На территории Новосибирской области реализуются проекты жилищно-строительных кооперативов (далее – ЖСК) созданных в соответствии с Федеральным законом от 24.08.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Приоритетным направлением реализации указанного закона является оказание содействия, в том числе, развитию земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения территории, в том числе для жилищного строительства.
Администрации районов города Новосибирска уполномочены формировать списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены ЖСК.
В целях включения в члены ЖСК необходимо обратиться в отдел по жилищным вопросам администрации района по месту жительства для подачи заявления и необходимых документов.
Условия участия:
— гражданин (семья) признан нуждающимся в жилом помещении (подтверждение нуждаемости за прошедшие 5 лет);
— отсутствие земельного участка, предоставленного исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления для индивидуального жилищного строительства на праве собственности или аренды.
О развитии жилищного строительства в Казахстане
Перечень отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены ЖСК:
1. Граждане, для которых работа в государственных, муниципальных образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях здравоохранения, учреждениях культуры является основным местом работы (общий стаж работы гражданина составляет не менее 5 лет);
2. Граждане из числа лиц, указанных в пункте 1, являющиеся родителями в семье, имеющей 1 ребенка и более, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет (стаж работы значения не имеет);
3. Граждане, имеющие 3 и более детей (признание семьи нуждающейся не требуется).
Граждане, включенные в список, самостоятельно выбирают кооператив, членами которого желают стать, из числа предложенных министерством строительства Новосибирской области. Жилищное строительство является коллективным.
Источник: www.dz-nsk.ru
ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»
Настоящий Федеральный закон в целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, иному развитию территорий в целях настоящего Федерального закона (далее — иное развитие территорий) регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности создания и деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее также — Фонд) как института развития, цели деятельности, задачи и функции Фонда, порядок управления Фондом, порядок формирования его имущества и распоряжения им, порядок ликвидации Фонда.
Последние изменения в законодательстве 2022 в сфере жилищного строительства ➤постановление 319 🔷 АСК
Статья 2. Правовое положение Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства
1. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
2. Фонд создается Российской Федерацией и действует на основании настоящего Федерального закона. Для создания Фонда и осуществления его деятельности не требуются учредительные документы, предусмотренные статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Полное наименование Фонда на русском языке — «Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства». Сокращенное наименование Фонда на русском языке — «Фонд «РЖС». Полное наименование Фонда на английском языке — «Russian Housing Development Foundation». Сокращенное наименование Фонда на английском языке — «RHDF».
4. Местом нахождения Фонда является город Москва.
5. Фонд имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.
6. Фонд имеет банковский счет в Центральном банке Российской Федерации, а также вправе открывать банковские счета в иных кредитных организациях на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Фонд вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций.
8. Фонд создается без ограничения срока его деятельности.
9. Фонд может быть реорганизован или ликвидирован на основании федерального закона, определяющего цели, порядок и сроки реорганизации или ликвидации Фонда, а также судьбу имущества, находящегося в его собственности.
10. На Фонд не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), а также положения абзаца третьего пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
11. К процедуре ликвидации Фонда не применяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Статья 3. Цели деятельности, задачи и функции Фонда
1. Целями деятельности Фонда являются содействие развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи), объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры (далее — объекты инфраструктуры), производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействие созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.
2. Основными задачами Фонда являются:
1) оказание содействия развитию рынка земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства, в том числе для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, и иного строительства, а также содействия стимулированию развития рынка жилья;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ)
2) оказание содействия развитию деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и архитектурно-строительному проектированию, в том числе по подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
3) оказание содействия обустройству территорий посредством строительства объектов инфраструктуры;
4) оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления, субъектам естественных монополий, организациям коммунального комплекса, проектным, строительным, кредитным, финансовым и иным организациям в целях координации деятельности по согласованию программ жилищного строительства, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного развития территорий с программами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, программами комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, программами развития объектов инфраструктуры;
5) стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создания условий для их использования в жилищном строительстве.
