Правила безопасности при строительстве железной дороги

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование, строительство и эксплуатацию новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных путей* и усиление (реконструкцию) существующих линий общего пользования колеи 1520 мм под нагрузку от оси четырехосного вагона на рельс 245 кН (25 тс), погонную нагрузку восьмиосного вагона 103 кН (10,5 тс) и движение поездов со скоростями: пассажирских — до 200 км/ч, грузовых — до 120 км/ч, грузовых ускоренных и рефрижераторных — 140 км/ч (включительно). Для магистралей со скоростями, превышающими указанные, должны разрабатываться по заданию заказчика и утверждаться им специальные нормы.

Настоящие нормы распространяются на внешние железнодорожные подъездные пути** по согласованию с органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Настоящие нормы не распространяются на железнодорожные пути, где предусматривается замкнутое обращение подвижного состава с более высокими осевыми и погонными нагрузками.

Правила безопасного поведения на железной дороге

1. К внешним железнодорожным подъездным путям относятся пути необщего пользования, предназначенные для перевозок грузов предприятий и соединяющие станцию примыкания общей сети с промышленной станцией, а при ее отсутствии — с погрузочно-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления внутренних железнодорожных путей.

2. Краткосрочное восстановление разрушенных в результате возникновения чрезвычайных ситуаций линий и временные обходы допускается проектировать по специально разработанным нормам.

2. Нормативные ссылки

СНиП 2.01.15-90. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования

ГОСТ 9238 — 83. Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

3. Общие положения

3.1 Железные дороги проектируются, строятся и эксплуатируются как комплексные обслуживаемые природно-технические системы, функциональная надежность которых обеспечивается наличием необходимой инфраструктуры и эксплуатационной базы хозяйств дороги, строящихся одновременно со строительством дороги.

В обязательную инфраструктуру железной дороги входят: станции и узлы, устройства и сооружения путевого, пассажирского, грузового, локомотивного и вагонного хозяйств, сооружения и сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения тяговых и нетяговых потребителей, сооружения и устройства электрификации, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), связи и автоматизированного управления железнодорожным транспортом; служебно-технические, жилые и общественные здания поселков на линейных и узловых раздельных пунктах, специальные сооружения и устройства обеспечения противопожарных требований и работы дороги в чрезвычайных ситуациях.

Устройства и сооружения железнодорожного хозяйства должны удовлетворять требованиям отраслевых норм технологического проектирования.

Строительная часть объектов железнодорожного хозяйства, их инженерное оборудование должны удовлетворять требованиям соответствующих строительных норм и правил и государственных стандартов.

Запоминаем правила безопасности при переходе через железную дорогу

3.2 Новые железнодорожные линии и подъездные пути, дополнительные главные пути и усиливаемые (реконструируемые) существующие линии в зависимости от их назначения в общей сети железных дорог, характера и размера перевозок подразделяются на категории, приведенные в табл.3.1.

3.3 Величина ограничивающего уклона*** не должна превышать для железных дорог скоростных, особогрузонапряженных и I категории — 18 , II — 20 , III — 30 , IV — 40 .

На международных магистральных линиях руководящий уклон следует принимать не более 12,5 независимо от грузонапряженности.

3.4 Кривые участки пути новых железных дорог должны быть возможно больших радиусов. Радиусы кривых, м, следует принимать равными 4000, 3000, 2500, 2000, 1800, 1500, 1200, 1000, 800, 700, 600, 500, 400, 350, 300, 250, 200, 180.

3.5 Потребная пропускная способность перегонов должна обеспечивать заданные размеры грузового и пассажирского движения месяца максимальных перевозок с учетом времени на технологические перерывы для содержания и планового ремонта сооружений и устройств, а также допустимого коэффициента использования пропускной способности для компенсации внутрисуточных колебаний и эксплуатационных отказов в работе, принимаемого не более: 0,85 — для однопутных линий и подъездных путей; 0,87 — для участков с двухпутными вставками: 0,91 — для двухпутных линий и дополнительных главных путей.

3.6 На прямых участках перегонов расстояние между осями первого и второго пути, а также третьего и четвертого пути должно быть не менее 4100 мм. Расстояние между осями второго и третьего пути должно быть не менее 8000 мм, а при скорости движения пассажирских поездов св. 140 км/ч на участках, где эти скорости могут быть реализованы, — не менее 10000 мм.

