В статье особое внимание обращено проблеме правоприменения государственными инспекторами по пожарному надзору требований пожарной безопасности к объектам капитального строительства. Автор на основании глубокого и детального анализа действующих нормативных правовых актов в строительной и пожарной областях, а также практического опыта предлагает актуальный метод по обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующихся объектов защиты. Новый метод по выявлению нарушений требований пожарной безопасности позволит достичь целей, связанных с обеспечением пожарной безопасностью всех групп населения.
История органов государственного пожарного надзора «де-юре» исчисляется от 18 июля 1927 года, с момента утверждения органами власти РСФСР Положения о государственном пожарном надзоре, но «де-факто» еще 18 мая 1926 года на открытии 2-й Всероссийской пожарно-технической конференции нарком внутренних дел Белобородов докладывал о государственном пожарном надзоре и его задачах [1]. Однако почти за вековое существование действительно чрезвычайно необходимой службы, выполняющей одну из важнейших функций государства по обеспечению пожарной безопасности, противопожарный режим [2, ст. 1, абз. 6] на объектах надзора [3, ст. 2, п. 15], как видно из статистических данных [4; 5] и практического опыта, до сих пор не установлен в полном объеме.
Изменение законодательства в области обеспечения пожарной безопасности
С помощью мощнейшего инструмента под названием регуляторная гильотина несомненно удалось достичь глобальных и справедливых целей по пересмотру и отмене морально устаревших, в том числе переживших себя, нормативных правовых актов во всех сферах общественных отношений, тем самым сократив на 33% количество обязательных требований, применяемых контрольными (надзорными) органами к хозяйствующим субъектам.
Вместе с тем, объективная действительность бескомпромиссно заявляет всему российскому обществу о том, что коммерческие и некоммерческие юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, иные физические лица повсеместно лимитированы как материально, так и духовно, действующими предписаниями органов федерального государственного пожарного надзора (далее – ФГПН).
Контролируемые лица, пунктуально исполняющие предписанные требования в сроки, установленные индивидуальными ненормативными правовыми актами, выданными одними инспекторами ФГПН, подвергаются новым ударам в виде плановых или внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с риск-ориентированным подходом [6, п. 41], либо по иным основаниям другими должностными лицами ФГПН, которые в установленном порядке вновь предлагают административным субъектам устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Причинами происходящего зачастую выступают вакуум глубоких знаний в области пожарно-технического регулирования у сотрудников ФГПН, недостаток опыта в правоприменительной практике, невнимательность, нежелание совершенствовать свою квалификацию и профессиональную подготовку, отсутствие стремления быть всесторонне развитым и высокообразованным человеком, а также банальный дефицит времени, вызванный кадровым голоданием.
Вводный и повторный инструктаж по пожарной безопасности для сотрудников
Названная процедура отражает одно из центральных понятий индийской философии – сансара [7]. Бесконечный круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, схож с бесконечным административным контролем (надзором) со стороны проверяющих лиц, обусловленный в очередной раз новыми предписаниями, приводящим к перманентным финансовым и имущественным затратам подконтрольных лиц.
Казалось бы, в мире, герметически замкнутом и бесплодном, нет места мысли о спасении [8], и что из порочного круга отсутствует выход, основанный на симбиозе принципов гуманизма и законности, вдобавок отвечающий распространенным в праве методам формальной логики, изречение Джона Бродуса Уотсона: «Правильное решение должно оказаться не только изящным, но и простым» дает шанс на реанимацию текущего положения дел.
Итак, основным законом, регулирующим деятельность по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства, является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК), основывающийся на установленных в статье 2 ГрК принципах градостроительной деятельности, одними из которых являются принципы осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов и обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения [9].
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123) содержит частные случаи, при которых проектная документация имеет место быть. Например, в соответствии с проектной документацией должны монтироваться автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации [3, ст. 83, ч. 1], или в проектной документации должны быть указаны категории зданий, сооружений и помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности [3, ст. 27, ч. 22].
Вместе с тем, в Федеральном законе № 123 не упоминается о том, что объект капитального строительства обязан эксплуатироваться в соответствии с проектной документацией. Отсюда следует, что к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, могут применяться нормы законодательства о градостроительной деятельности, потому как данные правоотношения напрямую не урегулированы Федеральным законом № 123 [3, ст. 4, ч. 2].
К сказанному необходимо добавить, что при поддержке первого закона Гегеля, закона единства и борьбы противоположностей, к градостроительной деятельности прилагается законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности [3, ст. 4, ч. 3], благодаря чему ГрК и Федеральный закон № 123 совместно создают справедливую структуру условий выполнения требований пожарной безопасности.
Предметом ФГПН является оценка соответствия требованиям пожарной безопасности зданий, к которым предъявляются такие требования [6, п. 2 «а»]. В соответствии с Федеральным законом № 123 здание считается объектом защиты. Из анализа понятий [9, пп. 10 и 10.2], называемых ГрК, следует, что объект защиты представляет собой объект капитального строительства, который и будет рассмотрен в настоящей статье.
По существу, действия по установлению противопожарного режима на будущем объекте капитального строительства предпринимаются еще на этапе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, в целях получения материалов, необходимых для обоснования компоновки здания, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений, а также материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций здания [9, ст. 47, ч. 4, пп. 2 и 3].
Следующим этапом по обеспечению пожарной безопасности предполагаемого здания является архитектурно-строительное проектирование, осуществляемое путем подготовки проектной документации, разрабатываемой на все объекты капитального строительства и отвечающей требованиям технических регламентов, организация которой происходит на основании результатов инженерных изысканий [9, ст. 48].
