Порядок расследования причин аварий в строительстве

Содержание

Положение о порядке расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов (не применяется на территории Российской Федерации на основании приказа Министерства строительства Российской Федерации от 06.12.94 N 17-48)

Вид документа:
Постановление Госстроя СССР

Принявший орган: Госстрой СССР

Тип документа: Нормативный правовой акт
Дата начала действия: 5 июня 1986 г.
Опубликован:

    Приказ Минстроя России
    Руководство ЦНИИПромзданий Приказ Минстроя России

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке расследования причин аварий зданий,
сооружений, их частей и конструктивных элементов*

* В связи с настоящим Положением признано утратившим силу с 1 января 1987 г. Положение о порядке расследования причин аварий (обрушений) зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 23 мая 1973 г. N 77 (см. с.335-343 вып.8, изд. 1980 г.).

Утверждено постановлением Госстроя СССР

ПОЛНЫЙ порядок действий при несчастном случае


от 5 июня 1986 г. N 76

1.1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации и проведению расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, происшедших в процессе строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также порядок передачи донесений об авариях и оформления результатов расследований.

Указанные требования являются обязательными для всех министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов, а также предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности.

Расследование причин аварий должно осуществляться также с учетом требований ведомственных нормативных документов, разработанных в соответствии с настоящим Положением и согласованных с Госстроем СССР.

Если при авариях имели место несчастные случаи, то их расследования производятся в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным ВЦСПС.

1.2. Расследованию подлежат все происшедшие аварии, связанные с обрушением (разрушением) зданий, сооружений, их частей и отдельных конструктивных элементов, а также с их деформациями, угрожающими безопасному ведению работ или вызвавшие нарушение (остановку) производственного процесса.

1.3. По степени последствий аварии разделены на две категории. К первой категории отнесены аварии, приведшие к прекращению строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или эксплуатации здания, сооружения в целом, либо отдельной его части, а также аварии отдельных конструктивных элементов, вызвавшие остановку строительных работ или производственного технологического процесса на срок более 4-х часов.

Ко второй категории отнесены аварии отдельных конструктивных элементов (например, балок, панелей, ригелей), вызвавшие остановку строительных работ или производственного технологического процесса на срок менее 4 часов.

Подъемные сооружения. Часть №1.

1.4. Руководители предприятий, организаций или учреждений, осуществляющие строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, капитальный ремонт или эксплуатацию здания, сооружения, на котором произошла авария, обязаны принять в первую очередь необходимые меры по спасению пострадавших и оказанию им помощи, а также предотвращению дальнейшего распространения разрушений, пожара, установлению границ опасной зоны и ограничению доступа в нее людей.

В случаях вынужденной срочной разборки обрушившихся конструкций для спасения пострадавших или восстановления здания, сооружения с целью неотложного возобновления его безопасной эксплуатации указанные конструкции или их элементы должны быть сохранены и до начала разборки необходимо зафиксировать их положение (на фотографиях, эскизах, схемах).

2. Донесения об авариях

2.1. О всех авариях руководители генподрядных строительных (строительно-монтажных, ремонтно-строительных) организаций или действующих предприятий, организаций, учреждений, строящих хозяйственным способом или эксплуатирующих здания, сооружения, обязаны немедленно передать донесение непосредственно в вышестоящие органы по ведомственной подчиненности (министерства, ведомства СССР и союзных республик, Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых, областных и городских Советов народных депутатов) и госстрои союзных республик, а при аварии первой категории и в органы прокуратуры по месту, где произошла авария.

Указанные вышестоящие органы в суточный срок должны сообщить о происшедшей аварии в Госстрой СССР.

Республиканские министерства и ведомства об авариях первой категории уведомляют также министерства и ведомства СССР.

Об авариях первой категории, происшедших на важнейших народнохозяйственных объектах, министерства и ведомства СССР, кроме того, докладывают в соответствии с установленным порядком в Совет Министров СССР, а министерства, ведомства союзной республики, Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских Советов народных депутатов — в Советы Министров союзных республик, а также соответствующие ЦК профсоюза.

2.2. Донесения о происшедших авариях должны содержать сведения: о полном наименовании объекта; ведомственной подчиненности предприятия, организации, учреждения; проектной организации, разработавшей проект; дате и времени суток происшедшей аварии; месте расположения здания, сооружения; характере и объеме разрушений; количестве пострадавших и тяжести травм; обстоятельствах, при которых произошла авария, а также о принятых неотложных мерах и вероятной причине аварии.

3. Расследование причин аварий*

* Госстрой СССР письмом от 17 октября 1986 г. N 8-Д регламентировал вопросы усиления надзора за испытанием зданий и сооружений.

3.1. Основной целью расследования причин аварий является установление факторов, их вызвавших, выявление должностных лиц, причастных к непосредственной причине аварии, определение материального ущерба и разработка мероприятий по ликвидации последствий и предупреждению аварий. При расследовании устанавливаются с максимальной достоверностью: нагрузки и другие воздействия на конструкции в момент аварии; состояние конструктивных элементов перед аварией; нарушения норм и правил проектирования, производства строительно-монтажных работ или эксплуатации зданий, сооружений; отступления от проекта, явившиеся непосредственной причиной аварии; а также факторы, способствовавшие ее возникновению и развитию.

