Порядок строительства объектов связи

Размещение антенно-мачтовых сооружений сотовой связи (вышки связи)

На сегодняшний день, в соответствии с действующим земельным законодательством использование земли, в том числе и для размещения антенно-мачтовых сооружений связи осуществляется на основании соответствующих документов, подтверждающих право на использование земельного участка (право собственности, договор аренды, договор пользования, разрешение на размещение/использование объекта и т.п.).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся, в том числе, линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

TelecomDaily. Проектирование, строительство сетей и сооружений связи. Порядок ввода в эксплуатацию

В соответствии с Законом Московской области от 10.10.2014 №124/2014-ОЗ
«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения
на строительство на территории Московской области», получение разрешения на строительство не требуется в том числе, в случае строительства, реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания, с характеристиками: высота до сорока пяти метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до четырех метров (далее – АМС).

Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 №229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Порядок). Согласно п.2 данного Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого центральным исполнительным органом государственной власти Московской области или уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в рамках оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

На сегодняшний день размещение АМС осуществляется операторами (МТС, Мегафон, Теле2 и т.д.) и инфраструктурными операторами сотовой связи (Русские Башни, Компания НСТ, Сервис-Телеком, Руфтоп-Телеком и т.д.) заключившими соглашение о взаимодействии с Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области). Указанными соглашениями предусмотрены социальные обременения для операторов связи (установка камер наружного видеонаблюдения по программе «Безопасный регион», развитие инфраструктуры связи в труднодоступных и социально-значимых районах Московской области).

Семинар «Особенности строительства объектов связи»

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на размещение АМС является закрытым и строго регламентирован п.8 Порядка и п.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 01.06.2017 №917-ПГ.

Согласно п.8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается, в том числе, случае, если: в радиусе, равном 1/3 высоты размещаемого объекта, расположены жилые и (или) многоквартирные дома.

Кроме того, для размещения базовой сотовой станции на конкретной территории или здании оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения базовой станции. Однако согласно действующему законодательству, Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение и эксплуатацию АМС выдаются Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека на основании выполненной проектной документации, неотъемлемой частью которой является Разрешение на размещение объекта. Заключение не может быть оформлено и выдано перед получением Разрешения на размещение.

Читайте также:  Лекция требования к выполнению проектных работ влияющих на безопасность объектов строительства

Действующие санитарные правила также не запрещают размещение базовых станций сотовой связи (далее – БС) на существующих постройках (в т.ч. и на крышах жилых зданий). При размещении БС на крышах жилых домов требуется согласие не менее 2/3 жителей. При отсутствии высоких зданий и строений, БС могут устанавливаться на специальных мачтах (АМС) высотой от 25 до 45 метров или на существующих трубах котельных, радио и телевизионных башнях.

Однако на сегодняшний день для размещения БС на АМС (вышках связи) на расстоянии далее 10 метров от жилых домов не требуется проведение публичных слушаний и получение согласия от жителей.

Главная задача организации эксплуатирующей БС, помимо обеспечения устойчивой связи для своих абонентов, при размещении и эксплуатации БС не допустить плотность потока электромагнитной энергии в месте нахождения человека более 10 мкВт/см2. На современном этапе доказано, что данный уровень электромагнитного поля не может оказать неблагоприятное воздействия на организм человека.

Базовые станции оснащаются приемопередающими типами антенн. Для этого на одной мачте устанавливаются несколько антенных устройств, каждая из которых работает только в определенном направлении стороны света.

Размещая на одной мачте несколько антенных устройств (обычно 3- 4), оператор БС обеспечивает устойчивую связь БС с владельцами сотовых телефонов, находящихся в зоне обслуживания БС. Основная энергия излучения передающего антенного устройства (при графическом его изображении) представляет собой форму лепестка, на границе которой уровень электромагнитного поля не должен превышать 10 мкВт/ см2. В результате электромагнитное излучение одной БС представляет собой несколько «лепестков», направленных горизонтально по сторонам света (диаграммы направленности антенн). Необходимым условием нормального функционирования сотовой связи и безопасности окружающей среды и человека является направление «лепестка» в сторону и выше строений, жилых домов, в которых работают или живут люди.

Соблюдение данных условий обязательно учитывается при рассмотрении материалов по обоснованию размещения БС, которые операторы сотовой связи представляет на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Управление Роспотребнадзора.

Вместе с заявлением оператор предоставляет: ситуационный план с отметкой места установки БС; копии договоров аренды или права собственности; расчеты определения уровня электромагнитных полей на прилегающей к базовой станции территории с указанием границ санитарно-защитных зон, зон ограничения застройки; диаграммы направленности антенн. Данные материалы проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу и делается вывод об отсутствии или оказании негативного влияния объекта на окружающую среду и здоровье населения и соответствии проектных материалов требованиям вышеназванных санитарных правил.

До начала эксплуатации базовой станции оператор сотовой связи повторно должен обратиться в Управлении Роспотребнадзора для согласования ввода базовой станции в эксплуатацию.

Практика эксплуатации базовых станций и натурные замеры, проводимые аккредитованными лабораториями, в том числе по обращениям граждан, свидетельствуют, что базовые станции сотовой связи не достигают максимальных показателей мощности и заложенные в проекте расчетные санитарно-защитные зоны не требуют пересмотра.

При осуществлении звонка абонент при помощи сотового телефона соединяется с базовой станцией соответствующего оператора связи. Чем ближе расположена станция к телефону, тем меньше излучения сотовый телефон потратит на установку и поддержание связи с базовой станцией. Таким образом, чем больше базовых станций, чем меньше расстояние от сотового телефона абонента до станции, тем меньше уровень излучения электромагнитного поля сотового телефона абонента. Необходимо помнить, что сотовый телефон излучает электромагнитное поле не только во время разговора по нему, но и постоянно, т.к. он ежесекундно налаживает связь с ближайшей станцией сотовой связи конкретного оператора.

