1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований. 2.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. 3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Выбор и приобретение земельного участка под строительство жилого дома
Консультации юриста по ст. 33 Земельного кодекса
Правила пользования земельным участком при долевой собственности. У каждого 1/2Ситуация члена семьи клиентаНет спора о границах земельного участка.
Здравствуйте.Я хотела узнать,в ст.33 земельного кодекса было сказано,что размер участка может превышать на 10 процентов площадь,которая указана в кадастре.Ситуация члена семьи клиентаЕсть спор о границах земельного участка.
на торга х продали участок 700 кв м . в кадастровом управлении есть четкие выделенные линии границ участка но новый хозяин отступил по всему периметру по 3 м и огородил сплошным 2 х метровым забором при этом для уширения вырубил 2 взрослых тополя и две елки . для заезда создал себе отдельную дорогу захватив еще 20 метров общественной поляны на которой росли яблони и молодые елки . вопрос как с этим бороться и куда обратится улица общая в частном секторе нижнего тагила .
каким документом определяется минимальный и альный размер зем. участка под строительство магазина в сельской местности
Новый порядок образования земельного участка под МКД
Подводные камни. Предоставление земельного участка с последующим выкупом. Разъясните пожалуйста есть ли какой-то подвох и что еще необходимо знать: 3 августа вступило в силу постановление о предоставлении в аренду на 3 года земельного участка 12 сот. для инд. строительства в Приозерском р-не Лен. обл. с послед. бесплатным приобретением согласно закону №131-ФЗ от 6.10.2003, обл. з-на №105-оз от 14.10.2008. с постановлением выдали на руки Выписку из протокола, где должен быть выделен участок, но никакого выделения в выкопировке нет. И правильно ли самим оплачивать проведение кадастровых работ и проведение электричества и устройство дорог? Где гарантия, что в течение трех лет оплаты аренды и затрат на строительство данная земля не окажется уже в чьей-нибудь собственности или с изменением законов ситуация как-нибудь не повернется?
во-первых, сведений о выделении вам земельного участка в выписке не будет, т. к. для того чтобы предоставить вам участок его необходимо сформировать как объект прав. привязать к координатам на местности, дать адрес, затем поставить на кадастровый учет и присвоить кадастровый номер, после этого участок считается сформированным и его можно идентифицировать по адресу, координатам и техническим показателям (площадь, конфигурация, целевое назначение, принадлежность к тем или иным землям согласно территориальному зонированию) . После этого вам его предоставляют в аренду с последующим предоставлением в собственность бесплатно на основании постановления. во-вторых, изменений законодательства не бойтесь, т. к. ст. 4 ГК РФ, регулирующая действие законов во времени, указывает, что к правоотношениям применяют нормы права действующие на момент возникновения данных правоотношений. так, что изменения будут относится к правоотношениям возникшим после вступления новых законов в силу. в-третьих, требование о согласовании техусловий и проведения кадастровых работ при предоставлении земельных участков, за ваш счет, предусмотрено ЗК РФ. Однако с этим в некоторых случаях можно поспорить в судебном порядке, описывать это не буду вам это не надо, т. к. судебные тяжбы отодвинут ваше оформление зем. уч. на неопределенный срок.
Каков минимальный размер земельного участка ,предоставляется в собственность под огород.ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ.
Статья 33 ЗК РФ. Нормы предоставления земельных участков 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. например, во многих областях центральной части России это не менее 1000 кв. м. , так что узнавайте в местной администрации. Успехов в решении продовольственной программы!
гарантии. Подскажите где написано о том что при рождении третьего ребенка предоставляется земельный участок?
Президент России предлагает при рождении третьего ребенка выделять россиянам земельные участки под дом или дачу. Об этом сообщил в послании Федеральному Собранию. «Поручаю правительству совместно с регионами проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка», — сообщил президент в послании Федеральному собранию.
Также Медведев сообщил, что семьи с тремя и более детьми получат налоговые вычеты. Кроме того, РФ приступила к реализации новой стратегии развития российской фармацевтики. «В ближайшие годы доля отечественной продукции на нашем рынке должна быть увеличена, причем радикально, с 20 до 50%, а доля инновационных препаратов — до 60%», — сказал Медведев. До 100 миллиардов рублей будет направлено на развитие детской медицины в России в ближайшие два года, заявил президент. «Не менее 25% средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения, должны пойти на развитие детской медицины. Это большая сумма, практически она может измеряться до 100 миллиардов рублей за два года», — сказал Медведев.