3.2. Расследование причин аварий должно производиться с привлечением высококвалифицированных специалистов, используя современные технические средства.

3.3. Все аварии подлежат расследованию техническими комиссиями, а в случаях, когда необходима срочная разборка обрушившихся конструкций, их частей или конструктивных элементов для спасения пострадавших или восстановления здания, сооружения, для неотложного возобновления их безопасной эксплуатации, до начала работы технических комиссий создаются местные комиссии предварительного расследования причин аварий.

4. Местные комиссии предварительного расследования
причин аварий

4.1. Местные комиссии назначаются немедленно после аварии руководителями подрядных строительных (строительно-монтажных, ремонтно-строительных) управлений или приравненных к ним организаций, а также действующих предприятий, организаций, учреждений, строящих хозяйственным способом или эксплуатирующих здания, сооружения.

В состав местных комиссий включаются представители генподрядной и субподрядной строительно-монтажных организаций, проектной организации, разработавшей проект, заказчика или дирекции действующего предприятия, а при авариях на жилищно-гражданских объектах — представители органов Госархстройконтроля.

При авариях на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР, Госатомэнергонадзору и Главгосгазнадзору СССР Мингазпрома, в состав местных комиссий включаются представители указанных органов, а при авариях, повлекших несчастные случаи, представители комитетов профсоюза строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации или действующего предприятия, организации, учреждения, строящих хозяйственным способом или эксплуатирующих здания, сооружения, на которых произошла авария.

Председатель местной комиссии назначается руководителем предприятия, организации, учреждения, создавшего указанную комиссию.

4.2. Местная комиссия до прибытия технической комиссии должна:

произвести осмотр конструкций и зафиксировать их положение в соответствии с требованиями, изложенными в п. 1.4;

осуществить меры по предотвращению дальнейшего распространения разрушения, безопасному производству работ при первоочередной разборке или временном укреплении конструкций, ограничению доступа людей в зону аварии;

организовать эвакуацию пострадавших, опросить очевидцев аварии и определить вероятные ее причины.

Для восстановления здания, сооружения производится разборка обрушившихся конструкций, освобождение проездов и неповрежденного технологического оборудования; разобранные конструкции сохраняются для дальнейшего обследования технической комиссией.

4.3. Местная комиссия составляет акт предварительного расследования аварии по форме согласно приложению 1, который передается предприятию, организации, учреждению, назначившему данную комиссию, и председателю технической комиссии.

5. Технические комиссии по расследованию причин аварий

5.1. Технические комиссии по расследованию причин аварий назначаются в сроки не позднее чем в течение двух суток с момента аварии.

5.2. При авариях первой категории на зданиях и сооружениях предприятий, организаций, учреждений общесоюзного, союзно-республиканского подчинения технические комиссии по расследованию причин аварии назначаются:

Госстроем СССР — по поручению Совета Министров СССР;

министерствами и ведомствами СССР с уведомлением в установленном порядке Советов Министров союзных республик, на территории которых произошли аварии.

5.3. При авариях первой категории на зданиях и сооружениях предприятий, организаций, учреждений республиканского подчинения технические комиссии по расследованию причин аварий назначаются:

госстроями союзных республик — по поручению Советов Министров союзных республик;

министерствами и ведомствами союзных республик, Советами Министров автономных республик;

министерствами, ведомствами автономных республик, исполкомами краевых, областных, городских (в городах республиканского подчинения) Советов народных депутатов — при авариях на строительстве зданий, сооружений, осуществляемом подчиненными подрядными строительными (строительно-монтажными, ремонтно-строительными) организациями или на строящихся хозяйственным способом, а также эксплуатирующихся зданиях, сооружениях действующих подчиненных предприятий, организаций, учреждений.

Примечание к пп. 5.2. и 5.3:

а) технические комиссии назначаются строительными
министерствами и ведомствами (подрядчиками) при авариях,
происшедших на строительстве, при техническом
перевооружении, реконструкции, капитальном ремонте зданий,
сооружений,, осуществляемых подрядным способом;

б) технические комиссии назначаются отраслевыми министерствами
и ведомствами при авариях, происшедших на строительстве, при
техническом перевооружении, реконструкции, капитальном
ремонте зданий, сооружений, осуществляемых хозяйственным
способом, или при авариях на эксплуатируемых зданиях,
сооружениях;

в) технические комиссии могут быть назначены совместно с
отраслевыми и строительными министерствами и ведомствами.

5.4. При авариях второй категории технические комиссии назначаются:

главными территориальными управлениями по строительству, всесоюзными производственными объединениями, трестами и приравненными к ним подрядными строительными организациями, а также руководителями действующих предприятий, организаций, учреждений, строящих хозяйственным способом или эксплуатирующих здания, сооружения, на которых произошла авария;

исполнительными комитетами краевых, областных, районных, городских Советов народных депутатов при авариях на зданиях, сооружениях, подчиненных предприятий, организаций, учреждений.