Вышеприведенный двухступенчатый подход по обеспечению качественных и количественных характеристик объекта капитального строительства, как правило, завершается прохождением экспертизы в государственной или негосударственной форме, предметом которой являются в том числе оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатов инженерных изысканий [9, ст. 49].
Кроме того, гарантом обеспечения пожарной безопасности здания выступают основания для отказа в приеме проектной документации на экспертизу [9, ст. 49, ч. 8]. Причинами отказа могут стать отсутствие в составе проектной документации разделов, которые подлежат включению в состав такой документации в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительством Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – постановление Правительства № 87), а также направление на экспертизу не всех документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий». В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами разработка разделов 5 и 9 проектной документации на объект капитального строительства для проведения экспертизы является обязательным.
Сервис по проектированию систем пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
СРО. Лицензионное ПО. Для проектных и монтажных организаций спецпредложения.
Узнать подробнее об услуге
Помимо положительного заключения экспертизы, для возникновения права на дальнейшее строительство здания, необходимо получить разрешения на такое строительство, при котором проектная документация на соответствие требованиям технических регламентам не проверяется, поскольку такое соответствии презюмируется на основании того, что в обязательном порядке к заявлению о выдаче разрешения на строительство прикладывается положительное заключение экспертизы проектной документации [9, ст. 51].
Предпоследним этапом возведения объекта капитального строительства выступает непосредственно само строительство, осуществляемое в строгом соответствии с проектной документацией, а также положениями технических регламентов [9, ст. 52, ч. 1.2 и 6].
Венцом безопасности здания служит этап ввода его в эксплуатацию. Разрешение на ввод в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией [9, ст. 55, ч. 1].
Подводя краткий итог вышеизложенному, важно отметить, что еще до наступления этапа жизненного цикла здания – эксплуатация, законодатель предпринял все исчерпывающие меры по обеспечению противопожарного режима для всех категорий людей, предусмотрев контроль качества в виде этапов строительства, таких как инженерные изыскания, являющиеся исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, прохождения проектной документацией экспертизы для подтверждения ее требованиям технических регламентов, и, как следствие, получения разрешения на строительство, а также ввода здания в эксплуатацию как положительного результата самого строительства.
Эксплуатация объекта защиты допускается только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полученного в том числе на основании заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, и только в соответствии с его разрешенным использованием (назначением), и должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и другими нормативными правовыми актами [9, ст. 55.24].
Идентичная позиция отражена в документе, регулирующим сферу обеспечения безопасности зданий – Федеральном законе от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384), которая состоит в том, чтобы проектная документация на объект капитального строительства была разработана таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации здание было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения) [10, ст. 30, ч. 3], имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений [10, ст. 15, ч. 5].
Основные положения Федерального закона № 384, связывающие его с ГрК и составляющие квинтэссенцию безопасности любого здания, находятся в части 10 статьи 15 и части 2 статьи 36, выраженные в использовании проектной документации на здание в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания на всех последующих этапах его жизненного цикла, а также в выборе параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе его эксплуатации, не противоречащим проектной документации.
На основании вышеизложенного, а также части 5 статьи 3, Федеральный закон № 384 является главным документом, устанавливающим краеугольные требования в области пожарной безопасности, при этом дополнительные требования, установленные Федеральным законом № 123, не могут ему противоречить
При таком подходе ГрК совместно с Федеральными законами № 384 и № 123 формируют целостный и согласованный единый механизм по организации и обеспечению противопожарного режима на объекте.
Сформированную позицию обосновывает Федеральный закон № 384, который имеет ряд квалифицирующих признаков, относящих его к нормативным правовым актам по пожарной безопасности:
идентичность Федеральному закону № 123 сводов правил, расположенных в перечнях документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящих Федеральных законов [10, ст. 6, ч. 7; 3, ст. 6, ч. 1, п. 2; 11; 12];
повторность требований пожарной безопасности с требованиями, установленными Федеральным законом № 123 [10, ст. 8 и 12];
системы инженерно-технического обеспечения, которые по своей природе относятся к системам противопожарной защиты, поименованные в главе 14 Федерального закона № 123 [10, ст. 2, п. 21].
Кроме этого, законодатель четко определил статьей 3, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 4 Федерального закона № 123, что Федеральный закон № 384 полноценно относится к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности, устанавливающим обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Установив первопричину безопасности объекта капитального строительства, заключенную в обеспечении здания проектной документацией, соответствующей требованиям нормативно-правовых актов, в том числе техническим регламентам на всех этапах его жизненного цикла, осталось привести доказательства, относящиеся к невозможности применения требований пожарной безопасности должностными лицами ФГПН к конструктивным и объемно-планировочным решениям вне проектной документации, за ее пределами.
Кроме того, приказом МЧС России от 09 февраля 2022 г. № 78 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора», исполнение которого предписано статьей 53 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248), в проверочном листе, распространяющимся на объекты всех классов функциональной пожарной опасности, в пунктах 1.6 и 2 приведены следующие вопросы, обоснование которых строится на ГрК, Федеральных законах № 384 и № 123: выполнены ли в полном объёме решения, предусмотренные проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке? обеспечивается ли пожарная безопасность объекта защиты путем выполнения выбранного условия, перечисленных в пунктах 2.1-2.15, которые соответствуют разделу 9 постановления Правительства № 87.
