Порядок закупки товаров при строительстве

отменены нормативы и сметные цены строительных ресурсов

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.

Россия – это страна, в которой всегда самые интересные вещи происходят «задним числом», в том числе фундаментальные изменения законодательства, регламентирующие правила какой-либо деятельности. Только в нашей стране сегодня одни правила игры, а вчера (задним числом)- уже другие правила.

Не успели лекторы и учебные центры даже заработать «трудовые» мозоли на своих языках, рассказывая о «грандиозных изменениях» в законодательство РФ о контрактной системе, вступающих в силу с 01.07.2019 г. и подготовленных Минфином России, как…произошло следующее:

— в безумной гонке федеральных министерств, направленной на реализацию национальных проектов путём бесконечного реформирования действующего законодательства, по мнению автора, вперёд с безусловным отрывом вырвался Минстрой России.

Выбор процедуры государственной закупки. Процедура государственной закупки из одного источника.

Добиться этого Минстрою России помог Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пусть читателя не смущает название этого закона. На регламентированные закупки строительных работ данный закон оказывает не меньшее, а, наверное, даже большее влияние, чем уже известный читателю Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По инициативе Минстроя России в действующем законодательстве с 27 июня 2019 года действуют следующие новеллы:

НОВОВВЕДЕНИЕ № 1:

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров, если иное не предусмотрено указанными контрактами (договорами), заключаемыми в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по:

1) строительству объектов капитального строительства;

2) реконструкции объектов капитального строительства;

3) капительному ремонту объектов капитального строительства;

4) сносу объектов капитального строительства;

5) сохранению объектов культурного наследия.

Указано об этом в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ:

Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!

При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла п. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамка 44-ФЗ и на ряд заказчиков по 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

При этом статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена специальной нормой, которая ПРЯМО запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.

КОНТРАКТНАЯ СМЕТА

Вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства согласно части 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – контрактная смета).

…составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Данная контрактная смета составляется заказчиком с 27.06.2019 г. при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Возникает вопрос: а на основании чего же составляется такая контрактная смета с 27.06.2019 г.?

Ответ: согласно новой редакции части 7 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на основании методики составления сметы контракта, которую должен утвердить Минстрой России.

Естественно, данной методики нет и неизвестно, когда она вообще появится, что фактически делает всех заказчиков по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, нарушителями действующего законодательства.

У такого заказчика по 44-ФЗ, которому не повезло начать закупку на осуществление строительства (реконструкции) объекта капитального после 27.06.2019 г. фактически два варианта:

ВАРИАНТ 1: составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы на свой страх и риск.

ВАРИАНТ 2: ждать появления методики составления сметы контракта от Минстроя России и срывать сроки строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Есть ли какие-либо исключения из данного правила, когда оплата строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. может осуществляться на основании сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации?

Да, применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов могут, если это предусмотрено договором или контрактом:

1) заказчики по 223-ФЗ при строительстве (реконструкции);

2) заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 2:

При осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты (см. ч. 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график графиком выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

НОВОВВЕДЕНИЕ № 3:

Установлено, что сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия как в рамках 44-ФЗ, так и 223-ФЗ.

Об этом прямо указано в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 ГрК РФ, действующей с 27.06.2019 г.:

… Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия

При этом статья 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена с 27.06.2019 г. частью 9.2 следующего содержания:

9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Читайте также:  Что такое изолон в строительстве

То есть, в переводе на русский язык: сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства с 27.06.2019 г. должна осуществляться не на основании проектно-сметной документации, а на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком на основании ценового предложения подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должен утвердить Минстрой России.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиком с 27.06.2019 г. учитывать при определении сметной стоимости положения статьи 8.3 ГрК РФ.

Напоминаю читателям, что согласно части 3 указанной статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством РФ. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427.

В переводе на русский язык: в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия обязательно требуется наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости.

У читателя возникает закономерный вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Ответ – см. следующее нововведение.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 4:

В переводе на русский язык: с 27.06.2019 г. заказчик в рамках 44-ФЗ принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.

Если ещё проще: Минстроем России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов придумана интересная схема, когда ни заказчик, ни подрядчик при освоении этих средств в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.

