать с целью удовлетворения государственных нужд. Подобное решение принимается на основании ст. 49 ЗК РФ. В данном случае выкуп производится органами РФ или официальными представительствами субъектов. Основанием является официальное постановление. Проводится процедура так:

  1. Сотрудники государственной власти выходят на собственника.
  2. Договариваются с владельцем о сумме выкупа и об остальных важных нюансах.
  3. Заключается официальное соглашение.
  4. Выплачивается компенсация по факту потери недвижимости и понесенных убытков.

Компенсация полагается не только денежная. Собственникам часто выдается иной участок идентичной ценности.

Если равного по ценности участка нет, собственнику могут предоставить меньший по площади. Если место расположения будет более востребованным, доплачивать не придется. В ином случае разница компенсируется определенной суммой.

Если после изъятия собственнику не предоставляется равноценное возмещение, он может обратиться в суд!

Муниципальные нужды

В данном случае изыматься могут только те территории, которые подлежат комплексному переустройству и развитию. Обычно это участки, находящие в подчинении у определенного регионального субъекта. Порядок отчуждения в данном случае выглядит так:

  • Для выполнения работ подбираются исполнители;
  • С ними заключается официальное соглашение;
  • Составляется проектная документация относительно межевания участка;
  • Постановление об изъятии пересылается собственнику.

Муниципальные нужды

Если владелец не идет на встречу государственным структурам, подается иск в суд. В процессе разбирательства определяются условия для изъятия и стоимость выкупа. Если сумма выкупа не устраивает бывшего владельца, он может обжаловать решение суда. При этом оспорить саму сделку по изъятию невозможно.

Компенсационная денежная сумма перечисляется бывшему собственнику на банковский счет. Если такого нет, деньги перечисляются нотариусу до востребования.

Правила составления постановления

Данный документ составляется, как минимум, за два месяца до фактической передачи. В постановлении должны присутствовать следующие сведения:

  • Основания для изъятия;
  • ФИО собственника;
  • Площадь участка;
  • Официальные номера по кадастру.

Правила составления постановления

На протяжении недели с даты принятия официального решения, государственная организация направляет в специальные учреждения копию постановления. Таким образом фиксируется факт того, что собственник не имеет права на участок.

Выплата компенсации

Положенная компенсационная выплата рассчитывается на основании информации в кадастровом паспорте. Принимается во внимание указанная в паспорте стоимость. Она приближена к рыночным параметрам. Обычно после этого получается цифра, не удовлетворяющая владельца. По этой причине принимается решение провести переоценку рыночной стоимости.

Собственник имеет право выбрать два варианта получения выплат. Это могут быть наличные или равноценный земельный участок, но на другой территории.

Процедура изъятия участка

Процедура изъятия участка

Операция по переоформлению участка осуществляется в несколько этапов:

  1. Действующий собственник получает предупреждение относительно изъятия.
  2. Принимаются меры по переоформлению.
  3. Реализация земли в пользу оформляющей государственной организации.

Если владелец отказывается от переоформления, сотрудники организации запускают судебное разбирательство. В этом случае сумма компенсации определяется судом. Иск на принудительное взыскание подается не ранее, чем через три месяца после получения владельцем официального соглашения.

Источник: grazhdaninu.com

Рейтинг
Загрузка ...