Разработка проекта отвода земельного участка является важной стадией при приватизации и оформлении земли. Землеотвод оформляется в обязательном порядке, при выполнении кадастровых и землеустроительных работ, а также регистрации местонахождения земельного участка.
Землеотвод — это совокупность процедур по установлению участка на местности, определении его границ, с целью его передачи в безвозмездное пользование, либо аренду.
Специалисты анализируют землеотвод в узком и широком смысле. В узком – это местность, переданная в пользование. В наиболее широком представлении – часть земли, на которую появилось право на основе определенных норм закона.
Оформление отвода земли заключается в поэтапном выполнении всех процедур по определению, восстановлению или установлению границ земельного участка, а кроме того его месторасположения и площади.
Затем все собранные материалы и данные оформляются в так называемое землеустроительное дело (или как его еще называют по-другому — межевое дело).
Как оформить права на земельный участок под гаражом?
Отвод земель: цели и задачи
Законом регулируются все этапы распределения и передачи земельных участков:
- подбор;
- регулирование;
- изъятие;
- и обеспечение заказчика участком для существующих потребностей.
Эти и любые другие операции с участками, землевладельцы могут выполнить лишь только после выполнения обмера ЗУ и формирования пакета бумаг, достаточных для формирования межевого дела, и его подачи в Росреестр.
Землеотвод является также обязательной процедурой для формирования и развития общей базы сведений кадастровой службы. При его отсутствии, невозможна легализация возведенной постройки, установление павильонов и осуществление иных операций строительства на выделенной земле.
Кто проводит землеотвод?
Выполнять процедуры по отводу земли могут только специалисты и юридические лица, обладающие соответствующими лицензиями. Эксперты по землеотводу квалифицированно, в короткий срок и по доступной цене осуществят полный комплекс мероприятий.
Наличие у компаний соответствующего разрешения и квалификации будет залогом того, что заказчику не придется иметь проблемы юридического характера, возникших из-за разных погрешностей в обмере ЗУ. При появлении спорных моментов, специалисты проведут вынесение границ на местности и урегулируют таким образом все разногласия с соседями.
Основы передачи земель
При выполнении земельного отвода действуют последующие правила:
- учет роли земли как основного принципа для существования и деятельности человека;
- приоритет защиты земель;
- заинтересованность людей и организаций в постановлении задач, какие затрагивают их права на землю;
- целостность участков и находящихся на них построек;
- приоритетная сохранность наиболее значимых ЗУ;
- учет ценности применения участков;
- деление земель согласно целевому назначению;
- разделение общегосударственной и местной собственности.
Также землеотводные операции регулируются законодательными нормами и общественными мерами для определения характера возможной деятельности на выделяемом участке.
Как оформить землю под гаражом
По каким законам отводятся земли?
Процедура по отводу земель, согласно законодательству, подразделяется на две фазы:
- заранее оговаривается размер ЗУ и локализация его расположения;
- производится изъятие и оформление участка, формирование надлежащей документации.
Чтобы утвердить нужный земельный участок, гражданин обязан передать заявление в администрацию того района, где расположен участок. При заблаговременном согласовании проектная организация (либо другая уполномоченная компания, действующая на условиях договора) собирает начальную информацию.
На данной стадии формируются:
- условия, по каким передается земельный участок;
- существующие технические требования и возможности подведения технических сетей.
Затем рассчитывается объем предполагаемых инвестиций, готовятся необходимые бумаги. Все полученные данные отправляются в соответствующее учреждение, где формируется особая рабочая группа.
В структуру рабочей группы входят представители всех сторон:
- заявителя (покупателя);
- нынешнего собственника;
- представителя местной администрации.
Вопросы о приобретении и отведении земель решают органы местной власти, на основе ходатайства и подготовленной документации. По завершению всех этапов, оформляется документ по соответствующей форме.
Следует учитывать, что способы передачи земельных территорий для различных целей могут быть разными. К примеру, мера отвода территории под трансформаторную подстанцию зависит от типа опор и направлений расположения электропроводов, а кроме того — от площади здания.
Мероприятия и принципы передачи земли
1. Вещественные права
В соответствии с законодательством, принято разделять следующие виды прав на земельные участки:
- постоянное использование (при отсутствии конкретного срока в договоре);
- пожизненное наследуемое владение;
- аренда;
- сервитут (использование «чужой» земли с некоторыми ограничениями);
- безвозмездное срочное пользование;
- частная собственность.
2. Мероприятия в интересах строительства
В некоторых ситуациях для отвода земли под строительство не требуется получения согласования:
- при расположении участка в городском или сельском районе, на которые утвержден Градостроительный план;
- предоставление земельной территории в интересах аграрных потребностей или укрепления лесничества;
- проведение индивидуального жилищного строительства.
При других условиях необходимо заблаговременное координирование с местной администрацией.
3. Координирование территории
В этом мероприятии следует отметить такие процедуры, как:
- оформление ноебходимых бумаг, с установлением границ и пределов выделяемого ЗУ на соответствующей территории;
- определение разновидности допустимого применения территории;
- установление технических критериев, с целью подсоединения строящегося объекта к техническим сетям;
- подписание решения о проведении торгов, либо о предоставлении территории, если аукцион не проводится;
- информирование общественности и СМИ о проведении земельного аукциона;
- постановка земли на кадастровый учет;
- проведение торгов либо предоставление ЗУ без аукционных мероприятий.
Отвод земельного участка всегда проводится в соответствии с законодательными нормативами и существующими правилами. В зависимости от того, к каким землям относится территория, она может будет передана, с предварительным согласованием месторасположения всех объектов, либо без проведения такого согласования.
Ввиду того, что в населенных пунктах и их окрестностях постоянно появляются новые дороги, здания, участки под частное строительство, коттеджные поселки и другие объекты недвижимости, данная процедура необходима для выделения земли под эти и другие необходимые объекты.
Для проведения процедуры землеотвода необходимо обращаться в компанию, которая имеет соответствующую лицензию и штат квалифицированных специалистов. Все мероприятия по землеотводу должны проводиться тщательным образом, так как неправильное указание координат участка, или оформление данных с ошибками, могут привести впоследствии к проблемам для заказчика и его соседей.
Вам понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:
Отвод земельного участка: понятие и принципы отвода земли в 2019 году
Для начала разберемся, что собой представляет рассматриваемый процесс. Отвод земельного участка – это комплекс землоустроительных мероприятий по определению участка земли в натуре, предоставлению его в собственность, пользование или аренду.
Все действия производятся согласно Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, нормам регионального законодательства и решениям муниципальных органов власти. К этим мероприятиям относится выбор, согласование, изъятие и предоставление имеющихся участков для тех или иных нужд.