3. Для достижения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи целей и решения соответствующих задач Фонд осуществляет следующие функции:
1) проводит аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, переданных в собственность Фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации, включая земельные участки, переданные в собственность Фонда в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона (далее — земельные участки Фонда), для жилищного строительства, в том числе для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также аукционы по продаже земельных участков Фонда для жилищного строительства;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
2) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 343-ФЗ;
3) проводит аукционы по продаже земельных участков Фонда для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного строительства, а также по продаже прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
4) осуществляет продажу объектов недвижимого имущества Фонда одновременно с земельными участками Фонда, на которых расположены такие объекты недвижимого имущества;
5) осуществляет передачу земельных участков Фонда, предназначенных для строительства объектов инфраструктуры, в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих объектов;
6) осуществляет безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность земельных участков Фонда (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества Фонда):
а) занятых объектами инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности, либо предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, создание которых планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета;
б) расположенных в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, если обустройство таких земельных участков планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, а также занятых находящимися в государственной или муниципальной собственности площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами и другими объектами;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
6.1) осуществляет продажу земельных участков Фонда, на которых расположены объекты инфраструктуры, находящиеся в частной собственности и не подлежащие передаче в государственную или муниципальную собственность;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
6.2) осуществляет отказ от права собственности на земельные участки Фонда, на которых расположены многоквартирные дома, продажу земельных участков Фонда, на которых расположены находящиеся в собственности граждан или юридических лиц объекты индивидуального жилищного строительства и иные объекты недвижимого имущества;
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
7) осуществляет образование земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче для формирования имущества Фонда;
8) направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации межведомственный коллегиальный орган (далее — межведомственный коллегиальный орган) предложения, указанные в части 7 статьи 11, части 6 статьи 14 настоящего Федерального закона;
9) проводит мониторинг осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности;
10) передает в залог земельные участки Фонда, в том числе земельные участки Фонда, на которых расположены объекты недвижимого имущества Фонда;
11) приобретает в собственность земельные участки и иные объекты недвижимого имущества для обеспечения деятельности Фонда;
12) приобретает в собственность земельные участки для строительства объектов инфраструктуры, а также принимает участие в финансировании строительства объектов инфраструктуры;
13) проводит конкурсы на разработку архитектурных проектов и проектной документации объектов жилищного строительства, предназначенных для граждан, имеющих различный уровень доходов, и приобретает права на такую проектную документацию для ее дальнейшего применения, в том числе повторно, в Российской Федерации;
14) организует разработку программного обеспечения для управления, в том числе автоматизированного управления, проектами жилищного строительства, производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов;
15) разрабатывает и предоставляет органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим лицам методические и иные материалы в области территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, подготовки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, а также иные материалы для обеспечения реализации целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
16) осуществляет маркетинг, мониторинг и прогнозирование состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства, рынка строительных материалов, рынка изделий и конструкций, их производства для целей жилищного строительства, а также осуществляет рекламно-выставочную деятельность для обеспечения реализации целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
17) содействует продвижению на рынке объектов жилищного фонда и жилищного строительства, рынке строительных материалов, изделий и конструкций энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, а также связанных с созданием этих технологий и материалов товаров и результатов интеллектуальной деятельности;
18) разрабатывает и реализует программы стимулирования спроса на различные виды объектов жилищного фонда, преимущественно с использованием энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, для различных категорий граждан;
18.1) осуществляет инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в строительство и приобретение жилых помещений;
(п. 18.1 введен Федеральным законом от 01.12.2008 N 225-ФЗ)
18.2) осуществляет в установленном порядке выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
(п. 18.2 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
19) осуществляет иные функции, необходимые для обеспечения реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей и задач, а также установленные решениями Правительства Российской Федерации.
4. Для достижения целей деятельности, решения задач, выполнения функций Фонда он вправе заключать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с иными организациями соглашения, предусматривающие меры по содействию развитию жилищного строительства, условия их реализации.
5. Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку она соответствует предусмотренным настоящим Федеральным законом целям и необходима для их достижения.
Статья 4. Имущество Фонда
1. Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в виде находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, иного имущества, в том числе денежных средств, а также за счет других не запрещенных законом поступлений.
2. Формирование имущества Фонда за счет имущественного взноса Российской Федерации в виде находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, а также находящегося в федеральной собственности и предусмотренного статьей 11 настоящего Федерального закона другого имущества осуществляется на основании указанных в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решений межведомственного коллегиального органа, за исключением предназначенных для обеспечения деятельности Фонда земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
3. Формирование имущества Фонда за счет имущественного взноса Российской Федерации в виде предназначенных для обеспечения деятельности Фонда земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, а также за счет денежных средств осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
4. Имущество Фонда принадлежит на праве собственности Фонду и используется им для осуществления целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
5. Фонд вправе распоряжаться имуществом, которое передано в собственность Фонда в соответствии с частью 2 настоящей статьи, только следующими способами и для следующих целей:
1) продажа земельных участков Фонда, а также права на заключение договоров аренды земельных участков Фонда для жилищного строительства, в том числе для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 настоящего Федерального закона;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
2) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 343-ФЗ;
3) продажа земельных участков Фонда для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного строительства, а также продажа прав на заключение договоров аренды таких земельных участков на аукционе в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 161 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
4) продажа объектов недвижимого имущества Фонда одновременно с земельными участками Фонда, на которых расположены такие объекты недвижимого имущества, способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о приватизации для отчуждения находящихся в государственной собственности объектов недвижимого имущества;
5) передача земельных участков Фонда, предназначенных для строительства объектов инфраструктуры, в безвозмездное срочное пользование на срок строительства таких объектов;
6) безвозмездная передача в государственную или муниципальную собственность земельных участков Фонда (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества Фонда):
а) занятых объектами инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности, либо предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, создание которых планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета;
б) расположенных в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, если обустройство таких земельных участков планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, а также занятых находящимися в государственной или муниципальной собственности площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами и другими объектами;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
6.1) продажа земельных участков Фонда, на которых расположены объекты инфраструктуры, находящиеся в частной собственности и не подлежащие передаче в государственную или муниципальную собственность;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
6.2) отказ от права собственности на земельные участки Фонда, на которых расположены многоквартирные дома, продажа земельных участков Фонда, на которых расположены находящиеся в собственности граждан или юридических лиц объекты индивидуального жилищного строительства и иные объекты недвижимого имущества;
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
7) передача в залог земельных участков Фонда, земельных участков Фонда, на которых расположены объекты недвижимого имущества Фонда, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», и с учетом особенностей, установленных пунктом 4 статьи 62.1 указанного Федерального закона;
8) образование земельных участков из земельных участков Фонда;
9) снос объектов недвижимого имущества Фонда.
5.1. Фонд вправе распоряжаться жилыми помещениями, приобретенными в собственность Фонда в результате осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в строительство или приобретение жилых помещений за счет имущественного взноса Российской Федерации в виде денежных средств, способами и в порядке, которые предусмотрены решением межведомственного коллегиального органа.
(часть пятая.1 введена Федеральным законом от 01.12.2008 N 225-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
5.2. Земельные участки Фонда и иные объекты недвижимого имущества Фонда подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в следующих случаях:
1) продажа земельных участков Фонда или права на заключение договоров аренды земельных участков Фонда для жилищного строительства (в том числе для их комплексного освоения в целях жилищного строительства), для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного строительства, а также продажа объектов недвижимого имущества Фонда одновременно с земельными участками Фонда, на которых расположены такие объекты недвижимого имущества, в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;
2) продажа земельных участков Фонда, на которых расположены объекты инфраструктуры, находящиеся в частной собственности и не подлежащие передаче в государственную или муниципальную собственность;
3) передача в залог земельных участков Фонда, в том числе земельных участков Фонда, на которых расположены объекты недвижимого имущества Фонда.