5.5. В состав технических комиссий при расследовании аварий первой категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств, предприятий, организаций, учреждений, на объектах которых произошла авария, органов Госархстройконтроля (по жилищно-гражданским объектам), генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, генеральной проектной организации, при необходимости соответствующих субподрядных строительно-монтажных и проектных организаций, разработавших проект предприятий — поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования, а также представители госстроев союзных республик по согласованию с ними.

Для расследования причин аварий на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР, Госатомэнергонадзору и Главгосгазнадзору СССР Мингазпрома, в состав технических комиссий включаются представители указанных органов по согласованию с ними.

При авариях, повлекших за собой несчастные случаи, требующие специального расследования, в состав технических комиссий, назначаемых Госстроем СССР, включаются представители ВЦСПС по согласованию с ним; в состав технических комиссий, назначаемых другими органами, включаются представители ЦК профсоюзов, республиканских, краевых, областных комитетов и советов профсоюзов по согласованию с ними.

5.6. В состав технических комиссий при расследовании аварий второй категории включаются представители: органа, назначившего техническую комиссию предприятия, организации, учреждения, на объектах которых произошла авария; местного органа Госархстройконтроля (в случаях аварий на жилищно-гражданских объектах); генеральной или субподрядной проектной организации.

При авариях, повлекших за собой несчастные случаи, в состав комиссии включаются представители ЦК профсоюзов, республиканских, краевых, областных комитетов и советов профсоюзов по согласованию с ними.

5.7. Председатель технической комиссии по расследованию причин аварии назначается органом, создавшим комиссию. Этим же органом устанавливается срок проведения указанного расследования.

5.8. Техническая комиссия в процессе расследования причин аварий:

проводит осмотр здания, сооружения, на котором произошла авария, устанавливает количество необходимых фотоснимков, эскизов общего вида обрушившегося здания, сооружения, отдельных поврежденных элементов конструкций и их соединений, а также основания;

фиксирует на основе имеющихся документов, опроса очевидцев аварии и должностных лиц строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, заказчика или действующего предприятия, организации, учреждения;

признаки предаварийного состояния зданий, сооружений и принятые меры к предупреждению аварии;

состояние строительства или условия эксплуатации здания, сооружения, а также метеоусловия перед аварией;

виды и характер работ, производившихся в здании, сооружении и вблизи него непосредственно перед аварией;

другие обстоятельства, необходимые для выяснения причин аварии.

Данные опроса очевидцев аварии и должностных лиц оформляются заявлениями, объяснительными записками, заверенными двумя членами технической комиссии;

проверяет качество технических решений, принятых в проекте и рабочей документации (в рабочем проекте), соблюдение требований нормативных документов и государственных стандартов;

качество выполнения строительно-монтажных работ или отдельных узлов сопряжения конструкций, соответствие их проекту и требованиям нормативных документов, для чего проводит детальное обследование обрушившихся конструкций;

качество примененных материалов, изделий и конструкций и соответствие их проекту и требованиям государственных стандартов и технических условий (прочность, размеры, объемная масса, марка и т.д.);

порядок и место отбора проб, количество образцов материалов или элементов конструкций для необходимых испытаний, а также характер и объем последних;

объем дополнительных исследований, необходимость проведения экспертизы по вопросам, связанным с выявлением обстоятельств и причин аварии;

величина фактических нагрузок, действовавших на строительные конструкции в момент аварии, температурных и других воздействий, а также состояние конструкций или основания к моменту аварий;

объем необходимых проверочных расчетов конструкций зданий и сооружений (по принятым проектным решениям, фактическим нагрузкам, сечениям, материалам и их характеристикам с учетом допущенных отступлений от проектов, уменьшения размеров сварных соединений и т.д.) с указанием организаций или лиц, которым поручается выполнение этих расчетов;

допущенные при эксплуатации отклонения от требований правил по технической эксплуатации здания, сооружения, подъемно-транспортного и технологического оборудования;

наличие технического паспорта и ведение журнала по эксплуатации технологического оборудования, здания, сооружения, в случае отсутствия указанных документов определяет допущенные при эксплуатации нарушения, влияющие на состояние здания, сооружения или на его несущие конструктивные элементы, а также дефекты конструкций, обнаруженные в процессе эксплуатации здания, сооружения;

фактические объемы обрушений (разрушений) здания, сооружения, его частей и конструктивных элементов, на основе чего устанавливает размер материального ущерба от аварии, объем затрат на разборку и восстановление, а также потери от остановки производства на действующих предприятиях;

сроки и устанавливает порядок разборки завалов, состав обмеров и других работ в процессе разборки — для получения необходимых данных о причинах аварии;

строительные конструкции или основания зданий, сооружений, которые не удовлетворяли по несущей способности заданным требованиям при возведении, эксплуатации на основе проведенных обследований и проверочных расчетов на фактические нагрузки и условия работы;

объем и характер выполненных к моменту аварии строительно-монтажных работ по данным общего журнала и специальных журналов работ, актам освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций и другой производственной документации, а по эксплуатируемому зданию, сооружению — наличие акта государственной приемочной комиссии или акта рабочей комиссии (в случае его приемки в эксплуатацию рабочей комиссией);

причину, вызвавшую состояние конструкций или оснований зданий, сооружений, приведшее к аварии, а также нарушений проекта и рабочей документации (рабочего проекта), требований нормативных документов и государственных стандартов, в связи с которыми возникла причина, вызвавшая аварию;

в зависимости от выявленных причин аварии, должностных лиц, непосредственно ответственных за проектирование, строительство, изготовление материалов, изделий, конструкций или эксплуатацию здания, сооружения, на котором произошла авария;

рекомендации и мероприятия по ликвидации последствий аварии;

предложения о необходимости проведения дополнительных обследований зданий, сооружений с целью определения возможности и условий их полного восстановления, а также продолжения строительства или эксплуатации сохранившейся части здания, сооружения.

