Памятка для субъектов и муниципалитетов
ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации могут быть переданы земельные участки по следующим основаниям и порядкам:
- Пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ): - если нахождение земельных участков в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если земельный участок используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
- Пункт 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ
«О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ).
В случае, если до истечения срока передачи полномочий, указанного в части 1 статьи 13 Федерального закона № 161-ФЗ, органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона № 161-ФЗ заключены договоры аренды, договоры безвозмездного пользования в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещения объектов инфраструктуры, с даты заключения этих договоров такие земельные участки: - подлежат передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, при условии, что право федеральной собственности на такие земельные участки было зарегистрировано до даты передачи в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению такими земельными участками;
- относятся к собственности субъекта Российской Федерации при условии, что право федеральной собственности на такие земельные участки не было зарегистрировано до даты передачи в соответствии с настоящим Федеральным законом органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению такими земельными участками.
- Статья 1 Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ).
Из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Федерального закона
№ 244-ФЗ, по следующим основаниям: - заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
- предусматриваются федеральными законами.
- Федеральный закон от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 423-ФЗ).
Безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом № 423-ФЗ подлежат земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: - в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
- в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
- ГлаваV .5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс).
Данный порядок применяется только в случае, если в отношении земельных участков отсутствуют основания и (или) порядок, указанные в вышеперечисленных законах.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению высших должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): - в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;
- в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
- земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;
- земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
- земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;
- земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;
- земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;
- земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;
Не подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации:
ПОДБОР ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА В АНТАЛИИ! ПЛОЩАДЬ 549 КВ МЕТРОВ!
Порядок предоставления земельных участков для строительства
- земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»;
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
- земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
- земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации;
- земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов могут быть переданы земельные участки по следующим основаниям и порядкам:
- Пункт 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ:
- если нахождение земельного участка в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если земельный участок используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Статья 1 Федерального закона № 244-ФЗ.
Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Федерального закона № 244-ФЗ, по следующим основаниям: - заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципальных районов;
- предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
- предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
- Глава V.5 Земельного кодекса.
Данный порядок применяется только в случае, если в отношении земельных участков отсутствуют основания и (или) порядок, указанные в вышеперечисленных законах.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению главы муниципального образования в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов.
- земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;
- земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
- земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;
- земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;
- земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;
- земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;
- земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»;
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
- земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
- земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации;
- земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Из федеральной собственности в собственность поселений, городских округов могут быть переданы земельные участки по следующим основаниям и порядкам:
- Пункт 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ:
- если нахождение земельного участка в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если земельный участок используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Статья 1 Федерального закона № 244-ФЗ.
Из федеральной собственности в собственность поселений, городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Федерального закона № 244-ФЗ, по следующим основаниям: - заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственность поселений, городских округов;
- предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
- предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
- Федеральный закон № 423-ФЗ.
Безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом № 423-ФЗ подлежат земельные участки, находящиеся: - в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
- в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
- Глава V.5 Земельного кодекса.
Данный порядок применяется только в случае, если в отношении земельных участков отсутствуют основания и (или) порядок, указанные в вышеперечисленных законах.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению главы муниципального образования в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Источник: rosim.gov.ru
Пособие Практическое пособие о порядке предоставления земельных участков для строительства, выдаче исходных данных и технических условий на проектирование, а также о согласовании документации. Книга 1. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по организации предоставления земельных участков для строительства, выдаче исходных данных и технических условий на проектирование предприятий, зданий и сооружений, проведения необходимых согласований и экспертиз
Книга 1.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности
Москва 2003
Настоящее Пособие входит в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при реализации инвестиционных проектов и разработано в развитие ранее изданного Типового положения о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг. ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 1996.
Пособие предназначено для граждан и юридических лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков для строительства, а также может оказать практическую помощь администрациям субъектов Российской Федерации при подготовке нормативных правовых актов, регулирующих вопросы землепользования и застройки на подведомственной им территории.
Книга 1.
Порядок предоставления земельных участков
для строительства из земель, находящихся в государственной
и муниципальной собственности
1. Область применения
2. Нормативные ссылки. Определения
3. Общие положения
4. Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта
5. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта
Схема 1. Порядок предоставления земельного участка для строительств без предварительного согласования места размещения объекта из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Схема 2. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Примерный перечень федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций, участвующих в согласовании места размещения объекта или выдаче соответствующих заключений и принятии решений
Примерный перечень федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций, участвующих в выдаче исходно-разрешительной документации, исходных данных, технических условий и других сведений, требующихся для разработки предпроектной и проектной документации
Примерный перечень федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций, участвующих в согласовании проектной документации
Примерный перечень органов, осуществляющих проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации: (Главгосэкспертиза при Госстрое России или организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации; Федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, уполномоченные на проведение специализированной экспертизы; Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение ведомственной экспертизы).
