Земельные торги – торги по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Земельные торги могут проводиться как в форме аукциона, так и в форме конкурса, в форме конкурса торги проводятся в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка. Собственником земельного участка может быть: Российская Федерация, ее субъекты или же муниципальное образование.
Дипломная работа на тему «Организация и проведение торгов по продаже земельных участков» обновлено: 31 октября, 2020 автором: Научные Статьи.Ру
Научные Статьи.Ру / Примеры / Дипломные работы / Экономика / Дипломная работа на тему «Организация и проведение торгов по продаже земельных участков»
Земельные торги – торги по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Земельные торги могут проводиться как в форме аукциона, так и в форме конкурса, в форме конкурса торги проводятся в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка. Собственником земельного участка может быть: Российская Федерация, ее субъекты или же муниципальное образование.
Торги. Аукцион. Участие в торгах. Torgi gov ru. Торги гов ру. Участие в аукционе.
В наши дни все актуальнее становится тема продажи земельных участков на аукционах.
Земельные торги – торги по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Земельные торги могут проводиться как в форме аукциона, так и в форме конкурса, в форме конкурса торги проводятся в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка. Собственником земельного участка может быть: Российская Федерация, ее субъекты или же муниципальное образование.
Возможность приобретения земельных участков на торгах из земель, находящихся в государственной собственности (заключения договоров, объектом которых являются земельные участки, на торгах), в России можно по праву считать результатом земельной реформы 90-х годов XX века. Земельный кодекс РФ ввел простые и не противоречащие Гражданскому кодексу нормы, регулирующие эти вопросы.
Однако в развитие этих норм Правительство РФ утверждает Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков от 11 ноября 2002 г. N 808. Немного из истории, Советское земельное право не придерживалось принципов платности предоставления земельных участков и конкуренции в земельных отношениях.
В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. не содержалось даже упоминания о возможности приобретения земельных участков на торгах. Разрозненные нормы об этом начали появляться позже как в законодательных, так и подзаконных актах, например: — местной администрации предписывалось организовывать продажу земель фонда перераспределения по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа (п.
5 Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. N 323); — продажа земельного участка для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки могла производиться его собственником с помощью районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству путем проведения в установленном порядке конкурса или аукциона (ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. N 4196-1, утратившего силу в связи с введением в действие Земельного кодекса РФ); — продажа земельных участков собственникам приватизированных государственных и муниципальных предприятий для расширения и дополнительного строительства этих предприятий осуществляется на конкурсной или аукционной основе за счет земель, не обремененных правами пользователей, арендаторов (п.
12 Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 631 в ред. от 25 января 1999 г.); — расположенные на территориях городских и сельских поселений земельные участки, предназначенные в соответствии с градостроительной и землеустроительной документацией под застройку, либо право аренды этих земельных участков подлежали продаже гражданам и юридическим лицам на торгах (аукционах, конкурсах), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 Указа Президента РФ «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды» от 26 ноября 1997 г. N 1263).
В то же время правовое регулирование порядка приобретения земельных участков на торгах значительно отставало от провозглашенных возможностей. Часть первая Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., содержала лишь общие нормы ст. ст. 447 — 449 о заключении договора на торгах, организации и проведении торгов, последствиях нарушения правил проведения торгов.
Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 2 (в настоящее время утратило силу), распространялся лишь на земельные участки, предназначенные под застройку. Более того, п. 3 указанного Порядка было установлено, что продажа земельных участков и права аренды земельных участков, находящихся в федеральной государственной собственности, осуществляется по решению Правительства РФ или специально уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, находящихся в государственной собственности субъекта РФ — по решению органа государственной власти субъекта РФ, находящихся в муниципальной собственности — по решению органа местного самоуправления.
Однако на тот момент разграничения государственной собственности на землю еще не произошло, следовательно, определить соответствующего публичного собственника (продавца) земельного участка не представлялось возможным. Поэтому применение Постановления N 2 на практике было весьма затруднительным.
Иными словами, правовое регулирование приобретения земельных участков на торгах в России было явно недостаточным и не отвечало потребностям практики. Основные надежды возлагались на Земельный кодекс РФ. В Земельном кодексе РФ рассматриваемым отношениям посвящена ст. 38 «Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах)».