В трудных условиях на головных участках у крупных городов и узлов и на станциях по согласованию с органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта допускается уменьшать это расстояние до 6000 мм, с соответствующим снижением скорости движения поездов.

На кривых участках пути расстояние между осями первого и второго пути, а также третьего и четвертого пути следует увеличивать в зависимости от радиуса кривой.

3.7 При строительстве железной дороги в проекте должны быть предусмотрены в необходимых случаях режимные наблюдения по специальным программам для объектов, подверженных опасным природным воздействиям.

Технологические процессы и комплексы работ, не имевшие аналогов или не применявшиеся ранее в аналогичных условиях строительства, могут выполняться первоначально в экспериментальном порядке при соответствующем научном сопровождении, с последующей при необходимости корректировкой проектной документации.

Устройства, используемые в период строительства и временной эксплуатации дороги для проведения наблюдений за состоянием сооружений и температурным режимом грунтов оснований, передаются заказчику одновременно со сдачей объекта в постоянную эксплуатацию.

Читайте также:  Сп инженерно экологические изыскания для строительства общие правила производства работ

3.8 Необходимо обеспечивать заданный уровень надежности по прочности, стабильности и устойчивости всех сооружений от вибродинамического воздействия поездов при минимальных приведенных строительно-эксплуатационных затратах и наименьшем ущербе для окружающей среды.

3.9 Следует выполнять требования по обеспечению безопасности движения поездов и охране труда рабочих в период строительства и эксплуатации с учетом наличия запретных (опасных) зон и районов при объектах по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе, опасных химических и биологических веществ, а также продуктопроводов для их транспортирования. Размеры запретных (опасных) зон и районов определяются по специальным нормативным документам, утвержденным в установленном порядке и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты.

3.10 Производство строительно-монтажных работ в полосе отвода железной дороги, которое может привести к повреждению линий и устройств автоматики, телемеханики, связи, электроснабжения, контактной сети, пути и других железнодорожных сооружений, допускается выполнять только под непосредственным наблюдением ответственных представителей соответствующих служб управления железнодорожной администрации или предприятия, в ведении которых находятся данные сооружения.

3.11 При наличии подготовленного земляного полотна, искусственных сооружений, верхнего строения пути, а также других определенных проектом устройств железнодорожного хозяйства должна предусматриваться возможность открытия рабочего движения поездов со строительными грузами.

Предельные скорости движения поездов при рабочем движении устанавливаются по условиям обеспечения безопасности.

3.12 Временная эксплуатация построенных участков железнодорожной линии является неотъемлемой частью строительства и должна обеспечивать обкатку пути в установленном проектом объеме.

Ввод во временную эксплуатацию дороги или отдельных ее участков осуществляется при доведении технической готовности дороги до уровня, обеспечивающего перевозки не только строительных, но и народнохозяйственных грузов, багажа, почты и пассажиров.

Источник: www.dokipedia.ru

Правила безопасности при строительстве железной дороги

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

УТВЕРЖДАЮ
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов
16 февраля 2006 г. N ВМ-1258

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И (ИЛИ) РЕМОНТЕ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОАО «РЖД»

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок обеспечения безопасности движения поездов, сохранности инженерных коммуникаций и электробезопасности работников при производстве строительных и строительно-монтажных работ (далее — работы) на железнодорожных станциях, перегонах, в полосе отвода железных дорог и в охранной зоне производственных объектов, сооружений и устройств ОАО «РЖД», получения заказчиками строительства и строительными организациями разрешающих документов на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог, а также порядок обеспечения контроля за их производством.
2. В настоящем Положении под понятиями «заказчик», «строительная организация», «генеральный подрядчик» и «подрядная организация» подразумеваются структурные подразделения ОАО «РЖД» и сторонние организации, отношения с которыми строятся на договорной основе.

В случае привлечения сторонних организаций требования настоящего
Положения должны быть включены в соответствующие договоры с
указанными организациями по согласованию с ними.
3. Разрешающими документами на производство работ являются разрешение на строительство, реконструкцию и (или) ремонт объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (далее — разрешение), акт-допуск на строительство, реконструкцию и (или) ремонт объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (далее — акт-допуск) и наряд-допуск на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог (далее — наряд-допуск).

