Практика в современном строительстве

В статье рассматриваются технологические и экономические особенности строительства из высокопрочного бетона. Рассматриваются вопросы применения специальных добавок, повышающих прочность бетона, и достоинства применения бетона высокопрочных марок, по сравнению с обычными марками этого материала.

Бетон в последние десятилетия является основным конструкционным материалом, который применяется в строительстве, причем его высокопрочные марки отличаются особыми свойствами, которые пока не нашли распространения в строительной практике. Высокопрочным, согласно требованиям ГОСТ 25192-2012 «Бетоны. Классификация и общие технические требования», считается бетон класса прочности при сжатии В55 и выше [1].

К числу достоинств высокопрочных марок бетона в научной и практической литературе относят его более высокую плотность, морозостойкость, долговечность, водо- и газопроницаемость, устойчивость к агрессивным химическим факторам, износостойкость [5, с. 101]. Высокопрочный бетон также отличается повышенной антикоррозионной защитой арматуры, что важно в условиях повышенной влажности или создании конструкций мостов, плотин и тому подобных сооружений. Важным фактором при выборе для строительства высокопрочных марок бетона является такое их свойство, как высокая выносливость на сжатие и растяжение, что особенно важно при сооружении не только технологических объектов, но и высотного строительства [10].

Сессия 1. BIM технологии в современной практике проектирования и строительства

При этом применение при строительстве высокопрочных бетонов для создания основных несущих конструкций в литературе отмечается как эффективное [3, с. 24]. В работах [6, 7] отмечается, что в результате использования бетона высокопрочных марок растет несущая способность основных несущих конструкций, уменьшается размер сечения конструкций, снижается расход и арматуры, и собственно бетона, конструкции отличаются также меньшим весом и большей компактностью.

Все эти достоинства применения высокопрочного бетона подтверждаются не только опытом практической работы, но и результатами исследований И.Т. Мирсаяпова и А.Г. Тамразян [7, с. 53]. Эти исследователи доказали, что применение в элементах железобетонного каркаса высокопрочного бетона В100 по сравнению с использованием бетона марок В20 и В30 отличается снижением расхода стали и уменьшает раскрытие трещин практически в два раза (при этом в некоторых элементах возможность образования трещин полностью исключается). Использование высокопрочного бетона также дает возможность при проектировании зданий и сооружений уменьшить размер поперечного сечения колонн и ригелей, что приводит к уменьшению объема бетона, который требуется для изготовления основных конструктивных элементов, что приводит к снижению стоимости строительства [6, 7].

В российской строительной практике несмотря на то, что разработаны и опробованы технологии, позволяющие получать высокопрочные бетоны, отличающиеся уникальными свойствами, они почти не применяются. Как отмечается в исследовании агентства РА Эксперт, в Российской Федерации строительство основного объема зданий и сооружений по-прежнему осуществляется из материала с классом прочности В10-В35 (прочность на осевое сжатие 150-450, или 15-45 Мпа) [4]. На это обстоятельство не слишком сильно повлияло даже массовое увеличение этажности строительства, и сегодня, как и в 1990-2000-х годах, массовое строительство использует только материалоемкие бетоны низких марок.

«Актуальные тренды в современном искусстве». Лекция Натальи Серковой в Школе дизайна

Как отмечает Ю.М. Баженов, одним из технологических условий получения высокопрочных бетонов является создание такой его структуры, которая бы отличалась особой плотностью, прочностью и монолитностью. Этого можно добиться при соблюдении нескольких условий [2, с. 226]:

  • применение высокопрочных цементов и заполнителей;
  • предельно низкое водоцементное отношение;
  • высокий предельно допустимый расход цемента;
  • применение суперпластификаторов и комплексных добавок, которые способствуют получению плотной структуры этого материала;
  • особо тщательное перемешивание и уплотнение бетонной смеси;
  • созданием для твердения бетона наиболее благоприятных условий.

Разработка модифицированных бетонов основывалась на появлении суперпластификаторов и микрокремнеземов – высокодисперсных кремнеземсодержащих материалов техногенного происхождения. Использование этих материалов и сочетание с ними небольших количеств других органических и минеральных материалов позволяет модифицировать структуру материала на микроуровне таким образом, чтобы придать бетону свойства, которые обеспечивали бы ему эксплуатационную надежность конструкций [3, с. 24].

При изготовлении высокопрочных бетонов применяются суперпластификаторы – синтетические полимеры, основное назначение которых – повышение текучести и подвижности бетонной смеси. Объем суперпластификатора составляет 0,1-1,2% от массы цемента. Основное назначение суперпластификатора – воздействие на структуру на коагуляционной стадии изготовления бетона, изменение реологических, то есть связанных с текучестью, свойств материала, что оказывает влияние на кристаллизационную структуру бетона [10].

