Порядок отвода земель под временные объекты строительства
Ранее описывалось, что отвод земельного участка под строительство линейных объектов является одной из обязательных процедур. Данная процедура регламентируется Земельным кодексом и может состоять из нескольких этапов:
· составление проекта межевания территории, и утверждение его в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации или утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
· предварительное согласование предоставления земельного участка;
· постановка на Государственный кадастровый учет;
· вынесение решения о предоставлении земельного участка на период реконструкции.
С 1 марта 2015 года, после внесения ряда изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, методика осуществления процедуры отвода, на период строительства и реконструкции (временный отвод), существенно поменялась.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из главы V был исключен целый ряд статей (28-34, 36, 38-39), направленных на регулирование порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это обусловлено тем, что Земельный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2015 года дополнен новой главой V.1, полностью посвященной указанным вопросам. При этом необходимость введения их нового правового регулирования была связана со значительным числом пробелов и коллизий в данной сфере [18].
23 Юристконсульт: Порядок предоставления земель для строительства без торгов
Так, наличие в Земельном кодексе Российской Федерации разных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели их предоставления — для строительства и для целей, не связанных со строительством, не учитывало того факта, что зачастую разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем, а также предусматривает и возможность использования такого земельного участка без его застройки. Такая правовая неопределенность нередко приводила к формированию разной практики применения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Также были внесены изменения в вопросы предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства. Например, из содержания п.3, 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации можно было сделать вывод, что при наличии сформированного земельного участка его предоставление должно было осуществляться только без предварительного согласования места размещения объекта (т.е. на торгах или без проведения торгов при условии предварительной публикации и отсутствия заявлений иных лиц), даже в случае его предоставления для строительства объектов государственного или муниципального значения [18].
Порядок предоставления земельных участков для строительства
Процедура предоставления земельного участка для строительства включает две разновидности:
1 с предварительным согласованием мест размещения объекта;
2 без предварительного согласования мест размещения объекта [14].
Принципиальным различием данных процедур является субъектный состав будущих правообладателей земельных участков, порядок получения и вид их прав на земельный участок после его предоставления.
При процедуре предоставления земельного участка без предварительного согласования мест размещения объекта право собственности или право аренды земельного участка возникает исключительно по итогам торгов, а его правообладателями становятся граждане и юридические лица.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта в собственность не производится, а осуществляется в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование в соответствии с рисунком 1.1.
Рисунок 1.1 — Субъектный состав будущих правообладателей земельных участков и вид их прав на земельный участок после его предоставления
Предусмотренный этап предварительного согласования предоставления земельного участка не является аналогом ранее действующего предварительного согласования места размещения объекта.
Так, сейчас предусмотрена обязанность заинтересованного гражданина или юридического лица самостоятельно подготовить схему размещения земельного участка или указать земельный участок, образование которого предусмотрено проектом межевания территории и на который претендует указанное лицо.
Во-вторых, существенное отличие указанных процедур — отсутствие необходимости получения согласований в целях принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Это обусловлено тем, что возможность использования земельного участка в соответствии с тем или иным видом разрешенного использования должна решаться не в каждом конкретном случае индивидуально, а определяется при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.
В случае если земельный участок подлежит образованию, не являются поводом для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка такие основания, как несоответствие разрешенного использования земельного участка заявленным целям, отсутствие установленного вида разрешенного использования земельного участка, неотнесение земельного участка к определенной категории земель. В этом случае решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка [30].
При этом принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Установление вида разрешенного использования земельного участка и отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Следующим этапом является решение о предоставлении отведенного участка в аренду путем проведения торгов или без них. Согласно подп.4 п.2 статьи 39.6 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, испрашиваемые для размещения объектов, предназначенных для обеспечения нефтепроводов, объектов федерального, регионального и местного значения, предоставляются в аренду без проведения торгов.
При предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с подп.4 п.2 статьи 39.6 необходимо иметь в виду, что понятия «объекты федерального, регионального, местного значения» раскрываются в статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно п.18-20 которой объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие России.
Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации [38].
Виды объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации. Объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов [14].
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В случае предоставления испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, уполномоченный орган сразу в течение общего срока (не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю [14].
ИсточникОтвод земельного участка: особенности процедуры
Отвод земельного участка осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства. В зависимости от того, как был образован надел, он может происходить с предварительным согласованием места расположения объектов и без него. Рассмотрим более подробно особенности данной процедуры.
Что такое отвод земельного участка
Для начала разберемся, что собой представляет рассматриваемый процесс. Отвод земельного участка – это комплекс землоустроительных мероприятий по определению участка земли в натуре, предоставлению его в собственность, пользование или аренду.
Все действия производятся согласно Земельному кодексу РФ , Градостроительному кодексу РФ , нормам регионального законодательства и решениям муниципальных органов власти. К этим мероприятиям относится выбор, согласование, изъятие и предоставление имеющихся участков для тех или иных нужд.
Таким образом, земельный отвод рассматривают в узком и широком значении. В первом случае – это территория, предоставленная в пользование. В более широком понимании – это участок земли, на который возникло право на основании установленных в законодательстве норм.
Какие существуют принципы передачи наделов
В основе отвода участков лежат следующие принципы земельного законодательства:
- учет роли земли как основы для жизни и деятельности человека;
- приоритет охраны земель;
- участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
- единство земельных участков и расположенных на них объектов;
- приоритет сохранности особо ценных земель;
- платность использования земли;
- деление земель по целевому назначению;
- разграничение государственной, муниципальной и собственности субъектов федерации;
- дифференцированный подход при установлении правового режима земель;
- сочетание интересов общества и граждан.
Нормы отвода земельных участков можно поделить на два вида: заранее определенные в законе и нормы для конкретных видов деятельности.