Полученный результат обобщают статьи 6.1 и 28 Федерального закона № 123, указывающие на то, что идентификация здания проводится путем установления его соответствия классу функциональной пожарной опасности, степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности, оказывающиеся в проектной документации, ставящие в зависимость выбор, с целью применения, тех или иных требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий.
Из этого следует, что отсутствие информации о пожарно-технических характеристиках здания, отраженных в проектной документации, делает задачу по применению положений нормативных правовых актов и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, недостижимой.
Следуя принятой логики, не допускается подменять функции ФГПН и государственного строительного надзора. Как видно из подпунктов 3 и 7 части 1 статьи 144 Федерального закона № 123, предмета ФГПН, а также из правил, установленных абзацем 2 пункта 29, пунктов 36(1), 42 и 47 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 (далее – постановление Правительства № 290), ФГПН проводится только на эксплуатирующихся объектах. Альтернативный подход предъявляется к осуществлению полномочий для государственного строительного надзора, заключенного в реализации своей компетенции исключительно при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства, и выраженного в положениях статьи 54 ГрК и части 5 статьи 6 Федерального закона № 69.
Ввиду этого, ФГПН является как бы перестраховочным элементом, проводящим контрольные (надзорные) мероприятия в отношение объектов защиты, которые заведомо обязаны соответствовать требованиям пожарной безопасности в части конструктивных и объемно-планировочных решений, а также некоторым организационным моментам, поскольку построенное здание, имея разрешение на ввод в эксплуатацию и проверенное государственным строительным надзором, постфактум должно соответствовать проектной документации, а значит и техническим регламентам.
Проверочные листы на 100 %, содержат требования пожарной безопасности так называемого режимного характера, за исключением основного проверочного листа, который содержит в своем начале требования капитального типа, проверяемые органами ФГПН путем сопоставления фактически принятых решений, проектным. Проектная документация на объект защиты, как выяснилось ранее, является обязательным условием безопасной эксплуатации здания, следовательно, при отсутствии проектной документации необходимо принять все меры по ее восстановлению.
Способ восстановления проектной документации находится в Федеральном законе № 384 [10, ст. 15, ч. 8; ст. 36, ч. 2] и ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» [14, пп. 5.1.1 и 5.1.2].
Проектная документация должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации. Цель комплексного обследования технического состояния здания заключается в определении действительного технического состояния здания и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.
Таким образом, результатом проводимых обследований является, в том числе восстановление проектной документации, основные требования к которой установлены ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».
В дополнение ко всему сказанному, в обеспечении пожарной безопасности на объекте защиты, помимо государственного строительного надзора и ФГПН, участвует, как правило, лицо, владеющее зданием [9, ст. 55.25, ч. 1; 2, ст. 37; 10, ст. 40, ч. 2], несущее в установленном порядке разного рода ответственность.
Также лицо, владеющее зданием, обязано вести журнал эксплуатации здания, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, о проведении текущего ремонта здания, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания нарушений, сведения об устранении этих нарушений [9, ст. 55.25, ч. 5].
На основании вышесказанного, предлагаю органам ФГПН проводить контрольные (надзорные) мероприятия исключительно в рамках закона, а именно:
1. При наличии проектной документации на объект защиты проводить сверку принятых проектных решений с фактическими (имеющимися), и в случае их совпадении проверять соблюдение требований пожарной безопасности только режимного характера.
2. При наличии проектной документации на объект защиты проводить сверку принятых проектных решений с фактическими (имеющимися), в случае их расхождения предлагать в предписание, например, выполнить в полном объеме решения, предусмотренные проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке, в части обеспечения пожарной безопасности наружного противопожарного водоснабжения, а также проверять соблюдение требований пожарной безопасности режимного характера.
3. В случае отсутствия проектной документации на объект защиты предлагать в предписание, например, обеспечить пожарную безопасность наружного противопожарного водоснабжения путем разработки и утверждение в установленном порядке проектной документации, как основного документа для принятия решения об обеспечении безопасности здания [15], а также проверять соблюдение требований пожарной безопасности режимного характера.
В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3, дополнительно уведомлять органы прокуратуры для выхода прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке, предусмотренном статьями 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с целью принудительного понуждения лица, владеющего объектом защиты, исполнить предписания, и (или) постановки вопроса о приостановлении деятельности объекта защиты [16, ст. 1065, п. 1], так как в случаях отсутствия проектной документации на здание, заведомо предполагается, что его дальнейшая эксплуатация небезопасна [9, ст. 55.26, ч. 1].
Кроме этого, по согласованию с органами прокуратуры, использовать предоставленные полномочия, предусматривающие подобные права для выхода в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке, предусмотренном статьями 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу пункта 2 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248 и подпункта «б» пункта 27 постановления Правительства № 290.
По итогам изложенного следует заявить, что выстроенный метод проведения проверок основан исключительно на соблюдение положений федерального законодательства, нормативных правовых актах и иных документов в исследуемой области. Кроме этого, настоящий подход позволит построить объективную и законную систему по выявлению нарушений требований пожарной безопасности, следствием которой будет уменьшено административное давление на хозяйствующие субъекты, при этом не опуская высокой планки, заданной для обеспечения пожарной безопасности.
Станет понятен и прост сам механизм, предъявляемый к проверочным мероприятиям, как лицам, владеющим зданиями, так и органам прокуратуры и следственного комитета, при проведении ими различных процессуальных проверок, в том числе в отношении сотрудников ФГПН.
Также названный метод позволит исключить подмену прав, обязанностей и ответственности государственного строительного надзора и ФГПН, а самое главное позволит выстроить единую судебную практику на территории Российской Федерации, которая значительным образом уменьшит поступления жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц.