Микрокремнезем – это очень мелкие шарообразные частицы аморфного кремнезема, их средняя удельная поверхность составляет около 20 кв. м/г, а средний размер частицы – 0,1 микрона, то есть примерно в сто раз меньше зерна цемента. Смысл добавления в бетонную смесь микрокремнезема состоит в том, что его частицы окружают каждое зерно цемента, заполняя пустоты прочными продуктами гидратации и улучшая сцепление с заполнителями [10].

При изготовлении высокопрочных порошковых бетонов в бетонную смесь вводят каменную муку, которая повышает как действие суперпластификатора, так и влияет на свойства реологической матрицы самого бетона. Это позволяет и уменьшить количество воды, и увеличить прочность получившегося материала, добавление каменной муки фактически приравнивается к увеличению объема цемента в бетонной смеси [10].

Технология изготовления высокопрочного легкого бетона основана на том, что бетонная смесь имеет специальный состав, в который входят цемент, наполнитель – микросферы, кварцевый песок, пластификатор и вода плюс минеральная часть, которая состоит из кремнеземистых компонентов. При этом этот бетон не содержит крупный заполнитель, снижение средней плотности материала происходит за счет введения в него сферических частиц микрометрического размера – углекислого газа в твердой непористой оболочке, как правило, это стеклянные или алюмосиликатные микросферы. В сочетании со специально подобранными компонентами цементно-минеральной составляющей бетона и специальными модифицирующими добавками полый наполнитель формирует одновременно прочную и плотную структуру бетона с насыщенной закрытой пористостью [5, с. 101].

Технология изготовления высокопрочного дисперсно-армированного фибробетона основана на модификации материала на двух уровнях. На микроуровне – через применение комплексных добавок (суперпластификаторы, реакционно-активные наполнители и гидрофобизаторы), которые вводятся совместно с клинкером, на макроуровне – добавкой армирующих волокнистых элементов (0,3-2%). Различают две группы фибробетона: металлическая (применяются стальные волокна различной формы и размера) и неметаллическая (используются такие материалы, как стекло, полиэтилен, углеродные волокна и так далее) [9, ч. 52]. Такая технология повышает прочность бетона при сжатии (на 4,14% при использовании синтетических, и на 6,16% – стальных волокон) и растяжении (на 10,45 и 14,53% соответственно), а также стойкость к образованию трещин и ударную вязкость [8, с. 22].

В литературе отмечается, что применение супер- и гиперпластификаторов, каменной муки, микрокремнезема и золы позволяет повысить уровень прочности получившихся бетонов до 150-200 МПа. Но повышение прочности имеет свои недостатки: повышается хрупкость, снижается коэффициент поперечной деформации (или коэффициент Пуассона) до 0,14-0,17, что влечет за собой риск внезапного разрушения конструкции [10].

Таким образом, разработка новых, современных технологий позволяет изготавливать высокопрочные бетоны нового поколения, к сожалению, как отмечают эксперты [4], все эти возможности в России не реализуются, отставание в этом плане от передовых стран уже очень значительно и с каждым годом нарастает.

Между тем, за рубежом именно при использовании всех этих технологических достижений становится возможным строительство зданий высотой до 500-800 м, однопролетных автомобильных и железнодорожных мостов с длиной пролета до 2 км, нефтяных и газовых платформ для добычи полезных ископаемых на морском шельфе и других сооружений.

При этом, как отмечается в исследовании [4], использование для изготовления центрально-нагруженной колонны сечением 300×300 мм из высокопрочного бетона класса В100 требует для своего изготовления в четыре раза меньше цемента, песка, воды, суперпластификаторов и щебня, чем изготовление аналогичной конструкции сечением 600×600 мм из бетона класса В25. Примерно в таком же соотношении снижается и вес получившейся конструкции, затраты на монтаж и перевозку необходимых материалов, повышается производительность труда и улучшаются его условия.

Таким образом, существенные преимущества строительства из высокопрочных марок бетона определяются эффектами в строительстве, транспорте, энергосбережении, экологии, особенностях природопользования. Более широкое применение в строительстве зданий и сооружений высокопрочного бетона нового поколения следует считать одной из самых важных для строительства. Ее решение приблизит строительную отрасль России к мировому уровню как проектирования, так и сооружения самых разнообразных объектов, изменит не только экономику отрасли, но и внешний вид зданий, предоставив возможность архитекторам использовать более прочные, но менее массивные и материалоемкие ажурные, легкие, надежные и долговечные конструкции.

Источник: apni.ru

Формирование профессиональных компетенций обучающихся по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений через различные формы организации практического обучения

Цапко Светлана Борисовна

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода [2].

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Формирование профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:

  1. в период введения в специальность;
  2. в период овладения специальностью;
  3. в период учебной и производственной практики[3].
Читайте также:  Льготная ипотека на строительство от Сбербанка условия

Неотъемлемой частью профессиональной подготовки является практическое обучение будущих специалистов.

Целью практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Важной составляющей частью практического обучения студентов колледжа по Федеральному государственному образовательному стандарту является учебная и производственная практики.

Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

При реализации программ подготовки специалистов среднего звена СПО (ППССЗ) производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППССЗ СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее — организация), и образовательной организацией.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения или преподавателями дисциплин профессионального цикла.

