Проект межевания земли представляет собой документ, необходимый для планировки участка местности. План требуется подготовить относительно застроенных либо готовящихся к застройке местностей. Территории располагаются в границах структуры планировочного значения.
Межевой план разрабатывается для определения границ изменяемых земельных наделов и вновь образованных.
На законодательном уровне регламентируется подготовка проекта, правила закреплены в статье 43 Градостроительного кодекса. Ниже будет представлен образец плана.
[contents]
Утверждение
Недостаточно будет разработать документацию по строительству, необходимо получить разрешение, чтобы провести работы, отмеченные в проекте. Когда происходит утверждение проекта межевания и планировки, эти два плана согласуются и заверяются как единый документ. В нем содержится планирование межевания и застройки участка. Происходит это в случае, когда:
- земельный надел застроен;
- ранее были утверждены такие документы.
В остальных ситуациях заверение будет как два разных документа. Процедура утверждения регламентирована градостроительным законодательством и актами муниципальными.
Курс для градостроителей. Урок 2. Состав документации по планировке территории (ППТ)
Планировка и межевание территории
Процесс включает в себя:
- исследование представленных документов;
- получение результатов.
Проверка проводится относительно соответствия представленной документации законодательным нормам. Согласование плана планировки возложено на муниципалитет. Выделяется несколько комитетов, которые участвуют в согласовании:
- руководство района, где будут проводиться строительные работы;
- инженерному обеспечению;
- благоустройству;
- сохранности окружающей среды;
- энергетике;
- охране памятников культуры и истории;
- обеспечению порядка.
Когда бумаги согласованы, план передается градостроительному комитету, проверяющему их. На рассмотрение документа отводится один месяц. Если программа планировки одобрена, то принимается соответствующий приказ. Утвержденный проект размещается на портале муниципалитета.
Для утверждения требуется соблюсти условия:
- документация предоставляется на электронном и бумажном носителе;
- наличие печати организации и подпись ответственного;
- листы прошиваются, нумеруются.
Утверждение бумаг возложено на главу местной администрации, в месте расположения объекта. Для этого нужно предоставить заявление, написанное собственников земли или решение комитета, ответственного за подготовку плана. Согласование происходит путем проведения слушаний.
Межевой проект
Если в проекте, после его утверждения обнаружены ошибки, сам документ не изменяется. К нему прикладывают доработанный акт. В случае принятия отрицательного решения относительно утверждения плана – решение должно быть обоснованно.
Разработка технического задания
В техническом задании обязательно должны быть указаны:
- Наименование работ, которые будут проводиться на основании задания.
- Кто выступает заказчиком. Как правило, заказчиками выступают административные органы муниципалитета.
- Границы, относительно которых проводится проектирование.
- Источник получения финансов на проведение работ. Это может быть бюджет муниципального образования.
- Основания для производства работ. В качестве оснований рассматриваются правовые акты различных уровней власти.
- Правовая, нормативная и методическая база для проведения работ. Сюда входят законодательные акты, своды правил, методические рекомендации, уставы и прочее.
- Задачи и цели проведения работ. В качестве основной цели выступает установление территориальных границ.
Процедура планирования
Помимо проведения строительных работ межевой проект будет применяться, когда происходит разделение земли на меньшие составляющие, даже если не производится постановка на учет кадастрового значения. План требуется при:
- отчуждении от общей территории надела, который наделен обременениями;
- определении границ использования частей участка, находящегося в общей долевой собственности.
Оформление в этих случаях проектных документов связывается с желанием хозяина участка. В законодательных актах не устанавливается правил относительно их обязательного применения, однако с их помощью можно увеличить эффективность использования земли.
Созидание проектных документов по межеванию и планированию являются взаимообусловленным, так как содержат в себе разную информацию и при оформлении одного необходимо создать другой. По этой причине требуется согласовать планы.
Состав сведений
Информация, которая содержится в документации, обладает нормативным характером. В межевой проект включена картографическая и текстовая части. В последнем случае основным составляющим выступает таблица, в которой содержится сообщение информационно-описательного значения, дающее характеристики проектируемой местности, куда включаются:
Особое внимание требуется уделить составлению карты. Ее воспроизведение осуществляется на бумаге. Базой выступает носитель, откуда копируется актуальные сведения относительно проектируемой территории.
