Осуществление строительных работ опосредуется договором строительного подряда.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 740) договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пуско-наладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту здания и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.
3.4. Заключение договора
Предметом договора строительного подряда, таким образом, является законченный строительством или реконструированный, капитально отремонтированный, готовый к эксплуатации объект.
Заказчиком по строительству могут выступать юридические и физические лица, имеющие финансовые средства (инвесторы), а также лица, которые специализируются на выполнении такого вида работ, являются доверенным лицом заказчика, действуют от его имени и в его интересах в течение всего инвестиционного цикла.
Подрядчиком могут быть строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации и предприятия, независимо от форм собственности, а также физические лица либо организации посредников, принимающие на себя функции по координации работ, зарегистрированные и получившие лицензию на строительную деятельность в установленном законом порядке1.
Подрядчик заключает, как правило, договор строительного подряда на строительство объекта «под ключ», который предусматривает выполнение полного инвестиционного цикла: проектирование, строительство и специальные работы, сдачу объекта в эксплуатацию, в отдельных случаях — временную эксплуатацию оконченного строительством объекта.
Подрядчик может, если иное не предусмотрено условиями договора, привлекать для выполнения комплекса или вида работ другие организации — субподрядчиков. При этом ответственность перед заказчиком за выполнение всех видов работ в сроки, предусмотренные договором, и надлежащего качества принимает на себя подрядчик.
Гражданский кодекс не содержит специальных норм, регулирующих порядок заключения договора строительного подряда. Стороны при заключении такого договора должны руководствоваться нормами общей части ГК РФ о порядке заключения договоров.
Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по согласованию с Министерством экономики и финансов РФ 27 мая 1992 г. издали Руководство по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации2, которое учитывает изменения в роли и содержании таких договоров в условиях перехода к рыночным отношениям. Это Руководство может быть использовано подрядчиком и заказчиком при заключении договоров строительного подряда как методическое пособие для определения соответствующих условий договоров.
Как ГРАМОТНО составить ДОГОВОР, для выполнения строительных или отдельных работ. 15 пунктов.
При заключении договора строительного подряда следует обращать внимание на четкость изложения условий, касающихся порядка и сроков выполнения сторонами взаимных обязанностей, передачи оборудования, материалов, а также сдачи-приемки законченного строительством объекта. Ясные формулировки условий договора позволяют сократить количество необоснованных споров и разногласий не только при выполнении договоров, но и при их заключении.
Источник: oprave.ru
Порядок заключения договора строительного подряда
Договор строительного подряда в настоящее время утратил плановый характер и заключается, как правило, по свободному усмотрению сторон. Это, однако, не означает, что отпали все административно-правовые предпосылки договорных отношений в рассматриваемой области. И сейчас, чтобы реально приступить к строительству того или иного объекта, необходимо получить разрешения и согласования целого ряда уполномоченных государственных органов. Инвестор (заказчик) обычно принимает решение о начале строительства на основе подготовленного по его заданию технико-экономического обоснования строительства объекта. Однако само технико-экономическое обоснование (ТЭО) и составленная на его основе проектная документация подлежат, во-первых, обязательной государственной экспертизе и, во-вторых, утверждению в установленном законом порядке.
Экспертиза градостроительной и проектно-сметной документации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности строящихся объектов проводится уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией. Так, наиболее крупные инвестиционные проекты с привлечением иностранного капитала, имеющие важное государственное значение и вносимые на рассмотрение Правительства РФ, подлежат государственной экспертизе в Экспертном совете при Правительстве РФ; экспертиза проектов строительства объектов, осуществляемых за счёт государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов РФ, экспериментальных и базовых проектов, разработанных за счёт бюджетных средств, осуществляемая Главным управлением государственной экспертизы при Госкомитете РФ по жилищной и строительной политике; организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов РФ производят экспертизу проектов строительства любых объектов независимо от источников финансирования и вида собственности в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надёжности и эксплуатационной безопасности объектов.
Градостроительная документация и проекты строительства, прошедшие экспертизу, подлежат утверждению в установленном порядке. Градостроительная документация утверждается государственными органами представительной и исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, определённой законодательством РФ. Проекты строительства, осуществляемого за счёт государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РФ, утверждаются соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке. Проекты строительства, осуществляемого за счёт собственных финансовых ресурсов, заемных и привлечённых средств инвесторов (включая иностранных), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).
Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке, путём вступления будущих контрагентов в прямой контакт, согласования ими всех необходимых условий будущего договора и его подписания.
Также могут заключаться и посредством проведения специальных подрядных торгов, на что и ориентирует действующее законодательство.
Под подрядными торгами понимается форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ на основе конкурса. Конкурс проводится в виде тендера, представляющего собой соревнование представленных претендентами оферт (письменных предложений о заключении договора) с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.
В самой тендерной документации, которую за плату или бесплатно обеспечиваются лица, решившие принять участие в торгах, содержатся:
1) общие сведения об объекте и предмете торгов, т.е. информация об объекте, который должен быть построен с указанием его местонахождения, срока выполнения работ, наименования заказчика и т. д.;
2) проектная документация, включающая чертежи схемы, графики.