чем отличается договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от договора приватизации?
Если вам это известно, то берите этот закон и требуйте. А всякие инвалиды получают участки без очереди, но за деньги. Вы не инвалид, вас это не касается. у нас в РФ бесплатно всем подряд не дают и давно Любой может оформить бесплатно если.
Ветерану боевых деиствий, согласно закону О Ветеранах,предоставляется льгота бесплатное получение земельных участков.. Возможно ли оформить этот участок в собственность? Если да, то на основании чего? Чем мотивировать..
Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лицСтатья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственностиСтатья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственностиСтатья 30.1.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственностиСтатья 30.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственностиСтатья 33. Нормы предоставления земельных участковСтатья 34. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительствоми др. статьи ЗК РФ.
могут. вы уже не нуждающиеся малоимущие не обязательно, всё зависит от общей площади помещения, количества зарегистрированных там лиц, учетной нормы жилья в вашем городе и где ваша семья зарегистрирована в настоящее время . лучше.
у меня многодетная семья. многодетным предоставляются земельные участки? . Как это выглядит ?. живу в г. Мегион Тюменской обл. (Югра)
Вопрос- где вы живете! Если в сельской местности проблем не должно быть. идите к главе поселковой администрации, пишите заявление. Если есть очередь, поставит на очередь и даст земельный участок! Если Вы конечно имеете ввиду для строительства жилого дома! Если проблемы обращайтесь к Главе района! можно в прокуратуру.
Опять жэе у Вас есть поселковая Дума, которая контролирует работу администрации и есть депутат! Можно к нему! Как правило земля есть, но возможно она требунт ойформления, межевания и т. д. Нужно подталкивать главу к действиям! Успехов!
предоставление земельного участка в аренду и расторжение договора аренды. При первичном предоставлении зем.участка в аренду(с предварительным согласованием места размещения объекта) для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, является ли обязательной норма по информированию населения в СМИ. Если да — на каком этапе формирования и предоставления зем.участка? Если нет -отсутствие опубликования в СМИ является ли законным основанием для одностороннего расторжения договора аренды зем.участка со стороны муниципалитета? Прошу откликнуться на данный вопрос, т.к. он стоит очень остро!
ОПА ПА . поторопился . сколько изменений с нового года.. . не уверен в правильности своего ответа, разобраться могу но попозже . давайте с начала . ЗУ у Вас в аренде? спрашиваю потому что, цитата Если нет -отсутствие опубликования в СМИ является ли законным основанием для одностороннего расторжения ДОГОВОРА АРЕНДЫ зем. участка со стороны муниципалитета?
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ Гл.5 Ст.28 Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно. . в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Это что получается я смогу получить в собственность земельный участок. В чем подвох я не юрист))
Если имеете свидельство на право бессрочного пользования на участок-оформляйте в собственность. Если у Вас аренда земли- не получится! Возможно и по праву приобретательной давности, если нет право устанавливающего документа ( утерян). Такие вопросы разрешаются в индивидуальном порядке.
В какой организации получить дубликат договора о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование в 1954. году?
Как правило данная информация в ведомстве по Градостроительству. Обратитесь в свою районную администрацию в управление по градостроительству и архитектуре.
Образец постановления администрации о предоставлении земельного участка. Срочно нужен! У меня есть форма, но я не знаю, как именно заполнять. Нам по земельному праву задали.
Постановление Главы администрации Мытищинского района Московской области от 14 апреля 1997 г. N 1376 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков гражданам»В соответствии с решением Собрания народных депутатов Мытищинского района от 17 июля 1996 года N 5-1 «Об утверждении Положения о порядке выбора и предоставления земельных участков юридическим и физическим лицам для нового жилищного, культурно-бытового, коммунального, промышленного и других видов капитального строительства, реконструкции и расширения существующих объектов на территории Мытищинского района» постановляю:1. Утвердить Порядок предоставления земельных участков гражданам в Мытищинском районе на территориях Виноградовского, Жостовского, Коргашинского, Сгонниковского, Красногорского, Сухаревского, Федоскинского и Протасовского сельских округов (приложение) .2.
