Порядок постановки на государственный учет объектов строительства
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 июня 2015 года N ОГ-Д23-8258
Относительно документов необходимых для постановки на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства (пункт 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»)
Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) необходимыми для государственного кадастрового учета документами представляемыми вместе с заявлением являются технический план объекта недвижимости или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Постановка на учет объекта НВОС. Часть 1
Перечень документов необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определен статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 года N 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Закона о кадастре.
Согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определён статьей 7 Закона о кадастре.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 698 (далее — Постановление N 698, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 года N 437), не содержала достаточных для осуществления государственного кадастрового учета сведений об объекте недвижимости (в объеме предусмотренном статьей 7 Закона о кадастре).
Вместе с тем, учитывая положения статьи 41 Закона о кадастре, а также пункта 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 года N 403, пункта 14 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 года N 693, если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не содержит достаточных для подготовки технического плана сведений, используются, в том числе сведения о таком объекте, содержащиеся в проектной документации, иных документах, предусмотренных федеральными законами (их копии также включаются в состав приложения к техническому плану).
Объекты строительства: постановка на госучет в качестве объектов НВОС.
Таким образом, в отношении объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию в соответствии разрешением, форма которого была утверждена Постановлением N 698, государственный кадастровый учет может осуществляться в порядке статей 16, 22, 41 Закона о кадастре, на основании технического плана такого объекта, при этом копия разрешения на ввод такого объекта капитального строительства в эксплуатацию включается в состав приложения к техническому плану. Если технический план подготовлен на основании проектной документации, копия разрешения на ввод не включена в приложение к техническому плану, не представлена заявителем вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и не представлена уполномоченной на выдачу таких документов организацией по запросу органа кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 3 статьи 22 Закона о кадастре), то предусмотренные Законом о кадастре основания для осуществления государственного кадастрового учета такого объекта отсутствуют.
Согласно Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 года N 117/пр (зарегистрирован в Минюсте России 9 апреля 2015 года N 36782, вступил в силу 16 мая 2015 года, далее — Форма N 117/пр), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана.
С учетом изложенного в целях осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию на основании разрешения, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель в порядке статей 16, 22, 41 Закона о кадастре может представить в орган кадастрового учета, в том числе технический план такого объекта (с приложением копии разрешения на ввод в эксплуатацию, как основания внесения сведений в технический план) или копию разрешения на ввод в эксплуатацию такого объекта, подготовленного в соответствии с Формой N 117/пр (с приложением технического плана такого объекта, подготовленного в целях получения разрешения на ввод в эксплуатацию).
ИсточникПостановка объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет в Росприроднадзоре
Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в Московской области, Москве, Республике Татарстан и Казани. Короткие сроки.
Категорирование объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду — это процесс идентификации объекта по виду деятельности, количеству и классу опасности выбрасываемых в атмосферный воздух/сбрасываемых в водные объекты веществ и т.д., и отнесение данных объектов к соответствующей категории объекта НВОС путем получения свидетельства о присвоении категории в территориальном органе Росприроднадзора.
Срок действия: бессрочно
Срок постановки: от 10 дней
Стоимость: индивидуально
Категории и критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие НВОС, подразделяются на четыре категории:
I | Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий |
II | Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (декларация о воздействии на ОС) |
III | Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду |
IV | Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду |
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, приведены в Постановление Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Примечание: Объект HBOC, связанный с недропользованием, например, с газо- и нефтедобычей, определяется в границах лицензионного участка, и соответствует I категории. При этом нефте- и трубопроводы являются отдельными объектами HBOC II категории. Поселки вахтовиков и прочие объекты жилой и обеспечивающей инфраструктуры относятся к объектам HBOC меньшей категории — если соответствуют Критериям № 1029.
Офисные помещения. Позиция Росприроднадзора следующая: если у офиса (школы, детского сада и иных схожих объектов) отсутствуют выбросы и сбросы загрязняющих веществ и образуются только коммунальные отходы, то его на учет ставить не нужно. А вот если у офисной компании есть на балансе своя котельная, то ее нужно ставить на учет, так как котельная является объектом НВОС.
Аренда или собственность. Офисные компании могут относиться к IV категории, если у них есть выбросы. Тогда объект негативного воздействия — здание либо часть здания, помещения, при этом не важно, находится ли оно в собственности или арендовано. Но должны быть подтверждающие документы, в частности договор аренды.
Объекты IV категории. В IV категорию попадают объекты, которые имеют стационарные источники загрязнения с выбросами не более 10 тонн в год и у которых отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в сточные воды, в окружающую среду или в централизованные системы, за исключением хозяйственно-бытовых стоков.
экономьте время консультация по телефону более эффективный способ узнать информацию: +7 (495) 133-02-35 |
Пункт 1 статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ определяет, что плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Сроки подачи заявлений на присвоение категории опасности объектов
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается ЮЛ или ИП не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (вкратце, для новых объектов — не позднее 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию).