Таким образом, земельный отвод рассматривают в узком и широком значении. В первом случае – это территория, предоставленная в пользование. В более широком понимании – это участок земли, на который возникло право на основании установленных в законодательстве норм.
Процесс выбора, согласования, изъятия и предоставления земли делится на два этапа:
- предварительное согласование места локализации участка;
- изъятие и предоставление выбранной территории, оформление соответствующей документации.
Для того чтобы согласовать отводимый участок, заказчик (физическое или юридическое лицо) должен подать ходатайство в местную администрацию. В случае получения предварительного согласования проектная организация или иная фирма на договорной основе собирает исходную информацию. На этом этапе определяются:
- условия и требования заинтересованной стороны;
- технические условия и возможности подключения объекта к инженерным сетям и общественным коммуникациям.
После этого оценивается объем инвестиций, подготавливаются необходимые материалы. Все это направляется в уполномоченный орган, где создается специальная межотраслевая комиссия. В ее состав входят представители всех сторон:
- заказчика;
- собственника (арендатора или пользователя);
- государственных органов.
В результате составляется акт выбора земельного участка.
Выкуп и отвод производят органы местной администрации на основании ходатайства, а также предоставленной документации инвестора. При этом нормы передачи земли для разных целей отличаются. Например, норма отвода земельного участка под трансформаторную будку зависит от типа опоры линий электропередач, а также от площади объекта.
Покупка земельного участка
В собственность земельные участки приобретают инвесторы или иные участники договора строительного подряда, которым после завершения строительства будет принадлежать законченный объект. Ни заказчик, ни подрядчики прав на эти участки не имеют.
Поэтому стоимость земельных участков должна учитываться у инвестора (иного собственника). Земельные участки, если они находятся на балансе организации, не облагаются налогом на имущество (пп. 1 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ).
Если же ведется долевое строительство, а заказчик и подрядчик являются дольщиками, то они могут принять к учету стоимость земельного участка в части, которая по условиям договора должна перейти в их собственность. Подобные вопросы желательно регулировать до начала строительства – на стадии заключения договора.
Операции по реализации земельных участков не облагаются НДС (пп. 6 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Поэтому “входного” НДС у покупателя земли не возникает.
Все расходы на покупку земельного участка включаются в гл. 1 сводного сметного расчета “Подготовка территории строительства” (п. 4.78 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1).
Однако это не означает, что стоимость приобретенных в собственность земельных участков должна увеличивать первоначальную стоимость построенных на них объектов: такие объекты должны учитываться обособленно.
Ведь они имеют разный срок полезного использования (для земли его вообще нет); законченный объект подлежит амортизации, а земля не амортизируется. Поэтому стоимость выкупленной земли отражается в бухучете на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы” отдельно (субсчет “Приобретение земельных участков”).
Пример. ООО “Строитель” приобрело в собственность земельный участок. Его стоимость – 1 800 000 руб. За услуги нотариуса работником предприятия за счет денежных средств, выданных под отчет, уплачено 27 000 руб., учреждению юстиции за регистрацию права собственности – 7500 руб.
Дебет 08 субсчет “Приобретение земельных участков”
- 1 800 000 руб. – учтены капитальные вложения в земельный участок;
Дебет 60 Кредит 51
- 1 800 000 руб. – произведена плата за землю;
- 27 000 руб. – отнесена на стоимость приобретенной земли плата за услуги нотариуса;
- 7500 руб. – отнесены на стоимость приобретенной земли расходы по регистрации права собственности;
Дебет 76 Кредит 51
- 7500 руб. – перечислены денежные средства учреждению юстиции;
Кредит 08 субсчет “Приобретение земельных участков”
- 1 834 500 руб. (1 800 000 27 000 7500) – принят к учету земельный участок.
Примечание. Постановка на учет земельного участка оформляется актом по форме N ОС-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7.
Что касается того, можно ли учесть стоимость выкупленной земли в целях налогообложения прибыли, нужно отметить следующее.
Минфин России однозначно заявил, что затраты, которые связаны с приобретением земельных участков в собственность, не уменьшают налоговую базу (см. Письмо от 5 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/158). Мнение чиновников основано на том, что для списания стоимости неамортизируемого имущества в расходы необходимо ввести его в эксплуатацию.
Для земельных участков понятие “ввод в эксплуатацию” не предусмотрено ни бухгалтерским, ни налоговым учетом. Однако это мнение было опровергнуто в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 августа 2004 г.
N А08-2355/04-21-16. Суд указал, что расходы на покупку земли можно считать материальными и учитывать в целях налогообложения прибыли по пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ. Какой точки зрения придерживаться в этом вопросе, решать бухгалтеру.
Предлагаем ознакомиться: Ипотека на Земельный Участок в Сбербанке
В любом случае согласно пп. 40 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может единовременно включить в состав прочих расходов платежи за регистрацию прав на землю, изготовление документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
Став владельцем земли, организации придется уплачивать земельный налог. Причем в Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 января 2002 г. N 7486/01 констатируется: “…отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю”.
Какие существуют принципы передачи наделов
В основе отвода участков лежат следующие принципы земельного законодательства:
- учет роли земли как основы для жизни и деятельности человека;
- приоритет охраны земель;
- участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
- единство земельных участков и расположенных на них объектов;
- приоритет сохранности особо ценных земель;
- платность использования земли;
- деление земель по целевому назначению;
- разграничение государственной, муниципальной и собственности субъектов федерации;
- дифференцированный подход при установлении правового режима земель;
- сочетание интересов общества и граждан.
Нормы отвода земельных участков можно поделить на два вида: заранее определенные в законе и нормы для конкретных видов деятельности.
Аренда земельного участка
Земля – товар довольно дорогой. И порой экономичнее отводить ее под строительство не на правах собственности, а на правах аренды.
При заключении договора аренды земельного участка у организаций нередко возникают расходы, не связанные непосредственно с арендной платой, однако обусловленные действующим законодательством о порядке заключения договоров аренды.
В бухучете расходы, связанные с арендой земли под строительство объекта, включаются в гл. 1 сводного сметного расчета “Подготовка территории строительства” (п. 4.78 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации).
Иначе говоря, такие расходы увеличивают стоимость строящегося объекта. Аналогично эти платежи будут учитываться и в налоговом учете (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). В подтверждение такой точки зрения – Письмо Минфина России от 29 сентября 2005 г.
N 03-03-04/1/228. А вот после того, как строительство завершено, арендная плата за землю включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Об этом говорится в пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
Примечание. Не забудьте встать на учет
В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ организация обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему местонахождению, так и по местонахождению принадлежащего ей недвижимого имущества.
А земля ведь тоже является недвижимостью. Заявление организации о постановке на учет нужно подать в налоговый орган по местонахождению этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Правда, если организация уже стоит на учете в данной инспекции, то повторно этого делать не нужно.