Признать недействующим постановление главы администрации Мытищинского района от 31.10.96 N 3993 «Об отмене постановления главы администрации от 30.04.94 N 1835 и упорядочении порядка предоставления земельных участков в Мытищинском районе».Постановлением Главы Мытищенского района Московской области от 7 июля 1997 г. N 2436 постановление Главы администрации Мытищинского района от 31 октября 1996 г. N 3993 признано утратившим силу3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-главу администрации Мурашова А. Е.Глава администрацииМытищинского районаМосковской области А. К. АстраховПриложениеГлавы администрацииМытищинского районаот 14 апреля 1997 г. N 1376Порядок предоставления земельных участков гражданам в Мытищинском районе на территориях Виноградовского, Жостовского, Коргашинского, Сгонниковского, Красногорского, Сухаревского, Федоскинского и Протасовского сельских округов1.
Общие положения 1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Порядком регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в Московской области» утвержденным решением Малого Совета Мособлсовета от 9 декабря 1992 г. N 9/27 и Положением о порядке выбора и предоставления земельных участков юридическим и физическим лицам для нового жилищного, культурно — бытового, коммунального, промышленного и других видов капитального строительства, реконструкции и расширения существующих объектов на территории Мытищинского района, утвержденным решением Собрания народных депутатов Мытищинского района от 17 июля 1996 года N 5-1.Законом Московской области от 16 октября 2002 г. N 103/2002-03 решение Малого Совета Мособлсовета от 9 декабря 1992 г. N 9/27 признано утратившим силу1.2. Земельные участки предоставляются гражданам в собственность или в аренду в зависимости от цели предоставления.1.3. Граждане имеют право по своему выбору на получение в собственность или аренду земельных участков для:- индивидуального жилищного строительства;- ведения личного подсобного хозяйства;- садоводства;- животноводства.1.4. Земельные участки для:- индивидуального или коллективного дачного строительства;- строительства коллективных и индивидуальных гаражей;- индивидуального или коллективного огородничества;- сенокошения и выпаса скота;- предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей предоставляются гражданам в аренду.1.5. Предоставление земельных участков в собственность граждан производится за плату и бесплатно.Бесплатно в собственность граждан предоставляются земельные участки для:- индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в пределах нормы — до 0,15 га;- садоводства и животноводства — предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.Общая площадь участков, предоставляемых бесплатно в собственность гражданам, не должна превышать 0,15 га на семью.За плату по нормативной цене з
Подскажите пож-та законы, которые регламентирую постановку на учет на получение садового участка?. управа района Бутырский г. Москвы в августе 2011 года поставила мою бабушку на учёт на получение садового участка в Комиссии по распределению садовых (земельных) участков под коллективное садоводство управы района Бутырский г. Москвы по категории инвалид 2 группы (3 степени) , ветеран труда. Вопрос: какими законами регламентирована данная ситуация? Где прописаны сроки, в течении которых управа должна выдать земельный участок? размеры этого участка? его местонахождение (область) ? Спасибо!
при всем уважении к Софии Соболевой позволю себе привести ссылку на п. 2 ст. 33 Нормы предоставления земельных участков ( Земельный Кодекс РФ) : п. 2 ст. 33 ЗК РФ Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность БЕСПЛАТНО ( выделено мною) для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи устанавливается ( и далее см по тексту) В пункте 1 ст. 33 ЗК РФ перечислены категории земель, в том числе и для дачного строительства
Подскажите, какие документы необходимо предоставить для предоставления земельного участка под гараж инвалиду 2 группы. про заявление в администрацию это понятно, а дальше
Сам инвалид 1гр. В 2003 году перед введением «монетизации» всеми правдами и неправдами выбил Оку. После этого написал заявление в земельный комитет (сейчас по моему Роснедвижимость) о выделении участка под железный гараж, в течение 10 дней вопрос был решен. Сейчас у меня Ока и Газ-3110, в 50-ти метрах от подъезда стоит большой гараж, куда без проблемм входят оба авто.Вот выдержка из Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» :Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.Обратите внимание на то, что сейчас по закону вся земля выделяется через аукционы (Вам могут по этому поводу в администрации «парить» мозги) , но мы получаем землю вне очереди и без аукционов!! !http://www.chrab.chel.su/archive/14-11-06/6/A134048.DOC.html Будут вопросы-пишите.Удачи Вам!! !
КАК ПОНИМАТЬ изменения?вступившему в силу с 1 марта 2013 г, ст 10 ГК. Не могу разобраться — в каких случаях применяется?. КАК ПОНИМАТЬ изменения? вступившему в силу с 1 марта 2013 г, ст 10 ГК. Не могу разобраться — в каких случаях применяется?