Мы готовы поставить ваш объект, оказывающий негативное воздействие на ОС, на государственный учет в территориальный орган Росприроднадзора.
Правила постановки на государственный учет
Порядок, правила и сроки постановки на госучет отражены в Постановлении Правительства РФ № 572 от 23.06.2016 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов (п. 11).
В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно (п. 18).
В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов РФ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению (п. 19).
Примечание: Месторасположение объекта рекомендуется определять посредством публичной кадастровой карты Росреестра.
Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки всех сведений. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта РФ направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки (п. 20).
В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что объект подлежит внесению в региональный реестр, заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации (п. 21).
В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в федеральный реестр, заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации (п. 22).
В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду (п. 24).
Территориальный орган Росприроднадзора согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке объекта на учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет (п. 25).
В соответствии с пунктом 38 запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при постановке объекта на государственный учет, при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета:
а) представления сведений и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием с государственного учета объекта;
б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Порядок подготовки заявки о постановки объекта HBOC
Подготовка заявки о постановки объекта HBOC возможна двумя способами:
1) Через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru.
а) Для работы в личном кабинете понадобится наличие подтвержденной учетной записи в ЕСИА ( http://esia.gosuslugi.ru ) и сертификат Электронной подписи (ЭП) для отправки заявки в территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта HBOC).
б) Сертификат ЭП может быть получен в Удостоверяющем центре (далее — УЦ), аккредитованном в Минкомсвязи России — список УЦ можно найти на сайте Минкомсвязи ( http://minsvyaz.rU/ru/activity/govservices/2/ ).
2) В модуле природопользователя.
а) Модуль природопользователя — свободно распространяемое программное обеспечение (ПО) для подготовки отчетности природопользователя в электронном виде.
б) Скачать Модуль природопользователя можно с сайта Росприроднадзора ( http://rpn.gov.ru/otchetnost ).
в) Модуль природопользователя использует открытый формат передачи данных — XML. Описание структуры данных приведено на странице http://rpn.gov.ru/node/28131.
г) Отправить отчетность, подготовленную с использование модуля природопользователя можно, как с использованием ЭП, так и без нее.
д) Отправка отчетности осуществляется через портал приема отчетности https://pnv-rpn.ru.
Разъяснения и методические рекомендации Росприроднадзора по порядку подготовки и рассмотрения заявок о постановке объектов HBOC на государственный учет приведены на странице сайта Росприроднадзора — http://rpn.gov.ru/node/27639.
3) В стороннем программном обеспечении — при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу http://грп.gov.ru/node/27639 (файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).
Заявка представляется в установленном Правилами порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ — по месту нахождения объекта:
в территориальный орган Росприроднадзора — по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903;
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации — по объекту HBOC, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.
Примечание. В письме Росприроднадзора от 20.04.2017 г. N AC-03-04-36/8244 «О применении перечней объектов НВОС при постановке на государственный учет» были даны разъяснения по определению уровня надзора объектов, оказывающих НВОС, при постановке таких объектов на государственный учет.
Форма заявки и перечень сведений, включаемых в форму заявки о постановке на государственный учет
Форма заявки и перечень сведений, включаемых в форму заявки о постановке на государственный учет, представлены в Приказе Минприроды РФ № 554 от 23.12.2015 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью». Перечень сведений:
- Сведения о юридическом лице или ИП, осуществляющем хозяйственную деятельность на объекте.
- Сведения об объекте.
- Сведения о воздействии объекта на окружающую среду.
- Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) природопользователя в области охраны окружающей среды.
- Сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
- Сведения о принимаемых природопользователем на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды.
- Сведения о результатах осуществления в отношении объекта государственного экологического надзора.
Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).
18 октября 2016 был опубликован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2016 № 499 «О внесении изменений в форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденную приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 г. № 554». Смотреть приказ.
24 ноября 2016 был опубликован Приказ Росприроднадзора № 756 от 24.11.2016 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572», в котором представлены методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта на учет (ссылка на образец заявки в конце страницы).
13 декабря 2016 был опубликован знаковый (!) документ: Письмо Росприроднадзора N АС-03-04-36/25233 от 13.12.2016 «Дополнительные разъяснения по вопросам, связанным с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет».
-
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»
Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»
Росприроднадзора № АА-03-04-32/20054 от 29.09.2016 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»
Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Росприроднадзора N АС-03-04-36/25233 от 13.12.2016 «Дополнительные разъяснения по вопросам, связанным с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет»
КоАП РФ, Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (примечание — НВОС), представлению сведений для актуализации учетных сведений — влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей;
на юридических лиц — от 30000 до 100000 рублей.
Примечание: Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридическое лицо.
Источник