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

Практическое обучение служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа. Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии [2].

На сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновать своё решение.

В современном строительном бизнесе все более активно используются информационные технологии и специализированное программное обеспечение, соответственно, одна из учебных практик посвящена их освоению.

Студенты колледжа в учебном процессе изучают в полном объёме компьютерные технологии: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, специализированные программы: АutoCAD, Аrchi CAD, ПК ГРАНД – Смета, Кодекс Техэксперт.

Программы ориентированы на профессиональных техников — строителей, геодезистов, сметчиков, мастеров – строителей, будущих инженеров и архитекторов, специалистов в области промышленного и гражданского строительства.

В процессе обучения студенты на учебных практиках осваивают технологию и организацию выполнения строительных работ:

  • геодезические работы;
  • плотнично-столярные работы;
  • каменные работы;
  • облицовочные работы.

В процессе обучения студенты получают рабочую профессию «Штукатур», «Маляр», «Каменщик».

В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к специальности. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере производства. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения. Они имеют возможность активно включиться в целостный процесс, а также учатся умению владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости усиления практического обучения и поиска соответствующих форм организации учебного процесса, направленных на формирование комплексных (сложных) умений техника[2].

Сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволяют выпускникам колледжа успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

Планирование и организация практики на всех ее этапах обеспечивает:

-последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;

-целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций;

Источник: www.informio.ru

Архитектор: пути и перспективы : Профессиональное развитие в сфере городского планирования и архитектуры: традиционные модели и альтернативные практики. — Москва, 2017

Архитектор: пути и перспективы : Профессиональное развитие в сфере городского планирования и архитектуры: традиционные модели и альтернативные практики / Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. — Москва, 2017Архитектор: пути и перспективы : Профессиональное развитие в сфере городского планирования и архитектуры: традиционные модели и альтернативные практики / Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. — Москва, 2017

Архитектор: пути и перспективы : Профессиональное развитие в сфере городского планирования и архитектуры: традиционные модели и альтернативные практики / Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. — Москва, 2017. — 119 с., ил.

Исследование подготовлено по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы для отчетной выставки «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры» (28—29 сентября 2017 года).

Вступительное слово

Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

В постиндустриальный период индекс развития человеческого капитала становится одним из важнейших показателей того, на каком качественном уровне развития находится городская среда. Современные города конкурируют за своих жителей и стремятся предоставить передовые возможности для роста и развития каждого из них. Не случайно одним из важнейших показателей при подсчете этого индекса является уровень образования.

Современные города нуждаются в высококвалифицированных профессионалах, обладающих навыками высокой адаптации к меняющимся условиям, запросам рынка и общества, и городская среда способна во многом определять личностные и профессиональные качества горожан. С другой стороны, необходимость воспитания профессионалов градостроительного комплекса Москвы, способных реализовывать проекты, которые в корне меняют городскую ткань, а вместе с ней влияют и на образ жизни, — наша первоочередная задача. Именно поэтому мы рады, что инициативы, подобные «Открытому городу», приобретают регулярный характер и вовлекают в диалог широкие массы — профессионалов, представителей вузов, власти и рынка недвижимости, а также всех неравнодушных к устройству современного города.

В современном мире остается все меньше стандартных определений специализации и профессиональной принадлежности. Границы между профессиями стираются. Появляются новые формы взаимодействия между разными дисциплинами и науками. Быстрое развитие городов требует высокой квалификации и личностного роста от своих жителей.

В первую очередь от профессионалов, которые создают городскую среду: архитекторов, градостроителей, урбанистов. Они должны идти в ногу со временем и постоянно повышать свое образование. Нужно следить за мировым опытом и ставить перед собой цели, которые отвечают потребностям жителей.

Для Москомархитектуры важно, чтобы такие темы выносились на обсуждение. Они могут способствовать качественным изменениям в образовательной, в профессиональной и в городской среде.

В настоящее время, в мире информационных технологий и клипового мышления, ни одна профессия не может существовать, если ее ценность недостаточно артикулирована для общества. Мы регулярно видим статьи «10 профессий, которые исчезнут в ближайшее время», и наша задача — как Москомархитектуры, так и всего профессионального сообщества — своими проектами, своей деятельностью доказать, что профессия архитектора не может исчезнуть, не может быть заменена машинными технологиями.

При этом ни одна профессия не может находиться в стагнации — современное общество и технологии развиваются в геометрической прогрессии, поэтому на архитектора всегда будет возлагаться задача визионера — человека, способного предугадывать темпы и направления развития и своими проектами отвечать на задачи даже не современности, а 5—10—15-летней перспективы.

Как воспитать такого профессионала — преданного профессии, непрерывно стремящегося улучшить свои навыки, расширить знания, узнать больше о городе и людях, его населяющих? Здесь важно понимать, что эту задачу нельзя возлагать на кого-то одного — на вузы, органы исполнительной власти, девелоперов или именитых архитекторов. Эту задачу необходимо возлагать и на горожан: архитектору нужен запрос на проектирование качественной городской среды и понимание важности этого фактора не чиновниками или застройщиками, а обычными людьми, ее будущими пользователями.