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» , вступившему в силу с 1 марта 2013 года, статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изложена в новой редакции. В связи с этим, возникнут вопросы в сфере толкования и применения в судебной практике данной статьи.
Обратим внимание на новое изложение статьи 10 ГК РФ: 1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. 2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
3. В случае если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом. 4. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
5. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Если сравнить предыдущую редакцию статьи 10 ГК РФ с действующей редакцией, то мы видим существенные различия, а именно нас интересует введение запрета на совершение действий в обход закона с противоправной целью. Является ли понятие «обход закона» юридическим термином?
Какие сложности могут возникнуть в применении на практике данного термина? Что имел в виду законодатель, вводя данный термин? Не приведёт ли к судебному произволу введение данного понятия? Изменение содержания категории «злоупотребления правом» в пункте 1 статьи 10 ГК РФ было вызвано необходимостью уточнить абстрактную формулу «злоупотребления правом в иных формах» , которая содержалась в тексте действующей нормы, в связи с которой на практике возникали тяжёлые ситуации. На смену данной неопределенной конструкции предлагается включить в ГК РФ категорию «заведомо недобросовестных» действий, имея в виду, что данное понятие, хотя и будет относительно неопределенным, однако, оно более привычно для судебной практики, и исключит большое количество трудностей на практике.
Следует отметить, что Закон не раскрывает содержания термина «обход закона», что, по всей видимости, даст простор для судебного толкования указанного термина. В этой связи представляется целесообразным привести небольшой перечень примеров «обходов закона», выявленных на настоящий момент судебной практикой: — требование изменения условий договора аренды земельного участка в части его целевого назначения или разрешенного использования с целью обойти нормы о предоставлении земельного участка для строительства (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.06.2012 по делу N А70-11050/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.10.2012 по делу N А32-48921/2011); — требование признать право собственности на нежилое помещение, которое в действительности является жилым, с целью обойти процедуру перевода жилого помещения в нежилое (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.01.2011 N Ф03-9508/2010 по делу N А73-1904/2010, от 31.05.2010 N Ф03-3580/2010 по делу N А73-13425/2009, Кассационное определение Оренбургского областного суда от 25.01.2012 N 33-444/2012); — признание права собственности на самовольную постройку в случае неполучения (и непринятия мер к получению) застройщиком разрешения на строительство (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2012 по делу N А19-21059/2011, от 17.10.2011 по делу N А74-4367/2010, ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2010 по делу N А56-75499/2009, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу N А09-6927/2011); — признание права собственности на самовольную постройку третейским судом с целью последующей государственной регистрации права собственности (обход процедуры признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) (Постановления ФАС Поволжского округа от 08.08.2011 по делу N А06-4967/2010, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 N 15АП-9935/2011 по делу N А32-35304/2010. Сходная позиция содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 02.10.2012 по делу N А63-10025/2012); — условие кредитного договора, прикрывающее «сложные проценты» (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров»). «Обходом закона» может быть не только одно определенное действие (предъявление иска, установление условия в договоре) , но и совокупность действий, имеющих общую цель. В подтверждение этого можно привести следующие случаи.
Источник: www.jurinspection.ru
К вопросу об оформлении права собственности на земельный участок под многоквартирным домом
С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации возникло немало вопросов, связанных с правом собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Ряд вопросов связан с оформлением права собственности на земельный участок под таким домом, поэтому целесообразно осветить некоторые из них, показать проблемы, с которыми приходится сталкиваться при оформлении документов и предложить по возможности пути их решения, основываясь на действующем законодательстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно статье 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» «в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме».
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
Исходя из текста статьи 16 Вводного закона, можно выделить два способа приобретения права собственности на земельный участок:
бесплатный переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет;
формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
На первый взгляд ситуация кажется достаточно простой, однако при более внимательном ее рассмотрении возникает ряд проблем.
Так, ФАС Волго-Вятского округа указал, что «согласно пункту 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Данная норма Земельного кодекса Российской Федерации подлежит системному толкованию совместно с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 названного Кодекса о соответствии норм земельного права, содержащихся в других федеральных законах, Земельному кодексу Российской Федерации. Следовательно, порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников квартир должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность лиц — сособственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке.
Такой порядок установлен в пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты. Таким образом, в рассматриваемом случае право муниципальной собственности на земельный участок (путем перехода в общую долевую собственность) не может прекратиться автоматически без соблюдения заявительного порядка со стороны обладателя соответствующего права. ».