3) Требования по составу документов оферты, которые обычно включают заявку на участие в подрядных торгах, временное поручительство в форме гарантии банка, копию платёжного документа, подтверждающего внесения задатка;
4) Инструкция оферентам, отражающая информацию и требования по условиям разработки, порядку оформления и представления оферты;
5) Условия и порядок проведения торгов, где указываются вид и форма проведения торгов, порядок выбора победителя;
6) Проект договора строительного подряда;
7) Форма заявки на участие в торгах.
Дополнительное представление о подрядных торгах даёт знакомство с их основными видами. Подрядные торги подразделяются:
в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора претендентов – на торги с предварительной квалификацией и торги без предварительной квалификации;
в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету торгов, — на торги первичные или вторичные;
в зависимости от участия иностранного оферента – на торги с участием иностранного оферента и торги без участия иностранного оферента;
в зависимости от участия оферентов в процедуре торгов и оглашения их результатов – на торги гласные и негласные;
в зависимости от того, допускаются ли к участию в торгах неограниченное число претендентов либо претенденты, удовлетворяющие специально оговоренным условиям; — на торги открытые и закрытые.
В подрядных торгах могут участвовать любые российские иностранные организации независимо от форм собственности, имеющие необходимое разрешение на занятие строительной деятельности (если только торги не являются закрытыми). Победителем торгов, который определяется специальным тендерным комитетом, становится тот оферент, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям, содержащимся в тендерной документации.
2.4. Содержание договора и ответственность по договору строительного подряда.
Независимо от того, кто – заказчик или подрядчик – готовит техническую документацию, а также смету, оба эти документа подлежат обязательному согласованию сторонами и после этого остаются, как правило, неизвестными до завершения строительства. Подрядчик должен осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём содержания работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Предполагается, что технической документацией охватывается весь комплекс работ по строительству, а в согласованной сторонами смете учтены затраты на все необходимые работы.
Нередки, однако, случаи, когда в ходе строительства выявляются не учтённые в технической документации работы и в связи с этим возникает необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства. Следует подчеркнуть, что закон не ставит последствия данного обстоятельства в зависимость от того, кем готовилась техническая документация.
Выявив необходимость проведения дополнительных работ, не учтённых в технической документации, подрядчик должен немедленно информировать об этом заказчика и ждать его указаний. Ввиду того, что такому сообщению придаётся важное юридическое значение, в договоре строительного подряда обычно оговаривается, что оно предлагается в письменной форме уполномоченному должностному лицу заказчика
Заказчик должен прямо выразить свое согласие на производство подрядчиком этих работ и соответствующее увеличение сметной стоимости строительства. Если заказчик в течение десяти дней или в иной установленный законом или договором срок не ответит на сообщение подрядчика, последний обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счёт заказчика. Подрядчик, не выполнивший данную обязанность, равно как и подрядчик, вообще не сообщивший заказчику о выявлении неучтённых работ, но выполнивший их, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков. Если, однако, он сумеет доказать необходимость действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства, заказчик не может отказаться от оплаты выполненных работ.
В свою очередь, заказчику предоставляется возможность освободиться от возмещения убытков, вызванных простоем подрядчика в связи с приостановлением работ, если он докажет отсутствие необходимости в проведение дополнительных работ (п.3ст.743ГК).
Если заказчик согласен на проведение и оплату дополнительных работ, подрядчик не вправе отказаться от их выполнения. Пункт 5ст.743ГК устанавливает лишь два исключения из данного правила. Во-вторых, подрядчик может сослаться на то, что соответствующие работы не входят в сферу его профессиональной деятельности, например, когда речь идёт о специальных работах, которые выполнялись другой организацией по прямому договору с заказчиком. Во-вторых, подрядчик может быть освобождён от их выполнения, если докажет, что он не может выполнить соответствующие работы по не зависящим от него причинам, например, из-за отсутствия у него специальной техники или оборудования.
Считая согласованную сторонами проектно-сметную документацию в принципе неизменяемой до окончания строительства, законодатель, однако, учитывает, что в период действия договора у сторон может возникнуть объективная потребность в ёе пересмотре. Необходимость в этом может быть обусловлена разными причинами, в частности, усовершенствованием отдельных проектных решений, изменением конкретных потребностей заказчика, требованиями уполномоченных государственных органов, непредвиденным ростом цен на строительные материалы и конструкции.
Заказчик в этом отношении находится в более привилегированном положении, так как ему предоставляется возможность вносить изменения в техническую документацию без каких-либо ссылок на не зависящие от него обстоятельства. Он может сделать это и по своему усмотрению, но при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Если указанное условие заказчиком соблюдено, подрядчик не вправе отказаться от проведения дополнительных работ, вызванных изменением технической документации. Разумеется, все дополнительные работы должны быть оплачены заказчиком в порядке, установленном договором.