Список источников
4. Пожарное дело: ежемес. журн. М-ва охраны обществ. порядка СССР. — 1926.- № 6 (16).
5. О пожарной безопасности: Федер. закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ; в ред. Федер. закона от 11 июня 2021 г. №170-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 26 декабря 1994 г.- №35.- Ст. 3649.
6. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ; в ред. Федер. закона от 30 апреля 2021 г. №117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 28 июля 2008 г.- №30 (часть I).- Ст. 3579.
7. Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: статистический сборник. — М.: Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИПО), 2021. — 112 с.
8. Анализ обстановки с пожарами и их последствиями на территории Российской Федерации за 9 месяцев 2021 г.- М: ДНПР МЧС России, 2021 г. — 18 с.
9. О федеральном государственном пожарном надзоре: постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. №290; в ред. постановления Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. №2169 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 23 апреля 2012 г.- №17.- ст. 1964.
10. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Большая Рос. энцикл., 2004. – 1456 с.
11. Вдовина И. С. Мунье // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. — 2816 с.
12. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30 декабря 2021 г. №476-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 03 января 2005 г.- №1 (часть I). — ст. 16.
13. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федер. закон от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ; в ред. Федер. закона от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 04 января 2010 г.- №1. — ст. 5.
14. Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384: приказ Росстандарта от 02 апреля 2020 г. №687 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564577621 (Дата обращения: 28.03.2022).
15. Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №123: приказ Росстандарта от 14 июля 2020 г. №1190 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565314055 (Дата обращения: 28.03.2022).
16. Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 сентября 2020 г.- № 39.- ст. 6056.
17. ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200100941 (Дата обращения: 28.03.2022).
18. По вопросу восстановления проектной документации: письмо Минстроя России от 21.02.2022 № 3362-ОГ/08 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_336146 (Дата обращения: 28.03.2022). 19. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 29 января 1996 г.- №5.- ст. 410.
Левинский И.И. Проектная документация – основа пожарной безопасности объекта защиты// Актуальные проблемы безопасности в техносфере. 2022. № 2 (6). С. 11-18. http:// 10.34987/2712-9233.2022.13.10.002.
Источник: propb.ru
Пожарная экспертиза проектной документации
Проектирование зданий – серьезная задача, которая требует от исполнителя вдумчивого подхода и наличия большого объема профильных знаний. Часто для выполнения всего необходимого объема работ и разработки проектной документации приходится привлекать целую команду экспертов, каждый из которых отвечает за конкретный раздел. Кроме этого, безопасность и надежность объекта, который будет построен по проекту, достигается реализацией внешнего контроля в формате экспертизы проектной документации.
Действующее законодательство предусматривает выполнение разных типов экспертизы в зависимости от назначения здания, его характеристик, использованных материалов и других параметров. Одним из таких типов становится пожарная экспертиза выполненного проекта.
Нормативная база
Ключевым нормативным актом, который регулирует порядок разработки проектов зданий и сооружений, становится действующий Градостроительный кодекс от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Вопросы выполнения экспертиз урегулированы целым рядом дополнительных правовых актов:
- приказ Минстроя от 30 ноября 2020 года N 734/пр, который утверждает порядок разработки специальных техусловий для объектов капитального строительства;
- национальный стандарт РФ ГОСТ Р 21.101-2020, определяющий состав необходимой проектной документации для строительства;
- постановление Правительства от 16 февраля 2008 года N 87, определяющий структуру проектной документации, состав и требования к ее разделам;
- постановление Правительства от 5 марта 2007 года N 145, регулирующее порядок выполнения государственной экспертизы проектов.
Постановление № 145 — один из важнейших правовых актов в сфере организации технической, профильной, градостроительной, пожарной и иных видов экспертиз. При этом нужно учитывать, что сейчас в России реализуется масштабный проект регуляторной гильотины, предполагающего серьезный пересмотр действующей правовой базы на предмет упразднения устаревших, избыточных или дублирующихся требований. В связи с этим многие нормативные акты, в том числе затрагивающих проектную документацию и выполнение обязательных экспертиз, отменяются или подвергаются серьезному редактированию.
Постановление № 145 об экспертизах упразднять пока не собираются, однако с 1 сентября 2022 года на основании постановления Правительства от 20 апреля 2022 года N 711 в него будет внесен ряд изменений, например, уточнен ряд терминов и требований к проведению экспертиз. Кроме этого, постановление № 711 устанавливает срок действия постановления № 145: он будет ограничен 1 сентября 2028 года. Такое условие введено для обеспечения актуальности текста документа и его соответствия текущей ситуации в отрасли и требованиям к проведению экспертиз. Ближе к концу этого срока Правительство разработает новый правовой акт, устанавливающий правила выполнения экспертиз градостроительных и иных проектных работ.
Одним из важных вопросов проведения экспертизы проекта строительства и итогов инженерных исследований становится оценка пожарной безопасности. Необходимость пожарно-технической экспертизы прямо предусмотрена постановлением Правительства № 145. Пожарная экспертиза выполняется с применением особых нормативных актов. В их список входят:
- федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008, представляющий собой национальный технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
- федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ, посвященный вопросам технического регулирования;
- федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ о пожарной безопасности;
- целый список строительных норм, правил и стандартов, устанавливающих требования к пожарной безопасности разных категорий зданий, которые проверяются в ходе экспертиз;
- другие правовые документы, затрагивающие вопросы организации экспертиз.
Организация, выполняющая контроль проектной документации, выполняет экспертизу разработанного проекта на соответствие нормам, действующих для конкретного типа объектов.