С указанной точкой зрения ФАС Волго-Вятского округа трудно согласиться по следующим основаниям.
Во-первых, пункт 2 статьи 16 Вводного закона четко говорит о «переходе земельного участка бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме», когда земельный участок сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и поставлен на государственный кадастровый учет. В указанном пункте нет ни слова об акте индивидуального правоприменения государственного или муниципального органа как основания возникновения права собственности на земельный участок, исходя из буквального толкования указанной нормы, право общей долевой собственности возникает в силу закона.
Разумеется, в Земельном кодексе РФ существуют нормы о предоставлении земельных участков на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в частности это статьи 28–29 ЗК РФ. Ранее подобное требование существовало в пункте 4 статьи 11 ФЗ «О товариществах собственников жилья» №72-ФЗ от 15.06.1996 г.: «Передача в собственность бесплатно нормативной части земельных участков и продажа или передача в аренду сверхнормативной части земельных участков осуществляются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством». В настоящее время данный нормативно-правовой акт утратил силу.
Во-вторых, необходимо учитывать, что нормы статей 28, 29, 36 ЗК РФ носят общий характер, то есть устанавливают общие правила приобретения права собственности на земельные участки (особенно это касается статей 28 и 29 ЗК РФ), из этих правил федеральным законодателем могут быть сделаны исключения.
Как представляется, именно такое исключение сделано в пункте 2 статьи 36 ЗК РФ, где указано, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
По нашему мнению, данный пункт прямо отсылает к правилам о приобретении права собственности на земельный участок под многоквартирным домом, предусмотренным статьей 16 Вводного закона. В противном случае данный пункт теряет всякий смысл, так как, если исходить из систематического толкования, как предлагает ФАС Волго-Вятского округа, в этой отсылочной норме нет никакой необходимости, потому что, с точки зрения ФАС, продолжает действовать общий порядок, предусмотренный статьями 28, 29, 36 ЗК РФ, а это очевидно не так.
Здесь действительно должно применяться систематическое толкование, однако систематическое толкование, во-первых, не исключает использования понятий «общих» и «специальных» норм, а во-вторых, систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними, а не в простом выстраивании норм в цепочку по принципу «если правило содержится в общей норме, то оно должно проявляться везде».
По нашему мнению, федеральный законодатель, принимая Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и устанавливая исключения в статье 36 ЗК РФ, ставил цель упростить процесс оформления права собственности на земельные участки, то есть действовал в первую очередь в интересах собственников помещений в многоквартирном доме.
Нельзя также согласиться с позицией судов, поддерживающих позицию органов Росрегистрации, о необходимости издания органами по управлению имуществом распоряжений о предоставлении земельных участков. Суды при этом ссылаются на абзац 2 пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ о соответствии норм земельного права, содержащихся в других федеральных законах, Земельному кодексу РФ. Однако данное правило несколько не согласуется с Конституцией РФ, которая не устанавливает иерархии между кодифицированным актом и федеральным законом, более того, сами кодексы принимаются в форме федерального закона, а один федеральный закон равен по юридической силе другому.
Как было отмечено выше, согласно пункту 2 статьи 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Таким образом, Земельный кодекс РФ установил приоритет жилищного законодательства. Следовательно, нет необходимости соблюдать общий порядок предоставления земельных участков в собственность, предусмотренный Земельным кодексом РФ. Подобной позиции также придерживается ряд авторов.
Ряд проблем вызывает также второй способ приобретения права собственности: формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 16 Вводного закона, в случае если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Государственный орган или орган местного самоуправления обязан провести формирование земельного участка. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка включает в себя:
— выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
— определение разрешенного использования земельного участка;
— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение);
— принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
— публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В рассматриваемой ситуации нас интересует подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, и осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Исходя из статьи 16 Вводного закона, уполномоченное общим собранием лицо должно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка. Здесь возникает первая проблема. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ФЗ от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее — квалификационный аттестат).
Кроме того, в соответствии со статьей 44 указанного Закона до 1 января 2011 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу ФЗ от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» правом выполнения работ по территориальному землеустройству, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие лицензией на такой вид работ.