Книга 2. Нормативные ссылки. Определения.
(Перечень законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, положения которых регулируют порядок предоставления земельных участков для строительства, а также термины и определения, содержащиеся в указанных актах)
В соответствии с положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При разработке настоящего Пособия были учтены положения 107-ми законодательных и нормативных правовых актов федерального уровня. Кроме того, для получения более достоверных сведений были изучены и обобщены положения 38-ми нормативных правовых актов 7-ми субъектов Российской Федерации, содержащих нормы земельного права, градостроительного регулирования, правила землепользования и застройки, порядок выдачи исходно-разрешительной документации (в том числе технических условии на проектирование) муниципальными службами и т.д. При этом было установлено различие подходов к решению аналогичных проблем.
Учитывая конституционное положение о совместном ведении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, положения настоящего Пособия носят рекомендательный характер.
Настоящее Пособие предназначено для использования гражданами и юридическими лицами (заказчиками/инвесторами), заинтересованными в получении земельных участков под строительство, а также для оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке ими нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления земельных участков для строительства на подведомственной им территории.
1. Область применения
Пособие предназначено для пользования гражданами и юридическими лицами (заказчиками/инвесторами), заинтересованными в приобретении земельных участков для строительства, а также для оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке ими нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления земельных участков на подведомственной им территории.
2. Нормативные ссылки. Определения
В настоящем Пособии использованы ссылки на законодательные и нормативные правовые акты, а также применены термины и определения, приведенные в Книге 2 Пособия .
3. Общие положения
3.1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с порядком, установленным земельным законодательством, без предварительного согласования или с предварительным согласованием места размещения объекта.
3.2. Предварительное согласование размещения объектов не проводится:
— при размещении объектов в городских и сельских поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией о застройке и градостроительными регламентами, правилами землепользования и застройки (зонирование территории);
— при предоставлении земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства;
— в случае предоставления земельного участка гражданину (заказчику-застройщику) для индивидуального жилищного строительства.
3.3. Предоставление земельного участка для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта производится исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Проведение торгов (конкурсов, аукционов) осуществляется также в случае продажи права на заключение договора аренды земельного участка. При этом в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах его компетенции б соответствии с земельным законодательством.
Передача земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
3.4. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления — в постоянное (бессрочное) пользование.
3.5. Предоставление для строительства земельного участка, сформированного, но не закрепленного за заказчиком (гражданином или юридическим лицом), производится в соответствии с положениями, изложенными в п.3.3 и 3.4. настоящего Пособия.
3.6. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан или юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков бесплатно может осуществляться в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3.7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах его компетенции в соответствии с земельным законодательством, или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в арен ду.
4. Порядок предоставления земельного участка
для строительства без предварительного согласования
места размещения объекта
4.1. Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется со гласно Земельному кодексу Российской Федерации в следующем порядке:
4.1.1. Проведение работ по формированию земельного участка.
4.1.2. Государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством.
4.1.3. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продажа права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без торгов (конкур сов, аукционов).
4.1.4. Подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды при предоставлении земельного участ ка без торгов (конкурсов, аукционов).
4.1.5. Заключение договоров по результатам торгов:
а) договора купли-продажи при предоставлении земельного участка в собственность;
б) договора аренды при передаче земельного участка в аренду.
4.1.6. Государственная (адрес), кадастровый номер и площадь участка, код территориальной зоны, установленный правилами застройки, а также основные характеристики объектов и других сооружений, расположенных на этом участке (временные сооружения, инженерные сети и т.п.);
— перечень документов, которые необходимо представить для участия в торгах;
— функциональное назначение и разрешенное использование земельного участка;
— начальная цена предмета торгов;
— сумма задатка, сроки и порядок его внесения и возврата участникам торгов, расчетные счета для перечисления задатка и платежей за приобретенные земельные участки или права их аренды;
— условия обеспечения поступления платежей в случае приобретения земельного участка или права аренды на него в рассрочку (договор о залоге);
— форма заявки на участие в торгах, адрес места приема заявок, дата, время начала и окончания приема заявок и документов от заявителей, а также условия получения документов о предмете торгов;
— адрес и телефон организатора;
— дата, время и порядок ознакомления с земельным участком на местности;
— способ уведомления об итогах торгов;
— срок для заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
4.4.9. Для участия в торгах заявители (заказчики или уполномоченные ими лица) представляют организатору в сроки, указанные в извещении, после перечисления задатка на объявленные в извещении расчетные счета заявку по установленному им образцу с необходимыми материалами, в том числе:
— предложение (в запечатанном конверте) в случае проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, или конкурса;
— копию платежного документа, подтверждающего перечисление задатка на указанный в извещении расчетный счет;
— доверенность на лицо, уполномоченное действовать от имени заявителя при подаче заявки;
— иные документы, указанные в извещении.
