Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
При этом, ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что составляющей дорожной деятельности является, в том числе ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Федеральным законом № 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. При этом, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения.
Основные этапы асфальтирования на реальных объектах! Как сэкономить на строительстве дорог? Основы.
Таким образом, для решения вопроса о том, должны ли орган местного самоуправления содержать дороги, расположенные в границах муниципальных образований, необходимо установить не относится ли спорная дорога к федеральной, региональной или частной собственности.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2007 № 100-пр утвержден перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Сведения о дорогах, находящихся в частной собственности, могут быть получены путем предоставления выписок из Единого государственного реестра недвижимости.
В отношении автомобильных дорог, не отнесенных к федеральным, региональным или частным, дорожную деятельность осуществляют органы местного самоуправления. При этом, исполнение данной обязанности должно обеспечиваться независимо от того, оформлено ли право муниципальной собственности на данную дорогу или нет. В данном случае законодательство исходя из позиции, что к местным дорогам относятся все дороги, кроме выше указанных выше, соответственно обязанность по содержанию таких дорог подлежит безусловному исполнению органами местного самоуправления.
Аналогичным образом регулируются вопрос содержания местных дорог органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Что такое дорожная одежда?
Разъясняет Прокуратура Вяземского района 09.02.2021
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Хабаровского края
Прокуратура Хабаровского края
9 февраля 2021, 17:11
Об обязанностях органов местного самоуправления содержать дороги, расположенные в границах муниципальных образований
Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
При этом, ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что составляющей дорожной деятельности является, в том числе ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Федеральным законом № 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. При этом, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, для решения вопроса о том, должны ли орган местного самоуправления содержать дороги, расположенные в границах муниципальных образований, необходимо установить не относится ли спорная дорога к федеральной, региональной или частной собственности.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2007 № 100-пр утвержден перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Сведения о дорогах, находящихся в частной собственности, могут быть получены путем предоставления выписок из Единого государственного реестра недвижимости.
В отношении автомобильных дорог, не отнесенных к федеральным, региональным или частным, дорожную деятельность осуществляют органы местного самоуправления. При этом, исполнение данной обязанности должно обеспечиваться независимо от того, оформлено ли право муниципальной собственности на данную дорогу или нет. В данном случае законодательство исходя из позиции, что к местным дорогам относятся все дороги, кроме выше указанных выше, соответственно обязанность по содержанию таких дорог подлежит безусловному исполнению органами местного самоуправления.
Аналогичным образом регулируются вопрос содержания местных дорог органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Разъясняет Прокуратура Вяземского района 09.02.2021
Адрес: 680000, Россия, г. Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65
Источник: epp.genproc.gov.ru
Порядок строительства дороги местного значения
УЛИЦЫ И ДОРОГИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Правила градостроительного проектирования
Streets and roads of settlements. Regulation of urban planning
Дата введения 2019-02-02
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ»), Государственное автономное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (ГАУ Институт Генплана Москвы), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «МАДИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: ФГБУ «РСТ», 2022
Введение
Настоящий свод правил разработан в развитие СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» с учетом СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги».
Свод правил разработан авторским коллективом: ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (руководитель темы — академик РАТ , д-р техн. наук Л.А.Андреева, И.П.Потапов, И.В.Музыкин); ГАУ города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (канд. техн. наук М.Г.Крестмейн, канд. техн. наук И.А.Бахирев, канд. техн. наук Е.Н.Боровик, В.В.Давыдов, канд. техн. наук А.А.Карасев, канд. техн. наук Н.К.Кирюшина, Г.А.Новиков, канд. техн. наук В.Н.Попов, Т.В.Сигаева); ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) (д-р техн. наук П.И.Поспелов, канд. техн. наук В.П.Залуга, канд. техн. наук А.В.Косцов, канд. техн. наук Д.С.Мартяхин, д-р техн. наук Ю.В.Трофименко, канд. техн. наук Б.А.Щит); при участии Комитета по архитектуре и строительству города Москвы (С.В.Костин); ГБУ «Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ» (канд. техн. наук Д.М.Немчинов); Иркутского национального исследовательского технического университета (д-р техн. наук А.Ю.Михайлов); ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (д-р экон. наук А.И.Солодкий); АО «Моспроект-3» (Г.А.Эдельман); ФАУ «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (канд. техн. наук И.Ф.Живописцев); ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Ю.А.Гагарина» (д-р техн. наук В.В.Столяров); а также при участии М.Б.Гофштейна, А.В.Егорова, Д.В.Енина, Е.И.Ениной, Ю.В.Короткова, М.А.Мешалкина, А.В.Муравьева, .