О.С.Юнисова
ООО “Фирма “Диметра”
Вещественные права на землю
В соответствии с земельным законодательством, принято выделять следующие виды прав на землю:
- постоянное пользование (без установления определенного срока);
- пожизненное наследуемое владение;
- аренда;
- сервитут (пользование чужой территорией с определенными ограничениями);
- срочное пользование на безвозмездной основе;
- собственность.
Согласование места размещения объекта
В данной процедуре можно выделить следующие этапы:
- Разработка проектной документации с установлением границ участка на местности.
- Определение вида разрешенного использования земли.
- Установление технических условий для подключения строительного объекта к коммуникациям и инженерным системам.
- Подписание заключения о проведении аукциона или о предоставлении участка без аукционных мероприятий.
- Публикация объявления о проведении торгов в средствах массовой информации.
- Постановка надела на государственный кадастровый учет.
- Проведение аукциона или передача земли без таких действий.
Аннотация
Новая редакция сборника “Укрупненные стоимостные показатели линий электропередачи и подстанций напряжением 35-1150 кВ” разработана с целью обеспечения соответствия укрупненных стоимостных показателей электрических сетей новым проектным решениям и технологиям строительного
производства, современному уровню цен в строительстве.
- Укрупненные стоимостные показатели (УСП) электрических сетей напряжением 35 кВ и выше предназначены для оценки предполагаемого объема инвестиций в сооружение линий электропередачи и подстанций (ВЛ и ПС) как при осуществлении нового строительства, так и при реконструкции и
- расширении действующих ВЛ и ПС.
- В новой редакции сборника УСП разработаны укрупненные стоимостные показатели как для открытых ПС 35 кВ и выше, так и для закрытых ПС 110-500 кВ, выполненных по типовым схемам электрических соединений
- распределительных устройств.
- В связи с этим изменены стоимостные показатели постоянной части затрат по ПС.В соответствии с изменением и расширением номенклатуры технологического оборудования, применяемого в настоящее время при сооружении электросетевых объектов, внесены изменения и дополнения в таблицы стоимостных показателей ячеек выключателей, трансформаторов, синхронных, асинхронизированных и статических тиристорных компенсаторов, шунтовых конденсаторных батарей,
- токоограничивающих реакторов, кабельных линий.
- ячейки выключателя, ОРУ, КРУЭ, ячейки трансформатора.Настоящая работа выполнена Производственно-техническим департаментом ОАО “Институт “ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ” на основе предыдущей редакции сборника УСП и обобщающего материала по мониторингу проектных решений и стоимости основного технологического оборудования, применяемого для
- строительства ВЛ и ПС в современных условиях.
1. Общая часть
1.1. Укрупненные стоимостные показатели (УСП) электрических сетей напряжением 35 кВ и выше предназначены для: оценки объема инвестиций при планировании
нового строительства (реконструкции) электросетевых объектов;
технико-экономических расчетов при сопоставлении вариантных решений выбора схем электрических сетей (“схемное” проектирование); укрупненных расчетов стоимости
строительства в составе обоснований инвестиций и бизнес-планов;
1.2. В основу определения УСП положены: материалы, обобщающие сметные расчеты к проектам конкретных объектов; требования к строительной и механической части электросетевых объектов, определяемые “Правилами
устройства электроустановок” 7-го издания;
“Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (НТП ПС)” (СТО 56947007-29.240.10.028-2009). Утверждены приказом ОАО “ФСК ЕЭС”
от 13.04.2009 N 136;
Регламент отвода участков под проведение строительных работ
Порядок отвода земельного участка под строительство
Подробности Создано 26.08.2015 05:21
Передача в постоянное владение земельных участков, находящихся в собственности государства или муниципалитета частным лицам осуществляется в полном соответствии нормам законодательства по землепользованию в РФ. Порядок предоставления такого рода участков напрямую зависит от того, каким образом был он образован.
Предусматривается два способа отвода земель:
- Отвод без необходимости предварительного согласования места расположения возводимых объектов;
- Отвод участка, предусматривающий процесс предварительного согласования.
Предоставление земли без предварительного согласования места расположения объекта
Данный процесс заключается в проведении следующих мероприятий:
- Проведение предварительных работ по формированию самого земельного участка. Эта операция подразумевает прохождение следующих этапов:
- Разработка проектной документации по установлению границ участка на местности. Изучаются все сведения на отводимый участок для осуществления строительства, в которых есть его графическая схема. В случае её отсутствия специализированные органы местного самоуправления проводят все нужные замеры и устанавливают необходимые межевые обозначения.
- Установление вида разрешенного использования участка. Разрешенное использование участка земли устанавливается согласно постановлению администрации об отводе данного земельного участка под частное строительство и вместе с установленной категорией землепользования прописывается в кадастровых документах при постановке участка на государственный учет.
- Установление наличия необходимых технических условий к подключению строительных объектов к коммуникационным сетям жизнеобеспечения. Такая операция производится самим претендентом на получение участка земли под частное строительство. Для этого нужно обратиться в государственный орган архитектуры и градостроительства, где находятся все необходимые сведения о наличии или же отсутствии инфраструктурных объектов, необходимых для нормального функционирования будущего строения.
- Принятие заключения о проведении аукциона, или же о предоставлении земли без осуществления аукционных мероприятий. В данном случае государственные органы исполнительной власти, прежде всего, должны вынести заключение о реальной возможности передачи участка под проведение строительных работ. Выписка из решения о выделении участка, или же отказ в выделении передаётся на руки заявителю не позднее семи суток, со дня вынесения решения. В случае получения отрицательного ответа, заявитель может обратиться в органы судебной власти и обжаловать вынесенное решение.
- Размещение на страницах газетных изданий информации о месте и времени проведении торгов по реализации участка или об осуществлении приема заявлений, с целью передачи земельного участка минуя проведение аукционных мероприятий.
Порядок предоставления земли под строительство с предварительным согласованием места расположения объекта
В этом случае предусмотрен следующий регламент:
- Выбирается непосредственно сам земельный участок и принимается заключение о возможности предварительного согласования места расположения объекта;
- Проводятся уже описанные мероприятия по формированию самого земельного участка;
- Выбранный земельный участок проходит процедуру постановки на государственный кадастровый учет;
- Местными органами самоуправления выносится заключение о выделении участка земли под индивидуальное жилищное строительство.
Необходимо отметить, что в соответствии с новым Земельным кодексом Российской Федерации процесс предварительного согласования места размещения объекта не осуществляется при выполнении следующих условий:
- В случаях размещения строительного объекта в муниципальном округе или же сельском районном поселении в полном соответствии с имеющимися градостроительными документами о будущей застройке;
- При предоставлении земельного участка в целях удовлетворения нужд сельхоз производителей или поддержания лесничеств;
- При выделении участка гражданину в целях осуществления им личного жилищного строительства, а так же ведения личного подсобного хозяйства.
