Вся документация, необходимая для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе для проведения экспертной оценки, для проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, для проведения негосударственной экспертизы, представляются в ГУ «Государственная экспертиза Республики Калмыкия» в электронной форме, за исключением случаев, когда документация содержит сведения, составляющие государственную тайну.
Основания:
• Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
• Приказ Минстроя России от 12 мая 2017 г. № 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».
Правила учета в сметной документации материалов и оборудования для определения НМЦК
19 сентября 2022 года Главным управлением Министерства юстиции по Москве зарегистрирована Ассоциация экспертиз России.
«Состоялось значимое для экспертного сообщества событие — Ассоциация экспертиз России получила государственную регистрацию и в преобразованном формате продолжит свою деятельность, направленную на консолидацию экспертного сообщества и выработку единых для всех экспертов стандартов профессиональной деятельности. Наша задача — повышение качества экспертизы, совершенствование квалификации специалистов, содействие цифровому развитию экспертных организаций», — прокомментировал Председатель Правления АЭР Леонид Ставицкий. Он отметил, что в текущем году была проведена серьезная работа по внутренней организационной перестройке органов управления, определению приоритетных и первоочередных задач в деятельности Ассоциации, выработке механизмов их выполнения. Большое значение уделено и уделяется работе по расширению состава членов. Под кураторством Правления идет активная работа по подготовке и обсуждению членами АЭР внутренних актов Ассоциации, в том числе стандартов экспертной деятельности Ассоциации.
Напомним, что право на использование в своем наименовании официального наименования «Россия» Ассоциация получила весной текущего года (распоряжение Минюста России от 29 апреля 2022 года № 559-р). 5 июля 2022 года на внеочередном Общем собрании члены Ассоциации единогласно приняли решение о новом названии объединения — Ассоциация экспертиз России (сокращенное — АЭР). Значимым для экспертного сообщества коллегиальным решением стало принятие Устава Ассоциации экспертиз России, в котором нашли отражение основные цели и задачи, приоритетные направления деятельности Ассоциации, как общероссийского объединения.
Чтобы уточнить информацию по экспертизе в электронной форме, позвоните по телефонам, указанным в разделе контакты. Наши специалисты проведут для вас полную консультацию, расскажут об этапах и условиях проведения электронной госэкспертизы, подробно разъяснять как формируется стоимость, какие требования предъявляются к подготовке электронной документации и ответят на все ваши вопросы.
Методика определения сметной стоимости строительства — авторский вебинар Павла Горячкина 21 октября
Источник: expert-rk.tk
Порядок определения сметной стоимости строительства рк
Совершенствование системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве Республики Казахстан
Цена в строительстве определяется сметой и является важнейшим показателем уровня и динамики эффективности капитального строительства. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, выплат за выполненные подрядные строительно-монтажные работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Экономическая обоснованность цен на строительную продукцию, их соответствие общественно необходимым затратам зависят от эффективности методов определения сметной стоимости строительства и достоверности сметно-нормативной базы, поэтому совершенствование сметного дела и ценообразования осуществляется в направлении улучшения методов определения сметной стоимости строительства и калькулирования сметных норм и цен. Важным этапом на этом пути явился переход в строительстве на новые сметные нормы и цены.
С учетом развития инфраструктуры, стройиндустрии, появления производства импортозамещающих строительных материалов, новых инновационных технологий и методов производства работ очевидна необходимость усовершенствования всей существующей системы ценообразования и сметного нормирования в Казахстане.
Для решения этих задач Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства в рамках бюджетной программы в соответствии с Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, утвержденной Указом Президента РК, начиная с 2010 года проводит реформирование системы ценообразования в строительной отрасли [1].
РГП «КазНИИССА» в связи с планом задач поставленных стратегическим планом развития строительной отрасли ведет работы по реформированию сметного ценообразования в строительстве Республики Казахстан. Целью реформы является устранение несоответствий реальных рыночных цен строительства со стоимостью определяемой действующим базисно-индексным методом, гармонизация сметного ценообразования в Республике Казахстан с общепринятой системой ценообразования в строительстве экономически развитых стран мира, в том числе стран ЕЭС, создание условий для повышения эффективности деятельности субъектов строительной отрасли на основе применения новых технологий и формирования прогрессивного менеджмента в управлении инвестиционными проектами.