Раздел о пожарной безопасности в составе разработанной проектной документации
Обязательная структура проектной документации определяется положениями постановления № 87. В пункте 26 этого правового акта приводится список сведений, которые должны отражаться в разделе, посвященном вопросам пожарной безопасности. Он включает:
- текстовое описание системы пожарной безопасности объекта, предусмотренной проектной документацией;
- обоснование установленных пожарных расстояний между объектами на территории, включая здания, сооружения, противопожарные установки и проч.;
- описание проектных решений в части противопожарной инфраструктуры, включая водоснабжение и организацию подъезда пожарных машин;
- объяснение выбранных решений в части огнестойкости, класса пожарной опасности и конструктивных решений здания, влияющих на степень его защищенности в случае риска возгорания;
- объяснение выбранных решений для безопасности людей в случае возгорания;
- список решений, обеспечивающих безопасность членов пожарного подразделения, занимающегося тушением возгорания;
- информация о категориях зданий, сооружений, конструкций в составе объекта по признаку риска пожара или взрыва;
- список зданий, сооружений, конструкций, где предполагается установка систем автоматического пожаротушения и технических установок пожарной сигнализации;
- описание, номенклатура и обоснование систем технической противопожарной защиты, рекомендуемой для зданий в составе объекта проектной документацией;
- текстовое описание и обоснование точек расположения оборудования, обеспечивающего пожарную защищенность объекта, а также порядок взаимодействия такой техники с другими инженерными системами, предусмотренными в здании проектной документацией;
- описание организационных и технических мер, которые будут приняты для обеспечения пожбезопасности объекта;
- расчет уровня пожарного риска, включая причинение вреда здоровью людей и ущерб материальным активам. В случае выполнения установленных нормативов в области пожарной безопасности, включая добровольное выполнение требований действующих нормативных документов, расчет пожарных рисков в проектной документации не выполняется.
В дополнение к текстовой части проектной документации постановление № 87 предусматривает включение в ее состав информации в графической форме. В список таких данных входят ситуационный план объекта и прилегающей территории с указанием транспортных путей, а также ключевых объектов противопожарной инфраструктуры, схемы эвакуации людей и материальных активов в случае возгорания, структурные схемы специального оборудования, применяемого для противопожарной защиты объекта.
Порядок организации пожарной экспертизы проектной документации
Экспертиза проектной документации выполняется для оценки соответствия проекта действующим законодательным нормативам. Пожарная проверка проектной документации проводится для контроля соблюдения противопожарных требований и оценки уровня пожарного риска на будущем объекте. Кроме этого, пожарная экспертиза проектной документации позволяет оптимизировать бюджет строительства, обеспечив высокий уровень защищенности здания от пожарных рисков и при этом не понеся повышенных расходов.
который регулирует общий порядок проведения экспертиз, заказчик вправе выбирать исполнителя таких работ. Он может выбрать государственную или негосударственную организацию. В обоих случаях обязательно наличие у исполнителя действующей аккредитации в области работ по выполнению экспертиз.
Это требование действительно и при выполнении пожарной экспертизы в отношении разработанной проектной документации. Для типовых проектов строительства она может организовываться силами негосударственного учреждения, имеющего требуемую аккредитацию. При этом если объект подпадает под действие части 2 или 3 ст. 49 ГрК РФ, то есть в отношении него не предусмотрена обязательная экспертиза проектной документации, проведение пожарной экспертизы также не осуществляется.
Пожарно-техническая экспертиза силами МЧС
В отношении особых категорий объектов действующее законодательство предусматривает только государственную оценку безопасности и качества технических решений. К ним относятся сложные технические объекты, здания, обладающие высокой культурной ценностью и другие. Экспертизу проекта в этих ситуациях осуществляет Главгосэкспертиза. Для целей проведения экспертизы в области пожарной безопасности привлекается Госэкспертиза МЧС РФ. Она проводит проверку соблюдения на объекте требований законодательства, включая 123-ФЗ.
Порядок ее работы устанавливается письмом Главгосэкспертизы от 12 января 2005 года N 11-3/11. Оно указывает, что экспертные органы МЧС готовят самостоятельное заключение по вопросам пожарной безопасности анализируемого объекта. Позднее оно включается в состав общего заключения, составленного на проектную документацию. Привлечение Госэкспертизы МЧС предусмотрено также для объектов, в отношении которых не разработаны нормы пожарной безопасности.
Источник: www.centrattek.ru
сделаем проектирование, расчет, монтаж
Обеспечение пожарной безопасности объекта капитального строительства
Наше проектное бюро выполнило документация по обеспечению пож безопасности объекта капстроительства.
С истема обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства
Описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства
Настоящие мероприятия формируют противопожарные требования, основные способы реализации данных требований, а также комплекс организационно- технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта на стадии проектирования, реконструкции, строительства и эксплуатации. Мероприятия разработаны на основе положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту ФЗ-123), в соответствии с которым пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями исключающими возможность возникновения пожара, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения последствий от них.
Системы пожарной безопасности
Системы пожарной безопасности объекта обеспечивают необходимый уровень пожарной безопасности людей и материальных ценностей и выполняют следующий комплекс задач:
• исключают возможность возникновения пожара;
• обеспечивают пожарную безопасность людей;
• обеспечивают пожарную безопасность материальных ценностей;
• обеспечивают пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.