Целью данной ВКР является выявление основ приобретения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности на торгах (конкурсах, аукционов), а также особенности их правового регулирования.
Указанная цель конкретизируется в ряд задач:
1) проанализировать, сравнить и разграничить такие понятия, как государственная и муниципальная собственность;
Источник: bank.nauchniestati.ru
ст 38.1 Земельный кодекс ( ЗК РФ 2022 )
Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства
1. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).
2. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).
3. Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи — аукцион).
4. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
5. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.
6. В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.
7. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
8. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
9. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети «Интернет» и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
10. Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о «шаге аукциона»;
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
11. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», указанном в пункте 9 настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе в проведении аукциона. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
12. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
3) документы, подтверждающие внесение задатка.
13. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов. Организатор аукциона в отношении заявителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
14. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.
15. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
16. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.
17. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) непредставление определенных пунктом 12 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки;
4) отсутствие сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).
18. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 17 настоящей статьи оснований, не допускается.
19. Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа. Протокол приема заявок подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.
20. Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.
21. Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.
22. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
23. Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.
24. Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:
1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение (технологическое присоединение);
2) победитель аукциона;
3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.
25. Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.
26. Аукцион признается не состоявшимся в случае, если:
1) в аукционе участвовали менее двух участников;
2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.
27. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
28. Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.
29. Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», указанном в пункте 9 настоящей статьи.
30. Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет».
Источник: www.assessor.ru
Как проводится аукцион земельных участков
Как проходит земельный аукцион и где найти самые выгодные цены на землю?
На земельных муниципальных аукционах можно получить участок в аренду или в собственность. О том, как проходят торги на аукционе земельного участка, а также об альтернативном способе покупки земли на аукционах по банкротству, читайте в статье.
Содержание:
Государственные земельные торги проводятся для физических и юридических лиц.
У каждого есть шанс получить участок в аренду или в собственность на выгодных условиях, участвуя в торгах, которые организуют федеральные органы или муниципалитет. Как же всё проходит на деле? Я расскажу подробно.
Как проводится аукцион на земельный участок
Организатор мероприятия обязан сообщить о проведении торгов за 30 дней.
В каждом регионе для этих целей выбирают специальное печатное издание и интернет-ресурс, где указывают:
- информацию о месте и начале мероприятия;
- сведения об организаторе;
- данные лотов (стартовая цена, наличие обременений);
- шаг торгов;
- размер задатка;
- реквизиты для оплаты;
- нюансы договора аренды.
За 5 дней до назначенной даты торгов прекращается участка, например, с помощью Публичной кадастровой карты. Если есть возможность, лучше посетить район лично. В теории, земля, выставленная на торги, должна быть отмежевана. Если же межевых знаков нет, карта поможет определить, как участок «лежит» на местности.
Удостоверьтесь в том, что вокруг нет оврагов, болот и других серьезных преград для строительства зданий и облагораживания территории. Нередки случаи, когда люди покупают землю зимой, и только весной вскрываются все «подводные» камни: болотистая местность, подтопление близлежащими водоемами и многое другое.
Если рядом есть водоем, участок должен находиться на возвышении относительно воды.
Конечно, желательно, чтобы были подведены коммуникации: газ, свет, вода или же их проведение было официально запланировано на ближайшее время.
В этом плане скупать недвижимость банкротов намного безопаснее; как правило, на торги по банкротству попадают земли, которыми пользовались по назначению. Посмотрев следующее видео, вы узнаете о том, как приобрести земельный участок с жилым домом и сэкономить 1 000 000₽:
Инвестиции в земельные участки
Как научиться зарабатывать на торгах по земельным участкам?
Очевидно, что сначала нужно повысить свою информационную подкованность в данном вопросе. Для этого есть масса вариантов: открытые блоги и подборки тематических статей, сообщества в социальных сетях, мастер-классы, семинары, а также полноценные курсы.
Я в свое время изучил вопрос аукционов досконально и решил сосредоточиться именно на торгах по банкротству, поскольку это самый выгодный вариант приобретения недвижимости и других объектов.