На сегодняшний день приняты концептуальные решения по новой системе сметного ценообразования в строительстве Казахстана, разработан и постановлением Научно-технического совета Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства одобрен проект Методики определения сметной стоимости строительной продукции в Республике Казахстан на основе ресурсного метода. Ведутся работы по переработке ресурсной части всех сборников сметных норм, организации системы мониторинга текущих цен на строительные ресурсы. Методика определения сметной стоимости строительной продукции в Республике Казахстан сейчас одобрена как основа, она открыта для обсуждения и совершенствования. В дальнейшем методика будет утверждена и введена в действие уполномоченным органом в установленном порядке с принятием решения о дате внедрения ресурсного метода определения сметной стоимости строительства [2].
Учитывая вхождение Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), нужно принять во внимание и значимость европейских стандартов (еврокоды) для развития ценообразования.
На сегодняшний день комплект еврокодексов включает десять стандартов, каждый из которых в свою очередь делится на части. Общее количество частей в настоящее время составляет 58. Некоторые из частей изданы в форме отдельных документов [3].
С 2011 по 2014 годы разрабатываются национальные приложения ко всем 58 частям еврокодов, дополненные национальными нормами и стандартами. Необходимо выполнить большой объем работ по проведению тщательного инженерно-технического анализа всех расчетов в зависимости от специфических, природно-климатических и сейсмических условий Казахстана [4].
В целом еврокоды открывают национальные границы для строительных компаний, проектировщиков и производителей строительных материалов, и это один из самых сильных аргументов в пользу их применения.
Происходящая в последние годы глобализация мирового экономического и социального пространства предполагает выработку унифицированных, общепризнанных основ для интеграции. В экономической сфере такими основами являются нормы и стандарты, позволяющие участникам строительного процесса в разных странах разговаривать на одном техническом языке и предъявлять идентичные требования к производимым в разных странах строительной продукции и услугам.
Для иностранных инвесторов старая система СНиПов непонятна, так как они руководствуются своими правилами и понятными еврокодами. Поэтому введение еврокодов в нашей стране повысит приток иностранных инвестиций в строительстве.
Одним из важных условий по улучшению системы ценообразования является создание новых автоматизированных программ для выпуска смет.
Существующие программы сделали большое дело в автоматизации выпуска смет, однако много проблем еще остается. Это сложность обучения и пользования программами, недостаточная надежность сохранности оперативной информации, отсутствие взаимной коммуникабельности программ, высокая стоимость программ и прочее.
Рассмотрим трудности связанные с ценообразованием в подрядных организациях:
1. В базе многие цены на материалы и оборудование отсутствуют; заработная плата в расценках, определенная переходом из цен 1991г. в цены 2001г. не соответствует современному уровню заработной платы; накладные расходы, в ценах 1991г. начислялись от прямых затрат, а в базе 2001г. от оплаты труда, на мой взгляд, при таком порядке исчисления будут потери; транспортные расходы — расчет дополнительных затрат на транспортировку не покрывает всех расходов; механизмы — стоимость эксплуатации не соответствует текущим ценам.
2. Инфляция существующим механизмом определения стоимости строительства не учитывается в достаточной мере; прибыль или плановые накопления, в базе 2001 названные как «непредвиденные и неучтенные затраты», зачастую заказчиком не оплачиваются, а без прибыли не имеет смысла существование подрядных строительных организаций. Заказчик не всегда согласен на пересчет ИМРП при переходе объекта на следующий год или при использовании сметных документов, составленных в предыдущих годах; в базе 2001г. не переиздан документ по составлению смет на пуско-наладочные работы, не все сборники пересчитаны в цены 2001г .
3. При отсутствии стоимостей материалов и оборудования в базе 2001г применяется стоимость по прайс-листам с переводом из текущих цен в базисные 2001г путем исключения НДС и ИМРП или применяются цены из базы 1991, а иногда из базы 1984, с переводом в уровень 2001г с помощью переходных коэффициентов. Часто составляются калькуляции на изготовление изделий. Существует также вариант «договорная цена» — неизменная стоимость за единицу измерения, без составления сметы, разногласия разрешаются в рабочем порядке [6].
