При наличии разночтений в действующих документах по какому-либо вопросу надлежит руководствоваться документом, вышедшим последним.
Вопрос. Просим разъяснить:
Возможность расчета за временные здания и сооружения между заказчиком и подрядчиком по установленным нормам в размере, предусмотренном в соответствующей главе сводного сметного расчета, исходя из установленного норматива по ГСН 81-05-01-2001.
Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хо- зяйствуписьмомот23.11.2001г.№6-832(94)разъяснило,чтовсоответствиисп.4.84. (последний абзац) Методики определения стоимости строительной продукции на территорииРоссийскойФедерацииМДС 81 -35.2004, расчеты за временныездания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, апоустановленнойнорме- в соответствиисдоговорнымиусловиями.
изменение порядка передачи Застройщиками квартир Участникам долевого строительства в 2022 году.
Вопрос. Пунктом 3.2 сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81 -05-01 -2001), предназначенного для определения затрат на возведение титульных временных зданий и сооружений (ВЗиС), установлено, что расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные ВЗиС.
В тоже время пунктом 4.84 методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) определено, что расчеты за ВЗиС могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные здания и сооружения.
Учитывая вышеизложенное, прошу разъяснить порядок расчетов за построенные титульные временные здания и сооружения при бюджетном финансировании строительства.
Кроме того, учитывая, что построенные титульные ВЗиС принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику, прошу также разъяснить (в случае возможности их оплаты по установленной норме) порядок приема в эксплуатацию и сдачи в аренду подрядчику титульных ВЗиС.
Ответ. В письме Федеральное агентство по строительству и жилищно-ком- мунальному хозяйству от 25.02.2005 г. №6-107(95) разъяснило, что при наличии разночтений по какому-либо вопросу, имеющих место в отдельных документах, следует руководствоваться текстом документа, выпущенного последним.
В соответствиис п.4.84 (последнийабзац) Методики определения стоимостистроительной продукции на территории Российской Федерации, расчеты за временные зданияисооружениямогутпроизводитьсяпоустановленнымнормамилизафактически построенныевременныезданияисооружения.Приэтомрасчетызафактическипостро- енныевременныезданияисооруженияпроизводятсянаосновепроектно-сметнойдо- кументации,апоустановленнойнорме-всоответствиисдоговорнымиусловиями.
Существующими нормативными и методическими документами в области определения затрат на временные здания и сооружения и порядка расчетов за них (Сборник сметных норм на строительство временных зданий и сооружений — ГСН 81 -05-01 -2001, Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации — МДС 81-35.2004) не оговорен порядок их приема в эксплуатацию.
Семинар «Подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и согласование выноса сетей (Ч. 1)»
В соответствии с п.3.4. Сборника сметных норм на строительство временных зданий и сооружений — ГСН 81-05-01-2001, построенные временные здания и сооружения передаются заказчиком подрядчику в пользование (а не в аренду) в порядке, установленном договором подряда.
Вопрос. П. 4.84. МДС 81-35.2004 абзац 6 расходится с п. 3.2. ГСН 81-05- 01-2001 в части расчетов за временные здания и сооружения. ГСН 81-05-01- 2001 предусматривает расчеты только за фактически построенные здания и сооружения, а МДС 81 -35.2004 по нормам или фактически построенные здания и сооружения.
Однако изменения в ГСН 81-05-01-2001 не внесены.
Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.11.2004 г. №6-829(28), при наличии разночтений по какому-либо вопросу, имеющих место в отдельных документах, следует руководствоваться текстом документа, выпущенного последним.
Вопрос. Прошу проконсультировать по вопросу возможности применения сметной нормы 3,2% (Приложение №1 п. 2.4.- Самостоятельные котельные- ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений») для отдельно стоящей котельной независимо от места строительства и от ведомственной принадлежности, для определения затрат на строительство временных зданий и сооружений строительства котельной.
Заказчик определяет эти затраты в размере 2,4%, согласно п. 5.2.2 — Объекты Министерств обороны РФ — жилищное, казарменное, коммунальное и культурно-бытовое назначение.
Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.02.2005 г. №6-108(96), при строительстве отдельно стоящих: котельных размер средств строительства временных зданий и сооружений следует определять по п. 2.4 Приложения 1 к Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений — ГСН 81 -05-01 -2001 вне зависимости от того, для обслуживания кого эта котельная предназначается.
Пункт 5.2.2 указанного сборника следует применять в случаях, когда котельная строится в составе комплекса зданий и сооружений, а не самостоятельно.
Вопрос. Просим дать разъяснения по возникшим разногласиям с подрядчиком по вопросу отнесения расходов на возведение пешеходных мостиков (проходов для людей) в перегонных тоннелях при строительстве метрополитена.
Глава 11 _________________________________________________ 447
Следует ли понимать, что к износу относятся расходы по возведению вышеуказанных сооружений, включая расходы по материалам и конструкциям?
В какую стоимость расходов (к титульным временным сооружениям или накладным расходам) следует относить расходы на возведение и разборку пешеходных мостиков (прохода для людей) из металлических конструкций с настилом из досок, устраиваемых на всем протяжении перегонных тоннелей при строительстве метрополитена в соответствии с требованиями ПБ 03-428-02 «Правила безопасности подземных сооружений» (п. 5.2.7)
Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству от 05.07.2004 г. №6-51 (97), согласно требованиям технологии строительства тоннелей и проекту организации строительства возведение перегонных тоннелей при строительстве линий метрополитена предусматривает возможность беспрепятственного прохода людей в течение всего периода строительства при одновременном движении транспорта в тоннелях.
Пешеходный проход возводится согласно проекту из металлических конструкций с настилкой из досокс целью свободногопрохода людей на всем протяжении выработки, устраивается с одной и той же стороны высотой не менее 1,8 м.
Указанный проход является не пешеходным переходным мостиком, сооружаемым в целях выполнения мероприятий по охране труда и техники безопасности
и входящим в состав накладных расходов, а технологическим устройством, служащим для доставки людей в рабочие зоны и обратно в течение всего периода строительства. Указанные проходы подлежат разборке в период завершения строительства при устройстве постоянного железнодорожного пути.
Кроме выполнения технологических функций возведение пешеходных проходов, устраиваемых на всем протяжении перегонных тоннелей при строительстве метрополитена, отвечает требованиям «Правил безопасности подземных сооружений» (ПБ 03-428-02).