В этом году мы в очередной раз проводим конференцию «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры», чтобы вывести диалог о профессии и воспитании архитектора на новый уровень — каждый раз охватывая все новые и новые вопросы и приближаясь к решению насущных проблем.

Манифест

Профессиональное развитие. Ключевые проблемы и пути решений

Выпускники школ выбирают архитектуру как профессию либо по примеру родителей, либо случайным, не всегда до конца осознанным образом. Поступить в архитектурный вуз без специальной подготовки невозможно. Зачастую именно родители решают отдать своих детей в архитектурные студии и художественные школы, где у ребенка проявляется склонность к творчеству и зарождается интерес к специальности. Но если у родителей нет желания творчески развивать ребенка, тому сложно раскрыть имеющиеся у него архитектурные таланты или интерес к архитектуре.

Студентам, не получившим определенные архитектурные знания до поступления в вуз, бывает сложно адаптироваться к предмету: на первых курсах отсутствуют вводные программы, объясняющие базовые понятия для будущих архитекторов, им не хватает поддержки со стороны преподавательского состава, неясны возможные карьерные траектории. Такие учащиеся часто разочаровываются в сделанном выборе и уходят из профессии, предпочитая другие востребованные отрасли.

Проблема проявляется и в распределении бюджетного финансирования на образование. Приоритетными для государства остаются вузы с инженерно-техническим профилем, хотя в современной ситуации кадры в сфере архитектуры и градостроительства востребованы все больше: доля выделяемых средств, направленных на благоустройство улиц и городской среды, увеличивается в связи с крупными проектами реконструкции, такими как «Моя улица».

Сегодня быть архитектором, урбанистом или дизайнером интерьера становится более престижно, чем это было раньше. Фундаментальные преобразования городской среды меняют мнение об архитекторах как об исключительно обслуживающей профессии.

Появляются новые образовательные институции, которые ориентированы на просвещение широких масс в вопросах архитектуры и урбанистики: этим занимается институт «Стрелка», МАРШ, «Москва глазами инженера» и другие экскурсионные бюро, организаторы публичных лекций в библиотеке им. Достоевского и парке Горького.

Свободное посещение подобных мероприятий открывает слушателям новые горизонты и раскрывает новые грани городской жизни. Люди начинают интересоваться новыми специальностями, новыми направлениями, хотят сделать жизнь вокруг себя лучше. Именно такие средства прививают любовь к архитектуре и популяризируют ее. Несмотря на это, о таких программах знают далеко не все — зачастую только те, кто прямо или косвенно имеет отношение к данной сфере.

Читайте также:  Какой утеплитель для строительства дома

Российское архитектурное образование основано в первую очередь на освоении теории. При этом углубленное изучение теоретических основ специальности происходит в отрыве от практики. Студентам не хватает прикладных дисциплин, которые показывали бы реальную картину проектирования и специфику ведения архитектурных проектов.

Молодые специалисты больше склонны к воображению, чем к поиску конкретных решений. Многие боятся брать на себя ответственность. Архаичность методов преподавания и анализ устаревших примеров не позволяют студентам получить целостное представление о современной ситуации в мире архитектуры и последних тенденциях в строительстве. Изучение современных материалов, передовых конструкций, принципов устойчивой архитектуры, подходов и методов успешных практикующих архитекторов крайне необходимо молодым специалистам, однако труднореализуемо в существующей системе образования в силу бюрократических, экономических и кадровых проблем.

Создание междисциплинарной образовательной площадки на базе функционирующего МИПа (малые инновационные предприятия), способствующей интеграции студентов в профессиональную проектную среду и формированию у них полноценной картины реальных процессов в проектировании и строительстве. Такая площадка поможет в формировании конкретных проектных задач и обеспечит профессиональную оценку достигнутых результатов. Дополнительным функционалом может стать создание студенческих объединений и продвижение архитектурных стартапов. Налаживание сотрудничества между вузами смежных специальностей для обмена знаниями и совместного генерирования современных передовых разработок. Выделение большего времени в учебном процессе на отработку современных приемов графической подачи материала, зачастую объединяющих в себе ручную и компьютерную графику.

Студентам сложно совмещать учебу и работу. В то же время ранний приход в профессию дает конкурентное преимущество перед сверстниками, которые еще не имеют практического опыта. Отсутствие системы грантов и целевого выделения средств организациями для подготовки необходимых профессионалов усугубляет проблему.

Сотрудничество вузов с реальными заказчиками, архитектурными бюро и девелоперами, а также привлечение студентов к реальному проектированию в коллективе под руководством педагогов дали бы им настоящее представление о профессии, помогли бы развить чувство ответственности и позволили бы выделить привлекательные направления для будущей специализации.