На аукционах по банкротству выгода при покупке земли достигает 70-90%.
Таких цен на ликвидные лоты просто не бывает на муниципальных аукционах. Более того, процедура анализа объекта и расчета бюджета на торгах по банкротству намного более понятная и прозрачная.
В течение 5 лет работы Академии торгов по банкротству мы разрабатывали собственные схемы поиска и анализа лотов.
Наша уникальная фишка – секретная формула Доктора Ватсона, с помощью которой можно находить неприметные для других и беспроигрышные для вас лоты, а также зарабатывать от 100 000₽ до 500 000₽ и более ежемесячно.
Подробнее о том, как зарабатывать на имуществе банкротов, пользуясь проверенными алгоритмами, вы узнаете на бесплатном мастер-классе.
Покупка земельного участка является выгодным вложением средств, поскольку в дальнейшем он может быть использован для различных целей: строительства, ведения сельского хозяйства, отдыха и т. п. Наиболее выгодным и дешевым способом получения земли является приобретение ее у государственного или муниципального органа.
Однако для этого претендентам практически во всех случаях придется пройти процедуру участия в торгах, в ходе которых и будет определен покупатель. Более подробно о правилах и особенностях проведения данной процедуры — далее в статье.
Законодательное регулирование
Порядок и правила проведения торгов закреплены на законодательном уровне, а именно в Земельном кодексе РФ.
В частности, этому вопросу посвящены отдельные статьи данного нормативно-правового документа — ст. 39.3 – 39.17 ЗК РФ.
Именно в соответствии с положениями этих статей и осуществляется регулирование порядка проведения торгов по продаже земельных участков.
Если вы хотите узнать, как в 2022 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Кроме этого, правовое регулирование осуществляется отдельным документом — Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Данные правила утверждены Постановлением правительства РФ от 11.11.2002 г. №808 и ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г.
Что касается дальнейшего заключения договора купли-продажи, то это происходит уже в соответствии с положениями гражданского законодательства.
Основным документом при этом является Гражданский кодекс, глава 7 которого полностью посвящена данной сделке.
Понятие и виды
Аукцион по продаже земельного участка представляет собой процедуру, в ходе которой данный объект выставляется на продажу для множества претендентов. Побеждает при этом тот из них, кто предложит за него самую большую цену.
По способу проведения и кругу участников торги могут быть разделены на два основных вида:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Открытые
В этом случае мероприятие проводится без какого-либо ограничения по численности участников или их категории. При этом предложение о проведении торгов размещается в общем доступе и распространяется на всех возможных претендентов. Единственное ограничение, которое допускается в этом случае, это ограничение по численности участников, что обычно связано с их квалификационными характеристиками.
Некоторые различия при этом есть и во время установления цены. В частности, в данном случае заявки на цену подаются открыто, без каких-либо защитных мер.
Поэтому все участники могут знать ставки своих соперников и, при необходимости, перебивать их, предлагая большую цену.
Закрытые
В этом случае круг потенциальных участников весьма ограничен не только по численности, но и по определенным характеристикам, которые могут быть связаны с особенностями законодательства или условиями аукциона.
Что касается способа подачи заявлений о цене, то это делается с определенными ограничениями. В частности, ставки участников подаются в закрытых конвертах, и никто из них не знает о предложениях от других претендентов.
Несмотря на наличие определенных ограничений при проведении закрытых торгов, информация о них все равно должна поступать в средства массовой информации. Причем оповещение должно быть опубликовано как перед началом этого мероприятия, так и после его окончания, для оглашения результатов.
Однако наиболее предпочтительной и справедливой формой проведения аукциона является открытая, поскольку с ее помощью максимально обеспечиваются равные права для всех участников.
В идеале именно такая форма и должна использоваться при продаже государственных и муниципальных земельных участков .
Порядок проведения
Принятие решения об организации и проведении процедуры торгов находится в компетенции уполномоченных на это органов государственной или муниципальной власти, в собственности которых и находится конкретный участок земли. При этом приниматься данное решение может как по инициативе этого органа, так и на основании письменных обращений граждан или юридических лиц.