К заявке прилагается подписанная заявителем опись представленных документов в 2 экземплярах, на одном из которых, остающемся у заявителя, организатор указывает дату и время подачи заявки, а также номер, присвоенный ей в журнале приема заявок.
4.4.10. Результаты торгов оформляются протоколом (составляется в двух экземплярах, имеющих равную силу, один из которых передается победителю, другой — организатору конкурса). Протокол подписывается организатором, членами комиссии (в случае проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, или конкурса) и победителем торгов.
В протоколе указываются:
— местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, код территориальной зоны, установленный правилами застройки;
— состав комиссии (в случае проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, или конкурса);
— сведения об участниках торгов (реквизиты юридического лица, паспортные данные гражданина);
— предложения участников торгов по использованию земельных участков, выставляемых на конкурс и заключения каждого члена комиссии в письменной форме с обоснованием выбора победителя (и случае проведения конкурса);
— имя (наименование) победителя;
— цена приобретенного в собственность земельного участка или права его аренды и график платежей.
4.5. По результатам торгов (конкурсов, аукционов) между продавцами победителем торгов (конкурсов, аукционов) в срок не позднее 20 дней с момента оформления протокола о результатах торгов заключается договор купли-продажи земельного участка или его аренды.
4.6. Государственная регистрация прав осуществляется учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
4.6.1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления (ходатайства) заказчика: правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по ходатайствам выдают свидетельства о государственной регистрации прав (далее именуются — свидетельства).
4.6.2. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
4.6.3. К заявлению (ходатайству) о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации прав на земельные участки являются следующие документы:
— акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания,
— договоры и другие сделки в отношении земельного участка, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельного участка на момент совершения сделки;
— вступившие в законную силу судебные решения (при необходимости);
— иные акты передачи прав на земельный участок и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются план земельного участка с указанием его кадастрового номера, удостоверенный органом, ответственным за проведение кадастровых работ (Росземкадастром или его территориальным органом).
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется учреждением юстиции по регистрации прав.
4.6.4. Вместе с заявлением (ходатайством) о государственной регистрации прав и документами о правах на земельный участок предъявляется документ об оплате регистрации. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица — учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.
4.6.5. Проведенная государственная регистрация прав на земельный участок удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
— правообладателю — при регистрации любого права на земельный участок;
— арендатору — при регистрации аренды.
В свидетельстве указываются:
— наименование учреждения юстиции по регистрации прав, выдавшего свидетельство;
— дата выдачи свидетельства;
— реквизиты документов, на основании которых зарегистрировано право;
— данные о субъектах права в соответствии с установленными правилами
(В случае если владельцем права — заказчиком является физическое лицо, в записях Единого государственного реестра прав указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания. В отношении юридических лиц указываются полное наименование, индивидуальный номер налогоплательщика, юридический адрес, дата и место государственной регистрации, номер регистрационного свидетельства, адрес фактического местонахождения);
— вид зарегистрированного права;
— описание объекта права — земельного участка, его адрес (местонахождение) и кадастровый номер;
— существующие ограничения (обременения) права.
4.6.7. Приостановление государственной регистрации прав на срок не более трех месяцев может иметь место при наличии оснований, установленных законодательством в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4.6.8. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
— с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
— документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
— акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на земельный участок признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим вместе его издания на момент издания;
— лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный земельный участок;
— лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
— правоустанавливающий документ о земельном участке свидетельствует, об отсутствии у заявителя прав на данный земельный участок.
5. Порядок предоставления земельного участка
для строительства с предварительным согласованием
места размещения объекта
5.1. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта согласно Земельному кодексу Российской Федерации производится в следующем порядке:
5.1.1. Выбор земельного участка и принятие решения о предваритель ном согласовании места размещения объекта.