Подводя итог можно сказать, что отвод земель не что иное, как перераспределение земельных угодий посредством передачи муниципальных участков в личную собственность и предоставление их в использование согласно решению органов местного самоуправления. Эта процедура включает в себя: рассмотрение заявления об отводе, принятия заключения об изъятии и предоставлении участка, отвод земельных угодий в натуре, юридическое оформление процесса отвода.
Видео — Как получить земельный участок от государства бесплатно?
Отвод земельного участка под строительство производственного комплекса
Приемы, которые используются для строительства того или иного объекта могут быть схожими, а могут и отличаться.
Поскольку аренду земли, как и право собственности на нее еще никто не отменял, рассмотрим в этой публикации, что такое отвод земельного участка под строительство производственного комплекса и какие функции по освоению территории и подготовке к отводу земельного участка осуществляет заказчик строительства.
Стороны вовлеченные в процесс строительства всегда преследуют свои цели и интересы. И если цели могут объединять участников, то интересы сторон должны соответствовать их возможностям. Отвод земельного участка под строительство производственного комплекса предполагает формирование и межевание земельного участка и начинается с оформления документов необходимых заказчику.
Все, что касается освоения земельных участков, регулируется Земельным Кодексом РФ и каких-то причуд или скоропалительных решений клиента, опирающегося на личные желания законодательство не учитывает.
Отвод земельного участка под строительство производственного комплекса подтверждается постановлением руководящих органов в соответствии с градостроительным кодексом и решением местных властей, принимающих решение о разрешении строительства.
Заказчик составляет ходатайство о предоставлении ему земли под новое строительство или реконструкцию существующего объекта недвижимости в производственный комплекс, прилагая к документу разрешение на строительство. Рассмотрением первичных документов занимаются органы государственной власти, юридические и физические лица, в рамках своих возможностей.
Чтобы отвод земельного участка под строительство производственного комплекса прошел по всем правилам, необходимо:
- Назначить лицо, ответственное за строительную площадку. Чаще всего, заказчик передает эту ответственность строительной подрядной компании;
- Получить разрешение соответствующих эксплуатационных органов на использование на период проведения СМР действующих коммуникаций источников газо, водо, паро и энергоснабжения;
- Оформить документы на вырубку и пересадку деревьев, плодово-ягодных насаждений, снос строений, очистку территории от мешающих строительству объектов;
- Определить объемы и места вывоза и завоза грунта и плодородного слоя почвы;
- Сформировать геодезическую разбивочную основу для строительства;
- Составить разбивку осей и трасс зданий и сооружений;
- Переговорить с владельцами домов, строений и сельскохозяйственных угодий, подлежащих сносу;
- Обеспечить переселение граждан из строений, подлежащих сносу;
- Рассчитать остаточную стоимость сносимых зданий и сооружений и подлежащих вырубке лесных насаждений или получить справку об остаточной стоимости сносимых сооружений от их владельцев;
- Возместить гражданам и юридическим лицам предусмотренную действующим законодательством стоимость изымаемых строений, участков земли, насаждений и посевов;
- Получить разрешение на производство работ в зоне воздушных линий электропередачи в полосе отвода железных и автомобильных дорог, подземных коммуникаций и инженерных сооружений;
- Обеспечить реализацию возвратных материалов от разборки сносимых строений (сооружений), а также материалов, получаемых от попутной добычи и рубки насаждений;
- Провести контроль за деформациями и состоянием зданий и сооружений в зоне влияния строительства.
Производство в России является важной частью экономики. Поэтому год от года интерес к территориальным производственным комплексам (аббревиатура ТПК) становится все выше.
Увеличивается количество заинтересованных в реализации проекта лиц, взаимосвязанных между собой финансовыми интересами и другими ресурсами. Поэтому процедура отвода земли относится к актуальной проблеме экономического районирования.
Власти стремятся компенсировать недостатки устаревших зданий и сооружений, организуя на их месте новое строительство.
Еще раз напоминаем, что отвод земельного участка под строительство производственного комплекса — процедура достаточно сложная, если проект или планировка будущего производства будут признан неэффективным, заказчику может быть отказано в приобретении земельного участка на правах собственности, как и в случаях:
- Когда земельные участки официально изъяты из оборота
- Если федеральным законом установлен запрет на приватизацию этих земель
- Когда земельные участки официально зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.
С этого года выбор и обоснование вариантов размещения земельного участка включены в пакет документов, который формируется для получения разрешения на строительство. Если перед вами встала задача, как быстро и грамотно осуществить отвод земельного участка под строительство производственного комплекса звоните нашим специалистам! Будем рады помочь!
Землеустройство — основной этап учета земельных участков
Землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Для чего нужно землеустройство
Землеустроительные работы (землеустройство) проводятся для установления, восстановления и закрепления на местности границ землевладений и землепользований, а также для определения фактической площади и местоположения границ земельного участка на местности.
Основным документом процесса землеустройства, который принимается органами кадастрового учета и является одним из оснований для постановки земельного участка на кадастровый учет долгое время было землеустроительное дело. С 2008 года понятие «Землеустроительное дело» заменено на «Межевой план».
Землеустройство является одним из этапов проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
При приватизации, оформлении и переоформлении прав собственности на землю, продаже, аренде, дарении, обмене и других видах сделок необходимы работы по межеванию земель.
При регистрации прав на земельный участок, геодезические работы являются первым этапом, т.к. на их основе готовится кадастровый паспорт земельного участка (кадастровый план).
При проведении территориального землеустройства устанавливаются и согласовываются границы земельных участков на местности, рассчитывается фактическая площадь участка. Полученный, в результате проведения территориального землеустройства, межевой план направляется в органы Росреестра для согласования и включения в Единый Государственный Реестр Земель.
Что подразумевает понятие «землеустройство»
Статья 113 Земельного Кодекса дает четкое понятие землеустройства:
- разработка прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства;
- установление на местности границ административно-территориальных образований;
- составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовка документов, удостоверяющих право владения и пользования землей;
- разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
- разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель;
- обоснование размещения и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
- установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;
- проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ.
Необходимо заметить, что при осуществлении мероприятий внутрихозяйственного землеустройства должно быть обеспечено соблюдение интересов всех участников землеустроительного процесса.
Какие органы осуществляют землеустройство
Внутрихозяйственное землеустройство может осуществляться территориальными органами и специально уполномоченными учреждениями с участием муниципальных образований.
Согласно федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельские, поселковые, районные администрации планируют использование земель, которые располагаются в границах соответствующих муниципальных образований, производят контроль за их использованием и охраной.
Проект отвода земельного участка
Согласно положениям ст. 50 Закона Украины «О землеустройстве» проект землеустройства по отводу земельного участка обязательно составляется, среди прочего, в случае формирования новых земельных участков (в т.ч. приватизация или аренда земельного участка).