Мои предложения по улучшению вышеизложенных вопросов:
Прогнозирование стоимости материалов на ближайший период (например, квартал) и издание журналов, аналогично зарубежному опыту.
Возможно пересмотр всей системы ценообразования, т.е. создание такой системы, которая бы гибко учитывала современное состояние составляющих ценообразования, реагировала на появление новых технологий, новых материалов, новых механизмов, в полной мере восполняла затраты подрядчика по заработной плате, накладным расходам, включала прибыль предприятия и таким образом отражала реальную стоимость строительства; полный пересмотр норм времени на выполнение работ; усовершенствование СНиПов с помощью Ерокодов.
Источник: be5.biz
Порядок определения сметной стоимости строительства рк
от 14 ноября 2017 года №249-НК
Об утверждении нормативных документов по ценообразованию в строительстве
(В редакции Приказов Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 12.02.2018 г. №30-нк, 11.05.2018 г. №102-нк, 14.12.2018 г. №257-нк, 30.07.2020 г. №110-НК, 27.07.2021 г. №110-нк; Приказа и.о. Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 25.01.2022 г. №8-нк; Приказа Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 22.08.2022 г. №167-НК)
В соответствии с подпунктом 6-2) статьи 20 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», подпунктом 506) пункта 16 Положения о Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года №936, ПРИКАЗЫВАЮ:
(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 27.07.2021 №110-нк)
(см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить следующие нормативные документы по ценообразованию в строительстве:
(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30.07.2020 №110-НК)
(см. предыдущую редакцию)
2. Признать утратившим силу приказ председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 3 июля 2015 года №235-нк «Об утверждении государственных нормативов по ценообразованию и сметам» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №11905, опубликованный 25 сентября 2015 года в информационно-правовой системе «Аділет»).
3. Управлению сметных норм в строительстве Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Управление правового обеспечения Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
Председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан
к Приказу Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 ноября 2017 года №249-НК
(Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан изложен в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30.07.2020 №110-НК)
(см. предыдущую редакцию)
Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан (далее – Нормативный документ) разработан в соответствии с подпунктом 6-2) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года №242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и предназначен для определения сметной стоимости строительства при разработке предпроектной, проектной (проектно-сметной) документации по объектам, возводимым за счет государственных инвестиций в строительство и средств субъектов квазигосударственного сектора.
2. Основными задачами сметного нормирования и ценообразования в строительстве являются:
обеспечение планирования затрат на строительство, его организации и финансирования;
обеспечение достоверности технико-экономических обоснований и определения сметной стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий и сооружений;
обеспечение через систему нормативных документов по ценообразованию и сметного нормирования определения стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий, сооружений, отражаемой в сметных документах;
повышение эффективности инвестиций, оптимизация расходования финансовых средств.
3. В совокупности с правилами, нормативными документами и рекомендациями по разработке и применению сметных нормативов, определению сметной стоимости строительства все сметные нормативы образуют систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве.
Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса нормативных документов по ценообразованию и сметам, являющегося основой для определения сметной стоимости строительства и включающего в себя:
нормативные документы, пособия и методические рекомендации по определению стоимости строительства объектов, определению стоимости прочих работ и услуг, сопутствующих строительству (проектных работ, инженерных изысканий, инжиниринговых услуг);
сметные нормы на работы в строительстве, установленные на принятый измеритель;
сметные нормы на отдельные расходы и затраты в строительстве, выраженные в процентах от принятой базы начисления;
укрупненные сметные нормы;
укрупненные показатели стоимости;
сметные цены на строительные ресурсы;
сметные цены на перевозки грузов для строительства;
цены на проектные работы для строительства;
цены на инженерные изыскания для строительства;
индексы стоимости для строительства.
Сметные нормативы предназначены для определения затрат на производство строительных, монтажных работ, строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование и прочие затраты в целях строительства объекта по утвержденному заказчиком проекту.
(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 22.08.2022 г. №167-НК)
(см. предыдущую редакцию)
4. При необходимости сметные нормативы используются для экономической оценки и сравнения отдельных проектных решений, а также для анализа структурных изменений инвестиций.