По мнению автора, это существенно затрудняет контрольно-счётным органам, органам государственного (муниципального) финансового контроля, органам прокуратуры и правоохранительным органам процесс доказывания суммы размера ущерба, причинённого в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Естественно, как понятно любому профессионалу, это сделает существующую систему закупок работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ ещё более коррумпированной, чем она есть сейчас.

Реформу Минстроя России в этой части можно охарактеризовать фразой: когда, казалось бы, дно было достигнуто, снизу постучали.

Помимо перечисленных изменений правил осуществления регламентированных закупок строительных работ (44-ФЗ, 223-ФЗ) рассматриваемым Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ внесены и другие существенные изменения в действующее законодательство, среди которых особый интерес представляет изменения порядка корректировки проектной документации и проведения её экспертизы, в том числе институт экспертного сопровождения проектов.

Однако, количество данных поправок и казенно-бюрократический язык, который используется их разработчиками, вынуждает автора для устранения возникшего когнитивного диссонанса и усвоения данных поправок для последующего ознакомления коллег прибегнуть к допингу и причинению вреда таким внутренним органам автора, как печень и поджелудочная железа.

Источник: 44fzrf.ru

Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве с 1 июля 2021 г.

На сегодняшний день приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве за счет некоторых источников финансирования регулируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – постановление № 88).

Продолжение в материале эксперта.

К таким источникам финансирования, освоение которых при строительстве осуществляется с обязательным применением названных нормативных правовых актов, относятся средства республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (при полном либо частичном финансировании за счет указанных средств).

Вместе с тем действие Указа № 223 и соответственно постановления № 88 ограничено двухлетним периодом, который составляет период с 1 июля 2019 г. до 1 июля 2021 г. Это, в свою очередь, обусловлено действием норм Договора о Евразийском экономическом союзе, который позволяет государствам – членам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) устанавливать иные правила закупок, чем предусмотрены Протоколом о порядке регулирования закупок, являющимся приложением № 25 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол), только на 2 года как особенности 1 .

Иные правила в данном случае выражаются в том, что применяются процедуры закупок (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги) не из числа предусмотренных Протоколом и действуют иные условия их организации и проведения, чем установлены Протоколом.

И хотя подобные особенности закупок государствами-членами могут устанавливаться неоднократно 2 , тем не менее в период после 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве будут регулироваться законодательством о государственных закупках. Причем какого-либо нормативного правового акта для отмены Указа № 223 не требуется, так как его действие прекращается по наступлении даты 01.07.2021.

Соответствующая информация размещена на сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, где подчеркивается, что Указ № 223 «действует до 1 июля 2021 года. Оснований для его пролонгации у Министерства архитектуры и строительства не имеется. В целях дальнейшей гармонизации законодательств в сфере закупок между странами-партнерами по Евразийскому экономическому союзу с 1 июля 2021 года строительная отрасль при осуществлении закупок за счет бюджетных средств будет руководствоваться Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» 3 .

В этой связи обратим внимание на ряд аспектов, которые необходимо учесть заказчикам (организаторам) в законодательстве о государственных закупках применительно к сфере строительства.

Во-первых, Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) определяет заказчика, для которого обязательно проведение процедур государственных закупок и применение Закона. Им является получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов. Источником для оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) являются бюджетные средства и (или) средства государственных внебюджетных фондов. Следовательно, если субъект не является получателем указанных средств, применение законодательства о государственных закупках не требуется.

Также может иметь место ситуация так называемого смешанного финансирования приобретения товаров (работ, услуг), когда, например, приобретение оборудования, предусмотренного проектной документацией, частично предполагается финансировать за счет бюджета и частично за счет собственных средств заказчика. В этом случае также требуется применение законодательства о государственных закупках.

Читайте также:  Учет кредита на строительство здания

Во-вторых, Закон устанавливает обязательное планирование приобретения товаров (работ, услуг). Общее правило при формировании годового плана государственных закупок состоит в том, что в него попозиционно включаются однородные товары (работы, услуги) (по первым восьми цифрам числового кода (код подвида) общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности») исходя из их годовой потребности.

Вместе с тем для строительства предусмотрено специальное правило. Так, в годовой план при его формировании товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.

Это означает, что один и тот же товар (например, бетонные блоки), если он требуется для строящихся у заказчика 5 объектов строительства, будет отражен в годовом плане государственных закупок 5 раз для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.

Как следствие, с учетом п. 2 ст. 18 Закона вид процедуры государственной закупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг) по каждому объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам) по всем 5 объектам.

