ПОС в строительстве
Проект организации строительства (ПОС), это один из разделов, входящих в комплект проектной документации на объект нового строительства или реконструкции. В ПОС разрабатывается технология строительства или реконструкции объекта с применением методов, дающих возможность ускорить сдачу объекта в эксплуатацию, обеспечить нормативное качество строительно-монтажных работ, снизить их себестоимость, обеспечивая при этом безопасность работающих.
Что такое проект организации строительства
СП 48.13330.2019 (актуализированная редакция СНиП 12-01-2004) «Организация строительства» характеризует ПОС как один из разделов проектной документации, где приведены принципиальные организационные и технологические решения, в т.ч.:
- срок строительства объекта целиком, а также длительность каждого этапа;
- распределение физических объемов, финансовых потоков по каждому из этапов процесса;
- графики поставки материалов, конструкций, оборудования, машин, механизмов, движения рабочей силы, а также источники их пополнения;
- принципиальные технологические решения;
- методы управления инвестиционным проектом;
- другие предусмотренные действующим законодательством сведения, расчеты.
ПОС, как составная часть прошедшей экспертизу, утвержденной проектной документации служит базисом, на основании которого разрабатывается ППР (проект производства работ) на отдельные виды строительных и монтажных работ. Длительностью строительства объекта, рассчитанной в ПОС согласно нормативам, обосновывается продолжительность действия разрешения на строительство, для продления которого потребуются достаточно веские основания. К основным решениям, принимаемым на стадии разработки стройгенплана, входящего в состав ПОС, относятся:
Проект организации строительства — Основные нормативные документы и ошибки проектирования
- конструкция ограждения стройплощадки;
- расположение бытового городка с подводом временных сетей водопровода, теплоснабжения, канализации;
- расположение складских площадок для складирования материалов открытого хранения;
- трассировка временных автомобильных дорог к стройплощадке, а также по ее территории;
- выбор типа основных грузоподъемных механизмов (башенных, автомобильных, гусеничных, пневмоколесных), их требуемые грузовысотные характеристики, пути движения, опасная зона.
Разработанный ПОС становится документом, где заложены основные технологии, детализирующиеся в ходе разработки ППР.
Что входит в ПОС
Принципиальные решения, нашедшие отражение в разделе 6 проектной документации — «Проект организации строительства» изложены в п. 23 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Здесь указывается, какие технические аспекты и технологические особенности описываются и обосновываются в текстовой, а какие проектные разработки включаются в состав графической части.
Текстовая часть
В соответствии с Постановлением Правительства от 16.02.2008 г. № 87, в текстовой части ПОС освещаются:
Организация и планировании в строительстве
- характеристики местоположения объекта по климатическим и другим производственным условиям;
- оценка степени доступности видов транспорта;
- информация о реальности обеспечения стройки местными рабочими кадрами;
- мероприятия по комплектации стройки специалистами высокой квалификации, студенческими стройотрядами, возможности применения вахтового метода;
- характеристика площадки, отведенной под застройку;
- обоснование потребности использования в нуждах стройки площадок, расположенных по соседству;
- описание специфических особенностей ведения работ на предприятии без остановки производства, а также рядом с заглубленными и наземными коммуникациями, поблизости от линий электропередач;
- описание специфики выполнения работ по строительству объектов жилья, соцкультбыта, общественных зданий в районах высокоплотной застройки, а также рядом с заглубленными коммуникациями, поблизости от линий электропередач;
- обоснование предложенной проектом последовательности работ по прокладке коммуникаций, устройству дорожной сети, строительству отдельных объектов, позволяющей уложиться в расчетную длительность строительства объекта целиком или его отдельного этапа;
- список исполнительной документации на объект: актов освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков инженерных сетей их промывки и опрессовки, подлежащих оформлению до начала следующих работ;
- последовательность выполнения работ;
- расчет потребности стройки в кадрах, машинах, механизмах, транспорте, энергоносителях; временных зданиях и сооружениях;
- расчет количества и площади открытых площадок, предназначенных для открытого хранения конструкций и оборудования, обустройства конвейерных линий, постов сборки и укрупнения строительных конструкций и оборудования;
- мероприятия по обеспечению действенности контроля качества, а также входного контроля материалов и конструкций, поступающих на стройплощадку;
- мероприятия по организации геодезического и лабораторного контроля;
- требования, вызванные заложенными в ПОС технологическими решениями и подлежащие учету на этапе разработки рабочей документации;
- расчет потребности персонала, занятого на стройке, в объектах жилья и соцкультбыта;
- список организационных мероприятий, технических решений, улучшающих безопасность труда;
- список технических, технологических разработок, сохраняющих благоприятную экологическую обстановку в районе стройплощадки;
- перечень организационно-технических решений, обеспечивающих физическую охрану объекта на весь срок строительства;
- список технических, технологических разработок, обеспечивающих безопасность объектов транспортной инфраструктуры;
- расчет сроков строительства объекта целиком или отдельных этапов;
- перечень разработок, позволяющих определить влияние работ на сохранность существующих объектов, расположенных по соседству со стройплощадкой.