В обобщенном виде порядок проведения аукциона на продажу земельного участка выглядит следующим образом:
Публикация извещения о начале торгов
Делается это в средствах массовой информации минимум 30 дней до начала аукциона. В частности, извещение необходимо опубликовать в периодическом издании (газете или журнале) того региона, где продается земля. Также допускается информирование при помощи официального сайта местного органа власти, который является продавцом.
Прием заявок от претендентов
Для получения права на участие в аукционе они должны в установленный срок подать следующий пакет документов:
- заявка на участие (заполняется в соответствии с установленной формой, которая указывается в извещении);
- копии удостоверяющих личность документов (требуются в том случае, если претендентом выступает гражданин);
- выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (необходима для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц соответственно);
- документы, которые подтверждают внесение задатка (стоит учитывать, что это считается оформлением соглашения о задатке);
- заверенный в соответствии с требованиями российского законодательства перевод на русский язык бумаг, которые подтверждают государственную регистрацию юридического лица (если заявителем является иностранное юрлицо).
Стоит учесть, что организатор аукциона не имеет права требовать от претендентов предоставления других документов, кроме обозначенных выше.
Крайний срок подачи всех бумаг — за пять дней до начала аукциона. Документальное закрепление поданных заявок осуществляется в специальном журнале.
Рассмотрение заявок
На этом этапе проверяются такие моменты:
- наличие у претендента всех необходимых документов;
- его соответствие предъявляемым требованием;
- установление факта поступления задатка.
В результате проверки либо принимается решение о допуске тех или иных претендентов к участию, либо об отказе для них в этом.
Те участники, которые были допущены к аукциону, заносятся в протокол. Не позднее дня после подписания этого документа всем претендентам, которые подавали заявки, должны быть направлены извещения с закрепленным там решением о том, прошли или не прошли они процедуру отбора.
Проведение торгов
Они проводятся в то время и в том месте, которые ранее были указаны в извещении.
В начале мероприятия проводящее его лицо (аукционист) оглашает наиболее важную информацию, а именно:
- наименование предмета продажи;
- его основные характеристики;
- начальную цену;
- «шаг аукциона».
После этого все участники получают пронумерованные билеты. Эти билет желающие могут поднимать каждый раз для увеличения цены участка (либо начальной, либо уже повышенной другими претендентами).
При этом цена будет повышаться на величину шага аукциона.
Если после очередного повышения не будет претендентов, готовых еще больше поднять цену, аукционист должен произнести ее три раза. В том случае, если после этого никто так и не поднимет билет, победителем торгов будет признан тот участник, который делал это последним.
Оформление результатов
Делается это при помощи протокола, в который заносятся сведения о победителе аукциона, а также о других существенных условиях сделки (в частности, о цене). Далее именно этот документ будет являться главным основанием для заключения договора купли-продажи.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами аукциона — его победителем и организатором. Один экземпляр после этого остается у организатора, второй передается победителю.
Публикация в СМИ информации о результатах аукциона
Делается это в тех же источниках, в которых ранее публиковалось извещение о проведении мероприятия.
Заключение договора купли-продажи
Он оформляется в соответствии с теми существенными условиями (то есть ценой и предметом), которые были оговорены ранее. Стоит учесть, что для подписания договора у сторон есть четко обозначенный срок — максимум пять дней с момента окончания торгов.
Помимо заключения договора купли-продажи с победителем, у организатора есть определенные обязательства и перед другими участниками. В частности, он должен вернуть им всю сумму внесенного задатка, необходимого для участия в аукционе.
Делается это на расчетный счет, который обязательно должен быть указан при подаче заявок претендентами.
Для этого также есть установленный срок — три дня после оформления протокола с результатами торгов.
Правила организации и проведения
При организации и проведении аукциона обе стороны (и организатор, и участники) должны учитывать некоторые правила и условия:
1. Объектом продажи может быть только такой участок, который прошел процедуру установленную законодательством процедуру государственного кадастрового учета. При этом в отношении земли должны быть определены данные по ее разрешенному использованию, а также быть подключенными все необходимые для конкретного участка коммуникации.