Согласно установленным требованиям, информация проектного характера наносится на картографическую основу посредством ручного способа с использованием синих чернил. При этом строго должны соблюдаться правила, установленные для подготовки такого рода проектов.
Внимание! файл нельзя использовать как документ. Он служит для ознакомительных целей.
Требования к подготовке
Проект составляется на основании требований, прописанных в законах. Одним из таких актов является Приказ, принятый Минэкономразвития в 2011 №388.
Положения, учитываемые при составлении плана:
- использование русского языка;
- применение определенных принадлежностей канцелярского назначения;
- правила, которые должны соблюдаться при переносе;
- нумерация листов;
- пункты, отраженные в проекте;
- правила составления карты;
- объем текста;
- использование листа бумаги в формате А4.
Порядок
Заказать составление проекта межевания можно в администрации муниципалитета, где расположен комитет по градостроительству. В его полномочия включается планирование работ архитектурного значения, в частности изготовление межевых планов. Указанный орган обладает необходимой лицензией на осуществление деятельности, также снабжен специалистами.
Чтобы подготовить межевой план потребуется согласовать его, для чего требуются документы:
- кадастровый паспорт земли;
- эскиз генплана;
- топографическую съемку;
- проект планирования местности.
Подробная инструкция
Если проект планировки основывается на плане межевания — изготавливается аналогично. Необходимо обратиться в администрацию муниципалитета с заявлением. Проект готовится до того, как начнется подготовка плана межевания или вместе с ним.
При обращении в администрацию – алгоритм действий одинаков. Учитывая то, что проект планирования выступает в качестве базового, изначально потребуется уточнить имеется ли возможность осуществить на выбранном участке земли строительные работы согласно генплану.
Подать заявление можно только при условии, что генпланом разрешается строительство.
Рассматриваемый проект обладает силой, равной той, что обладает разрешение на проведение строительных работ. По этой причине муниципалитет уделяет большое внимание его согласованию.
Для получения проекта требуется собрать пакет документов, в который входят:
- топографическая съемка;
- задание архитектурно-планировочного типа;
- заключение градостроительного характера;
- документация правоустанавливающего значения относительно земли;
- справка, подтверждающая подключение к сетям энергоснабжения;
- техническое задание на проектирование.
Компетентными органами могут быть затребованы другие документы в зависимости от специфики плана. Согласование производится:
- главным архитектором;
- администрацией муниципального образования;
- инженерными службами.
Линейный объект
Проект планировки для объекта линейного значения состоит из основной части, которую требуется утвердить и материалов для ее обоснования. Основная часть включает в себя положения, где указываются данные относительно размещения линейных объектов. Обосновательные материалы представлены пояснительной запиской и графической частью.
В нем отражаются:
- план трассы, на котором указано обозначение транспортных сетей, линий связи, электропередач;
- границы территорий, в границах которых планируется сооружение линейного объекта.
На рисунке представлен проект проектировки и межевания территории, на которой будет построен линейный объект.
Как внести изменения в проект?
В проект требуется внести коррективы в случае наличия ошибок технического или кадастрового значения. Совершаются данные ошибки при проведении земельных работ или составлении документов. При необходимости уточнить некоторые процедуры кадастрового характера, также вносятся поправки и дополнения.
При обнаружении ошибок в межевом плане требуется составить заявление и обратиться с ним в администрацию поселения. После утверждения план не изменяется, к нему прикладывается документ, содержащий в себе внесенные поправки.
Стоимость и сроки
В случае, когда проект межевания или планировки готовится в виде отдельного документа – срок зависит от площади земельного надела. К примеру, когда площадь земли небольшая, то он может быть разработан в течение одного месяца. Если межевой план формируется совместно с проектом планировки, то сроки требуется уточнять у разработчиков.
На стоимость изготовления планов влияет площадь участка, а также его месторасположение. Средняя стоимость равна 60-70 тысяч рублей. Однако это значение может варьироваться как в большую, так и в меньшую стороны.
Нюансы
Нюансы, которые могут возникать при составлении проектов планировки и межевания земельных участков, зависят от категорий земель, где предполагается строительство.