II. Порядок получения разрешения

4. Разрешение оформляется службой капитального строительства железной дороги, утверждается начальником железной дороги и выдается заказчику комплексных инвестиционных проектов ОАО «РЖД» стоимостью свыше 100 млн. рублей на весь объем и срок работ.
5. Для получения разрешения заказчик должен предоставить службе капитального строительства железной дороги следующую документацию:
согласованный с железной дорогой договор генерального подряда (наряд-заказ) на строительство, реконструкцию и (или) ремонт объекта инфраструктуры ОАО «РЖД», заключенный в установленном порядке;
проект в объеме СНиП, прошедший экспертизу, согласованный и утвержденный в установленном порядке;
квалификационные документы заказчика (в случае привлечения сторонней организации): копии лицензий, перечень проектов, реализованных за последние 3 года, сведения о квалификации руководителей и инженерно-технического персонала, назначенных для осуществления технического надзора на объекте;
квалификационные документы генерального подрядчика (в случае привлечения сторонней организации): копии лицензий, структурная схема организации, перечень объектов, построенных за последние 3 года, перечень собственного оборудования и техники, сведения о квалификации инженерно-технических работников и специалистов, осуществляющих технический надзор за строительством;
перечень субподрядных организаций, привлекаемых генеральным подрядчиком для производства работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог;
копия договора о ведении авторского надзора проектной организацией и копии документов о назначении лиц, ответственных за ведение авторского надзора на объекте;
копии полисов комплексного страхования рисков при производстве работ и гражданской ответственности перед третьими юридическими и физическими лицами.

III. Порядок получения акта-допуска

6. Акт-допуск (в том числе на отдельные особо важные для железной дороги объекты) утверждает и выдает строительной организации главный инженер отделения железной дороги, в зоне действия технических сооружений и устройств которого ведется строительство, реконструкция и (или) ремонт объекта инфраструктуры ОАО «РЖД» (при отсутствии отделения в составе железной дороги — заместитель начальника или главный инженер железной дороги).
В рамках реализации комплексного инвестиционного проекта ОАО «РЖД» акт-допуск выдается генеральному подрядчику (если он своими силами ведет работы на объекте) или субподрядной организации.
7. Рассмотрение представленных генеральным подрядчиком или субподрядной организацией в технический отдел отделения железной дороги документов для получения акта-допуска и оформление акта-допуска осуществляются в течение пяти рабочих дней.
Главный инженер отделения железной дороги выдает акт-допуск или возвращает документы с замечаниями.
8. Акт-допуск выдается как на строительство объектов, входящих в состав комплексных инвестиционных проектов ОАО «РЖД», так и на строительство объектов, сооружаемых по отдельным проектам, на весь объем работ и на срок, предусмотренный проектом производства работ (ПНР) и договором подряда (нарядом-заказом).
9. До выдачи акта-допуска причастные подразделения отделения железной дороги согласовывают ППР по объекту, после чего его утверждает главный инженер отделения железной дороги.
10. В ППР, кроме материалов, соответствующих требованиям СНиП-12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», должны входить:
перечень зон совмещенных работ (с учетом работы в местах прохождения подземных коммуникаций), при которых необходимо присутствие представителей причастных структурных подразделений отделения железной дороги;
график предоставления «окон» в движении поездов на весь период работ с указанием продолжительности «окон» и строительных организаций, привлеченных для работы в период предоставления «окон»;
строительные генеральные планы на нелинейные объекты точечной застройки, находящиеся в зоне действия технических сооружений и устройств (депо, посты ЭЦ, вокзалы и другие) железных дорог.
11. До выдачи акта-допуска и начала работ подрядчик назначает ответственного производителя работ на объекте, заказчик — ответственного за осуществление технического надзора на объекте, главный инженер отделения железной дороги — ответственного за организацию надзора и контроля за производством работ.
12. Руководители причастных структурных подразделений отделения железной дороги (дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути, гражданских сооружений) назначают ответственных за осуществление технического надзора и сохранность действующих устройств и подземных коммуникаций.
13. До начала производства работ по строительству, реконструкции и (или) ремонту объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» главный инженер отделения железной дороги организует проверку знаний ответственными производителями работ подрядных организаций документов, указанных в приказе МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации».
14. Для получения акта-допуска генеральный подрядчик (субподрядчик) должен предоставить следующие документы:
договор подряда (наряд-заказ) между заказчиком и генеральным подрядчиком на строительство объекта или между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, которому по договору передано строительство объекта;
проектно-сметная документация на строительство объекта, прошедшая экспертизу, согласованная и утвержденная в установленном порядке;
разрешение, выданное железной дорогой (в случае если объект входит в состав комплексного инвестиционного проекта ОАО «РЖД»);
согласованный и утвержденный в установленном порядке ППР;
квалификационные документы строительной организации (в случае привлечения сторонней организации): копии лицензий, структурная схема организации, перечень объектов, построенных за последние 3 года, перечень собственного оборудования и техники, сведения о квалификации инженерно-технических работников и специалистов;
перечень субподрядных организаций, привлекаемых генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов работ, с приложением основных квалификационных документов;
копия договора о ведении авторского надзора проектной организацией и копии документов о назначении лиц, ответственных за ведение авторского надзора на объекте;
копии полисов комплексного страхования рисков при производстве строительно-монтажных работ и гражданской ответственности перед третьими юридическими и физическими лицами;
список аттестованных производителей работ подрядчика;
перечень специального подвижного состава (СПС), локомотивов, землеройной техники с указанием сроков заводского, деповского ремонта и других плановых видов работ, с приложением акта контрольно-технического осмотра;
список лиц, допущенных к управлению СПС, локомотивами и землеройной техникой, копии свидетельств на право управления СПС и локомотивами и другие документы, предусмотренные Инструкцией по движению и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790;
копии документов о назначении подрядчиком ответственного производителя работ по объекту;
копии документов заказчика о назначении ответственного за осуществление технического надзора на объекте — инспектора технадзора по объекту.
15. В случае неоднократного нарушения правил производства работ лицо, выдавшее акт-допуск, имеет право отозвать его.