В том случае, когда предлагаемые заказчиком изменения технической документации вызывают необходимость выполнения больших по объёму дополнительных работ либо меняют сам характер предусмотренных договором работ, данный вопрос подлежит обязательному согласованию с подрядчиком.
Если подрядчик готов взяться за выполнение новых работ, стороны согласуют дополнительную смету и вносят в договор строительного подряда необходимые изменения.
Что касается подрядчика, то он вправе требовать лишь изменения сметы, но не технической документации. В техническую документацию подрядчик без согласования с заказчиком не может вносить никаких, даже незначительных, изменений. Лишь в том случае, когда в технической документации обнаружен явный дефект, подрядчик вправе его устранить и потребовать от заказчика возмещения связанных с этим разумных расходов (п.4 ст. 744ГК). По смыслу закона, такое право появляется у подрядчика лишь тогда, когда, во-первых, техническая документация готовилась не самим подрядчиком, а заказчиком, и, во-вторых, он своевременно известил заказчика о наличии ошибки в технической документации.
Право требовать сметы у подрядчика возникает в случае, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10% (п. 3ст.744ГК). Как известно, подрядчик выполняет работу за свой риск, понятием которого в широком смысле охватывается, и риск подрядчика не уложиться в согласованную с заказчиком смету.
Поэтому если выход подрядчика за пределы сметы не обусловлен какими-либо экстремальными обстоятельствами, он не вправе требовать от заказчика никаких доплат. Например, подрядчик не может сослать на обычный рост стоимости строительных материалов, обусловленный инфляцией, так как данное обстоятельство можно было предвидеть при заключении договора строительного подряда и учесть в цене договора.
Более того, даже если подорожание строительства произошло вследствие экстремальных обстоятельств, например, та же стоимость импортных строительных материалов резко возросла из-за ведения правительством новых таможенных пошлин, но общая стоимость работ возросла менее чем на 10%, связанные с этим дополнительные расходы возлагаются на самого подрядчика. Подчеркнём, что указанный количественный порог (10% общей стоимости работ) присутствует лишь в строительном подряде, поскольку в общих правилах о подряде (п.6 ст.709ГК) каких-либо количественных ограничений на это счёт не содержится. Систематическое толкование закона позволяет также сделать вывод о том, что в условиях, когда подрядчик вправе настаивать на увеличение сметы, заказчик лишён возможности отклонит его предложение. Поэтому если не зависящее от подрядчика повышение сметной стоимости договора приведёт к его прекращению, неблагоприятные последствия данного обстоятельства будут возложены на заказчика.
Следующий аспект содержания договора строительного подряда, который заслуживает быть выделенным особо, — это права и обязанности сторон, связанные с осуществлением заказчиком контроля и надзора за выполнением работ.
Право заказчика осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставляемых подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика нередко выступает одновременно и как его обязанность. Так, если объект строится на основе оригинального архитектурного проекта, заказчик обязан заключить с архитектором договор на осуществление авторского надзора за строительством объекта (ст.12, 20 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).
Технический надзор за строительством осуществляется во всех случаях, когда строительство ведётся за счёт бюджетных средств. В подобной ситуации заказчик должен проявлять особую внимательность, так как подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, может впоследствии сослаться на то, что появление недостатков и их неустранение обусловлены тем, что заказчик не осуществлял должного контроля и надзора за выполнением работ (п. 4 ст. 748ГК).
Осуществлял надзор за выполнением работ, заказчик не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, например, давать подрядчику указания о том, как следует организовывать работу на объекте, какие методы и приёмы ведения работ нужно применять. Но если подрядчик ведёт работы с нарушением СниПов и ГОСТов, других обязательных правил, в том числе содержащихся в договоре строительного подряда, использует некондиционные строительные материалы и конструкции, указания заказчика об устранении выявленных нарушений носят для подрядчика обязательный характер (п. 3 ст. 748ГК).
Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Обычно выявленные в ходе строительства недостатки фиксируются заказчиком в специальном журнале производства работ. Во избежание споров в договоре строительного подряда целесообразно указывать сроки, в течение которых подрядчик обязан устранять отмеченные заказчиком недостатки. Если таких сроков в договоре не установлено, подрядчик должен выполнить эту обязанность в разумный срок. Время, затраченное подрядчиком на устранение выявленных заказчиком недостатков, не ведёт к увеличению общего срока строительства объекта.
В качестве третьей важной особенности содержания договора строительного подряда целесообразно выделить такой момент, каксотрудничество сторон, поскольку для обычного подряда он в целом не характерен. Конечно, принцип сотрудничества в той или иной степени проявляется в любом гражданско-правовом договоре, ибо, заключая договор, стороны уже начинают сотрудничать.