Проект землеустройства является одной из важных стадий оформления земельного участка в собственность.
Ниже указан пошаговый порядок отвода земельного участка в собственность. С первого до последнего шага порядок выглядит следующим образом.
1 шаг. Получение разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка
Для получения разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность необходимо обратиться с ходатайством (заявлением) в одной из следующих организаций:
- местной (сельской, городской) совет, если земельный участок находится в пределах населенного пункта;
- районной государственной администрации, если земельный участок находится за пределами населенного пункта;
- областного управления Госземагентства, если земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и находится за пределами населенного пункта.
Одна из указанных выше организаций обязана рассмотреть заявление и принять решение о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства. При этом к заявлению необходимо также добавить:
- выкопировку из утвержденного генерального плана населенного пункта или детального плана территории (является общедоступным и предоставляется соответствующим местным советом по запросу заинтересованных лиц);
- копию паспорта;
- копию идентификационного номера.
По следующей ссылке вы можете посмотреть ориентировочный текст готового решения о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
2 шаг. Изготовление и согласование проекта землеустройства
После получения решения местного совета с разрешением на изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка, Вам необходимо обратиться к соответствующей землеустроительной организации, в штате которой работают сертифицированные инженеры-землеустроители, инженеры-геодезисты с целью разработки и организации согласования проекта землеустройства. Разработанный землеустроителями проект землеустройства подлежит согласованию в следующих организациях:
- местное управление Госземагентства;
- местный отдел архитектуры и градостроительства;
- другие организации (органы лесхоза, водхоза, охраны культурного наследия, экологии и т.д.) в отдельных индивидуальных случаях.
3 шаг. Регистрация земельного участка в кадастре (ГЗК)
Государственные акты о праве собственности на земельный участок больше не выдаются. Со вступлением в силу Закона Украины «О государственном земельном кадастре» теперь регистрация права собственности на земельный участок проходит в два этапа:
- регистрация непосредственно земельного участка в Государственном земельном кадастре (ГЗК)
- регистрация права собственности на земельный участок в районной (городской) регистрационной службе Укргосреестра.
Для регистрации земельного участка в ГЗК, владелец или его представитель (например, землеустроительная организация) подает местному государственному кадастровому регистратору следующие документы:
- заявление установленного образца;
- согласованный и утвержденный проект землеустройства по отводу земельного участка;
- специальный электронный обменный файл (XML — файл);
- квитанцию об оплате услуг регистратора (65 грн.). Оплата за регистрацию земельного участка в ГЗК отменена.
В результате регистрации земельного участка в ГЗК, государственный кадастровый регистратор присваивает земельному участку кадастровый номер.
После получения кадастрового номера необходимо получить соответствующую выписку (вытяг) из кадастра, который в дальнейшем будет основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
По следующей ссылке, Вы сможете найти ориентировочный перечень документов для получения выписки (вытяга) из кадастра о регистрации земельного участка. Выписка (вытяг) из кадастра образец.
4 шаг. Утверждение проекта отвода земельного участка
После получения положительных заключений по проекту землеустройства от вышеуказанных учреждений и организаций, необходимо обратиться в тот же местный совет (райгосадминистрацию, областное управление Госземагентства), который предоставлял разрешение на разработку проекта землеустройства, и получить решение об утверждении проекта землеустройства. Указанный совет (другой орган) обязан в течение 14 дней, после получения согласованного проекта землеустройства, принять решение о его утверждении. По следующей ссылке Вы можете посмотреть приблизительный текст решения об утверждении проекта землеустройства об отводе земельного участка.
5 шаг. Регистрация права собственности на земельный участок в регистрационной службе Укргосреестра
- Для получения свидетельства о праве собственности на земельный участок Вам необходимо обратиться в регистрационную службу по месту нахождения земельного участка и представить следующий пакет документов:
- В результате регистрации государственным регистратором права собственности на земельный участок выдается свидетельство и/или выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
- Более детально порядок регистрации земельного участка в Укргосреестре описан в нашей статье Регистрация права на земельный участок в Госреестре вещных прав, порядок 2018.
Предложения по проекту землеустройства от нашей компании
Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность или в аренду. Мы имеем возможность выполнять полный комплекс работ под ключ.
- Начиная с разработки проекта землеустройства, заканчивая его согласованием, получением выписки (вытяга) из кадастра и свидетельства (выписки) из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. Для выполнения кадастровой съемки мы используем качественное и точное оборудование от признанного лидера отрасли — компании
- Что бы заказать проект землеустройства у нас, позвоните по телефону 044 232 8910.
- Цена проекта землеустройства: от 4000 грн. Нажмите для перехода к контактной информации
- Срок выполнения: от 5 дней Нажмите для перехода к контактной информации
Что такое проект отвода земельных участков и как его разработать?
- Проекты землеустройства по отводу земельных участков составляются в случае изменения целевого назначения земельных участков или формирования новых земельных участков.
- Статьей 50 Закона Украины «О землеустройстве» определено, что проекты землеустройства по отводу земельных участков должны включать:
- ˗ задания на разработку проекта землеустройства;
- ˗ объяснительную записку;
- ˗ копию ходатайства (заявления) о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (в случае формирования и / или изменения целевого назначения земельного участка за счет земель государственной или коммунальной собственности);
- ˗ решения Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (в случаях, предусмотренных законом);
- ˗ письменное согласие землевладельца (землепользователя), заверенную нотариально (в случае выкупа (изъятия) земельного участка в порядке, установленном законодательством), или решение суда;
- ˗ справку из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по владельцам земель, землепользователями, угодьями;
- ˗ материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования (в случае формирования земельного участка);
- ˗ сведения об исчислении площади земельного участка (в случае формирования земельного участка);
- ˗ копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества для объектов строительства III-V категории сложности, расположенных на земельном участке;
- ˗ расчет размера потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (в случаях, предусмотренных законом);
- ˗ расчет размера убытков собственников земли и землепользователей (в случаях, предусмотренных законом);
- ˗ акт приема-передачи межевых знаков на хранение (в случае формирования земельного участка);
- ˗ акт переноса в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии (в случае формирования земельного участка);
- ˗ перечень ограничений в использовании земельных участков;
- ˗ выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка (в случае формирования земельного участка);
- ˗ кадастровый план земельного участка;
- ˗ материалы переноса границ земельного участка в натуру (на местность) (в случае формирования земельного участка);
- ˗ материалы согласования проекта землеустройства.
Обращаем внимание! Исполнителем работ в выбранной Вами землеустроительной организации может быть только лицо, имеющее сертификат инженера-землеустроителя. Перечень таких лиц размещен на официальном сайте Госгеокадастра по адресу: www.land.gov.ua («Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей» подразделения «Сертификация» раздела «Направления деятельности»).