Ни государственные органы, ни органы местного самоуправления таким правом не обладают (у них просто нет лицензий), нет у них и подготовленных кадастровых инженеров, следовательно, после поступления заявления от уполномоченного лица властный орган должен обратиться либо к лицу, обладающему лицензией, либо к кадастровому инженеру. И здесь возникает следующая проблема: как правило, в бюджете финансирования государственного или муниципального органа данный вид расходов либо не предусмотрен вообще, либо предусмотрен в меньшем размере, чем это необходимо.
У властного органа просто нет финансовых средств (да и никакого желания тоже), чтобы оплатить работы по формированию земельного участка, что, в свою очередь, влечет отказ заявителю в выполнении работ. Разумеется, такой отказ можно и нужно обжаловать в суд, но это занимает время, требует сил и средств, которые не всегда есть. Таким образом, имеется ряд препятствий на пути реализации субъективных гражданских прав, предоставленных законом.
Кроме этого, существует проблема с земельными участками, предоставленными под строительство. В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок. Согласно статьям 30, 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11 ЗК РФ). Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (статья 37 ЗК РФ), более того, как было указано выше, статьей 30 ЗК РФ предусмотрено проведение работ по формированию земельного участка.
Таким образом, независимо от того, на каком праве (собственности или аренды) предоставляется земельный участок застройщику для строительства, земельный участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Возникает вопрос: что происходит с земельным участком после окончания строительства? Статья 16 Вводного закона прямого ответа на него не дает. Она решает вопрос в отношении земельного участка, сформированного до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, а также в случае если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемой нами ситуации земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет (представляется, что целесообразно говорить о ситуации, когда разрешение на строительство получено после введения ЖК РФ в действие), но данные действия проводились по инициативе застройщика для строительства жилого дома.
Застройщик после окончания строительства абсолютно не заинтересован во внесении арендной платы за земельный участок или уплате земельного налога. Представляется, что в такой ситуации вопрос можно решить по аналогии закона с пунктом 2 статьи 16 Вводного закона, где земельный участок, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Иное означало было проведение работ по формированию уже сформированного земельного участка, бессмысленность таких действий очевидна.
Также возникают проблемы в ситуации, когда под строительство объекта предоставлялось два и более земельных участка. В статье 16 Вводного закона идет речь о земельном участке в единственном числе, и если исходить из буквального толкования закона, то необходимо объединение земельных участков для возникновения права собственности.
Представляется, что если многоквартирный дом расположен на нескольких земельных участках (например, участки предоставлялись отдельно под каждую очередь строительства), то критерий количества земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом, не является сущностным, поскольку для государственной регистрации права не имеет значения количество земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом. Отсутствуют и правовые препятствия для государственной регистрации права общей долевой собственности на указанные земельные участки. При осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на несколько земельных участков вместо одного права собственников помещений в многоквартирном доме никоим образом не нарушаются права и иных лиц.
Следует согласиться со сделанным авторами выводом о возможности регистрации права общей долевой собственности на несколько земельных участков (несомненно, упрощающим процесс регистрации права); несмотря на то обстоятельство, что согласно ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, «если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь)». Следовательно, несколько земельных участков можно было бы рассматривать как сложную вещь.
Однако практика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве показывает, что только в том случае, если орган (организация) по учету объектов недвижимого имущества принимает решение о формировании документации на объект недвижимости как сложный объект (который может состоять из нескольких объектов недвижимого имущества) и описывает эти объекты как единый объект недвижимости, то государственная регистрация прав Управлением будет происходить как на один объект недвижимости. В противном случае регистрация прав будет осуществлена отдельно на каждый объект (каждый земельный участок).
Необходимыми условиями возникновения права общей собственности на общее имущество являются:
- формирование земельного участка под многоквартирным домом;
- проведение в отношении этого участка кадастрового учета;
- государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Действительно, следует согласиться с авторами в том, что регистрация прав на общее имущество возможна только после регистрации права собственника на жилое помещение. При этом для регистрации прав на общее имущество многоквартирного дома необходимо предоставить:
- решение общего собрания домовладельцев (физических и юридических лиц) или соглашение домовладельцев об определении долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме, содержащее сведения о домовладельцах и принадлежащих им помещениях (жилых или нежилых), а также долях в праве общей собственности на общее имущество;
- документы, подтверждающие права собственности физических и юридических лиц на занимаемые ими помещения, если такие права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав.