5.1.2. Проведение работ по формированию земельного участка.
5.1.3. Государственный кадастровый учет земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством.
5.1.4. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства объекта.
Схема 2 «Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» приве дена в приложении Б* .
* Принципиальная схема порядка предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта представлена на Рис. 2.
Рис. 2.
Принципиальная Схема порядка предоставления земельного участка
для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта
из земель, находящихся в государственной или монументальной собственности
Примечания к схеме 2:
1) Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в две «стадии» (название — условное):
— выбор земельного участка для строительства ( этапы I V-X схемы 2);
— предоставление земельного участка для строительства (этапы XI-XII схемы 2 ).
Законодательной основой указанных «стадий» служат положения статей 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации соответственно.
2) Положения статей 30 — 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют только отношения по использованию, исходя из представления о земле как о природном объекте, используемом, в том числе в качестве основы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, объекте права собственности и иных прав на землю (см. статью 1 указанного Кодекса).
3) С целью частичного восполнения отсутствующей информации Схема 2 дополнена этапами I- III , отражающими порядок получения сведений, содержащихся в государственном земельном кадастре. Кроме того, в настоящем Пособии, в общем, виде, изложены и другие процедуры, требуемые при подготовке предпроектной и проектной документации.
5.2. Заказчик (инвестор) для оформления документов по предоставлению земельного участка обращается в исполнительный орган государствен ной власти или в орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетен ции в соответствии с земельным законодательством, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объ екта.
5.3. В заявлении о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещений объекта должно быть ука зано следующее:
а) назначение объекта строительства;
б) предполагаемое место его размещения;
в) обоснование примерного размера земельного участка;
г) испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта или необходимые расчеты.
Примечания к п. 5.3 настоящег о Пособия:
1) Описание предполагаемого места размещения объекта (п. 5.3 «б» настоящего Пособия) может быть составлено на основании сведений государственного земельного кадастра (см. п. 5.4 настоящего Пособия, а также этапы I- III схемы 2).
2) Обоснование примерного размера земельного участка (п. 5.3 «в» настоящего Пособия) осуществляется на основании:
— норм отвода земель для конкретных видов деятельности, утвер жденных в установленном порядке (статья 33 Земельного кодекса Россий ской Федерации, п. 3);
— прилагаемых к заявлению обоснований инвестиций на объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государ ственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государст венной поддержки, а также на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и форм собственности (см. абзац второй п.2 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008);
5.4. Документальные сведения о местоположении, целевом назначе нии и правовом положении определенного земельного участка или определенной территории в заявлении следует указывать на основании данных го сударственного земельного кадастра, предоставляемых Росземкадастром и его территориальными органами ( см. этапы I- III схемы 2).
5.4.1. Заказчик (инвестор) — лицо, заинтересованное в получении сведений государственного земельного кадастра, подготавливает и подает в со ответствующий орган письменное заявление.
В заявлении следует указывать:
а) реквизиты заявителя;
б) объем и характер запрашиваемых сведений, в том числе:
— для получения сведений об определенном участке указывается када стровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка;
— для получения сведений обо всех земельных участках, расположенных в границах определенной территории, представляется описание ориен тиров ее границ;
в) количество экземпляров запрашиваемых сведений (при необходи мости);
г) форму представления (на бумажном или электронном носителях) и способ доставки.
Обязательным приложением к заявлению является квитанция об оплате услуг за предоставление сведений.
5.4.2. Росземкадастр или его территориальные органы подготавливают и предоставляют запрашиваемые о земельных участках сведения на основа нии следующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре земель о земельных участках:
— категория земель и разрешенное использование земельных участков;
— описание границ земельных участков, их отдельных частей;
— зарегистрированные в установленном порядке вещные права и огра ничения (обременения);
— экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
— качественные характеристики, в том числе показатели состояния пло дородия земель для отдельных категорий земель;
— наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с зе мельными участками.
5.4.3. Сведения государственного земельного кадастра представляют ся заявителю в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях — в виде копий хранящихся в ка дастровом деле документов.
5.4.4. Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготовляются в форме кадастрового плана этого земельного участ ка.
Выписки, содержащие сведения о нескольких земельных участках, из готовляются в форме кадастрового плана определенной территории.
5.4.5. Выдача запрашиваемых сведений заинтересованному лицу про изводится после предъявления им паспорта или заменяющего документа. Юридические лица предъявляют документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его предъявителя.