По каким правилам отводятся территории
Процесс выбора, согласования, изъятия и предоставления земли делится на два этапа:
- предварительное согласование места локализации участка;
- изъятие и предоставление выбранной территории, оформление соответствующей документации.
Для того чтобы согласовать отводимый участок, заказчик (физическое или юридическое лицо) должен подать ходатайство в местную администрацию. В случае получения предварительного согласования проектная организация или иная фирма на договорной основе собирает исходную информацию. На этом этапе определяются:
- условия и требования заинтересованной стороны;
- технические условия и возможности подключения объекта к инженерным сетям и общественным коммуникациям.
После этого оценивается объем инвестиций, подготавливаются необходимые материалы. Все это направляется в уполномоченный орган, где создается специальная межотраслевая комиссия. В ее состав входят представители всех сторон:
- заказчика;
- собственника (арендатора или пользователя);
- государственных органов.
В результате составляется акт выбора земельного участка.
Выкуп и отвод производят органы местной администрации на основании ходатайства, а также предоставленной документации инвестора. При этом нормы передачи земли для разных целей отличаются. Например, норма отвода земельного участка под трансформаторную будку зависит от типа опоры линий электропередач, а также от площади объекта.
Вещественные права на землю
В соответствии с земельным законодательством, принято выделять следующие виды прав на землю:
- постоянное пользование (без установления определенного срока);
- пожизненное наследуемое владение;
- аренда;
- сервитут (пользование чужой территорией с определенными ограничениями); ;
- собственность.
Ознакомьтесь более подробно, что собой представляют вещные права на землю.
Землеустроительные действия для целей строительства
В некоторых случаях порядок отвода земельного участка под строительство не требует предварительного согласования. Это касается:
- размещения объекта в муниципальном или сельском районе в соответствии с градостроительными документами;
- выделения надела для удовлетворения сельскохозяйственных нужд или поддержания лесничества; .
При всех остальных обстоятельствах нужно предварительное согласование.
Согласование места размещения объекта
В данной процедуре можно выделить следующие этапы:
- Разработка проектной документации с установлением границ участка на местности.
- Определение вида разрешенного использования земли.
- Установление технических условий для подключения строительного объекта к коммуникациям и инженерным системам.
- Подписание заключения о проведении аукциона или о предоставлении участка без аукционных мероприятий.
- Публикация объявления о проведении торгов в средствах массовой информации.
- Постановка надела на государственный кадастровый учет.
- Проведение аукциона или передача земли без таких действий.
Выводы
Отвод земельного участка – это процедура перераспределения земельных угодий путем передачи муниципальных территорий в личную собственность или в пользование. Процесс состоит из нескольких этапов, а его особенности зависят от цели выделения земли физическому или юридическому лицу.
4 thoughts on “Отвод земельного участка: особенности процедуры”
Вся процедура слишком забюрократизирована, очень большое количество возможных терминов, дающих возможность неоднозначного толкования.
Сейчас актуальная тема, на фоне обещанного государством бесплатного земельного участка.
А покупка садового участка – это тоже отвод земли? Я купила плодоносящий сад у частного лица. Эта земля что, переходит теперь по наследству моим потомкам? Строения на ней нет, просто деревья и кусты.
Если участок оформлен в собственность, то его можно передать по наследству.
ИсточникПорядок отвода земель под временные объекты строительства
О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2009 г. № 717
МОСКВА
О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 153)
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего постановления.
3. (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 153)
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 сентября 2009 г. № 717
НОРМЫ отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса
1. Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее — граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее — нормы отвода земель) :
а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, — согласно приложениям № 1 — 7;
б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, — согласно приложениям № 8 — 14.
2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям № 1 — 14 к настоящим нормам и приложению № 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:
а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;
б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;
в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;
г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;
д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.
3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.
4. Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям № 1 — 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.
5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям № 1 — 14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ.
6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению № 15 к настоящим нормам.
7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению № 16.
8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению № 17.
9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.
10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению № 18.
11. Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям № 1 — 14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:
земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;
двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1, 5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений) , указанных в пункте 5 настоящих норм.
Нормы отвода земель, не предусмотренные приложениями № 1 — 14 к настоящим нормам, определяются в соответствии с пунктом 5 настоящих норм.
12. В приложениях № 1 — 7 к настоящим нормам в норме отвода земель:
а) состоящей из 3 чисел:
1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0, 5 метра, 1 метр и 1, 5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;
б) состоящей из 2 чисел:
1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
в) состоящей из одного числа, число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.
13. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, для автомобильных дорог, имеющих крутизну откосов насыпей высотой до 3 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и до 2 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий, не предусмотренные нормами отвода земель согласно приложениям № 1 — 7 к настоящим нормам, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.
14. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, предусмотренные приложениями № 1 — 14 к настоящим нормам, учитывают устройство двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1, 5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности.
При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:
для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:
форма кювета — трапецеидальная;
ширина дна кювета — 0, 4 метра;
глубина кювета — 0, 5 метра;
заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;
для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:
форма кювета — трапецеидальная;
ширина дна кювета — 0, 4 метра;
глубина кювета — 1, 2 метра от бровки земляного полотна;
заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.
При других значениях глубины кювета и крутизны его откосов ширину полосы отвода, предусмотренную приложениями № 1 — 14 к настоящим нормам, следует изменять в соответствии с пунктом 7 настоящих норм.
15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.
16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог) , входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:
Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА) , заключенным в г. Женеве 15 ноября 1975 г.;
Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог, заключенным в г. Бангкоке 18 ноября 2003 г.;
Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 11 сентября 1998 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к нормам отвода земель дляразмещения автомобильных дороги (или) объектов дорожного сервиса
Источник