Исходя из изложенного, перечисленные выше затраты относятся к временным зданиям и сооружениям, сметная документация на строительство которых утверждается заказчиком в установленном порядке, а расчеты за выполненные работы осуществляются исходя их условий заключенного договора подряда.
Вопрос. В соответствии с п. 4 Приложения 2 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГПТ 81 -0.5-01 -2001) затраты на перебазировку конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных, мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку учтены сметными нормами на строительство временных зданий и сооружений.
Просим разъяснить порядок возмещения затрат по перебазировке инвентарных зданий и сооружений от места дислокации строительной организации до вахтового поселка при строительстве вахтовым методом линейных сооружений, находящихся на расстоянии до 300 км от места дислокации строительных организаций: за счет процентной нормы на строительство временных зданий и сооружений или указанные расходы следует дополнительно учитывать в составе затрат, связанных с производством работ вахтовым методом, в главе 9 сводного сметного расчета.
Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальном хозяйству от 28.01.2005 г. №6-36(98), процентной нормой сметных затрат на строительство временных зданий и сооружений предусмотрены затраты по перебазировке конструкций и деталей временных производственных, складских, вспомогательных, жилых общественных контейнерных и сборно-разбор- ных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку и их возврат со строительной площадки по завершению строительства в пределах района постоянного базирования строительнойорганизации.
При необходимости перебазирования указанных временных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений за пределы района постоянного базирования организации, дополнительные затраты на их перебазировку включаются
в главу 9 сводного сметного расчета:
— при строительстве вахтовым методом с последующим перебазированием временных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений в район постоянного базирования строительной организации — составе затрат, связанных с производством строительно-монтажных работ вахтовым методом;
— при передислокации строительной организации в целом на новое место в составе затрат на передислокацию строительной организации.
Вопрос. В пункте5 Приложения 2 «Сборникасметных норм затрат на строитель- ствовременныхзданийисооружений(ГСН81-05-01-2001)»указано,чтоктитульным временным зданиям и сооружениям, учтенным в составе сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, относятся амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зданиям санитарнобытовогообслуживания, учтенных всоставенорм накладных расходов).
Наша организация считает, что указанные амортизационные отчисления (арендная плата) относятся только к мобильным (инвентарным) зданиям контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зданиям санитарнобытового обслуживания, учтенных в составе норм накладных расходов).
Ответ. Согласно разъяснения письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2004 г. №6-939(99), в сметных нормах затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) учтены амортизационные отчисления (арендная плата) и расходы на текущий ремонт только по мобильным (инвентарным) зданиям контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зданиям санитарнобытового обслуживания, учтенных в составе накладных расходов).
Глава 11__________________________________________________ 449
Вопрос. Правомерен ли порядок расчетов за временные здания и сооружения по процентной норме?
При расчетах за выполненные работы, расчеты за временные здания и сооружения производились Заказчиком по установленной норме в соответствии с условиями договора. Данный порядок расчетов определен п.3.5. 4.2 МДС 81-1.99, утвержденных Постановлением Госстроя России №31 от 26.04.99 г., и п. 4.84 МДС 81-35.2004 г., утвержденных Постановлением Госстроя России №15/1 от 05.03.04 г., и противоречит п.3.2 ГСН 81-05-01-2001, введенных в
действие Постановлением Госстроя России от 07.05.01 №45.
Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20.04.2005г. №6-307(63), при наличии разночтений по тем или иным вопросам, изложенным в различных документах, следует руководствоваться документом, вышедшим последним, в данном случае МДС 81-35.2004.
Вопрос. В связи с тем, что при проверке строительства объектов возник вопрос о расчетах с подрядчиком за временные здания и сооружения, просим дать разъяснения по данному вопросу.
Взаиморасчеты с подрядчиком за временные здания и сооружения производились по процентной норме от СМР.
В пункте 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (в дальнейшем Методика) МДС 81 -35.2004 внесена некоторая ясность в вопросе расчета на временные здания и сооружения. В последних сборниках сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001) понятие «размер средств» и «расчет за временные здания и сооружения» были взаимно не увязаны. Сейчас в Методике четко указывается, что расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружений. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме — в соответствии с договорными условиями. Следовательно, решение о порядке расчетов за временные здания и сооружения принимают заказчик и подрядчик и включают в договор.
Означает ли это, что если в договоре будет предусмотрен расчет по процентной норме, то расшифровка выполненных работ по строительству временных зданий и сооружений не требуется?
Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь- ному хозяйству письмом от 21.07.2005 г. №АП-3185/06(100) разъяснило, что в соответствии с п. 4.84 (последний абзац) Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 8135.2004), расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения, при этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме — в соответствии с договорными условиями.
Следовательно, требование о расшифровке выполненных работ и понесенных затратах при строительстве временных зданий и сооружений, при расчетах за временные здания и сооружения по процентной норме возможно только в случаях, когда это предусмотрено в договоре подряда.
Если в договоре подряда указанное требование отсутствует, требования о предоставлении расшифровок неправомерны.
Вопрос. Каков порядок определения возвратных сумм от временных зданий и сооружений (расчет по процентной норме)? Как отобразить эти возвратные суммы в договоре подряда?
Ответ. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ письмом от 21.07.2005 г. №АП-3185/06(100) разъяснило, что в соответствии с п. 4.12 (первый абзац) МДС 81-35.2004, «в случаях, когда проектными решениями осуществляется разборка конструкций или снос зданий и сооружений, по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений). Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объемов выполняемых работ, а показываются отдельной строкой под названием «в том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и «изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использование состояние и доставке к месту складирования».
Из изложенного видно, что в данном пункте Методики говорится о возврате материалов, изделий и конструкций от разборки зданий и сооружений, а не
о возврате от суммы временных зданий и сооружений.
В соответствии с п.3.5 (второй абзац) Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, «возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производс- твенно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования)».
Нормами Сборника ГСН 81-05-01-2001 норматива возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений не предусмотрено, следовательно, размер сумм от реализации материалов, деталей, оборудования, производс- твенно-хозяйственного инвентаря, получаемых от разборки временных зданий
и сооружений, должен определяться расчетом.
Глава 11__________________________________________________ 451
Вопрос. Некоторые заказчики осуществляют поставку строительных материалов и конструкций на объекты строительства собственными силами и по этой причине при начислении затрат на строительство временных зданий и сооружений и дополнительных затрат при производстве строительно-мон- тажных работ в зимнее время исключают из итога прямых затрат стоимость материальных ресурсов.
Правильно ли поступают эти заказчики?