Выдача запрашиваемых сведений государственного земельного кадастра органам государственной власти и органам местного самоуправления производится на основании письменного запроса на бланке соответствующе го органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) этого органа.
5.5. Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий предоставление земельных участков для строительства объектов, на основании заявления заказчика направляет в орган местного самоуправления обращение о выборе земельного участка и согласовании места размещения объек та.
5.6. Орган местного самоуправления по заявлению заказчика либо по обращению исполнительного органа государственной власти направляет запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации на получение материалов и сведе ний, необходимых для обеспечения выбора земельного участка,
5.7. Материалы и сведения, необходимые для обеспечения органами местного самоуправления выбора земельного участка включают:
— информацию о разрешенном использовании земельных участков;
— сведения об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
— технические условия подключения объектов к сетям инженерно- транспортного обеспечения;
— дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о ме стоположении земельных участков.
Предоставление указанных материалов и сведений соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями осуществляется бесплатно в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
5.8. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, затрагивающего его интересы.
При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или му ниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Органы местного самоуправления принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государ ственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов не обходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юриди ческих лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
5.9. Выбор земельного участка осуществляется
— документов государственного земельного кадастра;
— экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в ее границах;
— участия граждан в обсуждении и принятии решений, в том числе путем проведения референдумов и сходов;
— посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Примерный перечень федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций, участвующих в согласовании места размещения объекта или выдаче соответствующих заключений, представлен в табли це 1 (приложение В).
Примечание к п. 5.9 настоящего Пособия:
Учитывая состав федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательными и нормативными правовыми актами возложено осуществление согласования места размещения объекта, представляется, что «органы местного самоуправления» не смогут самостоятельно осуществлять «проведение процедуры согласования с соответствующими государственными органами» по ряду объектов (например, потенциально опасных и технически особо сложных объектов) без привлечения заказчиков и соответствующих проектных организаций. Целесообразно учитывать это обстоятельство при разработке соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
5.10. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного! самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственни ков земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства. Размеры потерь устанавливаются в составе землеустроительного проекта (землеустроительного дела) на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стации изъятия и предоставления земельных участков.
5.11. Исполнительный орган государственной власти иди орган мест ного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении зе мельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его ут верждения.
Примечания к п. 5.11 настоящего Пособия:
1) Обращается внимание, что решение о предварительном согласо вании места размещения объекта действует в течение 3-х лет. За этот пе риод (или в более короткие сроки) заказчик обеспечивает проведение:
а) экспертизы и утверждения «обоснований инвестиций» в установ ленном порядке (СП 11-101-…) в случае, если разработка этого предпроект ного документа была законодательно обусловлена ( см. абзац третий п. 2 примечаний к п. 5.3 ) ;
б) сбора исходно-разрешительной документации.
Примерный перечень федеральных органов исполнительной, органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций, участвующих в выдаче исходно-разрешительной документации, исходных данных, технических условий и других сведений, требующихся для разработки предпроектной и проектной документации, приведен в таблице 2 (приложение Г );
в) организации разработки проекта (утверждаемой части рабочего проекта) в установленном порядке (СНиП 11-01-. );
г) согласования проекта (утверждаемой части рабочего проекта). Примерный перечень федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, муниципаль ных и иных организаций, участвующих в согласовании проектной докумен тации, приведен в таблице 3 (приложение Д );
д) экспертизы и утверждения проекта (утверждаемой части рабо чего проекта) в установленном порядке.
Примерный перечень органов, осуществляющих проведение государ ственной экспертизы предпроектной и проектной документации, приведен в таблице 4 (приложение Е).
2) Затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых орга нами местного самоуправления, государственного надзора (контроля) и дру гими заинтересованными организациями, находящимися на бюджетном фи нансировании, выдающими заказчику и проектной организации исходные данные, технические условия и требования на присоединение объекта с сетям и коммуникациям общего пользования, а также проводящими согласования проектных решений, дополнительной оплате не подлежат.
В случае, когда коммунальные и эксплуатирующие организации находятся на полном хозяйственном расчете, оплата указанных работ (услуг) производится заказчиком по техническим обоснованным ценам, тарифам, установленным органами местного самоуправления и соответствующими ведомствами.
При разработке тарифов рекомендуется руководствоваться поло жениями письма Минстроя России от 14.11.96 БЕ-19-30/12 «Об оплате ус луг коммунальных и эксплуатационных служб по объектам жилищного и культурно-бытового назначения» .