2. Продавец земли (то есть государственный орган исполнительной власти) определяет такие параметры мероприятия:
- начальную стоимость объекта;
- величину задатка, который должны внести участники;
- существенные условия договора купли-продажи.
При этом стоит учитывать, что начальная стоимость объекта определяется с учетом положений законодательства РФ об оценочной деятельности.
3. Организатор торгов определяет следующие условия этого мероприятия:
- дату, время и место;
- порядок проведения;
- срок и форму подачи заявок;
- порядок внесения задатка и его возврата;
- шаг аукциона.
Последний показатель представляет собой величину возможного повышения цены участка за один раз. Обычно его размер находится в пределах 1-5% от первоначальной стоимости продаваемого объекта, установленной продавцом.
Основания для отмены торгов
В некоторых случаях процедура продажи земельного участка может быть отменена, а торги признаны несостоявшимися.
В частности, это может произойти в таких случаях:
- заявку на участие в данном мероприятии подали менее двух претендентов;
- во время проведения открытого по форме подачи заявлений о цене аукциона ни один из его участников после троекратного объявления первоначальной стоимости участка не поднял билет для ее повышения;
- во время проведения закрытого по форме подачи заявлений мероприятия ни один из его участников не был признан победителем согласно решению организатора;
- победитель торгов отказался от подписания протокола с его результатами или же от последующего заключения на этом основании договора купли-продажи.
Еще раз стоит отметить, что для заключения договора в законодательстве предусмотрен специальный срок. Он составляет 5 дней с момента подписания протокола о результатах торгов.
После окончания данного срока право по оформление договора купли-продажи теряется.
реестр недобросовестных застройщиков
поможет вам избежать неприятностей с недвижимостью.
Продажа доли вашего ребенка очень сложное дело которое стоит проводить только в крайнем случае! Наша статья подробно рассказывает о данной процедуре.
Какую ответственность несет застройщик который не соблюдает сроки постройки? По ссылке есть вся информация по данной теме.
Когда возможна продажа участка без торгов?
В некоторых случаях претенденты могут получить право на покупку участка и без проведения процедуры торгов.
В частности, это возможно в таких случаях, перечисленных в законодательстве:
- если на участке находится объект недвижимости, принадлежащий претенденту на правах собственности (согласно ст. 36 ЗК РФ);
- земля предоставляется для целей, которые не связаны со строительством (в соответствии со ст. 34 ЗК РФ);
- с момента заключения договора аренды участка, предназначенного для сельскохозяйственных целей, прошло более трех лет (в соответствии со ст. 22 ЗК РФ);
- участок предоставляется особым категориям граждан (например, инвалидам или многодетным семьям);
- земля была предоставлена гражданам для ведения ЛПХ или ИЖС.
Кроме этого, в законодательстве выделяется и ряд других случаев, когда процедура торгов не является обязательной. Также сюда относятся ситуации, когда для участия в аукционе была подана всего одна заявка.
В этом случае договор купли-продажи заключается с этим единственным претендентом за начальную цену, установленную продавцом.
Однако это происходит только при условии, что он и поданные им документы соответствуют всем предъявляемым требованиям.
Для многих граждан получение государственной или муниципальной земли является выгодной сделкой, ведь стоимость недвижимости при этом существенно отличается от рыночной. Основная сложность в этом случае состоит в особенностях процедуры торгов на право покупки такого участка — попасть на это мероприятие очень непросто, а выиграть его еще сложнее, ведь для этого претендент должен соответствовать множеству требований.
Обязательным этапом на пути к оформлению договора аренды земельного участка, принадлежащего муниципалитету, является проведения аукциона, на котором за право получить определенный надел земли могут побороться все желающие. Как происходят торги, и в каком случае они не нужны, поведаем далее.
Понятие торгов
Торги по аренде (или продаже) земельных участков – представляют собой мероприятие, на котором органы власти (местные или представители федеральных) разыгрывают участки земли под застройку, получившие кадастровый номер, имеющие доступ ко всем необходимым подключениям (свет, вода, газ и пр.), а также (для многоквартирных построек) разрешение на возведение на их территории капитальных строений. Кроме того, должен быть определен тип участка (под ИЖС, СНТ, ДНП и пр.).