Ответ. Госстрой России в письме от 21.04.2004 г. №10-299(101) разъяснил, что в соответствии с действующими методическими и нормативными документами, затраты на строительство временных зданий и сооружений включаются в главу 8 сводных сметных расчетов с начислением процентной нормы на стоимость строительно-монтажных работ по итогу глав 1 -7 сводного сметного расчета.
Затраты главы 9 «Прочие работы и затраты», исчисленные по процентной норме (дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ и др.) определяются путем начисления процентной нормы на стоимость строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8.
Исключение стоимости материальных ресурсов из состава строительномонтажных работ при определении размера упомянутых выше затрат методическими и нормативными документами не предусмотрено.
Комментарий редакции: более подробно эта тема освещена в следующей главе.
Вопрос. Убедительно просим Вас оказать помощь в разрешении следующей ситуации: в апреле 2002 года наша фирма приступила к выполнению работ по реконструкции здания, данные работы были закончены в декабре 2003 г. Расчеты с Заказчиком за временные здания и сооружения производились по установленной норме сборника ГСН 81-05-01-2001.
Имеет ли право Заказчик в настоящее время изменить порядок расчетов за временные здания и сооружения и потребовать от нас расчет на фактически построенные временные здания и сооружения, ссылаясь на п.3.2 ГСН 81-05-01-2001?
Разъясните, пожалуйста, п.3.2 ГСН 81-05-01-2001: расчеты за временные здания и сооружения между Подрядчиком и Заказчиком производятся только лишь за фактически построенные временные здания и сооружения, либо также могут производиться по нормам сборника?
Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь- ному хозяйству письмом от 27.07.05г. №6-596(102) разъяснило, что в соответствии с п.3.1. Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, размер средств на строительство временных зданий и сооружений может определяться:
— по нормам настоящего сборника;
— по расчету, основанному на данных ПОС.
Одновременное пользование указанных способов не допускается.
В соответствии с п.4.84 (последний абзац) Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 8135.2004, расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме — в соответствии с договорными условиями.
С учетом изложенного, требование о пересчете стоимости ранее выполненных работ и затрат по временным зданиям и сооружениям по завершению строительства (реконструкции, ремонта) неправомерны.
Вопрос. Мы являемся Заказчиком строительства. Для нужд строительства были построены временные здания и сооружения: жилой городок для проживания рабочих, столовая, арматурный и столярный цех, склад, инженерный корпус.
В нормативных документах ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм на строительство временных зданий и сооружений трактуется, что сегодня временные здания, зачисленные Заказчиком в основные средства, передаются подрядчику в пользование, в отличие от старых нормативов, где они сдавались в аренду (по согласованию сторон).
Но наша бухгалтерия считает правомерным выставить аренду за временные здания и сооружения подрядчику. Просим ответить, прав ли сметнодоговорной отдел, руководствуясь новыми нормативами ценообразования: отдать в пользование подрядчику. Имеет ли право бухгалтерия нарушать ценообразование и нормативы Госстроя?
Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь- ному хозяйству письмом от 26.07.2005 г. №6-586(103) разъяснило, что порядок определения размера средств на строительство временных зданий и сооружений при строительстве объектов и расчетов по временным зданиям и сооружениям приведен в сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81 -05-01 -2001, а также в п.п. 4.83 и 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
Ни одним из перечисленных выше документов не предусмотрена передача заказчиком подрядчику построенных временных зданий и сооружений в аренду с взиманием с подрядчика арендной платы. Указанные временные здания и сооружения передаются подрядчику в пользование на безвозмездной основе.
Существовавший некоторое время прежде, во второй половине 90-х годов порядок, позволявший заказчикам передавать подрядчикам временные здания и сооружения в аренду, с соответствующим взиманием арендной платы, не оправдал себя, поскольку затраты на уплату заказчику арендной платы за аренду временных зданий и сооружений не учтены ни нормами накладных расходов, ни нормами затрат на строительство временных зданий и
Глава 11 _________________________________________________ 453
сооружений, что потребовало включения компенсации затрат подрядчика по аренде временных зданий и сооружений в главу 9 сводных сметных расчетов, что вызывает необоснованное удорожание строительства. По этой причине порядок передачи заказчиком подрядчику временных зданий и сооружений в аренду с уплатой арендной платы в действующих нормативных документах не предусмотрен, предусмотрена передача заказчиком подрядчику временных зданий и сооружений в пользование на безвозмездной основе.
С учетом изложенного требования о передаче заказчиком подрядчику временных зданий и сооружений в аренду с взиманием арендной платы являются неправомерными.
Вопрос. Просим разъяснить применение сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ ГСНр-81 -05-01 -2001, сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001.
Наша организация является заказчиком и отказывается компенсировать затраты Генподрядчику на временные здания и сооружения такие, как: освещение рабочих мест, затраты на электроэнергию при освещении объекта, разводка временных сетей, расходы, связанные с приспособлением существующего здания, так как считает, что данные затраты включены в накладные расходы. Просим дать разъяснение.
Ответ. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммуналь- ному хозяйству письмом от 28.07.2005 г. №6-605 (104) разъяснило, что в соответствии со Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ ГСНр 81-05-01-2001 (п.1.1 общих положений) временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.
В соответствии с приложением 2 к упомянутому ГСНр 81-05-01-2001, к нетитульным временным зданиям и сооружениям, учтенным в составе норм накладных расходов, относятся:
1. Приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров.
2. Складские помещения и навесы при объекте строительства.
3. Душевые, кубовые, неканализированные уборные и помещения для обогрева рабочих.
4. Настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания.
5. Сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности.
6. Леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, относящиеся по времени их использования и техническим характеристикам к малоценным и быстроизнашиваемым предметам (кроме специальных и архитектурно оформленных заборов), необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ.
7. Временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара ивоздухав пределах рабочей зоны (территории в пределах 25 м от периметра зданий или осей сооружений).
8. Расходы, связанные с приспособлениями строящихся и существующих на строительной площадке зданий, вместо строительства указанных выше (нетитульных) временных зданий и сооружений.
В соответствии с приложением 1 к упомянутому ГСНр 81 -05-01 -2001 к титульным временным зданиям и сооружениям, оплачиваемым по процентным нормам затрат на временные здания и сооружения, относятся:
1. Временное приспособления вновь построенных постоянных зданий и сооружений для работников строительства, восстановление и ремонт их по окончанию использования.
2. Аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройства.
3. Временное приспособление существующих постоянных зданий и помещений для производственных нужд, восстановление и ремонт их по окончанию использования.