В-третьих, обращаем внимание на то, что все виды конкурентных процедур государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) проводятся на электронных торговых площадках (далее – ЭТП):

  • ЭТП информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (адрес в глобальной компьютерной сети Интернет: goszakupki.by);
  • ЭТП открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (адрес в глобальной компьютерной сети Интернет: zakupki.butb.by).

Выбор конкретной ЭТП для проведения на ней процедуры государственной закупки осуществляет заказчик. Саму процедуру государственной закупки вправе провести заказчик сам или с привлечением организатора (ст. 13 Закона).

Вся информация с ЭТП переразмещается в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее – ГИАС). Но непосредственно заказчик (организатор) в ней ничего не должен размещать.

В связи с электронным форматом процедур государственных закупок заказчикам (организаторам) необходимо получить электронную цифровую подпись и атрибутный сертификат к ней, а также аккредитоваться на ЭТП, если такой аккредитации не было на дату 01.07.2019.

В-четвертых, при принятии решения о проведении процедуры государственной закупки требуется определить ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.

О том, как формируется предмет государственной закупки, Закон устанавливает общее правило, а именно предмет – это однородные товары (работы, услуги). В приведенном выше примере предметом конкретной процедуры государственной закупки будут бетонные блоки. Но если заказчику требуется также приобретение кирпичей глиняных строительных, и заказчиком будет обоснована технологическая и функциональная связь между бетонными блоками и кирпичами (неоднородные товары), то процедура государственной закупки может быть проведена в составе этих двух товарных позиций с делением на части (лоты) или без такого деления.

Также требуется описание предмета государственной закупки. При проведении процедур государственных закупок предмет должен быть описан заказчиком по правилам ст. 21 Закона.

При описании предмета государственной закупки в документах, предоставляемых для подготовки предложения, заказчик может использовать один из трех способов описания предмета:

1) указать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету государственной закупки, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться, без включения требований или указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) включить требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки. Обязательным условием является включение в описание предмета государственной закупки слов «или аналог»;

3) включить требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) без слов «или аналог» при необходимости обеспечения совместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также при приобретении запасных частей и расходных материалов к товарам, используемым заказчиком, в соответствии с документацией на такие товары. Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения.

Что касается ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, то она определяется по правилам, установленным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».

Им, в частности, определен способ для сферы строительства, а именно проектно-сметный, который применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (подп. 1.4 п. 1 названного постановления).

В-пятых, требования к участникам в государственных закупках отличаются от тех, которые установлены постановлением № 88. Законом предъявляются требования:

  • соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки. Применительно к сфере строительства такими требованиями, установленными законодательством, могут быть случаи лицензирования отдельных видов деятельности, аттестации соответствия 4 ;
  • соответствие дополнительным требованиям к участникам, которые установлены приложением 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395). Они касаются случая, когда закупаются услуги столовых и буфетов учреждений образования;
  • отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения) 5 . Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации). Начиная с этого требования и далее, подтверждение соответствия им осуществляется участником процедуры государственной закупки в заявительном порядке (с предоставлением соответствующего заявления);
  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
  • физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности;
  • в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания (п. 2 ст. 16 Закона).
Читайте также:  Чем заменить кирпич при строительстве стен

В-шестых, если проводится открытый конкурс, то критерии оценки, а также способ оценки и сравнения предложений установлены нормативно в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов».

Все, что нужно сделать заказчику (организатору), это выбрать из критериев стоимостной и нестоимостной групп критерии для конкретного предмета государственной закупки и перенести их в конкурсные документы вместе со способом оценки и сравнения предложений.

В-седьмых, условия применения преференциальной поправки, включая документы, которыми подтверждается право на применение преференциальной поправки, установлены императивно на основании подп. 1.5, 1.6 п. 1 постановления № 395. И кроме того, следует учитывать установленные условия допуска по определенным видам товаров (на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок»).

И условия применения преференциальной поправки, и условия допуска необходимо отражать в документах, предоставляемых для подготовки предложения. Также важно помнить, что такие документы утверждаются заказчиком (организатором) и не позднее одного рабочего дня после этого должны быть размещены на ЭТП.

Закон устанавливает особенности проведения процедуры государственной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), утвержденному приложением 3 к постановлению № 395. Если предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10 % объема (количества) этого предмета государственной закупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства согласно упомянутому перечню.