Рядом важных особенностей обладает, далее, сдача-приёмка законченного строительством объекта. Приёмка выполненных работ осуществляется в порядке, установленном законом и договором строительного подряда. В тех случаях, когда заказчиком по договору выступала государственная организация либо строительство велось полностью или частично за счёт бюджетных ассигнований, сдача-приёмка работ производится в два этапа: вначале объект принимается рабочей комиссией, сформированной заказчиком и подрядчиком с участием проектировщика и представителей уполномоченных государственных органов, а затем – государственной приёмочной комиссией, состав и уровень которой определяется в зависимости от сметной стоимости строительства и назначения объекта. Если же строительство велось за счёт частных источников финансирования, приемка может производиться в один этап с обязательным участием представителей уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления.
Обязанность по организации и проведению приёмки результата работ возлагается на заказчика, если иное не предусмотрено договором. Заказчик должен обеспечить участие в приёмочной комиссии представителей соответствующих органов и заинтересованных организаций.
Договор строительного подряда может предусматривать как сдачу-приёмку объекта в целом, так сдачу-приёмку его по частям (этапам, очередям). Если объект сдаётся заказчику по частям, стороны должны оговорить, кто из них будет осуществлять пользование переданной части объекта, обеспечивать его охрану, нести эксплутационные расходы. На заказчика, предварительно принявшего результат отдельного этапа работ, по общему правилу, переходит риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика (п. 3 ст.753гк).
Нередко приёмке результатов работ должны предшествовать предварительные испытания эксплутационных качеств построенного объекта (проверка работы механизмов, узлов, агрегатов). В этом случае приёмка объекта осуществляется только при положительном результате предварительных испытаний.
Ответственность по договору строительного подряда.В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по договору строительного подряда заказчик и подрядчик несут ответственность в порядке и на условиях, установленных законом и договором. В рассматриваемой сфере действуют все общие положения о гражданско-правовой ответственности правила об ответственности за нарушение обычного подрядного обязательства. Однако специфика строительного подряда налагает известный отпечаток на применение общих мер и обуславливает действие некоторых специальных правил об ответственности.
Поскольку участниками договора строительного подряда обычно являются предприниматели, ответственность наступает независимо от их вины в нарушение обязательств, если иное непредусмотрено договором. В 3 главы 37 ГК ничего не говорится о формах ответственности сторон по договору строительного подряда. Поэтому здесь могут применяться любые виды санкций, предусмотренные действующим законодательством. При этом некоторые из них, в частности неустойка, действуют лишь тогда, когда они специально установлены законом или договором, а другие, в частности взыскание убытков применяются во всех случаях нарушения сторонами принятых обязательств.
Наряду с гражданско-правовыми санкциями применяются и меры административно-правовой ответственности. Правовой базой для этого служит Закон РФ «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушение в области строительства от 27 декабря 1992 года и постановление Совета Министров – правительства РФ от 27 июля 1993г.№729 «Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов за правонарушение в области строительства». В соответствии с указанными актами предприятия независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являющихся заказчиками или подрядчиками в области строительства, подвергаются штрафам за такие нарушения, как строительство объекта без получения в установленном порядке разрешения, за нарушение обязательных требований нормативных актов в области строительства, влекущее снижение прочности, за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных органами Государственного архитектурно-строительного надзора РФ. Уплата штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности по устранению допущенных ими нарушений и возмещению ущерба.
Прежде всего, ГК выделяет такой вид нарушения договорных обязательств со стороны подрядчика, как нарушение или отступление от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон Строительных номах и правилах (п. 1ст. 754 ГК).
Как уже неоднократно указывалось, подрядчик должен вести строительные работы в строгом соответствии с технической документацией, а также СниПами, ГОСТами и другими обязательными правилами. Поэтому любое отступление подрядчика от требований, предусмотренных названными документами, даже если оно, по мнению подрядчика, вполне разумно и не влечёт ухудшения качества работ, поскольку оно не согласованно с заказчиком, представляет собой нарушения договора. В связи с тем, что конкретных санкций за это нарушение ст.754 ГК не устанавливает, заказчик может воспользоваться любой из предоставленных ему п.1 ст.723ГК возможностей, а именно потребовать устранения допущенных отступлений в разумный срок, соразмерного уменьшения установленной за работу цены или возмещения своих расходов на устранение этих отступлений, если такое право предусмотрено в договоре строительного подряда.
Вместе с тем п.2 ст. 754ГК подчёркивается, что подрядчик не несёт ответственность за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если докажет, что они не повлияли на качество выполненных работ. Спор между сторонами о характер допущенных отступлений разрешается судом с учётом, в случае необходимости, заключения соответствующих специалистов. Но о любых, даже мелких отступлениях от технической документации подрядчик должен предупредить заказчика, так как в противном случае он будет отвечать за всякое повреждение объекта строительства, обусловленное отсутствием у заказчика полных данных об объекте.
При обнаружении в построенном подрядчиком объекте недостатков, снижающих его качество или мешающих использовать результат работ по его прямому назначению, наступает ответственность за ненадлежащее качество работ. Этот вид ответственности подрядчика в строительном подряде в основных чертах совпадает с аналогичным видом ответственности в обычном подряде (ст.723-725ГК). Имеющиеся особенности касаются сравнительно частных моментов и сводятся к следующему.