4. Перемещение конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных, сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий исооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, ввод инженерных сетей, разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей на склад.
5. Амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборноразборного типа (кроме затрат по зданиям санитарно-бытового обслуживания, учтенных в составе накладных расходов).
6. Временные материально-технические склады на строительной площадке закрытые (отапливаемые и не отапливаемые) и открытые для хранения материалов, изделий, конструкций, поступающих для данной стройки.
7. Временныеобустройства(площадки,платформыит.д.)дляматериалов,изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузо-разгрузочных работ.
8. Временные производственныемастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические, арматурные, столярно-плотнические и др.).
9. Временные камнедробильно -сортировочные установки и установки для приготовления бетона и раствора на строительной площадке.
10. Временные конторы ремонтно-строительных участков, поездов и других подобных организаций.
11. Временные лаборатории для испытаний строительных материалов и изделий на строительных площадках.
12. Временные гаражи.
13. Временные сооружения на территории строительства, связанные с противопожарными мероприятиями.
Источник: studfile.net
Бухгалтерский учет: Акт на передачу затрат, произведенных при создании объекта капитального строительства
Каждый объект строительства представляет собой сложное инженерно-техническое сооружение. В процессе его возведения в качестве вспомогательных и обслуживающих объектов создаются различные инженерные сети и сооружения, без которых эксплуатация объекта невозможна. К таковым прежде всего относятся системы водоснабжения и канализации, энерго- и газоснабжения, отопления. После завершения строительства названных объектов собственник объекта строительства, выполняющий функции заказчика, как правило, имеет две возможности:
1) принять на баланс вновь созданные сети в качестве отдельного объекта учета основных средств;
2) передать вновь созданные сети на обслуживание городским коммунальным специализированным службам.
Ранее, когда источником финансирования строительства являлись средства единого собственника на все средства производства — государства, преобладал второй вариант. Впоследствии с развитием рыночных отношений и переводом государственных предприятий на хозрасчет стал возможным и первый вариант. В настоящее время имеют место оба варианта.
В целях унификации и стандартизации документального оформления процесса передачи стоимости инженерных сетей и сооружений постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.10.2006 № 26 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11 апреля 2005 г. № 13» утверждена форма акта на передачу затрат, произведенных при создании объекта, С-17 (далее — акт С-17). Согласно Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 11.04.2005 № 13 (в ред. от 20.10.2006 № 26), акт С-17 составляется организацией, выполняющей функции заказчика, при создании объектов для других организаций, у которых в сметах на строительство предусмотрена доля участия в создании таких объектов, для инвесторов, а также при передаче инженерных сетей и сооружений. Акт С-17 служит основанием для составления соответствующих бухгалтерских записей передающей и принимающей сторонами.
В первом случае, при передаче инженерных сетей и сооружений (далее — объект инфраструктуры) эксплуатирующим организациям заказчиком — собственником объекта строительства после постановки инженерных сетей и сооружений на учет в качестве основных средств, акт С-17 не применяется. То есть, если вновь созданный объект инфраструктуры изначально был принят на баланс собственником объекта строительства, выполняющим функции заказчика, а в дальнейшем передан на баланс коммунальным эксплуатирующим организациям, акт С-17 не составляется. В этом случае принятие на учет инженерных сетей и сооружений собственником объекта оформляется в обычном порядке, как при оприходовании любых вновь созданных основных средств. Основанием для отражения данной операции в бухгалтерском учете являются акт приемки объекта, законченного строительством, реконструкцией, реставрацией, оформленный в соответствии с требованиями СНБ 1.03.04-2000 «Приемка законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 26.12.2000 № 596, а также акт приема-передачи основных средств формы ОС-1, утвержденной постановлением Минфина РБ от 08.12.2003 № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов».
При этом в бухгалтерском учете организации — собственника объекта строительства (в т.ч. и инженерных сетей и сооружений) производятся следующие записи.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Принят на учет объект завершенного капитального строительства в качестве объекта основных средств | 01 «Основные средства» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиками и подрядчиками | 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» |
18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» |
Исчислен НДС при принятии на учет объекта завершенного капитального строительства | 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» |
68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» |
Начисленный при вводе объекта НДС принят к вычету | 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» |
18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» |
В дальнейшем при передаче инженерных сетей и сооружений эксплуатирующим организациям документальное оформление производится в общеустановленном порядке, как при продаже (выбытии) основных средств, т.е. с оформлением товарной накладной.
Во втором случае, при передаче вновь созданных объектов инфраструктуры коммунальным эксплуатирующим организациям, передающей стороне следует оформить акт С-17.
В настоящее время основными документами, регулирующими взаимоотношения сторон при передаче наружных сетей и сооружений, являются:
— при передаче объектов теплоснабжения — Положение о порядке приема (передачи) на баланс объектов теплоснабжения, утвержденное приказом Госэкономплана, Минэнерго и Минжилкомхоза РБ от 02.03.1994 № 21/14/14;
— при передаче объектов водоснабжения и канализации — Положение о порядке приема на баланс жилищно-коммунальных органов объектов водоснабжения и канализации от предприятий, организаций, министерств и ведомств Республики Беларусь, утвержденное приказом Минжилкомхоза РБ от 14.07.1994 № 57.
Главная особенность механизма приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры, предусмотренного вышеприведенными документами, заключается в том, что передача объектов осуществляется безвозмездно, а это и вызывает наибольшее количество вопросов у субъектов хозяйствования.
Рассмотрим порядок отражения в учете и оформления первичных учетных документов при безвозмездной передаче объектов инженерной инфраструктуры коммунальным эксплуатирующим организациям.
Организация ООО «Строитель» является инвестором строительства здания торгового центра. Эта же организация выполняет функции заказчика по строительству и заключает договор на выполнение работ с генеральным подрядчиком. Для обеспечения функционирования строящегося здания торгового центра сводным сметным расчетом стоимости строительства предусмотрено строительство на выделенной под застройку территории трансформаторной подстанции (ТП), в состав которой входят здание ТП, оборудование ТП и благоустройство.
По окончании строительства заказчик — ООО «Строитель» принял у подрядчика все предусмотренные проектом и сметами работы по строительству инженерного сооружения (трансформаторной подстанции).