Качество отечественного высшего архитектурного образования во многом зависит от преподавателя и от его харизмы: смог ли он заинтересовать студентов, оказал ли поддержку при выборе специализации. При этом преподавателям, которые ведут научную деятельность и готовят регулярные публикации для подтверждения квалификации, самим сложно получать дополнительный практический опыт и развивать свои навыки, так как основная часть времени тратится именно на соблюдение необходимых формальных требований.

Введение объективного подхода в отборе абитуриентов (зачисление по портфолио или собеседованию) и оценке их работ (индивидуальные и групповые защиты, независимая комиссия). Необходимость наличия практического опыта у преподавателей, введение соответствующей категории в перечень сведений, представляемых для аттестации профессорско-преподавательского состава.

Студентам и выпускникам сложно встраиваться в реальную рабочую среду, они не готовы к командной работе и ведению собственного бизнеса. Студенты приучены выполнять проекты индивидуально, привыкают к подобному стилю работы, односторонне оценивают ее результаты и не развивают критическое мышление, которое требуется при коллективной работе. Как показывает наше исследование, современные студенты не умеют выстраивать коммуникацию с коллегами и с заказчиком.

Внедрение обязательных коллективных студенческих проектов помогло бы сформировать навыки работы в команде с распределением обязанностей. Приглашение смежных специалистов для проведения коротких курсов по развитию навыков ведения бизнеса, навыков менеджмента. Внедрение специализированных магистерских программ для подготовки более узких специалистов в области девелопмента, организации строительного процесса, исследовательской деятельности или предпроектного анализа.

Работодатели часто упоминают о недостаточности исследовательской базы у выпускников российских архитектурных вузов. Тщательный анализ градостроительного контекста в процессе разработки концепции и проектирования позволяет понять особенности застраиваемой территории, выявить недостающие элементы, учесть запросы и пожелания местных жителей (в ходе партисипаторного планирования).

Выделить дополнительные часы в программе обучения для освоения исследовательских навыков и для работы с реальными проектами, где исследовательскому этапу отводится отдельный период времени. Это научит студентов уважительно относиться к анализу градостроительного контекста и даст опыт, доказывающий необходимость проведения исследования.

Полученное студентом или выпускником дополнительное образование расширяет знания и повышает конкурентоспособность. Статистические данные доказывают, что дополнительное образование позитивно отражается и на оплате труда сотрудника. Однако сегодня у архитекторов, имеющих работу и стабильный заработок, нет мотивации к повышению квалификации. И студенты, и профессионалы убеждены, что только практика может быть источником актуальных знаний и компетенций, и делают исключение только для освоения элементарных прикладных навыков (например, короткие курсы для освоения новых компьютерных программ).

Внедрение прозрачной системы стимулов и поощрений — как для сотрудников, так и для работодателей, предоставляющих работникам возможности для дополнительного обучения. Развитие системы грантов, целевого спонсорства, образовательного кредитования, а также поиск источников финансирования интеллектуальных инициатив в сфере архитектуры и градостроительства — расширение числа публичных образовательных, исследовательских и культурных проектов.

Источник: tehne.com

Градостроительная практика и жилищное строительство в скандинавских странах. Васильев Б.Л., Платонов Г.Д. 1960

Градостроительная практика и жилищное строительство в скандинавских странах. Васильев Б.Л., Платонов Г.Д. 1960

Успешное осуществление грандиозных задач жилищного строительства и градостроения в Советском Союзе требует тщательного изучения не только отечественного, но и передового зарубежного опыта. В этой связи значительный интерес для нашей практики представляют планировка и застройка новых жилых районов в скандинавских странах, которые по своему географическому положению и климатическим условиям сходны с северо-западными районами и в известной мере со средней полосой РСФСР.

Высокий уровень строительной культуры, темпы работ, разнообразие приемов застройки и типов жилых домов, оснащенных всеми видами современного инженерного оборудования, привлекают к скандинавским странам внимание специалистов-строителей и архитекторов. Однако опыт строительства в Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии изучен у нас пока недостаточно и мало отражен в специальной литературе. Между тем в нем много поучительного.

Взять к примеру проектирование и застройку новых пригородных районов или так называемых городов-спутников вблизи крупных промышленных центров. Организация скоростных связей с основным городом, учет при проектировании перспектив развития автотранспорта, дифференциация улично-дорожной сети, необходимая при интенсивном транспортном движении, гибкость планировочных решений в соответствии с рельефом местности и другими природными факторами — все это заслуживает серьезного изучения.

В новых районах тщательно продуманы система коммунально-бытового обслуживания (от первичной сети до организации микрорайонных и общегородских центров), устройство детских площадок, спортивных сооружений, размещение и типы школьных зданий.

Много поучительного для нашей практики может дать ознакомление с приемами планировки и застройки центров, с типами жилых домов и квартир, с общими конструктивными решениями и отдельными элементами зданий. Особенно интересны решения квартир (в секционных домах), рассчитанных на одну семью.