Во-первых, в обычном подряде, подрядчик несёт ответственность за недостатки объекта, обнаруженные в пределах гарантийного срока. При этом дополнительно подчеркивается, что заказчик должен заявить о недостатках в разумный срок по их обнаружении (п.4 ст.755ГК), что гарантийный срок прерывается на о время, когда объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик (п.3 ст.755ГК), и что по соглашению сторон установленный законом гарантийный срок может быть увеличен (п.1 ст.755ГК).
В договоре строительного подряда может быть включено условие о том, что подрядчик по требованию заказчика и за его счёт обязуется устранять такие недостатки, за которые он ответственности не несёт (ст. 757ГК).
3. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
Понятие и элементы договора. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результаты (п. 1 ст. 758ГК).
Проведение изыскательских работ и разработка технической документации предваряют начало строительства любого объекта и являются его обязательными предпосылками. Договор строительного подряда может заключаться при наличии утверждённой в установленном порядке технической документации, так и при её отсутствии. В последнем случае в соответствии с достигнутой договорённостью заказчик или подрядчик принимает на себя обязанность представить к установленному договором строительного подряда сроку необходимую техническую документацию. В связи с тем, что разработка технической документации требует особых знаний, навыков и немалых усилий, а также наличия особой лицензии, выполнение этой работы обычно поручается специалисту в лице проектной организации. Отношение сторон оформляются договором подряда на выполнение проектных, а при необходимости – изыскательских работ.
Предметомдоговора является выполнение проектировщиком (изыскателем) проектных и (или) изыскательских работ, которые должны завершаться составлением технической документации или предоставлением заказчику данных о проведённых изысканиях. Договором может охватываться выполнение как того и другого вида работ, так и лишь одного их них.
Изыскательские работы -это составная, причём начальная стадия проектирования. Изыскания проводятся с целью технико-экономического обоснования выбора района и конкретного места строительства, комплексного изучения природных условий района, возможностей использования местных строительных материалов, источников водоснабжения, транспортного сообщения, прокладки коммуникаций. Иными словами, задачей изыскательских работ является подготовка всех данных, которые необходимы для разработки технико-экономического обоснования строительства и последующего составления технической документации.
Разработка технической документации и проведение изыскательских действующим законодательством рассматриваются в качестве разновидности подрядных работ.
Сторонамидоговора являются заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель). В качестве заказчиков могут выступать любые лица, которые нуждаются в результатах проектных и изыскательских работ. Нередко заказы на выполнение подобных работ делаются лицами, которые сами являются подрядчиками по договорам строительного подряда.
Напротив, к подрядчикам предъявляются определённые требования. Принимать на себя обязанности проектировщика (изыскателя) могут лишь субъекты, которые, во-первых, являются предпринимателями и, во-вторых, имеют специальную лицензию на выполнение таких работ. Как и в строительном подряде, широко практикуется система генерального подряда, при которой генеральный проектировщик привлекает к выполнению отдельных видов проектных и изыскательских работ специализированные проектные организации.
Ценадоговора подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ чаще всего приобретает форму сметы, содержащею постатейный перечень затрат подрядчика на выполнение работ. Цена не считается существенным условием договора и в случае недостаточного определения её в договоре может быть установлена в соответствии с п. 3 ст.424 ГК.
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ по смыслу закона всегда носит срочный характер. При заключении договора стороны должны предусмотреть срок, в течение которого подрядчик должен выполнить соответствующие работы и передать их результат заказчику. Общий срок договора может быть разбит на ряд промежуточных сроков, к которым должны быть выполнены отдельные этапы работ. Срок, однако, не относится к существенным условиям договора, так как при отсутствии в договоре чётких временных границ подрядчик должен выполнить порученную работу в разумный срок после возникновения обязательства (п.2ст.314ГК).
Хотя каких-либо требований к форме договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ в законе не содержится, обычно он заключается в письменной форме.
К обязанностям подрядчика относится, прежде всего, выполнение работ в точном соответствии с заданием, иными исходными данными на проектирование и договором (абз.2 п.1 ст.760ГК). Любые отступления от этого задания, иных исходных данных или условий договора подрядчик должен в обязательном порядке согласовать с заказчиком. При выполнении работ должен соблюдаться все требования Строительных норм и правил, ГОСТов и других обязательных нормативов.
Следую щей обязанностью подрядчика является согласование технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком – с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Подрядчик должен представить заказчику для согласования комплект технической документации, дать необходимые пояснения, обосновать целесообразность предлагаемых проектных решений, выбора конкретных строительных материалов и т.п. заказчик проверяет соответствие технической документации нормативно-техническим требованиям и своему заданию и, если между ними нет расхождений, согласует техническую документацию.
Помимо согласования технической документации с заказчиком, подрядчик должен в установленных законом случаях получить соответствующие согласование компетентных государственных органов и органов местного самоуправления. Поскольку в таком согласовании участвует и заказчик, стороны должны договориться о том, как они будут действовать. Если для согласования документации требуется внести в неё изменения и исправления, продиктованные справедливыми требованиями компетентных органов, подрядчик должен это сделать либо за свой счёт (если соответствующие недочёты обусловлены его действиями), либо за счёт заказчика (если имелись ошибки в его задании или представленных им исходных данных).