В состав ПОС может включаться другая необходимая информация.
Графическая часть
Постановление Правительства РФ № 87 регламентирует, что в состав графической части ПОС входят:
- календарный график строительства всего объекта. В графике указываются сроки и последовательность строительства капитальных и временных объектов, а также выделены отдельные этапы процесса;
- строительный генеральный план на подготовительный или основной период работ по строительству объекта с указанием:
- положения капитальных, временных зданий, сооружений;
- положения складских площадок для открытого хранения материалов, конструкций, а также временных крытых складов;
- положения башенных кранов, путей передвижения тяжелых грузоподъемных механизмов;
- положения существующих и проектируемых коммуникаций, а также источников питьевой воды, электроэнергии с указанием мест их врезки в существующие коммуникации;
- мест опорных знаков геодезической основы.
Графическая часть и пояснительная записка (текстовая часть) переплетаются вместе и составляют том 6 проектной документации.
Согласование и утверждение
Перед утверждением, может возникнуть необходимость согласования ПОС с надзорными и контролирующими инстанциями, в частности:
Проектная документация с согласованным ПОС передается на экспертизу, а приказ о ее утверждении издается застройщиком после получения положительного заключения.
Основные положения ПОС
Основные решения по организации строительства, предусмотренные ПОС, обеспечивают эффективность инвестиций – соблюдение проектных сроков строительства; плановую себестоимость; нормативное качество работ, безопасность труда. Для этого:
- до начала работ выполняются работы по подготовке стройплощадки;
- обеспечиваются высокие темпы работ;
- соблюдается запланированная последовательность выхода на объект специализированных монтажных организаций.
Строительство нового или реконструкция существующего объекта ведется согласно предварительно разработанных мероприятий, предусмотренных ПОС:
- определение последовательности выполнения строительных и монтажных работ;
- составление графика поэтапного финансирования стройки;
- определение сроков работ;
- обеспечение нормативного качества работ;
- минимизация издержек в ходе строительства;
- обеспечение безопасности строительных технологий для окружающей среды;
- обеспечение безопасных условий труда.
Для повышения эффективности строительно-монтажных работ, в ПОС предусматриваются следующие мероприятия:
- максимальная заводская готовность конструктивных элементов, предусмотренных проектом что позволяет свести к минимуму объемы работ, выполняемых на строительной площадке;
- использование современных методов организации работ;
- повышение степени механизации строительного производства.
Решения, предусмотренные проектировщиками при разработке ПОС, заметно влияют на процесс строительства, поэтому основные его положения должны приниматься совместно со специалистами генподрядного строительного предприятия.
Различия ПОС и ППР
Согласно СП 48.13330.2019 ПОС и ППР — составные части организационно-технологической документации на строительство, где разработаны решения, мероприятия и требования, позволяющие обеспечить экономичное и безопасное производство строительных и монтажных работ. Однако ПОС разрабатывается проектировщиками, либо на подготовительный этап, либо (чаще всего) на возведение объекта в целом. Он входит в состав проектной документации и подлежит экспертизе. ПОС, определяет сроки строительства объекта, потребность в материально-технических, кадровых ресурсах, а также виды выполняемых работ.
ППР разрабатывается строительным предприятием на основании ПОС на отдельные виды строительных и монтажных работ. ППР предусматривается порядок обустройства стройплощадки, определяются методы выполнения строительных работ, выполняется расчет и обоснование использования конкретного грузоподъемного механизма, такелажных приспособлений, монтажной оснастки. В ППР также приводятся:
- показатели нормативного качества выполняемых работ;
- продолжительность этапа, сохраняющая нормативные сроки строительства;
- ресурсы, необходимые для выполнения предусмотренного объема;
- организационно-технические решения по организации безопасных рабочих мест;
- технико-технологические решения по экологической безопасности.
В общем случае ПОС – документ для инвестора, позволяющий на основании расчетных сроков строительства оценить окупаемость инвестиционного проекта и определить этапы финансирования стройки. ППР – документ для строительной компании, выполняющей определенный вид работ, детально расписывающий технологию их производства, необходимые для этого оснастка, инструменты, мероприятия, по безопасности работающих и сохранности окружающей среды.
Таким образом, ПОС – разработка проектной организацией стратегии строительства или реконструкции объекта, а ППР – тактический план решения задач, регламентированных ПОС, намеченный подрядным строительным или монтажным предприятием.
ИсточникПорядок организации строительства реконструкции объектов
Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
2. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также — договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
2.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.
3. Лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.
4. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:
1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
4.1. Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
4.2. В случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, подготовка результатов инженерных изысканий осуществляется в форме электронных документов, требования к формату которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, за исключением случаев, при которых результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну. В случаях, если застройщик или технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели, результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении информационной модели.
5. Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.
6. Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ИсточникРазработка проектной документации по организации строительства и реконструкции зданий и сооружений
Проект организации реконструкции готовят в составе основного набора проектной документации как один из разделов. Он описывает порядок технической, организационной подготовки к ремонту, демонтажу, монтажу, строительству, порядок распределения ресурсов, снабжения, формирования календарного плана. Проект решает задачи оптимизации реконструкции, сокращения сроков, расходования ресурсов. Он учитывает уже согласованную смету, определенные основной проектной документацией цели, задачи реконструкции, а также специальные нормы, действующие при организации строительства (техника безопасности, охрана труда и другие).
Проект организации реконструкции разрабатывают на основе следующих материалов:
- результаты технического обследования реконструируемого объекта;
- исполнительные, обмерочные чертежи;
- описание условий проведения монтажа;
- генплан населенного пункта, схема районной планировки;
- согласованные с генеральным подрядчиком решения по применению стройматериалов, конструкций, оборудования, спецтехники, информация об электроснабжении, водоснабжении, использовании временных инженерных систем;
- порядок формирования очередей, циклов, этапов;
- данные о кадровом обеспечении объекта, а также о производственно-технической базе подрядчиков, субподрядчиков;
- при реконструкции эксплуатируемых объектов — информация о сроках освобождения помещений, этажей, зданий от арендаторов, персонала, жильцов.
До начала проектирования готовят техническое задание, которое описывает все значимые требования к выполнению реконструкции, включая сроки, очередность, совмещение, возможность эксплуатации объекта, использование существующих инженерных систем и другие.
Состав проекта
Генплан. Сводный чертеж, на котором отмечены существующие, сносимые, запланированные здания, инженерные сети, сооружения, а также временные и постоянные проезды, пути перемещения спецтехники, зоны для складирования стройматериалов, расположение механизированных установок, временных ограждений и других объектов на площадке.
Календарный план. Определяет общие сроки проведения работ, их распределение по очередям, сроки для каждой из них.
Ситуационный план. Его составляют, если работы или подготовка к ним затрагивают территорию за пределами основной строительной площадки. На чертеже показывают расположение промежуточных складских площадок, путей проезда, временных инженерных систем, других объектов.
Ведомости. Составляются в виде перечней с указанием объемов запланированных работ, потребности в стройматериалах, деталях, конструкции, оборудовании, спецтехники (с разделением по очередям).
Графики потребности. Составляются отдельно для кадрового обеспечения (по категориям, специальностям с учетом распределения задач между подрядчиками) и для оборудования и спецтехники.
Проект дополняют пояснительной запиской. Она содержит расширенные сведения по организации работ:
- обосновывает выбранные технологии, определяет возможность совмещения отдельных этапов, задач;
- описывает технологии замены либо усиления конструкций зданий;
- если выполняется сплошная замена перекрытий, определяет список мер для сохранения устойчивости стен;
- определяет требования безопасности: для жильцов, арендаторов, персонала, для рабочих стройплощадки (включая меры охраны труда);
- обосновывает рассчитанные потребности в привлечении спецтехники, оборудования, транспорта, в использовании складов, складских площадок, временных зданий, энергетических, других ресурсов;
- обосновывает требования к кадровому обеспечению объекта;
- приводит перечень работ, выполняемых в стесненных условиях или связанных с иными усложняющими, удорожающими факторами;
- обосновывает расчетные сроки (в том числе отдельно для каждой очереди).
В дополнение к проекту организации реконструкции разрабатывают ППР, а также технологические карты, рабочие чертежи для вспомогательных устройств, приспособлений.
Дополнительные сведения для реконструкции коммерческих, промышленных объектов
Проект для зданий производственных, промышленных предприятий или коммерческих объектов должен учитывать специфику их работы. Если простой предприятия недопустим или должен быть минимальным, это учитывают при формировании проектной документации:
- определяют периоды проведения работ в отдельных помещениях, оптимизируют их так, чтобы закрытие цехов, отделов, участков выполнялось на короткий срок и не останавливало деятельность всего предприятия;
- при ремонте или переносе существующих инженерных сетей их планируют так, чтобы сохранять постоянное водоснабжение, энергоснабжение, непрерывное функционирование вентиляции, канализации и других систем либо отключать их на минимально возможный срок;
- подготовка графика с учетом условий действующего производства (организация посменного проведения работ, переноса цехов, производственных и других участков в другие помещения, здания);
- организация снабжения с учетом функционирования предприятия (согласование периодов доставки строительных материалов, конструкций, техники, оборудования, мест их складирования).
Строительная компания «Олимпия» разрабатывает проекты организации реконструкции вместе с основной проектной документацией. Это позволяет выбирать организационные решения с учетом специфики и объема планируемых работ. Правильно составленный проект организации поможет уменьшить сроки реконструкции, оптимизировать расходование ресурсов, сократить простои реконструируемых предприятий, гарантировать сдачу объекта в срок.
- Главная
- Информация
- Вопросы реконструкции
- Разработка проектной документации по организации строительства и реконструкции