Техническая комиссия выполняет другие работы, необходимость в проведении которых выявляется в ходе расследования аварии.

5.9. При расследовании причин аварий первой категории технические комиссии для рассмотрения сложных вопросов привлекают специалистов соответствующих научно-исследовательских проектных и других организаций.

5.10. Техническая комиссия имеет право организовывать рабочие подкомиссии для детального изучения отдельных вопросов и привлекать к работе комиссии экспертов и представителей местных организаций и учреждений (проектных, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и т.д.).

5.11. Организация проведения экспертизы, лабораторных испытаний и исследований, дополнительных инженерно-геологических изысканий и других работ, связанных с расследованием причин аварии, а также техническое оформление материалов расследования обеспечиваются органом, назначившим техническую комиссию по расследованию причин аварии.

5.12. О результатах расследования техническая комиссия составляет акт расследования причин аварии по форме согласно приложению 2.

5.13. Председатель и члены технической комиссии несут ответственность за полноту, тщательность и объективность расследования причин аварии.

6. Порядок утверждения, рассмотрения и контроля материалов
по расследованию причин аварий

6.1. Акты расследования причин аварий техническими комиссиями в двухнедельный срок подлежат утверждению органами (министерствами, ведомствами, исполкомами Советов народных депутатов), предприятиями, организациями, учреждениями, назначившими комиссии.

Утвержденные акты расследования причин аварий должны направляться ими в 5-дневный срок в Госстрой СССР, госстрой союзной республики, на территории которой произошла авария, и органом прокуратуры, которым ранее передавались донесения. При авариях второй категории утвержденные акты расследования причин аварий должны быть направлены также в министерства, ведомства СССР, союзной и автономной республик, исполком краевого, областного, городского Совета народных депутатов согласно ведомственной подчиненности.

6.2. Министерства, ведомства СССР, союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских Советов народных депутатов, рассмотрев причины аварий, обязывают соответствующие строительные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) организации или действующие предприятия, организации, учреждения осуществить меры, исключающие возможность возникновения аварий по аналогичным причинам, контролируют реализацию указанных мер и предусмотренных в актах расследования причин аварий, мероприятий по ликвидации их последствий, а также принимают решения об ответственности лиц, непосредственно причастных к аварии.

6.3. Госстрои союзных республик:

осуществляют надзор за соблюдением установленного порядка расследования причин аварий, происшедших на территории республики, министерствами, ведомствами, исполкомами Советов народных депутатов, предприятиями, организациями, учреждениями, вне зависимости от их ведомственной принадлежности; осуществляют анализ причин аварии и разрабатывают мероприятия по их предупреждению, обязательные для выполнения всеми министерствами, ведомствами республик, Советами Министров автономных республик и исполкомами Советов народных депутатов; ведут учет аварий по форме согласно приложению 3 и составляют ежегодный обзор аварий, представляемый в Госстрой СССР.

6.4. Госстрой СССР осуществляет общий надзор за соблюдением настоящего Положения; организует и осуществляет анализ причин аварий, происшедших на строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, на основе которого подготавливает специальную информацию; разрабатывает мероприятия по предупреждению аварий, обязательные для выполнения всеми министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик и исполкомами Советов народных депутатов.

Приложение 1
Обязательное

АКТ
предварительного расследования причин аварий
местной комиссией

19 г. ___________________________________
(место составления акта)

Местная комиссия, назначенная _________________________________
(кем назначена, наименование,
———————————————————————
дата, N документа)

в составе председателя _____________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
———————————————————————
(занимаемая должность и место работы)
членов комиссии ____________________________________________________

———————————————————————
(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы)
———————————————————————
составила настоящий акт предварительного расследования причин
аварии, происшедшей ________________________________________________
(наименование здания, сооружения, его

местонахождение и принадлежность)

Краткое описание аварии с указанием даты и времени суток, когда

Состояние здания, сооружения перед аварией: стадия

Краткая характеристика обстоятельств, при которых произошла

авария: состояние погоды, работы, производившиеся при возведении или
эксплуатации здания, сооружения и вблизи него непосредственно перед
аварией, фактические нагрузки и воздействия на конструкции и
основания зданий, сооружений, возникшие в стадии их возведения или
эксплуатации и т.п.————————————————-
———————————————————————
———————————————————————

Сведения о вынужденной разборке части обрушившихся конструкций

Почтовый адрес и N телефона, принятые для связи с местной комиссией.