Иными словами, на аукционе по продаже права на аренду земельного участка администрация выставляет зарегистрированные в кадастре участки, готовые к использованию в определенных целях, и устанавливает на них первоначальную цену (перед торгами специально проводится оценка земли независимым оценщиком). Все желающие могут принять в аукционе участие и предложить свою цену. Побеждает тот, кто даст больше.
Разыгрывается на торгах, как право собственности, так и право на аренду.
Арендная плата назначается пропорционально к земельному налогу, применимому к участкам такого типа и размера.
Правила проведения аукциона по аренде земельных участков
Все аспекты, касающиеся организации и проведения торгов, регламентированы ЗК РФ и отдельными законами, освещающими аукционы, которые посвящены разыгрыванию объектов, принадлежащих государству или муниципалитету.
Кто и как может принять участие
Аукцион на заключение договора аренды земельного участка не может состояться, когда в нем участвует меньше двух человек. Зарегистрироваться для участия нужно не позже, чем за пять дней до выбранного для торгов дня. Выступать в роли участников, когда речь идет об аренде, могут не только граждане РФ, но и иностранцы, а также те лица, которые гражданства не имеют.
В статье ЗК 38.1 четко определено, кто не может участвовать в аукционе:
- Те претенденты, которые не представили или не полностью представили требуемый для участия пакет документов (о нем поговорим ниже);
- Те лица, которые, выразив желание участвовать, не оплатили задаток (10 % от первоначальной стоимости участка или платы за него);
- Те, кто, согласно законам РФ, не имеет права приобретать собственность;
- Юрлица, информации о которых нет в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП.
Необходимые документы
Пакет бумаг, необходимых для участия, довольно небольшой:
- Заявление, составленное по предложенной форме, а также реквизиты счета, на который организатор вернет задаток, в случае, если Вы не выиграете;
- Паспорт (для физлиц);
- Квитанция, подтверждающая внесение задатка.
Организация мероприятия и извещение о нем
Орган, подготавливающий аукцион, обязан объявить о том, когда это мероприятие состоится.
Объявление размещается в местной газете, выбранной властями для подобных целей, а также в интернете на официальном сайте РФ за месяц до события.
Изложены должны быть такие сведения:
- Кто выступает в роли продавца/организатора. Название этого органа, а также данные о постановлении;
- Где, когда и во сколько состоится аукцион;
- Что станет предметом торга. Здесь выдается вся информация о лотах (участках), включая их тип, обременения и пр.;
- Стартовая цена;
- «Шаг» аукциона, то есть насколько повышается стоимость за один раз;
- Как, куда и в какой форме подавать заявку, чтобы поучаствовать. Период, в который это можно сделать;
- Сумма задатка. Адрес счета для его перечисления;
- Нюансы договора (срок аренды и пр.).
Причины срыва торгов
- Когда не набирается нужное число участников, аукцион отменяется. В итоге единственный претендент через 10 дней после опубликования заметки о сорванных торгах (но не позже 26) может получить право на аренду по установленной цене.
- Срывается мероприятие и тогда, когда никто из присутствующих не выражает желания приобрести разыгрываемый участок.
- Продавец может отказаться от организации торгов, но не позже, чем за 15 суток до назначенной для них даты.
Результаты
Ход торгов протоколируется. Один экземпляр этой бумаги передается победителю. Проигравшим участникам возвращают задаток (в три дня, как правило).
В протоколе указывают:
- Регистрационный номер разыгранного участка;
- Сведения о земле (кадастровый номер, адрес и пр.);
- Все поступавшие предложения;
- Имя/название победившего физлица/юрлица, данные о нем;
- Арендная плата (или стоимость земли при покупке).
Порядок проведения
Самое время поговорить про порядок проведения аукциона по аренде земельных участков. Итак, вся процедура может быть представлена в виде следующего алгоритма:
- Постановление об организации аукциона;
- Извещение общественности об этом мероприятии посредством СМИ и интернета;
- Принятие и земельного участка.