Согласованные в установленном порядке техническая документация либо результаты изыскательских работ должны быть переданы подрядчиком заказчику (абз. 3 п. 1 ст.760ГК). Техническая документация передаётся в готовом виде, пригодном для её дальнейшего использования, в оговоренном числе экземпляров, в полном комплекте и соответствующими пометками о её согласовании. Передача осуществляется по акту сдачи-приёмки, в котором отмечается все эти данные.
Подрядчик обязуется не передавать копии технической документации третьим лицам без получения от заказчика соответствующего разрешения. Указанный запрет обусловлен тем, что данная техническая документация разработана по заданию конкретного заказчика и сполна им оплачена. Хотя никаких особых исключительных прав на реализацию воплощенных в технической документации решений у заказчика не возникает, он вправе рассматривать содержащиеся в технической документации сведения как свою служебную и коммерческую тайну (ст.139ГК).
Преданная заказчику техническая документация представляет для него ценность при условии, что он может её свободно использовать в тех целях, для которых она им заказывалась. Поэтому подрядчик должен обеспечить юридическую чистоту технической документации, т.е. гарантировать отсутствие у третьих лиц возможности воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной подрядчиком технической документации (п.2 ст.760ГК). В данном случае под третьим лицами понимаются и компетентные государственные органы (например, те из них, с которыми техническая документация не была в установленном порядке согласована), и хозяйствующие субъекты (например, организация, обладающая исключительными правами на использование архитектурного проекта, на основе которого разработана техническая документация для строительства), и конкретные физические лица (например, авторы архитектурной части проекта). В случае предъявления к заказчику соответствующих претензий со стороны третьих лиц подрядчик должен выступить на стороне заказчика и защитить его интересы.
Если же требования третьих лиц окажутся обоснованными, подрядчик должен возместить заказчику возникшие у него убытки. Наконец, подрядчик должен обеспечить надлежащее качество технической документации и выполненных изыскательских работ (ст.761ГК). Требования к качеству устанавливаются заданием заказчика, а также нормативно-технической документацией.
К основным обязанностям заказчика относится, прежде всего, обязанность передать подрядчику задание на проектирование, а также исходные данные, необходимые для составления технической документации (п.1 ст.759ГК). В задании заказчика определяется предмет предстоящих работ, в том числе основные требования к его качеству. Поскольку для составления задания требуются специальные знания, заказчик может получить его подготовку другим лицам, включая и самого подрядчика. В последнем случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Заказчик обязан оплатить работу подрядчика в порядке, установленном договором (абз. 2 ст. 762ГК), а также возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и (или) изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика (абз. 6ст. 762ГК).
Если порядок оплаты договором не определён, заказчик должен уплатить подрядчику оговоренную договором цену полностью после завершения всех работ, а в случае, когда договор предусматривает отдельные этапы работ, — после завершения отдельных этапов.
Источник: poisk-ru.ru
4. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
Осуществление строительных работ опосредуется договором строительного подряда. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 740) договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пуско-наладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту здания и сооружений, если иное не предусмотрено договором. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока. Предметом договора строительного подряда, таким образом, является законченный строительством или реконструированный, капитально отремонтированный, готовый к эксплуатации объект. Заказчиком по строительству могут выступать юридические и физические лица, имеющие финансовые средства (инвесторы), а также лица, которые специализируются на выполнении такого вида работ, являются доверенным лицом заказчика, действуют от его имени и в его интересах в течение всего инвестиционного цикла. Подрядчиком могут быть строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации и предприятия, независимо от форм собственности, а также физические лица либо организации посредников, принимающие на себя функции по координации работ, зарегистрированные и получившие лицензию на строительную деятельность в установленном законом порядке1.
В договоре стороны определяют, в зависимости от сложности предполагаемого объекта, стадийность и состав проектной документации. Для сложных объектов применяют, как правило, двустадийное проектирование — технический проект и рабочая документация. Рабочая документация готовится одной из сторон договора, но во всех случаях подлежит согласованию с заказчиком.
Основанием для рабочей документации служит технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства. ТЭО чаще всего разрабатывается проектирующей организацией.
При возложении проектирования на подрядчика заказчик в определяемые сторонами сроки должен передать исходные данные для проектирования, по оборудованию, а также задание на проектирование, решение о согласовании места расположения объекта, технические условия на подключение объекта к сетям и коммуникациям и другие данные, необходимые для разработки проектной документации. В условиях рыночных отношений обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик.
Однако стороны могут в договоре установить порядок, при котором на заказчика будет возложено обеспечение строительства отдельными видами материалов или заказ оборудования, особенно технологического. Для проверки качества используемых в строительстве материалов и конструкции подрядчик обычно осуществляет входной контроль. Специальное строительное подразделение и служба подрядчика осуществляет проверку качества всех поступающих на строительную площадку и используемых материалов и конструкций; составляет акты приемки и решает вопросы по устранению недостатков, замене соответствующих материалов и конструкций. Для начала и осуществления строительства объекта необходим земельный участок, который обязан своевременно предоставить заказчик. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и окончание.