Изменение N 1 к СП 396.1325800.2018 разработано авторским коллективом: АО «ЦНИИПромзданий» (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина); ГАУ «Институт Генплана Москвы» (канд. техн. наук М.Г.Крестмейн, канд. техн. наук И.А.Бахирев, канд. техн. наук Е.Н.Боровик, В.В.Давыдов, канд. техн. наук В.Н.Попов, Н.А.Ожерельева, М.Г.Ивановский).
Изменение N 2 к СП 396.1325800.2018 разработано авторским коллективом: АО «ЦНИИПромзданий» (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. техн. наук Д.М.Немчинов); Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (канд. техн. наук И.В.Косцов, канд. техн. наук С.С.Мордвин); ГК «Моспроект-3» (д-р техн. наук М.Г.Горячев, канд. техн. наук С.В.Лугов, канд. техн. наук Е.В.Каленова).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих улиц и дорог населенных пунктов, а также на капитальный ремонт существующих улиц и дорог населенных пунктов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 17.4.3.01-2017 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб
ГОСТ 24451-80 Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования
ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 32957-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования
ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
ГОСТ 33181-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 51256-2018 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52131-2019 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения
ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
ГОСТ Р 55029-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования
ГОСТ Р 55844-2013 Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы
ГОСТ Р 56162-2019 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории
СП 14.13330.2018 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»
СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4, N 5)
СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» (с изменением N 1)
СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (с изменениями N 1, N 2)
СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» (с изменением N 1)
СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 82.13330.2016 «СНиП III-10-75 Благоустройство территорий» (с изменениями N 1, N 2)
СП 98.13330.2018 «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии» (с изменением N 1)
СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»
СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети»
СП 131.13330.2020 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»
СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 249.1325800.2016 Коммуникации подземные. Проектирование и строительство закрытым и открытым способами (с изменением N 1)
СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков
СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения
СП 399.1325800.2018 Системы водоснабжения и канализации наружные из полимерных материалов. Правила проектирования и монтажа
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений.
Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
Источник: docs.cntd.ru
ДОРОГИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
К автомобильным дорогам местного значения относятся местные дороги общего пользования и внутрихозяйственные, в том числе сельскохозяйственные, дороги.
Местные автомобильные дороги общего пользования (межхозяйственные) проектируются в соответствии со СНиП 2.05.02-85 [1] по нормативам для дорог IV-V технических категорий.
Внутрихозяйственные дороги сельских государственный, кооперативных и фермерских хозяйств, предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, в том числе полевые и подъездные дороги, относятся к ведомственным и находятся на балансе предприятий и организаций. Они проектируются в соответствии со СНиП 2.05.11-83 [2].
При проектировании дорог местного значения разрабатывается оптимальный план трассы (на основании сравнения вариантов), рассчитываются водопропускные и другие искусственные сооружения, вычерчивается продольный профиль трассы с характерными поперечниками, выбирается конструкция дорожной одежды, рассчитываются объемы строительных работ и ориентировочные затраты на строительство.
ДОРОГИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Сеть дорог в сельской местности должна с наибольшим экономическим эффектом обеспечить производственные перевозки сельскохозяйственных предприятий, а также перевозки местного населения.