Особая экономическая зона
При разработке плана учитываются параметры земельного надела, его расположение относительно структуры муниципального образования, также внимание уделяется существующему и планируемому окружению. На основании анализа указанных данных выбирается формат строительства.
Особые экономические части РФ
Требуется соблюдение условий:
- связь с окружающей средой;
- плотность застройки низкая;
- размещение на территории удаленной от центра или пригорода;
- наличие транспортных связей;
- территория благоустроена;
- прочие.
Главной задачей является формирование среды, которая будет обеспечивать функционирование предприятий, расположенных в ОЭЗ, а также комфортное пребывание в ней сотрудников данных организаций.
План СНТ
При межевании земельного участка, расположенного на территории СНТ необходимо согласовать процедуру с лицами, чья земля расположена по соседству, так как могут быть задеты их интересы.
Для получения согласия можно провести общее собрание либо обратиться к каждому соседу по отдельности. Приглашение на собрание обязательно должно быть в письменной форме. Отправляется оно с уведомлением о получении.
В случае, когда обратиться к соседу при помощи письма, отправленного почтовой связью нет возможности – можно поместить объявление в газете.
Составление планировки и межевания является достаточно трудоемким, при этом оформление этих документов обязательно. При коллективном строительстве, оплата работы производится за счет совместных средств, что в меньшей степени отражается на состоянии бюджета каждого, нежели, когда участник один.
Источник: oprave.com
Ппм это в строительстве план межевания
от 26 декабря 2017 года N 1089-ПП
(с изменениями на 26 июля 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
1. Утвердить Порядок подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в городе Москве (приложение).
2. Признать утратившими силу:
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 декабря 2017 года N 1089-ПП
Порядок подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в городе Москве
(с изменениями на 26 июля 2022 года)
1. Общие положения
1.1. Порядок подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в городе Москве (далее — Порядок) устанавливает последовательность действий органов исполнительной власти города Москвы по подготовке, согласованию и утверждению проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа (далее — проект межевания территории), а также определяет состав проекта межевания территории и материалов по его обоснованию.
1.2. Подготовка проектов межевания территории, за исключением случаев подготовки проектов межевания территории лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также физическими или юридическими лицами для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, в том числе в целях размещения объектов федерального или регионального значения, осуществляется:
1.2.1. Департаментом городского имущества города Москвы (далее — Департамент) — для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
1.2.2. Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее — Москомархитектура) — для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, предназначенных для размещения объектов регионального значения и (или) объектов капитального строительства, проектирование, строительство и (или) реконструкция которых предусмотрены адресной инвестиционной программой города Москвы, если размещение указанных объектов не потребует изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а также для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
1.3. В целях подготовки проектов межевания территории, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка, Департамент и Москомархитектура вправе привлекать подведомственные им государственные бюджетные, автономные учреждения города Москвы или на основании государственного контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных лиц, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.4. Подготовка проектов межевания территории Департаментом и Москомархитектурой осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.
1.5. Подготовка проектов межевания территории физическими или юридическими лицами для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, в том числе в целях размещения объектов федерального или регионального значения, а также лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет их средств самостоятельно или с привлечением иных лиц, без последующей компенсации понесенных затрат из средств бюджета города Москвы.
1.6. Подготовка проектов межевания территории, указанных в пунктах 1.2.1, 1.2.2 настоящего Порядка, а также проектов межевания территории, подготавливаемых физическими или юридическими лицами для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, в том числе в целях размещения объектов федерального или регионального значения, осуществляется на основании правового акта Департамента, содержащего решение о подготовке проекта межевания территории с указанием местоположения территории или описания границ территории (в том числе в виде графического приложения), в отношении которой осуществляется подготовка проекта межевания; сведений о государственном заказчике, физическом или юридическом лице, являющимися инициаторами подготовки проекта межевания территории (далее — заказчик).
Основанием для подготовки правового акта Департамента является обращение заказчика, содержащее обоснование подготовки проекта межевания территории, графическое приложение с указанием местоположения территории или описания границ территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта межевания, предлагаемых границ образуемых или изменяемых земельных участков, источников финансирования подготовки проекта межевания территории (далее — обращение).