Выявление разнообразных приемов застройки в скандинавских странах, основанных на тщательном учете местных особенностей, дифференцированном подходе к проектированию типов жилых домов, раскрывает и в наших условиях дополнительные возможности архитектурно-планировочной организации новых микрорайонов и кварталов. При переходе к широкому применению свободной планировки и использовании типовых проектов жилых и общественных зданий могут быть найдены более совершенные планировочные решения не только по функциональным качествам, но и по композиции и архитектуре.

Следует, однако, отметить необходимость критического изучения и использования современного градостроительного опыта за рубежом и, в частности, опыта скандинавских стран. Здесь недопустимо слепое копирование приемов и композиций застройки. Надо иметь в виду, что многие из них оправданы лишь в соответствующих климатических и топографических условиях с учетом всестороннего экономического анализа различных предлагаемых решений. То же относится к разнообразным типам жилых домов и квартир. Кроме того, само собой разумеется, что в зарубежном опыте имеются элементы, частично или вовсе неприемлемые для нас в силу иных социальных условий.

В данной книге рассматриваются основные принципы и приемы планировки, наиболее характерные архитектурно-планировочные решения новых жилых районов и комплексов, а также типы жилых зданий в скандинавских странах. При этом сделана попытка систематизации материала не в хронологической последовательности и не по отдельным странам, а по характерным приемам с выделением по ходу изложения специфических особенностей, свойственных той или иной стране.

В первой главе освещаются вопросы организации крупных пригородных районов или так называемых городов-спутников вблизи столиц скандинавских стран. В следующей главе дается анализ характерных приемов застройки микрорайонов, кварталов и комплексов. Третья глава посвящена организации общественно-торговых центров, в ней выявляются типичные планировочные приемы, номенклатура зданий центров, их разнообразные архитектурно-планировочные решения. В четвертой главе рассматриваются типы жилых домов, причем основное внимание уделено трех — четырехэтажным секционным зданиям, а также «точечным» — односекционным средней и повышенной этажности. Кроме того, приведены краткие сведения о малоэтажной блокированной застройке.

По размаху градостроительных мероприятий и объему жилищного и культурно-бытового строительства ведущее место среди скандинавских стран принадлежит Швеции. Поэтому в книге превалируют примеры из опыта этой страны.

Поскольку настоящая работа является одной из первых попыток анализа скандинавской архитектурно-строительной практики, она, естественно, не может претендовать на всестороннее и исчерпывающее изложение материала. Вопросы инженерного оборудования новых районов, применяемые конструкции зданий, строительные материалы, а также оборудование квартир рассматриваются в книге лишь в самых общих чертах, так как являются темами специальных исследований.

По отдельным микрорайонам и комплексам, а также по типам жилых домов и квартир приводятся технико-экономические показатели. При отсутствии опубликованных данных или их разноречивости производились подсчеты по чертежам.

В основу работы положены монографические исследования по Большому Стокгольму («General plan for Stockholm», Stockholm, 1952) и пригороду Осло Ламбертсетеру (F. Rinnan, «Lambertseter», Oslo, 1950); обзорные издания по жилищному строительству (E. Hiort, «Housing in Denmark seince 1930», London, 1952; «Fyrtiotalets svenska bostad», Stockholm, 1950; «Nordisk arkitektur 1950—1954», Helsingissä, 1955); юбилейные издания шведской и норвежской строительных фирм («HSB», Stockholm, 1954 и «Oslo Bolig og Sparelag 1929—1954», Oslo, 1954); сообщения шведского Научно-исследовательского института строительства («Höghus-Laghus, Tva utredninger Statens nämd for byggnadsforskning», Rapport nr. 31, Stockholm, 1955); французское издание (R. Auzelle, «Dokuments d’Urbanisme», Paris, 1947—1955).

Авторы приносят благодарность шведским архитекторам и инженерам А. Аронсону, И. Ертену, Г. Форцену и О. Бенгтсену за предоставленные ими материалы и сообщенные сведения о практике строительства ,в Швеции, руководителям муниципального жилищного и гражданского строительства архитекторам Клаусену и Андерсену — за информацию о застройке новых жилых районов Дании, норвежскому архитектору Ф. Риннан, членам финской делегации Э. Сухонену, Л. Люитекайнену и Э. Пелтонену, а также обществу «Финляндия — СССР» за присланные ими данные о современном строительстве в Финляндии.

Читайте также:  Сп 49 безопасность в строительстве

Введение

Опыт планировки и застройки жилых районов в скандинавских странах в силу ряда обстоятельств, связанных с их политическим и экономическим развитием, обособленным географическим положением, во многом отличается от практики проектирования и строительства в других европейских странах.

В то же время при общих чертах, характерных для Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии, вместе взятых, различие геолого-топографических условий, природных ресурсов и климата обусловило местные архитектурно-строительные традиции и своеобразие развития архитектуры и градостроительства в каждой из этих стран.