- документ о формировании общего земельного участка с утверждением проекта границ;
- документы технического учета (экспликацию, поэтажный план, технический паспорт дома), содержащие сведения о составе общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, по нашему мнению, при решении вопроса о формировании земельного участка и оформления на него права собственности, необходимо исходить из цели, которую преследовал законодатель, — максимально упростить оформление права собственности на земельные участки под многоквартирными домами. Иной подход означает создание препятствий для реализации собственниками, принадлежащих им прав.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что исключительное право на получение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в собственность принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ЖК РФ в состав общего имущества многоквартирного дома входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Часть 3 указанной статьи предусматривает возможность уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Следовательно, размер земельного участка многоквартирного дома может быть уменьшен, что объективно повлечет внесения изменений в документы кадастрового учета и документации, связанной с государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости. Представляется в дальнейшем актуальным рассмотрение проблемы процессуального оформления данных изменений.
Следует отметить, что положения пункта 5 статьи 16 Вводного закона обусловили коллизию с положениями части 1 статьи 131 ГК РФ, в соответствии с право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Несмотря на то, момент возникновения общей собственности на земельный участок под многоквартирный дом определен формированием земельного участка и проведением его государственного кадастрового учета, вопросы, связанные с реализацией правомочий собственников на земельный участок, могут быть разрешены только после государственной регистрации соответствующего права.
Возникновение права собственности не зависит от издания органами государственной власти или органами местного самоуправления правоприменительных актов, а ставится законом в зависимость от формирования земельного участка, при этом государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок носит не правообразующий, а лишь правоподтверждающий характер, так как в силу прямого указания закона (статья 16 Вводного закона к ЖК РФ) право собственности возникает с момента постановки земельного участка на кадастровый учет.
Источник: www.top-personal.ru
Формирование земельных участков под многоквартирными домами
В многоквартирных домах проживают около 100 млн. россиян, что составляет 2/3 от общей численности населения РФ по сведениям Росстата. Не удивительно, что многих волнует вопрос о придомовых земельных участках. Детские площадки, автостоянки, насаждения, внеплановые строения под окнами жильцов являются объектами финансовых, экологических, социальных, юридических и прочих аспектов права.
Какими законами в данном случае регламентируются отношения собственности?
- Жилищный Кодекс РФ (ст. 33, 34, 36, 37, 44);
- Федеральные законы:
- № 189-ФЗ от 29.12. 2004г (ст. 16).
- № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. (ст. 38, 39);
- №191-ФЗ от 29.12.2004 г. (ст. 6);
- Постановление Правительства РФ №576 от 07.08.2002г.
- Постановлением Правительства РФ № 1223 от 26.09.1997г. (с изменениями от 21.08.2000 г.);
- Приказ Минюста РФ №29 от 14.02.2007 г. и др.
Каков порядок определения размеров и границ участка?
Размеры участка определяется в соответствии с Земельным законодательством. Согласно закону о градостроительной деятельности, они рассчитываются, исходя из фактических объемов землепользования и утвержденных правил градостроения.
Границы участков устанавливаются по естественным границам смежных участков и проездам, с учетом транспортных и инженерных систем (если это не вступает в противоречие с градостроительным законодательством). Расчет нормативной площади участка осуществляется в соответствии с указаниями СП30 – 101 – 98. Формула учитывает плотность застройки района, транспортную доступность, общую площадь всех помещений в доме, этажность и прочие важные параметры.
Оформление участка в собственность: «минусы» и «плюсы»
Аргументы в пользу оформления собственности на часть земельного участка:
- Перед проведением любых действий обременительного характера необходимо согласование всех вопросов с собственниками;
- Для возведения строений, сооружений, автостоянок и прочих объектов потребуется согласие собственников;
- Собственники могут обустроить личную парковку, зону озеленения, детскую площадку и т.п.
- Часть земельного участка можно передать в аренду третьим лицам; увеличивает стоимость кв. метра жилья;
- Право собственности защищено законом.
Вместе с тем, владение земельным участком предполагает наличие определенных сложностей:
Предупреждение! Целевое использование земельных участков без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов грозит привлечением к административной ответственности (штрафу от 5 до 10 МРОТ).
Тем, кто объективно оценил все аргументы и принял решение оформить земельный участок в собственность, необходимо предварительно ознакомиться с процедурой оформления.