Стоимость строительства объекта (ТП) составила 206 111 350 руб., в т.ч. здания ТП — 80 000 450 руб., оборудования ТП — 120 678 450 руб., благоустройства — 5 432 450 руб. Сумма переоценки незавершенного строительства и неустановленного оборудования, проведенной по решению Правительства, составила всего 8 863 900 руб., в т.ч. по зданию ТП — 3 000 600 руб., по оборудованию ТП — 5 432 700 руб., по благоустройству — 430 600 руб.
Согласно решению исполкома и заключенному договору на подключение объекта инфраструктуры к городским системам заказчик обязан передать созданный объект (трансформаторную подстанцию) на баланс городским коммунальным организациям. В связи с этим передающей организацией составляется акт С-17 (см. приложение 1). Один экземпляр акта С-17, к которому прилагаются все необходимые технические документы на передаваемый объект, передается принимающей стороне.
На основании акта С-17 в бухгалтерском учете передающей организации производятся следующие записи.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На стоимость передаваемого объекта, сформированную на основании данных бухгалтерского учета | 83 «Добавочный фонд» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
206 111 35 |
На сумму переоценки незавершенного строительства и неустановленного оборудования | 83 «Добавочный фонд» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
8 863 900 |
Принимающая сторона на основании акта С-17 оформляет акт приема-передачи основных средств формы ОС-1 и составляет следующие бухгалтерские записи.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На стоимость принимаемого объекта (Трансформаторная подстанция. Здание), сформированную на основании данных бухгалтерского учета инвестора (заказчика) (80 000 450 + 3 000 600) |
01 «Основные средства» |
83 «Добавочный фонд» |
83 001 050 |
На стоимость принимаемого объекта (Трансформаторная подстанция. Оборудование), сформированную на основании данных бухгалтерского учета инвестора (заказчика) (120 678 450 + 5 432 700) |
01 «Основные средства» |
83 «Добавочный фонд» |
126 111 150 |
На стоимость принимаемого объекта (Трансформаторная подстанция. Благоустройство), сформированную на основании данных бухгалтерского учета инвестора (заказчика) (5 432 450 + 430 600) |
01 «Основные средства» |
83 «Добавочный фонд» |
5 863 050 |
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные заказчиком — ООО «Строитель» при приобретении товаров, работ, услуг и относящиеся к строительству безвозмездно передаваемого объекта, принимаются передающей стороной к вычету в общеустановленном порядке.
Согласно ст.2 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон) объектами налогообложения признаются обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением некоторых случаев безвозмездной передачи, в т.ч. передачи имущества Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в т.ч. в лице государственных органов и специально уполномоченных юридических лиц и граждан.
При этом в соответствии со ст.16 Закона суммы налога, уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), приходящиеся к оборотам по реализации безвозмездно передаваемых товаров (работ, услуг), подлежат вычету в порядке, установленном для вычета налога по товарам (работам, услугам), облагаемым по ставке 18%, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача налогом. Кроме того, данной статьей предусмотрено, что суммы налога, уплаченные плательщиком за приобретенные для проведения капитального строительства товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, подлежат вычету по выбору плательщика либо в период проведения капитального строительства, либо при введении в действие объектов (этапов) завершенного капитального строительства, либо при реализации объектов (этапов) незавершенного капитального строительства.
На выделенном под застройку участке земли ведется строительство двух административных зданий. Инвесторами и, следовательно, собственниками построенных зданий являются две организации — ООО «Строитель» и ЗАО «Агромаш». Для обеспечения функционирования строящихся административных зданий сводным сметным расчетом стоимости строительства предусмотрено строительство на выделенной под застройку территории трансформаторной подстанции, в состав которой входят здание ТП, оборудование ТП и благоустройство. При этом стоимость строительства трансформаторной подстанции предусмотрена в сводных сметных расчетах стоимости строительства каждого из административных зданий в размере по 50% от общей стоимости.
Функции заказчика по строительству объектов (двух административных зданий и ТП) исполняет один из инвесторов — организация ООО «Строитель».
Стоимость строительства объекта (ТП) составила 206 111 350 руб., в т.ч. здания ТП — 80 000 450 руб., оборудования ТП — 120 678 450 руб., благоустройства — 5 432 450 руб. Сумма переоценки незавершенного строительства и неустановленного оборудования, проведенной по решению Правительства, составила всего 8 863 900 руб., в т.ч. по зданию ТП — 3 000 600 руб., по оборудованию ТП — 5 432 700 руб., по благоустройству — 430 600 руб. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного в связи со строительством трансформаторной подстанции, составила 29 290 560 руб.
Согласно решению исполкома и заключенному договору на подключение объекта к городским системам заказчик — ООО «Строитель» передает созданный объект (трансформаторную подстанцию) на баланс городским коммунальным организациям. При этом передающей организацией в адрес принимающей организации КУП «Энергосети» составляется акт С-17, который заполняется так же, как и в ситуации 1 (см. приложение 1).
В бухгалтерском учете организации-заказчика ООО «Строитель» хозяйственные операции, связанные со строительством трансформаторной подстанции и передачей затрат по ее строительству эксплуатирующей организации и инвестору, будут отражены следующими записями.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На сумму средств, поступивших от ЗАО «Агромаш» в качестве финансирования строительства ТП, в соответствующей доле участника (50%) (206 111 350 / 2 + + 14 645 280) |
51 «Расчетный счет» |
86 «Целевое финансирование» |
117 700 955 |
На общую сумму затрат по строительству трансформаторной подстанции | 08 «Вложения во внеоборотные активы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. |
206 111 350 |
На сумму налога на добавленную стоимость | 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. |
29 290 560 |
На сумму переоценки незавершенного строительства, проводимой по решению Правительства | 08 «Вложения во внеоборотные активы» |
83 «Добавочный фонд» |
8 863 900 |
На стоимость объекта (трансформаторная подстанция), передаваемого эксплуатирующей организации, в доле, приходящейся на второго инвестора — ЗАО «Агромаш» | 86 «Целевое финансирование» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
103 055 675 |
На стоимость передаваемого объекта в доле, приходящейся на долю инвестора-заказчика — ООО «Строитель» | 83 «Добавочный фонд» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
103 055 675 |
На сумму налога на добавленную стоимость, приходящуюся на долю второго инвестора — ЗАО «Агромаш» | 86 «Целевое финансирование» |
18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» |
14 645 280 |
На сумму налога на добавленную стоимость, приходящуюся на долю инвестора-заказчика — ООО «Строитель» | 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» |
18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» |
14 645 280 |
На сумму переоценки незавершенного строительства и неустановленного оборудования | 83 «Добавочный фонд» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
8 863 900 |
Организация, исполняющая функции заказчика, оформленный акт С-17 (см. приложение 2) передает помимо эксплуатирующей организации также и в адрес второго инвестора. Если инвесторов несколько, то акты, передаваемые в их адрес, оформляются для каждого из них на суммы, приходящиеся на долю каждого из инвесторов.