Последовательность проектирования сети сельскохозяйственных дорог следующая:
1. Выполняют экономические изыскания и составляют схему транспортных связей;
При составлении схемы транспортных связей района сельские населенные пункты и отдельные промышленные сельскохозяйственные предприятия (элеваторы, консервные заводы и др.) рассматривают как отдельные грузооборотные пункты, а при составлении схемы транспортных связей отдельного села грузообразующими пунктами служат отдельные хозяйства: государственные, кооперативные и фермерские, расположенные на территории рассматриваемого села.
Объем перевозок (Q1,Q2…Qi) по отдельным грузообразующим пунктам определяют по данным сельскохозяйственных предприятий, заготовительных и торгово-снабженческих организаций. При этом учитывают грузооборот, связанный с бытовым обслуживанием сельского населения, перевозками пассажиров (среднее число поездок одного жителя в год), движение легковых автолюбителей и прочие перевозки, не поддающиеся учету. Поэтому выявленный грузооборот рекомендуется увеличивать на 30 %.
2. На основании схемы транспортных связей разрабатывают принципиальную схему размещения дорог.
Проектируемая сеть дорог с твердым покрытием должна соединять все основные грузооборотные пункты участка. При выборе направлений дорог используют графоаналитические методы, например, комбинаторный и метод многоугольника сил (рис. 1).
Комбинаторный метод состоит в том, что расположенные рядом и идущие в одном направлении лучи схемы транспортных связей объединяют путем комбинаций. Данные о перевозках по объединенным направлениям суммируют (рис. 1, лучи А-1 и А-2; А-3, А-4 и А-5; А-6 и А-7).
Метод многоугольника сил позволяет определить наиболее рациональное направление магистрали для группы пунктов, один из которых является узловым (рис. 2). Многоугольник строят, последовательно откладывая в выбранном масштабе величины грузоперевозок (тыс.т, тыс.т/км) из узла А параллельно лучам схемы транспортных связей. Равнодействующая многоугольника АМ, связывающая узловую точку и конец последней силы, показывает направление магистрали для данной группы пунктов. Целесообразно объединять одной магистралью пункты в пределах четверти окружности (b = 90°).
Рис.1 Графоаналитические методы (а)- комбинаторный метод, (б) – метод многоугольника сил.
3. Корректируют эту схему с учетом местных условий (существующей общей дорожной сети, рельефа местности, почвенно-грунтовых и гидрологических условий, границ полей и др.).
При трассировании дорог учитывают следующие рекомендации:
а) Дороги трассируют в обход высотных и контурных препятствий, особо полезных и ценных угодий, по границам землепользований, полей и других с/х участков.
б) Не допускают затопления полезных земель и заболачивания пойм путем создания постоянных подпоров воды у сооружений или преграждения стока воды из пониженных мест.
в) Существующие автомобильные и железные дороги пересекают на прямом участке, по возможности под прямым углом, но во всяком случае не меньше 45о.
г) Большие водотоки пересекают в самом узком месте, нормально течению, где пойма не заболочена.
д) Положение трассы не подчиняют удобству пересечения небольших оврагов, малых рек и ложбин.
е) Пересечения и примыкания сельскохозяйственных дорог проектируют в одном уровне и располагают ровных площадках и на прямых участках дорог.
При разработке проекта дороги широко используют типовые решения элементов дороги (поперечные профили земляного полотна, типы конструкции дорожных одежд с максимальным использованием местных дорожно-строительных материалов; конструкции водопропускных труб, мостов и других сооружений на дороге) и привязывают их к конкретным местным условиям.
ПЛАН ТРАССЫ ДОРОГИ
Продольную ось автомобильной дороги, положенной на поверхность земли, называют трассой, а проекцию трассы на горизонтальную плоскость — планом трассы.