Читайте также:  Кс6 в строительстве образец в экселе

IV. Порядок выдачи наряда-допуска

16. Основанием для выдачи наряда-допуска строительной организацией является акт-допуск и утвержденный в установленном порядке ППР.
17. Наряд-допуск выдается строительной организацией и согласовывается работниками эксплуатирующих подразделений отделения железной дороги, ответственными за обеспечение технического надзора и сохранность действующих устройств и подземных коммуникаций, согласно СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ.
18. Отделение железной дороги ведет реестр согласованных нарядов-допусков с указанием сроков начала и окончания работ, а также с отметкой о закрытии нарядов-допусков.
19. Лица, согласовавшие наряды-допуски, организуют контроль за выполнением предусмотренных в них мероприятий по обеспечению безопасности производства работ.
20. Наряд-допуск на период предоставления «окна» выдается в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 ноября 2001 г. N ЦД-862.

V. Порядок организации контроля за производством работ
в зоне действия технических сооружений и устройств

21. Начальник железной дороги устанавливает систему контроля за производством работ, предусматривающую закрепление за строительными объектами ответственных представителей причастных служб железной дороги, инспекторов по качеству и приемке работ, ответственных за технический надзор и контроль за качеством выполнения работ и работников эксплуатирующих подразделений (дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, пути, гражданских сооружений и т.д.) отделений железной дороги.
22. При оформлении разрешения, выдаваемого на основании договора подряда (наряда-заказа), в службе капитального строительства железной дороги ведется реестр генподрядных и субподрядных организаций, участвующих в строительстве объектов.
23. В ППР необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие безопасность движения поездов, безопасность работ, охрану окружающей среды, сохранность сооружений и инженерных коммуникаций, ограждение места производства работ сигналистами и присутствие на месте работ представителей эксплуатирующих подразделений. В ППР должны быть включены действия руководителя работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (нарушение габарита приближения строений машинами и механизмами, сползание откосов насыпи и другие нарушения, угрожающие безопасности движения поездов или сохранности сооружений и устройств ОАО «РЖД»).
24. Перед началом работ ответственные представители подрядной организации совместно с представителями эксплуатирующих подразделений проводят инструментальную проверку нахождения на месте работ инженерных коммуникаций.
25. Для обеспечения безопасности движения поездов и сохранности инженерных коммуникаций работы в устройствах электроснабжения (контактной сети, воздушных и кабельных линиях электроснабжения), а также в действующих энергетических установках производятся:
в соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог, утвержденными МПС России 5 апреля 2000 г. N ЦЭ-750, и Инструкцией по технике безопасности при эксплуатации тяговых подстанций, пунктов электропитания и секционирования электрифицированных железных дорог, утвержденной МПС России 17 октября 1996 г. N ЦЭ-402;
под руководством ответственного производителя работ в должности не ниже прораба, имеющего среднее профессиональное или высшее образование, группу по электробезопасности и практический опыт работы в устройствах электроснабжения не менее одного года;
в устройствах электроснабжения по нарядам-допускам форм ЭУ-115 (на производство работ по контактной сети, ЛЭП, ВЛ и связанных с ними устройствах) и ЭУ-44 (для работ в электроустановках тяговых подстанций, постов секционирования и энергетики), оформляемым руководителями линейных подразделений дистанций электроснабжения.