Заказчик обязан в случае и в порядке, предусмотренных договором, передавать подрядчику для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода. Кроме того, на заказчика договором обычно возлагается обеспечение подрядчика на строительной площадке телефонной связью; при сооружении, капитальном ремонте, реконструкции объекта на территории действующего предприятия — обеспечение доступа работников строительной организации на строительную площадку в течение срока действия договора; обеспечение жильем работников (при наличии возможности); услугами столовой, буфетов, бани, лечебных заведений, а также содействие организации отдыха.
В случае невозможности временного расселения работников строительной организации при отдаленности мест массового расселения и невозможности доставки их к месту работы из-за отсутствия городского транспорта, заказчик оплачивает согласно договору расходы по доставке рабочих к месту работы и обратно — к месту проживания. В отдельных случаях заказчик предоставляет подрядчику квалифицированный рабочий персонал.
Оговаривая в договоре дополнительные обязательства заказчика, стороны должны согласовывать в договоре порядок расчетов за такие услуги. Важной особенностей договора строительного подряда является право заказчика осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. При выполнении строительных работ без подтверждения заказчиком по его требованию подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть работ. О всех случаях нарушений технических условий выполнения отдельных видов работ согласно требованиям СНиП заказчик делает соответствующую запись в журнале производства работ.
Заказчик, не делавший подобного заявление, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки. Подрядчик обязан в указанные в договоре сроки устранить обнаруженные недостатки1.
Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за ходом их выполнения, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом. Таким образом, обязанности по обеспечению качественного выполнения работ по договору строительного подряда возложены на обе стороны договора, подробные условия выполнения надзора и контроля должны указываться в договоре.
Свои функции по контролю и надзору за выполнением работ по договору строительного подряда заказчик может поручить соответствующему инженеру (инженерной организации). Для этого он заключает самостоятельный договор с инженером (инженерной организацией) на оказание указанных услуг, и услугодатель принимает от имени заказчика необходимые решения во взаимоотношениях с подрядчиком.
Согласия подрядчика на заключение такого договора не требуется. В договоре строительного подряда в этом случае должны быть определены функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для заказчика. Гражданский кодекс РФ призывает стороны в договоре строительного подряда к сотрудничеству.
Оно выражается в том, что при обнаружении проблем в ходе выполнения строительства и связанных с ним работ к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, уплачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены. В договоре строительного подряда может быть предусмотрено возмещение другой стороной затрат, связанных с устранением препятствий. В таком документе предусматривается совместное выполнение отдельных работ: например, очистка подъездных дорог к строительной площадке, освобождение строительной площадки от строений, сооружений, мешающих строительству, подготовка объекта к эксплуатации и др.
Расходы по совместно выполняемым работам возмещаются каждому из исполнителей по согласованным расчетам за счет сметы расходов по договору. После выполнения сторонами обязательств по договору осуществляется приемка завершенного строительством объекта. Порядок приемки устанавливается законодательством и договором.
В договоре определяют срок сдачи и приемки работ, их этапов и очередей, обязательства сторон об обеспечении надлежащих условий для проведения приемки-сдачи работ. Согласно закону заказчик должен немедленно приступить к приемке работ или отдельных этапов (если это предусмотрено договором) по получении сообщения подряда о готовности к сдаче результата выполненных работ по строительству.
Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором. В отдельных случаях в приемке результата работ должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.
Сдача законченных строительством объектов оформляется актом, дата подписания которого является датой выполнения подрядчиком своих обязанностей по договору. Акт подписывается обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им необоснованными. С момента приемки объекта по акту заказчиком он переходит в его владение и распоряжение. Заказчик принимает на себя риск возможного разрушения или повреждения принятого объекта.
Однако подрядчик после оформления акта приемки или утверждения его в установленном порядке, не освобождается от выполнения договорных обязательств, которые не были им исполнены надлежащим образом (недоделки). Законом или договором могут быть предусмотрены до приемки работ предварительные испытания.
Это правило применяется и в тех случаях когда необходимость испытаний вытекает из характера выполняемых по договору строительного подряда работ. Объекты производственного назначения принимаются комиссиями только в том случае, если они подготовлены к эксплуатации, в них устранены недоделки, а на установленном оборудовании начат выпуск предусмотренной проектом продукции.
Жилищно-гражданские объекты могут быть приняты после выполнения всех необходимых работ при условии наличия оборудования, инвентаря и устранения недоделок. Порядок приемки работ может предусматриваться ведомственными Правилами приемки в эксплуатацию законченных строительных объектов. Такие Правила приняты 25 июня 1994 г. Министерством транспорта.
Они предусматривают порядок приемки федеральных дорог и их участков, имеющих самостоятельное значение. Правилами регламентированы подготовка к сдаче оконченных строительством дорог и их участков, работа приемочных комиссий, их состав, приведен перечень документов, которые должны быть приложены к акту приемки.