Для разработки проекта землеустройства необходимо заключить договор с субъектом, осуществляющим разработку такой документации.
Обратите внимание, что представление документации по землеустройству в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, для внесения сведений в Государственный земельный кадастр от имени заказчика документации осуществляется ее разработчиком, если иное не установлено договором.
Данная информация была подготовлена Ассоциацией «Земельный союз Украины». Запрещается воспроизведение и использование полностью или любой части данной информации в любом формате, включая графический, электронный, копирование, перепечатка или использование в любой другой способ без письменного согласия Ассоциации «Земельный союз Украины».
Источник: kargatskiy.ru
Отвод земельного участка под строительство гаража
На основании Решения об отводе земельного участка под строительство гаража-бокса, в 1974 г. был построен данный объект. Разрешение на строительство гаража и Акт о вводе его в эксплуатацию отсутствуют. Земельному участку и гаражу присвоены кадастровые номера.
Какова перспектива признания права собственности на гараж через суд с последующей регистрацией права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации?
С уважением, Владимир.
Ответы на вопрос:
Разъясняю Вам, что в силу пункта 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом при условии, если при изготовлении или создании указанной вещи были соблюдены требования закона и иных правовых актов.
Согласно статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 51 того же Кодекса, статьей 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные, предусмотренные статьей 51 Кодекса документы.
Положениями части 1 статьи 55 того же Кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
Таким образом, право собственности на объекты недвижимого имущества возникает при создании данных объектов в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства на основании актов об отводе земельного участка под капитальную застройку, разрешения на строительство, акта приемки законченного строительством объекта.
Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из содержания вопроса понятно, что Ваши права на земельный участок и расположенный на нем гараж зарегистрированы не были, их возникновение могло иметь место после вступления в силу Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и для приобретения права собственности на вновь созданное имущество Вам надлежало обратиться за государственной регистрацией права собственности в установленном порядке, до осуществления которой право собственности на вновь возведенный объект возникшим признано быть не может.
При таких обстоятельствах, вопрос о наличии права собственности на спорное имущество (в случае отказа в осуществлении его государственной регистрации) подлежит разрешению в рамках возможного, но не обязательного, спора о правомерности отказа в осуществлении государственной регистрации такого права.
Источник: www.9111.ru
Как получить постановление об отводе земельного участка под строительство гаражей?
Здравствуйте. Я являюсь владелцем гаража нигде не зарегистрированного гск в просто построенных гаражах. Но у меня на руках есть согласованные с местными органами архитектуры схемы о выделении участка под строительство гаражей в 1992году. Вопрос При запросе в департамент имущ. отношений как физ лицо мне выдадут копию постановления об отводе земельного участка под строительство гаражей?
Да конечно. Вы делаете письменный запрос в местную администрацию. В Течение 30 дней вам должны предоставить надлежаще заверенную копию Постановления или распоряжения — если оно было, копию типового акта о предоставлении земельного участка под строительство гаража или договор о предоставлении земельного участка во временное пользование под строительство гаража. С данными документами вы можете обращаться в суд для признания права собственности на объект.
Я купил квартиру и в придачу гараж. Гараж построен во дворе многоквартирного дома. Это индивидуальный гараж. На строение и земельный участок никаких документов нет. Я хотел поставить земельный участок под гаражом на кадастровый учёт, подготовил схему с координатами участка, но Администрация города отказала.
Как мне быть? Имеют ли они право отказать?
Как мне получить адрес моего земельно участка, но на нем нет межевания. Участок в собственности и налоги платятся . Но очень долго не был на участке и не помню даже где он находиться, так как просаживаю в другом городе. Помогите , с чего начать ?
Добрый день! Кто сможет решить, написать заявление о расторжении договора аренды земельного участка под гараж (положенный и разрешенный инвалиду) с администрацией города. Заранее спасибо
Здравствуйте, год назад в дар от мамы получила дом с земельным участком (она его приобрела за 235 тыс), сейчас я продаю его за 350 тыс, нужно ли мне будет платить налог если стоимость до 1млн и если нужно, то как его посчитать?
Добрый день, подскажите, я получил в наследство земельный участок и дом по завещанию в 2015 году, в 2020 я разделил участок на две части и продал, должен был ли я заплатить налог на прибыль от продажи недвижимости?
Правовед.ru
Клиентам
Юристам
Партнёрам
Техническая поддержка
The website is owned by Pravoved.RU group of companies. The group includes Pravoved.Ru Lab Ltd. which operates the website and provides support for customers (registration number 1187746238536, 143026, Moscow, territory of the innovative center Skolkovo, Bolshoy ave., house 42 building 1, floor 0 room 150 office 5) and LEGALAXY LIMITED which operates payment methods of the website (registration number No. HE 349968, Stasinou 8, Photos Photiades Business Ctr, Office 402, 1060, Nicosia, Cyprus)
Источник: pravoved.ru
Статья 90. Земли транспорта
1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.
3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
2) размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
3) выделения береговой полосы.
Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Комментарий к Статье 90 Земельного кодекса РФ
На земли, обеспечивающие деятельность городского транспорта, положения настоящей статьи не распространяются. Эти земли подчиняются правовому режиму земель населенных пунктов (зоны инженерной и транспортной инфраструктуры).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах функционирования международных транспортных коридоров, в соответствии со ст. 27 ЗК Земельного кодекса РФ ограничены в обороте.
Понятие земель железнодорожного транспорта дано в специальном законодательстве: это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
В данном определении нет указания на то, что это земли за чертой населенных пунктов, что может способствовать формированию неоднозначной судебной практики. По нашему мнению, такое уточнение было бы нелишним, хотя и без него общее указание об этом в ст. 87 настоящего Кодекса не утрачивает своего значения. Вместе с тем в комментарии к ст.
87 уже указывалось, что можно считать сложившейся судебную практику, когда суды с упорством, достойным лучшего применения, распространяют действие ст. ст. 88 — 93 на земельные участки, находящиеся на землях городов и иных населенных пунктов.
Приведем пример. Между ГСК «Спортивный» (субарендатор) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор) был заключен договор субаренды частей земельного участка в г. Пензе, согласно которому разрешенное использование указанных частей земельного участка — для размещения гаражей (притом что разрешенное использование всего земельного участка — под объекты транспорта железнодорожного). Кооператив обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о подготовке градостроительного плана данного земельного участка для завершения строительства гаражей, но получил отказ.
Суд первой инстанции удовлетворил требование кооператива о признании данного отказа незаконным, но вышестоящие судебные инстанции это решение отменили , в том числе и со ссылкой на ст. 90 настоящего Кодекса, хотя в этом не было никакой необходимости. Достаточно было указания на нарушение ст. 42 ЗК РФ об использовании участка не в соответствии с разрешенным использованием.