Трасса проектируемой дороги (рис. 2) задается начальным, конечным, а иногда и промежуточными пунктами, т. е. контрольными точками. Кратчайшим расстоянием между двумя контрольными пунктами является прямая в плане, называемая воздушной линией.
Естественные и искусственные препятствия (контурные — озера, болота и др.; линейные — железные дороги, реки, трубопроводы, кабели и др.; высотные — горы, холмы и глубокие балки), которые встречаются при проложении трассы на местности, заставляют отклоняться ее от воздушной линии. Врезультате она удлиняется, а между предыдущим и последующим направлениями дороги образуется угол поворота трассы α (рис. 2). На всех поворотах трассы устраивают закругления 3 (кривые участки) для более плавного перехода с одного направления на другое.
Рис.2. Пример трассировки дороги
Прямые вставки — это расстояние от начала трассы до начала круговой кривой, а также расстояние между концом предыдущей кривой и началом последующей, расстояние от конца последней кривой до конца трассы. Прямые вставки характеризуются длиной и направлением — румбом.
Румб — острый угол от ближайшего северного или южного меридиана до данной линии, определяют по азимуту.
Рис.3. Основные элементы круговой кривой с симметричными переходными кривыми
Трассирование дороги местного значения ведут в следующем порядке.
1. Намечают воздушную линию, соединяющую заданные грузооборотные пункты и контрольные точки по кратчайшим расстояниям.
2. Намечают два (или более) варианта трассы дороги, совмещая ее с границами садов, полей, с улицами в населенных пунктах, с существующими дорогами.
Трасу прокладывают с учетом обхода зданий и сооружений; водоемов, полей, лесных и садовых массивов; заболоченных участков; крутых склонов, оврагов, балок.
Реки по возможности должны пересекаться в самом узком месте нормально течению, целесообразно использовать существующие мосты. Пересечение с существующими дорогами выполняют на прямом горизонтальном участке под прямым углом (в исключительных случаях допускается уменьшение угла до 45°). Пересечение местных дорог с железными и автомобильными дорогами высоких категорий целесообразно устраивать в разных уровнях.
Оптимальный радиус круговых кривых для дорог IV-V категорий должен быть не менее 600 м. При радиусе менее 600 м требуется устройство виража, при радиусе менее 400 м – уширение проезжей части дороги на повороте. Минимально допустимый радиус круговых кривых для дорог IV категории составляет 25 м, V категории – 20 м.
Элементы круговых кривых (рис. 4) определяют по таблицам или вычисляют по формулам:
Тангенс: T = R tg (a/2);
Биссектриса: Б = ÖR 2 + T 2 – R;
Длина кривой: R = pRa/180˚;
здесь: a– угол поворота, R – радиус кривой.
4. Определяют максимальные продольные уклоны imax по трассам дорог для выбранных вариантов:
где Δh – высота сечения рельефа горизонталями, м;
lmin — минимальное расстояние между соседними горизонталями по трассе дороги, м.
Если уклон imax превышает 7% для дорог IV категории и 9% — для дорог V категории, то прибегают к развитию (удлинению) трассы.
5. Определяют безопасное расстояние видимости S на участках с максимальными продольными уклонами по формуле:
где S – расстояние, на котором водитель должен видеть дорогу перед собой без помех, м;
Sориент.- расстояние, которое автомобиль пройдет за время, пока водитель увидит помеху и сориентируется. Время, необходимое для того, чтобы водитель заметил помеху и начал торможение, составляет 1,2 с для автомобилей с гидравлическим приводом и 2 с – с пневматическим приводом.