5.12. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием для про ведения заказчиком работ по формированию земельного участка ( этап IX схемы 2 ) и государственного кадастрового учета земельного участка ( этап X схемы 2 , по аналогии с этапом II схемы 1 ).
5.13. По заявке заказчика и за его счет на основании решения о пред варительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка местные органы архитектуры и градостроительства обес печивают установление границ земельного участка на местности ( п.1 табли цы 1).
5.14. При наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации заказчик (гражданин или юридическое лицо) обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправ ления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с земельным законода тельством, с заявлением о предоставлении земельного участка для строи тельства объекта, к которому должна быть приложена кадастровая карта (план) земельного участка.
В случае необходимости для обоснования предельных размеров земельного участка к заявлению прилагается утвержденная проектная документация (п.3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
5.15. Исполнительный орган государственной власти или орган мест ного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с земельным законодательством, на основании заявления заказчика и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства в по стоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государ ственной власти и органам местного самоуправления) или в аренду (в соот ветствии с земельным и гражданским законодательством).
5.16. При предоставлении испрашиваемого земельного участка в ре зультате его изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд одновременно с решением о предоставлении земельно го участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка (выкуп, равноценная замена и др.).
5.17. Предоставление земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется при следующих условиях:
— возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекра щением договоров их аренды;
— возмещение в соответствии с установленными федеральным законодательством правилами потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства;
— соблюдение прав других лиц, обременяющих предоставляемые зе мельные участки, или предусматривающих в установленных федеральным законодательством случаях ограничения использования земельных участков (сервитутов).
5.18. В соответствии с решением о предоставлении земельного участ ка заказчик получает земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование или оформляет договор аренды.
5.19. Юридическим актом признания возникновения права на посто янное (бессрочное) пользование земельным участком или права аренды земельного участка является государственная регистрация права на недвижи мое имущество.
Датой государственной регистрации прав является день внесения со ответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Государственная регистрация прав осуществляется учреждением юс тиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
5.20. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления (ходатайства) заказчика: правообладателя, стороны (сторон) догово ра или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежа щим образом оформленной доверенности.
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается липом, в отношении которого приняты ука занные акты.
При государственной регистрации прав на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для госу дарственной регистрации.
5.21. К заявлению (ходатайству) о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на земельные участки являются следующие документы:
— акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания,
— договоры и другие сделки в отношении земельного участка, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельного участка на момент совершения сделки;
— свидетельства о праве на наследство;
— вступившие в законную силу судебные решения;
— акты (свидетельства) о правах на земельный участок, выданные упол номоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
— иные акты передачи прав на земельный участок и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, дей ствовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Обязательным приложением к документам, необходимым для госу дарственной регистрации прав, являются:
— план земельного участка (кроме случая регистрации сервитута, относящегося ко всему земельному участку) с указанием его кадастрового номе ра, удостоверенный Роскомземом или его территориальными органами. При сдаче земельного участка или его части в аренду на плане земельного участка следует указать часть, сдаваемую в аренду;
5.22. Вместе с заявлением (ходатайством) о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об оплате регистрации. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица — учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.
5.23. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода, прав на земельный участок удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
1) Приведенные в таблицах 1- 4 ( приложения В, Г, Д, Е соответственно ) настоящего Пособия перечни федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций, принимающих участие в согласовании места размещения объекта, в выдаче исходно-разрешительной документации, в согласовании и экспертизе предпроектной и проектной документации, содержат полный состав органов и организаций, которые законодательными и нормативными правовыми актами определены в качестве компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих эти функции.
2) Фактически, требуемое количество согласований и экспертиз предпроектной и проектной документации и порядок осуществления этих процедур зависит для конкретного объекта от его функционального назначения, параметров и других характеристик, условий строительства и месторасположения объекта, а также других факторов и уточняется соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3) ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» может оказать помощь на договорной основе в разработке проекта Порядка предоставления земельных участков для строительства для конкретного региона применительно к определенным условиям строительства и с учетом положений законодательной и нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации.
4) Авторский коллектив ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» будет благодарен за предложения и рекомендации по уточнению и дополнению положений настоящего Пособия.
Схема 1.
Порядок предоставления земельного участка для строительств без предварительного согласования места размещения объекта из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Субъекты инвестиционной деятельности
Исполнительные органы государственной власти
и органы местного самоуправления,
осущест вляющие предоставление земельных участков
Исполнительные органы государственной власти
и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
Территориальные органы
по ведению государственного земельного кадастра
Исполнительные органы государственной власти
и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
Источник: znaytovar.ru