Председатель местной комиссии __________________
(подпись)

* К акту прилагаются фотоснимки, чертежи, зарисовки или описание положения конструкций здания, сооружения до срочной разборки в целях спасения пострадавших, справка о состоянии погоды, материалы опроса свидетелей аварии и другие материалы по усмотрению местной комиссии.

Приложение 2
Обязательное

Министерство, ведомство _____________________________________________
(СССР, республики)

Главное территориальное управление
по строительству, всесоюзное
производственное объединение,
объединение, трест, строительное
Управление _________________________________________________________
Предприятие ________________________________________________________
Здание, сооружение, цех ____________________________________________

АКТ
расследования причин аварии технической комиссией ________________
(дата)
____________________ 19 г. ____________________________
(место составления акта)
Техническая комиссия, назначенная _____________________________
(кем назначена)
——————————————— в составе председателя
(наименование, дата, N документа)
———————————————————————
(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, место работы)
и членов комиссии __________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, место работы)
с участием приглашенных специалистов _______________________________
(наименование основных организаций)
———————————————————————
———————————————————————
составила настоящий акт по расследованию причин аварии, происшедшей
на
(наименование здания, сооружения, его местонахождение,
———————————————————————

принадлежность, дата и время суток, когда произошла авария)

Подробное описание аварии с указанием объема обрушившихся и

а) проектной организации, разработавшей проект или

в) предприятий, поставивших строительные конструкции, изделия и

Даты начала строительства и основных этапов возведения частей

Фамилии должностных лиц, непосредственно руководивших

строительством, техническим и авторским надзором или эксплуатацией
зданий, сооружений, на котором произошла авария; наличие у них
специального технического образования или права на производство
работ (при аварии на жилищно-гражданском строительстве) ————
———————————————————————
———————————————————————

Обстоятельства, при которых произошла авария и условия работы конструкций в момент аварии:

работы, производившиеся при строительстве или эксплуатации здания, сооружения или вблизи его непосредственно перед аварией (в том числе взрывы, забивка свай, рыхление грунта, подвеска грузов к существующим конструкциям и т.п.)

зафиксированные признаки предаварийного состояния здания,

Оценка качества проектных решений, выполненных строительно-монтажных работ, примененных строительных конструкций, изделий и материалов.

Оценка отступлений от проекта и нарушения требований СНиП,
ГОСТ, правил по технической эксплуатации зданий и сооружений,
подъемно-транспортного оборудования; соблюдений требований по
ведению исполнительной документации и т.п.
———————————————————————

Оценка результатов испытаний материалов, конструкций и
дополнительных исследований, назначенных комиссией ——————
———————————————————————

Оценка деятельности работников технического и авторского

Заключение технической комиссии, в котором указывается: установленная причина, вызвавшая достижение конструкциями или основаниями состояния, приведшего к аварии здания, сооружения (недостаточная прочность, жесткость или устойчивость конструкций; перегрузка в результате неправильного учета действующих нагрузок; изменение расчетной схемы работы конструкций при монтаже; ослабление сечений элементов конструкций, узлов, сварных швов; подвеска к конструкциям различного вида дополнительного оборудования; отсутствие защиты конструкций, работающих в агрессивной среде; неравномерная осадка фундаментов; пучение грунта; замачивание лессовидных просадочных грунтов и т.д.). Указывается, в связи с какими нарушениями проекта и рабочей документации или рабочего проекта, требований нормативных документов и государственных стандартов возникла причина, вызвавшая аварию (отступление от рабочих чертежей или проекта производства работ, несоблюдение строительных норм и правил производства работ, а также технических условий и государственных стандартов при изготовлении конструкций, примененных для строительства, нарушение правил технической эксплуатации зданий, сооружений, технологического подъемно-транспортного оборудования, ошибки в проекте и др.).

Рекомендации и мероприятия по ликвидации последствий аварий

(условия и принятые меры по ускорению возобновления строительства
или эксплуатации сохранившейся части здания, сооружения до полного
восстановления разрушившейся части, необходимые меры по усилению
конструкций сохранившейся части, мероприятия по восстановлению
обрушившейся части здания, сооружения и
т.п.)—————————————————————
———————————————————————

При авариях на эксплуатируемом здании, сооружении дается
заключение о его состоянии перед аварией и выполнении правил
технической эксплуатации, указывается дата последнего
планово-предупредительного ремонта (плановая и фактическая)———
———————————————————————
———————————————————————

Приложение к акту:

а) акт предварительного расследования причин аварий;

б) фотоснимки, чертежи, зарисовки, схемы;

в) результаты лабораторных испытаний материалов, элементов
конструкций и т.п.;

г) проверочные расчеты конструкций;

д) справка о материальном ущербе, включающая стоимость
ликвидации аварии (ориентировочная), потери производства в
натуральном выражении (для эксплуатируемых предприятий) и
потери в денежном выражении. Продолжительность простоя
объекта в результате аварии ( в сутках);

е) заключение экспертов;

ж) дополнительные инженерно-геологические исследования и другие материалы;

з) материалы опроса очевидцев и объяснения должностных лиц;

и) список лиц (с указанием должностей и организаций, в которых
работают), участвовавших в расследовании причин аварии, но
не вошедших в состав технической комиссии;

к) другие материалы по указанию технической комиссии.