В-восьмых, по конкурентным процедурам государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) договор заключается в виде электронного документа на ЭТП. Таким же образом на ЭТП осуществляется его изменение, расторжение. Соответственно руководителю заказчика или его уполномоченному лицу потребуется электронная цифровая подпись для подписания такого договора на ЭТП.

В-девятых, справка по результатам процедуры требуется только если проводится процедура закупки из одного источника. Но по каждому из видов процедур необходимо формирование дела по процедуре государственной закупки с включением в него информации, предусмотренной п. 1 ст. 28 Закона.

В-десятых, основания для изменения условий договора предусмотрены Законом и постановлением № 395. Так, не допускается изменять порядок оплаты и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

1) предмет государственной закупки, если им являются товары. Это возможно в условиях обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком, когда допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор;

2) объем (количество) товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 процентов. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;

3) сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в сторону увеличения по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;

4) цену договора при ее уменьшении без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик;

5) цену договора при ее изменении в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов)

6) срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при их изменении в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (подп. 1.8 п. 1 постановления № 395).

Выскажем мнение относительно допустимости изменения условий договора государственной закупки, если это договор строительного подряда, на основании Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила). Так, изменение условий договора в период его исполнения возможно по соглашению сторон, кроме случаев, предусмотренных Правилами и иными актами законодательства. При этом не допускается изменение по соглашению сторон существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов, за исключением случаев, указанных в п. 73 Правил (п. 72 Правил).

Поскольку норма в п. 72 Правил содержит условие заключения договора строительного подряда, а именно, такой договор заключается по результатам подрядных торгов, то в их отсутствие (при применении законодательства о государственных закупках подрядные торги не проводятся) применение данной нормы не допускается. Соответственно основания для изменения договора строительного подряда, заключенного по результатам проведения процедуры государственной закупки, могут быть предусмотрены ст. 24 Закона и подп. 1.8 п. 1 постановления № 395.

Еще один аспект, который необходимо учитывать при применении законодательства о государственных закупках, это проведение камеральной проверки уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, МАРТ).

Если при проведении процедуры государственной закупки подана жалоба потенциальным участником или участником в МАРТ, и она принята к рассмотрению, то МАРТ проводит камеральную проверку процедуры (это касается открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) (п. 1 ст. 54 Закона).

Если в ходе проведения процедуры выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, МАРТ составляет акт и размещает его в открытом доступе в ГИАС, по которому в случае несогласия заказчик (организатор) может направить через ЭТП возражения. По результатам их рассмотрения МАРТ выносит предписание об устранении нарушений, если посчитает возражения по акту камеральной проверки необоснованными. Данное предписание обязательно для выполнения, и о его исполнении заказчик (организатор) должен уведомить МАРТ (ст. 55 Закона).

Также обращаем внимание на то, что нарушение требований законодательства о государственных закупках влечет применение мер административной ответственности.

С 1 марта 2021 г. такая ответственность наступает в соответствии со ст. 12.9 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях за нарушение законодательства о государственных закупках. Если речь о приобретении товаров (работ, услуг) при строительстве, то:

  • с 1 марта 2021 г. до 1 июля 2021 г. за нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве применяется ст. 12.10 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях;
  • с 1 июля 2021 г. по истечении срока действия Указа № 223 будут применяться нормы ст. 12.9 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях.

Таким образом, при наступлении очередного переходного периода от специальных норм Указа № 223 к законодательству о государственных закупках следует учитывать нормы Закона и иных актов, регулирующих государственные закупки. Также, полагаем, потребуется учитывать и момент начала процедуры закупки для целей определения применимого законодательства к процедурам, которые будут проводиться в переходный период.

1 П. 11 Протокола, п. 6 Порядка рассмотрения Евразийской экономической комиссией уведомлений государств – членов Евразийского экономического союза о принятии актов об установлении государствами-членами изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок, обращений государств-членов по вопросам отмены таких актов, а также принятия Комиссией решений о необходимости отмены таких актов, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2015 № 69 .

5 Заказчик (организатор) проверяет такие сведения через официальный сайт Министерства по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет – portal.nalog.gov.by/debtor/.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 2 февраля 2021 г.

Источник: etalonline.by

Рейтинг
Загрузка ...