(часть пятая.2 введена Федеральным законом от 07.05.2009 N 91-ФЗ)
5.3. С даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, Фонд вправе обеспечивать проведение оценки земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче в собственность Фонда, для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
(часть пятая.3 введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 343-ФЗ)
6. Извещения о проведении аукционов по продаже земельных участков Фонда или прав на заключение договоров аренды земельных участков Фонда, информация о результатах таких аукционов в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 5 настоящей статьи, информационные сообщения о продаже объектов недвижимого имущества Фонда одновременно с земельными участками Фонда, на которых расположены такие объекты недвижимого имущества, и об итогах такой продажи в случае, предусмотренном пунктом 4 части 5 настоящей статьи, подлежат опубликованию в официальном печатном издании, определяемом попечительским советом Фонда, а также размещению на официальном сайте Фонда в сети «Интернет».
7. Фонд не вправе распоряжаться имуществом, указанным в части 2 настоящей статьи, способами и для целей, которые не указаны в части 5 настоящей статьи.
8. Фонд вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, не указанным в частях 2 и 5.1 настоящей статьи, для реализации целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ)
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ФОНДОМ
Статья 5. Органы управления Фонда
1. Высшим органом управления Фонда является попечительский совет Фонда.
2. Органами управления Фонда являются правление Фонда и генеральный директор Фонда.
3. Органом внутреннего финансового контроля Фонда является ревизионная комиссия Фонда.
Источник: www.domzamkad.ru
«Питер против хаты с краю». Как город готовится к защите хрущевок от реновации
Закон о «новой» реновации взбудоражил петербуржцев и запустил процесс консолидации горожан против этой программы. Объединяются дома и микрорайоны, чтобы быть готовыми и голосовать против включения своих домов в КРТ. Активисты расклеивают по городу листовки. В Смольном это уже тоже вызвало волнение, и чиновники начали поиск зачинщиков.
В конце июня Заксобрание приняло закон о комплексном развитии территорий (КРТ), который фактически является второй попыткой реновировать микрорайоны с хрущевками. Текст закона вызвал бурное обсуждение в парламенте, но наиболее острые моменты остались в силе.
Если вкратце: под расселение и снос может в теории попасть любая хрущевка 1957–1970 годов постройки вне зависимости от ее состояния, нет никаких ограничений по предоставлению нового жилья (например, в границах района или муниципалитета), то есть оказаться можно и в районах новостроек за КАДом, а несогласных с расселением могут выселить по суду. На то, чтобы защитить свой дом от сноса, у жильцов будет 90 дней на проведение общего собрания и голосования.
Реакция горожан
Объединение петербуржцев по домам, микрорайонам, муниципалитетам и районам массово стартовало в июле, хотя в отдельных случаях жители начали этот процесс еще до принятия закона, как это например происходило в «Малой Охте», где жители развили бурную деятельность.
«У нас созданы группы домов в ВК, и жители самоорганизуются в телеграм-чатах. Оповещают соседей через листовки в парадных и личном общении. Сейчас происходит сбор подписей под письмами президенту, прокурору, губернатору и другие инстанции. Письма планируется отправлять от каждого дома отдельно», — рассказал депутат МО «Малая Охта» Павел Журавлев.
Домовые чаты в мессенджерах сейчас есть, как правило, в новостройках, в хрущевках такие чаты встречаются гораздо реже. Но так картина выглядела до второй волны реновации.Такие чаты — по отдельным домам, по улицам, кварталам, микрорайонам и районам начали расти в геометрической прогрессии. Поискать свой чат можно, например, здесь. В общих чатах горожане составляют списки соседей, обмениваются контактами, некоторые уже начали подготовку к проведению общего собрания собственников на случай, если дом включат в программу: на голосование, а это единственный способ избежать сноса, дается всего 90 дней.
Депутат МО «Новоизмайловское» Александр Сосновских рассказал, что он с соседями уже запросил реестр собственников в управляющей компании. После этого стало понятно, что данные требуют еще и актуализации. Например, в одном из домов в «Новоизмайловском» в списках до сих пор числится женщина, которая умерла еще в 2015 году.