Обеспечение пожарной безопасности людей и материальных ценностей базируется на их защите от опасных факторов пожара, а также их вторичных проявлений, к которым относятся:
• повышенная температура окружающей среды;
• токсичные продукты горения и термического разложения;
• пониженная концентрация кислорода;
• осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;
• радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;
• электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;
• опасные факторы взрыва по ГОСТ 12.1.010, происшедшего вследствие пожара;
Мероприятия направлены на достижение следующих целей:
• предотвращение возникновения пожара;
• обеспечение эвакуации людей из помещений до наступления предельно-допустимых значений опасных факторов пожара;
• ограничение распространения пожара на соседние объекты;
• обеспечение действий оперативных подразделений по тушению пожара и спасательным работам.
Разработанные мероприятия базируются на классификациях ФЗ-123, при этом учитываются отдельные положения действующих нормативных документов в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Настоящие мероприятия устанавливают основные требования к проектированию систем противопожарной защиты объекта в соответствии с действующими нормативно — правовыми актами (документам), представленными в проектной документации.
При наличии разночтений между требованиями настоящих мероприятий и действующими нормами при проектировании и строительстве объекта следует руководствоваться настоящими мероприятиями.
Объект реконструкции состоит из:
• здания Центр Обработки Данных;
• Внешней площадки с холодильным оборудованием (аппараты воздушного охлаждения);
• контейнеров ДГУ (Внешней площадки с дизель-генераторными установками);
• здания трансформаторной подстанции.
противопожарные расстояния между зданиями
Обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов реконструкции
Проектные решения генерального плана по пожарной безопасности направлены на:
• соблюдение безопасных расстояний от зданий объекта до соседних зданий и сооружений с учетом исключения возможного переброса пламени в случае возникновения пожара;
• создание условий, необходимых для успешной работы пожарных подразделений при тушении пожара.
Противопожарное расстояние между зданиями центра обработки данных и трансформаторной подстанции составляет 18.5 м.
Противопожарные расстояния между зданиями центра обработки данных и контейнерами ДГУ (дизельные генераторы) 38 м.
Противопожарные расстояния между зданиями трансформаторной подстанции и контейнерами ДГУ (дизельные генераторы) 13 м.
Расстояние между зданием центра обработки данных и аппаратами воздушного охлаждения составляет 19 м.
Расстояние между контейнерами ДГУ (дизельные генераторы) и аппаратами воздушного охлаждения составляет 8.9 м.
Расстояние между трансформаторной подстанции и аппаратами воздушного охлаждения составляет 7.5 м.
Фактические расстояния в свету между зданиями объекта и соседними зданиями составляют:
• расстояния между зданиями реконструкции и иными зданиями превышает 30 метров.
наружное противопожарное водоснабжение
Описание и обоснование проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники.
Наружный противопожарный водопровод
На территории запроектирован совмещённый хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод d 200 мм, на котором установлено 5 подземных пожарных гидранта (см. Приложение 1).
Расстояние между гидрантами составляет:
С западной стороны — 1 гидрант 45 м.
С юго-западной стороны 1 гидрант 85 м.
С южной стороны три пожарных гидранта расстояние не превышает более 100 м.
Так как пожарные гидранты размещены по территории равномерно, выполняется требование п.8.16 и п.9.30 СНиП 2.04.02-84*, т.е. расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети обеспечивает пожаротушение любой обслуживаемой данной сетью части здания не менее чем от двух гидрантов при нормативном расходе воды на наружное пожаротушение с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более 200 м по дорогам с твердым покрытием. Водоснабжение объекта предусмотрено на основе утвержденных схем с учётом правил комплексного использования и охраны вод. Продолжительность тушения пожара принимается — 3 ч (п.2.24 СНиП 2.04.02-84*).
Расход воды на наружное пожаротушение составляет 20 л/с. Гарантированное давление в водопроводе составляет 30 м. Таким образом давление соответствует требованиям «Справочник руководителя тушения пожаров».
Проезды и подъезды пожарной техники
Объект расположен на расстоянии 3 км от пожарного депо СПЧ. Согласно Раздела II Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны, главой 17 Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны, ст.76 Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — Дислокация подразделений пожарной охраны обеспечивает время прибытия первого подразделения к объекту до 10 минут.
Согласно данным карточки пожаротушения СПЧ ФГКУ «Специальное управление ФПС МЧС России» время прибытия пожарных автомобилей составляет 3 мин. Подъезд пожарных машин к объекту обеспечен со всех сторон.
Ширина проездов для пожарной техники составляет не менее 6 м. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 т на ось. Подъезды пожарных автомобилей предусмотрены к входам в здание и к источникам наружного противопожарного водоснабжения — пожарным гидрантам (см. Приложение 2).
Источник: www.f-controls.ru
Услуги по разработке и сопровождению СТУ в части обеспечения пожарной безопасности
Специальные технические условия по пожарной безопасности (далее пожарные СТУ) — документ, содержащий дополнительные требования, обеспечивающие безопасность объекта капитального строительства и устанавливающий (если не имеется установленных технических норм для данного объекта) технические нормы, отражающие особенности данного объекта с учетом условий проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации.
Содержание пожарных СТУ
- детальное обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для конкретного объекта капитального строительства, излагаемые в соответствии со структурой сводов правил в соответствующей сфере деятельности;
- перечень вынужденных отступлений от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, содержащий мероприятия, компенсирующие эти отступления;
- основание для строительства (правоустанавливающие документы на земельный участок);
- данные, включающие наименование и место расположения объекта капитального строительства (адрес объекта капитального строительства, кадастровый номер земельного участка);
- сведения о заинтересованных лицах, проектной организации и (или) разработчике СТУ;
- описание объекта капитального строительства в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений.