———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 3 февраля 2011 г. по делу N А49-7074/2009.
Вместе с тем при схожих обстоятельствах требование предпринимателя о признании незаконным отказа управления Росреестра по Брянской области в государственной регистрации права собственности на административное здание (офис) по адресу: Брянская область, Унечский район, г. Унеча было удовлетворено .
———————————
Постановление ФАС Центрального округа от 23 июля 2012 г. по делу N А09-8707/2011.
Суд также сослался на п. 3 ч. 2 ст. 90 ЗК РФ, в котором говорится о земельных участках на полосах отвода железных дорог, и указал, что закон не содержит запрета на использование земельного участка полосы отвода железной дороги под строительство административного здания. Но здесь тем более не было необходимости применять ст. 90 ЗК РФ к землям населенных пунктов (г.
Унеча), ведь в зонах транспортной инфраструктуры населенных пунктов также может быть выделена полоса отвода железной дороги. Следовательно, понятие полосы отвода не связано исключительно с субкатегорией земель транспорта.
Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» дает следующее определение полосы отвода железных дорог: это «земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта».
И, хотя Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 во исполнение абзаца 6 п. 2 комментируемой статьи, нормы данного документа могут распространяться на различные категории земель, поскольку железнодорожные пути как линейные объекты могут проходить по любым земельным участкам.
Охранные зоны представляют собой территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям. Отношения по установлению охранных зон и использованию земельных участков в их границах регулируются п. п. 7 — 12 названных выше Правил.
Особенностям использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог, посвящена глава 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ней определяется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения; порядок использования полосы отвода автомобильной дороги, в том числе на условиях сервитута.
Полоса отвода определяется в названном ФЗ как земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Придорожные полосы автомобильной дороги представляют собой территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Они устанавливаются для всех дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов. Названный Федеральный закон регулирует основные правила установления придорожных полос. Приказами Минтранса России от 13 января 2010 г. N 4 и 5 утверждены соответственно Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения и Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.
Некоторые вопросы использования земель морского и внутреннего водного транспорта регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а земель воздушного транспорта — нормами Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ.
Среди земель транспорта значительное место занимают земли трубопроводного транспорта, на которых размещены нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, а также объекты, необходимые для их эксплуатации и обслуживания. Некоторые вопросы использования земельных участков трубопроводного транспорта урегулированы в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В ст. 28 Закона, в частности, предусмотрено, что на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов , других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
———————————
Правила охраны магистральных трубопроводов утверждены Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9.
Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
По нашему мнению, положения указанного Закона, а также п. 6 комментируемой статьи в части установления охранных зон на землях транспорта могут распространяться и на земли иных категорий, о чем свидетельствует следующий пример.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к правительству Курганской области о взыскании убытков, связанных с ограничением прав собственника земельного участка. Заявитель полагает, что неисполнение обществом «Газпром трансгаз Екатеринбург», являющимся правообладателем газопроводов, обязанности по государственной регистрации обременения в виде охранной зоны привело к возникновению у истца убытков, связанных с невозможностью использовать приобретенный в собственность земельный участок в целях строительства.
Заявитель указывает, что при приобретении в собственность спорных земельных участков и государственной регистрации права собственности на них ему было неизвестно и не могло быть известно о наличии охранных зон объектов газоснабжения ввиду отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости.
Из материалов дела видно, что предприниматель приобрел в собственность несколько участков сельскохозяйственного назначения; часть одного из земельных участков площадью 629 кв. м находится в охранной зоне, установленной на расстоянии 25 м от оси трубопровода: газопровод — отвод к ГРС р. п. Варгаши; данный земельный участок полностью находится в зоне минимальных расстояний, установленной на расстоянии 150 м от оси трубопровода.
Впоследствии по заявлению предпринимателя распоряжением правительства Курганской области участки были включены в границы населенного пункта д. Белый Яр, перераспределены и из них образованы 136 земельных участков, в том числе спорный. Был изменен вид разрешенного использования указанных участков на использование «для индивидуального жилищного строительства».
Суды отказали предпринимателю в иске, указав, что ограничения в использовании земельного участка, находящегося в границах охранной зоны газопровода, существовали на момент его приобретения предпринимателем и изменения категории и разрешенного использования этого участка. Наличие охранных зон газопровода не создавало препятствий в использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения, приобретенных предпринимателем в 2007 г.
Последующее формирование спорного земельного участка и постановка его на кадастровый учет с категорией «земли населенных пунктов» и разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства произведены в 2010 г. На тот момент предпринимателю было известно о том, что геодезические работы по разбивке земельных участков для строительства жилья нарушают положения Правил охраны магистральных трубопроводов .
———————————
Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2012 г. N Ф09-3466/12 по делу N А34-2675/11.
Приведенный пример интересен двумя обстоятельствами: первое — охранные зоны существовали первоначально на землях сельскохозяйственного назначения, а затем, после перевода их в другую категорию, на землях населенных пунктов, а вовсе не на землях транспорта; второе же обстоятельство — отсутствие регистрации охранных зон в качестве обременения не только на рассматриваемом земельном участке, но и на многих других, что действительно в ряде случаев приводит к нарушению прав собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, чьи участки попадают в охранные зоны.
Второй комментарий к СТ 90 ЗК РФ
1. В п. 1 комментируемой нормы содержится перечень основных объектов транспортной системы страны, для обеспечения деятельности которых предоставляются земли, и посредством этого дается определение понятия земель транспорта. Правовой режим земель транспорта регулируется ЗК, федеральными и региональными законами в зависимости от вида и назначения транспорта: автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта.
Пункты 2 — 6 комментируемой статьи определяют основы правового режима различных видов земель.
2. Пункт 2 посвящен землям железнодорожного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут представляться земельные участки для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений и т.д.; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Эти земли должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (см. ст. ст. 2, 9 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169).
Земельные участки вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (РЖД) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В уставный капитал РЖД (единого хозяйствующего субъекта) не подлежат внесению земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с российским законодательством. Единый хозяйствующий субъект без согласия Правительства РФ не вправе передавать в залог, а также продавать и иным влекущим за собой переход права собственности образом распоряжаться находящимся в его собственности имуществом — малоинтенсивными железнодорожными линиями, участками и станциями со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельными участками, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение). Порядок распоряжения указанным в комментируемом пункте имуществом определяется Правительством РФ.
Размеры земельных участков, предоставляемых под объекты железнодорожного транспорта, определяются проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, поскольку нормы предоставления отвода земель для железных дорог не менялись с 1997 г. Полосой отвода железных дорог являются прилегающие к железнодорожным путям земельные участки, использование которых определяют Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (СЗ РФ. 2006.