Инвестор, получивший данный документ (в ситуации 2 — ЗАО «Агромаш»), производит в своем бухгалтерском учете следующие записи.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На стоимость объекта (трансформаторная подстанция), передаваемого эксплуатирующей организации, в доле, приходящейся на второго инвестора, сформированную на основании данных бухгалтерского учета заказчика | 08 «Вложения во внеоборотные активы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
103 055 675 |
На сумму налога на добавленную стоимость, приходящуюся на долю второго инвестора | 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
14 645 280 |
На стоимость объекта (трансформаторная подстанция), передаваемого эксплуатирующей организации, в доле, приходящейся на второго инвестора | 83 «Добавочный фонд» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
103 055 675 |
На сумму налога на добавленную стоимость | 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» |
18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» |
14 645 280 |
Бухгалтерские записи у принимающей стороны аналогичны записям, приведенным в ситуации 1.
Приложение 17
к постановлению Министерства
архитектуры и строительства
Республики Беларусь
11.04.2005 № 13
АКТ
на передачу затрат, произведенных при создании объекта
Подписи сторон:
Передающая сторона Главный инженер _____________ А.Н.Петрович
(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)
М.П.
Принимающая сторона Главный инженер _____________ В.А.Семенов
(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)
М.П.
«25» апреля 2007 г.
Приложение 17
к постановлению Министерства
архитектуры и строительства
Республики Беларусь
11.04.2005 № 13
АКТ
на передачу затрат, произведенных при создании объекта
Подписи сторон:
Передающая сторона Главный инженер _____________ А.Н.Петрович
(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)
М.П.
Принимающая сторона Главный инженер _____________ В.А.Климов
(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)
М.П.
«25» апреля 2007 г.
Сергей Ещенко, заведующий лабораторией проблем учетной политики и финансов
научно-исследовательского арендного предприятия «Стройэкономика», аудитор
Источник: spravka-jurist.com
Департамент общего аудита по вопросу строительство дороги и ее передачи городу
Организация ООО «А» является инвестором и застройщиком (в одном лице) по строительству жилого комплекса на земельном участке, являющимся федеральной собственностью с видом разрешенного использования для целей строительства.
Часть территории участка, предназначенного под строительство, временно используется Государственным учреждением (ГУ) (дорога для проезда к ГУ).
ООО «А» направило письмо в Префектуру округа и руководителю ГУ:
Письмо:
«В соответствии с условиями инвестиционного контракта с ГУ №. ООО «А» является инвестором по строительству жилого дома. на земельном участке по адресу: ул. Новая, д.1, являющимся федеральной собственностью с видом разрешенного использования для целей строительства.
В наст. время часть территории участка, предназначенного под строительство, временно используется ГУ, в т.ч. для проезда к ГУ.
С целью приведения территории в надлежащий вид ООО «А» восстановил ограждение участка, оставив проезд к ГУ и не препятствуя въезду и выезду транспорта с ул.Новая.
В составе проектного решения предусмотрены варианты обеспечения беспрепятственного проезда к ГУ, как на период строительства, так и после его завершения.»
В ответ на письмо ООО «А» получило ответ из Префектуры:
«. в срочном порядке обеспечить беспрепятственный круглосуточный проезд транспорта с ул. Новой на территорию ГУ»
В результате, подрядной организацией ООО «В», но за счет средств ООО «А» была построена дорога по границе участка, отведенного под строительство жилого дома, т.е. на территории, не предназначенной под строительство жилого дома, грубо говоря, не принадлежащей ООО «А».
Можно ли затраты на строительство дороги включить в затраты ООО «А» по строительству жилого дома? Каковы особенности бухгалтерского и налогового учета ООО «А» в данной ситуации? Какие налоговые риски могут возникнуть?
Как следует из дополнительных устных пояснений, условием для осуществления строительства жилого комплекса является необходимость Организации построить указанную дорогу, которая, впоследствии, будет передана органам государственной власти.
Соответственно, в общем случае, все расходы, связанные со строительством объекта недвижимости будут аккумулироваться на счете 08, с последующим признанием готового объекта на соответствующих счетах учета активов в зависимости от способа его дальнейшего использования.
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, при строительстве объекта, подлежащего использованию в качестве основного средства, либо предназначенного для реализации, его стоимость формируется из всех затрат, связанных с его созданием (пункт 8 ПБУ 6/01, пункт 6 ПБУ 5/01, пункт 1 статьи 257 НК РФ, пункт 2 статьи 254 НК РФ).
По нашему мнению, расходы, связанные со строительством дороги, напрямую связаны со строительством жилого комплекса, поскольку такое условие прямо предусмотрено инвестиционным контрактом и без его выполнения в принципе невозможно строительство жилого комплекса.
В силу изложенного, считаем, что понесенные Организацией расходы являются обоснованными и направлены на строительство объекта. Поэтому, на наш взгляд, Организация вправе учесть сумму понесенных ею расходов в первоначальной стоимости строящегося объекта, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Отметим, что в большинстве случае позиция контролирующих органов также сводится к тому, что подобного рода затраты могут учитываться в первоначальной стоимости строящегося объекта в целях исчисления налога на прибыль.
«В ходе строительства по условиям инвестиционного контракта у застройщиков (заказчиков, инвесторов) помимо непосредственно строительства объектов жилого и нежилого фонда может возникнуть обязанность в строительстве или финансировании дополнительных объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для нужд государственных или муниципальных органов власти, в чьем ведении находятся земельные участки, отчуждаемые под строительство.
Речь идет об обязательствах, которые возникают в связи с получением прав на необходимый для строительства земельный участок (в случае если он находится в государственной или муниципальной собственности), а также разрешения на строительство (в том числе реконструкцию, капитальный ремонт) объектов жилого и нежилого фонда.
Возникновение данных обязательств обусловлено тем, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в качестве дополнительных условий предоставления налогоплательщикам соответствующих прав для создания (строительства, реконструкции, капитального ремонта) объектов жилого и нежилого фонда предъявляют требования по созданию (строительству, реконструкции, капитальному ремонту) объектов социальной и коммунальной инфраструктуры (в том числе объектов жилого и нежилого фонда), а также инженерных сетей.
Глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не предусматривает отраслевых особенностей налогообложения налогом на прибыль доходов и расходов, возникающих в ходе строительства объектов недвижимости. Вследствие этого для указанных налогоплательщиков применяется общий порядок отражения в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов, установленный Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В силу того что осуществление застройщиком (заказчиком, инвестором) вышеуказанных дополнительных расходов непосредственно вытекает из условий инвестиционного контракта и связано с деятельностью организации, направленной на получение прибыли, такие расходы в целях налогообложения прибыли признаются экономически обоснованными.
В то же время согласно п. 5 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств. С учетом этого дополнительные расходы застройщика (заказчика, инвестора), связанные с наличием в инвестиционном контракте дополнительных обременений, как расходы капитального характера, формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. В целях налогообложения прибыли расходом, связанным с эксплуатацией амортизируемого имущества, признается амортизация, исчисленная в соответствии с положениями ст. ст. 256 — 259 Кодекса.
По завершении строительства объектов, предусмотренных дополнительными обременениями, осуществляется их безвозмездная передача органам государственной власти и органам местного самоуправления. Пунктом 16 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Согласно п. 2 ст. 248 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Исходя из изложенного, в случае если в рамках инвестиционного контракта на строительство объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти или органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство), то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы по выполнению работ (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль».
«В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в п. 9 ст. 258 Кодекса.
Таким образом, по мнению Департамента, затраты на приобретение аварийного нежилого здания, подлежащего сносу, с целью строительства нового здания на соответствующем земельном участке, а также затраты на осуществление работ по сносу такого здания являются затратами по созданию амортизируемого имущества и формируют первоначальную стоимость нового здания».
«Как следует из письма, организация арендовала на 49 лет земельный участок под строительство торгового центра. В ходе строительства силами подрядной организации произведены перекладка сетей освещения и вынос кабеля линии связи и ряд других работ…
…В силу того что осуществление застройщиком (заказчиком, инвестором) указанных дополнительных расходов непосредственно вытекает из условий инвестиционного контракта и связано с деятельностью организации, направленной на получение прибыли, эти расходы в целях налогообложения прибыли признаются экономически обоснованными…
…С учетом изложенного стоимость проектных и строительных работ по перекладке сетей освещения и выносу кабеля линии связи включается в первоначальную стоимость строящегося торгового комплекса».
«…расходы организации, связанные с переносом водопровода и сети коммунальной канализации в связи с подготовкой территории для строительства склада, могут быть включены в первоначальную стоимость объекта строительства при условии, что такие расходы документально подтверждены и обоснованны».
«…расходы организации, связанные с переносом газопровода для расчистки территории под строительство склада, включаются в первоначальную стоимость объекта строительства и учитываются для целей налогообложения прибыли путем начисления амортизации».
При этом отметим, что имеет место также более формальный подход со стороны фискальных органов к рассматриваемой ситуации.
«Как следует из письма, возведенные наружные сети канализации являются самостоятельным объектом основных средств, который подлежит государственной регистрации. Данный объект передан на баланс города безвозмездно.
В соответствии с п. 5 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
Помимо этого согласно п. 16 ст. 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей».
«Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что хозяйственная деятельность заявителя невозможна без использования доступа к городской канализационной сети, однако заявитель не имеет специалистов и лицензий по качественному обслуживанию городской канализации; на основании ст. 28 Закона города Санкт-Петербурга от 08.10.96 N 112-44 «О структуре администрации Санкт-Петербурга», распоряжения губернатора г. Санкт-Петербурга от 10.01.97 N 21-р «О содержании ведомственных жилых домов, общежитий, инженерных сетей и сооружений», распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Администрации г. Санкт-Петербурга от 30.09.99 N 1503-р «Об утверждении порядка передачи объектов инженерной инфраструктуры специализированным эксплуатирующим организациям» издано распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Администрации г. Санкт-Петербурга от 31.12.2004 N 1678-рз, которым предусматривалась обязательная безвозмездная передача заявителем канализационной сети в государственную собственность.
Судами также установлено, что во исполнение требований законодательства между заявителем и ООО «Управление Проектированием и Строительством-96» заключен договор от 01.06.2004 N HF10104 на выполнение работ по подготовке канализационной сети, которые выполнены; после выполнения работ сеть передана на баланс коммунального хозяйства г. Санкт-Петербурга.
Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Поскольку судами не установлен факт безвозмездной передачи имущества — канализационной сети и работ на баланс коммунального хозяйства г. Санкт-Петербурга, суды обоснованно не руководствовались п. 16 ст. 270 НК РФ.
Что касается расходов на выполнение работ по подготовке канализационной сети до ее передачи на баланс коммунального хозяйства, то судами установлено, что без проведения указанных мероприятий заявитель не имел бы доступа к городской канализационной сети, то есть работы, проведенные ООО «Управление Проектированием и Строительством-96», связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, в связи с чем расходы на их проведение являются экономически оправданными и соответствующими требованиям п. 1 ст. 252 Кодекса».
«Налоговый орган начислил налог на прибыль …, поскольку общество (застройщик) использовало средства целевого финансирования, полученные от дольщиков на строительство квартир, не по целевому назначению — на строительство квартир, переданных в муниципальную собственность. Безвозмездная передача квартир не связана с получением дохода. Суд указал, что по договору администрация города обязалась предоставить обществу земельные участки под строительство домов, а общество обязалось перечислить денежные средства на развитие и реконструкцию инфраструктуры, социальной сферы, благоустройства, строительства объектов недвижимости путем передачи администрации в муниципальную собственность квартир в построенных домах. Следовательно, спорные затраты имеют капитальный характер и обоснованно включены в общую стоимость строительства объекта недвижимости. Передача квартир в муниципальную собственность не относится к реализации на безвозмездной основе, а связана с выделением участков для строительства домов».
В силу изложенного, мы не можем полностью исключить риск возникновения претензий со стороны налоговых органов в случае формирования первоначальной стоимости объекта с учетом затрат, связанных со строительством дороги. Однако учитывая тот факт, что в большинстве случаев позиция фискальных органов, а также судебных инстанций высказана в пользу налогоплательщика, такого рода риски, на наш взгляд, маловероятны.
В отношении порядка налогообложения НДС операции, связанной с передачей объектов государственным органам, и правом на вычет НДС, предъявленного подрядными организациями при строительстве указанного объекта, существует две позиции.