Порядок оформления
Процедура оформления земельного участка под многоквартирным домом в собственность выглядит следующим образом:
- Проведение общего собрания жильцов многоквартирного дома, на котором принимается решение об оформлении участка в собственность. Результат голосования отражается в Протоколе собрания;
- Заявление о передаче участка в общую долевую собственность в уполномоченные органы местного самоуправления (Департамент земельных ресурсов);
- Уполномоченное лицо, избранное на общем собрании, представляет в органы местного самоуправления заявление о формировании земельного участка, занятого многоквартирным домом;
- В результате проведенных землеустроительных работ утверждается проект границ участка;
- Органами государственной власти осуществляется формирование земельного участка. Если на застроенных территориях нет границ земельных участков, то специалисты готовят проекты межевания территории. Проекты утверждаются Администрацией субъекта РФ;
- На основании утвержденного проекта межевания принимается решение о передаче участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность;
- Право собственности возникает с момента проведения кадастрового учета. Далее участок становится общей долевой собственностью жильцов.
- Статус собственников закрепляется Госрегистрацией права.
Заявление на формирование земельного участка и пакет документов
Как уже было отмечено, заявление подает лицо, уполномоченное общим собранием собственников. Пакет документов (заявление с приложениями) подается в Администрацию муниципального образования (города, районного центра). Службы, занимающиеся формированием земельных участков, могут называться по-разному: департамент по земельным ресурсам, комитет по земельным ресурсам и т.п.
Заявление с просьбой сформировать земельный участок подается уполномоченным представителем собственников квартир в Комитет по земельным ресурсам при Администрации местного муниципального образования.
К основному заявлению обязательно следует приложить копии следующих документов:
- схему распределения долевого имущества владельцев квартир в общей собственности;
- копии уведомлений о дате и месте проведения общего собрания;
- лист регистрации владельцев квартир, присутствующих на собрании (или их законных представителей);
- доверенности уполномоченных представителей собственников;
- протокол собрания;
- письменные решения собственников о формировании земельного участка, принятые на общем собрании;
- паспорт заявителя.
С образцами всех необходимых документов можно ознакомиться здесь:
-
для принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о формировании земельного участка. . Форма заявления о формировании земельного участка. . Схема распределения долей собственников помещений. . Уведомление о проведении общего собрания. . Лист регистрации собственников помещений и их представителей, принявших участие в общем собрании. . Письменное решение собственника помещения. . Протокол общего собрания собственников о формировании земельного участка. . Заявление о формировании земельного участка. . Уведомление о проведении общего собрания о формировании земельного участка в форме заочного голосования. . Лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников. . Решение собственника помещения о формировании земельного участка в форме заочного голосования при проведении общего собрания. . Протокола общего собрания собственников о формировании земельного участка в форме заочного голосования.
Остались вопросы? Уточним немедленно!
Вопрос: Как узнать, кому принадлежит земля под многоквартирным домом?
Ответ: Обратиться с подобной просьбой в Администрацию местного муниципалитета. Если дом был построен раньше, чем вступил в силу ныне действующий Земельный Кодекс (29 октября 2001 г.), то земля, на котором он расположен, является государственной собственностью. Собственники квартир в домах, построенных после вступления в силу действующего ЗК, по закону, владеют этим земельным участком на праве общей долевой собственности.
Ответ: Нет, решение об оформлении земли в собственность принимается на добровольной основе, путем голосования на общем собрании.
Вопрос: Существуют ли ограничения в назначении использования оформленного в общую долевую собственность земельного участка?
Ответ: Да, решения и действия в отношении использования приватизированных участков не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Вопрос: Существуют ли нормы размеров приватизируемых участков?
Ответ: Нет, жестких нормативов нет. На общем собрании собственников жильцы должны определиться с размерами участка для работ по межеванию границ. Они могут быть, как максимальными, так и минимальными (включая территорию под домом и подъездами к нему).
Вопрос: Если работы по межеванию участков на данной территории уже были ранее проведены, можно ли подать запрос на изменение размера участка?
Ответ: Нет. В данном случае можно подавать заявление на оформление в собственность земельного участка с точно обозначенными границами и размером (согласно действующему Плану межевания границ).
Вопрос: Какие официальные документы об оформлении участка следует получить на руки?
Ответ: Геодезический план, Кадастровый паспорт, Выписку из кадастрового паспорта, Свидетельство о регистрации права общей долевой собственности (выдается в местном представительстве Росреестра).
Земля под многоквартирным домом: как можно ее использовать?
Как приватизировать квартиру – многие представляют более-менее ясно, а как именно получить в личную собственность участок земли под многоквартирным домом? Подробнее – на видео.
Источник: terrafaq.ru