Кроме того, появились и стремительно набирают аудиторию и телеграм-каналы по петербургской реновации 2.0, в частности, «Реновация НОВОСТИ», «СТОП! КРТ (реновация»), телеграм-чат «КРТ (Реновация) СПБ».
«Это серьезное общественное градозащитное движение появилось буквально за неделю, благодаря действиям наших властей. Власть сделала то, что не могли сделать оппозиционные силы много-много лет — объединить людей. Это, конечно, удивительно», — рассказывает глава МО Павел Швец. Число петербуржцев, чьи дома потенциально могут попасть под реновацию, по оценкам депутатов, приближается к миллиону человек.
«Здесь нет организаторов. Ни я, ни Павел Швец, мы вообще не имеем к этому никакого отношения. Это всё сами люди: они создают чаты, они сами коммуницируют, составляют гугл-таблицы. Я в восторге, эти люди просто потрясающие!» — комментирует адвокат в жилищной сфере Ирина Баханович.
В нескольких районах города стали появляться листовки про закон о реновации с призывами к объединению соседей. Как рассказали горожане, с которыми пообщалась «Фонтанка», такие листовки регулярно снимают сотрудники жилкомсервисов. Однако такое информационное противоборство рождает ровно обратный эффект: информирование наращивает темпы, листовки начали вкладывать в почтовые ящики соседям.
Фото: Читатель «Фонтанки»
Фото: Читатель «Фонтанки»
Фото: Читатель «Фонтанки»
Из-за того, что закон вызывает больше вопросов, чем дает ответов, ожидаемо поползли разные слухи, а в телеграм-каналах появились списки якобы намеченных первых домов под снос, которые не соответствуют действительности. Например, на Васильевском острове после распространения таких листовок опровергать информацию пришлось главе района. По его словам, на острове нет хрущевок, которые подлежат реновации и сносу.
Муниципальным депутатам и членам городского парламента посыпались обращения от напуганных возможной «депортацией» избирателей. Например, депутат Заксобрания от «Яблока» Борис Вишневский получил уже более 700 таких обращений, и их поток не иссякает. Бомбардировали звонками и вопросами и Павла Швеца, а попытка провести в муниципалитете очную встречу, чтобы ответить на вопросы, показала: желающих настолько много, что общение, коммуникацию и просвещение необходимо переносить в онлайн-пространство.
Обращения также полетели и в Смольный (в конце концов, именно губернатор Александр Беглов является автором закона), например Швец направил 21 вопрос по белым пятнам в законе, точно так же за уточнениями к главе города обратился и Вишневский. Заодно петербуржцы пишут в прокуратуру, президенту России, планируют написать главе Конституционного суда: узнать, как КРТ согласуется с защитой основных прав граждан.
Депутатам, которые поддержали закон о реновации, решение аукнулось репутационными потерями. Горожане активно распространяют и обсуждают результаты поименного голосования в Заксобрании по законопроекту по КРТ. Проголосовавшие против него — в «зеленом списке», те, кто голосовал за (это фракция «Единой России», ЛДПР и двое депутатов от «Новых людей»), попали в «позорный список», который также распространяется в Сети рассерженными горожанами.
Наращивает мощности просветительский аспект. Наверное, редко какой петербуржец мог похвастаться знанием тонкостей жилищного законодательства и правил проведения общего собрания собственников. Теперь общий уровень осведомленности в Петербурге ожидаемо возрастет. На встрече горожан и депутатов, которая прошла 20 июня, адвокат Ирина Баханович рассказала, что готовит методичку, по которой любой дом сможет действовать в случае попадания в КРТ. Инструкциями и нюансами подготовки и проведения ОСС делятся во многих локальных чатах, чтобы в случае, если дом попадает в программу, уже быть на низком старте.