Подготовка проекта межевания территории, предназначенного для установления, изменения, отмены красных линий, обозначающих границы территории общего пользования улично-дорожной сети, для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий, обозначающих границы территории общего пользования улично-дорожной сети, в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования, осуществляется на основании правового акта Департамента при наличии соответствующего решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Принятие решения о выпуске правового акта или об отказе в выпуске правового акта осуществляется Департаментом в срок не более 20 рабочих дней со дня поступления обращения.
1.7. Лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке проектов межевания территории принимаются самостоятельно.
1.8. Правовой акт Департамента, являющийся основанием для подготовки проекта межевания территории, размещается в течение трех рабочих дней с даты его принятия на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
1.9. Правовой акт Департамента о подготовке проекта межевания территории является основанием для подготовки и утверждения технического задания на подготовку проекта межевания территории (далее — техническое задание).
1.10. Состав технического задания определяется заказчиком.
1.11. Границы подготовки проекта межевания территории определяются правовым актом Департамента и уточняются техническим заданием. В случае принятия решения о подготовке проекта межевания территории лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы подготовки проекта межевания территории определяются такими лицами самостоятельно с учетом требований законодательства Российской Федерации и города Москвы.
1.12. Проекты межевания территории подготавливаются в соответствии с:
1.13. Подготовка проектов межевания территории осуществляется на основании Генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил, с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
1.15. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
1.16. При подготовке проекта межевания территории лицом, осуществляющим подготовку проекта межевания территории, проводятся натурные обследования территории, а также используются следующие исходные данные, необходимые для подготовки проекта межевания территории:
1.16.1. Сведения, содержащиеся в информационных ресурсах Единой городской картографической основы города Москвы не более трех лет до даты подготовки проекта межевания территории, в масштабе 1:500, 1:1000 или 1:2000.
1.16.2. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, и (или) сведения информационной системы Реестра единых объектов недвижимости города Москвы.
1.16.3. Сведения о границах территориальных зон и установленных применительно к ним градостроительных регламентах, об утвержденных проектах планировки территории, о градостроительных планах земельных участков, об утвержденных границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, природных и озелененных территорий, а также границах территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия.
1.16.4. Материалы и результаты инженерных изысканий в случаях, если в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации выполнение таких инженерных изысканий требуется для подготовки проектов межевания территории.
1.16.5. Сведения об элементах планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (в случае подготовки проекта межевания территории применительно к территории исторического поселения).
1.17. Местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков определяется в проектах межевания территории в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, а также иными требованиями к образуемым и изменяемым земельным участкам, установленными законодательством Российской Федерации и города Москвы, техническими регламентами, сводами правил.
1.18. Проекты межевания территории подготавливаются в соответствии с системой координат города Москвы, с использованием информационных ресурсов Единой городской картографической основы города Москвы.
1.19. Подготовленный на основании правового акта Департамента проект межевания территории направляется на согласование в Москомархитектуру, а также при необходимости в иные органы исполнительной власти города Москвы .
Подготовленный на основании решения лиц, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект межевания территории направляется на согласование в Москомархитектуру и при необходимости в иные органы исполнительной власти города Москвы.
1.20. После выполнения пункта 1.19 настоящего Порядка проект межевания территории направляется на согласование в Департамент.
1.21. Срок согласования проекта межевания территории органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пунктах 1.19, 1.20 настоящего Порядка, не должен превышать 20 рабочих дней со дня представления проекта на согласование.
1.22. Основанием для отказа органами исполнительной власти города Москвы в согласовании проекта межевания территории является несоответствие проекта межевания территории требованиям законодательства Российской Федерации и города Москвы, настоящего Порядка.
1.23. В случае непредставления в срок, указанный в пункте 1.21 настоящего Порядка, согласующими органами исполнительной власти города Москвы информации о результатах рассмотрения проекта межевания территории проект считается согласованным по умолчанию.
1.24. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы, подготовленный на основании правового акта Департамента и согласованный проект межевания территории, а также проект межевания территории, подготовленный лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляется лицом, подготовившим проект межевания территории, в соответствующие окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы для проведения публичных слушаний и одновременно указанное лицо уведомляет Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы о направлении проекта межевания территории в целях проведения публичных слушаний.
Источник: docs.cntd.ru
Что такое межевой план?