Как правило, достаточно выбрать субъект РФ и район или в город, в котором нацелены найти земельный участок.
В итоге в результатах поиска отобразятся земельные участки, выставленные на аукцион в конкретном районе.
Для примера, я ввел
местоположение земельного участка: Московская область, Пушкинский район.
В результатах поиска было найдено 7 лотов.
Все земельные участки, выставленные на аукцион, показаны в таблице.
Теперь остается изучить условия предоставления земли и выбрать подходящий вариант.
Однако в целях объективности нужно отметить, что из этого правила могут быть исключения.
Если честно, я поначалу, не хотел раскрывать эту догадку, которую обнаружил при изучении пошаговой инструкции «Как получить земельный участок».
Но потом изменил свое решение и сейчас раскрою вам маленький секрет.
Плюсы и минусы получения земельного участка без торгов.
Плюсы получения земли без торгов:
Затем в назначенный день принять участие в аукционе земельных участков.
Секрет в умении использовать в своих целях Правила землепользования застройки.
В извещении о проведении аукциона почти всегда указывается кадастровый номер земельного участка.
Зная кадастровый номер земельного участка, можно за 2-3 минуты узнать его точное местоположение.
Для этого достаточно воспользоваться Публичной кадастровой картой.
Установив место расположения земельного участка, можно определить к какой зоне он относится.
Для этого используем карту градостроительного зонирования, которая является приложением к Правилам землепользования и застройки.
Затем находим в Правилах землепользования и застройки описание зоны, на которой расположен земельный участок.
В этом описании нас интересуют только основные виды разрешенного использования, которые применяются в указанной зоне.
Возвращаемся к теме — аукцион земельных участков.
В самой первой графе Таблицы с результатами поиска, вы обнаружите несколько значков.
Один из них — увеличительная лупа.
Кликнув на нее, вы получите доступ к основной информации по земельному участку, в том числе:
- дата и время окончания приема заявок на участие в аукционе,
- тип торгов: продажа земельного участка или сдача в аренду,
- кадастровый номер земельного участка,
- категория земель (например, земли населенных пунктов),
- вид разрешенного использования земельного участка,
- площадь земельного участка,
- описание границ,
- начальная цена земельного участка,
- шаг аукциона,
- размер задатка,
- другая информация.
В других разделах извещения необходимо найти более подробную информацию о земельном участке.
В частности, ознакомиться с проектом договора, который будет заключаться с победителем аукциона или с единственным участником, допущенным к аукциону.
Там же можно найти и скачать шаблон заявки для участия в аукционе и перечень документов, которые нужно приложить к заявке.
Если сделано все правильно и вас допустили к аукциону, то нужно в назначение время явиться по адресу указанному в извещении и принять участие в торгах.
Добрый совет.
В отдельных случаях можно законно построить дом на участке с разрешенным использованием огород.
Если ищете участок под строительство дома, то смотрите на участки с иным разрешенным использованием. К примеру, под огород.
2-ое: составить Схему расположения земельного участка.
Схему участка легко составить самостоятельно за 40 минут. Для этого не обязательно нанимать кадастрового инженера.
Детально весь алгоритм поиска свободной земли и составления Схемы земельного участка найдете в пошаговых видео инструкциях: «Как за 40 минут найти свободную землю и составить схему земельного участка».
2. вы не выбираете место расположения земельного участка.
Участки выставляются на аукцион уже готовые. Вы можете только выбирать из того, что администрация выставила на аукцион.
Ездил в одну администрацию для ознакомления со схемой земельного участка, предлагаемого к аукциону.
Один сотрудник заявил, что осенью они планируют
Получение земли через предварительное согласование Схемы расположения земельного участка.
Получить земельный участок в собственность или аренду без торгов можно:
- для индивидуального жилищного строительства,
- ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта,
- садоводства, дачного хозяйства,
Важно: С 01 января 2022 года дачное хозяйство исключено из законодательства. Дачные участки приравнены к садовым.
- для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Как видно из перечня, в него включены самые распространенные и насущные потребности людей в использовании земли.