5. В настоящем Нормативном документе используются следующие основные понятия:
1) текущие цены – цены строительных ресурсов на конкретный период;
2) непредвиденные работы и затраты – расходы направляемые в период покрытия на оплату расходов и мероприятий связанных с уточнением в процессе строительства объемов и стоимости строительно-монтажных работ, характер и методы выполнения которых невозможно было определить при проектировании в силу их непредвиденности, а также при обнаружении в процессе строительства ошибок в утвержденной (прошедшей экспертизу) проектно-сметной документации и выявлении работ и затрат, не учтенных в рабочих чертежах и/или сметной документации;
3) сооружение – искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект (наземный, надводный и (или) подземный, подводный), имеющий естественные или искусственные пространственные границы и предназначенный для выполнения производственных процессов, размещения и хранения материальных ценностей или временного пребывания (перемещения) людей, грузов, а также размещения (прокладки, проводки) оборудования или коммуникаций. Сооружение также имеет художественно-эстетическое, декоративно-прикладное либо мемориальное назначение.
К линейным сооружениям относятся железные и автомобильные дороги, линии электропередачи и связи, магистральные трубопроводы;
4) капитальный ремонт зданий и сооружений – работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели;
5) инженерное оборудование зданий (сооружений) – комплекс инженерных систем и технических устройств, создающих комфортные условия проживания (быта), трудовой деятельности (пребывания) людей, обеспечивающих сохранение материальных ценностей, а также инженерного обеспечения технологического оборудования и производственных процессов. Инженерное оборудование зданий (сооружений) включает в себя устройства систем водоснабжения (холодного и горячего), канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электрооборудование, подъемно-транспортные устройства (лифты, эскалаторы), средства мусороудаления, пылеуборки, пожаротушения, сигнализации, телефонизации, радиофикации и другие виды внутреннего благоустройства;
6) оборудование – технологическое и инженерное оборудование объектов зданий (сооружений);
7) новое строительство – строительство отдельных объектов, зданий и сооружений, комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, осуществляемое на новых площадках в целях создания нового объекта или новой производственной мощности, строительство на новой площадке предприятия такой же или большей мощности (производительности, пропускной способности, вместимости здания или сооружения) взамен ликвидируемого предприятия;
8) расширение действующего предприятия, здания или сооружения (далее – объект) – строительство дополнительных производств, площадей, мощности на действующем объекте, а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих объектов или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей. К расширению действующих объектов относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе. Если в процессе проектной проработки выявилась необходимость и экономическая целесообразность одновременно с расширением объекта осуществить реконструкцию действующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, соответствующие работы и затраты включаются в состав проекта расширения объекта. При этом работы и затраты по реконструкции действующих цехов и объектов включаютс я в сметный и сводный сметные расчеты отдельной строкой;
9) реконструкция действующего предприятия, здания или сооружения – переустройство объекта по единому комплексному проекту без строительства новых и расширения существующих объектов и цехов основного назначения, направленное на увеличение объема производства, получение новой продукции, совершенствование производства и улучшение его технико-экономического уровня, условий эксплуатации и охраны окружающей среды, на базе современных достижений научно-технического прогресса; перестройка здания или сооружения для улучшения его функционирования с изменениями основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения), изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек и пристроек;
10) стройка – совокупность зданий и сооружений (объектов), различного назначения (производственного, социального, транспортного и другой инфраструктуры), строительство которых осуществляется по единой проектно-сметной документации со сводным сметным расчетом стоимости строительства;
11) ценообразование в строительстве – механизм образования стоимости строительной продукции;
12) очередь строительства – часть строительства, состоящая из одного или нескольких пусковых комплексов группы зданий или сооружений, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Проектно-сметная документация по очереди строительства подлежит утверждению, как в составе стройки, так и отдельным проектом;
13) строительные ресурсы – затраты труда рабочих и машинистов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, строительные материалы, изделия и конструкции, оборудование;
14) материальные ресурсы – строительные материалы, изделия, конструкции;
15) смета подрядчика (оферта) – сметная документация в составе конкурсного предложения подрядчика, составляемая им с учетом собственной организационно-технологической возможности для участия в конкурсах по закупу подрядных работ и услуг;