Ведущее место среди капиталистических государств северной Европы принадлежит экономически наиболее развитой Швеции. Свыше 140 лег не участвуя в войнах, она в период двух последних мировых войн не только не пострадала, но получила колоссальные доходы от торговли стратегическим сырьем и промышленной продукцией. В настоящее время это индустриально-аграрная страна, ряд отраслей промышленности которой имеет мировое значение (судостроение, производство бумаги, добыча железной руды, древесины).

Высокая послевоенная конъюнктура в Швеции дала возможность вести жилищное строительство в широких масштабах — крупными жилыми районами — для разрешения давно назревшей проблемы децентрализации больших промышленных городов, обеспечения жильем населения, прибывающего в эти города в связи с интенсивной индустриализацией страны. По широте и глубине разрабатываемых и осуществляемых в послевоенные годы задач шведский опыт жилищного строительства и градостроения во многом служит образцом не только для стран Северной Европы, но и для мировой архитектурно-строительной практики

Экономика остальных скандинавских стран — подвергшихся оккупации Дании и Норвегии и втянутой агрессивными кругами в разорительную для нее войну Финляндии — была в период второй мировой войны в той или иной степени подорвана В районах военных действий наряду с промышленными объектами сильно пострадал жилой фонд. В связи с этим после войны потребовалось более или менее длительное время для восстановительных работ и смягчения жилищного кризиса. Тенденция к повышению строительного стандарта при одновременном увеличении масштабов строительства наблюдается лишь с начала 1950-х годов.

Средняя плотность населения в скандинавских странах различна. В Дании она достигает 100 чел/км 2 , в то время как в Норвегии, Швеции и Финляндии составляет соответственно лишь 10, 16 и 13 чел/км 2 .

Внутри каждой страны население распределяется далеко не равномерно. В Норвегии оно концентрируется в основном в ее южной части и по побережью, в Швеции — в южной и центральной частях, в Финляндии — на юге и западе. Вместе с тем процесс индустриализации в этих странах привел к резкому изменению в соотношении между численностью населения сельских местностей и городов.

Число жителей в городах возросло здесь до 50% и более по отношению к общему количеству населения. Причем наибольшей концентрации оно достигло в столицах, являющихся крупнейшими промышленными центрами. Так, в столице Дании проживает около четверти всего населения страны (при этом число жителей Большого Копенгагена почти равно населению всех остальных городов, вместе взятых), в Стокгольме — 11%, а в Осло и Хельсинки соответственно 13 и 10%.

Интенсивный приток населения в города выдвинул перед скандинавскими градостроителями проблему разуплотнения старых промышленных центров и вытекающие отсюда задачи создания новых благоустроенных пригородных районов.

Существующее между скандинавскими странами экономическое и культурное сотрудничество, которое облегчается удобными транспортными связями, проявляется и в области строительства. Помимо систематического обмена опытом, организуются объединенные съезды строителей, архитекторов и представителей смежных специальностей. На этих съездах подвергаются всестороннему обсуждению наиболее актуальные вопросы, интересующие все представленные страны. Так, на последнем съезде, происходившем в Хельсинки в 1953 г., дебатировались вопросы стандартизации и типизации, этажности и типов жилых зданий.

Однако выработка общих норм хотя бы для каждой страны в отдельности до сих пор остается лишь пожеланием. Этому препятствует главным образом конкуренция между архитектурно-строительными фирмами, которая приводит к многотипности в застройке. Кроме того, выдвигаются возражения против широкой типизации со ссылкой на трудности применения типовых проектов в условиях сложного пересеченного рельефа.

Проектированию крупных жилых районов предшествует большая подготовительная работа научно-исследовательского характера, включающая обобщение своего и зарубежного опыта, опрос населения, статистический и экономический анализ и пр. Широко применяются открытые конкурсы, победители которых получают право на осуществление строительства.

До окончательного утверждения проекта обычно разрабатывается целая серия вариантов, проверяемых на макетах в различных масштабах с возрастающей детализацией.

Архитектору, привлекаемому к разработке проекта застройки отдельного комплекса или квартала по плану, утвержденному архитектурно-строительными органами муниципалитета, предоставляется право свободной компоновки зданий в рамках заданного лимита плотности, так называемого «коэффициента эксплуатации», представляющего собой отношение полезной площади всех этажей (включая конструктивную) к общей площади участка.

Функции архитектора в каждой стране различны. В то время как в Дании он несет ответственность за объект до окончания строительства, фактически являясь производителем работ, в Финляндии обязанности его ограничиваются проектированием и периодическим авторским надзором. Как правило, в составлении проекта и осуществлении его в натуре принимает участие специальный ландшафтный архитектор.

Основным строительным материалом в Дании, бедной сырьевыми ресурсами, является кирпич, вырабатываемый из местных глин, в Норвегии и Финляндии — дерево; в Швеции, где развиты цементная промышленность (на базе местных мергелей) и сталелитейное производство, относительно большой удельный вес в строительстве занимают конструкции из сборного железобетона и плиты «сипорекс» (газобетон) и «итонг» (тип газосиликата).