В соответствии с ценовой политикой компании стоимость разработки и согласования СТУ в установленном законодательством порядке в компетентных инстанциях составляет:
- от 1 000 000 руб. при сроке разработки и согласования не менее 3 месяцев;
Вышеприведённая стоимость разработки и согласования зависит от сложности объекта.
Услуги, предоставляемые нашей компанией:
- Скидку 30% на прохождение негосударственной экспертизы проектной документации
- Скидку 20% на проведение СОУТ
- Скидку на услугу по охране труда на выбор:
-
2500 вместо 3400 17 000 вместо 25 000
Вы можете отправить нам заявку, заполнив форму:
Вас может заинтересовать
Пожарная безопасность
Антитеррористическая безопасность
Другие услуги
Благодарственные письма наших клиентов
Отзывы
ООО «ПСК-Реконструкция» выражает благодарность ООО «Серконс» за плодотворное сотрудничество в рамках проведения негосударственной . экспертизы проектной документации на проекты, разработанные нашей организацией.
Работа выполнялась грамотно и профессионально. Благодарим за рекомендации по устранению замечаний в ходе экспертизы и уверены, что в дальнейшем сумеем сохранить и продолжить наши партнерские отношения.
Особенно хочется поблагодарить Родригес Изабель Владиславовну за эффективное ежедневное взаимодействие с нашими сотрудниками.
Генеральный директор М.А. Ахиллес
Настоящим выражаем свою благодарность ГК «Серконс», который является нашим основным партнером в сфере сертификации продукции с 2018 года. В перечень услуг, оказываемых нам ГК «Серконс», . входит оформление Сертификатов Соответствия Таможенного Союза и Деклараций Соответствия Таможенного Союза.
Отдельно хочется отметить профессионализм работы менеджеров по сертификации продукции Мельникова Георгия Викторовича и Телицыну Евгению Николаевну, их ответственное отношение к каждому запросу, высокую скорость обработки запросов и оперативное разрешение возникающих вопрос.
Благодарим за сотрудничество и надеемся на эффективное взаимодействие в будущем!
Генеральный директор И.В. Липский
Уважаемая Яна Александровна!
Компания ООО «МорНефтеГазСтрой» выражает глубокую и искреннею благодарность ООО «СЗРЦ ПБ» за профессиональный подход к своей работе.
. Квалификация и опыт специалистов, которые всегда на связи, позволили оперативно решить возникшие вопросы в кратчайшие сроки и выполнить работу в соответствии со всеми нормами и правилами.
Желаем процветания и финансового благополучия вашей компании.
Будем рассчитывать на дальнейшее плодотворное сотрудничество в сфере проведения испытаний по определению пожаробезопасности продукции и сертификации.
Генеральный директор Тужик М.М.
Уважаемый Алексей Петрович,
Выражаем Вам благодарность за качественно выполненную услугу по разработке специальных технических условий на проектирование и . строительство объекта в части обеспечения пожарной безопасности блока хранения и налива ТУГ по объекту: «Освоение месторождения D33 с объектами инфраструктуры. Первый эпат освоения. Реконструкция трубопровода товарной нефти НСП «Романово» — ООО «ЛУКОЙЛ-КНТ».
Все работы были выполнены качественно и в запланированные сроки. Особенно хотелось бы отметить менеджера Дарью Олеговну Мастерских и экспертов Митичкина Александра Алексеевича и Черникова Евгения Михайловича за их профессионализм и оперативную работу.
Мы можем рекомендовать ООО «ПромМаш Тест» как надежного профессионального партнёра и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
Первый зам. генерального директора — Директор по развитию бизнеса — Главный инженер А.В. Скурлатов
От лица компании ООО»Мстер Руф» выражаем вам благодарность за качественно выполненную услугу по проведению негосударственной экспертизы . проектной документации на проекты, разработанные нашей организацией.
Все работы выполнены качественно и в ожидаемые сроки. В особенности хотелось бы отметить менеджера Родригес Изабель Владиславовну за профессионализм и оперативную работу. Мы можем рекомендовать ООО «Серконс» как надежного профессионального партнера и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
Оргкомитет 11 Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок — 2020» выражает глубокую признательность за экспертную . поддержку и профессиональный подход к работе в Экспертном совете
Техническому директору ООО «ПромМаш Тест» Прокопьевой Ирине Александровне
Ваш экспертный опыт — ценный вклад в развитие премии.
С нетерпением ждём Вашего участия в 12 национальной премии «Золотой Медвежонок-2021»
Председатель оргкомитета А.В. Цицулина
Уважаемый Алексей Петрович!
ООО «ГЭС розница» выражает благодарность ООО «ПромМаш Тест» за выполненную . работу по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашей компании в 2020 году. Благодаря компетентности и высокому уровню профессионализма специалистов ООО «ПромМаш Тест» услуги по проведению СОУТ были выполнены качественно и своевременно.
Коллектив ООО «ГЭС розница» желает Вашей команде успехов во всех начинаниях и достижения всех поставленных целей. Надеемся в будущем на взаимовыгодное сотрнудничество с Вашей организацией!
С уважением,
Заместитель генерального директора-
Главный инженер ООО «ГЭС розница» С.А. Карабашев
Уважаемый Алексей Петрович!
ФКП «Анозис» выражает благодарность экспертной организации ООО «ПромМаш Тест», за качественно проведённое техническое . диагностирование и экспертизу промышленной безопасности на производственных площадках нашего предприятия.