16) объект – отдельно стоящее здание или сооружение со всеми относящимися к нему обустройствами, оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными материалами, или совокупность зданий и сооружений, имеющих общее технологическое или иное назначение;
17) строительство объектов – новое строительство, реконструкция, модернизация, расширение предприятий, зданий и сооружений, техническое перевооружение предприятий, капитальный ремонт зданий и сооружений;
18) информация о текущих ценах — справочные издания подведомственных организаций уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства, прайс-листы, коммерческие предложения производителей и (или) поставщиков;
19) ресурсный метод – метод определения стоимости строительства путем калькуляции в текущих ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта строительства;
20) уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства – центральный государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью;
21) проект – замысел физических и юридических лиц по обеспечению необходимых условий обитания и жизнедеятельности человека, представленный в форме архитектурной, градостроительной и строительной документации (чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов), в том числе технико-экономического обоснования строительства, и (или) проектно-сметной документации, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации;
22) предпроектная документация – документация, предшествующая разработке градостроительного, архитектурного проектов, проекта строительства и включающая программы, отчеты, технико-экономические обоснования строительства, технико-экономические расчеты, результаты научных исследований и инженерных изысканий, технологические и конструктивные расчеты, эскизы, макеты, обмеры и результаты обследований объектов, а также иные исходные данные и материалы, необходимые для принятия решений о разработке проектной документации и последующей реализации проектов;
23) проектная (проектно-сметная) документация – документация, содержащая объемно-планировочные, конструктивные, технологические, инженерные, природоохранные, экономические и иные решения, а также сметные расчеты для организации и ведения строительства, инженерной подготовки территории, благоустройства;
24) сметная документация – документация в составе проекта строительства, определяющая сметную стоимость строительства;
25) сметная стоимость строительства – деньги, необходимые для осуществления строительства объекта, сумма которых определяется на основе проектных материалов и сметно-нормативной базы;
26) сметные нормы – совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ или относительные величины, указывающие размер отдельных расходов и затрат при строительстве, выраженные в процентах от принятой базы начисления;
27) сметно-нормативная база – государственные сметные нормативы, разрабатываемые на единой концептуально-методической основе, совместно действующие в определенный период времени и составляющие нормативно-правовую основу для определения сметной стоимости строительства;
28) сметная прибыль – сумма средств, являющаяся нормативной частью сметной стоимости строительства, предназначенная для покрытия расходов, не относимых на себестоимость работ, развития подрядной организации, дополнительного материального стимулирования ее работников;
29) смета заказчика (инвестора, застройщика, администратора бюджетных программ) – сметная документация, составляемая на основе государственных сметных нормативов, предназначенная для планирования инвестиционной деятельности и определения лимита средств заказчика для строительства объекта, а также проведения закупок работ и услуг в строительстве;
30) техническое перевооружение – комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков действующих предприятий на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию хозяйственных и вспомогательных служб предприятия;
31) технологическое оборудование – технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и другие устройства, совершающие различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля; санитарно-техническое оборудование, связанное с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов; поставляемые в комплекте с основным оборудованием обвязочные трубопроводы, трубопроводная арматура, металлические конструкции, мерные с разделанными концами участки кабелей; первоначальный фонд инструмента, технологической оснастки и инвентаря и т.п., необходимые для эксплуатации вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений, запасные части к оборудованию;
32) объект-аналог – объект, схожий (сопоставимый) с проектируемым объектом по своему функциональному назначению и техническим характеристикам и имеющий наиболее эффективные технико-экономические показатели в качестве образца;
33) накладные расходы – сумма средств для возмещения затрат строительно-монтажных организаций, связанных с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением, а также для уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет, установленных законодательством Республики Казахстан, не учтенных другими составляющими сметной стоимости строительства;
34) шефмонтаж – организационно-техническое руководство и надзор со стороны специалистов предприятия-изготовителя оборудования за выполнением специалистами заказчика работ по монтажу оборудования до ввода его в эксплуатацию и достижения гарантийных показателей, проведение консультаций и обучение специалистов заказчика;