Приложение 3
Обязательное

случаев аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов
+——————————————————————————————————————————————————————+
¦ Наименование ¦Дата ¦Проектная ¦Заказчик ¦Строительная ¦Министерство, ¦ Назначение ¦Тип ¦Обрушившиеся ¦Основная ¦Причины, ¦Случаи ¦Размер ¦
¦ объекта, ¦аварии ¦организация¦ ¦ организация ¦ведомство, ¦ объекта ¦обрушившегося¦конструкции, ¦причина, ¦сопутство- ¦травматизма¦ущерба ¦
¦ место ¦ ¦ ¦ ¦ ¦осуществляющее ¦ (промышленное, ¦здания, ¦их материал ¦вызвавшая¦вавшие ¦ ¦от ¦
¦ расположения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строительство ¦ жилищное, ¦сооружения ¦и объем ¦аварию ¦развитию ¦ ¦аварии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦или эксплуатацию¦ гражданское, ¦(одноэтажное,¦ ¦ ¦аварии и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельскохозяйст-¦многоэтажное)¦ ¦ ¦прогресси- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ венное и ¦ ¦ ¦ ¦рующего ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мелиоративное, ¦ ¦ ¦ ¦обрушения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортное) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————+——-+————+———+————-+—————-+—————-+————-+————-+———+————+————+——-¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦
+——————————————————————————————————————————————————————+

Источник: library.fsetan.ru

Порядок расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов

Данный порядок регулируется Инструкцией о порядке расследования строительных аварий на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 04.04.2002 № 11 (в редакции постановления Минстройархитектуры от 15.11.2006 № 33).

Строительная авария (далее — авария) представляет собой внезапное неконтролируемое разрушение объекта строительства либо его части, про­исходящее в процессе его (ее) строительства или эксплуатации.

Целью расследования строительных аварий объектов является уста­новление факторов, вызвавших аварии, их обобщение, учет, анализ, разра­ботка предложений и принятие мер по предотвращению строительных аварий путем корректировки нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, широкого информирования проектных, стро­ительных и эксплуатационных организаций о причинах происшедших аварий и мерах по их предотвращению.

Обязательному расследованию в соответствии с данной инструкцией подлежат обстоятельства аварий на всех объектах независимо от форм собственности и источников финансирования строительства.

В случае возникновения аварии обнаружившие ее заказчик, застрой­щик, инженер (инженерная организация), подрядчик, собственник (владе­лец) и (или) пользователь объекта, а также государственные органы в пределах их компетенции обязаны:

организовать неотложную помощь пострадавшим;

обеспечить сохранность обстановки места аварии;

при необходимости принять меры по предотвращению загрязнения окружающей среды и дальнейшего распространения разрушений и дру­гих последствий аварии;

безотлагательно уведомить об аварии устно (по телефону), а также не позднее 5 часов по соответствующей форме с использованием различных систем передачи информации:

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Бе­ларусь;

местные исполнительные и распорядительные органы;

органы государственного строительного надзора;

иные органы, заинтересованные в выяснении обстоятельств аварии, в том числе территориальные подразделения Департамента государствен­ной инспекции труда Минтруда и соцзащиты при групповых несчастных случаях и (или) случаях с тяжелым или смертельным исходом, происшед­ших в результате аварии;

информировать о причинах возникновения аварии, масштабах рас­пространения и пострадавших, о ходе ликвидации чрезвычайной ситуа­ции органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Расследование аварии проводится комиссией, которая создается в те­чение двух суток с момента аварии заказчиком, застройщиком, инвесто­ром (если такая обязанность возложена на него договором между ним и застройщиком либо заказчиком), собственником (лицом, представляющим собственника), а в случае их отсутствия — местным исполнительным и распорядительным органом (далее — организация).

Руководитель организации, создающей комиссию, определяет состав комиссии, назначает председателя комиссии, определяет срок проведе­ния расследования.

К участию в работе комиссии привлекаются представители разработ­чика проектной документации, подрядчика, изготовителей строительных материалов и оборудования, заказчика, застройщика, органа государст­венного строительного надзора, государственной экспертизы градострои­тельных, архитектурных и строительных проектов. К работе в составе комиссии могут привлекаться на договорной основе высококвалифициро­ванные специалисты научно-исследовательских, высших учебных заведе­ний, проектных и других организаций.

принять меры по безопасному производству работ при разборке или временном укреплении (усилении) конструкций, освобождению проездов;

установить вероятные причины возникновения аварии, выявить дол­жностных лиц, причастных к непосредственной причине аварии;

определить материальный ущерб;

разработать мероприятия по ликвидации последствий и предупрежде­нию аварий.

По результатам расследования комиссия составляет акт расследова­ния строительной аварии по форме, приложенной к данной инструкции, и в пятидневный срок направляет его заказчику, застройщику, инвестору, в Минстройархитектуры, прокуратуру. По решению организации, назна­чившей комиссию, акт комиссии может направляться также в иные орга­ны государственного управления и организации. Инструкцией определе­ны документы, которые должны прилагаться к акту расследования строи­тельной аварии.