26. Запрещается приступать к земляным работам в пределах железнодорожных станций и на перегонах без письменного разрешения ответственных представителей эксплуатирующих подразделений отделения железной дороги.
27. При наличии инженерных коммуникаций в охранной зоне места производства работ в пределах железнодорожных станций и в полосе отвода железной дороги эксплуатирующее подразделение устанавливает временные знаки, указывающие на наличие и направление прокладки трасс кабелей и других коммуникаций.
28. Земляные работы выполняются после проведения диагностики на отсутствие кабелей и других коммуникаций в границах производства работ, а также после принятия мер по защите или переносу трасс кабелей на безопасное расстояние.
29. Перед началом работ на железнодорожной станции или в полосе отвода железной дороги ответственный представитель эксплуатирующего подразделения делает запись в журнале формы ДУ-46 в установленном порядке. К работам на перегоне разрешается приступать только после получения согласования поездного диспетчера, а на железнодорожной станции — согласования дежурного по станции. Допуск к работам в устройствах электроснабжения осуществляется по приказу энергодиспетчера. Запрещается производство работ, если на месте работ отсутствует хотя бы один представитель эксплуатирующих подразделений. Присутствие представителей эксплуатирующих подразделений, которые согласовывают начало работ, проверяется по установленной связи с поездным диспетчером или дежурным по железнодорожной станции.
30. Для обеспечения безопасности движения поездов работы, связанные с нарушением нормальной работы устройств СЦБ и связи, выполняются под непосредственным руководством ответственного работника дистанции сигнализации и связи в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, утвержденной МПС России 31 декабря 1997 г. N ЦШ-530.
31. Ответственные представители причастных служб железной дороги, отделений железной дороги, эксплуатирующих подразделений железной дороги, инспектора заказчиков должны и имеют право:
требовать от подрядных организаций выполнения работ в полном соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, соблюдения СНиП, технических условий и требований других нормативных документов на производство и приемку работ на железнодорожном транспорте;
требовать прекращения работ, выполняемых с отступлениями от проекта, или при обнаружении брака, влекущего снижение эксплуатационных качеств объекта;
вносить в журнал производства работ требования и указания по вопросам качества работ, применяемых строительных материалов, изделий и конструкций;
выдавать предписания об устранении допущенных нарушений при производстве работ;
запрещать производство работ при возникновении ситуации, угрожающей безопасности движения поездов.
32. В случае возникновения при производстве работ опасных или вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядами-допусками, руководитель работ подрядной организации должен прекратить работы, аннулировать наряды-допуски и возобновить работы только после выдачи новых нарядов-допусков.
33. Если при производстве работ допускаются случаи невыполнения мероприятий, предусмотренных нарядами-допусками, или нарушения технологии производства работ, угрожающие безопасности людей, движению поездов, загрязнению природной среды, сохранности инженерных сооружений и устройств, ответственные за организацию надзора и контроля за производством работ имеют право изымать наряды-допуски с выдачей предписания о запрещении дальнейшего производства работ, с последующим письменным уведомлением лиц, выдавших наряды-допуски.

Читайте также:  Необходим ли СРО в строительстве

Источник: jd-doc.ru

Рейтинг
Загрузка ...