Межевой план земельного участка представляет собой подробное описание, составленное в виде чертежей, текста и таблиц. Этот документ отражает сведения о динамике изменений, которые участок может претерпеть или претерпел ранее, на момент разработки документации, состоянии границ, связи с другими участками.
При подготовке пакета документов на земельный участок необходимо иметь его графическое и текстовое описание, содержащее максимум сведений о границах, основных (поворотных) точках, расположении территории.
Эта информация содержится в межевом деле и используется для регистрации и хранения сведений о земле, принадлежащей физическому или юридическому лицу. Часть ее составляют планы, отображающие состояние на момент внесения сведений в базу данных и дальнейшее развитие, изменения в составе, размерах и конфигурации надела.
Связь межевого плана и постановки на кадастровый учет
Межевой план необходим для постановки земли на кадастровый учет. После прохождения процедуры владелец получает выписку из ЕГРН, фактически удостоверяющий права собственности на участок. Это в свою очередь дает возможность распоряжаться землей:
- продавать ее, оформлять в наследство и передавать в аренду;
- отчуждать по договору дарения и выделять доли собственности;
- получать разрешения на строительство, направлять в местную администрацию Уведомления о начале и окончании строительства;
- регистрировать в ЕГРН созданные на участке постройки, жилые дома, коммуникации и иную недвижимость.
Без регистрации в реестре и оформлении собственности невозможно застраховать свою недвижимость, распорядиться ею, оценить стоимость.
Цели и задачи составления планов участков при межевании
Межевой план земельного участка составляется в случаях, которые можно условно разделить на четыре основные группы по целям.
- Уточнение границ при обнаружении неточности, споре, изменениях на соседних наделах.
- Исправление кадастровой ошибки (ранее внесенных сведений).
- Формирование нового участка — сюда относятся все варианты, касающиеся объединения, раздела, выделения долей с последующим оформлением собственности.
- Возникновение новых участков в результате приватизации части земель, ранее находившихся в собственного государства или муниципального образования.
По результатам этой работы формируется пакет документации, содержащей исчерпывающую информацию о земле, праве владения ею, размерах и границах, местоположении, внесенных изменениях и происхождении недвижимости.
Состав межевого плана — что вносится в описание
Какие сведения вносятся в межевой план? В текстовой, или как ее иногда называют, пояснительной части содержится структурированная информация в виде текста и цифр, формул, описаний и уточнений.
- Сведения о работах — указывается цель проведения кадастровых работ, кто является заказчиком и исполнителем, какой вид плана применяется.
- Исходные данные об участке — подробно описывается состав представленных документов, уточняется геодезическая основа (координаты точек), местоположение.
- Подробное описание способа и результатов измерений, приборов для съемки и способов выполнения расчетов (формул) составляет раздел сведений об измерениях и расчетах.
- Раздел уточнений вводится и заполняется по необходимости, он содержит дополнительную информацию, раскрывающую сведения в третьем разделе.
Вся приведенная информация является основой для составления межевого плана, который и дает право зарегистрировать собственность.
Чертежи и схемы — графическая часть
Графическая часть межевого плана земельного участка содержит чертежи, на которых должно быть отображено:
- границы территории и соседние участки — земля, для которой составляется документ, обозначается красными линиями;
- координаты участка (соседних земель), данные о геодезических точках привязки к местности с координатами;
- при необходимости отображаются схемы геодезических построений, связи точек съемки.
Эта схема позволяет создать визуальное и координатное представление о территории и ее окружении. При изменениях в составе и конфигурации, выделении или слиянии участков производится оформление нового межевого плана — он отражает всю динамику, которая влияет на состав кадастрового паспорта и последующей регистрации.
Особенности составления, оформления и хранения
При составлении межевого плана инженеры и геодезисты обязаны руководствоваться федеральным законодательством, которое устанавливает требования к процессу, стандарты отображения информации на чертежах и в текстовой части, состав межевого дела и правила его оформления. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план предоставляется в Росреестр в электронном виде XML-документа.
В процессе подготовки межевого плана на земельный участок может быть составлен временный план участка, в который вносятся оперативные данные по мере производства кадастровых и межевых работ. Окончательный документ входит в состав межевого дела, выписки из него используются для кадастровой регистрации, в том числе и для внесения в ЕГРН строений и коммуникаций.
Источник: www.lenoblbti.ru