Хотим выразить благодарность за высокую организованность сотрудников и способность быстро и качественно решать поставленные задачи. Особенно хотим поблагодарить специалиста по промышленной безопасности Баздрова Олега Андреевича, инженеров Фёдорова Алексея Владимировича и Безуглова Антона Юрьевича, а так же руководителя отдела лицензирования и регистрации ОПО Юзвенко Романа Евгеньевича, за корректно выполненную работу и ответственный подход к выполнению поставленных задач.
Главный инженер О.Г.Бенцлер
Уважаемый Алексей Петрович!
АО «Раменский приборостроительный завод» выражает благодарность и признательность лично Вам и всему коллективу ООО «Проммаш . Тест» за оперативное и качественное проведение специальной оценки условий труда на нашем предприятии.
На всех этапах сотрудники демонстрировали профессиональный подход к делу и высокую квалификацию в области проведения СОУТ. Особую признательность хочется выразить эксперту по СОУТ Ли Татьяне Владимировне за качественное и оперативное выполнение работ по СОУТ, широкий спектр профессиональных знаний и непосредственную вовлеченность в рабочий процесс. Отдельно хочется поблагодарить менеджера Михайлова Станислава Александровича, который был с нами от этапа заключения договора и на протяжении всего рабочего процесса, за его четкую клиентоориентированность.
За время работы мы убедились, что ООО «Проммаш Тест» как надежного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Главный инженер С.И. Пономарев
Уважаемый Андрей Алексеевич!
ГБУ РО «СШОР № 8» пользуется услугами ООО «Серконс» по сертификации спортивных объектов, находящихся в оперативном управлении нашего . учреждения 2016 года.
За это время с помощью команды ООО «Серконс» г. Ростова-на-Дону произведена сертификация, а также продление сроков действия сертификатов на спортивные объекты в г. Ростове-на-Дону: Дворец спорта, открытый футбольный стадион на 1500 зрительских мест, водно-спортивная база «Зелёный остров».
Выражаем благодарность команде менеджеров Вашей компании и особо хочется отметить работу менеджера Сундуковой Нилы Геннадьевны, которая за все эти годы персональной работы с нашим учреждением проявила себя как высокопрофессиональный, грамотный, ответственный и внимательный к проблемам клиента специалист.
Мы и дальше надеемся на сотрудничество с ООО «Серконс» и будем рекомендовать всем Вашу компанию как прекрасно организованную, авторитетную организацию.
И.о. директора А.А. Пивоваров
Уважаемая Яна Александровна!
ООО «ХАБАРОВСКРЕМПРОЕКТ» выражает благодарность компании ООО «СЗРЦ ПБ» за качественно выполненную услугу по разработке и . согласованию специальных технических условий в МЧС России ив Министерстве строительства и жилищного-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Так же хотим особо отметить менеджера Синявского Дмитрия Юрьевича и руководителя Отдела независимой оценки риска и экспертизы пожарной безопасности Рементова Андрея Николаевича за профессионализм и качественное исполнение работы.
Мы можем рекомендовать компанию ООО «СЗРЦ ПБ», как хорошо организованную, профессиональную команду, и рады, что приняли решение о сотрудничестве с Вами.
Также на сегодняшний день прорабатываем возможность сотрудничества с Вашей компанией на разработку и прохождение СТУ по планируемому проекту Гостиничный комплекс по пер. Некрасовский 30 в г. Владивостоке.
ООО «Хабаровскремпроект» А.А. Радыгин
Уважаемая Яна Александровна!
АО «Евраз НТМК» выражает благодарность компании ООО «СЗРЦ ПБ» за качественно выполняемые услуги по разработке специальных технических . условий.
Мы можем рекомендовать компанию ООО «СЗРЦ ПБ», как хорошо организованную профессиональную команду, выражаем уверенность в сохранении сложившихся отношений и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Начальник УКС И.Е. Хаятов
Уважаемая Андрей Алексеевич!
Благодарим ООО «Серконс» в лице Увайской Людмилы Леонидовны и ее команды специалистов за организацию и проведение работ по . сертификации и декларированию соответствия большого перечня продукции ООО «АББ», подпадающей под действие Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020 направлениям нашего сотрудничества с ООО «Серконс», которое длится с 2011 года.
Работа Ваших Специалистов важна и способствует процессу своевременного выпуска продукции ООО «АББ» в обращение на территории Таможенного союза.
Рассчитываем на продолжение стабильного, долгосрочного сотрудничества с ООО «Серконс».
Старший инженер по технической поддержке Е.Н. Герасимович
и сертификации продукции
Уважаемая Алексей Петрович!
ООО «Магистраль» выражает благодарность компании ООО «ПромМаш Тест» за профессиональное оказание услуги по негосударственной . экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий.
За время нашего сотрудничества хотелось бы отметить компетентность менеджера Шуракова Сергея Сергеевича и его способность качественно и быстро решать вопросы.
Нам доставило большое удовольствие сотрудничество с компанией ООО «ПромМаш Тест».
Мы рекомендуем данную компанию в качестве профессионального партнера и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Генеральный директор Г.М. Макаршин.
Генеральному директору ООО «Серконс» Григорьеву А.А.
ООО «Старт-Строй» выражает слова искренней благодарности руководству и сотрудникам ООО «Серконс» за поведение . экспертизы проектной документации строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом №4 по адресу: г. Н.Новгород, Советский район, у дер. Кузнечиха».
Отмечаем высокий профессионализм сотрудников Вашей организации, высокое качество работы. Благодаря слаженным действиям команды экспертов и менеджеров сопровождения, экспертиза была проведена в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.
Источник: www.serconsrus.ru