Организация, назначившая комиссию, рассмотрев причины аварии, контролирует реализацию мер, предложенных комиссией, а также в двух­недельный срок со дня утверждения акта осуществляет меры, исключаю­щие возможность возникновения аварий по аналогичным причинам.

Источник: studopedia.ru

Расследование причин аварий на ОПО

Техническое расследование причин аварий на ОПО – это установление и документальное фиксирование обстоятельств и причин аварии на опасном производственном объекте, определение лиц, ответственных за указанное происшествие, а также разработка мероприятий по предупреждению аналогичных происшествий.

Порядок проведения технического расследования причин аварий на ОПО и состав мероприятий в рамках данной процедуры установлен Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480.

Так, согласно п. 6 указанного документа, владелец ОПО (ее руководитель или зам. руководителя), на котором произошла авария, должен провести следующие мероприятия:

  • территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария (при временной регистрации передвижных технических устройств – кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
  • вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
  • орган местного самоуправления;
  • государственную инспекцию труда по субъекту РФ;
  • профсоюзную организацию;
  • страховую компанию, с которой заключен договор на обязательное страхование ОПО;
  • соответствующий орган прокуратуры.
  • оперативное сообщение (информацию) об аварии (по образцу из приложения № 1 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480);
  • оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии (по образцу из приложения № 2 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480).

3. Принять меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии.

4. Принять меры по сохранению обстановки на месте аварии до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии и сохранению жизни и здоровья людей. Если невозможно сохранить обстановку на месте аварии, ее нужно задокументировать (в том числе сфотографировать, подготовить видео- и аудиозапись).

5. Провести мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии.

6. Принять участие в техническом расследовании причин аварии, принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии.

Положение о расследовании инцидентов со скидкой -24%

Порядок организации работ по расследованию причин аварий на ОПО

  • Установить обстоятельства и причины происшествия.
  • Определить размер причиненного вреда.
  • Выявить ответственных лиц, виновных в аварии.
  • Разработать меры по устранению последствий аварии.
  • Разработать профилактические мероприятия по предупреждению аналогичных аварий.

Комиссия назначается, исходя из характера и возможных последствий аварии, приказом Ростехнадзора (его территориального органа) в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии.

  • органа исполнительной власти субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается ОПО;
  • организации, эксплуатирующей ОПО (но не более 50% членов комиссии);
  • вышестоящего органа или организации (при наличии таковых);
  • страховых компаний, с которыми заключен договор на страхование ОПО;
  • профсоюзных организаций;
  • предприятий-изготовителей оборудования, при эксплуатации которого произошла авария (при необходимости);
  • других организаций в соответствии с законодательством РФ.

Для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения могут привлекаться соответствующие эксперты (экспертные организации), аккредитованные в установленном порядке для проведения качественных и количественных измерений.

Обратите внимание – в состав комиссии по техническому расследованию должно входить нечетное число членов.

Следует учитывать, что расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками, передвижными котельными, цистернами и т.п.), проводится органом Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария. При этом учет указанных устройств производится территориальным органом Ростехнадзора, в котором они зарегистрированы.

Особо отмечается, что расследование причин аварии, происшедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в Ростехнадзоре, но не зарегистрированных (неучтенных) в нем, проводится территориальным органом ФСЭТАН, на территории деятельности которого произошла авария.

Работа комиссии по расследованию причин аварии на ОПО

Комиссия приступает к работе незамедлительно с даты подписания Ростехнадзором приказа о проведении расследования аварии.

В течение 30 календарных дней (таков нормативный срок расследования) комиссия должна составить акт технического расследования причин аварии на ОПО, оформленный по образцу из Приложения № 3 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480, а также подготовить другие материалы.

Акт технического расследования подписывается всеми членами комиссии. При отказе члена комиссии от подписания акта к указанному документу прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.

Следует отметить, что срок расследования может быть увеличен приказом территориального органа Ростехнадзора, назначившим данное расследование, на основании служебной записки председателя комиссии, но не более чем на 15 календарных дней.

В ходе расследования причин аварии комиссия осуществляет следующие мероприятия:

1. Производит осмотр, фотографирование (в цвете), а в необходимых случаях – видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии.

2. Взаимодействует с аварийно-спасательными подразделениями, рассматривает их докладные записки, оперативные журналы о ходе ликвидации аварии.

3. Опрашивает очевидцев аварии и должностных лиц, получает от них письменные объяснения.

4. Выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения.

5. Выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования.

6. Выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности.

  • соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
  • качество принятых проектных решений и внесенных в них изменений;
  • соответствие области применения оборудования;
  • наличие и исправность средств защиты персонала;
  • квалификацию промышленно-производственного персонала ОПО;
  • наличие договора (полиса) обязательного страхования ОПО;
  • качество технической документации на эксплуатацию ОПО.

9. Определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения.

10. Предлагает меры по устранению причин аварии, а также предупреждению возникновения подобных аварий.

11. Определяет ориентировочный (предварительный) размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей.