Принятые типы жилых зданий и приемы планировки, помимо локальных условий, во многом также зависят от методов организации строительства, степени и характера его механизации.

При всем многообразии применяемых в современной практике скандинавских стран типов зданий их можно свести к четырем основным группам: 1) индивидуальные одно-, двухэтажные дома; 2), сблокированная одно-, двухэтажная застройка; 3) многосекционные здания в 3—4 этажа; 4) односекционные здания в 4—5 этажей и башенного типа в основном высотой в 7 и 10 этажей.

Первый тип дома получил в послевоенное время наибольшее распространение в Норвегии и отчасти Финляндии, где жилищное строительство ведется преимущественно из дерева (в Норвегии 70—80% всего объема). Малоэтажная блочная застройка применяется главным образом в Дании и за последние годы в Швеции. Многосекционные здания средней этажности (как правило, из кирпича) широко распространены повсеместно. Дома башенного типа, строительство которых требует значительного оснащения механизмами и наличия развитой промышленности строительных материалов, возводятся главным образом в Швеции в условиях пересеченной местности и скального грунта.

Как известно, степень механизации строительных работ в капиталистических странах во многом определяется стоимостью рабочей силы. Наличие большой резервной армии труда и, следовательно, дешевой рабочей силы, нередко обусловливает отказ от применения дорогостоящих мощных механизмов.

Так, в Финляндии, где труд строителей оплачивается ниже, чем в других скандинавских странах, уровень механизации сравнительно невысок. Наоборот, в Швеции, где строители относятся к категории наиболее высокооплачиваемых рабочих и где в них ощущается острый недостаток, механизация строительных работ получила большое развитие.

Помимо традиционных методов строительства, в скандинавских странах применяются новые, более прогрессивные, основанные на использовании современных средств механизации, новых облегченных и экономичных материалов, конструкций и элементов заводского изготовления (стеновые панели, лестничные марши, подвесные балконы, плиты «сипорекс» и «итонг» для стен и перекрытий). Наряду с конструкциями из сборного железобетона в строительстве высотных зданий башенного типа применяется монолитный бетон в передвижной инвентарной опалубке. Незначительный вес элементов заводского изготовления позволяет ограничиваться в процессе строительства средствами малой механизации.

Стремление максимально облегчить вес наружных стен привело к разработке различных систем с несущими поперечными стенами, из которых следует отметить датскую «калтон» и норвежскую «сельвааг». Особенностью первой является бетонирование внутренних стен-панелей на перекрытии, непосредственно на месте установки, с последующим поворотом в вертикальное положение. Особенность второй системы — применение для наружных самонесущих стен, вместо бетонных элементов, деревянных щитов или обрешетки с теплоизоляцией. Эта конструкция особенно распространена в Финляндии и Норвегии, где бетон является дефицитным материалом.

В зданиях малой и средней этажности практикуется возведение несущих поперечных стен из кирпича. Застройка крупных комплексов, как правило, ведется поточными методами Новые жилые комплексы и районы (в том числе с малоэтажной застройкой усадебного характера), как правило, обеспечены всеми видами современных санитарно-технических устройств (водопровод, газ, теплофикация, электрификация). Прокладка инженерных сетей производится до начала строительства. Шахты водопроводных и канализационных труб (обычно совмещенные) прокладываются скрытыми по возможности на внутриквартальной территории.

Строительство финансируется как частными предпринимателями, так и жилищно-кооперативными обществами. Кроме того, в послевоенные годы возросла роль государственного и муниципального финансирования в виде ссуд на льготных условиях индивидуальным застройщикам и строи тельным фирмам. Цель такого финансирования — повысить интенсивность строительства для преодоления вызванного войной жилищного кризиса и тем самым в какой-то степени способствовать снижению квартирной платы.

Однако цены на квартиры в новых домах продолжают расти, и квартиры, предназначенные для малообеспеченных слоев населения, фактически заселяются зажиточными квартиросъемщиками или пустуют. Таким образом, всячески пропагандируемая «теория социальной стратификации», призванная создать иллюзию «гармонически развивающегося бесклассового общества» путем совместного расселения различных слоев населения в новых благоустроенных районах, терпит явный крах.

В Швеции, достигшей в 1957 г. рекордного для скандинавских стран объема жилищного строительства — 62 тыс. квартир, тем не менее нет еще достаточной обеспеченности жильем. Масштабы жилищного строительства в других скандинавских странах, соответственно меньшей численности населения, более скромны. В Дании в 1950—1955 гг. строились в среднем 21 тыс. квартир в год, в Норвегии и Финляндии соответственно 30 и 31 тыс.

Характерной чертой послевоенного жилищного строительства является то, что оно ведется, как правило, укрупненными массивами на неосвоенных территориях. При этом наблюдается тенденция к включению в жилые комплексы необходимых учреждений и устройств коммунально-бытового обслуживания.

Наиболее крупные жилые районы и города-спутники создаются в пригородной зоне больших промышленных центров и столиц.

Источник: books.totalarch.com

Рейтинг
Загрузка ...