3. сами определяете, на каком праве получить земельный участок.
Иными словами, вы сами решаете – получать участок в собственность, то есть покупать, или брать его в аренду.
Получив земельный участок в аренду под ИЖС, его потом можно выкупить в разы дешевле. Это еще один маленький секрет получения земли.
Минусы получения земли без торгов.
Количество земли, получаемой через аукцион земельных участков или без торгов неограниченно.
Получайте столько участков, сколько можете.
Плюсы и минусы получения земли через аукцион земельных участков.
Плюсы аукциона.
1. можно получить участок там, где нравится.
Подготавливая Схему земельного участка, вы можете выбирать населенный пункт и район в соответствии со своими предпочтениями.
1. земельный участок уже готов предоставлению.
То есть не нужно заниматься поиском свободной земли.
Остается только выбрать подходящий лот, осмотреть участок, внести задаток и подать заявку.
Если вы не получите земельный участок, то задаток вам вернут в полном объеме.
4-ое: заявление вместе со Схемой земельного участка отдать в администрацию населенного пункта.
После получения заявления администрация в течение 60 дней должна дать ответ.
Если все сделано правильно, и отсутствуют желающие получить участок, то администрация принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Данное решение является гарантией, что данный земельный участок будет предоставлен именно вам.
После этого, можно нанять кадастрового инженера для проведения межевания и постановки участка на кадастровый учет и оформления ваших прав на землю.
Таким образом, мы рассмотрели 2 способа получения земельного участка: на аукционе и без торгов.
Подошло время оценить плюсы и минусы каждого из способов получения земли.
Начнем с аукционного способа получения участка.
Получить землю через аукцион земельных участков.
Ниже рассмотрим на каких аукционах искать участки.
Как использовать земельный аукцион для приобретения участка в собственность или аренду.
2-ой способ:
выставить на аукцион земельных участков около 30 наделов.
При этом, из этих 30 участков около 2/3 неликвидные земли: овраги, болота и другие сложные участки.
Поэтому не все, что выставляется на аукцион кому-то на самом деле нужно.
2. площадь земельного участка, который вы хотите получить, определяете вы сами.
Площадь земельного участка ограничена только наличием свободной земли и предельными размерами земельных участков.
Предельные размеры участков устанавливаются в Правилах землепользования и застройки.
Как быстро находить и легко использовать Правила в своих интересах для получения земли, детально показано в пошаговой инструкции.
3. нельзя увеличить или уменьшить площадь земли, выставленной на аукцион земельных участков.
Лот, выставленный на торги, не меняется.
Вы можете только соглашаться и участвовать либо не участвовать.
Изменить параметры лота, в том числе, площадь на аукционе земельных участков не получится.
До начала аукциона установите психологический ценовой барьер, который нельзя переходить.
Как бы не хотелось получить именно этот земельный участок, ценовой барьер не переходим.
Это важно, потому что если переоцените финансовые возможности, выиграете аукцион, но не сможете оплатить, то вас наверняка включат в Реестр недобросовестных участников аукционов.
А это закроет вам возможность участия в других аукционах.
На этом закончим описание первого способа получения земельного участка.
Если остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье: Выписка из ПЗЗ.
Перейдем ко второму способу получения земли.
Что делать для получения земельного участка без торгов?
Чтобы получить участок без торгов нужно:
Как искать земельный участок?
Поиск хорошего аукционного участка целесообразно начать с официального сайта http://torgi.gov.ru
На нем размещается информация о проведении торгов.
Заходим на данный сайт.
В верхнем меню находим вкладку «Торги».
В выпадающем списке кликаем «Аренда и продажа земельных участков».
Откроется форма поиска аукционов по продаже и аренде земельных участков на всей территории России.
Искать подходящий аукцион земли можно через простую форму поиска или через расширенную.
Рассмотрим простой поиск лотов на аукционе земельных участков.
Потому что чем проще и понятнее, тем легче и быстрее найти подходящий лот.
В расширенной форме поиска я только покажу как выбирать одну опцию, чтобы в результатах отразились аукционы, в которых можно принять участие сейчас.
Источник: proshloeproshlo.ru