Комиссия вправе привлечь к расследованию экспертные организации и экспертов в области промышленной безопасности, специалистов в области изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях (п. 4 статьи 12 ФЗ №116).

Окончательный расчет вреда (экономического и экологического ущерба) от аварии производит организация-владелец ОПО. Документ подписывается ее руководителем и главным бухгалтером и прилагается к акту технического расследования.

По поручению председателя комиссии представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией, могут быть направлены в соответствующие экспертные организации для получения заключения.

Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляет организация, эксплуатирующая ОПО.

  • меры по устранению причин и последствий аварии;
  • меры по обеспечению безаварийной и стабильной работы ОПО;
  • меры по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований промышленной безопасности.
  • в территориальный орган Ростехнадзора;
  • в организации, представители которых участвовали в проведении технического расследования.

Порядок оформления, учета и анализа материалов расследования причин аварий на ОПО

Перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств аварии и может включать в себя:

1) приказ о назначении комиссии по техническому расследованию;

2) акт технического расследования;

3) протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;

4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп и другие решения председателя комиссии;

5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.;

6) докладные записки участвовавших аварийно-спасательных подразделений о ходе ликвидации последствий аварии;

7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей ОПО, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности;

8) заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации промышленно-производственного персонала ОПО и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;

9) справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба, в том числе экологического;

10) акт о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) на производстве (при наличии пострадавших);

11) копию договора (полиса) на обязательное страхование ОПО;

12) сведения о нарушениях требований норм и правил промышленной безопасности, с указанием конкретных пунктов соответствующих документов;

13) копию оперативного сообщения об аварии, направленного в Ростехнадзор;

14) справку о причинах несвоевременного сообщения об аварии (при сроке задержки более 24 часов);

15) копию приказа территориального органа Ростехнадзора о продлении сроков расследования причин аварии (в случае, если расследование продлевалось);

16) другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения.

К материалам технического расследования прилагается опись всех прилагаемых документов и необходимые фото- и видеоматериалы.

  • в центральный аппарат или территориальный орган Ростехнадзора, проводивший расследование,
  • в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии;
  • в соответствующий орган прокуратуры;
  • в другие органы (организации), определенные председателем комиссии.

Далее материалы технического расследования причин аварии рассматриваются в территориальном органе и в центральном аппарате Ростехнадзора. По результатам анализа документов ФСЭТАН принимает решение:

1) о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию;

2) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;

3) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;

4) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.

Обратите внимание – учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей ОПО, в специальном журнале учета аварий (по рекомендуемому образцу из приложения № 4 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480).

Один раз в полугодие при наличии аварий информация о них и причинах их возникновения представляется в орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект.

Источник: mtk-exp.ru

Порядок учета и расследования инцидентов на ОПО (ПРИ)

ПРИ — Порядок учета и расследования инцидентов на ОПО.jpg

Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте (ОПО) – это официальный документ, в котором ведется учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, а также устанавливается порядок расследования обстоятельств и причин аварии или несчастного случая на производстве. Положение о расследовании причин инцидентов разрабатывается на все объекты, которые внесены в Реестр опасных производственных объектов (в независимости от класса опасности) и подлежит обязательному согласованию (утверждению) в Ростехнадзоре.

Вести учет аварий и инцидентов на ОПО, предоставлять статистику аварий и предпринятых мер по ликвидации их последствий, оказывать содействие государственным органам (Ростехнадзору и другим) при техническом расследовании причин аварий – это не полный перечень обязательных требований промышленной безопасности (установленных Федеральным законом №116-ФЗ) к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Разработка Положения о расследовании причин инцидентов (ПРИ) в соответствии с требованиями ПРИКАЗ от 8 декабря 2020 года N 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»

Разработка и согласование: от 10 дней

Стоимость*: от 20000 руб.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011г. №480-ФЗ «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», при возникновении аварии или инцидента на опасном производственном объекте его руководитель обязан оповестить о происшествии в течение 24 часов:

  • территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
  • вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
  • орган местного самоуправления;
  • государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
  • профсоюзную организацию;
  • страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;
  • соответствующий орган прокуратуры.

А также руководитель ОПО обязан:

В ходе проведения расследования причин инцидента на месте происшествия комиссия составляет:

  • протокол установленных фактов аварии;
  • схематическую карту места происшествия;
  • письменное документирование показаний очевидцев.

Кроме того, комиссия по расследованию причин аварии для ознакомления требует предъявить:

  • разрешительные документы и медицинские справки на допуск сотрудников к работе на данном объекте;
  • книги учета расхода опасных материалов на предприятии – в случае, если речь идет о взрывопожароопасном предприятии.

В результате проведения расследования разрабатывается план необходимых действий по устранению последствий аварии и дальнейшей безопасной эксплуатации объекта. За отсутствие Положения о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО эксплуатирующая организация может быть привлечена к административной ответственности, в соответствии со ст. 9.1 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ:

  • на граждан – от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Вы можете отправить нам заявку

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.

— Быстрый и полный ответ на вопрос клиента
— Четкие сроки выдачи документа
— Приемлемые цены

Источник: prompb.ru

Рейтинг
Загрузка ...