Город объединяется не только по конкретным домам, но и кварталам. К такой консолидации призывал и депутат Вишневский, так как дом, успешно отказавшийся от реновации, в случае неуспеха соседей может попасть в строительную осаду на несколько лет, а впоследствии — в уплотнительную застройку, из-за того, что нормы правил землепользования и застройки, такие как высотность и плотность застройки, в зонах КРТ не действуют, и их будут устанавливать чиновники.
Поправки в закон о КРТ
Сразу несколько групп горожан и депутатов готовят поправки в закон о комплексном развитии, чтобы предпринять попытку убрать оттуда наиболее негативные пункты. В частности, Вишневский свой законопроект уже направил.
Главные пункты, которые требуют скорректировать горожане, во многом копируют поправки, которые не поддержал парламент во время второго чтения законопроекта. В их числе ограничение переселения хотя бы границами района, а еще лучше — муниципалитета. Переселение в другой район только с согласия жителей, уточнение критериев для попадания дома в программу — 70-процентным износом здания.
Правда, часть горожан, судя по обсуждениям в чатах, относится к идее «очеловечить» закон путем корректировки скептически. Во-первых, потому что «Единая Россия» составляет в парламенте большинство (и занимает 30 кресел из 50). А во-вторых, потому что многие в принципе не хотят ни переездов, ни компенсаций с перспективой всех проблем поиска нового жилья. Кроме того, как отметил на встрече 20 июля депутат МО «Гражданка» Вадим Сафонов, после старта реновации повышение запроса на покупку квартиры может поднять и цены на жилье.
Реакция Смольного
В Петербурге чиновники не устраивали обсуждения программы КРТ с горожанами на стадии, когда законопроект еще не попал в парламент. Когда программа проходила чтение в Заксобрании, Смольный также не озаботился разъяснениями происходящего. Широкие массы населения узнали о новой волне реновации, когда закон уже был принят.
Власти отреагировали запоздало, только после старта в городе процесса самоорганизации против КРТ. По информации собеседников «Фонтанки», активность горожан взволновала людей в чиновничьих кабинетах, и как минимум в нескольких районных администрациях уже проводились совещания на тему «что делать», итогом которых стало в том числе решение. искать организаторов антиреновационного «бунта».
Вроде бы главные спикеры по КРТ — «строительный» вице-губернатор Николай Линченко и глава Жилищного комитета Олег Зотов только 20 июля в эфире Центра управления регионом во «ВКонтакте» попытались ответить на вопросы жителей, задавать которые было предложено в комментариях.
«Фонтанка» спросила слушателей о впечатлениях: выходит, ясности выступление чиновников не принесло, а только разозлило население. Например, заданный неоднократно вопрос о переселении в любую точку в границах Петербурга (в том числе и дальние районы с «человейниками» и неразвитой социально-транспортной инфраструктурой) выступающие так и не затронули. Кроме того, под самим эфиром, говорят слушатели, «неугодные» комментарии удалялись.
Вместо этого глава Жилкома сообщил, что вопрос получения нового жилья взамен сносимого — «это вопрос взаимодействия гражданина с инвестором». «Инвестор, безусловно, будет заинтересован в том, чтобы предоставить полноценное жильё таким людям, чтобы уже двигаться дальше в плане развития этой территории», — заверил чиновник.
Вице-губернатор успокаивал слушателей, что проект планировки территории КРТ будет проходить процедуру публичных обсуждений. Как это должно утешить горожан, которых будут переселять с этой территории в другие места, чиновник не пояснил.
Самое показательное, что в активно проявляемом недовольстве горожан Смольный увидел и провокации, и призрак выборов.
«Дорогие петербуржцы, прошу не поддаваться провокациям ни в коем случае. Сегодня на территории Санкт-Петербурга нет ни одного решения о включении в комплексное развитие жилых кварталов, ни один дом никуда не включался. Где бы кто-то как бы ни пытался выдать желаемое за действительное в угоду своих предвыборных каких-то пожеланий или каких-то кампаний по привлечению масс населения», — заявил Линченко.
Источник: www.fontanka.ru