Читайте также:  Строительство или реконструкция объекта ижс

В России пока завершается внедрение сотовой связи за счет установки базовых станций, расположенных друг от друга на расстояниях до 1- 20 км. В развитых странах уже переходят на микросотовую связь, когда маломощные БС устанавливаются на малых расстояниях друг от друга (200-500м) значительно снижая уровень электромагнитного излучения сотовых телефонов абонентов.

Источник

Связь для новостроек подрегулировали

Правительство утвердило порядок подключения новостроек к телекоммуникационным сетям. Документ подробно регламентирует процедуру строительства сети связи в новом или реконструируемом доме и вносит ясность во взаимоотношения между застройщиками и операторами связи. Однако он не решит проблему монополизации подключения домов определенными операторами.

Правительство утвердило порядок подключения новостроек к телекоммуникационным сетям. Документ регламентирует процедуру строительства сети связи в новом или реконструируемом доме и вносит ясность во взаимоотношения между застройщиками и операторами связи. Однако он не решит проблему монополизации подключения домов определенными операторами.

Постановление №1196 от 1 июля 2022 г. «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи» подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Оно вступает в силу 1 марта 2023 г. и будет действовать 6 лет.

Правила определяют порядок подключения домов к телекоммуникационным сетям, в том числе порядок заключения и оформления договоров между застройщиком и операторами связи. В документе сказано, что заявку на подключение к телекоммуникационным сетям застройщик может подавать оператору связи в том числе через портал госуслуг.

В сообщении правительства сказано, что документ необходим для реализации новых норм Градостроительного кодекса. «По ним застройщики теперь должны заранее – еще на стадии проектирования и строительства домов – создавать инфраструктуру для их подключения к телекоммуникационным сетям. Таким образом, у операторов связи появляется возможность оборудовать квартиры интернетом, телефонной связью и телевидением сразу после сдачи дома в эксплуатацию – без задержек. Ранее застройщики и операторы связи определяли порядок подключения на основе индивидуальных договоренностей, что не всегда обеспечивало быстроту и качество предоставляемых услуг. Утвержденные правила также будут регулировать подключение к электросетям новых спортивных, медицинских и образовательных объектов», — говорится в сообщении.

Глава юридической компании «Ордерком» Дмитрий Галушко отметил, что документ подробно регламентирует процедуру строительства сети связи в новом или реконструируемом доме — от направления запроса о выдаче технических условий до подписания акта о подключения дома к сети электросвязи. По его словам, процедура в целом проработанная и предусматривает возможность обмениваться документами в электронном виде. «Процедура есть, но возможность договариваться «со своими» осталась. Документ не решит проблему монополизации подключения домов определенными операторами и договоренности о входе в дом отдельными операторов связи, аффилированными с застройщиками. Правила действуют с 1 марта 2023 г. и не распространяются на отношения, возникшие до их введения», — прокомментировал он.

Вице-президент Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) по правовым вопросам Михаил Пашков согласен: «Инициатива неплоха по задумке, но несовершенна по исполнению. Забыт напрочь закон о защите конкуренции — не предусмотрена возможность исполнителю (оператору связи, работающему где-то неподалеку) обращаться к заявителю (застройщику) с предложениями о присоединении, все отдано на откуп застройщику. Минимальное количество договоров присоединения не определено. Преимущества получат «придворные» компании, работающие с застройщиком. За некую плату застройщик обеспечит эксклюзивность договора присоединения. — уверен он. — Вопрос с недискриминационным доступом правила не решают, а создают видимость решения, так как не определяют условий для второго и последующих операторов связи, обеспечивающих присоединение».

Читайте также:  Опоры освещения как объект капитального строительства

Представитель пресс-службы Минцифры пояснил, что правила техприсоединения не призваны обеспечивать недискриминационный доступ в жилые дома. «Они решают задачу появления в доме хотя бы одного оператора связи — первого, но не единственного. Застройщик может сдать дом или другой объект капитального строительства со всеми инженерно-техническими сетями. Это удобно и операторам связи, так как процедура взаимодействия с застройщиком теперь стандартизирована», — сообщил он.

«Специалисты «Ростелекома» положительно оценивают данную инициативу, поскольку до принятия этого юридического акта процесс присоединения объектов капитального строительства не был урегулирован», — сообщила пресс-служба «Ростелекома».

В «ЭР-Телеком Холдинг» от комментариев отказались.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов отметил, что принятое постановление правительства о подключении объектов недвижимости к сетям электросвязи не решает проблему недискриминационного доступа.

«Основная проблема в том, что нужно было обеспечить возможность оказания услуг связи не объекту недвижимости, а пользователям или электронным устройствам. При этом нужно было это обеспечить путем создания точек подключения для присоединения к разным операторам, по выбору пользователя на каждом рабочем месте.

Основа современной экономики (особенно для услуг связи) — это постоянная конкуренция в изменяющемся мире. Поэтому нужно обеспечить такую сеть внутри объектов, при которой можно будет подключать рабочее место к любому оператору. Иначе приходим к абсолютной монополии и захвату рынка одной компанией. К сожалению, именно монопольное присоединение и предусматривают эти правила.

Таким образом эти правила противоречат Закону от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» и не могут применяться в представленном виде. Они полностью игнорируют и проведенный ранее экспертный разбор проектов этого постановления на портале Минэкономразвития. Такое игнорирование мнения экспертов по этому проекту подтверждает недостаточную компетентность авторов или, что еще хуже, недобрые намерения. Поэтому такое постановление применяться не может. Его нужно будет переделывать», — считает Сергей Ефимов.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...