Оплата выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Стороны могут согласовать оплату в ходе строительства, за выполненные отдельные виды работ и услуги, по этапам или после завершения всех работ, с учетом устраненных замечаний.
Окончательный расчет производится заказчиком после выполнения всех работ по договору. Договором может быть предусмотрено представление заказчиком аванса.
Если стороны не предусмотрели порядок оплаты работ в договоре, то оплата производится в соответствии с нормами, регулирующими оплату по подрядному договору: после окончательной сдачи работы при условии выполнения ее надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Меры ответственности, конкретные санкции и случаи их применения должны предусматриваться сторонами в договоре строительного подряда.
По закону подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия. При реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т.п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части.
Закон, таким образом, устанавливает ответственность подрядчика за качество работ, подчеркивая значение качественных показателей в строительстве. Юридические правила закона не устанавливают конкретные санкции, стимулирующие надлежащее исполнение обязательств подрядчиком и обеспечивающие интересы заказчика при несоблюдении подрядчиком требований по качеству.
Они могут быть установлены в договоре строительного подряда. Кроме того, в этих случаях применяются правила ст. 723 ГК РФ, определяющие права заказчика при выполнении подрядчиком работ с недостатками.
В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлением от договора, ухудшившими результат, или с иными недостатками, заказчик вправе, если иное не предусмотрено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: — безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; — соразмерного уменьшения установленной за работу цены; — возмещение своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре. Подрядчик гарантирует выполнение работ в полном объеме, качество выполнения работ в соответствии с проектной документацией, своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных в процессе строительства, приемки работ и в период гарантированного срока эксплуатации объекта, а также нормальное функционирование объекта, инженерных систем и оборудования, но при условии правильной эксплуатации заказчиком построенных объектов.
Продолжительность гарантийных сроков может быть установлена законом. В настоящее время таких законодательных норм нет, и поэтому сроки гарантий должны быть указаны в договоре. Гражданским кодексом РФ введены новые для нашего права правила о сроках обнаружения ненадлежащего качества результатов работы.
Продолжительность таких сроков и их исчисление зависят от того, имеется ли в договоре строительного подряда условие о гарантийном сроке или нет. При отсутствии в договоре гарантийного срока для обнаружения недостатков Гражданский кодекс РФ установил разумный срок, который не может быть более двух лет.
При наличии в договоре условий о гарантийном сроке недостатки должны выявляться в течение этого срока. Если срок гарантии меньше двух лет, ответственность выдавшего гарантию подрядчика не должна быть более низкой по сравнению с подрядчиком, который не выдал гарантию.
В таких случаях подрядчик несет ответственность и по истечении гарантии, если заказчик докажет наличие недостатков или их причин до передачи работ заказчику. Предельный срок обнаружения недостатков составляет пять лет. Гарантийный срок начинает течь с момента принятия результата выполненных работ или с момента, когда результат должен быть принят.
Гарантийный срок продлевается на время, в течение которого результат работы не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков. Порядок исчисления гарантийных сроков по договору строительного подряда специальными нормами не регулируется, поэтому при необходимости следует руководствоваться общими правилами о гарантийных сроках купли-продажи.
За ввод объектов в срок и досрочно заказчик выплачивает подрядчику премию, для чего создается специальный фонд в процентном отношении к сметной стоимости строительно-монтажных работ. Эти средства предусматриваются в сметах на строительство и являются строго целевыми. Размер премии увеличивается на 50,25 и 10% при сокращении сроков ввода соответственно не менее, чем на 30, 20 и 10%.
При этом имеются в виду первоначальные сроки ввода, определенные в годовых планах экономического и социального развития. Ответственность заказчика и подрядчика в виде уплаты неустойки (штрафа, пени) и возмещения убытков определена в Правилах о договорах подряда на капитальное строительство и в заключаемых договорах.
Санкциями, предусмотренными в правилах, обеспечено выполнение таких важнейших обязанностей как предоставление проектно-сметной документации, своевременное окончание и приемка работ, устранение дефектов выявленных в процессе эксплуатации в гарантийные сроки. Приемки объектов в эксплуатацию осуществляются государственными приемочными комиссиями, которые назначаются, в зависимости от народохозяйственной значимости объекта и его сметной стоимости, Правительством РФ, субъектами РФ, министерствами и ведомствами и некоторыми другими органами. В состав этих комиссий включаются представители заказчика, эксплуатационной организации, подрядчика, проектировщика, администрации органа местного самоуправления, муниципальных органов, санаторной, пожарной служб, а также других организаций. Объекты производственного назначения принимаются комиссиями только в том случае, если они подготовлены к эксплуатации, на них устранены недоделки, а на установленном оборудовании начат выпуск предусмотренной проектом продукции. Жилищно-гражданские объекты могут быть приняты лишь после выполнения всех необходимых работ при условии наличия оборудования, инвентаря и устранения недоделок.
Источник: lib.sale