35) укрупненные сметные нормы – производные сметные нормы, определяющие количество необходимых ресурсов на единицу мощности объекта, укрупненные конструктивные элементы или укрупненные виды работ;
36) укрупненные показатели стоимости – укрупненные показатели стоимости строительства зданий и сооружений на единицу измерения показателя мощности объектов (на здание или сооружение в целом, на 1 кв.м строительного объема здания, на 1 кв.м полезной площади здания, на 1 кв.м емкости сооружения (резервуара, отстойника, бассейна и пр.), на 1 км протяженности линейного сооружения (линии электропередачи, автомобильной дороги, трубопровода, кабелей электроснабжения и связи), на другие технические характеристики, учитывающие функциональное назначение здания, сооружения), укрупненные показатели сметной стоимости конструктивов и видов работ;
37) пусковой комплекс – группа объектов (или их частей), являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, принятых проектом, соответствующие действующему законодательству условия труда для обслуживающего персонала, охрану окружающей среды и нормальные (согласно действующим нормам) санитарно-эпидемиологические условия эксплуатации. Пусковой комплекс представляет собой совокупность объектов или частей нового строительства, которые обеспечивают выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и могут эксплуатироваться самостоятельно или в комплексе с уже действующими зданиями и сооружениями. Проектно-сметная документация по пусковому комплексу подлежит утверждению, как в составе стройки, так и отдельным проектом;
38) элементные сметные нормы – сметные нормы первичного уровня, определяющие расход строительных ресурсов на принятый измеритель в натуральных показателях на выполнение отдельных видов работ в строительстве;
39) исключен в соответствии с Приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 27.07.2021 №110-нк
(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Приказом и.о. Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 25.01.2022 №8-нк)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Основные требования и условия ценообразования в строительстве
6. Сметные нормы разрабатываются на основе технологических (технико-нормировочных) карт по видам работ, результатов хронометражных работ, типовых (единых, межотраслевых, отраслевых) норм труда, адаптации прогрессивных норм зарубежных стран, расчетно-аналитических методов, по результатам которых определяются потребности в строительных ресурсах на уровне элементных сметных норм, и нормы лимитированных затрат в процентах от принятой базы их начисления.
Сметные нормы учитывают достигнутый среднеотраслевой уровень принятой техники и технологии.
В сметных нормах учитывается полный комплекс операций, необходимых для выполнения определенного вида работ в нормальных (стандартных, усредненных) условиях. При производстве работ в особых условиях (стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования) к сметным нормам применяются коэффициенты, приведенные в нормативных технических документах по применению сметных норм и технических частях к сборникам элементных сметных норм расхода ресурсов.
7. Сметные цены на материальные ресурсы и ресурсы, составляющие себестоимость эксплуатации машин и механизмов, определяются на основе мониторинга их текущих цен по всем регионам Республики Казахстан и используются в качестве нормативной основы для составления сметной документации при разработке проектов строительства.
8. Сметная заработная плата определяется с учетом норм трудового законодательства Республики Казахстан. Текущая часовая тарифная ставка рассчитывается на основании доступной официальной статистической информации.
По объектам, строительство которых планируется осуществить силами организаций нефтегазового комплекса, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния путем выбора поставщика способом из одного источника в соответствии с правилами, утверждаемыми советом директоров Фонда национального благосостояния на основании пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года «О Фонде национального благосостояния», сметная заработная плата определяется на основе тарифной сетки рабочих профессий в соответствии с внутренними документами организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния.
9. Сметная стоимость строительства определяется в текущих ценах на основе задания на проектирование и других исходных данных заказчика, проектной (проектно-сметной) документации и сметных нормативов.
10. Сметная стоимость строительства в составе предпроектной документации (далее – расчетная стоимость) определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений на единицу измерения показателя мощности объектов, на 1 км протяженности линейного сооружения, на другие технические характеристики, учитывающие функциональное назначение здания, сооружения.
По проектам, согласно Перечню проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2009 года №2225, расчетная стоимость может определяться расчетом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы.
11. Сметная стоимость строительства на стадии проектирования определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей сметной стоимости конструктивов и видов работ, элементных сметных норм расхода ресурсов и действующих сборников сметных цен на строительные ресурсы.
12. Сметная стоимость строительства проектируемого объекта формируется в текущих ценах, действующих на дату предоставления проекта в экспертную организацию для проведения комплексной вневедомственной экспертизы.