N 42. Ст. 4385). Полоса отвода используется для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов данной системы в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным природным и погодным воздействиям, в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны, правовой режим которых определяется Правительством РФ.
Не влекущее за собой переход права собственности распоряжение (за исключением залога) имуществом, указанным в комментируемом пункте, осуществляется единым хозяйствующим субъектом самостоятельно. В пределах полосы отвода свободные земельные участки могут передаваться физическим и юридическим лицам по договорам в срочное пользование с условием соблюдения безопасности движения транспорта для сельскохозяйственных целей, устройства складов, погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, объектов наружной рекламы. Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством РФ ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.
Судебная практика по спорам о праве собственности на земельный участок пришла к выводу, что для определения принадлежности участка следует выяснить, внесен ли он в уставный капитал ОАО «РЖД» в соответствии со сводным передаточным актом от 30.09.2003, утвержденным Минимуществом России, Федеральной энергетической комиссией, МПС России, за кем зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок регистрационной службой, а также учесть положения п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ и п. 9 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 6501/07).
3. Земли автомобильного транспорта имеют целевое назначение. Общую характеристику правового режима земель автомобильного транспорта дает п. 3 комментируемой статьи.
В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог. Порядок установления границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правилами установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 233 (СЗ РФ.
2007. N 17. Ст. 2049). Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.
Под полосой отвода для федеральных автомобильных дорог понимается совокупность земельных участков, предоставленных для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, объектов дорожных хозяйств (размещения зданий, сооружений, наземных и подземных станций и устройств, автовокзалов и автостанций, защитных и декоративных лесонасаждений и других объектов, предназначенных для обслуживания этих дорог). Формирование этих участков земли осуществляется в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В пределах границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги, которая определяется с учетом норм, утвержденных Минтрансом России, запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, ГИБДД и дорожного сервиса (иные автомобильные, а также железные дороги, линии связи и электропередач, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта и др.), которые по той или иной причине невозможно вынести за пределы полосы. Запрещается также проведение геологоразведочных, топографических, горных, изыскательских работ, распашка земли, уничтожение лесонасаждений, выемка грунта, установка рекламных щитов, не имеющих отношение к безопасности дорожного движения.
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном ЗК порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Приобретение и прекращение прав на земельные участки, образующие полосу отвода федеральной автомобильной дороги, отнесение указанных земельных участков к соответствующей категории земель осуществляются в порядке, установленном ГК и ЗК. Земельные участки федеральной автомобильной дороги являются государственной собственностью, подлежат учету в государственном земельном кадастре недвижимости по заявлению федерального государственного учреждения — застройщика либо лица, в чьем оперативном управлении он закреплен. Передача автомобильных дорог и дорожных объектов для эксплуатации на платной основе юридическим лицам осуществляется в соответствии с нормами ЗК и ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Объекты, находящиеся на территории порта, в виде недвижимости, сооружений, оборудования, причалы, разводные и подъемные мосты, ремонтные мастерские и т.д. могут находиться в любой собственности, но на них возлагается и обязанность по обслуживанию, обеспечению использования в соответствии с требованиями государственных стандартов безопасности судоходства. Собственник вправе производить отчуждение либо сдачу в аренду имущества в соответствии с нормами ГК.
Внутренние водные пути сообщения, перечень которых утверждается Правительством РФ, находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства юридическими и физическими лицами.
Особое значение имеет береговая полоса. Береговая полоса, составляющая 20 метров земли в ширину от края воды в глубь берега, может использоваться организациями внутреннего водного транспорта для работ, связанных с судоходством, а особые условия пользования ею устанавливаются Правительством РФ. Отвод земельных участков, выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство зданий и сооружений, хозяйственная и иная деятельность осуществляются в соответствии с требованиями ЗК и КВВТ с условием согласования с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Использование объектов, не связанных с обеспечением безопасности судоходства, не допускается.
5. В п. 5 комментируемой статьи обозначены объекты воздушного транспорта, для которых предоставляются земельные участки. Это земли аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос, терминалов и других наземных объектов, обеспечивающих нормальное функционирование единой системы организации воздушного движения — воздушного транспорта. Указанные земли ограничены в обороте, и их предоставление в частную собственность возможно лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. Правовой режим земель воздушного транспорта регулируется нормами земельного законодательства, Воздушного кодекса РФ, а также законами субъектов РФ.
Отвод земельных участков для аэродромов, возведение строений, сооружений и других наземных объектов для каждого аэродрома согласовывается как с местными, так и федеральными органами исполнительной власти, со штабом военного округа и производится с учетом санитарных и иных норм. В целях исключения возможного вредного воздействия на здоровье людей и на деятельность организаций выполнения полетов устанавливается зона ограничения жилищного, культурно-бытового и промышленного строительства. В целях безопасного взлета и посадок воздушного судна в районе аэродромов запрещается размещение животноводческих ферм, птицефабрик, строительство жилых домов и других объектов ближе 30 км — в полосах воздушных подходов и ближе 15 км — вне воздушных подходов. Организация любых объектов в районе аэродрома, деятельность которых может привести к ухудшению безопасности использования воздушного транспорта по любым параметрам (помех видимости, высоты сооружений, радиопомех, электромагнитных излучений, огнеопасности и др.), должна согласовываться с начальником наземных служб аэродрома.
6. Режим земель трубопроводного транспорта регулируется помимо п. 6 комментируемой статьи также ФЗ от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667); ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (СЗ РФ. 1997. N 30.
Ст. 3588) и другими нормативными правовыми актами. Нормы указанных актов определяют порядок передачи земельных участков для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения организациям — собственникам систем газоснабжения, определяют права и обязанности эксплуатирующих организаций в целях обеспечения нормальной транспортировки нефти, природного и сжиженного углеводородного газа, бензина, жидкого аммиака.
В целях обеспечения безопасности устанавливаются охранные зоны. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются в порядке, установленном СНиПами, Правилами охраны магистральных трубопроводов (Постановление Госгортехнадзора России от 24.04.1992 N 9), других нормативных актов и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, производящих работы в местах прокладки магистральных трубопроводов. Ширина устанавливаемой охранной зоны вдоль трассы трубопроводов, подводных переходов, вокруг емкостей для хранения и иных объектов зависит от вида транспортируемого или содержащегося нефтепродукта.
Земельные участки в охранных зонах не изымаются у правообладателей и используются ими по назначению с соблюдением указанных Правил. Правообладатели земельных участков не вправе чинить препятствия в выполнении работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации негативных последствий, возникших в результате форс-мажорных обстоятельств. В целях безопасности любые действия в охранных зонах без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещены.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли, предоставленные для нужд организаций транспорта в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27). В целях развития транспортной инфраструктуры земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут резервироваться.
Источник: zemkod.ru