1. Стоимость передаваемого объекта не облагается НДС, а суммы входного НДС налогоплательщик не вправе принять к вычету – указанная позиция высказывается фискальными органами и основана она на следующих доводах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
Таким образом, операция по передаче построенного объекта государственным органам не признается объектом налогообложения НДС, соответственно, у налогоплательщика отсутствует обязанность по исчислению НДС.
При этом, поскольку пунктом 2 статьи 170 НК РФ сумма входного НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, в отношении которых объект налогообложения НДС не возникает, включается в стоимость таких товаров (работ, услуг) налогоплательщик не праве принять к вычету НДС, предъявленный подрядными организациями при строительстве объекта, подлежащего передаче органам государственной власти.
«Как следует из письма, после окончания строительства подрядной организацией водопровод подлежит передаче в муниципальную собственность.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 171 Кодекса при исчислении налога на добавленную стоимость (далее — НДС), подлежащего уплате в бюджет, к вычету принимаются суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 146 Кодекса передача на безвозмездной основе объектов жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению, объектом налогообложения НДС не признается.
Учитывая изложенное, суммы НДС, предъявленные подрядной организацией по работам по перекладке водопровода, вычету у ООО не подлежат».
Обращаем Ваше внимание, что для правомерного применения норм подпункта 2 пункта 2 статьи 146 НК РФ в целях освобождения от налогообложения НДС необходимо выполнение одного из двух условий:
— либо, чтобы передача объекта осуществлялась в адрес лица, которому по решению государственного органа следует передать указанный объект, при этом в целях подтверждения правомерности такого перехода, целесообразно Организации получить письменную форму такого решения или указанное должно следовать из самого договора.
2. Стоимость передаваемого объекта не облагается НДС, а суммы входного НДС налогоплательщик вправе принять к вычету.
«Согласно ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
В силу п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Пункт 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что вычеты сумм НДС, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (т.е. в общем порядке — при наличии счета-фактуры и после постановки на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав).
Из названных норм налогового законодательства следует, что право на применение налоговых вычетов по НДС возникает при наличии следующих условий: приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС; наличие у налогоплательщика надлежаще оформленных счетов-фактур, выставленных поставщиками товаров (работ, услуг), имущественных прав; принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Судами установлено, что обществом выполнены все условия для применения налоговых вычетов в заявленной сумме. Приобретение работ подрядных организаций производилось для целей осуществления строительства многофункционального центра, предназначенного для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
Наличие надлежащим образом оформленных счетов-фактур и факт принятия строительных работ на учет инспекция не оспаривает.
Отклоняя доводы инспекции о том, что общество вправе применить налоговый вычет лишь в размере 70% общей суммы НДС, предъявленной подрядчиками в связи со строительством многофункционального комплекса, пропорционально доле в праве собственности на указанный комплекс, который приобретет общество после окончания строительства, суды правомерно исходили из следующего.
Суды установили, что несение обществом расходов, связанных с передачей г. Москве помещений ГУК г. Москвы «Московский театр под руководством О. Табакова» (далее — Театр) являлось обязательным условием заключения контракта от 13.04.1998 N 5-1224/р-2 (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2007). Без выполнения работ по строительству помещений Театра общество не имело бы возможности осуществлять строительство многофункционального комплекса в целом. В связи с чем, расходы заявителя, понесенные во исполнение условий контракта (в том числе расходы на строительство помещений Театра), суды признали экономически обоснованными и непосредственно связанными с основной производственной деятельностью общества — строительством многофункционального центра.
Таким образом, работы по строительству инвестиционного объекта (в том числе работы, связанные со строительством помещений Театра), приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС. Доказательств обратного налоговым органом не представлено».
«Доводы инспекции о том, что часть построенных заявителем объектов не будет использоваться им в дальнейшем в облагаемой НДС деятельности, а также о том, что операции по передаче заявителем долей законченных строительством объектов г. Москвы не являются объектом налогообложения НДС, в связи с чем заявитель не имеет право на налоговый вычет, отклонены судами, поскольку несение заявителем расходов, связанных с передачей городу Москве доли спорных объектов, являлось обязательным условием заключения инвестиционного контракта на строительство. Кроме того, по условиям инвестиционного контракта заявитель для того чтобы приобрести право собственности на определенный объект недвижимости, понесло расходы на его строительство в соответствующем объеме, соразмерно этому объему, уплачен НДС подрядчикам, соответственно, общество имеет право на вычет в размере всех затрат на уплату НДС.
Выводы судов о том, что общество понесло реальные расходы по оплате НДС в составе цены договоров и имеет право на налоговый вычет, являются обоснованными, доводы налогового органа об отсутствии права на вычет подлежат отклонению».
Аналогичная позиция высказана в Постановлениях ФАС Московского округа от 22.06.11 № КА-А40/5782-11 по делу № А40-36961/10-90-262, от 15.12.10 № КА-А40/15146-10 по делу № А40-45925/10-76-224, ФАС Северо-Западного округа от 27.03.07 № А56-6908/2006, ФАС Уральского округа от 11.08.04 № Ф09-3218/04-АК.
Поводя итоги изложенному, на наш взгляд, стоимость передаваемой дороги не подлежит налогообложению НДС, при этом Организация вправе принять сумму входного НДС к вычету в том случае, если построенный объект будет использоваться для операций, подлежащих налогообложению НДС. При этом, учитывая позицию Минфина РФ, а также наличие обширной арбитражной практики по данному вопросу, в этом случае у Организации, скорее всего, возникнут споры с налоговыми органами. Положительная судебная практика свидетельствует о высоких шансах Организации отстоять свою позицию в суде.
При рассмотрении вопроса о возможности принять к вычету НДС, обращаем Ваше внимание, на норму подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ, согласно которой не подлежат налогообложению НДС на территории РФ реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.
Соответственно, в том случае, если строительство жилого комплекса осуществляется в целях последующей его реализации, т.е. будет использоваться для операций, не подлежащих налогообложению НДС, сумма входного НДС, в том числе предъявленного подрядными организациями при строительстве дороги, подлежит включению в первоначальную стоимость строящегося объекта в силу пункта 2 статьи 170 НК РФ. В этом случае каких-либо налоговых рисков по НДС, на наш взгляд, не возникнет.
— затраты, связанные со строительством дороги, на наш взгляд, целесообразно учитывать при формировании первоначальной стоимости строящегося объекта – жилого комплекса, в бухгалтерском и налоговом учете;
— НДС, предъявленный подрядными организациями, полежит вычету[1] или включению в первоначальную стоимость объекта, в зависимости от вида дальнейшего использования строящегося жилого комплекса;
Источник: www.mosnalogi.ru