13. Перед предоставлением проекта в экспертную организацию сметная стоимость строительства согласовывается заказчиком. Согласованием является заявка заказчика (с указанием его реквизитов) на проведение комплексной вневедомственной экспертизы, предоставленная в экспертную организацию согласно Правилам проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года №299 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №10722).
14. После получения положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы сметная стоимость строительства утверждается заказчиком в соответствии с Правилами утверждения проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства объектов за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 апреля 2015 года №304 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №10632), и является основанием для определения лимита средств заказчика (инвестора) на реализацию инвестиционных проектов и/или объектов строительства.
На предпроектной стадии утверждается:
расчетная стоимость строительства, установленная в технико-экономических обоснованиях, – по объектам, требующим разработки технико-экономических обоснований;
стоимость строительства, установленная расчетом, – по объектам, не требующим разработки технико-экономических обоснований.
15. По объектам, строительство которых планируется в предстоящем (предстоящие) календарном году (годы), сметная стоимость строительства определяется путем разбивки объемов инвестиций по календарным годам в соответствии с нормативной продолжительностью и нормами задела в строительстве и индексацией объемов предстоящих периодов через индексы стоимости для строительства.
(Пункт 15 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 22.08.2022 г. №167-НК)
(см. предыдущую редакцию)
16. Договорная цена строительства, фиксируемая в договоре подряда, определяется в соответствии с законодательством в сфере закупок по результатам закупок подрядных работ на основе выигравшего ценового предложения подрядчика по его смете (оферте) в пределах лимита средств, установленного сметой заказчика.
При подписании договора формируется и подписывается заказчиком и подрядчиком ведомость договорной цены, определяющая общую сумму договора по результатам закупок и являющаяся неотъемлемой частью договора.
17. Смета подрядчика (оферта) составляется в текущих ценах на базе сметы заказчика с переоценкой строительных ресурсов на основе данных подрядчика по оплате труда, стоимости эксплуатации строительных машин, стоимости материальных ресурсов по фактическим сделкам, действующим контрактам, или предложениям на их поставку, по фактическому уровню накладных расходов.
Смета заказчика передается потенциальным подрядчикам в составе конкурсной (тендерной) документации в виде электронной копии в формате PDF и в универсальном формате представления исходных данных и результатов расчета смет. Описание и назначение формата представления смет приведено в приложении 1 к Государственному нормативу по формированию и представлению технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации в электронно-цифровой форме в экспертные организации и в Единый государственный электронный банк предпроектной и проектной (проектно-сметной) документации на строительство объектов, финансируемых за счет государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора, утвержденному приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 21 апреля 2016 года №106-НК (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №13736).
При составлении сметы подрядчика на базе сметы заказчика наименование и физические объемы работ по проекту, нормативные расходы строительных ресурсов, качественный и количественный состав строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования по проекту (ресурсная часть сметы заказчика) остаются без изменений.
При подготовке сметы подрядчика (оферты) потенциальный поставщик работ (подрядчик) самостоятельно выбирает те ресурсы, на которые он предлагает стоимостную скидку. На крупных стройках, имеющих в своем составе объекты строительства (здания и сооружения) по всем главам сводного сметного расчета, однородные ресурсы, включенные в смету подрядчика (оферту), выделяются по каждой локальной смете по соответствующим позициям и учитываются при формировании договорной цены.
Глава 3. Состав и структура сметной стоимости строительства
18. Сметная стоимость строительства в соответствии со структурой инвестиций и порядком планирования и организации строительства подразделяется по следующим видам работ и затрат:
1) строительно-монтажные работы;
2) затраты на оборудование, мебель и инвентарь;
3) прочие затраты.
20. В состав строительно-монтажных работ включаются работы согласно Перечню видов работ (услуг) в составе строительно-монтажных работ, утвержденному приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года №231 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №10766).
19. Основные требования к оборудованию, мебели, инвентарю, в том числе индивидуального изготовления, предназначенного для обеспечения функционирования объекта строительства, устанавливается заданием на проектирование, утверждаемым заказчиком, а также в процессе проектирования по результатам разработки соответствующих разделов проекта.
21. К стоимости оборудования, мебели и инвентаря, учитываемой в сметах на строительство, относится:
1) стоимость приобретения (изготовления) и доставки на приобъектный склад:
Источник: base.spinform.ru