Sторм. — тормозной путь автомобиля, вычисляется по формуле:
где k — коэффициент надежности: для легковых автомобилей k = 1,2, для грузовых k = 2.
v — расчетная скорость движения автомобиля, м/с. Для дорог IV категории расчетная скорость составляет 80 км/ч; для дорог V категории – 60 км/ч;
φ — коэффициент сцепления колес автомобиля с покрытием, принимается: — для сухих шероховатых покрытий φ = 0,7…1,0;
— для сухих гладких покрытий φ = 0,5;
— для мокрых покрытий φ = 0,3…0,4;
— для грязных покрытий φ = 0,2;
— в гололед φ = 0,07.
f — коэффициент сопротивления качению. Для пневматических шин при расчетной скорости 50 км/ч для асфальтовых и бетонных покрытий f = 0,01-0,02; для щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных покрытий f = 0,03-0,05; для влажной грунтовой дороги f = 0,05-0,15; для пашни и песков f = 0,15-0,30; для заболоченных грунтов f > 0,30.
i — максимальный продольный уклон по трассе дороги, д.ед.
На дорогах со встречным движением величину безопасного расстояния видимости следует удваивать.
Безопасное расстояние видимости окончательно принимается не менее нормативных значений: для дорог IV категории S > 100 м, категории S > 75 м.
Боковая видимость на дорогах (от кромки проезжей части) должна быть не менее: для дорог IV категории – 20 м, V категории – 15 м.
6. Проверяют обеспечение видимости по трассам дорог. При необходимости намечают мероприятия для обеспечения видимости.
7. Проводят сравнение вариантов трассы по следующим показателям:
А) Экономические показатели – показывают, насколько данная дорога удовлетворяет хозяйственным требованиям:
— удобство и полнота обслуживания потребностей производства, населения и пр.;
— увязка с другими видами транспорта;
— общая стоимость строительства.
Б) Эксплуатационные или технико-экономические показатели дороги:
— длина трассы L, развитие трассы L/Lвозд.;
— степень извилистости (количество углов поворота, сумма углов поворота на 1 км трассы, количество кривых минимального радиуса);
— степень пологости трассы (количество и общая длина участков и максимальным уклоном imax);
— безопасность движения — характеризуется обеспеченностью видимости дороги в плане и в продольном профиле, числом пересечений других автомобильных и железных дорог в одном уровне;
— бесперебойность движения — наличие или отсутствие пересечений дорог в одном уровне, число переправ через реки, обходов населенных пунктов или проездов через них;
— устойчивость трассы — характеризуется протяженностью участков трассы по болотам, по неустойчивым участкам с осыпями, оползнями, подверженным пучинообразованию и т. п.;
— число пересекаемых трассой дороги линий водосливов — лощин и рек.
— средняя скорость движения, расход топлива, время перевозок.
В) Строительные показатели — условия строительства дороги:
— объем строительных работ по устройству земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооружений;
— условия снабжения дорожно-строительными материалами;
— протяженность участков в неблагоприятных условиях (заболоченные, пучинистые, оползневые);
— необходимые затраты ресурсов;
Сравнение технико-экономических показателей по вариантам трассы удобно вести в табличной форме (таблица 1).
Технико-эксплуатационные показатели вариантов трассы
Показатели | Варианты |
Длина трассы L, км | |
Коэффициент удлинения трассы Kу = L/Lвозд. | |
Степень извилистости трассы: | |
— количество углов поворота | |
— сумма углов поворота, град./км | |
— средний угол поворота αср | |
— количество кривых малого радиуса (R | |
Степень пологости трассы: | |
— максимальный продольный уклон imax | |
— общая длина участков с максимальным продольным уклоном | |
Количество пересекаемых водотоков: | |
— лощин, балок | |
— рек | |
Количество пересекаемых железных и автомобильных дорог (в одном уровне) | |
Протяженность участков, проходящих в пределах населенных пунктов, км | |
Средняя скорость движения, км/ч | |
Протяженность участков в неблагоприятных грунтовых условиях (болота, пучинистые грунты, оползни), км |
На топографической карте намечают варианты трассы между заданными пунктами и после предварительного сравнения технико-экономических показателей вычерчивают план трассы.
Источник: studopedia.ru